Евгений лансере мелкая пластика бронза. Живая скульптура евгения лансере

Скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере родился 24 августа 1848 году в Моршанске Тамбовской губернии.

Сын статского советника Людвига Пауля Лансере и Элеоноры Антоновны Яхимовской — воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).

Уже в детстве Евгений заинтересовался скульптурой, и тогда же в своих работах выбрал тему, которой был увлечен всю жизнь, - лошадей. Со временем страсть к животным вылилась в многочисленные бронзовые работы, которые прославили мастера на весь мир. Ряд путешествий по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, позволили скульптору добавить в своё творчество многие этнические образы.

Скульптор не имел специального художественного образования. Благодаря интуитивному ощущению формы предметов и умению передать их в своих работах с невероятной точностью в 1872 году Евгений Лансере получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. Через два года был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 – член Московского общества любителей художеств.

Художник умер в своем имении в возрасте 37 лет от чахотки. Несмотря на болезнь, Евгений Лансере до последнего продолжал творить, и в периоды улучшения даже выезжал верхом на своей лошади Кабарде.

За свою недолгую жизнь скульптор создал столько, сколько не многим удается за более длительный срок (около 400 произведений). Евгения Александровича Лансере по праву считают основателем русской кабинетной пластики, благодаря которому русская скульптурная школа стала известна всему миру. Работы мастера представлены в крупнейших музея России и Национальном художественном музее Беларуси.

Родился в семье скульптора Евгения Александровича Лансере - художественной династии, где все родственники были связаны с искусством. Его сестра З.Е. Серебрякова тоже стала художником. Дед Н.Л. Бенуа был академиком архитектуры, дяди Л.Н. Бенуа - архитектором и А.Н. Бенуа - художником, основателем объединения «Мир искусства». Детство Евгения прошло в имении Нескучное на Украине. Когда Евгению Лансере было десять лет, умер его отец, и семья переехала в Санкт-Петербург. Дом семьи Лансере называли «Дом Бенуа у Николы Морского». У юного Евгения рано проявились художественные способности: он записал в дневнике: «Прежде всего – быть отличным художником». Евгений Лансере учился в первой петербургской гимназии.

В 1892 году в семнадцать лет он поступил в рисовальную школу «Общества поощрения художеств», где учился у Я.Ф. Ционглинского и Э.К. Липгарта.

В 1895 году Евгений Лансере уехал в путешествие по Европе. Он учился в академиях Ф. Кларосси (1895 -1896) и Р. Жюльена (1896 -1897) во Франции, где получил качественную профессиональную подготовку.

В 1898 году он получил крупный заказ на оформление книжной графикой книги Е.Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1899 году. Для выполнения это заказа он путешествовал по Бретани и западу Франции, делая наброски и рисунки пейзажей и замков в альбомах. Эти иллюстрации были выставлены на выставке русских и финляндских художников Сергея Дягилева.

В 1899 году он вернулся в Россию и стал членом объединения «Мир искусства», задуманного как «кафедра толкования и пропаганды новой эстетики». Евгений Лансере стал постоянным сотрудником журнала «Мир искусства», в период оформления которого сотрудничал с журналами «Художественные сокровища России», «Золотое руно», «Детский отдых».

В 1905 году Евгений Лансере уехал в путешествие по Дальнему Востоку.

В 1905 -1908 году он сотрудничал как художник с революционными журналами «Жупел», «Адская почта», делая для них рисунки на злободневные политические темы.

В 1907 – 1908 году Евгений Лансере создал «Старинный театр».

В 1911 году написал темперой картину «Корабли времен Петра Первого», приобретенную Третьяковской галереей.

В 1912 – 1915 годах он стал художественным руководителем фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

В 1914 -1915 годах Евгений Лансере был военным художником-корреспондентом на Кавказе в течение Первой мировой войны. Его военные рисунки выходили на открытках.

В 1917 – 1919 годы жил в Дагестане.

В 1919 году он был художником в Осведомительно-агитационном бюро (ОСВАГ) Добровольческой армии А.И. Деникина.

