Аникушин работы. Мастер монументальной скульптуры

Память о скульпторе в его работах, в школе его учеников, в последователях и ценителях таланта мастера. Но в России нередок парадокс: памятник любят, а вот его создателя не помнят. И случай Михаила Аникушина именно такой. Сегодня рассказ о посещении выставки работ Аникушина и встреча со скульптором, автором памятника уже самому Михаилу Аникушину.

Имя Михаила Константиновича Аникушина в Ленинграде было известно широко, и не только в цеховых кругах скульпторов и студентов искусственников. Главное в том, что люди полюбили его скульптуры. Его Пушкин в центре сквера на площади Искусств (напротив Русского музея) буквально сразу оброс вниманием публики, у молодоженов появилась счастливая примета – приезжая к памятнику, всем свадебным кортежем обхаживать поэта и после возлагать цветы к его постаменту.

Долгое время в центре внимания питерцев была и скульптурная группа "Героическим защитникам Ленинграда", установленная на площади Победы (при вьезде в город из Пулково). И так со многими произведениями Аникушина, география которых, не считая памятников и бюстов в СССР, распространилась от Кубы до Японии.

Но это тогда. А сегодня даже в скверике имени Михаила Аникушина (на Каменноостровском пр., 56) и установленную в нем скульптуру "Дружба" жители близлежащих домов называют не иначе как "танцующие девочки" неизвестного автора.

02. В феврале в Балтийском медиа-центре прошла выставка скульптурных работ Михаила Аникушина. На экспозиции были представлены бронзовые бюсты А.Пушкина, А.Чехова, Р.Глиэра, Г.Свиридова. Целью этой выставки было желание привлечь внимание жителей и властей города к уходящей памяти людей, сделавшими славу нынешнего Петербурга.

03. На открытии выставки присутствовала дочь мастера, Нина Михайловна Аникушина

04. Собравшиеся на открытии родственники, друзья и коллеги Михаила Константиновича много вспоминали о нем. И вместе с тем удивлялись той патине человеческого забвения, так стремительно покрывшей творческое наследие именитого некогда скульптора, сделавшего так много для Ленинграда и школы монументальной скульптуры в сегодняшней России.

05. Вместе с работами скульптора на выставке было много фотографий, на которых Аникушин со своими современниками

06. Посетители выставки оставляли свои признания в книге отзывов, перемежая благодарность с долгими пассажами воспоминаний

08. В финале открытия выставки состоялось представление Николая Краюхина и макета его памятника самому Михаилу Аникушину

09. Николай Краюхин ныне работает в мастерской самого Аникушина. Я договорился зайти в гости и сделать репортаж.

10. Многие пассажиры питерского метро, бывавшие на станции "Пушкинская", помнят эту скульптуру - автор М. Аникушин. Культурно-стратегическое фото, снято еще до запрета питерскими думцами-дуболомами съемок в метро.

Мастерская Аникушина (расположенная в парке сразу за Академией художеств на Васильевском острове) на момент съемки для этого рассказа находилась в печально-унылом состоянии. Тем приятнее оказались новости от 9 апреля в "Вечернем Петербурге", известившими на первой полосе о том, что мастерскую Аникушина отремонтируют. Комитет по культуре изыскал для этого средства в размере 49,7 млн. рублей.

11. Оказавшись в мемориальной "мастерской скульптора Аникушина", ныне раздробленной на мастерские клети для нескольких скульпторов, в закутке Николая Краюхина мне предстал макет будущего памятника в натуральную величину. Николай охотно рассказал историю замысла и воплощения этой скульптуры.

12. На протяжении многих лет, работая в мастерской самого Аникушина, общаясь с его учениками, коллегами, родственниками и друзьями, у Николая появилось виденье образа для памятника. Тем более, что в Петербурге, городе, щедро увековечивающем имена своих знаменитых жителей, до сих пор отчего-то не нашлось желающих отдать дань памяти скульптору, сделавшему достойный вклад в славу этого города.

13. В мастерской Николая много эскизов и копий работ самого Аникушина. По словам Николая их присутствие в мастерской необходимо и... неизбежно, как и множество других предметов, помнящих самого Михаила Константиновича.

14. Здесь, на графичном плане Академического парка перед мастерскими, можно увидеть место для установления будущего памятника.

15. Панорама Академического парка (февраль, 2012), где будет установлен памятник Аникушину. Он станет симетричным ответом скульптуре Клодта, установленной на другой стороне парка. - тяните за ползунок вправо

16. В тот день в мастерской у Николая собрались Григорий Ястребенецкий и Вячеслав Бухаев, люди близко знавшие Михаила Константиновича, работавшие вместе с ним. Их рассказы о бывшем значении скульптуры в жизни города и страны, вместе с рассуждениями о нынешнем положении дел в искусстве и скульптуре в частности, способствуют однозначному умозаключению: искусство нужно не человечеству, а тем единицам, кто осмелился чувствовать, воспринимать и отображать жизнь в ее многогранном разнообразии. Сегодня государство в целом и управленцы Петербурга в частности мало интересуются вопросами культуры, и еще меньше чиновников интересует тема значения и развитие современной скульптуры. А те конкурсы, которые все же иногда проводятся, в большем заслуга частных инициатив.

В очередной раз подтверждается правило: искусства расцветают при тоталитарном режиме и хиреют при демократиях. Прошли времена, когда на памятник Пушкину (установленный в скверике на одноименной улице поэта) жители Петербурга собирали средства. Сегодня такое неосуществимо. И тем не менее, все-таки появляются новые памятники, воздвигаются мемориалы событиям минувшего, устанавливаются бюсты современникам. Проект создания и установки памятника Михаилу Аникушину – одно из доказательств тому.

