Музыкальные музеи россии. Центральный музей музыкальной культуры имени М

Стандартный набор: прогулки, кафе, пляжи, покупки, музеи. Музыкант (или большой любитель музыки) всегда постарается найти какие-нибудь хорошие концерты на местности, или посетить музыкальный музей. Об одном из самых известных таких мест, Зале Славы Рок-н-ролла, . А сегодня расскажем про еще несколько важных для истории музыки и интересных музеев.

1. THE BEATLES STORY - ЛИВЕРПУЛЬ, АНГЛИЯ

Музей был основан в 1990 году, размещён он в подвальной части Альберт-дока, на территории исторических зданий Ливерпульского порта. На входе в посетители могут получить аудиогид, в том числе на русском языке. Переходя из комнаты в комнату, посетители наблюдают историю зарождения и расцвета группы Битлз. Каждая комната посвящена одному из периодов истории Битлз и её участников: рождение первой группы Джона Леннона Quarrymen, поездка Битлз в Гамбург, знакомство с Брайаном Эпстайном, выступления в клубе Cavern и так далее, вплоть до распада группы в 1970 году.

В музее собраны уникальные экспонаты: концертные костюмы и инструменты участников группы, фотографии, тексты песен, пластинки, воспоминания очевидцев и архивные видео. Отдельный стенд выделен для подарков, присланных русскими поклонниками группы. На выходе из музея располагается магазин сувениров с символикой легендарной группы. http://www.beatlesstory.com

2. МУЗЕЙ МУЗЫКИ И НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ - СИЭТТЛ, США


Главный вдохновитель проекта - миллиардер Пол Ален, бывший соратник по компании Microsoft Била Гейтса и большой поклонник Джимми Хендрикса. Он много лет вынашивал подобный проект. Идея создать такое необычное строение возникла у архитектора Фрэнка Гэри после того, как он разрезал электрогитару. Он замыслил сооружение без точных форм и правильного расположения стен, окон и потолка как символ пластичности и энергии музыки. После того, как здание распахнуло свои двери в 2000 году, в 2004 к нему добавился Музей научной фантастики и зал славы, и теперь весь комплекс носит единое название - Experience Music Project and Science Fiction Museum and Hall of Fame.

В рамках выставки Музея научной фантастики представлены разнообразные фантастические книги, журналы, газеты и различные предметы, которые использовались для съемок фильмов. Среди «фантастических» предметов можно увидеть сидение капитана Кирка из легендарного сериала «Звездный путь», шлем злого Дарта Вэйдэра из «Звездных войн», а также огромного пришельца, высотой 6 метров, из фильма «Чужие». http://www.empmuseum.org

3. BRITISH MUSIC EXPERIENCE - ЛОНДОН, АНГЛИЯ


Если вы знаете, в чем особенности любимой гитары Ноэля Галлахера и помните, кто такой Клифф Ричардс, то получите неописумое удовольствие от посещения интерактивной экспозиции, расположившейся в самой большой лондонской арене О2. Музей был открыт шотландской группой The View в 2009 году.

Свыше 3000 фото и картин, 600 видеоклипов и столько же предметов, принадлежавших звездам поп- и рок-музыки. Также здесь находится коллекция аудиотехники с 40-х годов прошлого века, интерактивная студия, у посетителей есть возможность разучить «танец десятилетия» (причем в полном одиночестве!), попробовать себя в роли ди-джея и узнать все о любимом исполнителе или группе.

4. МУЗЫКОГРАД - ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ


Музыкоград - группа посвященных музыке учреждений, расположенных в квартале Ла Виллет, в 19 районе Парижа. Сооружение было спроектировано архитектором Кристианом де Портзампарком и открылось в 1995 году. В нем находится лекционный зал, концертный зал на 800–1000 мест, музей музыки со значительной коллекцией инструментов, датирующихся в основном XV–XX веками, выставочные залы, помещения для практических занятий и архивов. Музыкоград, один из Больших проектов Франсуа Миттерана наряду с Парком Ля Вилетт заново открыл для публики бывший район скотобойни Ля Вилетт.

5. БРАЗИЛЬСКИЙ МУЗЕЙ МИРОВОЙ МУЗЫКИ - САН-ПАУЛУ, БРАЗИЛИЯ


Более миллиона различных релизов хранится в этом музее - здесь представлена самая большая коллекция записей во всей Южной Америке. Это архив и исследовательский центр - здесь собирают популярную музыку всех стран и времен. Артисты, представленные здесь, не ограничиваются подписанными на лейблы - в музее можно найти записи независимых музыкантов.

