"Старое село" в Ужгороде: Закарпатский музей народной архитектуры и быта. Ужгородский замок и закарпатский музей народной архитектуры и быта

Ужгородский замок и народный музей - это те места, безусловно заслуживающие внимания при посещении города. Тем более, что расположены они по соседству, на одной улице, и далеко ходить не надо. А первые упоминания про замок относятся к 9 веку, когда здесь жили белые хорваты, славянское племя, населявшее в те времена территорию современной Западной Украины и юг Польши. Постройка в те времена была деревянной, а камнями замок стали застраивать где-то в 12 веке, после набегов половцев и монголо-татар. Территория Закарпатья уже принадлежала Венгерскому королевству, властители которого очень опасались новых набегов, поэтому велели укреплять оборонительные сооружения в стратегически важных местах. В 1312 году замок был подарен венгерским магнатам, Другетам, которые владели Ужгородом до 1684 года. В эпоху Другетов в замке была проведена крупная реконструкция. Были выстроены новые стены и бастионы. С трёх сторон замок окружал глубокий ров, а с одной из сторон был обрыв. Это было мощнеейшее фортификационное сооружение для своего времени.


Ужгородский замок, благодаря своим укреплениям, полностью выполнил свою оборонительную функцию во время антигабсбургской национально-освободительной войны венгерского народ под предводительством Ференца II Ракоци в 1703-1711 годах. Кстати, во время восстания венгерская знать опиралась на крестьянское население, которое очень надеялось на экономические послабления, выйдя из под гнёта Габсбургов. Однако крестьянство, именно восставшие крестьяне (их называли куруцы), резко снизили свою активность, когда был принят закон об освобождении от крепостной зависимости частников освободительной войны. И постепенно влияние венгерского дворянства на народ угасло. Когда Ракоци бежал в Польшу, не доверяя австрийским монархам, было заключено перемирие. Кстати, рядом в Мукачевском замке силы крестьян-куруцев оборонялись ещё два месяца после заключения мирного договора.

После восстания замок потерял своё оборонительное значение, а императрица Мария-Терезия в 1775 году передала его во владения Мукачевской грекокатолической епархии, которая устроила здесь семинарию. Также есть мнение, что в Вену были вывезены все предметы обихода, картины, посуда, представлявшие ценность.

Сейчас крепость представляет собой достаточно большое сооружение, по меркам Украины во всяком случае. На территории во дворце располагается краеведческий музей, а вход в замок стоит всего 5 гривен. На одном из бастионов замка, с северо-восточной стороны, располагается смотровая площадка. Когда-то здесь была и церковь Святого Юра, а сегодня остался лишь фундамент.

В отличие от остальных подобных замков, Ужгородский выделается своим небольшим уютным парком внутри стен замка, присутствуют здесь несколько скульптур 19 века, включая скульптуру турула (мифическая птица древних венгров).

Конечно, замок в Ужгороде уступает по визуальной красоте восприятия своим собратам примерно одного возраста, которые находятся в Словакии и Венгрии. Это моё откровенное мнение, даже по некоторым отзывам замок скучен и не представляет ничего особого. Я бы так не сказал. Естественно, если мы посмотрим на соседние замки, такие как Спишский или Оравский, да, они выглядят мощнее, круче и интереснее. Но я предлагаю все жё порадоваться за Ужгород, так как это замок свой и родной. Так что предлагаю вам ещё несколько фотографий, перед тем как отправиться в Скансен, музей народной архитектуры и быта, расположенный прямо у замковых стен.

Итак, Скансен, музей под открытым небом начал создаваться достаточно давно, в 1965 году. Замечательный музей, замечательная атмосфера, создаётся ощущение, что вы находитесь где-то в сельской глубинке, а не в городе. Главный экспонат - это деревянная Михайловская церковь 1777 года постройки из Хустского района. На территории собраны аутентичные образцы деревянного зодчества, представляющие этнические традиции разных народов, проживавших в карпатском регионе - русинов, румын, венгров, гуцулов. Древние постройки вместе с сохранившимися в них предметами интерьера собирались во время экспедиций по карпатским селам, затем доставлялись на территорию ужгородского музея под открытым небом и там реставрировались.

