Федеральные архивы. Российский государственный архив литературы и искусства

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

(РГА ВМФ)

г. Санкт-Петербург

1. История создания.

Архивохранилище берет свое начало еще в 1724 г., когда по устному указу Петра Великого был создан архив Государственной адмиралтейств-коллегии. С 1827 г. – Архив Морского министерства. В 1918 г. документы архива вошли в состав ЕГАФ СССР.

В 1925 г. создан Морской отдел Ленинградского отделения Центрального исторического архива (ЛОЦИА). А в 1934 г. отдел превратился в Морской исторический архив, который с 1937 г. стал называться Центральный государственный военно-морской архив (ЦГВМА).

В 1941 г. ЦГВМА был переименован в Центральный государственный архив Военно-Морского флота СССР (ЦГАВМФ СССР). В 1992 г. архив претерпел последнее изменение в названии, превратившись в Российский государственный архив Военно-Морского флота.

2. Состав фондов.

Архив хранит документы, образовавшиеся в деятельности центральных учреждений морского ведомства, управлений флотов и флотилий, соединений, частей и кораблей, военно-морских учебных заведений, военных портов, судостроительных предприятий, гидрографических и научных экспедиций, деятелей Военно-Морского флота.

Всего: 2875 фондов, 927 663 дела;

29 фондов, 266 456 ед. хр. Фотодокументов.

Документы за период: с 1550 до 1940 гг.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЭКОНОМИКИ

(РГАЭ)

г. Москва

1. История создания.

В 1961 г. на базе документов по истории народного хозяйства СССР, выделенных из ЦГАОР СССР, создан Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР).

В 1992 г. преобразован в Российский государственный архив экономики (РГАЭ).

2. Состав фондов.

Архив хранит документы по истории экономики и социального развития советского общества с 1917 г.: фонды наркоматов, министерств, государственных комитетов, главных управлений, обеспечивающих планирование, финансирование, стандартизацию, осуществляющих управление отраслями народного хозяйства, а также аналогичных по компетенции центральных органов РСФСР, которые до образования СССР распространяли свою деятельность и на другие советские республики.

Здесь сосредоточены фонды производственно-хозяйственных организаций: трестов, объединений, непосредственно подчинявшихся центральным органам управления СССР; фонды деятелей народного хозяйства и науки, а также комплексы документов по личному составу всех организаций – источников комплектования архива и номенклатурных работников сферы экономики.

Всего: 1955 фондов, 3 520 521 дел;

5 фондов, 279 767 ед. хр. научно-технической документации

1046 ед. хр. фотодокументов.

Документы за период 1917 – 1993 гг.

Российский государственный архив

Литературы и искусства

(Ргали)

Г. Москва

    История создания.

Центральный государственный литературный архив СССР (ЦГЛА СССР) был создан в 1941 г. В его основу легли фонды Государственного литературного музея (ГЛМ), образованного в 1933 г. В ЦГЛА были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, Государственного исторического музея (ГИМ), ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ.

В 1954 г. архив был переименован в ЦГАЛИ СССР, а в 1992 г. – в РГАЛИ.

В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    Состав фондов.

Документы архива характеризуют различные этапы развития литературы, искусства и общественной мысли, творческих взаимоотношений представителей отечественной и зарубежной культуры.

В архиве сосредоточены фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

Всего: 2871 фонд, 1 078 777 дел за период с XVIII – до 1993 г.


Российский государственный архив литературы и искусства - «Архив муз» - является крупнейшим хранилищем России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры. В его 3012 фондах насчитывается свыше 1 млн. 300 тыс. единиц хранения. Созданный в 1941 г. на основе архивного собрания Государственного литературного музея, он стал любимцем и предметом особой заботы государства. «Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей, музейных ценностей и целых библиотек, – вспоминал Ираклий Андроников. – Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги».

В фондах архива хранятся документы XIV-XX вв. Среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры России, автографы А. С. Пушкина , М. Ю. Лермонтова , Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, ценнейшие коллекции и отдельные документы из собраний Ю. А. Бахрушина, Ф. Ф. Фидлера, С. П. Мельгунова, П. И. Бартенева; архивные фонды В. В. Розанова, А. А. Блока , Б. Л. Пастернака , А. А. Ахматовой , М. И. Цветаевой , А. Белого, М. А. Кузмина, А. И. Солженицына, Д. Д. Шостаковича, М. М. Плисецкой, Р. К. Щедрина, творческое наследие деятелей русского зарубежья, а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры – Наркомпроса РСФСР, Всесоюзного Комитета по делам искусств (ВКИ) при СНК СССР, Министерства культуры СССР и РФ, Госкино СССР, научных и учебных заведений культуры, киностудий, театров, цирка и эстрады, издательств, редакций литературных и художественных журналов.

Главной особенностью документальной базы РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров и других выдающихся деятелей искусства (2664 фонда) сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций (348 фондов).

