Разработка урока по ИЗО на тему "Цветовой круг. Цветовые отношения" (3 класс)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цвет – основа живописи. Выполнение цветового круга «Цветик - семицветик » Учитель ИЗО Дороднова В.П. МОУ СОШ №11 с. Золотое

Трудно сказать, когда возникла наука о цвете. По-видимому, она возникла в те времена, когда человек “увидел” цвет и стал пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства. Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Мифологизм – суть отношения первобытного человека к цвету.

В красной краске первобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. Заполняя красной краской ямки в теле нарисованного бизона, он верил, что это кровь животного. Отпечатывая изображения рук у входа в пещеру, он был убежден, что это кровавая жертва демонам. Приняв эту жертву, демон, удовлетворенный и сытый, не пойдет дальше в пещеру беспокоить людей. На этом был, возможно, основан отпугивающий эффект “красных рук”.

Белая краска – это мифологический эквивалент дневного света, молока, семени – животворных начал; это модель воды (облака), утоляющей жажду и очищающей тело. Свет – образ блага, святости.

Черный цвет, в представлении первобытных людей, воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло.

Исследования в области цвета привели к таким выводм, что цвет непосредственно влияет на психику человека. Например: красный – возбуждает деятельность большинства систем, синий – успокаивает; зеленый – является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый – тонизирует, фиолетовый – угнетает. Символы цвета таковы: красный – смелость, торжественность, неустрашимость, синий (голубой) - возвышенность, воздушность, величавость; зеленый – изобилие, молодость, надежда; фиолетовый – ум, истина, интеллект; желтый (золото) – богатство; белый (серебро) – чистота, невинность; черный – мудрость.

Красный, желтый и синий считаются основными, или первичными цветами – это чистые цвета, которые невозможно получить путем смешения никаких других. Три оставшихся цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый – называют вторичными цветами, потому что они образуются равномерным смешением двух основных цветов.

цвета Теплые - зрительно приближают Холодные – зрительно отодвигают

Выполнение цветового круга “ Цветик-семицветик ”. «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

Задания для детей

Печаль Радость Холод Жара Тяжесть Легкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет-основа живописи"

нетрадиционная форма проведения урока учителем изобразительного искусства Михайлюковой С.А. и школьного психолога Швыревой Е.В....

Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....

Урок: "Цвет - основа живописи"

Урок:"Цвет - основа языка живописи"В практической части урока используются нетрадиционные методы работы с красками....

Тайны цвета давно волновали людей. Еще в древние времена он получил свой символический смысл. Цвет стал основой многим научным открытиям. Он не только повлиял на физику или химию, но и стал важным для философии и искусства. Со временем знания о цвете становились все шире. Начали появляться науки, которые занимаются изучением этого явления.

Понятия

Первое, что следует упомянуть - основы цветоведения. Это наука о цвете, которая содержит систематизированную информацию разных исследований: физики, физиологии, психологии. Эти сферы изучают феномен оттенков, объединяя полученные результаты с данными по философии, эстетике, истории, литературе. Ученые с давних времен исследовали цвет как культурное явление.

А вот колористика представляет собой более углубленное изучение цвета, его теорию и применение человеком в разных сферах деятельности.

Историческая основа

Немудрено, что эти науки издавна волновали людей. Конечно, тогда еще не было таких понятий, как "цветоведение" и "колористика". Тем не менее цвету придавалось огромное значение в культуре и развитии народов.

История может нам представить огромный пласт знаний об этом. Поэтому учеными принято разделять все это время на два этапа: период до 17 века и время с 17 века до наших дней.

Становление

Начиная путешествие по истории колористики, нужно вернуться к Древнему Востоку. На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием. Позже все преобразилось, и в культуре этой страны начала наблюдаться монохромная и ахроматическая живопись.

Еще более развитыми в этом плане были Индия и Египет. Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый - лучи Юга, черный - лучи Запада, очень черный - лучи Севера и невидимый - центр.

В Индии большое значение уделяли оформлению дворцов. Путешествуя по миру, и сейчас можно заметить, что часто использовали белый, красный и золотой. Со временем к этим оттенкам стали добавлять желтый и синий.

