Изобразительное искусство республики башкортостан - изобразительное искусство башкирии - современное изобразительное искусство башкортостана. Музеи, выставочные залы

С татья посвящена 450 – летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Определившее судьбу башкирского народа, это историческое событие в значительной степени повлияло и на ход развития общей культуры республики, богатство и многообразие которой сформировалось на основе взаимодействия и взаимовлияния национальных культур, народов, живущих в Башкортостане.

Ярким отражением этого синтеза стало , существовавшее до начала XX века лишь в форме народного творчества.

Возникновение первых художественных выставок в Уфе относится к 1910-м годам и связано с именами башкирских живописцев первого поколения К. С. Девлеткильдеева, М. Н. Елгаштиной, А. П. Лежнева, А. Э. Тюлькина, И. И. Урядова. Основанная на опыте русской художественной школы, их живопись впитала в себя эстетику народного быта, литературно-фольклорного наследия и культурных традиций башкир. На протяжении нескольких десятилетий эти основные слагаемые определяли тематику и формировали основные качества локальной художественной школы. Появившиеся в республике только в середине XX века печатная графика, скульптура и керамика унаследовали эти основные черты.

Живописные полотна Р. М. Нурмухаметова , Б. Ф. Домашникова , А. Ф. Лутфуллина , А. Д. Бурзянцева , А. В. Пантелеева, А. Х. Ситдиковой, скульптурные произведения А. П. Шутова, Б. Д. Фузеева, З. Р. Басырова, керамические панно, станковая скульптура и мелкая пластика Т. П. Нечаевой, серии офортов и литографий Э. М. Саитова. .. Экспозиция башкирского раздела на российских и всесоюзных выставках с середины века становятся все полнее по жанровому и видовому составу, а произведения все обширнее и интереснее по содержанию и художественным образам.

К 1960-м годам башкирское изобразительное искусство в общем контексте искусства страны стало явлением заметным и самобытным, специфику которого определило не только национальное содержание, но и оптимистический настрой произведений, обеспеченный искренней добротой, открытой непосредственностью образов и яркой насыщенностью колорита.

Именно эти качества определили то неповторимое своеобразие, которое позволило еще в середине прошлого века появиться в отечественном искусствознании термину «башкирская школа ». Небольшой ретроспективный раздел, куда вошли произведения художников, представлявших искусство республики на всероссийских и всесоюзных выставках того времени, дает общее представление об основных характеристиках этой школы.

На протяжении нескольких десятилетий развивавшееся в пределах одной лишь традиционно – реалистической стилистики, как в целом и вся изобразительная культура России социалистического периода, башкирское искусство 1960 – 1970-х годов сумело представить зрителю великолепные по исполнительскому мастерству и глубоко индивидуальные по изобразительной структуре произведения. Многообразие в жанровом и видовом отношении, они очерчены определенным кругом тематики: природа, быт и люди, участие Башкирии в социально – политической жизни страны.

Рамиль Абдуллин . Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель. 41 Х 56.

На рубеже XX – XXI веков молодое поколение художников привнесло в башкирское искусство иное видение мира, более широкую проблематику и новые художественные взгляды. В произведениях все настойчивее стали звучать философские размышления о мире, человеке и человечестве, отражающие мировоззренческие позиции авторов. В новых исторических условиях свобода творчества обрела значение основной тенденции в мироощущении художников.

Изобразительное искусство республики периода 1990 -2000-х годов в сравнении с предыдущими периодами его развития – явление стилистически более разнородное и многослойное, не ограниченное строгими рамками какой – либо одной изобразительной системы или определенной проблематики. В нем нашла свое воплощение и творческая переработка художественного опыта предыдущих лет (интерес к истории, бережное отношение к наследию народного творчества, идущие от него изобразительные качества – декоративное звучание колорита, ритмический рисунок композиций). Одновременно с реалистической традицией, демонстрирующей свой жизнестойкий характер, оно характеризуется и непрерывными активными поисками нового языка. Одним из наиболее распространенных формообразующих приемов в этих поисках стала стилизация. Лежащий в основе многих живописных и графических работ, способных в своей художественной ценности конкурировать с лучшими образцами традиционного реалистичного искусства, принцип стилизации формы вкупе с находками новых пространственных решений породил целый ряд художественных направлений.

Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло. 142 Х 167. Из собрания БГХМ им. М. В. Нестерова.

