Обычаи и традиции казаков. Урок-презентация "народные казачьи праздники" Обычаи и традиции на кубани презентация

Татьяна Бережная
Презентация «Жизнь и обычаи кубанских казаков»

(Слайд 1) Текст к презентации на тему «Жизнь и обычаи кубанских казаков » .

(Слайд 2) Мы живем в благодатном и красивом крае. (Слайд 3) Наша Кубань богата традициями , обычаями , обрядами и промыслами (Слайд 4) которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение. (Слайд 5) Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки . А начиналось все с Указа царицы Екатерины 2 . (Слайд 6) Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. (Слайд 7) И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи-казаки-запорожцы . Так появились наши предки-казаки на Кубани .

(Слайд 8) Казаки начали обживать кубанские земли . Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

(Слайд 9) Обживая земли, казаки строили себе дома (жилье) их называли : мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

(Слайд10) Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. (Слайд 11) Хату огораживали вот таким плетнем. (Слайд12) Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. (Слайд13) Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. (Слайд 14) Рушники были украшением кубанского жилища . Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.

(Слайд15) На голове казака кубанка-головной убор , на нем одет бешмет-рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка, на ней навешаны газыри раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень – украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги.

(Слайд 16) Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки- на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

(Слайд 17) В доме обычно было две комнаты : великая и малая хата. В каждом доме в малой хате находилась печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится : «Печь-царица в доме» . Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла. (Слайд18) Вдоль стен стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. (Слайд19) Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака . Стол- то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом. (Слайд20) Стол немыслим без хлеба- как пищи, как символа благополучия. Издавна так повелось, что главный запах Кубани-душистый кубанский хлеб . Кубанцы встречают гостей хлебом-солью. Хлеб-соль- символы гостеприимства и радушия. Соль, мо мнению предков, защищает от злых духов. Если человек угостится хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

(Слайд 21) В каждом доме была «горка» , где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. (Слайд 22) Глечик-сосуд для хранения молока, в нем молоко долго не скисает. (Слайд 23) Макитра- крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье. (Слайд 24) Миска- посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина- казак , отец семейства.

(Слайд25) В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель : шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома – были фотографии на стене.

(Слайд 26) Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. Люди занимались гончарным делом. (Слайд 27) Занимались кузнечным делом- каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли, плуги, лопаты, вилы и т. д. (Слайд 28) Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки. (Слайд 29-30) Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, легкие, вместительные. Побольше – для взрослых, поменьше- для детей. (Слайд 31) Основным промыслом казаков было животноводство . (Слайд 32) Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

Обычаи и традиции казаков

(Слайд 33) Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. (Слайд 34) На Кубани чтили и отмечали календарные праздники : Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху.

(Слайд 35-36) Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков . В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения) . Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим и требовалось его выполнять. (Слайд37) При встрече молодой парубок (парень, казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже незнакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына. (Слайд 38-39) Казак голоден , а конь сыт. Без коня казак кругом сирота . Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена . Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберег мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шел боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

(Слайд 40) Очень уважали гостей. Гость считался посланником Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал свое место, хотя гость был моложе его. (Слайд 41) У казаков считалось за правило : куда бы он не ехал, он никогда не брал с собой еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня. (Слайд 42) Казак рождался воином , и с появлением на свет начиналась его военная школа. Ребенку дарили подарки : патроны, пули, лук, стрелы, ружье. (Слайд 43) Когда ребенку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя ее с казаком . Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи. (Слайд 44) А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого . (Слайд 45) Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству : шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду.

Слайд 1

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Слайд 2

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Неписанные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим. 2. Безмерное почитание гостя. 3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Слайд 3

Казак и родители
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».

Слайд 4

Отношение к старшим
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Слайд 5

Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю.

Слайд 6

Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня.
Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены. Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.

Слайд 7

Отношение к женщине
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.

Слайд 8

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.

Слайд 9

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

Слайд 10

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

Слайд 11

Казак в быту
Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.
Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую.

Слайд 12

Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Слайд 13

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Большая часть современных казачьих поселений Кубани была основана в конце XVIII и в течение XIX века в процессе заселения края. Дом казака среднего достатка устраивался, обыкновенно, в две комнаты. Крыша делается из камыша, соломы, иногда железа. Какой бы ни был дом - деревянный, турлучный, маленький, большой - он обязательно обмазывался глиной и белился

3 слайд

Описание слайда:

Вот как строились турлучные дома «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)». Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы

4 слайд

Описание слайда:

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». Специальные обряды при закладке дома.