Также одна из амбиций музея - это собрать релизы каждой языковой группы, существующей в мире. http://www.brazilworldmusicmuseum.com/

6. МУЗЕЙ КАЛАКУТА - ЛАГОС, НИГЕРИЯ


В 2012 году городское управление Лагоса превратило дом легенды афробита Фелы Кути в музей, чтобы “поддержать культурное наследие и отпраздновать 74 день рождения” мультиинструменталиста и активного участника движения за права человека. В музее находится огромная коллекция одежды Кути, его инструментов, записей и многого другого.

7. МУЗЕЙ RAMONES - БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ


Музей Ramones в Берлине открылся спустя год после смерти Джонни Рамона, 16 сентября 2005 года. Располагался он на улице Solmsstrasse, а его экспозиция насчитывала более 300 так или иначе связанных с группой предметов, среди которых находились уникальные и единственные в своем роде вещи.

На его сайте можно прочитать следующее: «Вы спросите: какого черта первый и единственный музей Ramones появился не в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, Токио, Риме, Буэнос-Айресе, а в Берлине, в Германии?». История музея связана с именем Фло Хайлера, который обзавелся первыми вещами с символикой Ramones на берлинском концерте 1990 года и больше не смог остановиться, успев неоднократно лично пообщаться с музыкантами.

В ноябре 2007 года основатель музея был вынужден закрыть его по причине непомерно возросшей арендной платы, но спустя меньше чем год, 8 октября 2008 года, заведение открылось в новом месте – и по сей день оно располагается по адресу Krausnickstraße 23. https://www.ramonesmuseum.com/

8. ДОМ-МУЗЕЙ БОБА МАРЛИ - КИНГСТОН, ЯМАЙКА


Эту ярчайшую достопримечательность Кингстона ежегодно посещают тысячи меломанов и туристов, чтобы больше узнать о жизни, прожитой легендарным исполнителем регги.

Дом, находящийся за кирпичной стеной, разрисован портретами Марли. Во внутреннем дворике стоит скульптура - Боб Марли со своей гитарой. Вырезки из газет (с репортажами о гастролях), многочисленные фотографии, платиновые и золотые диски украшают стены двухэтажного дома.

Здесь все осталось почти без изменений: спальня с просторной кроватью, покрытой покрывалом в красно-желто-зеленых тонах, а на ней лежит гитара Боба Марли в форме звезды, маленькая кухня. На стенах дыры от пуль, они остались с того времени, когда была попытка покушения на певца в 1976 году. http://www.bobmarleymuseum.com/

9. МУЗЕЙ ДЖОННИ КЭША - НЭШВИЛЛ, США


В американской столице кантри Нэшвилле в 2013 году открылся музей Джонни Кэша в честь 80-летия легендарного музыканта, скончавшегося в 2003-м году. Инициатором открытия музея стал Билл Миллер, коллекционер и эксперт по творчеству Кэша.

В числе экспонатов, помимо прочего, здесь выставлены и памятные вещи, находившиеся в первом мемориальном музее Джонни Кэша в Теннесси, просуществовавшем до 1999-го года. Эту коллекцию передала в распоряжение Миллера семья звезды кантри. Новый музей располагается на одной из центральных улиц Нэшвилла - Лоуэр-бродвей.

«Билл Миллер оказывал неоценимую поддержку моему отцу при жизни, - отметила дочь Джонни Кэша, известная кантри-певица Розанна Кэш, - и его коллекция, должно быть, самая полная в мире. Экспонаты музея подобраны в высшей степени профессионально и академично».

В планах наследников музыканта организация еще одного музея – в семейном доме Кэшей в Диссе, штат Арканзас. Там предполагается восстановить интерьеры, в которых Кэш рос в 30-е и 40-е.

Музей Глинки, или Центральный музей музыкальной культуры, демонстрирует огромную коллекцию инструментов всех эпох и народов, количество экспонатов которой приближается к тысяче. От исторических редкостей до современных устройств для извлечения звуков можно увидеть в этом обширном собрании. Главное здание музейного объединения выстроено специально для этого хранилища, основу которого составили экспонаты, собранные энтузиастами из Московской консерватории с момента ее основания в 1866 году.

Вестибюль музея Глинки встречает посетителей бюстом великого композитора, нотной и текстовой цитатами автора Патриотической песни, некоторое время бывшей российским гимном. Ноты этого произведения сопровождаются неофициальным текстом, который вместе с музыкой претендовал на статус государственного символа еще в царское время.