Основой творчества многих современных башкирских мастеров послужило сохранению качеств, достигавшихся в наследство от традиционной народной культуры, и художественный опыт русского авангарда первой волны. Именно так в башкирской живописи в 1990-х годах появилось, а к 2000-м заняло устойчивые позиции направление неопримитивизма, давшее немало интересных и искренних в своем искусстве художников.

Попытки по – новому использовать декоративные качества колорита, которыми характеризовалась реалистическая живопись предыдущих десятилетий, в творчестве отдельных современных авторов обернулись появлением экспрессивных по цвету полуабстрактных композиций, в которых часто используются элементы башкирского национального орнамента. Эти тенденции в равной степени коснулись и живописи, и акварели, и художественного текстиля.

В пластическом искусстве устойчивые позиции по-прежнему занимает портрет, но стремление шире отразить предметный и живой мир помогло башкирским скульпторам мастерски освоить и анималистический жанр. Разнообразнее становится и изобразительный язык: наряду с традиционными реалистическими, в экспозиция выставок все чаще появляются и стилизованные формы, и формы – знаки, метафорическое содержание которых значительно расширяет диапазон тем и образов скульптуры.

Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло. 118 Х 137.

На новый уровень развития к началу третьего тысячелетия выходит и республиканская графика. Наиболее мобильная в силу своей специфики, она с каждым годом все чаще участвует в многочисленных международных выставках и конкурсах. Подпитываемая современными тенденциями, свойственными и зарубежному, и российскому графическому искусству, в своем стремлении вырваться за пределы узких рамок традиционного печатного искусства, она активизирует поиски в области техники, осваивает крупноформатный лист и все дальше уходит от реалистических форм. Но и в темах, и в образах, и в заимствовании из народного искусства принципов и элементов орнаментики настойчиво проявляются попытки башкирских графиков сохранить самобытность, не затеряться в мировом пространстве.

Не все, что появлялось в культуре Центральной России и ее регионов на рубеже XX – XXI веков, в сложный для страны исторический период, получило развитие в искусстве Башкортостана. Нахлынувшие огромной волной произведения, исключающие важность рисунка как основы, случайные композиции, лишенные цветовой гармонии, наконец, игнорирующие вообще какое – либо содержание или художественный образ и построенные на одном стремлении эпатажности, уже с начала 1990-х годов начали заполнять российские выставочные залы. Как отдельные опыты подобные работы имели место и в творчестве некоторых башкирских художников, однако довольно скоро исчезли с республиканских выставок. К началу XXI века художники Башкортостана подошли с отчетливо оформившимся стремлением осознания собственного места в мировом пространстве, разумно перенеся акценты в искусстве с поиска оригинального изобразительного языка на содержание произведения и эмоциональный характер образов, а в качестве главных приоритетов выбрав художественную значимость произведения и профессиональные достоинства.

Камиль Губайдуллин . Утро поэта. 2006. Из серии "Акмулла" с 2005. Офорт. 50 Х 65.

Сегодня башкирское изобразительное искусство представляет собой достаточно развитую систему художественных направлений, основанную на традициях, оставленных в наследие реализмом и русским авангардом начала XX века и народным творчеством. Лишь небольшая часть его ориентирована на опыт западноевропейских мастеров XX века. Однако в единстве с эстетикой национальной культуры, так или иначе проявляющейся в творчестве башкирских художников, обращение к изобразительному языку европейского искусства не вызывает ассоциаций с каким – либо определенными образцами.

Ирина Оськина, искусствовед.

Декоративно – прикладное искусство башкир

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы, сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно – прикладным искусством. Истоки башкирского декоративно – прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно – прикладного искусства, которое воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, художественно - декоративной обработки дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшении жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В эпоху средневековья в Башкортостане получили развитие такие виды изобразительного искусства, как наскальные изображения, монументальная скульптура и архитектура. Для выполнения наскальных изображений использовались обнаженные выходы скал. На гладкой поверхности их краской или гравировкой наносились фигуры животных, птиц. Наиболее своеобразна среди них фигурки человека с луком. В миниатюрных произведениях прикладного искусства кочевников особенно часто изображались медведи и кони в виде подвесок и амулетов. Медведи обычно изображались стоящими на всех четырех лапах и с опущенной вниз головой. В изображении лошадей выражалось почитание этого благородного животного, они с такой любовью и мастерством выполняли контур мирно отдыхающего животного. Некоторые мастера изображали конские фигуры в сдвоенном виде. Это имело определенный смысл: как бы усиливало охранительное значение амулета для его владельца, защищало от злых сил со всех сторон.