17. Осуществление замыслов Николая и отливка самого памятника пройдет при поддержке Зураба Церетели. Московский мэтр радушно отнесся к этой идее и вызвался оказать содействие.

18. За годы работы над образом к скульптуре Аникушина у Николая Краюхина собралось немало эскизных образцов. Некоторые из находившихся в мастерской он (по моей просьбе) собрал вместе с копией уже завершенного воплощения будущего памятника.

19. Образы Аникушина присутствуют в мастерской Николая буквально повсюду – в бюстах, рисунках...

20. В работе над этим памятником Николаю пригодились не только воспоминания коллег Аникушина. Родственники Михаила Константиновича открыли Николаю личный архив мастера, предоставив возможность для более глубокого знакомства с документальными материалами, фотографиями и даже личными предметами скульптора. Так, своеобразным ритуалом и частью приемственности стал стек Аникушина, который и сегодня служит Николаю в работе.

21. Среди предметов Аникушинского наследия в мастерской Николая можно встретить немало инструментов самого мэтра, а так же его рабочую куртку или любимую Михаилом Константиновичем студийную скамейку-приступку, при помощи которой в последние годы своей жизни он здесь работал.

22. Одним из значимых сторон творчества являются записные книжки или блокнот с набросками.

23. Николай поделился своими зарисовками мыслей и впечатлений.

24. Заканчивая разговор, я сделал еще несколько снимков обстановки мастерской Николая, прежде – Аникушинской

25. Этот снимок как-то по-особенному запомнился мне, все в нем очень близко к передаче общего впечатления здешней атмосферы

26. А выйдя из мастерской на улицу, меня встречал пейзаж с не менее драматичным содержанием на тему культуры и положения сегодняшнего искусства в современном Петербурге.

27. Завершением рассказа о скульптурных делах будет памятник Петру Клодту, установленный в парке Академии, рядом с мастерскими

28. Многие зодчие и прекрасные скульпторы потрудились для создания всемирной славы Санкт-Петербурга. У каждого времени свои имена, у каждого имени своя история. Сегодняшняя история о связи и приемственности в творчестве, об уважении таланта и заслуг создателей прошлого и о благодарной памяти за оставленное нам их искусство.

Сегодняшний мой пост посвящен выставке работ выдающегося советского скульптора Михаила Константиновича Аникушина , которая проходит сейчас в Приказной палате Псковского кремля.

На небольшой выставке представлены скульптуры, живопись, графика, а так же некоторые материалы из личного архива М.К.Аникушина.

Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917-1997) - знаковая фигура в отечественном искусстве второй половины ХХ века. Народный художник СССР, действительный член Академии Художеств, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Помимо множества камерных скульптурных работ он создал более двадцати монументальных композиций. Он является автором памятников многим деятелям российской науки и искусства, которые установлены в разных городах России и мира. Фотографические изображения и модели некоторых из этих памятников можно увидеть на выставке.

На выставке можно получить некоторое представление так же и о творческом процессе по двум главным направлениям его работы. Первое - это мемориал «Героям-защитникам Ленинграда». Здесь представлены эскизы некоторых скульптурных групп, вошедших в мемориал. Второе - это пушкинская тема, которая была стержнем всей творческой жизни мастера. Он автор ряда памятников великому русскому поэту, самый известный из которых стоит в Санкт-Петербурге на Площади искусств (перед Русским музеем).

Михаил Константинович Аникушин предстает на выставке и как «модель», которую портретировали другие скульпторы, его друзья и ученики - В. Рыбалко и Н. Краюхин.

Но, пожалуй, самыми уникальными экспонатами выставки являются пейзажные зарисовки М.К.Аникушина, сделанные им в Пскове вскоре после освобождения города в 1944 году. Когда началась Великая Отечественная война, М.К.Аникушин, не смотря на имевшуюся у него бронь, с пятого курса Академии художеств ушёл в ополчение, а позднее воевал в рядах Красной Армии. В 1944 году участвовал в боях за освобождение Пскова.

На этом небольшую вступительную часть я заканчиваю и перехожу непосредственно к фотоэкскурсии по выставке.

"Взорванный мост. Псков" (1944)

"Мараморочка" и "Псковский мальчик" (1944)

Фотографии памятников. Памятник Пушкину (Ленинград, площадь Искусств, 1957)

Надгробный памятник врачу-психиатору В.М.Бехтереву (1979)

Дважды Герой Социалистического труда, военный конструктор Н.Н.Исанин

"300 лет Российскому флоту", Санкт-Петербург (1996)

А.П.Чехов. Вариант памятника для Москвы (1992)

Общий вид памятника Монумент "Героическим защитникам Ленинграда"

Эскизы отдельных групп - "Блокада"

"Литейщицы"

"Победители"

Ряд графических эскизов, сделанных в ходе работы над Монументом

Вариант центральной фигуры

Фотографии Монумента, открытого в 1975 году в Ленинграде на площади Победы

Ну и конечно - пушкинская тема. Модели, эскизы, зарисовки...