На территории современной Закарпатской области всегда бок о бок жили разные народы, жили мирно и дружно, обустраивая свой быт согласно национальным традициям. Каждый дом и усадьба здесь интересны по-своему.

Каждое здание - типично для определенного этнографического района.

Мне кажется, что интерьер дома моих молодых деда и бабушки, которые поженились в начале 30ых годов прошлого века и жили в Черниговской области выглядел как-то так. Правда, уверен, не было столько тарелок на стенах. Будут, конечно некоторые мелкие отличные детали, но в целом всё именно так.

Очень интересный стол, эти углубления заменяли тарелки, то есть надо было обязательно съесть всю предлагаемую порцию.

Ещё некоторые интерьеры Закарпатского села.

Признаться честно, я первый раз был в именно такого рода музее и мне понравилось. Вообще, и этот музей, и замок - это те места, которые обязательно следует посетить в Ужгороде.

Посещение этого музея знакомит посетителей с бытом людей, которые жили в Закарпатье в разные периоды истории.

Основной акцент сделан на традиционной архитектуре. Среди экспонатов музея есть и гуцульская постройка из села Стебного Раховского района, характеризующая архитектуру этнической группы венгров, и характерная румынская постройка Закарпатья - хата из села Среднего Водяного Раховского.

Оказавшись на территории музея, первым делом посетители видят хату из села Ореховицы - именно в таких домах проживало население поселков, располагавшихся по берегам реки Уж в конце XVIII в. Хата состоит из трех помещений: комнаты, сеней и кладовой. Крыша покрыта специальными соломенными снопами. Центральным местом внутри дома была печь, служившая для приготовления пищи, а также для обогрева помещений. Одной из наиболее древних построек на территории музея является дом, привезенный сюда из села Тибавы. Глядя на этот дом, можно получить представление о том, какое жилье было типичным для предгорных районов Закарпатья.

Помимо жилых построек, нельзя пройти мимо деревянных храмов, архитектура которых оригинальна и живописна. Любопытно, что древние безымянные мастера строили их при помощи топора, без единого гвоздя.

Ужгород – замечательный и уютный город, который расположился на берегах реки Уж более тысячи лет назад.

Часть города, которая находится на правом берегу Ужа , считается исторической, а та, что на левом берегу – более современной и деловой. Именно в исторической части Ужгорода находится древний средневековый замок, рядом с которым расположился удивительный музей под открытым небом («скансен») – Закарпатский музей народной архитектуры и быта. Эту местность ещё называют Ведьминой Ямой , так как когда-то давно именно здесь сжигали людей, которые были заподозрены в увлечениях магией.

Музей-скансен был открыт в 1970 году и стал одним из первых под открытым небом в Украине. Музей архитектуры и быта воплотил в себе архитектурные памятники закарпатского села и образцы различных предметов народного искусства и быта . Особенностью музея архитектуры и быта является то, что экспозиция музея сопоставлена с географической картой Закарпатья. Музейные домики размещены с запада на восток, так как и дома жителей низинных районов (долинян), этнографических групп (лемков), гуцулов, а затем можно увидеть еще два домика – это венгерское и румынское население края.

Всего музей насчитывает 7 усадьб и 6 жилых домов, церковь, колокольню, корчму, мельницу, школу, кузницу, пасеку и колодец. В каждое из этих помещений можно войти и ознакомиться с архитектурой, интерьером и с образцами изделий народного искусства и быта .

Церковь в ужгородский музей-скансен была привезена из села Шелестово, Мукачевского района. Она была построена ещё в 1777 году и представляет собой одну из двух сохранившихся на территории Украины аутентических лемковских церквей . Изготовлена она из дубовых брусьев и покрыта гонтом. Здание церкви состоит из прямоугольных срубов, делится на алтарь, притвор и неф (вытянутое помещение), а экстерьер явно выражен тремя куполами.