Дореволюционное декоративно – прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи. В обычное время в кругу семейных забот почти не оставалось времени для творчества. Лишь немногие, наиболее талантливые мастерицы продолжали заниматься любимым делом. Их слава зачастую уходила далеко за пределы деревни.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его.

Декоративно – прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлета и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир. Одним из важных условий для дальнейшего успешного развития современного декоративно – прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому ученые изучают сегодня башкирское прикладное искусство, выясняют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А художники – прикладники и народные умельцы в соем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский народный орнамент

Одним из самых популярных видов декоративно – прикладного искусства башкир является народный орнамент. В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узоры». Башкиры издавна многообразным, ярко красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. Первый подарок невесты – башкирки жениху состоял из вышитых орнаментом по белому льняному полотну нательных рубашек, портянок, носовых платков. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерть, занавеси – шаршау, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые, верующие члены семьи, для них на темно – синем или темно – зеленом полотне вышивался невестой коврик – намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались в соответствии со вкусом и фантазией исполнителей, передавались из поколения в поколение. По технике выполнения в большинстве случаев они были ручными: именно такой способ был доступнее для женщины.

Башкирский народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогащался рисунками, переносимыми из других культур. Башкирский орнамент сегодня успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров. Башкирские мастера – резчики внесли в украшение жилищ. Ставни элементов, обусловленных всем внутренним строением народной культуры. При этом предпочтение отдается традиционной орнаментике, к примеру, сложным композициям из S-образных фигур, рогообразному узору «кускар». В украшении жилищ важное место занимает также и цвет. В окраске чаще используется белый цвет, несколько реже – голубые и светло – голубые тона в сочетании с белым. Менее распространено употребление светло – зеленых и светло – желтых цветов. Наличники завершались карнизами. Им придавали разные формы. Например, форму пологой арки, концы которой представляли собой прямые отрезки, загнутые кверху. Подкарнизные доски оформляли фигурными накладками. На подоконной доске и над карнизом наличника принято помещать силуэты птиц. Окна домов снабжают ставнями. Ставни оформлялись резьбой или росписью. Мастера – резчики выполняли на небольшую глубину круг, полукруг, ромб в сочетании с другими простейшими формами.

Декоративно – прикладное искусство русского народа

В задушевной русской песне, в архитектурном ансамбле белокаменного Суздаля, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в народной резьбе по дереву, в наивной и радостной по цвету вятской игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, щедрая и талантливая мастеровитость, вечное стремление к прекрасному. Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Характерной особенностью произведений русского народного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто конкретные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными. Исследователь русского народного прикладного искусства М.Н.Каменская отмечает, что в декоративно – прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются два вида изображений – сюжетные и орнаментные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т.д. Помимо символических образов, большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, китоврас – получеловек – полузверь, единорог – конь с рогом во лбу, крылатый зверь гриф и др., созданные народной фантазией. Они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в тоже время сохраняли черты традиционной условности. Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент почти не оставляет фона. Отдельные элементы геометрического орнамента глубокие исторические корни. Они пришли от славян – язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси.

В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, от общения людей между собой, от общения с природой. В роскошных узорах Хохломы – разноцветье трав и ягод природы средней полосы России. Фантастические букеты Городецких купавок, ромашек, оформляющих наивные сюжеты из жизни купеческих кавалеров и барышень, как бы воплощают нравственно – эстетические идеалы простого народа Руси. Поэтому декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа. Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирную известность дымковской игрушки, если не знать русскую деревню, ее историю, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой, здоровой, румяной воплотился в образе крепкой бабы с ребенком, в статной горделивой красавице – водоноске.

Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей. Русское декоративно – прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно уникально: тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованые решетки, расписные платки, ювелирные украшения – всего и не счесть.

Отечественные педагоги А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Н.С.Карпинская, В.М.Федяевская отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждают в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узочатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.

Текстиль в декоративном искусстве башкир

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению народного искусства и домашних ремесел. В республике Башкортостан активно развивается профессиональное декоративное искусство, в том числе основанное на народных традициях. Это касается и текстильных техник, таких как вышивка, аппликация, лоскутное шитье.

Вещи, которые создавались в народном быту, имели не только практическое, но и эстетическое значение.