А.С.Пушкин (для памятника метро "Черная речка")

Один из вариантов памятника А.С.Пушкину

А.С.Пушкин и А.П.Ганибалл

Михаила Константиновича можно было застать дома только в субботу и воскресенье, когда он говорил: «Наконец у меня появилось свободное время, когда можно спокойно посидеть и поработать». Все остальные дни у него занимали Академия художеств (он был заведующим кафедрой скульптуры), Союз художников и фонд «Петербургское наследие и перспектива». Прежде всего он был добрым и открытым человеком. Если во время работы ему кто-то звонил или заходил в гости, он всегда сразу организовывал чай. Была у него заведена традиция - в кругу друзей и близких пить чай с пирожными и кексиками, обязательно за столом с красивой скатертью. От него никогда не звучало: «Извините, я занят». Я это впитал, и это та самая фраза, которая определяет для меня человека. Своим детям прививаю правило избегать выражения «Извините, я занят» в своей речи. Я часто сидел с Михаилом Константиновичем в мастерской и лепил рядом с ним. Отпечатки моих ладошек есть на скульптурах мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» и на памятнике Чехову, который стоит в Камергерском переулке в Москве, недалеко от МХТ. В блокадной композиции на площади Победы первоначально присутствовал мальчик - я был прототипом для него. В то время как солдаты вырывались из кольца блокады наружу, этот ребенок должен был сбегать вниз по лестнице, внутрь, как олицетворение жизни, возвращающейся в город. Но мальчика отменили, он не вошел в проект. Вместо него посередине поставили гигантскую палку, сказали, что маленькую фигуру с самолета незаметно. Ведь главное, чтобы было внушительно, чтобы видно: деньги потрачены не зря.

Михаил Константинович был не только гениальным скульптором, художником и учителем, но и талантливым политиком. Безусловно, важно уметь грамотно организовать свое профессиональное движение. У меня вот отсутствует карьерная звезда, поэтому моя жизнь тускла. А в общем, талантливый человек - это тот, кто идет по жизни в правильном направлении. Если он не на своем пути, то таланты его со временем меркнут и личность не реализуется. Яблоко от яблони само падает вниз, а если мы будем его ловить и перетаскивать в другое место, то не факт, что вырастет хорошее дерево. Конечно, энергия светил долго сияет в поколениях. Младший правнук Михаила Константиновича, мой сын Миша, рисует, увлекается живописью, уже в десять лет в нем виден большой талант. Старшему, Арону, тринадцать лет, он очень сообразительный, тяготеет к математике, занимается анализом дизайна компьютерных игр. Арон теряет ботинки, документы, портфели, надевает рубашки наизнанку - лопух лопухом растет, весь в меня. Родители в свое время запихали меня в художественную среду. И мне нравится рисовать, но это скорее развлечение, нежели мое предназначение. Только в тридцать лет я понял, что должен был стать хирургом. В этом деле присутствует уверенность в том, что ты действительно приносишь пользу. Хирургию и изобразительное искусство не сопоставить - у них миссии разные. Искусство должно дарить радость, ублажать хорошо себя чувствующих людей, а врач, хирург в частности, спасает жизнь, чтобы дать человеку возможность в какой-томомент восхищаться искусством.


Михаил Константинович Аникушин (1917–1997) - один из крупнейших советских скульпторов, удостоенный всех мыслимых почестей: действительный член Академии художеств, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, почетный гражданин Санкт-Петербурга. Наиболее известные его работы: памятники Пушкину на площади Искусств и на станциях метро «Черная речка» и «Пушкинская», монумент Ленину на Московской площади, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», памятники Чехову в Камергерском переулке в Москве и в городе Чехове. Именем скульптора в 1999 году названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, ведущая от сквера к Вяземскому переулку, где размещается его мастерская-музей.

Текст: Наталья Наговицына

Михаил Константинович Аникушин - великий российский скульптор и ваятель, автор многих грандиозных величественных монументов. За свои значительные титанические труды он был награжден многими орденами, медалями и премиями.

Кем же он был - Михаил Аникушин, биография которого интригует каждого, кто хоть раз смотрел на его гениальные творения?

Давайте приоткроем завесу не только его жизни, творческой деятельности и созидательных исканий.

Детство будущего мастера

Аникушин - скульптор талантливый и скрупулезный. Родился будущий на рубеже двух революций - осенью 1917 года, в Москве, в семье отставного военного, работающего паркетчиком.

Многодетная семья жила небогато, так как родители являлись простыми тружениками. Поэтому с нуждой и лишениями маленький Миша столкнулся с детства.

Это было непростое время, время нищеты и нестабильности, кровожадной братоубийственной войны и грозных политических преобразований.

Осознавал ли Михаил Константинович то, что родился в сложное эпохальное время? Вряд ли.

Родители делали все возможное, чтобы дети чувствовали себя защищенными и огражденными среди жизненных бурь и политических невзгод. Первые годы своей жизни маленький Миша проводил в селе, где ничто не омрачало его взросления.

Бескрайние степи и просторы, живописные горизонты, добродушные трудящиеся односельчане, диковинные домашние животные - все это было ново, интересно и занимательно для любопытного ребенка.

Пробуждение таланта

По мере взросления мальчик больше вникал в происходящее, любил наблюдать за окружающим миром, делать что-то своими руками. Он хотел изображать все, что видел, - лепил животных и людей, вырезал, выстругивал и выпиливал.

Талант ваятеля проснулся в Михаиле довольно рано, поэтому родители, заметив неуклюжие и нескладные фигурки сына, решили целенаправленно развивать его способности и дарования.

Подростком мальчика отдают в столичную скульптурную студию при Доме пионеров, где он обучался монументальному изобразительному искусству.

Козлов Г. А. - первый учитель Аникушина. Он углубляет его знания о технике лепки, знакомит с традициями скульпторов-реалистов девятнадцатого века, помогает улучшить прикладные художественные навыки и умения.

После окончания школы Михаил Константинович Аникушин собирается поступать в престижный скульпторский вуз и едет в Ленинград.

Но там происходит неприятная ситуация.