Религия в цвете

Западная Европа в Средние века смотрела на основы цветоведения со стороны религии. На тот момент стали появляться другие оттенки, которые ранее не принимали за основные. Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов, черный - подземный мир и Антихриста. Желтый означал просветление и деяния Духа Святого, а красный - Кровь Христа, огонь и солнце. Синий символизировал небо и обитателей Бога, а зеленый - пищу, растительность и земной путь Христа.

В это время на Ближнем и Среднем Востоке с колористикой происходит то же самое. Тут влияние получает Ислам. В основном значение цветов остается неизменным. Единственное, зеленый становится основным и символизирует райский сад.

Перерождение

Цветоведение и колористика снова трансформируются. Перед вторым этапом приходит эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета.

Ньютоновский прорыв

17 век - это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. В науке появляется совсем другое видение на этот счет. Тут неизменно остается красный, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.

Новые теории

19 век в Европе приводит нас к натурализму и импрессионизму. Первый стиль провозглашает полное соответствие и тонов, а второй основывается лишь на передаче образов. В это время появляется живопись с основами цветоведения.

После возникает теория Филиппа Отто Рунге, который распределяет систему по принципу глобуса. По экватору «земного шара» расположились чистые основные цвета. Верхний полюс занимает белый цвет, нижний - черный. Остальное место занимают смеси и оттенки.

Система Рунге очень просчитанная и имеет место быть. Каждый квадрат на глобусе имеет свой «адрес» (долгота и широта), поэтому может быть определен путем исчисления. По стопам этого ученного пошли и другие, кто старался усовершенствовать систему и создать более удобный вариант: Шеврёль, Гольц, Бецольд.

Истина рядом

В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к истине и создать современную цветовую модель. Этому способствовали и особенности самого стиля времени. Творцы создают свои шедевры, уделяя большое значение цвету. Именно благодаря ему можно выразить свое видение искусства. Цвет начинает объединяться с музыкой. Он получает огромное количество оттенков, даже в случае с ограниченной палитрой. Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения и т. д.

Современное представление

Основы цветоведения привели человека к тому, что он упростил предыдущие попытки ученых. После глобуса Рунге, существовала теория Оствальда, в которой он задействовал круг с 24-мя цветами. Ныне этот круг остался, но сократился в два раза.

Ученый Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. На первый взгляд система достаточно непростая, хотя разобраться с ней можно. Основных цветов тут по-прежнему три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Также сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.

Суть системы

Главное, что необходимо знать о круге Иттена - это то, что данная система создана не просто для того, чтобы правильно классифицировать все цвета, но и для того, чтобы гармонично их объединять. Основные три цвета, желтый, синий и красный, расположены в треугольнике. Эта фигура вписана в круг, на основе которого ученый получил шестиугольник. Теперь перед нами появляются равнобедренные треугольники, которые помещают в себя составные цвета второго порядка.

Чтобы получить правильный оттенок, необходимо сохранять равные пропорции. Чтобы получить зеленый, нужно объединить желтый, синий. Чтобы получить оранжевый, нужно взять красный, желтый. Чтобы получился фиолетовый, смешиваем красный и синий.

Как уже говорилось ранее, достаточно непросто постичь основы цветоведения. формируется по следующему принципу. Вокруг нашего шестиугольника рисуем круг. Делим его на 12 равных секторов. Теперь нужно заполнить ячейки с основными цветами и второстепенными. На них будут указывать вершины треугольников. Пустые места нужно заполнять оттенками третьего порядка. Их, как уже говорилось ранее, получают при смешивании основных и второстепенных цветов.

Например, желтый с оранжевым создадут желто-оранжевый. Синий с фиолетовым - сине-фиолетовый и т. д.

Гармония

Стоит отметить, что круг Иттена не просто помогает создавать цвета, но и выгодно их сочетать. Это нужно не только художникам, но и дизайнерам, модельерам, визажистам, иллюстраторам, фотографам и т. д.