Примером декоративных ремесел может служить интерьерная композиция «Песня», которая воспроизводит фрагмент убранства жилища башкир. Две девушки башкирки, сматывая пряжу, тихо напевают о чем-то своем. В ней представлены практически все ремесла, которые считались женским занятием.

Организации внутреннего пространства жилища придавалось особое значение. Юрта, в которой долгое время жили башкиры – кочевники, имела полусферический интерьер с отверстием в куполе. Оно было многофункционально: это и источник света, и дымоотвод, и солнечные часы. С ним связан и композиционный центр интерьера – традиционная часть убранства – «урын». На специальной деревянной подставке устанавливался сундук, на котором возвышалась стопка одеял и подушек, перехваченных специальной лентой. Именно «урын» составляет основу нашей композиции.


У башкир, как и у многих народов России, была развита техника составления орнаментов из кусочков тканей. Подобным образом украшали коврики, подстилки, одеяла.

В башкирской практике составление орнаментов из лоскутков осуществлялось двумя способами: в технике мозаики и в технике аппликации. В мозаике нарезанные заготовки (квадраты, треугольники, прямоугольники) сшивались по задуманной схеме. Подобные изделия у башкир назывались «корама» - «сшитыми из лоскутков». В нашей композиции, одеяло, покрывающее сундук, выполнено в технике лоскутного шитья. Рисунок очень простой. Он состоит из квадратов различных по цвету, отделанные по краю окантовкой.


К искусству мозаики была близка аппликация. Треугольники становились главным элементом во многих орнаментальных композициях. Из них составлялись квадраты и ромбы. Ромбы собирались в звездочки. Из таких фигур разного цвета выкладывался орнамент покрывала, ковра, паласа.

Выбор цвета в узоре зависел от традиционных цветовых сочетаний и индивидуальных склонностей мастерицы. Во многих мозаичных орнаментах присутствует красный цвет, который сочетается с синим, зеленым, фиолетовым. А также с нежными оттенками: розовым, сиреневым, голубым. Традиционно сочетание красного с черным. Для панно выбраны те цвета, которые позволили создать определенный колорит.

Вышивание являлось традиционным и излюбленным женским занятием. Вышивали на сукне, бархате, холсте. Для рукоделия использовали гарус, шелк, шерстяную пряжу, хлопчатобумажные нитки. Начинали вышивать в раннем детстве. Украшели вышивкой скатерти, салфетки, полотенца, занавески, коврики, одежду. Башкирская вышивка оригинальна сочетанием «кускарного» орнамента и техники «двойной тамбур». «Кускарным» назывался орнамент из завитков. Он применялся в украшении кожаных, войлочных изделий, преобладал в вышивке и аппликации. «Кускарные» композиции отличались бесконечной вариативностью. Мастерицы использовали известные фигуры, усложняли или упрощали их, создавали всевозможные комбинации. Разнообразило орнамент и цветовое решение.

В композиции вышивка используется в украшении ленты («тушак тартма»), которая предназначалась для скрепления подушек и украшения сложенной на сундуке постели. Вышитые на лентах замысловатые фигуры орнамента не только оберегали от колдовства и порчи, но и обеспечивали удачное соединение мужчины и женщины.

Техника вышивки «двойной тамбур» или «козлик в окантовке», или «косая сетка» является излюбленной у башкирских мастериц.

Выполнение «кускарного» орнамента начинается с обводки рисунка на ткани. Затем рисунок заполняется «двойным тамбуром» и, наконец, готовая вышивка обводится обычным тамбуром. Лента украшалась бисером, монетами, кораллами, кисточками. Яркие насыщенные цвета на черном, темно красном или темно зеленом фоне, белая или черная обводка рисунка придавали ленте нарядный вид.



Знакомство с материальной культурой родного края является неотъемлемой частью работы учителя. Рассматривание кукол, одежды, украшений, вышивки вызывает неподдельный интерес у ребят. У них появляется желание самим попробовать свои силы в той или иной технике. Постепенно, шаг за шагом они осваивают приемы изготовления предметов народного быта, соприкасаясь тем самым с истоками народной культуры.

29.08.2010 12:04

С татья посвящена 450 – летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Определившее судьбу башкирского народа, это историческое событие в значительной степени повлияло и на ход развития общей культуры республики, богатство и многообразие которой сформировалось на основе взаимодействия и взаимовлияния национальных культур, народов, живущих в Башкортостане.