Поступление в Академию художеств

Оказывается, документы, которые послал юноша в Академию художеств, потерялись по дороге. Молодого незнакомого паренька категорически не хотели допускать к экзаменам. И тогда на помощь пришел наставник из Москвы. Он послал руководству вуза срочную телеграмму с просьбой о зачислении юноши, коротко поведав о его феноменальном таланте и необычайном мастерстве.

Если бы не заступничество Козлова, возможно, Михаил так и не поступил бы в университет, и тогда Аникушин-скульптор не состоялся бы в самом начале. Мир не увидел бы его великих грандиозных творений, и российское искусство стало бы намного беднее.

Итак, молодого москвича зачисляют на подготовительные курсы при Академии. Через два года Михаил становится полноправным студентом вуза, поступив на первый курс скульптурного отделения.

Обучение

Чему научился в Академии Аникушин? Скульптор Матвеев - один из преподавателей Михаила, известный и мастеровой ваятель, - научил одаренного студента глубоко анализировать и творчески передавать натуру. И хотя Матвеев настаивал на пластическом обобщении и художественном отвлечении образа, юный Аникушин выработал свой индивидуальный почерк, не похожий на почерк наставника. Он гармонично соединяет в своих скульптурах яркий пластический образ произведения и материальную явственность внешнего мира.

Обучаясь в академии, Аникушин создает свои первые приметные работы - это целая серия фигурок детей, таких как “Пионерка с венком” и “Девочка с козленком”, а также ряд небольших скульптурок рабочих на производстве, навеянных посещением производственных заводов и фабрик страны.

Великая Отечественная война

Однако сразу же приступить к творческой деятельности одаренному начинающему мастеру не удалось. Началась Великая Отечественная война. Аникушин добровольцем отправляется на фронт, где служит в противотанковых войсках.

Впечатления и ощущения, которые молодой солдат испытал на фронте, отразились на его дальнейшей скульптурной работе. Познав войну изнутри, не по книгам и рассказам очевидцев, а по личным действиям и размышлениям, Михаил Константинович смог отразить в своих произведениях небывалую силу и мужество воинов-освободителей.

После Великой победы Аникушин создает ряд скульптур, посвященных военной тематике (это и общественные памятники, и отдельные портреты), в которых лаконично и просто, без ненужных детализаций и экспрессий, передает внутреннюю силу и энергию изображенных объектов.

Например, его бессмертный мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”, посвященный доблестному подвигу ленинградцев в трагическое время блокады.

Недаром на монументе изображены не только солдаты и офицеры, но и гражданские - рабочие, женщины и дети, которые своими жизнями прикрывали и оберегали тыл советских военных.

Скульптуры писателей

Михаил Константинович Аникушин - скульптор разноплановый и самобытный. В своем творчестве он не ограничивался единственной выбранной тематикой, никому не подражал и не копировал чужой стиль.

Аникушин любил творить в разных жанрах и направлениях, вырабатывая свой собственный, непревзойденный и выразительный почерк.

Всю свою жизнь он с удовольствием работал над скульптурами писателей. Литература и ее деятели всегда волновали воображение ваятеля. Он видел писателей не только романтичными и мечтательными, не только восторженными и мятущимися, но и сильными духом, крепкими телом, имеющими глубокий внутренний стержень.

Такими перед нами предстают Пушкин и Чехов, увековеченные крепкой уверенной рукой мастера.

Аникушин разработал и создал целый цикл пушкинских скульптур. Это были и памятники, и бюсты, и статуи.

К каждому творению скульптор подходил индивидуально, глубоко размышляя не только над тем, как передать своеобразный характер поэта, но и над тем, как впишется монументальное произведение в обрамляющее его окружение - пейзажи, городские постройки, автомагистрали.

Тридцатилетний труд

Среди величественных и глубоких произведений Аникушина стоит выделить и памятник Чехову, установленный в столице Российской Федерации.

Михаил Константинович долго размышлял над тем, как неповторимо и оригинально передать своим ваянием непревзойденный талант и духовный потенциал своего любимого писателя.

Аникушин решил создать двойной памятник, изобразив две фигуры - писателя и его друга Левитана. Скульптора всегда привлекали отношения этих великих одаренных людей, представителей интеллигенции девятнадцатого века.

Однако эскиз памятника не прошел по конкурсу, и на некоторое время Михаил Константинович отложил работу над ним.

Лишь спустя тридцать лет он представил общественности новую, переделанную скульптуру.

Памятник Чехову поражал своей неординарностью и самобытностью. Это был не тот Чехов, которого привыкли видеть столичные обыватели: в пенсне, с тросточкой и бородкой.

Под умелыми пальцами Аникушина Антон Павлович предстал как неуловимая и в то же время гениальная личность, гармонично сочетавшая в себе благородство и талант, трагизм и лихую удаль.

Общественно-политические скульптуры

Среди других произведений Аникушина обязательно необходимо упомянуть о его скульптуре, подаренной Советским Союзом японскому городу-побратиму Нагасаки. Композиция “Мир” представляет двух держащихся за руки девочек. Они кружатся, словно в танце, символизируя радость, мир и единство.

Скульптура проста и непретенциозна, однако ярко отражает задумку ваятеля об искреннем содружестве между разными народами.

Другими общественно-политическими изваяниями Михаила Константиновича были памятники вождю пролетариата, столь распространенные в советскую эпоху.

И хотя такие скульптуры воздвигались уже шаблонно и мимоходом, Аникушин внес в статую вождя свое индивидуальное видение и персональное воззрение.