Самый древний источник – пасхальная Агада XIV в. - рукописная книга, содержащая изложение ритуала пасхального седера и читающихся на нем фрагментов библейских текстов исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке, украшенная микрографией XV–XVI вв.

Примерно половину всех личных фондов составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства.Литература начала XIX в. представлена материалами писателей-классиков А. С. Грибоедова, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского. Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине XIX в., является фамильный архив трех поколений рода Вяземских «Остафьевский архив» - настоящая сокровищница автографов и рукописей, среди которых рукописи друга А. С. Пушкина князя П. А. Вяземского, письма Г. Р. Державина, А. С. Грибоедова, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. С. Пушкина и его жены, Н. В. Гоголя; автографы Петра I, Екатерины I, Екатерины II и других «царственных особ», полководцев А. В. Суворова, П. А. Румянцева, А. П. Ермолова, классиков зарубежной литературы Дж. Байрона, О. Бальзака, А. Мицкевича.

Огромную ценность представляет значительная часть архива Ф. М. Достоевского, содержащая его записные книжки с ранними вариантами романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»; эпистолярное наследие писателя.

Литературный процесс конца XIX-начала XX в. отражен в фондах Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, И. А. Бунина. РГАЛИ является крупнейшим центром хранения и изучения наследия классиков серебряного века: жизни и творчества А. А. Блока, А. Белого, С. А. Есенина, М. А. Кузмина, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой.

В архиве хранятся фонды писателей XX века – Ф. В. Гладкова, А. П. Гайдара, А. С. Грина, В. В. Вишневского, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, А. С. Макаренко, Ю. К. Олеши, Н. А. Островского, П. А. Павленко, К. Г. Паустовского, М. А. Светлова, А. С. Серафимовича, С. Н. Сергеева-Ценского, Ю. Н. Тынянова, А. А. Фадеева, И. Г. Эренбурга, В. Т. Шаламова и многих других.

Русское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А. И. Южина, В. Э. Мейерхольда, М. Г. Савиной, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной, Л. В. Собинова, А. А. Горского, М. И. Петипа, а также в фондах Московской конторы императорских театров (10280 ед. хр.), Общества драматических писателей и композиторов (2951 ед. хр.), Центрального Дома работников искусств (6630 ед. хр.), Камерного театра (1129 ед. хр.). Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли, каждой постановки является уникальным, неповторимым творческим актом, придает особенно большую ценность для театроведческих изысканий и построений таким материалам, как режиссерские экземпляры пьес, эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов в ролях и сцен из спектаклей.

Документы по истории отечественной музыки содержатся в фондах П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Р. М. Глиэра, В. Я. Шебалина, Д. Б. Кабалевского, Н. Я. Мясковского, И. О. Дунаевского, Д. Д. Шостаковича, в фондах Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (2727 ед. хр.), Государственного музыкально-педагогического училища им. Гнесиных (1280 ед. хр.), Государственного музыкального издательства (4614 ед. хр.), журнала «Советская музыка» (2355 ед. хр.) и др. Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его музейная составляющая: третья часть коллекции - изобразительные материалы (картины, графика, фотографии и др.). Традиционное различие в формировании музейных и архивных коллекций предопределило характер их собраний: произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, документальное наследие – в архивах. Однако реальная жизнь гораздо богаче правил и схем и, запечатлеваясь в личных архивных фондах деятелей культуры и искусства, часто эти схемы и правила нарушает. Вот почему в Российском государственном архиве литературы и искусства наряду с рукописным и эпистолярным наследием хранятся произведения живописи и графики XIX и XX вв. Еще одна причина этого кажущегося казуса в том, что в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений тех художников, которые не принадлежали к «официальному искусству», не были признаны властью или этой властью были просто уничтожены. Подавляющее число таких художников – представители русского авангарда. Именно их произведения составляют существенное большинство «изобразительных» фондов РГАЛИ. Обстоятельства, при которых живописные и графические произведения попадали в архивное хранение, интересны и разнообразны. Они по-своему отражают советскую историю. Так, в период образования РГАЛИ в начале 1940-х годов костяк собрания составили материалы, поступившие из Государственного литературного музея, в их числе фонды издательств «Детгиз», «Искусство», «Музгиз» и др., а также редакций художественных журналов. Одновременно из Литературного музея в 1941 г. поступила часть фонда музея В. В. Маяковского, в том числе рисунки поэта и трафареты «окон Роста». Из Государственной Третьяковской галереи были переданы документы Училища живописи, ваяния и зодчества, Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас-Вхутеин), Российской академии художественных наук, Московского общества любителей художеств, а также разнообразные материалы художников А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского, И. К. Айвазовского, И. С. Остроухова и др. Так была заложена основа художественного собрания архива.