В 1920 году Евгений Лансере переехал в Ростов-на-Дону, позднее в Тифлис. В этот период он был рисовальщиком в Музее этнографии, выезжая в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом.

В 1922 году Евгений Лансере получил звание профессора Академии художеств Грузии, МАРХИ.

В 1924 году в качестве театрального художника оформил постановку «Юлий Цезарь» У. Шекспира в Кутаиси.

В 1927 году он поехал в Париж от Академии художеств Грузии.

В 1934 году Евгений Лансере переехал в Москву. В этот период он сделал монументальные росписи темперой и силикатными красками залов Казанского вокзала.

В 1934 – 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

В 1937 году он выполнил росписи темперой в гостинице «Москва».

В 1938 году оформил постановку пьесы «Горе от ума» в Малом театре в Москве.

В 1943 году Евгений Лансере стал лауреатом Сталинской премии второй степени.

В 1945 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР.

В 1946 году оформил постановку пьесы «Барышня-крестьянка» в Большом театре в Москве.

Евгений Лансере скончался 13 сентября 1946 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Начало династии

Поль ( или Павел) Лансере - французский офицер армии Наполеона . Был ранен в битве под Смоленском и когда французская армия капитулировала из России , не смог к ней присоединиться. Попал в плен, его приютили, вылечили. Вероятно, что у него были основания не возвращаться во Францию — по истории , его брат был казнен при правлении Наполеона и Полю ничего не оставалось делать, как отправиться на войну, дабы не подвергнуться одной участи с братом.

Значение самой фамилии можно истолковать как « приближенный к солнцу» или «приближенный к королю», «оруженосец светила» и т. д. (l eons - копье, ry - солнце, лучи солнца). Возможно, что это псевдоним, под которым французский офицер скрывался от правления Наполеона. На сегодняшний день не удалось найти никаких «следов» этой фамилии в самой Франции до того, как она появилась в России.

Оставшись в России, Павел Лансере женился на прибалтийской немке, которая и выхаживала его после ранения - баронессе Ольге Карловне фон Таубе. В 1815 году у них родился сын Людвиг-Александр, отец будущего скульптора. Едва мальчику минуло 14 лет, как родители определили его в корпус инженеров путей сообщения.
В 1834 году прапорщика Александра Лансере командировали в Моршанск на реку Цну «для составления полного проекта об улучшении Цнинского судоходства». Т ам он встретил свою будущую супругу Элеонору Антоновну Яхимовскую . Она жила в Моршанске у благодетелей Лансере— барона и баронессы Ворнези, Филиппа Федоровича и Варвары Николаевны (урожденной Полтавцевой). У них не было собственных детей, и потому на брак Элеоноры и Александра Ворнезиусы возлагали большие надежды.
8 ноября 1844 года «б лагородный господин Людвиг Павлов сын Лансере, юноша тридцати лет, с госпожою Элеонорой Антоновой, дочерью Яхимовского, девицей двадцати лет" сочетались законным браком.
Служебное рвение, которое проявлял женатый Лансере, начальство оценило. Его назначили полицмейстером судоходства на реке Цне и в майорском чине отправили служить в седьмой округ путей сообщения.
12 (или 26) августа 1849 года в Моршанске родился долгожданный мальчик, нареченный родителями католическим именем Евгений-Болеслав-Волдемар Лансере-младший. Тот самый Лансере... Но уже в 1856 году его мать умирает.