Памятник Ленину на Московской площади вмещает в себя всю глубину и экспрессивность личности Владимира Ильича, его волю, энергию и непоколебимость. Интересно, что скульптура не застыла в привычной для нас стандартной позе. Напротив, Ленин передан в движении и в действии, что указывает на его деятельную натуру и на то влияние, которое он оказал на историю всей России.

Примечательно, что с разных сторон фигура выглядит по-разному. Это говорит о редкостном исключительном стиле ваятеля, способном передавать простое ярко и многообразно.

Признание

За свою важную деятельность и значительный вклад в культурную жизнь родного города Аникушин получил заслуженное звание “Почетный гражданин Санкт-Петербурга”, а также множество наград, премий и общественных титулов. В его честь названы школа, сквер и даже планета.

Умер великий скульптор весной 1997 года.

М. Аникушин, Воин-победитель. Эскиз дипломной работы. Гипс тонированный. 1946.

Михаил Аникушин художник

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии

На выставке произведений юных, приуроченной к Чрезвычайному восьмому съезду Советов. Среди лучших работ были отмечены две скульптуры Миши Аникушина - «Мать» и «Пионер читает матери свои первые стихи». Борис Владимирович Иогансон, напутствуя тех, кто делал первые шаги в искусстве, отметил, что в этих работах тонко передано «чувство жизненности, чувство правдивости.

Прошло более сорока лет. За это время бывшие школьники, прошли большой жизненный и творческий путь, многие стали признанными мастерами. В их ряду сегодня М. К. Аникушин - один из ведущих советских скульпторов. В беседе с нашим корреспондентом Михаил Константинович рассказывает о своей работе, вспоминает учителей, товарищей, со словами напутствия обращается к тебе, юный читатель.
Михаил Константинович, годы вашего детства совпали с удивительным временем, в котором жила страна: энтузиазм первых пятилеток, коллективизация, бурный рост культуры народа. Все это волновало, стимулировало активность в учебе, труде. Впервые так. широко могли проявиться способности каждого. И юные пионеры, думается, не отставали от взрослых.
Да, время было исключительно бурное и интересное. Жили мы тогда в Москве на Малой Серпуховке. Недалеко от нас на Житной улице, находилась детская техническая станция, где работали разные кружки - авиамодельный, музыки, рукоделия, рисования. Я стал туда ходить, в кружки рисования и авиамодельный. Затем в школе в пионерском отряде мне поручили оформлять стенные газеты, писать лозунги. Так моя любовь к рисованию получила первое общественное признание.

М. Аникушин. Девочка с козликом. Чугун. 1938-1939.

Однажды к нам в пионерский отряд пришел немолодой человек высокого роста и спросил мягким, добрым голосом: «А кто здесь рисует?» Ребята указали на меня. Он пригласил: «Приходи к нам на Полянку, в Дом пионеров». И вот я стал посещать кружок лепки, который руководил Григорий Андреевич Козлов, или дядя Гриша, как мы его называли.
Дядя Гриша был человеком необыкновенной доброты и обаяния. В молодости он учительствовал в небольшом селе под Казанью. За распространение революционных идей был приговорен к пяти годам заключения в крепости. Тог- да-то в тюрьме он и начал лепить из маленьких кусочков хлеба, выкраивая его из скудного арестантского пайка. Вскоре жизнь показала, что это был не просто способ коротать долгие тюремные дни, а призвание. Отбыв ссылку, он поступил в Казанское художественное училище, успешно закончил его и целиком посвятил себя педагогической деятельности.
Работе с юными студийцами дядя Гриша отдавал все свои силы. Во время занятий он стремился к тому, чтобы мы поняли сам процесс лепки и почувствовали материал. Лепка сочеталась с рисованием, черчением и формовкой. Опытный и преданный искусству наставник, Григорий Андреевич во многом определил выбор нашего жизненного пути.
Михаил Константинович, какими интересами жили мальчишки того времени, ваши друзья?
Несомненно, наши интересы в значительной мере формировались в школе, в пионерском отряде. Кроме рисования, я очень любил литературу. Может быть, и потому, что учительница словесности Анна Ефремовна обычно помогала нам делать стенную газету. Вместе с Лешей Клемановым мы рисовали на больших листах бумаги. Потом Леша тоже стал художником. Художником — архитектором. Его труд, мастерство вложены в реставрацию Брестской крепости, села Шушенского и других исторических памятников. Другой мой приятель, Володя Прокофьев, стал математиком, профессором института.
В свободное время мы ходили на занятия во Дворец пионеров, в Третьяковскую галерею. Покупали открытки и репродукции любимых картин великих русских художников, копировали их. Помню, я копировал левитановский «Март», иллюстрации Врубеля к «Демону». Уже тогда интерес к изобразительному искусству, стремление познать его тайны захватывали нас все сильнее и сильнее.

И тогда же вы избрали скульптуру?
Сказать так было бы слишком самоуверенно. Инициатива в этом вопросе скорее принадлежала старшим. Учителя посоветовали мне заняться скульптурой… Мои первые работы «Помощь товарищу» и «Планерист» были представлены в детском разделе выставки «XV лет РККА». Это было в 1932 году, а исполнилось мне уже 15 лет.
К этому времени я серьезно увлекся скульптурой. Часами мог сидеть в Музее изобразительных искусств на Волхонке, рисовать микеланджеловского «Давида», творения великих мастеров. Музей стал для меня второй школой. Скульптуру здесь чтили особенно. Для нее и строились залы с наилучшим освещением.
Иногда можно слышать мнение, что скульптуры, собранные в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, не имеют большой художественной ценности, так как это лишь слепки с оригиналов. Такое утверждение в корне неверно. Гипсовый отливок, да еще прекрасно исполненный, это почти подлинник, только сделанный из другого материала.
Когда я впервые попал в Британский музей в Лондоне и смотрел скульптурные фризы Парфенона, одно из самых замечательных созданий мирового искусства, то обрадовался им как старым знакомым. Они были мне отлично известны по музею в Москве, я помнил их до каждой раковинки, до каждой щербинки.
Успех ваших первых работ на всесоюзных выставках детского творчества, пять лет занятий в изостудии - все это достаточно подготовило вас к поступлению в вуз?
Закончив школу, я стремился попасть в прославленную Академию художеств в Ленинграде. В ней бережно сохранялись традиции русской художественной школы, был блестящий состав преподавателей.

