Произведения о бережном отношении человека к природе. Тема: Произведения М.М.Пришвина как средство воспитания гуманного отношения к природе

Что есть природа? Она – это всё, но в то же время ничего. Для каждого природа – неотъемлемая часть жизни, потому что не будь её, не было бы и нас с вами. Красота, великолепие, величие, таинственность и изящество – это всё делает её самым ценным и дорогим сокровищем человечества, поэтому оно должно защищать, охранять и беречь окружающий мир.

Но, к сожалению, современное общество потеряло ту связь с природой, которая существовала на всём периоде существования. Мы забываем, как когда-то поклонялись ей и боялись всех её явлений, как прятались, когда слышали гром и видели молнии. Сейчас человек, овладев таким множеством технологий, начал считать себя её хозяином, он больше не придаёт никакого значения тому, что последует за его действиями, перестал отвечать за свои поступки, забыл о самом драгоценном, поставив на первое место своё собственное благополучие, а не природы.

Именно проблему равнодушного отношения к окружающему миру и поднимает в своём тексте Василий Михайлович Песков. Писатель пытается раскрыть данную тему на примере случая из своей жизни. Когда герой был ещё ребёнком, у него было хобби: рыбалка. «В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка Усманка» - эти слова показывают читателю, что для поэта природа – это не просто слово, а нечто большее, это часть его души, то к чему его тянуло. В тексте мы можем прочитать описание этой реки – «Лёжа на берегу … можно было увидеть стайки небольших рыбок, которые бегали по светлому песчаному дну неглубокой воды». Прошло какое-то время перед тем, как герой вернулся домой, но те воспоминания, которые остались у него с детства, были разрушены действительностью – «…речка стала сильно мелеть. Приезжая из Москвы на родину, я перестал её узнавать». После герой стал задаваться вопросом: «В чём же причина исчезновения рек?». Персонаж обследовал множество мест, где видел такие же экологические проблемы «…везде...загрязнение мусором, нефтью, химикатами…».

Таким образом, Василий Михайлович Песков приходит к выводу, что человек начинает забывать о своей принадлежности к природе, о том, что он, а не наоборот, является её частью, и что его важной задачей является защита и сохранение всех прелестей и красот природы. Актуальность данной проблемы в наше время стала ещё важнее, потому что вокруг так много машин, которые своими выхлопными газами уничтожают озоновый слой, или танкеры, которые выливают в океаны нефть, из-за которой потом страдают морские обитатели и мы с вами, или заводы... И многое-многое другое.

Я считаю, что с мнением автора невозможно не согласится, потому что современный человек стал очень равнодушным как к окружающим его людям, так и к природе. На данный момент общество заметило, к каким последствиям привела деятельность предыдущего поколения, и начало исправлять ошибки. Я надеюсь, что в будущем люди станут более внимательны к окружающему миру и начнут дорожить той красотой, что дарит им природа.

В литературе есть много примеров, когда человек истреблял природу для своих нужд. Так в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» нам рассказывается история о деревне Матёре, которую пришлось затопить, чтобы построить плотину. Тут автор показывает насколько циничным стал мир, что люди, живущие в нём, забывают о том, что на самом деле важно. Но затоплена была не только деревня, но и леса, поля, кладбище, тем самым был уничтожен маленький мирок, который создавали жители. Никто не задумывался о том, что будет дальше, об экологической проблеме, людям просто нужна была плотина и они её построили. Этот пример доказывает, что из-за человеческого эго и жажды власти над миром погибает много земель, сохнут реки, вырубаются леса и начинаются экологические проблемы.