Детств о

Женя рос и воспитывался в доме Варнезиусов. Александр Павлович много работал, Ворнезиусы помогали ему воспитывать детей. Любимцем барона был Евгений. Он нанял мальчику двоих учителей, сам знакомил его с родным краем, вывозил в лес, в окрестные поля с поспевшей пшеницей.
Особой страстью любознательного непоседы были лошади. Моршанский уезд славился своими рысаками, выращенными в имении Новотомниково графа Воронцова-Дашкова. В конюшне мальчик пропадал часами, делал зарисовки с натуры, потом бегал в кузницу, откуда возвращался совершенно зареванный. Как же: «Кузнец Степан отказался ковать коней из металла!» Отец вразумлял страдающее чадо - мол, сначала нарисуй желаемое, вылепи модель из воска, а уж потом проси сделать отливку. Евгений тут же вскинулся: «Где воск? Сейчас сделаю...» Отец опять останавливал торопыгу: «Это не в кузнице делается. Вот, погоди, отведу тебя как-нибудь в чугунолитейную мастерскую...» Но так как визит тудап все откладывался, Женя продолжал лепить фигурки своих любимых лошадей из воска и пластелина, и делать зарисовки. Первая «Тройка» Евгения Лансере, которую он вылепил в 11 лет, была подарена наследнику престола будущему Александру Ш.
Но отец Александр Павлович прочил сыну другое будущее. В 1863 году подполковник Лансере получил приказ о переводе в Санкт-Петербург, забрал с собой детей и выехал в северную столицу.

Образование и мечта

Работы тринадцатилетнего мальчика отец показал профессиональным художникам - Айвазовскому и Клодту. Они высоко оценили его творческие способности и посоветовали не отдавать Женю в Академию художеств , чтобы не погубить уникальность его таланта. Так знаменитый Лансере и остался самоучкой, что не помешало, а наоборот, помогло ему развиться как уникальному скульптору.

В Петербурге Евгения определили в классическую гимназию. Маленький Лансере тосковал по родным, неважно выглядел, и Александр Павлович принял решение отправить его в Саратов. Там Евгений закончил гимназический курс и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но не адвокатский диплом и пыльные тома уголовных дел манили юношу, это было не его призвание. Он мечтал в совершенстве освоить искусство ваяния, но родные, как это часто бывает, дружно отговаривали и почитали стремления молодого Лансере не больше чем за блажь.
Его квартира была похожа на мастерскую скульптора. В ней постоянно бывали учащиеся Академии художеств, где молодого вольного слушателя Лансере часто видели на лекциях и практикумах. Одним из его учителей, чью мастерскую он часто посещал, был скульптор-анималист Н. И. Либерих.

Т ворить, добиваться признания, доказать, отцу в первую очередь, что быть художником почетно, что жить иначе он не может - это было его мечтой.

Как писал в 1886 г. В.В. Стасов "это качество - "самоучество" - одно из самых главных и дорогих качеств всякого человека, которой хочет сохранить свою самостоятельность и изображать одну только настоящую живую натуру ".

Первые творческие успехи и признание
Евгений отправил прошение в Правление Императорской Академии художеств: «Представляя семь групп моей работы - приближающуюся тройку, запряженную в сани с тремя седоками, вылитую из бронзы и отчеканенную на заводе Соколова...прошу поставить мою группу на академическую выставку на получение звания неклассного художника. Эту группу я желаю продать за 350 рублей серебром... ». В этом же 1869 г оду Лансере окончил университет со степенью кандидата юридических наук. Очень скоро Евгений получил радостное известие: скульптуру приобрели, а Академия художеств присвоила ему то звание, что он просил — неклассного художника второй степени. Иными словами, талант Лансере был признан официально.
Через год он представил еще несколько работ. Из воска — «Усталые рязанские крестьянки бредут домой с поля» и бронзовые скульптуры — «Татарин, доящий кобылу», «Отправление на базар мужика и баб в санях», «Чумак с возом», «Грузин и пятеро черкес». В прошении Евгений написал, что вновь желал бы увидеть их на академической выставке и получить следующее звание. Но в тот раз ему выдали только денежную премию 250 рублей, что тоже было неплохо. Два года Лансере путешествовал на них по Кавказу. Впечатления от поездки воплощаются в новые скульптурные группы «Царский сокольничий XVII века»

Cценки из казачьей жизни «Заманчивое предложение», «Молодой линейный казак», «Подпасок и пять абреков». Императорской Академии художеств ничего не оставалось, кроме как удостоить Лансере звания классного художника первой степени. Евгению было 22 года…