Здесь посетители знакомятся с анонсами мероприятий, оставляют верхнюю одежду, приобретают входные билеты на постоянную экспозицию либо тематические выставки. Основная постоянная экспозиция располагается на 2-м этаже, на 3-ем организуются временные показы на разнообразные темы.

В вестибюле размещен один из примечательных экспонатов, недавнее приобретение музея Глинки – европейский оркестрион. Этот механический инструмент воссоздает звучание инструментального оркестра, такие устройства использовались в ряде европейских стран в качестве музыкального сопровождения танцевальных мероприятий.

Музыкальные инструменты, расположенные на лицевой стороне своеобразного оркестра, издают характерные для них звуки, аккордеоны при этом даже демонстрируют движения мехов. В России такие инструменты распространения не имели, тем интереснее знакомство с оркестрионом для наших любителей музыкальных диковинок.

Второй этаж, вмещающий основную экспозицию музея Глинки, начинается просторным холлом, где проходят различные выставки, посвященные музыкальной культуре. Главным украшением помещения является живописный цветной витраж, который с наружной стороны здания гораздо больше по габаритам.

Массивная лестница ведет на 3-й этаж для посещения тематических временных экспозиций. Композиция из нескольких колоколов напоминает о роли церковного звона как в жизни русского народа, так и в музыкальных пристрастиях Глинки.

Также в холле установлен орган работы германского мастера Ладегаста, которым владел с 1868 года потомок купеческого рода Хлудовых, единственное сохранившееся изделие этого мастера. Подаренный Московской консерватории и сменивший еще несколько владельцев, инструмент был практически разорен.

Непростое восстановление внутренностей органа было проведено в 1998 году вильнюсскими органными мастерами под руководством Гучаса. Сейчас этот инструмент позиционируется как старейший в России орган, сохранивший работоспособность, и он действительно используется при организуемых музеем Глинки органных концертах.

Постоянная экспозиция музея Глинки, рассказывающая об истории происхождения и широком разнообразии музыкальных инструментов народов мира, расположена в пяти залах второго этажа. Разными цветами окраски фона витрин они наглядно отделяются друг от друга. Деление залов, представляющих самые древние из известных инструментов, произведено по географическому принципу. Отдельный зал выделен европейским экспонатам с делением по странам, остальные континенты делятся внутри другого зала с выделением экспозиций отдельных стран.

Дальше залы представляют инструменты, отличающиеся по принадлежности к духовым или симфоническим, ударным и клавишным. Выделены механические и электронные музыкальные инструменты, устройства для записи звука и его воспроизведения с различных носителей.

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Музыкальные инструменты восточных стран

Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.

Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.

Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.

Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек. Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности.

Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.

Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки

Создание скрипок и других смычковых инструментов было издавна и является сейчас работой высокой сложности. Подготовка древесины для различных частей и деталей инструментов требовала владением многими технологическими операциями – резанием и сверлением, измерениями и различными методами соединения деталей. Необходимые для этих работ инструменты и приспособления представлены на верстаке скрипичного мастера в воссозданном интерьере мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.

Мастера скрипичного дела могли изготовить изделие любых размеров, от скрипки и альта до виолончели и гигантского контрабаса. Скрипка также могла быть как классических размеров, так и вдвое и даже вчетверо меньше.

В восстановленном в музее Глинки помещении можно видеть все этапы изготовления инструментов, от деревянной доски до готовой скрипки или виолончели. Можно рассмотреть все составные части – переднюю и заднюю деку и соединяющую их обечайку, гриф с подгрифком и перемычку для укладки струн.

Классические музыкальные инструменты музея Глинки

Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.

Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.

Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.

Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.

Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.

С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.

Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.

Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.

С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.

Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.

От шарманки до синтезатора

Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.

Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.

Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.

Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.

Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.

Музыку на нем создавал композитор без написания нот и привлечения оркестра. Синтезаторы также стремительно развивались, с изобретением транзисторов они стали компактными и доступными по цене. Сейчас синтезаторы имеют все музыкальные коллективы самых разных жанров.

Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,

Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.

Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится.

Интерес к музыке будет всегда. И подрастающее поколение можно условно разделить на три категории: на простых любителей музыки, на талантливых исполнителей, и на живо интересующихся историей русской музыкальной культуры. И тем, и другим, и третьим будут интересны музыкальные музеи.