И. С. Тургенев в своём произведении «Отцы и дети» также показывает равнодушие к природе. Один из главных героев, Базаров, является нигилистом и считает, что природа – это мастерская для человека. Автор показывает в нём «нового» индивида, который равнодушен к ценностям своих предков. Герой живёт настоящим и не думает о том, к чему могут привести его поступки в будущем. Базаров не стремится к контакту с природой, она не приносит ему покой и наслаждение, не дарует ему душевное равновесие, поэтому, когда герою было плохо, он пошёл в лес и стал всё ломать. Таким образом автор показывает нам, что равнодушие к окружающему миру не принесёт нам ничего хорошего и уничтожит на корню всё то, что было заложено в нас предками, которые с уважением и почтением относились ко всему и понимали ценность этой жизни и основные задачи их существования.

М.М.Пришвин известен своими философскими взглядами, которые нашли отражение в дневниках писателя, рассказах, повестях. В своем творчестве писатель поднимает важные экологические проблемы. По мнению Пришвина, истоки экологического кризиса напрямую связаны с кризисом духовным. Вот почему автор уделяет особое внимание воспитанию души ребенка. Пришвин одухотворяет природу, напоминая каждому, что она живой организм, она способна чувствовать, дышать, плакать, огорчаться, хмуриться и радоваться. Прием олицетворения помогает ребенку найти в каждом обитателе природы собеседника, товарища, друга.

В рассказе «Лесной хозяин» из-за циничного отношения к природе – поджога — погибает дерево. Писатель размышляет о том, что одна беда влечет за собою другую. Огонь с одного дерева может перекинуться на весь лес. В этом и заключается неразумное, небережливое отношение к природе. Пришвин называет мальчишку-поджигателя «вредителем» и «разбойником». В конце рассказа автор показывает, что любой неосторожный поступок, необдуманное действие может привести к экологической катастрофе: «… не приди тот человек, не погаси он пожар, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!» Рассказчик не только спас лес от пожара, но и показал детям красоту и хрупкость природы.

2. В.Распутин «Прощание с Матерой»

Персонажи повести В.Распутина осознают свою ответственность перед ушедшими за продолжение жизни. По их мнению, Земля дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков. В диалоге Андрея и Дарьи внук пытается убедить бабушку в том, что «человек – царь природы». А Дарья отвечает ему: « Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет». «Человек должен находиться в единстве с природой, с Космосом», — убежден писатель. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Вот почему в финале повести мы видим могучий листвень, который будет оберегать остров до момента затопления. Дерево не поддалось человеку, сохранив за собой главенствующее начало.

Говоря о проблемах экологии, нельзя не сказать о культурном отношении человека к природе. Одним из ярких примеров, показывающих влияние «царя природы» на окружающий мир, является эпизод истребления лиственя в повести В.Распутина «Прощание с Матерой». С древних времен жители Матеры с почтением и страхом относились к миру природы. Они верят, что могучий «царский листвень» — дерево, которое крепит остров к речному дну. Легенда гласит, что «до тех пор, пока будет стоять листвень, будет стоять и Матера». Бригада рабочих, занимающихся очищением территории от растительности и построек перед затоплением, озадачена тем, что не может уничтожить вековое дерево. Его не берет ни топор, ни огонь, ни бензопила. Непокорный листвень становится безмолвным свидетелем сожжения материнских лесов: он «один…продолжал властвовать над всем вокруг». В.Распутин с горечью говорит о том, что человек недальновиден в своих действиях, направленных на воплощение в жизнь грандиозных замыслов. В мире, где утрачена связь поколений, где нет бережного отношения к природе, не может быть ни гармонии, ни счастья.

3. Е. И.Носов «Кукла»

Рассказ «Кукла» начинается с описания знакомой рассказчику речки. Сначала она представляется такой, какой ее запомнил главный герой, а немного позже мы видим, какой она стала спустя несколько лет. «Русло сузилось, объявилось много незнакомых мелей и кос». Старожил Акимыч, любивший рыбную ловлю, горестно отмахивается от расспросов. Бедственное состояние речки, как и окружающей природы в целом, он видит в том, что люди перестали замечать красоту, «творят худое», очерствели душой. Указывая рассказчику на куклу, которая валяется в придорожной канаве, Акимыч обращает внимание на то, что раздели игрушку и пытались ее поджечь, по всей видимости, не дети. А малыши видят растерзанную куклу и «привыкают к такому святотатству». Больше всего поражает старика то, что и учителя, призванные воспитывать подрастающее поколение, безмолвно проходят мимо. Таким образом, Е.И.Носов подводит нас к мысли о том, что в людях с раннего возраста надо воспитывать чуткое, бережное отношение к природе, ко всему живому, чтобы в будущем они не были глухи к и слепы к тому, что происходит вокруг.