Одновременно в архиве начали формироваться личные фонды художников – самый полный комплекс, в котором хранятся многочисленные художественные произведения: рисунки и наброски, гравюры и офорты, эскизы и этюды В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. К. Бялыницкого-Бирули, Б. М. Кустодиева, М. В. Нестерова, С. Ю. Судейкина, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, К. С. Петрова-Водкина, Е. Г. Гуро, М. В. Ле-Дантю, Л. М. Лисицкого, В. Е. Татлина и др. За счет личных фондов пополнилось и собрание плакатов – эта часть коллекции РГАЛИ уникальна по полноте собрания и насчитывает около тысячи двухсот плакатов, в том числе свыше четырехсот оригиналов В. В. Маяковского, В. В. Лебедева, М. М. Черемныха, Д. С. Моора, В. Н. Дени, фотомонтажей Л. М. Лисицкого, Г. Г. Клуциса, С. Я. Сенькина.

Богаты изобразительным материалом и фонды деятелей кино – Я. А. Протазанова, И. И. Мозжухина, В. И. Пудовкина, М. И. Ромма, Л. В. Кулешова, Дз. Вертова, Р. Л. Кармена. В РГАЛИ хранится более пяти тысяч рисунков С. М. Эйзенштейна.

В 1960-е годы РГАЛИ приобрел ценнейший архив Ю. П. Анненкова, в состав которого вошли сорок подлинных рисунков – театральные эскизы, обложки книг, портретные зарисовки. Таким же образом в фонды поступали уже упомянутые архивы Е. Г. Гуро, В. Ф. Ходасевича, К. С. Петрова-Водкина, К. Н. Редько, а также А. А. Арапова, И. И. Нивинского, П. Н. Филонова, П. В. Кузнецова и Е. М. Бебутовой.

Особое место составляет наследие деятелей русского зарубежья, в возвращении которого огромную роль со стороны официальных структур сыграл И. С. Зильберштейн – известный искусствовед и историк литературы, коллекционер, посвятивший свою жизнь исследованию и пропаганде русской культуры, собиранию ее реликвий. В результате его зарубежных поездок коллекции пополнились акварелями А. Н. Бенуа, эскизами М. В. Добужинского, К. А. Коровина, С. М. Лифаря, А. М. Ремизова.

В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина. Судьба произведений Татлина, как и его собственная судьба, были предопределены категорическим неприятием его «формалистического» искусства. После смерти художника его наследие едва не было утрачено: картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художник скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам, и сотрудники РГАЛИ вывезли татлиновские произведения, сохранив их тем самым для потомков. Корпус графических работ В. Е. Татлина в РГАЛИ по хронологии совпадают с его живописным наследием. Наибольшую ценность составляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненных в 1912-14 гг. рукой не только самого метра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую – Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина.

Ранний авангард в РГАЛИ – это еще целый пласт малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е. Г. Гуро, К. М. Зданевича, С. Б. Никритина, В. С. Барта, А. А. Моргунова.

В собрании РГАЛИ более ста альбомов одного из главных лиц поэтического и художественного авангарда, его собирателя и хранителя – А. Е. Крученых. Легче составить краткий список имен, которые не представлены в этой коллекции, чем перечислять множество художников, поэтов и писателей, в той или иной форме фигурирующих в этой уникальной по полноте иллюстрированной истории художественного авангарда. Поэтому альбомы воспринимаются не только как исторический документ, но и как своеобразный артефакт, как самостоятельное произведение искусства, где исторический документ становится эстетической ценностью. Не менее представительна в архиве эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х годов. Достаточно назвать ряд блестящих имен. Среди них Л.М. Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальным графическим проуном; Г.Г. Клуцис и его эскизы плакатов, И.В. Клюн с его небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.

Особое место занимает наследие архитектора Я. Г. Чернихова, состоящее из множества графических творений второй половины 1920-х годов. Повторяя мотивы на темы «архитектурных фантазий» и «машинных форм», Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих композиций. Произведения авангарда в собрании РГАЛИ – от живописных полотен до зарисовок – поражают своим разнообразием. И что еще более удивительно, – при всей случайности подбора имен и характера работ, – они с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России, причем на примерах, мало известных не только широкой публике, но и специалистам.

На сегодняшний день в РГАЛИ собрано 483 музейных мемориальных предмета, принадлежавшие Н. А. Бердяеву, В. А. Соловьеву, А. М. Ремизову, М. И. Цветаевой, И. Г. Эренбургу, А. Г. Коонен, К. М. Симонову, К. А. Кедрову, М. М. Плисецкой и др. Так, в фонде М. И. Цветаевой хранятся ее ларец из грушевого дерева, бусы из корналина, бамбуковая ручка с колпачком, серебряный перстень, печатка, серебряное блюдо, металлическая цепочка-ожерелье с подвесками, стеклянная чернильница в металлическом футляре. В составе фонда Н. А. Бердяева – металлический портсигар, пенсне, кожаные бумажник и портмоне, два перстня, карманное зеркало в кожаном футляре, деревянные ручки, часы «Омега» с монограммой. В архив был передан полностью интерьер рабочего кабинета К. М. Симонова.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) -- крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры

Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства - Российский государственный архив литературы и искусства. Это один из немногих архивов страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.