В нашей обзорной статье мы хотим рассказать Вам о столичных музеях и мемориальных квартирах, где можно познакомиться с жизнью великих композиторов и музыкантов, а также с историей музыкальной культуры и огромным разнообразием музыкальных инструментов.

Начинать знакомство с музыкальной культурой лучше всего в Центральном музее этой самой культуры, где представлена наиболее полная коллекция музыкальных инструментов народов мира. Этот музей можно без преувеличения назвать крупнейшей сокровищницей, не имеющей аналогов в мире.

Посетители могут познакомиться со сказочным миром музыки российских и зарубежных композиторов. Об их жизни и творчестве рассказывают нотные и литературные рукописи, редкие книги, нотные издания, автографы, письма, разного рода документы. Здесь все наполнено музыкой. В выставочном зале и фойе звучат старинные инструменты, в органном зале проводятся концерты. Для детей организуются экскурсии, абонементные циклы и интерактивные занятия.

Не меньший интерес для любителей музыки представляют филиалы Российского национального музея музыки.


Дом-музей Федора Шаляпина

В Москве много мест, связанных с именем Федора Ивановича Шаляпина. Новинский бульвар - последний московский адрес великого русского певца. Он приобрел особняк XVIII века для своей семьи, которая прожила в нем более десятка лет. Это значит, что дом может многое рассказать о жизни и творчестве солиста Большого и Мариинского театров. Сюда приходили С. Рахманинов, Л. Собинов, М. Горький, И. Бунин, К. Коровин.

Сегодня здесь устраиваются концерты, проходят фестивали и конференции. В комнатах особняка представлены личные вещи, редкие фотографии, предметы быта и мебель, принадлежавшие великому певцу. Посетители могут послушать экскурсию, посетить лекции и абонементные циклы.


Музей Сергея Прокофьева

В желтом четырехэтажном доме в Камергерском переулке величайший композитор современности Сергей Сергеевич Прокофьев прожил около шести лет, после возвращения из заграницы. В этот период жизни им было создано немало шедевров. Вот почему одно из самых значимых мест в бывшей коммунальной квартире, а ныне – в музее, отводится кабинету, где в последние годы своей жизни, до самой смерти в 1953 году, творил русский пианист и дирижёр.

Перед взором посетителей предстают личные вещи автора ярких симфоний и оперных произведений: рояль, курительная трубка, пишущая машинка, шахматы, библия, визитные карточки, трость, перчатки, саквояж. В витринах размещены автографы, письма, фотографии и открытки из поездок, а также эскизы декораций и костюмов к операм и балетам.


Музей-квартира Николая Голованова

Музей-квартира в Брюсовом переулке долгое время находилась на реконструкции и распахнула свои двери не так давно. Сегодня посетители могут ознакомиться с богатейшим наследием ярчайшего представителя русской дирижерской школы и пианиста ХХ столетия, а также увидеть его личный архив и библиотеку. Много места занимает коллекция картин и скульптур, так как Н. Голованов был коллекционером.

Экспозиция позволяет проследить творческий путь мастера, который написал более 200 романсов, оперу «Принцесса Юрата», ряд симфоний и поэм. Ведь мало кто знает, что Николай Семенович являлся не только великолепным дирижером, но и талантливым композитором.


Музей-квартира Александра Гольденвейзера

Всех интересующихся историей русской музыкальной культуры на Тверской ждет музей-квартира одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия А. Гольденвейзера. Музей создавался при непосредственном участии самого Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. В то время ректор Московской консерватории даже лично проводил экскурсии.

Помещение музея поделено на две зоны – мемориальный отдел и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе представлен личный архив, библиотека, собрание живописи, графики и скульптуры, ценные мемориальные предметы. Основой собрания являются рукописи, книги, ноты и письма. В музыкальном салоне проходят встречи, концерты.


Музей русской гармоники Альфреда Мирека

Посетители Музея русской гармоники А.Мирека попадают в чудесный мир музыки одного из самых любимых русским народом инструментов. Здесь можно увидеть реконструкцию первой в мире гармоники, заглянуть в мастерскую русского мастера, побывать в традиционном московском трактире, посетить концерты современных исполнителей, познакомиться с историей музея и личностью его создателя.

Во время увлекательных программ можно потанцевать вместе с экскурсоводом под задорные мелодии, почувствовать себя на гулянии в парке начала ХХ века, испить чаю из самовара.


Мемориальный музей Александра Скрябина

Музей расположен в Большом Николопесковском переулке, в доме, где с 1912 по 1915 годы жил выдающийся русский композитор, пианист и поэт Александр Николаевич Скрябин.