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

«Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит»

Тайна величественной природы

Известный российский писатель Иван Сергеевич Тургенев, прославился как мастер пейзажа. В его творчестве описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор открывает внутреннюю суть своего героя. Так в романе «Отцы и дети», Тургенев, используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя Аркадия, автор очень точно передает его внутренний мир. Природа в описании Тургенева очень красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает. Слова, которые писатель подбирает, очень точно передают представленный пейзаж: «золотисто зеленело, … лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка».

Природа, представленная в произведениях Тургенева, очень разнообразна. В рассказе «Бежин луг», ярко представлен июльский пейзаж: «цвет небосклона, легкий, бледно лиловый», «в сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой», ночью «стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье». Писатель проникается описанием природы настолько сильно, что его пейзажи становятся настолько реальными, будто оживают. Красочность его картин можно сравнить с работой кисти художника. Но только с одним отличием - пейзажи Тургенева динамичны, они в постоянном движении. Очень красочно передает автор начало дождя в рассказе «Бирюк» из цикла «Записки охотника»: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

Тургенев понимал природу, преклонялся перед её величественностью и неукоснительностью установленных ею законов. Он отмечал бессилие человека перед силой природы, восхищался, даже с некоторым острахом, её могуществом. Природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию. Писатель пытается увидеть то общее связующее между природой и человеком, но спотыкается об её безмятежное молчание. Автор неоднократно отмечал независимость действия законов природы от человеческих стремлений, планов, амбиций и жизни человека вообще. Природа в произведениях Тургенева проста и открыта в своей реальности, но сложна и таинственна в проявлениях, часто враждебных человеку сил.

Его даже пугало безразличие природы, воплощенное в незыблемости законов, на которые человек не имел влияния. Всё в её власти, независимо от человеческого на то желания или согласия. Особенно ярко автор демонстрирует это проявление в стихотворной прозе «Природа». Здесь Тургенев обращается к матушке-природе с вопросом: «О чем дума твоя? Не о будущих ли судьбах человечества…» Однако, ответ его очень изумил, оказывается, она в это время заботится об улучшении жизни блохи. «Разум мне не закон» - железным холодным голосом отвечала она.

Бесконечные загадки природы и мироздания беспокоят автора и тревожат его воображение. Образ природы в произведениях Тургенева показан очень красочно и профессионально, с использованием богатой русской речи, придавая пейзажу неописуемую красоту, наполненную красками и запахами.

Аргументы для сочинения по русскому языку.
Природа. Часть 1.
Проблема природы, отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.

Человек царь природы или часть? Чем опасно потребительское отношение к природе? К чему может привести борьба человека с миром природы? (В.П. Астафьев «Царь-рыба»)

Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.
В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
Борьба Игнатьича и царь-рыбы - метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.

Какую роль в жизни человека играет природа

Текст: Анна Чайникова
Фото: news.sputnik.ru

Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

Примерные формулировки проблемы

Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы , который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
— Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
— Ведь второй час.
— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя , дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. <…> …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».

Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно» , — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.

Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид» . Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.

В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. <…> Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей» . Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир.

Произведения
«Слово о полку Игореве»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
«Хорошее отношение к лошадям»
А. И. Куприн «Белый пудель»
Л. Андреев «Кусака»
М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ч. Айтматов «Плаха»
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»
Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»
«Любовь к жизни», «Белый клык»
Э. Хемингуэй «Старик и море»

Просмотры: 0