5 слайд

Описание слайда:

Внутреннее устройство убранство кубанского жилища. В первой комнате - "малой хате", или "теплушке" - находилась, печь, длинные деревянные лавки ("лавы"), небольшой круглый стол ("сырно"). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался "святой угол", деревянная кровать.

6 слайд

Описание слайда:

Святой угол: 2-3 иконы разных размеров устанавлмвались одна над другой. Сверху они укрывались длинными полотенцами, края которых свисали. Накануне и в праздничные дни зажигали лампадку, висевшую перед иконами. Зайдя в хату, любой гость глазами находил Святой угол с иконами, здоровался и крестился.

7 слайд

Описание слайда:

Пол – земляной, деревянный – большая редкость. Мебель: стол, лавки из дерева, табуретки, этажерка, кровати деревянные или железные, сундук = «скрыня» - хранили нарядную одежду, на крышке с помощью скалки и рубеля гладили одежду. Их передавали по наследству. Прялка, чугунные утюги, макитры, глэчики, зеркало – все в постоянном использовании

8 слайд

Описание слайда:

Во второй комнате, "великой хате", в интерьере пре­обладала добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды - "горка", или "угольник", комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. На стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами ("рушниками") семейные фотографии, цветные литографии с изображением православных святых мест; картины местных художников с изображением казачьих военных действий, в основном, относящихся к периоду l-й мировой войны; зеркала в деревянных резных рамах. Семейные фотографии имели определенное место в интерьер. Они были традиционными семейными реликвиями. Традиционным элементом украшения кубанского казачьего жилища были "рушники". Их делали из тканей домашнего производства, которые изготовлялись в основном из конопли или фабричной ткани - "миткаля". Часто рушники богато орна­ментировались, обшивались с двух поперечных концов круже­вом. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца и выполнялась крестом или двухсторонней гладью.

9 слайд

Описание слайда:

ОДЕЖДА КАЗАКА В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; Рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нем было больше серебра.

10 слайд

Описание слайда:

Бешмет, архалук, черкеска. Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др. Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Головным убором казаку служила папаха - барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи. Он представлял собой квадратный капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею.

13 слайд

Описание слайда:

Кубанские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит - там порядок, а слева черт крутит - вот казак и выходит!

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили платки, а в XIX веке – “файшонки” . ФАЙШОНКА - головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей. Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

17 слайд

Описание слайда:

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка приссбореным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

18 слайд

Описание слайда:

В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.

19 слайд

Описание слайда:

Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами. Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

20 слайд

Описание слайда:

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Казачьи заповеди «Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца».

23 слайд

Описание слайда:

Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трёх лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе либо воинскому искусству.

24 слайд

Описание слайда:

Обряды и обычаи, которыми была окружена жизнь девочки, - домашние, семейные, девочке внушалось, что самое главное - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака. Все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, а веселыми. Так, «смывали с дочушки заботы» - тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку. В это время отец - единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, ел «отцовскую кашу»,- горелую, пересоленную, наперченную, политую горчицей. Он должен был съесть ее, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось». Трудиться девочки начинали с очень раннего возраста. Участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком - это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Особенная девичья работа - нянчить младших!

25 слайд

Описание слайда:

Свадьба у казаков была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах. По обычаю свадебный стол накрывали в двух домах - у жениха и невесты и сидели за ним только женатые люди. В доме жениха на столе молодых ждало гильцэ - вставленное в хлеб деревце, украшенное бумажными цветами, лентами, конфетами, веточки его могли обвить тестом и запечь. Оно символизировало создание семьи - вьется новое гнездо. Потом шли к невесте, но неженатые хлопцы не пускали суженого в дом, требуя выкуп. А ребенок из числа родственников жены держал в руках палку с налепленными репьями, которую вполне мог запустить новобрачному в чуб. От него тоже надо было откупаться.

26 слайд

Описание слайда:

Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака. Дети считались основным богатством семьи и общества в целом. В молодых семьях ребенка ожидали с нетерпением. Наиболее желательным был мальчик. Казак. На его «прокормление» давался земельный участок - пай, а на девочку такого пая не полагалось. Появление на свет ребеночка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины.