Ярким отражением этого синтеза стало , существовавшее до начала XX века лишь в форме народного творчества.

Возникновение первых художественных выставок в Уфе относится к 1910-м годам и связано с именами башкирских живописцев первого поколения К. С. Девлеткильдеева, М. Н. Елгаштиной, А. П. Лежнева, А. Э. Тюлькина, И. И. Урядова. Основанная на опыте русской художественной школы, их живопись впитала в себя эстетику народного быта, литературно-фольклорного наследия и культурных традиций башкир. На протяжении нескольких десятилетий эти основные слагаемые определяли тематику и формировали основные качества локальной художественной школы. Появившиеся в республике только в середине XX века печатная графика, скульптура и керамика унаследовали эти основные черты.

Живописные полотна Р. М. Нурмухаметова , Б. Ф. Домашникова, А. Ф. Лутфуллина , А. Д. Бурзянцева, А. В. Пантелеева, А. Х. Ситдиковой, скульптурные произведения А. П. Шутова, Б. Д. Фузеева, З. Р. Басырова, керамические панно, станковая скульптура и мелкая пластика Т. П. Нечаевой, серии офортов и литографий Э. М. Саитова. .. Экспозиция башкирского раздела на российских и всесоюзных выставках с середины века становятся все полнее по жанровому и видовому составу, а произведения все обширнее и интереснее по содержанию и художественным образам.

К 1960-м годам башкирское изобразительное искусство в общем контексте искусства страны стало явлением заметным и самобытным, специфику которого определило не только национальное содержание, но и оптимистический настрой произведений, обеспеченный искренней добротой, открытой непосредственностью образов и яркой насыщенностью колорита.

Именно эти качества определили то неповторимое своеобразие, которое позволило еще в середине прошлого века появиться в отечественном искусствознании термину «башкирская школа ». Небольшой ретроспективный раздел, куда вошли произведения художников, представлявших искусство республики на всероссийских и всесоюзных выставках того времени, дает общее представление об основных характеристиках этой школы.

На протяжении нескольких десятилетий развивавшееся в пределах одной лишь традиционно – реалистической стилистики, как в целом и вся изобразительная культура России социалистического периода, башкирское искусство 1960 – 1970-х годов сумело представить зрителю великолепные по исполнительскому мастерству и глубоко индивидуальные по изобразительной структуре произведения. Многообразие в жанровом и видовом отношении, они очерчены определенным кругом тематики: природа, быт и люди, участие Башкирии в социально – политической жизни страны.

Рамиль Абдуллин . Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель. 41 Х 56.

На рубеже XX – XXI веков молодое поколение художников привнесло в башкирское искусство иное видение мира, более широкую проблематику и новые художественные взгляды. В произведениях все настойчивее стали звучать философские размышления о мире, человеке и человечестве, отражающие мировоззренческие позиции авторов. В новых исторических условиях свобода творчества обрела значение основной тенденции в мироощущении художников.

Изобразительное искусство республики периода 1990 -2000-х годов в сравнении с предыдущими периодами его развития – явление стилистически более разнородное и многослойное, не ограниченное строгими рамками какой – либо одной изобразительной системы или определенной проблематики. В нем нашла свое воплощение и творческая переработка художественного опыта предыдущих лет (интерес к истории, бережное отношение к наследию народного творчества, идущие от него изобразительные качества – декоративное звучание колорита, ритмический рисунок композиций). Одновременно с реалистической традицией, демонстрирующей свой жизнестойкий характер, оно характеризуется и непрерывными активными поисками нового языка. Одним из наиболее распространенных формообразующих приемов в этих поисках стала стилизация. Лежащий в основе многих живописных и графических работ, способных в своей художественной ценности конкурировать с лучшими образцами традиционного реалистичного искусства, принцип стилизации формы вкупе с находками новых пространственных решений породил целый ряд художественных направлений.

Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло. 142 Х 167. Из собрания БГХМ им. М. В. Нестерова.

Основой творчества многих современных башкирских мастеров послужило сохранению качеств, достигавшихся в наследство от традиционной народной культуры, и художественный опыт русского авангарда первой волны. Именно так в башкирской живописи в 1990-х годах появилось, а к 2000-м заняло устойчивые позиции направление неопримитивизма, давшее немало интересных и искренних в своем искусстве художников.