История организации РГАЛИ

Архив был основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея -- Гослитмузея (ГЛМ) -- как Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА). Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ.

Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и других учреждений. Появление нового архива с одобрением встретили и поддержали деятели культуры и общественность.

Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул.

Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков Н.П. Барсукова и Н.И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А.С. Суворина. Из Московского областного архива - материалы Московской конторы императорских театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического архива в Москве - фонды Н.П. Огарева, А.Н. Островского.

Фонды государственных учреждений пополнялись сданными в те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П.И. Чайковского, поэта Н.М. Языкова, из подмосковного имения Мураново - архивы поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н.Г. Чернышевского - архив Н.Г. Чернышевского, из Полтавы - материалы В.Г. Короленко, из Киева - Н.В. Гоголя и др.

Интенсивно пополняясь документами по истории русской литературы и искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда же в архив были переданы материалы К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского и некоторые другие.

Наряду с комплектованием в эти трудные первые годы становления архива проводились и другие необходимые работы: проверка наличия и состояния документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного происхождения, составления научно-справочного аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали участие в решении вопросов о профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех отделов:

литературных фондов,

фондов искусств,

научно-публикаторского,

научно-справочной литературы (библиотеки).

К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.

К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии - 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США - автографы С.А. Есенина, материалы о Л.Н. Толстом, из Югославии - письма И.Е. Репина.

В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года РГАЛИ был включен, наряду с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем, Государственным архивом РФ, Российским государственным военно-историческим архивом, Российским государственным архивом древних актов и др., в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) - крупнейшее хранилище документов по истории отечественной литературы и общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. В архиве по состоянию на 1 января 2003 г. хранится 3002 фонда, содержащих 1 236 511 единиц хранения. Хронологически собранные в архиве документы охватывают период с XVIII по XX в., но основная часть материалов относится к двадцатому веку; встречаются и более ранние документы.

Архив был создан на основании Постановления СНК СССР от 29 марта 1941 г., в соответствии с которым предусматривалось "организовать к 1 июля 1941 г. в Москве Центральный государственный литературный архив СССР для хранения в нем литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и учреждений". В мае 1941 г. было утверждено положение об архиве, согласно которому в его состав должны были войти материалы по литературе и искусству из Государственного литературного музея, из центральных и периферийных архивов, музеев и библиотек.

В послевоенный период деятельность архива расширилась, в 1954 г. он был переименован в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР). В 1957 г. архив переехал с Б. Пироговской ул. (д. 17) в специально для него построенное здание.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1992 г. архив получил название Российский государственный архив литературы и искусства .

РГАЛИ входит в состав Федеральной архивной службы РФ. 2 апреля 1997 г. Указом Президента РФ, наряду с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем, Государственным архивом РФ, Российским государственным военно-историческим архивом, Российским государственным архивом древних актов, РГАЛИ был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Особенностью РГАЛИ является сосредоточение в нем, наряду с фондами государственных учреждений культуры и общественных организаций, архивов частных лиц - деятелей литературы, искусства, коллекционеров. Причем документы личного происхождения составляют свыше 50% общего объема хранящихся в РГАЛИ документов.

В "Путеводитель по фондам РГАЛИ. Вып.8" включена информация о фондах, поступивших в архив преимущественно в период с 1993 по 2000 г. Именно в это время произошел распад Советского Союза, страна пережила несколько финансовых кризисов, что не могло не отразиться на жизни архивных учреждений. Серьезные изменения произошли в области комплектования РГАЛИ как фондами личного происхождения, так и фондами учреждений и общественных организаций. В связи с отсутствием финансирования архив не имел возможности приобретать документы у фондообразователей, а принимал их только на безвозмездной основе; сокращение штатов сказалось на объемах приема документов личного происхождения и их обработки.

Изменения в политическом и государственном устройстве страны внесли существенные изменения в структуру управления и функционирования учреждений культуры. Были ликвидированы государственные учреждения и общественные организации общесоюзного значения; их документы поступили на государственное хранение в РГАЛИ. Характеристика части фондов этих учреждений вошла в состав восьмого выпуска путеводителя. Процесс передачи на государственное хранение и научно-информационное освоение фондов, как Министерство культуры СССР, Госкино СССР, Союз художников СССР и др., продолжается, сведения об этих фондах войдут в следующие выпуски путеводителя по фондам РГАЛИ.

В 1993 - 1996 гг. продолжался процесс рассекречивания документов, находившихся ранее на специальном хранении, причем в 1993 - 1994 гг. на общее хранение была передана основная часть документов бывшего спецхрана РГАЛИ.