Сочетание цветов могут быть гармоничными, характерными и нехарактерными. Если взять противоположные оттенки, они будут выглядеть гармонично. Если выбрать цвета, которые занимают сектора через один, то получаются характерные сочетания. А если выбрать родственные цвета, которые расположились в круге друг за другом, то получатся нехарактерные соединения. Эта теория относится к сектору из семи цветов.

В кругу Иттена этот принцип тоже работает, но несколько иначе, так как стоит учитывать, что оттенков здесь 12. Поэтому, чтобы получить двухцветную гармонию, следует взять тона, находящиеся друг против друга. Трехцветная гармония получается в случае, если в круг вписать по такому же методу получается прямоугольная гармония, но внутри мы вписываем прямоугольник. Если поместить в круг квадрат, получится четырехцветная гармония. Шестиугольник отвечает за шестицветное сочетание. Помимо этих вариантов, существует аналоговая гармония, которая образуется, если мы берем хроматические цвета желтого оттенка. Например, так мы можем получить желтый, желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый.

Свойства

Стоит понимать, что существует и несовместимые цвета. Хотя это понятие достаточно спорное. Все дело в том, что, если взять ярко-красный и такой же зеленый, выглядеть симбиоз будет очень вызывающе. Каждый из них старается доминировать над другим, из-за чего получается диссонанс. Хотя такой пример вовсе не значит, что невозможно гармонично сочетать красный и зеленый. Для этого нужно понимать свойства цвета.

Цветовой тон - это совокупность оттенков, которые относятся к одному и тому же Насыщенность - это степень блеклости. Светлота - это приближение оттенка к белому и наоборот. Яркость - это степень близости оттенка к черному.

Также разделяют хроматические и ахроматические цвета. Ко вторым относятся белый, черный и оттенки серого. К первым - все остальные. Все эти свойства могут повлиять на сочетаемость и гармонию оттенков. Если сделать зеленый менее ярким и немного блеклым, а красный сделать спокойнее, за счет увеличение светлоты, то эти два якобы несочетаемых оттенка смогут гармонично объединиться.

Детский взгляд

Основы цветоведения для детей должны быть построены в игровой форме, как, в принципе, и все обучение. Поэтому стоит вспомнить знаменитую фразу о спектральных цветах: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Для тех взрослых, кто незнаком с этим детским лайфхаком, нужно пояснить, что первая буква каждого слова в этом предложении обозначает название тонов в спектре. То есть во главе у нас красный, потом оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это те цвета, которые входят в радугу в такой же последовательности. Поэтому первым делом с ребенком рисуйте радугу.

Когда малыш совсем маленький и, конечно же, не знает, что такое основы цветоведения, лучше покупать ему раскраски с примерами. Это делается для того, чтобы ребенок не разукрашивал небо в коричневый, а траву в красный. Чуть позже вы убедитесь, что малыш сможет самостоятельно определить цвета, но предварительно лучше с ним оговорить возможные варианты.

Эмоции

Уже очень давно ученые смогли понять, что любой оттенок основного цвета может влиять на эмоции человека. Впервые об этом заговорил Гете в 1810 году. Позже ученые выяснили, что психика человека связана с внешней реальностью, а значит, тоже может влиять на эмоции.

Следующим этапом в этом исследовании стало обнаружение того, что за каждым тоном закреплена определенная эмоция. Причем проявляется эта теория практически с самого рождения. Также стало понятно, что существует некий цветовой код, который относят к ряду эмоций. К примеру, грусть, страх, утомление, все можно описать черным или серым цветом. А вот радость, интерес, стыд или любовь обычно связывают с красным оттенком.

Помимо психологического влияния цвет изучали под клиническим наблюдением. Оказалось, что красный возбуждает, желтый бодрит, зеленый уменьшает давление, а синий успокаивает. Также все зависит от свойства оттенка. Если это спокойный красный, то он может символизировать радость и любовь, если темный и яркий - то кровь и агрессию.

Основы цветоведения и колористика - очень сложные науки. Их трудно до конца понять, так как все здесь достаточно относительно и субъективно. На одного человека цвет может влиять по-разному, какие-то люди и вовсе не подвластны оттенкам. Какому-то художнику может казаться сочетание фиолетового и желтого очень гармоничным, другому - отвратительным и противоречивым.