После экзаменов нас зачислили на подготовительные курсы, а через год перевели в последний класс средней художественной школы. Пришлось второй раз учиться в десятом классе. Зато профессиональная подготовка стала основательной. Занимался под руководством опытных педагогов В. С. Богатырева и Г. А. Шульца. Последние этюды, сделанные в школе, были представлены в качестве экзаменационных работ при поступлении в академию. И я был принят.
Вы говорили о традициях, которыми славилась академия и которые привлекли вас в ее стены. В чем их суть, кто особенно повлиял на ваше становление как художника?
Мне везло на хороших учителей и в школе и в академии. Я мог бы назвать многих своих наставников, прекрасных людей и педагогов. Расскажу лишь о двух самых ярких, на мой взгляд, учителях и скульпторах.
Первым моим педагогом в академии стал Виктор Александрович Синайский, декан факультета скульптуры. Это был большой мастер, истинный художник. В то время на Невском проспекте напротив улицы Бродского стоял замечательный памятник Лассалю - необыкновенной выразительности голова. Скульптура поражала силой пластики. Создателем ее, как я узнал потом, был Виктор Александрович Синайский.
Необычайно высок среди студентов был авторитет Александра Терентьевича Матвеева. На нас влияли его высокий художественный вкус, гражданственность, которые были органично присущи его жизни и творчеству. Его влекли темы общественно значимые. В 1912 году он создает бюст
А. И. Герцена, в 1918 году - один из первых памятников К. Марксу, установленный в Петрограде у Смольного. В 1927 году успешно заканчивает скульптурную группу «Октябрь», которая по праву считается достижением советского искусства.
Матвеев пробудил в нас подлинное понимание натуры, дал почувствовать, что натура - источник вдохновения. Синайский и Матвеев были наставниками, которые учили не только своим творчеством, но и общественной активностью. Именно они принимали самое деятельное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.
Михаил Константинович, теперь вы отдаете много сил воспитанию творческой молодежи, преподаванию. У вас много учеников, последователей. Исходя из нынешнего богатого опыта художника и педагога, что вы считаете самым основным и важным приобретением за студенческие годы?

Уважительное отношение к натуре - одно из самых главных качеств, которые, на мой взгляд, необходимы художнику. Слово «натура» я беру в очень широком смысле - как уважение к правде жизни, к природе, тому прекрасному, что нас окружает. На этом покоится наша русская реалистическая школа искусства и литературы.
Второе необходимое качество - беспощадная требовательность к себе. Наши учителя стремились к тому, чтобы ученики твердо осознали высокое предназначение искусства. Лучшим примером служило для меня творчество учителей. Их самоотверженность, необыкновенная требовательность к себе передавались и студентам. В этом заключалась их огромная сила как педагогов.
Но, думаю, наша студенческая жизнь мало чем отличалась от жизни нынешних студентов. Ежедневно пять часов работы в мастерских - три часа лепки и два часа рисования. Еще лекции по истории искусства, общеобразовательным предметам. В художественном вузе один из самых продолжительных рабочих дней. Кроме занятий в классе, много читали и работали в библиотеке, активно занимались спортом.
Интересно проходила у нас практика. На первом курсе работали на Ломоносовском фарфоровом заводе. Во время второго курса практика проходила на Каслинском чугунолитейном заводе. Здесь я отлил из чугуна три работы: «Пионерку», «Литейщика» и «Девочку с козликом».
Наша самостоятельность была совершенно естественной. В 1939 году, еще на третьем курсе, я вместе с архитектором Василием Петровым впервые участвовал в конкурсе на проект памятника Низами для Баку. Эта работа была признана лучшей из 75 проектов, представленных на конкурс. Мы получили высшую премию. Много было и других творческих замыслов, но началась Великая Отечественная война.
Вместе со студентами и преподавателями академии я участвовал в оборонных работах, затем пошел в народное ополчение, а в ноябре 1941 года - в армию. Все 900 блокадных дней был в составе 42-й армии, защищавшей Ленинград. На фронте вступил в ряды Коммунистической партии.
Все, что я видел и чувствовал в дни войны и блокады города, нашло отражение в памятнике героическим защитникам Ленинграда.
Много горя принесла война. Но в эти дни вы увидели высочайшие проявления человеческого духа, были свидетелем массового мужества и героизма. Что стало главным в вашем творчестве, когда вы, вчерашние фронтовики, вновь вернулись на студенческую скамью?