В полной неприкосновенности здесь сохранено всё, что окружало его при жизни - рояль Бехштейн, личная библиотека, обстановка, предметы искусства. Экскурсии сопровождаются музыкальными иллюстрациями из произведений А. Скрябина. Устраиваются музыкально-поэтические вечера.


Квартира Святослава Рихтера

В этой квартире Святослав Теофилович Рихтер - один из известнейших пианистов прошлого века - прожил последние 30 лет своей жизни. Вместе со своей женой, певицей Ниной Львовной Дорлиак он поселился на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории, в начале 1970-х годов. И принялся творить. Для этого у него были все условия. В большой гостиной с двумя роялями он часто музицировал и принимал друзей.

Сегодняшние посетители музея могут увидеть книги, которые читали хозяева дома, картины и музыкальные инструменты, которые их окружали, а также пастели, которые собственной рукой рисовал Святослав Теофилович. В этих стенах можно увидеть видеозаписи знаменитых концертов Рихтера и послушать сыгранные им произведения.


Музей "Чайковский и Москва"

В этом чудом сохранившемся доме на Кудринской площади Петр Ильич Чайковский снимал квартиру, которая занимала половину второго этажа флигеля старинной усадьбы. Композитор прожил здесь недолго – всего лишь год. Однако, именно здесь, родились Вторая симфония, музыка к весенней сказке Островского "Снегурочка", симфоническая фантазия "Буря" и ряд других сочинений.

В настоящее время воссозданы подлинные интерьеры нескольких комнат, в которых хранятся личные вещи Петра Ильича. Здесь можно увидеть бесценные экспонаты – Библию композитора и рукопись Второй симфонии.


Музей-заповедник Петра Чайковского

Намного лучше прочувствовать атмосферу, в которой жил Петр Ильич, и узнать больше об его жизни позволит старейший в России музыкальный музей, что находится недалеко от Москвы, в подмосковном Клину. Серый домик с зеленой крышей композитор снимал в последние годы жизни. В нем полностью сохранена обстановка, личные вещи, в том числе черный рояль, библиотека, архив. Есть концертный зал.

Для детей проводятся специальные экскурсии и разнообразные интерактивные программы. Приятным продолжением станет прогулка по небольшому парку.


Музей Сергея Танеева в Дютьково

В Подмосковье находится еще один музыкальный музей. В старом доме в деревне Дютьково, что под Звенигородом, получила прописку экспозиция, посвященная жизни и творчеству русского композитора Сергея Ивановича Танеева. Здесь пианист прожил последние годы жизни. Прекрасно воссоздана атмосфера дачи московской интеллигенции начала ХХ века. Кроме того, здесь представлены личные вещи, книги, предметы мебели, которыми пользовался С.И. Танеев.

Посетители могут познакомиться с биографией музыканта и историей рода Танеевых; послушать произведения пианиста, узнать о его окружении и творчестве; побывать в уникальном уголке России - живописной подмосковной деревушке. В Дютьково регулярно проводятся экскурсии, устраиваются концерты, встречи с интересными людьми. Ежегодно организуется Танеевский музыкальный фестиваль.

Во все века люди любили музыку и создавали разнообразные музыкальные инструменты. В 1888 году в Германии был основан музей «Собрание древних музыкальных инструментов», целью которого было создание коллекции уникальных инструментов прошлых столетий. В настоящее время он носит название Музей музыкальных инструментов и располагается недалеко от Берлинской филармонии в центральном районе Берлина.

Экспонаты музея музыкальных инструментов

В стенах музея собрано свыше 800 экспонатов со всего мира. Каждый из них не только представляет собой редкую ценность, но и имеет собственную историю, связанную с известными историческими личностями.

Главная достопримечательность экспозиции – коллекция клавесинов и спинетов. Среди них есть клавесин, на котором играла фаворитка королевы Марии-Антуанетты Иоланда де Полиньяк, а также инструмент, который был постоянным спутником прусского короля Фридриха Великого в походах. Фридрих играл на поперечной флейте, а на этом клавесине ему аккомпанировал сопровождавший его музыкант.

В музее представлен бас-кларнет, созданный Моцартом и Штадлером. Для своего времени он был уникальной разработкой, позволявшей давать сольные представления.

Еще посетители могут увидеть знаменитые скрипки Штайнера, Страдивари и других прославленных мастеров, а также флейты и инструменты для путешественников.