Скульптор - анималист

Творчество мастеров скульптуры второй половины XIX века было тесно связано с развитием бытового жанра в предметах мелкой пластики. Их работы являлись как бы иллюстрациями к жизни русского общества. Сюжеты были самыми разнообразными: бытовые картинки жизни России, изображения животных, военные и охотничьи сцены... Работы Лансере отличаются очень сложной композицией с большим количеством движения. Красивая сквозная структура отличала лучшие произведения мастера: «Джигитовка лезгин», «Охотники с борзыми собаками», «Казачий разъезд». Его произведения экспонировались и на Всемирных выставках в Париже, Лондоне, Вене, Филадельфии, на Всероссийской выставке в 1882 году. В 1886 году состоялась его первая персональная выставка, где было представлено около ста его работ. Не получая никакой помощи от Академии художеств, скульптор был вынужден работать в основном по заказам частных лиц. Все они, как правило, исполнялись в единственном экземпляре. Затем право на литье скульптур Лансере покупают фабриканты Шопен, Сазиков, Грачев и начинают тиражировать его работы. Всего же за свою короткую жизнь он создал более 400 произведений.

Очень высоко ценил Лансере Стасов: "Он принадлежит... - писал о Лансере Стасов, - к одной категории, к одному и тому же отряду художников, застрельщиков настоящего искусства, того искусства, которого царство понемногу везде готовится и которое, верую и исповедую, однажды повсюду наступит, неся вместе с собою на врага же победу и одоление... люб овь к истинной, настоящей, простой, неподкрашенной правде и на преданности тем только сюжетам, которые в самом деле существуют... любовь к изображению народов, живущих вдали от городов, среди степей, полей, гор и рек, в кибитках, юртах, избах, землянках. В картинах и скульптурных группах, в рисунках и эскизах все глубоко народно и правдиво".

Лансере много путешест-вовал. Кавказ, Крым, Киргизская степь, Башкирия, Алжир... Каждое путешествие приносило свои не привзойденные шедевры. Там он не только занимался творчеством, но и лечился. Более того, владельцы бронзолитейных фирм, зная о неду-ге скульптора, нередко субсидиро-вали эти поездки.

Ж енитьба
На одной из собственных выставок Евгений повстречал девушку по имени Екатерина Бенуа, которая настолько хорошо разбиралась в искусстве, что произвела на Лансере очень приятное впечатление. Она обучалась в художественной академии и неплохо рисовала. Екатерина происходила из знаменитого рода художников и скульпторов, ее отцом был Николай Леонтьевич Бенуа , известный архитектор академик, про-фессор 11стербургской Академии художеств, яркий представитель н еоготичеекого направления в архитектуре России второй половины XIX столе ти я.

Происхождение этой семьи тоже французское. В 1794 году повар-кондитер Луи Бенуа бежал от Французской революции в Россию. Здесь он покорил своим карандашным искусством двор императрицы Екатерины, крестился в православие Леонтием Николаевичем, родил 18 детей, 10 из которых были также многодетны и талантливы. Другой прадед - Альберт Кавос , брат венецианского композитора Катарино Кавоса , так же был знаменитым архитектором. Он оставил в России след, построив Большой театр в Москве после пожара и Мариинский театр в Петербурге.

Когда Евгений вернулся из очередной творческой поездки, на этот раз по Средней Азии, решение о свадьбе было принято окончательно. В первый свой визит к дому невесты Лансере подъехал в довольно странном костюме: кафтан без пуговиц, шаровары. На ногах — мягкие черкесские сапоги, на голове — нелепая в Петербурге кавказская шапочка. Не известно , состоялась бы свадьба, если б Николай Леонтьевич не был уверен в таланте и надежности будущего зятя.
В 1874 году молодые отправились в свадебное путешествие в Париж. В том же году 4 ноября Императорская Академия художеств вручила Евгению Александровичу Лансере диплом почетного вольного художника. Его можно было бы назвать абсолютно счастливым человеком, если б не плохое самочувствие...