27 слайд

Описание слайда:

Родины устраивались вскоре после разрешения женщины от бремени, разумеется, в том случае, если роды прошли благополучно, и ребенок признался жизнеспособным. Происходило это на второй-третий день Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье. Оно могло проходить в храме и в доме. Естественно, первое ценилось выше. Хорошо известно, что духовное рождение считалось значительнее телесного, и по этой причине день рождения фактический становился менее заметным по сравнению с днем ангела или именинами. Многие люди вообще не знали точной даты своего рождения, но зато твердо помнили, в какой день крещены, в честь какого святого названы.

28 слайд

Описание слайда:

Воспитание казаков начиналось, чуть ли не с младенческого возраста. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Ловкость и сноровку развивали и детские игры, большей частью подвижные. Не боясь синяков, не жалея носов, казачата рубились деревянными шашками, кололись камышовыми пиками, захватывали «знамена», «пленных» и т. п. С 10–11-летнего возраста казачат приучали владеть холодным и огнестрельным оружием. Основой семейного воспитания были положительные примеры боевых подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников.

29 слайд

Описание слайда:

Джигитовка – езда верхом на лошади, во время которой казак выполняет различные гимнастические и акробатические трюки. Это было военное искусство. Если перевести слово джигитовка с тюркского – это означает лихой или храбрый человек. Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

30 слайд

Описание слайда:

Фольклор (Песни, танцы, поговорки, былины, игры) Особенно богат и разнообразен песенно-музыкальный фольклор. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Основные жанры - исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины- были известны на Кубани.

31 слайд

Описание слайда:

Танцевальная культура казаков включала в себя старинные русские и украинские танцы, ряд горских танцев (лезгинка). Казаки знали и исполняли «Круговую», «Казачка», «Журавля», «Метелицу» и др. Из европейских танцев – «кадриль», «полька», однако, они были не особо распространены в казацкой среде.

32 слайд

Описание слайда:

Очи бояться, а руки роблять. (Глаза боятся, а руки делают.) Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы. (Не будет скуки, если заняты руки.) Живэ, як мыша в крупах. (Живет, как кот в сметане.) Що посеешь, то и пожнешь. (Что посеешь, то и пожнешь.) Казак без седла - что черкес без кинжала. Куда казака доля не закинет - все будет казак. Казак голоден, а конь его сыт. Человек без родины - что соловей без песни. Береги землю родимую, как мать любимую. В устном творчестве казаков нашли отражение и былинные сюжеты. В конце 19 века были записаны первые былины, которые сами казаки называли «старинными», такие, как: «Богатыри на часах», «Про Александрушку Македонского», «Илья Муромец на червленом корабле» и др. В среде казаков бытовали и многочисленны сказки, пословицы, поговорки. Они были неотъемлемой частью разговорной речи казаков. Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре). Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.

33 слайд

Описание слайда:

Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к службе. Особое внимание уделялось умению хорошо ездить на коне, владению в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умению метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Живя в окружении горских народов, казаки не могли не перенять у них некоторые игры, в то же время, передавая им свои. Например, у осетин они восприняли такие игры, как «Перетягивание каната», «Кюри», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», «Наездники и кони». Ряд игр казаки переняли у кабардинцев.

34 слайд

Описание слайда:

Праздники В календарном круге праздников и обрядов кубанского казачества можно выделить три блока. Первый - это православные праздники и входящие в них обряды годового круга. Ко второму блоку относятся обряды, связанные с основными видами земледельческой и скотоводческой деятельности казаков, прежде всего с началами и окончаниями наиболее важных работ, имеющих сезонную приуроченность (пахота, сев, первый выгон скота в стадо т.п). Третий составляли войсковые, воинские праздники и обряды, которые были связаны или сознательно приурочивались к конкретным датам православного календаря

35 слайд

Описание слайда:

Все заметные события жизни кубанских казаков связаны с православной верой. Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Очень часто за событиями, И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Хоть и более привычно Посидеть нам всем в кругу, Вспомним кубанские обычаи, Вспомним нашу старину. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. (Вадим Шафнер).

Праздник – это яркое, запоминающееся зрелище, веселье. Обряд – традиции поклонения духам земли, воды, солнца, христианским святым.