Музей музыкальных инструментов нередко называют «живым». Это связано с тем, что в его стенах проводятся концерты, и профессиональные музыканты играют на этих старинных инструментах. Настоящее восхищение вызывает тот факт, что все они по-прежнему хорошо звучат, несмотря на прошедшие годы и века.

Один из главных, особенно интересных экспонатов – вурлитцер-орган, заменяющий целый оркестр. Инструмент позволяет не только играть мелодии, но и создавать шумовые эффекты, как современные синтезаторы. Он был создан для музыкального сопровождения немого кино и пользовался большой популярностью в прошлом. Посетители могут посмотреть и послушать, как музыкант играет на этом органе и оценить качество звучания. В отдельном зале каждый желающий может попробовать поиграть на специально подготовленных для этого инструментах.

Справочная информация

Музей расположен по адресу: Ben-Gurion-Straße, 10785 Berlin, Germany.
Открыт для посетителей с 9:00 до 17:00 (во вторник, среду и пятницу), с 9:00 до 22:00 (в четверг) и с 10:00 до 17:00 (в субботу и воскресенье).
Цена билета: 4 евро.

Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки

Музей музыкальной культуры им. Глинки – интересный по своей задумке и экспозиции музей. Тем, кто думает, что здесь скучно и нудно придется поменять свою точку зрения – в экспозиции выставлено множество самых удивительных музыкальных инструментов, звучание которых можно послушать прямо по ходу экскурсии. А еще при музее установлены два великолепных органа. Так что музыку здесь можно и посмотреть и послушать.

Уникальность музея состоит в том, что здесь собраны музыкальные инструменты со всего земного шара, что позволяет узнать больше о музыкальной культуре разных стран.

Музей Глинки оборудован самой современной аудио- и видеоаппаратурой, позволяющей сделать просмотр экспозиции ярким и насыщенным праздником.

История музея музыкального искусства им. Глинки

Своим появлением музей обязан Московской консерватории, сотрудники которой собирали и хранили самые различные музыкальные материалы – документы, рукописи, автографы, коллекции музыкальных инструментов. Со временем возникла идея выставить это все напоказ широкой публике. В марте 1912 года, в небольшом здании рядом с библиотекой консерватории появился Музей им. Н.Г. Рубинштейна. Музей был назван именем известного музыкального деятеля Москвы, любимца публики, руководителя Русского музыкального общества Москвы. Музей до сих пор хранит его личные вещи, книги и инструменты.

Сначала музей выполнял лишь функцию вспомогательного отдела при Московской консерватории и занимался хранением и сбором материала. Несколько раз его деятельность приходила в полный упадок и музей находился на грани закрытия.

В конце 30-х годов, когда готовился юбилей консерватории, работа музея оживилась – на основе экспонатов были созданы выставки, проведена работа по исследованию фондов. Перед самой войной, в 1941 году учреждение получило статус Музея музыкальной культуры, а зимой 1943 года он стал государственным. С этого момента музей подобающее место в музыкальной и культурной жизни столицы.

В 40- годах из названия музея исчезло имя Рубинштейна, а в 1954 году, в честь юбилея великого русского композитора, музею было присвоено имя М.И. Глинки.В настоящее время музей размещается в специально построенном для него здании.

Фонды Музея музыкального искусства им. Глинки

Среди фондов музея есть настоящие произведения живописного искусства – полотна русских художников-передвижников и их эскизы к музыкальным постановкам в Московской консерватории. Музей обладает одной из самых разнообразных коллекций музыкальных инструментов в мире, которая насчитывает 3 000 экземпляров. Среди них музыкальные инструменты разных исторических эпох, начиная с 13 века. Инструменты представляют все страны и континенты, они изготовлены из разных материалов и имеют разное звучание. В коллекции есть профессиональные инструменты и народные, есть экземпляры, которые принадлежали великим музыкантам и певцам.

Также фонды музея составляют рукописи, книги, письма и обширная коллекция аудиозаписей. Фонд аудиозаписей содержит почти 70 000 единиц различных аудио- видеозаписей, которые отражают многонациональную музыкальную культуру России и всего мира. В фонде хранятся записи, начиная с конца 19 века. Благодаря им можно наслаждаться голосами известных певцов которых уже нет в живых.

Деятельность Музея музыкального искусства им. Глинки Москвы

Тематические выставки;
- органные концерты;
- образовательные программы для детей и школьников;
- абонементы;
- Клуб любителей оперы;
- День рождения в музее.

Музей музыкального искусства им. Глинки – настоящий центр живой музыки, воспитывающий чувство прерасного.