Михаил Константинович, самую широкую известность и признание завоевал Ваш Пушкин. Многие высказывают мнение, что этот памятник удивительно ленинградский, он органично слился с той строгой красотой города, которая воспета в пушкинских стихах. Какова история создания этого памятника?
- Пушкина я боготворил с детства. О своей любви к нему я мог бы говорить много, но считаю это нескромным. Ведь любовь всего нашего народа к Пушкину огромна. И как ярко, разнообразно и талантливо воплотилась она в изобразительном искусстве - графике, живописи, скульптуре!
К этому образу я обратился еще в 1937 году. Тогда широко отмечались пушкинские дни, связанные со 100-летием гибели поэта. Тогда же Совнарком принял решение установить памятник
А. С. Пушкину в Ленинграде, и был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект. В то время я только начинал учебу в академии и, конечно, не помышлял об участии в этом конкурсе. Но силы свои хотелось попробовать, и я сделал первый эскиз - для себя.
Конкурс был прерван войной и возобновлен в 1947 году. Мы с архитектором Василием Александровичем Петровым приняли в нем участие. Все проекты были выставлены в залах Русского музея для широкого обсуждения. Затем подводились итоги, и мы получили право строить памятник.
- Что стояло для Вас за словами: право строить памятник?
- Прежде всего дальнейшее изучение материала, страдания, радости. Строить памятник - огромная ответственность, не только радость. Тем более возводить его в Ленинграде, где творили великие архитекторы и скульпторы. Еще большая ответственность была у нас: ведь памятник возводился Александру Сергеевичу Пушкину на одной из красивейших площадей Ленинграда, связанных с именем Росси, где стоит Русский музей. Да и само название у площади ответственное - площадь Искусств.

М. Аникушин, архитектор В. Петров. Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде.
Создание памятника - событие не только художественное, но и гражданское, политическое. Умножается культурное достояние Родины, в каком-то смысле определяется показатель авторитета,ее культуры, искусства.
Кроме всех этих обстоятельств, нам надо было учиться делать памятник. Искать и открывать связи архитектуры и скульптуры, новые связи со зрителем, с нашим временем. В конечном счете решение всех задач сводилось к ответу на вопрос: почему ставится памятник, почему Пушкин нам необходим сегодня, остро современен, хотя и отдален более чем веком во времени.
Все это и определило решение образа Пушкина. Любое нарушение этих многогранных взаимосвязей исказило бы смысл и содержание образа. Такой памятник поэту может стоять только в Ленинграде и именно на данной площади. Перенести его в другое место невозможно, сразу же нарушится все его содержание.
Мне хотелось показать Пушкина необыкновенным, но земным и человечным, каким он был, как я его представляю. Выразить обаяние Пушкина, благородство его характера, его любовь к свободе. Он воспринимается нами как современник, живет с нами, по-прежнему волнует его слово. Поэтому я стремился создать образ вдохновенного поэта, который как бы обращается к слушателям, к современникам, любому из нас.
Работа над памятником длилась восемь лет. 19 июня 1967 года он был открыт. С того памятного дня прошло более двадцати лет, даже позолота сошла с надписи на постаменте. Но образ гениального поэта волнует по-прежнему, с той же силой. Я счастлив, что судьба уготовила мне эту встречу, что мой труд послужит еще одним скромным вкладом в нашу изобразительную. Пушкиниану.
- Часто мы определяем понравившуюся картину, скульптуру или другое произведение искусства одним словом - хороший. Что Вы,
Михаил Константинович, вкладываете в понятие «хороший памятник»?
- В нем я нахожу ответ на вопрос - что такое благородство формы, как эта форма строится. Мне становится ясен духовный, художественный багаж скульптора, степень его самообразования. В таком памятнике должно быть органичное единство формы и содержания, когда идея его читается естественно. Это свойство дается скульптору, художнику врожденно, и его надо закреплять трудом, жестокой работой над собой.
- После Пушкина Вы работали над образом В. И. Ленина, образом совершенно другого содержания?
- После того как был объявлен конкурс для сооружения памятника В. И. Ленину в Ленинграде, мы сделали множество эскизов. Вначале поиски были направлены на то, чтобы раскрыть образ Ленина как философа-гуманиста. Ленин - великий человек нашей эпохи, но его величие никогда не заслоняло душевности, обаятельности. Он обладал удивительным даром притягательности, вокруг него всегда собирались люди. Ленин заражал своей самоотверженностью и преданностью борьбе во имя блага простых людей.

Мне хотелось подчеркнуть человечность великого вождя, ту черту, которая выражена в словах Маяковского - «самый человечный изо всех живущих на земле людей».
Шли годы. Мои представления о том, каким должен быть этот образ, обогатились. Под воздействием многих обстоятельств и прежде всего в результате углубленного изучения документов, воспоминаний о Владимире Ильиче.
Скульптору в единовременном представлении нужно выразить многое. Поэтому столь важно определить ведущую идею в решении темы. Я убеждался, что главным в образе Ленина должна стать непобедимость, смелость, отвага, необыкновенная убежденность в правоте дела пролетариата. Мне особенно запомнились строки Н. К. Крупской, вспоминавшей, каким был Ильич после свершения Великой Октябрьской революции: «Он был в необычайно радостном состоянии». Осуществилась мечта рабочих, крестьян, всех прогрессивных людей России. Конечно, ликование, радость Ильича огромны, несмотря на то, что дел предстояла уйма, многие были и посложнее свершенного. Это состояние Ленина в первые дни Октября мне хотелось передать. Слова Н. К. Крупской о том, что Владимир Ильич смел и отважен, послужили основным ключом в решении образа.
Некоторые не сразу приняли такое решение всего памятника. Не сразу поняли суть образа и форму выражения этой сути, были в плену традиционных представлений о памятнике Владимиру Ильичу.
Работа над образом Владимира Ильича явилась для меня большой школой искусства и жизни. Она заняла более 13 лет. Памятник был открыт на Московском проспекте в 1970 году, когда широко отмечалось 100-летие со дня рождения Ильича. Сейчас он завершает один из современных ансамблей города.
- Как Вы характеризуете эти тринадцать лет работы?
- Сооружение памятника В. И. Ленину - высокая честь и доверие художнику. Но и художник должен оправдать это доверие, отдать все свои знания, мастерство, чтобы хоть мало-мальски приблизиться к своему герою. Нужны годы, огромный труд проникновения в образ, наблюдения и, конечно, самоотверженность.
- Эти годы, вероятно, значительно подготовили Вас к созданию монумента героическим защитникам Ленинграда. Как Ваши жизненные впечатления повлияли на решение образов этого ансамбля?
- Я работал в содружестве с архитекторами Сергеем Сперанским и Валентином Каменским. Все трое мы принимали участие в защите Ленинграда в годы войны, были свидетелями беспримерного мужества ленинградцев. Естественно, что мы воспринимали эту работу как свой патриотический и гражданский долг перед павшими и живыми ленинградцами.
Все знают мемориал на Пискаревском кладбище. Это памятник погибшим, жертвам фашистской блокады города. Новый ансамбль, который сооружался на исторически конкретном месте боев - Средняя Рогатка, направление Пулково, южные ворота города, - должен стать памятником Победе.