Разделы: МХК и ИЗО

Тема урока : Выполнение цветового круга.

Вид занятия: Декоративное рисование.

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой.
  2. Реализация полученных знаний в практическом применении.
  3. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
  4. Развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.

Оборудование урока:

  1. таблица цветового круга;
  2. иллюстрации с изображением радуги, заката;
  3. акварель, планшет для демонстрации приемов работы акварелью;
  4. заготовки для упражнений.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение нового учебного материала.
  3. Практическая работа.
  4. Анализ выполненной работы.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Оформление классной доски.

Подготовка рабочих мест.

Сообщение учителем темы, задач и целей урока.

2. Изложение нового учебного материала.

Изложение новой темы проходит в форме беседы. Учащиеся вместе с учителем повторяют предыдущую тему, постепенно переходя к новой, отвечая на вопросы:

Какие цвета называют основными и почему? (красный, синий, желтый – нельзя получить смешиванием красок).

Какие цвета называют составными и почему? (оранжевый, зеленый, фиолетовый – можно получить смешиванием двух или нескольких красок).

Как получают составные цвета на бумаге? (показать на планшете).

Где в природе можно увидеть все цвета вместе? (радуга).

Каков порядок цветов в радуге?

Дети вспоминают поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

В этом ряду основные цвета чередуются с составными (исключение составляет лишь голубой цвет, который не входит в цветовой круг). Для удобства эту полосу можно замкнуть в круг, в котором цвета сменяют друг друга до бесконечности - совсем как в природе. Например, та же радуга или закат. Теперь попробуем составить цветовой круг сами.

3. Практическая работа.

Учащимся раздаются заготовки круга (R= 8 см), который разделен на 6 равных частей. Для удобства пронумеровать части от 1 до 6.

/рисунок 1/

Упражнение будет выполняться лессировкой (наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя). Учитель последовательно показывает этапы выполнения упражнения, учащиеся повторяют за учителем.

Последовательность выполнения упражнения:

1. Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)

/рисунок 2/

2. Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.

/рисунок 3/

3. После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.

/рисунок 4/

4. Учащиеся проверяют правильность выполнения работы. В центр круга вставляется остро отточенная спичка (заранее подготовленная). Получился цветной волчок. Дети запускают его. Цвета на вращающемся волчке должны слиться в один белый цвет. Если цвет не белый, а серый, значит, взяты слишком насыщенные цвета.

/рисунок 5/

4. Анализ выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

5. Подведение итогов урока.

  • Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
  • Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Задание на дом.

Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.

Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).

Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый) и заливаются на волчке.

Правильность выполнения проверить вращением волчка.

Литература:

  1. Н.М. Сокольникова «Основы живописи», 1996 год.
  2. И.Г. Мосин «Рисование», 1996 год.

Урок №1. Тема: Цветовой круг. Цветовые отношения. Дата ______________

Учебно-воспитательные цели и задачи:

    Обучающая: Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой. Реализация полученных знаний в практическом применении. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.

    Развивающая: Развитие фантазии и художественного вкуса учащихся.

    Воспитательная: воспитание творческого вкуса учащихся.

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: декоративное рисование

Методы: рассказ, беседа.

Оборудование, наглядные материалы: таблица цветового круга;

иллюстрации с изображением радуги, акварель.

Структура урока:

    Организационный момент.

    Психологический настрой.

    Сообщение нового учебного материала.

    физминутка

    Практическая работа.

    Анализ выполненной работы.

    Подведение итогов урока.

    Задание на дом.

Ход урока:

    Организационный момент

    Психологический настрой.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю

    Изучение нового материала.

  1. Классификация цветов

    Хроматические цвета

    Цветовой круг

    Теплые цвета. Холодные цвета.

    Абсолютные, контрастные, сближенные цвета.

    Отгадайте загадку: Крашеное коромысло над рекой повисло? Конечно же это радуга. А вот еще одна загадка: Разноцветные ворота На луну построил кто -то, Но пройти в них не легко,Те ворота высоко.

Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три- Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать?Можно их нарисовать?

Из каких цветов состоит радуга (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, нужно запомнить поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

    Существует классификация цветов: Ахроматические цвета (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα - цвет, то есть бесцветных)Черный, белый и все оттенки серого.Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет».