Подготовленный выпуск путеводителя дополняет информацию, содержащуюся в первом - шестом выпусках "Путеводителя по фондам ЦГАЛИ СССР" (М., 1959 - 1988), "Путеводителе по фондам РГАЛИ. Вып. 7" (М., 1998) и на CD-ROM Drive "Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Путеводитель по архиву" (K.G.Saur, 1996), подготовленном при участии Института русской и советской литературы им.Ю. Лотмана (Бохум, Германия).

Восьмой выпуск путеводителя состоит из пяти разделов:

I. Личные фонды.

II. Архивные коллекции.

III. Фонды государственных учреждений и творческих организаций.

1. Центральные государственные органы управления культурой, государственные учреждения и организации.

2. Общественные организации и объединения.

3. Учреждения культуры.

IV. Аннотации на документы, находившиеся на специальном хранении и переданные на общее хранение в 1994 - 1996 гг.

V. Периодические и продолжающиеся издания, альманахи и сборники Русского зарубежья в Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ (1917 - 1999).

VI. Фонды, поступившие в РГАЛИ в последнее время (1995 - 2002).

Для данного выпуска проаннотировано около 85000 единиц хранения, составляющих 161 фонд. Из них 163 личных фонда (90 вновь созданных фондов и 73 дополнения к уже имеющимся фондам, 68952 единицы хранения), 5 архивных коллекций (все они - дополнения к уже существующим коллекциям, 727 единиц хранения), 31 фонд учреждений и творческих организаций (6 вновь созданных фондов, 6 фондов, ранее находившихся на специальном хранении, 19 дополнений к существующим фондам, 49980 единиц хранения).

Путеводитель составлен в соответствии с требованиями "Основных правил работы государственных архивов Российской Федерации" (М.: РОССПЭН, 2002), фонды проаннотированы на основ-нии "Методических рекомендаций по работе с документами личного происхождения (литература и искусство)" (М., 1990).

В путеводителе имеются материалы по истории русской литературы XIX в. Это фонды Ф. М. Достоевского, Л. Андреева и др. Отечественная литература XX в. представлена фондами А. Т. Аверченко, А. Н. Арбузова, Е. А. Благининой, Е. С. Гинзбург, С. А. Есенина, Р. Ивнева, В. Г. Лидина, Е. Н. Пермитина, А. М. Ремизова, Е. Е. Слуцкого, С. С. Смирнова, К. А. Тренева, С. В. Шервинского, А. П. Штейна и др., а также фондами редакций журналов "Вопросы литературы", "Знамя", "Иностранная литература", "Новый мир". Значительно пополнение РГАЛИ материалами критиков и литературоведов Н. С. Ангарского, Н. С. Ашукина, Л. Ю. Брик и В. А. Катаняна (1719 ед. хр.), А. И. Дейч, С. Н. Дурылина, В. В. Жданова, Л. З. Копелева (1374 ед. хр.), Н. И. Крымовой, Р. Д. Орловой, Н. А. Роскиной, Е. Д. Суркова, М. Б. Храпченко, М. А. и Т. Г. Цявловских (2050 ед. хр.), В. Б. Шкловского (1019 ед. хр.) и др. В РГАЛИ поступил фонд богослова П. Я. Светлова.

В восьмом выпуске путеводителя нашло широкое отражение театральное искусство. Это информация о фондах М. И. Бабановой, Г. Н. Бояджиева, А. Н. Гозенпуд, Л. И. Добржанской, С. Д. Дрейдена

(1791 ед. хр.), С. А. Ермолинского, Р. В. Зеленой, Л. М. Лавровского, В. В. Меркурьева, А. Л. Миклашевской, С. М. Михоэлса, С. В. Образцова (2553 ед. хр.), В. Н. и Н. И. Рыжовых, М. Н. Сидоркина, Н. С. Сухоцкой, В. И. Хохрякова, М. И. Царева (1407 ед. хр.), о коллекции "Архивы деятелей театра", фондах ВТО, ЦДА им. А. А. Яблочкиной, редакции журнала "Театр", московских театров - им. Вл. Маяковского, им. Моссовета, им. А. С. Пушкина, театра на Таганке, театра миниатюр, оперетты, МТЮЗ, ЦДТ.

История изобразительного искусства и архитектуры, преимущественно XX в., запечатлелась в фондах В. А. Ватагина, Н. Н. Волкова, К. А. Вялова, М. И. Железнова, Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, М. Л. Иоффе, А. И. Некрасова, Р. Р. Фалька, С. М. Чехова и др., в фондах Союза художников РСФСР, Управления по охране авторских прав художников СХ СССР, Московского отделения Союза архитекторов СССР и др.

Советская кинематография представлена фондами А. А. Алова, И. В. Вайсфельда, Е. И. Габриловича, М. С. Донского, Л. Л. Оболенского, Б. П. Чиркова, В. А. Шнейдерова, К. К. Юдина, С. И. Юткевича, фондом редакции журнала "Искусство кино".