Поистине эта церковь –
гордость музея-скансена , поскольку она является образцом классического объединения таких двух стилей как купольного и барочного и считается лучшим образцом деревянного зодчества Закарпатья. В интерьере церкви по центру расположен четырехъярусный иконостас, который изготовлен из икон XVII–XVIII вв., а это ценные образцы народной живописи. Церковь в музее греко-католическая и действует до сегодняшнего дня: каждое воскресение здесь проводится богослужение.

Рядом с церковью находится и колокольня конца XIX–начала XX вв., привезенная из села Вильховатый Раховского района. Особенностью колокольни является тот факт, что это последний в мире образец действующей шестигранной гуцульской колокольни! Интересны по своей архитектуре и следующие усадьбы и хаты : усадьба из с. Ореховцы, усадьба из с. Ракошино, хата из с. Тибава, хата из с. Стебливка, усадьба из с. Довге, гуцульская хата-гражда и другие.

Усадьба , привезенная из села Ореховцы Ужгородского района, была построена в конце XVIII века. Это достаточно массивное жилище, характерно для жителей низменных районов, являлось уютным домашним очагом, хорошо приспособленным к хозяйственной деятельности и, одновременно, надежной защитой. Усадьба построена из толстых деревянных брусьев и состоит из комнаты, сеней и каморки. Крыша усадьбы четырехскатная, покрыта соломенными скопами («жупами»). Внутри хата побелена, а основным достоинством в ней является настоящая печь. Вход в усадьбу расположен по центру и ведет к сеням, справа – жилое помещение, слева – кладовая. В кладовой можно увидеть предметы, которые использовались для виноделия.

Еще один интересный экспонат усадьба , привезенная из села Ракошино Мукачевского района, построенная в 1869 году. Эта хата является типичным жилищем земледельцев с долины реки Латорица. Такая усадьба имеет каменный фундамент и деревянные стены, обмазанные глиной с обеих сторон. Крыша двухскатная, покрыта гонтом, а вдоль фасада находится крытая галерея, украшенная резьбой. Во дворе размещена двухъярусная коморка: первый ярус был предназначен как чулан для хранения зерна, а на втором ярусе сушились и обрабатывались кукуруза и зерно.

Одним из самых древних памятников архитектуры XVIII века является ещё один экспонат музея – хата из села Тибава , Свалявского района. Такой тип жилища был характерен для жителей долин предгорных районов. Построена хата из еловых брусьев, стены обмазаны глиной, а четырехскатная крыша покрыта соломой. Внутри хаты находятся такие интересные бытовые предметы как резной стол, тесаные лавки, деревянные полки для посуды и ложек, различные образцы керамики и вышиванок. Интересным фактом , связанным с этой хатой, является то, что в ней в 1802 году родился известный украинский историк, этнограф и филолог Юрий Венелин-Гуца.

Ознакомиться с уровнем бытовой культуры крестьянства можно подойдя к усадьбе второй половины ХІХ века , из села Довге Иршавского района. Построена хата из деревянных круглых брусьев, обмазанных глиной и покрашенных в светло-синий цвет, и это придает внешнему виду усадьбы некую художественную выразительность. В сенях представлена разнообразная гончарная посуда, а во дворе находится гончарная печь.

Распространенными жилищами на юге Хустского и Тячевского района были такие хаты, как хата из села Стебливка Хустского района, построенная в XIX века. Состоит эта хата из двух не связанных между собой комнат – жилой комнаты и комнаты-светлицы. В каждую из этих комнат вход отдельный – из галереи, опоясывающей хату с двух сторон.

Такие усадьбы отличаются от тех, которые строились на равнинной местности тем, что они подобно высоким елям, тянутся вверх. Фасад хаты высокий с крутым скатом, крыша с большим выносом, что позволяет ей выдерживать большое количество осадков. На такой крыше снег долго не держится, дождевая вода стекает быстро, а большой вынос укрывает от дождя и солнца. Снаружи усадьба ярко-синего цвета, а внутри – бледно-голубого. В комнатах множество вышитых полотенец, покрывал, скатертей, подушек, изделий из лозы, что свидетельствует о любви местных жителей к народному искусству.