    Хроматические цвета в свою очередь делятся на основные и составные. Основные цвета: желтый, синий, красный. Они называются основными потому что их нельзя получить путем смешивания красок. Составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Можно получить путем смешивания двух или нескольких красок.

Желтый + красный= оранжевый Синий + красный = фиолетовый Желтый + синий= зеленый

    Цветовой круг состоит из шести цветов, трех основных и трех составных.(назовите их)

    Также существуют теплые цвета. Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе. И Холодные цвета.Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.

    Существуют абсолютные цвета : оранжевый и синий. Контрастные цвета- противоположные. Они подчеркивают и усиливают яркость друг друга. Красный-зеленый, оранжевый-синий, желтый – фиолетовый. Сближенные цвета - те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки

    Физминутка.

    Практическая работа.

Сегодня вы познакомитесь с новой техникой работы акварелью которая называется лессировка. Лессировка выполняется путем наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя.

Последовательность выполнения упражнения:

Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)

Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.

После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.

    Анализ выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

    Подведение итогов урока.

Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

    Задание на дом.

Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.

Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).

Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый).

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Вид занятий : живопись, изучение основ цветоведения.

Цели и задачи : изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей; развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов.

Оборудование : для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд : стихи о цветах (живописных), о радуге.

Зрительный ряд : методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета». Подборки оттенков разных сочетаний цвета.

Ход урока

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа. Введение в тему урока.

Отгадаем сначала загадки и почитаем стихи.

Крашеное коромысло

над рекой повисло. (Радуга.)

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга.)

А вот маленькая стихотворная сказка:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще,

Филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозерова

Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 15, 100? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас должно получиться не меньше, чем 6 цветов. Именно столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Цвета получаются из красок. Смешивая краски, можно получить намного больше, чем 6, цветов.

А где мы смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов .

Хроматические и ахроматические цвета.

«Хрома, хроматос» – в переводе с греческого «цвет».

Ахроматические – не цветные, это белый, черный и все серые.

Хроматические – все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, желтый и синий. Именно за это их назвали основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме ахроматических). Попарное смешивание основных цветов дает нам группу цветов, называемых составными .

Смешаем:

красный + желтый = оранжевый

красный + синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Если ты был внимателен, то, вероятно, заметил, что получившиеся 6 цветов – это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

Каждый красный

Охотник оранжевый

Желает желтый

Знать, зеленый

Где голубой

Сидит синий

Фазан фиолетовый

Голубой цвет не является составным, так как получается не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного (синего) с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными. Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца.

III. Задание.

Возьмем циркуль и начертим на листе бумаги большой круг. Поделим его на шесть (или 9) равных частей.

а) б)

Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и закроем ими часть круга (дольку) через одну (или две) в следующем порядке:

красный

желтый

синий.

Оставляем просветы для составных цветов.

а) б)

Не берем краску слишком густо. Краски должны ложиться ровно, мазками слева направо горизонтальными линиями, лучше кистью № 5–8 с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она не высыхала, но и не слишком много, иначе она потечет вниз. Лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно отжав ее.

Составные цвета получаем на палитре, используя те основные цвета, с которыми уже работали.

В круге а) по одному оранжевому, зеленому, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки.

В круге б) по 2 оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зеленый и желто-зеленый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Закрашиваем промежутки. Если вы были аккуратны и не спешили, у вас должен получиться правильный цветовой круг.

а) б)

IV. Теплые и холодные цвета.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где холодные цвета.

Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные – цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси.

А зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого – он теплый, если синего – холодный.

Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают и усиливают яркость друг друга.

красный – зеленый

синий – оранжевый

желтый – фиолетовый

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.

Упражнение : раскрась акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.

Подумай, какие составные цвета получаются от смешения красной и желтой, желтой и синей, красной и синей красок. Полученными новыми цветами раскрась в определенном порядке составные цвета. Раскрась квадраты контрастными цветами с учетом указанных в круге стрелками цветов.

V. Подведение итогов.

На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы.

Домашнее задание на усмотрение учителя.