Материалы по истории отечественной музыки имеются в фондах композиторов Н. В. Богословского и В. Я. Шебалина, пианистов А. А. Альшванга и С. Т. Рихтера.

Большой интерес представляют фонды Гастрольного бюро СССР, Госконцерта СССР, Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.

Материалы по истории Русского зарубежья содержатся в фонде Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии, находившемся ранее на специальном хранении.

Все описываемые личные фонды даны по алфавиту фамилий фондообразователей. Информация о фондах учреждений расположена по степени значимости учреждения (центральные органы управления культурой и подведомственные им учреждения и организации, общественные организации, учреждения культуры). После названия фонда отдельной строкой даются справочные сведения номер фонда, номера описей, количество единиц хранения, их крайние даты. Затем следует краткая биографическая справка о фондообразователе (фондообразователях) и аннотация документальных материалов фонда.

При описании материалов, дополняющих фонд, в подстрочном примечании дана отсылка к описаниям фонда, уже вошедшим в предыдущие выпуски "Путеводителя", с указанием номеров ранее проаннотированных описей, их крайних дат, номеров выпусков путеводителя и страниц, где помещена информация об этом фонде. Полная характеристика фонда размещена на CD-ROM Drive "Российский

Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Путеводитель по архиву".

Группировка материалов в аннотациях на личные фонды, как правило, соответствует их систематизации в описи с небольшими отклонениями в зависимости от специфики фонда. В аннотации на личный фонд можно наметить семь основных групп материалов.

Первая группа - это творческие материалы: рукописи писателя, ноты композитора, рисунки художника. Что касается деятелей театра и кино (помимо их рукописей), существует еще дополнительная группа так называемых "материалов творческой (артистической, режиссерской) деятельности"; в нее обычно включаются различные записи актера о работе над ролью, черновые режиссерские разработки, а также фото в ролях, в спектаклях и фильмах. В аннотациях описание этого комплекса материалов начинается с нового абзаца. Отдельной строкой описываются дневники и записные книжки фондообразователя.

Вторая группа материалов - это переписка. Письма как самого фондообразователя (обычно черновики или копии его писем), так и письма к нему, телеграммы, открытки, записки и вообще любой вид корреспонденции относится без каких-либо оговорок к группе писем. Имена корреспондентов даны выборочно, с учетом их значимости. Затем указывается количество писем (при наличии одного письма цифра не ставится) и хронологические рамки писем.

Аннотированию этих двух групп - творческой и эпистолярной, наиболее ценных для наших исследователей, - "Путеводитель" уделяет максимальное внимание. Как правило, указывается количество рукописей фондообразователя, его рисунков, количество адресатов и корреспондентов (например: "Всего 200 рук.", "Всего 53 корр."), если количество адресатов и корреспондентов исчерпывается в перечислении, то итоговая цифра опускается.

Третья группа - это перечисление официальных документов, относящихся к биографии фондообразователя, материалы его профессиональной и общественной деятельности. В отдельных случаях, когда эти документы носят разрозненный характер, дается общая формулировка: "Материалы к биографии" с указанием их крайних дат.

Четвертая группа - статьи и заметки о фондообразователе, воспоминания о нем, библиография и т. п.

Пятая группа - это краткое описание материалов родственников, с указанием степени родства (если оно не было указано ранее), с упоминанием тех их материалов, которые имеют научно-историческую и общекультурную ценность.

Шестую группу составляют отложившиеся в фонде документы "инородного" происхождения (отдельные рукописи, письма разных лиц, разрозненные биографические документы и т.п.). По существующим

Правилам эти материалы остаются там, где они находились во время приема на государственное хранение. Поэтому в аннотациях личного фонда встречаются сведения об отдельных, наиболее значимых документах "инородного" происхождения без каких-либо оговорок. Иногда отложившиеся в фонде документы составляют коллекции, различные по объему и по составу. В одних ярко выраженный подбор документов по теме, по видам документов, другие случайны по содержанию, представляют собой разрозненный остаток когда-то собранного документального комплекса.

В последней, седьмой, группе в аннотации личного фонда описываются фотографии фондообразователя, разных лиц, рисунки и другие изобразительные материалы.

Описание книг с дарственными надписями, которые хранятся вне фонда, в Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ, отделяются в аннотации от основного описания звездочками. Дарственные надписи, встречающиеся на вырванных из книг титульных листах, форзацах, шмуцтитулах и т.п., включены в состав аннотации самого фонда или коллекции абзацем после писем.

В разделе "Путеводителя" "Архивные коллекции" содержатся характеристики фондов, созданных в РГАЛИ по тематическому принципу. Документы коллекции проаннотированы по видам документов: рукописи, письма и т.п. - по алфавиту авторов, в случае же значительного количества материалов одного лица они группируются в отдельные "персоналии".