Прошло много времени, прежде чем окончательно определилось, каким ему быть. Бесчисленное количество вариантов нами рассмотрено: показать подвиг ленинградцев через аллегории, символы или реальные образы? Но в конечном счете победил один принцип - рассказать, как это в действительности было, показать героизм и благородство защитников города, их подвиг во всем его величии и драматизме. Не символикой и плакатно-обобщенными формами должен быть отмечен великий в своей человечности подвиг защитников Ленинграда, а как бы эпической поэмой в бронзе и камне, исполненной глубокого чувства и душевной красоты. Чтобы те, кто был здесь в годы войны, увидели себя, а кто не был - тот подумал: я тоже мог стать таким же. Чтобы молодые поняли: победу одержали не сверхчеловеки, а простые люди, у которых свои представления о ценностях жизни, благородстве, братстве, воспитанные партией, нашим строем, Лениным.
Скульптурная композиция монумента состоит из нескольких сюжетных групп. Она рассчитана на последовательное восприятие образов. Пришедший к памятнику как бы становится участнике событий, может уловить настроение и чувства тех, кто встал против черной силы и победил.
Первая группа, которая появилась у меня в эскизе, - «Блокада», или «Реквием». Она передает обстановку и впечатление тревожных военных дней. Здесь образ первых дней блокады - гибель ребенка от первых снарядов, упавших на площади Труда. Его держит на руках скорбная мать. И образ блокадной зимы, когда силы ленинградцев истощены, передан в другой группе - солдат поднимает тень человека - жегацину-горожанку.
В скульптурных группах левой и правой частей памятника можно прочитать биографии героев, как бы увидеть ситуации, типичные для того времени. «Летчики и моряки», «Снайперы», «Трудовой фронт», «Народное ополчение», «Солдаты» - в этих скульптурах мы стремились передать образы защитников города, спаянных одной целью, одним стремлением - не сдаться врагу, отстоять Ленинград. В центре ансамбль венчает двухфигурная композиция «Победители. Рабочий и Солдат». Она символизирует те силы, что одержали Победу, - единство фронта и тыла, всего советского народа. Воин опустил автомат, война закончена, но он на страже, а рядом с ним рабочий уверенно держит молот - трудовой подвиг продолжается.
- Нет ни одного человека, который остался бы равнодушным у этого монумента. Он стал символом подвига ленинградцев. Создатели его удостоены самых высоких наград. Ему посвящены стихи и тысячи строк взволнованных записей в книге отзывов. И эта народная признательность, вероятно, самая большая награда…
- Для художника главное - видеть, что твой замысел нашел отклик у зрителя. Среди многочисленных отзывов о мемориале героическим защитникам Ленинграда мне особенно запомнились строки: «Он заставляет сильнее биться сердце с гордостью за тех, кто победил, и с болью за тех, кто не дошел до Победы».
Эти слова говорят о том, что наш труд помогает людям сохранить память о героическом времени, а рассказать о нем я обязан как художник и гражданин. Наши внуки родились в счастливую мирную пору, и нельзя, чтобы в их жизнь ворвалось то, что пережили мы.

Михаил Константинович, ныне за Вашими плечами огромный профессиональный и жизненный опыт, годы творческих исканий, сомнений и открытий. Какое качество, на Ваш взгляд, необходимо более всего для того, чтобы стать и быть художником?
- Надо любить искусство больше всего в жизни и уметь подчинить ему всю свою жизнь. А это не всем дано. Поэтому не будем ограничиваться обращением только к будущим художникам. На свете важны все профессии. Знать искусство, уметь рисовать должны все дети -
станут ли они инженерами, рабочими, космонавтами. Тот, кто познает изобразительное искусство в детстве, обретает объемное видение, пространственное воображение, а это так нужно во всех областях человеческой деятельности.
Но важнее другое - искусство помогает воспитывать благородство, гордость за то, что сделано прекрасного до тебя. Вот это чувство уважения к прошлому и борьбу за будущее я считаю главным в воспитании юношей и девушек, которые стоят на пороге самостоятельной жизни. Мы должны быть бережливы к тому добру, которое принадлежит всем нам, всему нашему государству. Если мы воспитаем в себе это чувство, тогда не придется говорить о сохранении природы в общегосударственных масштабах, о сохранении памятников прошлого.
Работа художника, особенно скульптора, связана с уважительным отношением к наследию. Не только в одном смысле - охранять. Но и в другом - создавать новое, продолжая лучшие традиции предшествующих поколений, делать их живыми памятниками своего времени.