Попытки по – новому использовать декоративные качества колорита, которыми характеризовалась реалистическая живопись предыдущих десятилетий, в творчестве отдельных современных авторов обернулись появлением экспрессивных по цвету полуабстрактных композиций, в которых часто используются элементы башкирского национального орнамента. Эти тенденции в равной степени коснулись и живописи, и акварели, и художественного текстиля.

В пластическом искусстве устойчивые позиции по-прежнему занимает портрет, но стремление шире отразить предметный и живой мир помогло башкирским скульпторам мастерски освоить и анималистический жанр. Разнообразнее становится и изобразительный язык: наряду с традиционными реалистическими, в экспозиция выставок все чаще появляются и стилизованные формы, и формы – знаки, метафорическое содержание которых значительно расширяет диапазон тем и образов скульптуры.

Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло. 118 Х 137.

На новый уровень развития к началу третьего тысячелетия выходит и республиканская графика. Наиболее мобильная в силу своей специфики, она с каждым годом все чаще участвует в многочисленных международных выставках и конкурсах. Подпитываемая современными тенденциями, свойственными и зарубежному, и российскому графическому искусству, в своем стремлении вырваться за пределы узких рамок традиционного печатного искусства, она активизирует поиски в области техники, осваивает крупноформатный лист и все дальше уходит от реалистических форм. Но и в темах, и в образах, и в заимствовании из народного искусства принципов и элементов орнаментики настойчиво проявляются попытки башкирских графиков сохранить самобытность, не затеряться в мировом пространстве.

Не все, что появлялось в культуре Центральной России и ее регионов на рубеже XX – XXI веков, в сложный для страны исторический период, получило развитие в искусстве Башкортостана. Нахлынувшие огромной волной произведения, исключающие важность рисунка как основы, случайные композиции, лишенные цветовой гармонии, наконец, игнорирующие вообще какое – либо содержание или художественный образ и построенные на одном стремлении эпатажности, уже с начала 1990-х годов начали заполнять российские выставочные залы. Как отдельные опыты подобные работы имели место и в творчестве некоторых башкирских художников, однако довольно скоро исчезли с республиканских выставок. К началу XXI века художники Башкортостана подошли с отчетливо оформившимся стремлением осознания собственного места в мировом пространстве, разумно перенеся акценты в искусстве с поиска оригинального изобразительного языка на содержание произведения и эмоциональный характер образов, а в качестве главных приоритетов выбрав художественную значимость произведения и профессиональные достоинства.

Цели:

1. Познавательные:

  • познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;
  • уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.

2. Развивающие:

  • продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;
  • научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.

Оформление:

  • записи башкирских мелодий;
  • плакаты и рисунки башкирского орнамента;
  • шаблоны матрешки и сапожка;
  • краски, кисти, карандаши, цветная бумага, клей;
  • работы местных мастериц.

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.

Р.Б.Даутова

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканных и вышитых вещей:

  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах. Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:

Орнаментальные комплексы

Краткая характеристика

Применение

Примеры

1 Первый комплекс (древнейший). Включает простые геометрические фигуры. Основной принцип композиции – бордюры и розетки. При украшении изделий из дерева, кожи, росписи и иногда в вышивке и аппликации.
2 Второй комплекс. Составляет криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн. Встречается в вышивке, аппликации тканью, в оформлении обуви с суконными голенищами.
3 Третий комплекс. Растительные узоры. В женской и мужской одежде.
4 Четвертый комплекс. Объединяет группу сложных узоров. Это восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы или различные многогранники. Украшаются ковры, шаршау, скатерти, концы полотенец.
5 Пятый комплекс. В виде парных изображений птиц и животных, разделенных растительным орнаментом. Для женских налобных повязок и аппликаций для обуви.
6 Шестой комплекс. Включает в себя геометрические узоры, простые и сложные. В орнаменте одежды и предметов убранства жилища.

2. Закрепление.

1. Для закрепления полученных знаний по башкирскому орнаменту вы разрисуйте готовые шаблоны башкирских кукол и сапогов .

В башкирской семье старались чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны должны расписать в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров.

2. Кто справился с первым заданием, приступает ко-второму: составляем узор ковра.

Коврами застилали пол в тирме (юрте), нары. На коврах спали, отдыхали, ими украшали свои жилища. Представим, что вы в ткацком цеху и вам как дизайнерам нужно придумать узоры для ковров.

3. Подведение итогов.

Анализ выполненных работ.

При анализе обращать внимание на элементы творчества, на цветосочетание.