Характеристики фондов государственных учреждений и общественных организаций состоят из названия фонда, в которое входит название учреждения и даты его существования, далее отдельной строкой указываются справочные сведения: номер фонда, номера аннотируемых в данном выпуске путеводителя описей, количество единиц хранения в них, крайние даты. Затем приводится краткая историческая справка о фондообразователе (дата образования учреждения и организации, ее подчиненность, переименования, руководители, дата ликвидации и т.д.). Аннотирование документов фонда может совпадать со схемой построения описи, а может строиться по структурному, предметно-тематическому и др. признакам. Вначале обычно описываются руководящие материалы - положения и уставы, распоряжения и приказы, протоколы и стенограммы заседаний и совещаний, переписка, рукописи, сведения о личном составе и т.п. Количественные показатели в аннотациях на фонды учреждений, как правило, не даются. Содержание переписки, если она носит общий характер (например, в фондах театров - переписка о работе театра), может не оговариваться.

В восьмом выпуске путеводителя продолжает публиковаться информация о фондах или частях фондов, находившихся ранее на специальном (закрытом) хранении (См.: Краткий путеводитель по

Бывшему спецхрану РГАЛИ (по состоянию на 1 октября 1993 г.). М.; Paris., 1994; а также 7-й выпуск путеводителя). Как и в 7-м выпуске, в данном выпуске путеводителя проаннотированы описи фондов, находившиеся на спецхране полностью (15 фондов личного происхождения, 6 фондов государственных учреждений и творческих организаций, всего 3063 единицы хранения) или частично (7 описей фондов личного происхождения и 1 опись фонда общественной организации, всего 221 единица хранения). Характеристики этих фондов помещены соответственно в первом - третьем разделах путеводителя. Знаком отмечены названия фондов, целые описи которых находились на спецхране, знаком ◦ - названия фондов, лишь частично находившиеся на спецхране. Самостоятельный раздел восьмого выпуска путеводителя "Аннотации на документы, находившиеся на специальном хранении и переданные на общее хранение в 1994 - 1996 гг." составляет информация об отдельных документах, находившихся ранее на специальном хранении (всего 635 единиц хранения). Справочные сведения о фонде (номер фонда, номера описей, количество единиц хранения с разбивкой по описям, крайние даты) помещены в конце описания, причем, такие данные, как, например: "Ф. 1038; оп. 1, 2; 23 + 8 ед. хр.", - означает, что оп.1 ф. 1038 содержит 23 ед. хр., находившиеся на спецхране, оп. 2 - 8 ед. хр.

В путеводитель включен перечень "Периодические и продолжающиеся издания, альманахи и сборники Русского Зарубежья в Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ (1917 - 1999)". Все они также ранее находились на специальном хранении.

РГАЛИ располагает значительным собранием печатных периодических и продолжающихся изданий Русского зарубежья: 95 названий (1756 экз.) журналов, 48 названий (992 экз.) газет, 111 названий (201 экз.) альманахов и сборников. Основную часть этого собрания составляют издания из Библиотеки Русского заграничного исторического архива в Праге (РЗИА), переданные в РГАЛИ из Научной библиотеки ЦГА СССР (ныне - Научной библиотеки ГА РФ). Часть изданий была получена от издательства "YMCA-Press". Кроме этого, в перечень включены издания из личных фондов - А. Т. Аверченко (Ф. 32), А. Н. Бенуа (Ф. 938), Н. А. Еленева (Ф. 2275), И. Ф. Каллиникова (Ф. 267), Н. Е. Осипова (Ф. 2299), А. М. Ремизова (Ф. 420), М. А. Суворина (Ф. 459. Оп. 3), М. А. Сукенникова (Ф. 2293), С. Ф. Сулина (Ф. 2273), А. А. Яблоновского (Ф. 1697) и др., из фондов учреждений - "Редакция газеты и журнала "Звено"" (Ф. 2475), "Донской казачий хор под управлением С. А. Жарова" (Ф. 2477). Особо стоит отметить три чрезвычайно ценных собрания изданий Русского зарубежья: 1) собрание литературоведа, искусствоведа, основателя "Литературного наследства" и коллекционера И. С. Зильберштейна; 2) собрание Н. В. Кодрянской -

Писательницы и душеприказчицы А. М. Ремизова; 3) собрание критика, литературоведа, переводчика, театроведа А. И. Дейча, переданное в архив Е. К. Дейч-Малкиной.

Перечень составлен, опираясь на принципы и методику описания "Сводного каталога периодических и продолжающихся изданий Русского зарубежья в библиотеках Москвы" (М.: РОССПЭН, 1999). Перечень является дополнением к этому каталогу, поскольку Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ в нем отражено не было.

В конце восьмого выпуска путеводителя дан краткий список фондов, поступивших в архив за последнее время (1995 - 2002) и еще не прошедших полного научного описания. Для удобства пользования путеводителем к нему составлены указатель имен и указатель государственных учреждений, общественных организаций и важнейших культурно-исторических событий.