Примером народного жилища закарпатских венгров ХІХ-ХХ вв. является хата из села Вышково , Хустского района, построенная в 1879 году. Стоит усадьба на высоком каменном фундаменте, крыша четырехскатная, покрыта гонтом, деревянные двери украшены резными розочками – символами солнца. В интерьере усадьбы шкаф с венгерской народной одеждой, кровать с вышитыми покрывалами и наволочками, стены декорированы фаянсовыми тарелками.

Пример жилища закарпатских румын начала XX века в музее-скансене представлен хатой из села Середне Водяне, Раховского района. Такая хата состоит из трех комнат, но своей особенной типологии не имеет, поскольку попала под влияние деревянной архитектуры населения горных районов. В сенях этой хаты воссоздано овчарное хозяйство – традиционное для румын Закарпатья. Здесь и деревянная посуда для изготовления овечьего сыра («вурды»), и личные вещи овчара.

Особого интереса заслуживают гуцульская усадьба-гражда , привезенная из села Стебный и хата из села Ясиня Раховского района. Эти усадьбы характерны для XVIII-XIX вв., а их внешний вид явно показывает, что это одни из самых обеспеченных гуцульских жилищ. Усадьба-гражда представляет собой замкнутый двор, напоминающий небольшую крепость в горах. Строение усадьбы расположено в два ряда: первый – трехкомнатное жилье с полуоткрытой галереей, с пристроенными кладовыми и с примыкающими хозяйственными помещениями для скота, а второй ряд – это хлев, кладовая и сарай для дров. К усадьбе-гражде ещё прилагаются хозяйственные ворота и калитка.

Народное творчество гуцулов не перестает удивлять и различными предметами интерьера: кожушки-безрукавки из овечьей шкуры, вышиваные сорочки, тканые ковры, аппликация, вышивка, резная деревянная посуда. Гордостью настоящего гуцула был широкий кожаный ремень («черес») .

Пройдя от усадьбы-гражды прямо по музейной дорожке можно увидеть ещё несколько хат музея , которые представляют жилища бойков – это хаты из сел Гукливе Воловецкий район, Гусне Великоберезнянский район, Рекит Межгорский район. В каждом из бойковских жилищ находятся большие печи, дым из которых сначала выходил в комнату, а затем через окна, двери и специальное отверстие в потолке – наружу. Из-за этого внутренние помещения пропитались дымом и со временем потускнели. У таких хат обязательно имеется кладовая с отдельным входом с улицы, где бойки хранили одежду, а само здание имеет удлиненную форму с соломенной крышей. Такая компактность объясняется тем, что на узких земельных участках горного рельефа не было возможности строить большие дома.

Помимо всех этих типов жилищ, в музее также стоит обратить внимание на народную школу с пристройкой для учителя, водяную мельницу, часовню и кузню.

В малом зале музея регулярно проводятся художественные и искусствоведческие выставки, например выставки полотен известных и начинающих художников и различные мероприятия, связанные с историческими событиями.

Музей архитектуры и быта в Ужгороде – это настоящее сокровище материальной и духовной культуры, шедевр народного зодчества. Это более 14 000 неповторимых изделий плотников, гончаров, вышивальщиц, ткачей и художников которые обогатили знаниями не одно поколение! Гуляя по музейным дорожкам , создается впечатление, что находишься в закарпатском селе XVII- XIX вв. Каждый из экспонатов ужгородского музея-скансена достоин особого внимания, поскольку все они уникальны и интересны, а знакомясь с ними, каждый из нас станет духовно богаче и ближе к культуре народов закарпатского региона!

Прогуливаясь улочками старого Ужгорода, неожиданно попадаешь в самое настоящее закарпатское село - Музей народной архитектуры и быта. Аккуратные домики, живописно разбросанные среди зеленеющих лужаек и ароматных цветов, старинная церковь, водяная мельница, кузня… Здесь можно провести полдня, наслаждаясь тишиной и умиротворением райского уголка, утопающего в садовых деревьях. Именно в таком месте жили бойки и гуцулы. Мы поможем перенестись в старину и расскажем, что вы найдете в оригинальном музее, и когда его лучше всего посещать.