Новый год Вечер под Новый год называется «щедрым вечером» . В этот вечер в каждом доме варили вареники с сыром и картошкой, жарили колбаску, пекли пирожки с капустой, мясом, с картошкой. Мальчики и девочки шли щедровать. Они подходили к окну какой-нибудь хаты и кричали щедривочки. «Щедрый вечер»

Рождеств о Праздник начинался с вечера. Варили крупу, добавляли мед, сладости и носили знакомым и родственникам «кутью» .

Колядки Позже, к вечеру, парни и девушки ходили по улицам и у каждого дома кликали «Коляду» . «Коляда» – существо, похожее на человека, который приносит крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. Пели колядки, желали счастья и благ хозяевам дома.

Гадания Одной из ярких особенностей Рождества являлись разного рода гадания. Вечерами гадания устраивали девушки, чтобы узнать свою судьбу на будущий год. Девушки в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж.

Маслен ица. Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней — Великий пост, Время, чтоб молиться.

Пас ха После поста приходил великий религиозный праздник – «Пасха» . Нарядные казаки и казачки шли в церковь и несли праздничные куличи, Пасху и крашеные яйца. Встречали друга словами: -Христос воскресе! -Воистину воскресе! Крашеные яйца, колбаску, сало несли в церковь, чтобы освятить. Дома ждали, пока принесут освященную еду. А потом приступали к трапезе.

Радуни ца «Радуница» – праздник поминания усопших. Троиц а Праздник прощания с весной, встреча лета. Устилали полы в доме травами. На Кубани в дома приносили мяту и чабрец.

Иван Купала 7 июля праздник Ивана Купалы. В этот день жгли костры, водили хороводы, Прыгали через огонь, купались в речках.

Кубань-земля такая: от хлеба золотая степная сторона. Гостей она встречает и песни запевает, И душу открывает прозрачную до дна. Казачка огневая красива, молода, Кубань – земля такая: Однажды приласкает – полюбишь навсегда! Это не делиться, это – едино, жизнь человека с Родиной милой!

Слайд 2

Традиционный внешний вид казаков.

По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Шапка играла неотъемлемую роль во внешнем виде казака. . Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовалакровавая расплата. Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым и остроумным.

Слайд 3

Встречи и проводы казаков.

По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.

Слайд 4

Приветствия и обращения.

Приветствие звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Слайд 5

Отношение к старшим.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Слайд 6

Поминальный обряд

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так проводить в последний путь родителя. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.

Слайд 7

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу –десять заповедей Христа

Не убей Не укради Не прелюбодействуй Трудись по совести Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков Заботься о детях своих и родителях Дорожи девичьим целомудрием и женской честью Помогай бедным, не обижай сирот и вдов Не обижай сирот и вдов Защищай от врагов свое Отечество

Слайд 8

Приветствовали казаки друг друга, при встрече, приподнятием головного убора и рукопожатием. Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько буллы, казаки!». На что получал ответ:«Слава Богу!». В строю, на смотрах, парадах казаки отвечали, согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!». Во время исполнения гимна Войска донского или гимна России, казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.

Слайд 9

Отношения в казачьей среде

Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Подать оброненное постороннему, помочь поднять, уступить место для сидения. В застолье, казак всегда, прежде чем съесть самому, обязан был предложить это близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в походе, казак должен был предложить это напарнику. Отказать в подаянии нищему считалось большим грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем всю жизнь просить». Жадные люди были достойны презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой. Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал, что не стоит брать у этого человека – это не к добру. Большим грехом считался обман, причём не только делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего обещания или данного слова, терял доверие окружающих. В казачьих старообрядческих семьях существовал запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали ограничения. Выпивать можно было только вино

Слайд 10

Проводы казака на службу

После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение при станице. Военная подготовка проходила под руководством казачьего управления станицы, после чего он приводился к присяге. Процедура присяги начиналась в церкви на богослужении. После этого, призывники выстраивались на площади, напротив алтаря, со знаменем. Разрешение на прохождение присяги давал священник, после исполнения молитвы.

Слайд 11

Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим. При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться. При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.

Слайд 12

Праздники

Рождество Масленица Пасха Иван купало

Слайд 13

Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями.

Слайд 14

Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону

Слайд 15

У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».

Слайд 16

Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.

Слайд 20

Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.

Слайд 21

Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».

Посмотреть все слайды