Ранняя смерть

Жизнь, казалось, только начиналась, когда конец ее был так близок.Чахотка — в прошлом веке подобный диагноз был равносилен смертному приговору. Счет жизни пошел на дни. Зная, как мало ему отпущено, Евгений Александрович работал днем и ночью. Во-первых, чтобы обеспечить достойное будущее шестерым детям; во-вторых, он просто хотел оставить о себе память. По совету врачей Лансере переехал на дачу графов Кушелевых-Безбородко под Петербургом, где обычно гостили многие члены семейства Бенуа... Но все было напрасно, туберкулез прогрессировал.
Спасаясь от болезни, Евгений Александрович купил себе дом в уютном малороссийском селе Нескучное недалеко от Харькова. Лансере не сдавался. Он б оролся со смертью до по-следнего дня, до последнего часа...

Александр Бенуа писал: «У него, еще совсем молодого чело-века, на носу очки, да и весь он, исхудалый и согбенный, с совер-шенно прозрачными пальцами, казался глубоким стариком. Рабо-тал он часами без перерыва, не выпуская из рук очередную фигур-ку лошади или человека. Изредка его кашель приобретал раздираю-щий характер, и тогда Женя пре-рывал работу и прогуливался не-сколько минут по комнате, борясь изо всех сил с новыми приступа-ми. приступа-ми... И не странно ли, что тот же че-ловек даже на своем последнем го-ду жизни чувствовал себя днями настолько хорошо, что ходил ку-паться в студеной речке, проте-кавшей неподалеку от их имения, и мог совершать далекие объезды верхом своих поместий. Приказав подвести к крыльцу свою люби-мую кобылу Кабарду, он по-преж-нему ловко вскакивал на нее и выезжал за ворота с видом лихого черкеса».

Увы, благодатный украинский климат не спас жизни Лансере. 24 марта 18 8 6 года в канцелярию Академии художеств поступила официальная бумага за подписью преподавателя Н.Л.Бенуа: «Милостивейший государь Петр Федорович! С прискорбием извещаю Ваше Превосходительство о кончине зятя, почетного вольного художника Императорской Академии художеств, скульптора Евгения Александровича Лансере. Панихида будет 26 марта в 12 часов дня в соборе Николы Морского». Евгений не успел оформить документы на изменение своей французской фамилии на русскую «Копьёв». Под таким псевдонимом он иногда выставлял свои работы при жизни.
Бронзовые кони Лансере не принесли его большому семейству желанного достатка. Кончина же и вовсе подорвала небогатый бюджет. Художник и скульптор, но, прежде всего, добрый человек А.Л.Обер просил оказать академии ей поддержку. В журнале заседания Совета Императорской Академии художеств было записано: «Господин Обер на имя конференц-секретаря от 9 апреля сего года сообщил о больших расходах в связи с кончиной скульптора Е.А. Лансере оставшихся без средств шестерых детей, просит благосклонно о приобретении у вдовы двух групп из воска «Святослав» и «Амазонка». Их приобрели за счет Академии за 1500 рублей.

Бронзовая скульптура "Амазонка" была одной из последних работ Лансере, восковой оригинал был приобретен Академией художеств, позже скульптура была отлита в бронзе.
"Не подлежит сомнению, - писал редактор "Нового времени" B.C. Россоловский в 1886 г., - что не только в России, но и в Европе мало кто может сравниться с Лансере в лепке лошадей, мало кто может передать это благородное животное с такой жизненностью, с такой верностью типу и с таким знанием его природы и привычек".

Вдова Екатерина Николаевна с маленькими детьми вернулась в дом родителей. Софья, Екатерина, Мария, Николай, Евгений, Зинаида получили прекрасное образование и прекрасно рисовали. Самые талантливые и знаменитые дети Лансере, продолжившие творческую стезю своего отца, бы и трое:Евгений, Николай и Зинаида. Евгений стал художником, жил и работал в Москве; Николай — скульптором в Петербурге. Зинаида Серебрякова стала известной художницей, большую часть своей жизни она прожила во Франции.