История музея

История сокровищницы закарпатской культуры берет свое начало в 60-тых годах прошлого века. Неравнодушные люди начали свозить сюда ценные деревянные постройки со всех уголков Закарпатья. И теперь этот музей - старейший скансен в Украине , который открыл свои двери посетителям в 1970 году. Он, конечно, меньше, чем известный в Киеве. Но этот уголок с уютными хатками и сельскими пейзажами в центре города удивит своим контрастом. Рядом с домиками под соломенной крышей и пасекой - новомодные коттеджи и суетливая городская жизнь.

Экспонаты скансена в Ужгороде

У подножия Замковой горы, рядом со стенами , среди живописной природы, фруктовых и декоративных деревьев, размещено более 30 уникальных памятников народной архитектуры. Они датируются концом 18 - началом 19 века.

Почти на 2 гектарах земли представлены 10 районов Закарпатья : Ужгородский, Хустский, Тячевский, Свалявский, Раховский, Мукачевский, Межгорский, Великоберезнянский, Иршавский и Воловецкий. На территории можно встретить образцы домов горцев - бойков и гуцулов. А также долинян, живущих в низинных районах, лемков, венгров и румын, которые поселились в Закарпатье. Каждый построен в особом стиле, присущем тому или иному региону.

В музее под открытым небом размещены 7 усадьб, 6 жилых зданий, церковь, колокольня, школа, кузница, мельница, корчма. Кроме хаток, тут вы найдете изделия столяров, бондарей, гончаров, ткачих и вышивальщиц. Всего - около 14 тысяч экспонатов!

Старинной церкви в прошлом году исполнилось 240 лет. Это - памятник государственного значения. Церковь из села Шелестово Мукачевского района - «визитка» скансена и один из лучших образцов храмного строительства на Закарпатье. Ее построили еще в 1777 году. А в 1929 году перевезли в Мукачево, чтобы сохранить как памятник архитектуры, поскольку в селе к тому времени уже действовала каменная церковь. Когда создавался скансен, церковь-путешественницу переместили в Ужгород. Здесь она стала украшением музейного села. Святыня является соединением шатрового и барочного стиля. Состоит из малого сруба (алтарное помещение) и большого сруба (неф и притвор). Украшена тремя башнями.

Внутри храма - старинный четырехъярусный иконостас с резным орнаментом, иконами, которые датируются 17-18 веком. Храм действующий. Войти и помолиться в нем может каждый. Рядом расположена колокольня. Особенно много людей собирается на большие религиозные праздники. Здесь можно освятить куличи или получить благословение на Крещение.

Колокольня из села Ольховатый является уникальной достопримечательностью. Это - последняя в мире действующая шестигранная гуцульская колокольня. Построена она из ели.

Старинная кузня и сейчас не стоит без дела. Каждую третью субботу месяца она оживает. Можно поучаствовать в мастер-классе по кузнецкому ремеслу и попробовать изготовить сувенир. Или приобрести уже готовый.

Справка . Кузня из села Дубового Тячевского района дает понять, как работали закарпатские кузнецы в конце 19 - в начале 20 века. Постройку делали из брусьев смереки, обмазывая внутри глиной, которая является более огнестойкой. Здесь можно увидеть кузнецкие меха, по которым в горн подается поток воздуха. А еще молот и наковальню, зубила, долота!

Водяная мельница приехала в Ужгород в конце 70-тых годов из знаменитого села Колочава. Внешне она во многом напоминает обычную хату. Разве что колесо выделяет ее среди других построек. Так выглядели типичные мельницы 19 - начала 20 века. В ней было два помещения. Одно - производственное, а во втором иногда ночевал и жил сам мельник. Как работала эта мельница? Помол происходил в каменных жерновах. Вода приводила в движение большое деревянное колесо. А оно заставляло двигаться остальной механизм. А знаете, как раньше меряли зерно? Одна мерка зерна - 32 кг, полумерка - 16 кг, четвертовка - 8 кг, а ватакув - 4 кг.

Корчма - самое злачное место во всем музее. Сейчас здесь уже не наливают, но когда-то поход в питейное заведение заканчивался большим горем в семье. Корчмари неплохо наживались, продавая спиртное в долг под высокие проценты. В качестве залога брали землю, дом, скот. И это приводило к разорению селян. По внешнему виду корчма (сделана из смереки) напоминает обычные сельские хаты, только имеет больший размер. Внутри нее 6 помещений - корчма с шинком, кухня, спальня, комора, сени и ночлежка. Главный в интерьере - длинный стол, где попивали алкоголь. А на деревянных полках были бутылки всех форм и размеров, а также мерки.

Школа - пример народного строительства второй половины 19 века. Типичное сельское здание, но больших размеров. В ней есть класс, в котором занимались дети. Лавочки, столы, доска, счеты - все осталось на месте. Даже специальные досточки и стержни для письменных упражнений. А в соседней комнате жил учитель. Совсем небольшая комнатушка, в которой есть простые вещи - кровать, стол, стул, сундук.

Высокие крыши - в три раза выше самого дома, встречались в Хустском районе. Это такая народная готика. А еще для них был характерен голубой цвет стен: насыщенный снаружи и боле светлый изнутри. Интересны традиции пасеки. Не обычные простые ульи, а двухъярусные, изготовленные из выдолбленного бревна сосны. Такую усадьбу, привезенную из села Стебливки, можно осмотреть в музее.

Стоит заглянуть в очаровательные домики и посмотреть на внутренне убранство. Старинные резьбленные столы, традиционные лавы, сундуки, керамика, вышивка, женская и мужская одежда. Богатая усадьба щедро украшена простынями и покрывалами с кружевом ручной работы, вышитыми подушками и скатертями.

Можно познакомиться с веретеном и многими инструментами, которыми раньше пользовались на Закарпатье.

В области всегда хорошо было развито лозоплетение. Из музея можно уехать с хенд-мэйд сувениром.

Праздники музея

Сотрудники музея - большие затейники. Поэтому здесь все время организовывают интересные мероприятия. Например, в конце мая проводят «Ночь в Ужгородском скансене» . В музее регулярно устраивают всевозможные мастер-классы. Перед пасхой показывают, как расписывать писанки воском - это одна из старейших техник, которой делятся местные мастера.

Кроме зданий под открытым небом, Закарпатский музей народной архитектуры и быта имеет также выставочные залы в административном корпусе. Здесь представлены одежда, картины местных художников, работы мастеров. В декабре, на день Варвары, вышивают и танцуют. Перед Рождеством учатся изготавливать шапку для колядок, звезду и рождественского дидуха. А для детей работает кружок, где учат закарпатским промыслам - плетению, лепке, вышивке.

Когда посетить музей

В зимнюю пору интересно побродить среди домиков, утопающих в сугробах снега. Особенно на рождественские праздники. Можно пойти на богослужение в старинную церковь. Весной оживает природа и просыпаются зеленые лужайки и яркие цветы.

Весенняя «изюминка» скансена - музейная сакура , которая радует гостей. Летом плодоносят фруктовые деревья, которых тут очень много. Осенью здесь доминируют яркие краски, интересное время для фотосессий.

Где остановиться

Ужгород - туристический город, где вы найдете : современные хостелы, уютные апартаменты, элегантные отели.

Как доехать

Адрес Музея под открытым небом в Ужгороде: улица Капитульная, 33/а. Найти скансен очень просто - достаточно доехать до Ужгородского замка, и вы у цели. Ведь территория музея граничит со стенами старинной крепости. Добраться можно маршрутками № 4, 6, 26 до остановки «Площадь Корятовича», №15 до остановки «Панаса Мирного», и дальше пешком около 10 минут. С железнодорожного вокзала пешком идти около 40 минут.

Время работы : 9:00-17:00, вторник - выходной.

Цена : стоимость взрослого билета - 35 грн. Студенческий - 20 грн, детский - 15 грн. Стоимость экскурсии - 120 грн (для взрослых) и 80 грн для детей.