Характеристики фондов личного происхождения были составлены Л. П. Бородиной, О. В. Виноградовой, Е. К. Калининой, Н. М. Конычевой, Т. М. Коробовой, Н. Г. Королевой, Т. Л. Латыповой, Н. А. Лукиной, О. Ф. Мелешко, И. О. Мкртычевой, Н. А. Молотовой, М. А. Рашковской, Н. И. Симбиревой, Т. Ю. Трегубовой, О. В. Турбиной, Н. Р. Яценко. Характеристики фондов учреждений и творческих организаций были написаны Е. Ю. Филькиной и Е. В. Бронниковой. В подготовке кратких исторических справок на эти фонды принимали участие О. В. Быкова, Г. Р. Злобина, М. Б. Мокроусова, О. В. Нозадзе, Т. Ф. Рамазанова, Е. В. Тимирязева. Перечень "Периодические и продолжающиеся издания, альманахи и сборники Русского зарубежья в Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ (1917 - 1999)" составлен Л. Я. Дворниковой. Компьютерный набор путеводителя и создание его электронной версии были осуществлены Е. В. Бронниковой, В. Г. Григорьевым и Т. Л. Латыповой. Словник указателя имен составлен с использованием специальной компьютерной программы, разработанной Н. Н. Быковским. В подготовке указателей к путеводителю принимали участие И. И. Аброскина, Е. В. Бронникова, А. Л. Евстигнеева, Т. Л. Латыпова, Е. Ю. Филькина, С. В. Шумихин.

Рукопись восьмого выпуска путеводителя по фондам РГАЛИ обсуждалась на заседании Научного совета РГАЛИ. Внутреннее рецензирование осуществляли И. И. Аброскина и Н. К. Дрезгунова. Ценные замечания и предложения были высказаны Т. М. Горяевой, Т. Ф. Павловой, Н. И. Химиной, а также Л. И. Беляниной и О. Ю. Неждановой. По возможности они были учтены при доработке этого выпуска путеводителя.

Подготовка "Путеводителя по фондам РГАЛИ. Вып. 8" осуществлена при финансовой поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса, Россия), проект AAF904.

Помимо личных фондов в РГАЛИ имеется ряд фондов различных учреждений, связанных с управлением культурой, образованием в этой сфере и т.д.

По дореволюционному периоду имеются фонды образовательных учреждений (например, Академии художеств – ф. 647), общественных организаций (например, Русского театрального общества и Всероссийского театрального общества – ф. 641 и 970), учреждений культуры (например, Городская художественная галерея П.М. и С.М. Третьяковых – ф. 646).

В целом, документы дореволюционного периода по учреждениям культуры в РГАЛИ не слишком многочисленны. Нужно иметь в виду, что представленные в РГАЛИ документы могут быть лишь частью сохранившегося массива, оставшаяся часть которого хранится в других архивах (например, в РГИА хранится фонд Академии художеств).

По советскому периоду документы представлены массово, поэтому поиски в фондах государственных учреждений, связанных с культурой нужно начинать в РГАЛИ. Так, здесь имеются фонды Комитетов по делам искусств при Советах народных комиссаров РСФСР и СССР (ф. 2075 и 962), Министерства культуры СССР (ф. 2329) и т.д. Среди фондов советского периода в РГАЛИ хранятся также документы учебных заведений, киностудий, театров, выставок, музеев, редакций газет и журналов, издательств.

Нужно иметь в виду, что в РГАЛИ хранятся далеко не все документы по литературе и искусству. Значительная часть документальных материалов хранится в музеях писателей (например, фонд Л.Н. Толстого хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве), однако отдельные документы писателя в РГАЛИ всё-таки присутствуют в составе других фондов. Кроме того, фонд писателя или деятеля искусства может и присутствовать в архиве, однако содержать лишь небольшое количество документов (например, в РГАЛИ имеется фонд М.А. Шолохова (ф. 1197), включающий лишь несколько десятков единиц хранения, большая часть его материалов находится в его музее-заповеднике в станице Вешенской Ростовской области).

Фонды РГАЛИ в некоторых случаях могут дать дополнительную информацию для генеалогического исследования. Это касается не только фондов учреждений и организаций, в которых может содержаться информация о работе того или иного человека, а также переписка с этим учреждением

Полезными могут быть также личные фонды. Дело в том, что в них хранятся не только рукописи, но и переписка деятелей литературы и искусства. Если ваши предки были с ними знакомы, в фондах архива могут найтись письма, упоминания в дневниках и другие ценные находки.

Например, в рамках одного из исследований нашей компании мы изучали родословную одного дворянского рода, несколько представителей которого в конце XIX – начале XX в. были связаны с семьёй Л.Н. Толстого и его окружением. В документах РГАЛИ удалось найти несколько десятков писем, которые писали члены изучаемой нами семьи или которые были им адресованы.