    Лансере Евгений Александрович - (1848 1886), российский скульптор. Жанровые статуэтки и группы (изображения животных, сценки народной жизни; «Запорожец после битвы», 1873) отмечены тонкой наблюдательностью, мастерством передачи повадок животных. Значительная часть произведений… … Энциклопедический словарь

    Лансере Евгений Александрович - Лансере, Евгений Александрович скульптор (1848 1887), лепивший исключительно небольшие фигуры и группы. Происходил из французской семьи, поселившейся в России; образование получил в Петербургском университете, на юридическом факультете. Начав на… … Биографический словарь

    Лансере Евгений Александрович - , русский скульптор. Выполнял небольшие жанровые статуэтки и группы (преимущественно изображения животных, а также… … Большая советская энциклопедия

    Лансере Евгений Александрович - (1848 1886), русский скульптор. Выполнял небольшие жанровые статуэтки и группы (Тройка, 1868, Запорожец после битвы, 1873, обе бронза, ГТГ), отличающиеся тонкой наблюдательностью и мастерством передачи жестов людей и повадок животных;… … Художественная энциклопедия

    ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович - (1848 86) российский скульптор. Жанровые статуэтки и группы (изображения животных, сценки народной жизни) … Большой Энциклопедический словарь

    Лансере, Евгений Александрович - скульптор; род. 12 августа 1848 г. в Моршанске, тамбовской губ., ум. 23 марта 1886 г., в своем имении близ Харькова. Внук французского выходца, принявшего русское подданство. Первоначальное воспитание получил под руководством гувернеров в доме… … Большая биографическая энциклопедия

    Лансере Евгений Евгеньевич - I (1875 1946), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Брат З. Е. Серебряковой. Член «Мира искусства». Книжная графика («Хаджи Мурат» Л. Н. Толстого, 1912 41), исторические композиции (серия «Трофеи русского оружия» … Энциклопедический словарь

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (сын Е. Е. Лансере) - ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1907 88), российский живописец и график. Сын Е. Е. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович). Росписи Казанского (совместно с отцом) Ярославского, Курского вокзалов в Москве (1940 50 е гг.), книжная графика (серия… … Энциклопедический словарь

(1886-04-04 ) (37 лет)

Евге́ний Алекса́ндрович Лансере́ (24 августа , Моршанск - 4 апреля , Нескучное , Харьковская губерния) - русский скульптор-анималист , Почетный вольный общник Академии художеств ().

Биография

Сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере (1815-1869) (сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824-1856), воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).

Евгений Лансере родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. Уже с детства в своих работах он выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, - лошадей. Впоследствии, молодой скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африки, добавив в своё творчество многие этнические образы (, Араб, и др), значительно обогатившие его творчество. В 1861 году вместе с семьей переезжает в Петербург . Там окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию и юридический факультет Петербургского университета . Специального художественного образования Евгений Лансере не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н. И. Либериха ,лепкой занимался самостоятельно, посещал мастерские скульпторов работал с натуры. В и гг. совершил поездки в Париж, где изучал художественное литье из бронзы и знакомился с произведениями искусства, находящимися в музеях. Ежегодно путешествовал по средней и южной России, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии, Крыму. В 1883 году побывал в Алжире. В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере много работал по частным заказам, и все они, исполнялись, как правило, в одном экземпляре, из бронзы. Но затем право на литье скульптур Лансере купили фабриканты - Шопен, Сазиков, Грачев - и начали тиражировать его работы. Этим объясняется широкая распространенность сегодня скульптур Е. А. Лансере - музеи и частные коллекции многих странах мира экспонируют его работы.

Мастер сюжетной пластической миниатюры, прославивший русскую скульптурную школу за рубежом, Лансере принимал участие во Всемирных выставках в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1873), Антверпене (1885) и других городах. Его произведения отливались во всех ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм - Ф. Ю. Шопена , Н. Ф. Штанге, А. Морана, К. А. Берто, а также на чугунолитейных заводах Урала . Лансере был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей , в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений . представлены в экспозиции Радищевского музея , Национальном художественном музее Беларуси , хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.

Сын и дочь Евгения Александровича - Евгений Евгеньевич и Зинаида Евгеньевна стали художниками , младший сын Николай Евгеньевич - архитектором.

Галерея

Напишите отзыв о статье "Лансере, Евгений Александрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Лансере, Евгений Александрович

Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.
«Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова.
Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно.