Как рассказывать истории, чтобы всем было интересно? Время для смеха.

Как рассказывать истории так, чтобы слушатели не заскучали? Талант рассказчика был востребован во все времена, начиная с глубокой древности. Ошибаются те, кто полагает, что с этим умением люди рождаются. Приложив определенные усилия, любой человек способен развить навыки интересной речи. Что же для этого необходимо?

С чего начать

Как рассказывать истории, чтобы их с удовольствием слушали? Начать стоит с улучшения собственной дикции. К сожалению, даже самая захватывающая история не произведет впечатления на аудиторию, если человек, ее излагающий, проглатывает окончания слов, нечетко выговаривает звуки. Проблему решает регулярное выполнение упражнений, которые улучшают подвижность мышц языка и губ. Также полезно произносить на большой скорости скороговорки.

Словарный запас рассказчика играет столь же важную роль. Для его расширения полезно читать классическую литературу, не ленясь уточнять значение непонятных слов в словаре. Наконец, научиться структурировать свою речь помогает ведение дневника. В тетради можно фиксировать основные события дня, стараясь делать записи краткими, отражающими главное.

Упражнения

Как рассказывать истории, чтобы окружающие жадно внимали им? Для начала стоит сделать своим слушателем зеркало, ведя перед ним монологи, затрагивающие разнообразные темы: литературу, путешествия, политику и так далее. Зеркало поможет оценить собственные жесты и мимику, они должны быть уверенными. Желательно пользоваться при этом диктофоном, записывая произносимые монологи. Прослушав записи, легче понять минусы и плюсы своих рассказов.

Существует и другое упражнение, дающее великолепные результаты. Нужно выбрать любое (случайное) слово, а затем придумать историю, так или иначе связанную с ним. Остановившись, к примеру, на слове «стул», следует в течение 5-10 минут рассказывать об этом предмете мебели. В роли слушателя по-прежнему может выступать зеркало. Упражнение развивает фантазию, к тому же в процессе его выполнения рассказчик учится структурировать собственные истории.

Как рассказывать истории: правильное начало

Еще древнегреческий мыслитель Платон говорил, что эффектное начало - залог успеха всего рассказа. Как рассказывать истории, способные заинтересовать слушателей? Многое зависит от первого предложения, оно должно вводить аудиторию в суть рассказа, однако не затрагивать основную интригу.

Допустим, человек желает посвятить друзей в смешную историю, которая приключилась с ним во время отдыха. Ему не стоит начинать рассказ с предупреждения о том, что сейчас последует забавная история. Правильный вариант - безотлагательный переход к сути. К примеру, первое предложение может прозвучать так: «Как-то раз я врезался в яхту на гидроцикле». После этого слушателям обязательно захочется узнать подробности, которые рассказчик им изложит в основной части собственной истории.

Нарастание напряжения

Как рассказывать истории интересно, заставляя аудиторию ловить каждое слово? Слишком поспешный переход к кульминации - распространенная ошибка, которую допускают многие неопытные рассказчики. Небольшое введение только украсит рассказ, в нескольких предложениях можно описать причину истории, собственные мотивы и так далее. Сразу после этого следует кульминация, плавно переходящая в финал.

Затягивать с самой интересной частью рассказа также не рекомендуется. Считается, что внимание слушателя ослабевает уже через три минуты, поэтому хорошие рассказчики укладываются в это время. Здесь пригодится умение структурировать историю, выделять самое главное и отбрасывать лишнее. О том, как его развить, написано выше.

Время для смеха

Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать минут. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.

Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.

В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.

Создание образов

Как рассказывать истории друзьям так, чтобы заслужить репутацию превосходного рассказчика? Рассказы, порождающие в сознании яркие образы, всегда пользуются большим успехом у аудитории. Нужно учиться рассказывать так, чтобы друзья не только слышали слова, но и представляли картину происходящего. К примеру, в этом поможет добавление в свою историю описания местности, где она произошла. Однако не стоит делать его пространным, достаточно нескольких метких характеристик.

Исследования показали, что люди практически всегда отдают предпочтение рассказам, которые ведутся от первого лица. Приключилась ли история с рассказчиком или с кем-то из его знакомых, лучше всего сделать себя ее главным героем. В этом случае можно рассчитывать на сопереживание аудитории, от которого многое зависит.

Лицо и руки

Как рассказывать истории из жизни, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже увлекательный сюжет вкупе с безупречной дикцией не спасут повествование, если рассказчик абсолютно не проявляет эмоций. Обязательно нужно задействовать лицо и руки, делясь с окружающими отличной историей, это поможет поддерживать на должном уровне интерес.

Особенно важно выделять голосом и жестами кульминацию. Можно сделать небольшую паузу, начать говорить громче или тише, всплеснуть руками или демонстративно убрать их за спину - вариантов привлечения внимания существует множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью также не стоит, история может обесцениться, если слушатели почувствуют фальшь.

Уверенность - залог успеха

Слушатели моментально потеряют интерес к истории, какой бы необычной она ни была, если ее автор не уверен в себе. О страхе свидетельствуют такие моменты, как запинки, блуждающий взгляд, излишне длинные паузы, дрожь в голосе. Особенно важно сохранять зрительный контакт с аудиторией, это считается признаком уверенности. Не стоит также резко обрывать историю, заметив, что окружающим она совершенно неинтересна. Лучше вместе посмеяться над этим, а затем уже перевести разговор на другую тему.

Избавиться от ненужного волнения поможет регулярная практика. Скажем, можно отрабатывать навыки рассказчика на близких родственниках или делиться короткими историями с незнакомцами - продавцами, попутчиками, соседями по очереди.

Иностранные языки

Как рассказывать истории на английском так, чтобы они неизменно имели успех у аудитории? Актуальны все вышеперечисленные рекомендации, помогающие сделать рассказ живым и интересным. Если же советы не работают, не исключено, что проблема заключается в такой «мелочи», как произношение рассказчика. Как и в случае с плохой дикцией, неправильное произношение может сделать историю слишком сложной для восприятия. Помочь справиться с проблемой могут аудиоуроки английского, просмотр фильмов без перевода, общение с носителями языка.

Цель: презентация творчества веселого сказочника С.Г.Писахова; расширение читательского кругозора учащихся.

Форма урока: презентация творчества писателя

Оборудование: тесты сказок С.Г.Писахова; мультимедийная презентация.

Ход урока

Учитель. Прослушайте текст и определите жанр данного произведения.

Учитель зачитывает сказку С.Г.Писахова «Северное сияние»

– Почему вы решили, что это сказка? (Ответы детей.)

– Это произведение принадлежит Степану Григорьевичу Писахову, а он действительно назвал его сказкой.

Кто читал другие сказки этого писателя? (Ответы детей.)

Имя этого архангельского сказочника, к сожалению, мало известно читателям. А между тем друзья – писатели называли его «поэтической душой севера». (Слайд 2 , см. Приложение 1 )

Для нашего серного края Писахов является тем же, чем Бажов для Урала. В ШКАТУЛКЕ Писахова, хоть она и не малахитовая, тоже хранятся драгоценные клады – легенды и сказки поморского Севера. (Слайд 3 )

Урок сегодня я бы хотела провести в форме презентации творчества этого интересного писателя-сказочника, нашего земляка, северянина. (Слайд 4 ).

Родился С.Г.Писахов в Архангельске 25.10.1879 г. На Поморской улице, в доме, который принадлежал его отцу, ювелирных дел мастеру, а через 80 лет в этом же доме и умер. (Слайд 5 )

Писахов любил повторять, что всю жизнь он прожил в той же комнате, где родился, в ней же намерен и помереть. Так оно и случилось.

С детства Писахов мечтал стать художником, но отец не разделял увлечений сына, повторяя постоянно, что «без художников люди живут спокойно». Однако сын настоял на своем, и в 1902 году он поступает в Петербургское художественное училище, а в 1905 году за вольнодумство из училища его исключают и лишают права получать образование в России.

И тогда Писахов отправляется путешествовать. Греция, Италия, Франция, Ближний Восток – далеко не полный перечень стран, в которых он побывал.

Именно там, на чужбине, в жарких солнечных странах, понял Писахов, что не может он жить без севера, тихого, скромного, но такого родного и уютного. И он возвращается домой. Он так истосковался по русской зиме, что едва переступив порог родного дома (а это было летом), тут же мчится на Мурман – искать уцелевший снег. А потом, как одержимый, рисует родные северные пейзажи.

Друзья, которым он как-то показал свои картины, пришли в восторг и устроили ему выставку сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Публика заговорила о таланте Писахова – художника, а критики даже назвали его певцом северной природы. (Слайды 6–8 с картинами Писахова ).

Однако тяга к путешествиям звала художника в дорогу за новыми впечатлениями. Но душа не хотела расставаться с родным севером. И тогда Писахов отправляется путешествовать по северу. За несколько лет он исколесил всю Арктику: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Карское море… Ну и конечно, северные реки: Печора, Пинега, Онега, Мезень. Всюду, где бывал, Писахов старательно изучал быт и культуру, традиции и обряды, легенды и сказки.

В середине ХХ века С.Г.Писахов был в Архангельске самым популярным человеком. Не было в этом городе жителя, который бы не знал писателя в лицо. (Слайд 9 )

Почти двадцать пять лет преподавал Степан Григорьевич в школах Архангельска рисование, а для развлечения писал для своих учеников сказки. В 1932 году его сказки попадают в руки известного тогда писателя-сказочника Лазаря Лагина. Лагина сказки Писахова восхитили, и он помогает школьному учителю издать сборник его произведений, который Писахов назвал по заглавию одной из своих сказок «Не любо – не слушай…» (Слайд 10 )

Ученики часто спрашивали своего учителя, откуда он берет темы и сюжеты для своих сказок. Он всегда отвечал: «С натуры. Рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут» А потом признавался, что с детства слышал богатое северное словотворчество и что дед его, Левонтий, славился по всей Пинеге как искусный сказочник и балагур. В непогоду дед Левонтий мог целыми сутками развлекать охотников и рыбаков своими небылицами и небывальщинами.

Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда точно названо место действия – деревня Уйма. (Слайд 11 ) Главный герой его сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма, расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и весельчак Сеня Малина. (Слайд 12 ) У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все видел.

Похож писаховский сказитель на настоящего Сеню Малину? (Слайд 13 )

А живет Сеня Малина, как все поморские мужики, по его собственному выражению, «обнакновенно». И «жона» у него, как у всех, «справная», только «спорить с ней – зря время терять», и детей у него» семеро на лавке, пять – на печи».

Сеня Малина хорошо знает поморскую жизнь, в сердце у него восторг от красоты и богатства родного края. И был этот край «самолучшим в старо время». Малина уверен, что и поморские мужики были бы «первеющими богатеями», если бы не «злыдни проклятые – чиновники, урядники да попы»

Что из моего рассказа вы узнали о творчестве С.Г.Писахова? (Слайд 14 )

(Создавал сказки о поморской жизни; главный герой – обычный крестьянин; попы и чиновники – отрицательные герои; сказитель – весельчак и балагур Сеня Малина)

Наша задача – познакомившись поближе со сказками этого удивительного сказочника, определить, в чем же их своеобразие и оригинальность, и чем они связаны с народными традициями.

Давайте познакомимся со сказкой, которая вошла в сборник «Не любо – не слушай…». Сказка называется «Как поп работницу нанимал» (Слайды 15–25 )

Что напомнила вам эта сказка? («Сказку о попе и работнике его Балде» и бытовые народные сказки)

Чем же похожа эта сказка Писахова на бытовую русскую народную? (Герои и идея сказки очень близки к народным)

Но у сказки «Как поп работницу нанимал» есть автор, значит, она литературная.

Чем еще эта литературная сказка отличается от народной?

Следующая сказка называется «Морожены песни». Послушайте ее и определите, в чем ее своеобразие и имеет ли эта сказка связь с народными традициями.

Вывод:
– Чем необычна сказка? (Языком и сюжетом .)
– Чем необычен язык? (Насыщен диалектизмами, усеченными словами, пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой. )

– Итак, речь Сени Малины своеобразна и очаровательна. Она подчеркивает особенность сказки, ее самобытность. Этот художественный прием помогает автору создать оригинальное произведение. Писахов свои произведения назвал сказками, но сказки должны иметь традиционную сказочную композицию.

Найдите зачин и концовку в сказке «Морожены песни». (Тоже оригинальны. )

На чем строится сюжет в этой сказке? (На небылицах. )

Зачем врет Сеня Малина? (Для веселости: «смех в работе подмога и с едой пользителен». )

Вывод: В чем своеобразие этой сказки? (Слайд 26 )

Перед вами на столах еще три сказки С.Г.Писахова: «Не любо – не слушай…», «Своим жаром баню грею» и «Ледяной потолок над деревней».

Самостоятельно ознакомьтесь с их содержанием и сделайте вывод:

I вариант. В чем связь этих сказок Писахова с народными традициями.
II вариант.
В чем своеобразие этих сказок Писахова.

(Слайд 27 )

О чем же пишет Писахов? Какие темы он затрагивает? К какому виду сказок вы бы отнесли его произведения? (Нельзя отнести ни к одному из имеющихся видов сказок. Сказки Писахова и бытовые, и волшебные, и сатирические, и о животных. И все это одновременно. В них есть всё, кроме нечистой силы .)

Можем ли мы, северяне, утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина неправда? Значит, это правда? (В них преувеличение, т. е. гипербола .)

Что же прославляют и воспевают сказки Писахова? (Север, его красоту, трудолюбие и смекалку северных людей, которые умудрились даже белых медведей обучить работать .)

Какой еще прием, кроме гиперболы, использует сказочник? (Олицетворение «семга да палтусина сами в пироги заворачиваются». )

Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех произведений С.Г.Писахова?

Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно. Наверное, именно поэтому Сеня Малина так часто прибегает к словотворчеству, использует в своей речи многозначные слова и метафоры.

Писахов соединяет в речи Сени Малины народную, разговорную речь с литературной. У него получилось дополнительное средство художественной выразительности. Именно оно и придает сказкам Писахова ту яркость, необычность и очарование, которые и пленяют читателя.

Вывод. Своеобразие сказок Писахова. (Слайд 28 )

  1. Сюжет оригинален, строится на небылицах;
  2. Отсутствует волшебство;
  3. Gоложительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;
  4. Отрицательные герои – попы и чиновники;
  5. Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;
  6. Зачин и концовка, авторские, самобытные;
  7. В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки, усеченные формы слов);
  8. Применяет гиперболу и олицетворение.

Понравились вам сказки С.Г.Писахова?
Только печатаются они, к сожалению, небольшими тиражами, и найти их в продаже достаточно сложно. Наши ребята подготовили для вас инсценировки по сказкам Писахова «Модница» и «Поп и работник»
Какие сказки прозвучали сегодня на уроке? (Слайд 29 ) Какая из них вам понравилась больше всего? Чему учат сказки Писахова?


Муниципальное образовательное учреждение

«Лешуконская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока литературы в

«Сказки С.Г.Писахова».

Разработала:

Порошкина Лидия Леонидовна,

Учитель русского языка и литературы

с. Лешуконское

Цель: 1. Показать живую связь сказок С. Писахова с народными.

2. Помочь увидеть особенности языка писателя.

3. Определить нравственные основы сказок Писахова.

Литература:

Сказки С.Г. Писахова

«Литературный Север (книги для учащихся). Изд. ПГУ, 1995г.

Т.Г. Соловей «Сказки Степана Писахова». Ж. «Литература в школе», №9, 2003г. с.45.

Модели уроков по литературе в 5 – 11 кл. (национально – региональный компонент). Изд. Архангельск – 2001г., с.6 «Мастерство сказочника С.Писахова. Боровских Л.А.

Ж. «Северная Двина» с.28. (викторина).

Ход урока.

1.Чтение отрывка из стихотворения А.Яшина «Только на Родине».

Да, только здесь, на Севере моем,

Такие дали и такие зори,

Дрейфующие льдины в Белом море,

Игра сполохов на небе ночном.

Нехожеными кажутся леса,

Бездонными – озерные затоны,

Невиданными – каменные склоны.

Здесь, словно в сказке, каждая тропа

Вас к роднику выводит непременно,

Здесь каждая деревня так люба,

Как будто в ней красоты всей Вселенной.

Как вы думаете, почему урок о творчестве С.Г.Писахова мы начали этими строками? (Писахов любил Север и сказал об этом, но не стихами, а языком сказок).

Дома вы познакомились со сказками Степана Григорьевича Писахова – замечательного художника и сказочника, который еще полвека назад жил в Архангельске, на улице Поморской. Все в нем было самобытно и неповторимо: внешность (см. портрет), талант фантазера – завиралы, каких свет не видывал, и любовь, привязанность на всю жизнь – родной Север.

В молодости ему довелось два года путешествовать по странам Ближнего Востока, учиться в Риме и Париже. Север, Арктику Писахов изъездил вдоль и поперек. (см. репродукции картин Писахова). И мало кто так знал, так чувствовал родной край, его культуру и быт, его обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо – язык. Степан Писахов вспоминал: «Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко… Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову не приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. Вероятно, от него и унаследовал Писахов талант выдумщика. Он любил рассказывать свои сказки ученикам, которым преподавал в архангельских школах рисунок.

В 1928г. писатель в пригородной архангельской деревне Уйме встретил даровитого рассказчика небылиц Семена Кривоногова, по прозванию «Малина». (от него Писахов услышал, как тот «на корабле через Карпаты ездил» и «как собака Розка волков ловила», и был очарован его искусством. В память о нем писатель стал вести свои рассказы от имени Сени Малины, «чтя память безвестных северных сказителей».

Герой Писахова, как он сам, страстно любит родную землю, на которой столько чудес, сколько, пожалуй, на всей земле не сыщешь. Он расцвечивает д. Уйму вехами с солнечным светом, наполняет удивительным звучанием мороженных песен, заселяет ручными белыми медведями, торгующими молоком и папиросами, пингвинами – шарманщиками, заставляет в уйминских огородах цвести даже оглобли, а в холодных реках цвести апельсиновые деревья…

Сеня Малина постоянно предстает перед нами в окружении своих земляков. Его слушает вся деревня, и не только слушает, а и поддерживает его выдумки, пользуется ими. Сеня Малина потешает односельчан и сам доволен этим. За рассказами его – радость выдумки, принесшей пользу всем.

^ 2. Сказки Писахова и народные сказки. Сопоставительная беседа.

Литературная сказка родилась гораздо позже народной сказки.

Сказки Писахова похожи на народные. Чем? Обратите внимание на их названия. Как они соотносятся с видами сказок?

^ Сказки о животных у Писахова:

«Морожены волки», «Налим Малины», «Белы медведи», «Рыбы в раж вошли», «Собака Розка», «Чайка одолели».

Сказки бытовые:

«Письмо мордобитно», «Министр на охоте», «Наполеон», «Кабатчиха нарядилась», «С промыслом мимо чиновников».

А волшебные? Есть ли у Писахова в сказках волшебство? В чем особенность его сказок?

Особенности сказа Писахова «Не любо – не слушай»

^ 3. В 1924г. в сборнике «На Северной Двине» были напечатаны первые произведения С.Писахова – «Не любо – не слушай» и «Морожены песни».

Чтение учителем или подготовленным учеником сказки «Не любо – не слушай».

Наблюдения над текстом: «Про наш Архангельский край столько всякой неправды и напраслины говорят, что придумал я сказать все, как есть у нас»…

- «Придумал». Назовите синонимы этому слову.

На доске: придумал. Соврал, наплел, преувеличил.

- «Сказ с приемом вранья» (бывальщина и небывальщина). Найдите примеры этого в сказке «Не любо – не слушай».

А) «Льдины с моря гонят да дают в прокат, кому желательно» (небывальщина).

Б) «Ее на погребицу затаскивали – квас, пиво студили» (бывальщина). («Погребица» - верхняя часть погреба, слово «ледник» употребляется в речи жителей нашего района до сих пор). и т.п.

А как в литературоведении называют преувеличение?

Гипербола (индивидуальный ответ).

Приведите примеры гипербол из этой сказки?

(Двина в узком месте 35 верст, в широком – шире моря; льдине больше 100 лет; солнце в сутки – 50 раз обернется и т.д.).

Гипербола позволяет Писахову высказать свою любовь к Северу и выразить веру в силу, ум и будущее крестьянина – помора.

^ 4. Композиционные особенности сказок Писахова.

Какие композиционные элементы сказок вам знакомы?

Зачитайте зачины писаховских сказок. О чем в них говорится? (Зачины в сказках Писахова знакомят нас с обычаями северян, с особенностями северного края и его природы).

Зачитайте концовки. Чем они необычны?

В концовках Писахов восхваляет русского человека за доброту, красоту, прославляет смекалку, мудрость северян.

^ Язык сказок Писахова. Работа над словом.

Что еще необычного вы заметили в сказках Писахова? Каков их язык?.

Поговорки и пословицы. Зачитайте. В чем их особенность?

«Морожены песни»: «Да ведь слово не воробей, выпустишь – не поймаешь, а песня, что соловей, прозвенит – и вся тут».

«Песня делам не мешает» и т.п.

Вывод: Поговорки и пословицы тоже северные, в них – мудрость и острота речи северян.

Писахов использует язык архангельской говори, диалектные слова. (На доске значение слова «диалект». Индивидуальный ответ)

Приведите примеры диалектных слов.

Пешня – лом с деревянной ручкой.

Шаньга – лепешка. («Не любо – не слушай», «Северное сияние»).

Подволока – чердак («Морожены песни»).

Обрадели – образовались, посулила – пообещала («Уйма…)

Фонетические диалектные изменения (пояснение учителя).

(Жена – жона, ребята – робята, когда – Ковды и т.п.).

Грамматические изменения (во всех частях слова) гуляет – гулят; начнут – учнут; любимый – любой и т.п.

Вывод: Рождались сказки Писахова в гуще народного словотворчества. Поэтому в них звучит живая и чистая северная речь, очень выразительная и яркая.

Инсценирование.

Писахова можно назвать «словесным колдуном». А легко ли пересказывать и инсценировать писаховскую сказку?

(нет, т.к. это монолог).

Инсценирование сказки «Как поп работницу нанимал» или отрывок из сказки «Перепилиха».

Чья игра понравилась? Почему?

^ Викторина по сказкам С.Г.Писахова.

I. Узнайте героя и назовите сказку Писахова

«Терпеть ненавижу в лодках ездить, как все, и как антиресно по реке самоходом гулять наособицу». (Франтиха из сказки «Апельсин).

«Сама перестарок, а идет фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у нее такой пронзительной силы, что страсть. Со всего голосу вздвигнула! И столь пронзительно, что медведя насквозь проткнула и наповал убила голосом». (Перепелиха из ск. «Перепилиха»).

«Толще меня никого нет, про меня все говорят: шире масленицы. Я и буду кормой». (Попадья из сказки «На Уйме кругом света»).

«… Малой колокол с соборной колокольни стащила, повесила под юбку, идет, каблуками вызванивает, пнет в колокол – очень звонко, громко!» (Протопопиха – франтиха из сказки «Громка люда»).

Что плели девки из мороженых песен? (Кружева)

Чем ловил Малина рыбу в сказке «Баня в море» (Шайкой).

Как зовут попа в сказке Писахова? (Сиволдай).

Что такое кислы шти? (Квас бутылочный).

Кличка собаки Сени Малины? (Розка)

Что прицепил Сеня Малина в юбочны складки модницы – франтихи? (Свисток визжачий).

III. В каких сказках встречаются эти пословицы, поговорки, изречения?

«Один в поле не воин, один в море не хорянн» (Ск. «Сплю у моря»).

«Не плачь – потерял, не радуйся – нашел» (Ск. «На Уйме кругом света»).

«Не любо – не слушай». (Ск. «Звездный дождь»).

«Артельный горшок на варке кипит, артельна печка жарче греет» (Ск. «Гуси»).

«куру не накормишь, девку не оденешь, девкам сколь хошь обнов – все мало» (Ск. «Снежны вехи»).

Награждение победителей (по возможности книгой Писахова или оценкой). Итоги урока.

Домашнее задание. 1.Пересказать отрывок из сказки близко к тексту, сохраняя художественные особенности сказок. 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившееся сказке.

Задание на выбор.


Введение 3

1.Биография писателя: 4

1.1.Детские годы 4

1.2.Самостоятельная жизнь 5

2.Творчество Степана Григорьевича 6

3.Личность писателя 9

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

Степан Григорьевич Писахов - публицист, художник, писатель, педагог, путешественник, этнограф, исследователь.

Талант Писахова С.Г. как художника-пейзажиста раскрылся в изображении Севера, ему удалось создать особый образ природы архангельского края, его белых ночей. Писаховские сосенки на берегу Белого моря стали такими же нарицательными, как березки Левитана. Своё немалое наследие — около 300 работ — Писахов завещал родному городу.

В литературу Степан Григорьевич вошёл как сказочник. По определению писателя и нашего земляка Фёдора Абрамова, Степан Григорьевич — один из великих сказочников мира. В сказках отразилось удивительное знание быта, традиций, нравов поморов. Проникнутые искрометным народным юмором и неуемной фантазией, передающие живую северную речь, сказки стали известны советскому читателю 30-е годы.

Жизнь и творчество Степана Писахова были тесно связаны с Севером. До глубокой старости он сохранил охоту к перемене мест, но, посетив в молодые годы восточные страны и побывав на Западе, он ощутил огромную привязанность именно к северному краю. Занимаясь исследованием Севера, Степан Писахов досконально изучил быт, обряды и предания северян и не переставал восхищаться мастерством народных умельцев. Истинное признание в первую очередь Писахов завоевал в родном городе. Он славился добротой и отзывчивостью, взрослые и дети узнавали на улицах знаменитого сказочника, благодаря его довольно колоритной внешности. В то же время писатель был остр на язык, и уж крепко доставалось тем, кого он не любил. Но он щедро делился своими богатейшими знаниями о Севере с интересующимися людьми, среди которых были и писатели, и журналисты, и актеры, и ученые, и исследователи.

1. Биография писателя

1.1. Детские годы

Степан Григорьевич родился 25 октября 1879 г. в г. Архангельске. Родился в Архангельске в семье ремесленника — ювелира и гравера. Окончил городское училище в Архангельске, затем учился в художественном училище барона Штиглица в Петербурге. По материнской линии Писахов происходил из д. Труфанова Гора на р. Пинеге. Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональный сказочник, с детства будущий писатель жил среди богатого северного словотворчества. Поэтому для него органично стремление вернуть литературе исконный лад стародавней русской речи. Ее истоки отыскивались в подлинных записях сказок, песен, пословиц, и не только в записях, а прежде всего в их еще живом в ту пору звучании.

Отец Степана Год Пейсах, мещанин Шкловского общества Могилёвской губернии, принял православие и стал Григорием Михайловичем Пейсаховым. Отчество Михайлович он получил от крёстного отца — архангельского мещанина Михаила Прохорова. Здесь он женился, записался в купеческую гильдию. Ирина Ивановна, мать Писахова, была дочерью писаря конторы над Архангельским портом Ивана Романовича Милюкова и его жены Хионии Васильевны. Хиония Васильевна была староверкой, «строга и правильна в вере». Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональным сказочником-рассказчиком.

Согласно материалам Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, в семье 49-летнего купца были жена Ирина Ивановна, 45 лет, сын Степан 17 лет и дочери Таисья, Серафима и Евпраксинья, соответственно 18, 13 и 11 лет. Своё основное занятие купец определил как «Золотых и серебряных дел мастерство», а побочное — «торговля разными хозяйственными принадлежностями». Это означало, что Григорий Михайлович имел ювелирную мастерскую и небольшой магазин. В семье купца работали три человека прислуги: экономка, кучер и кухарка. Кроме того, Григорий Писахов содержал подмастерье и одного ученика.

Душа художника и сказочника Степана Писахова формировалась под влиянием двух противоположных стихий: материнской старообрядческой веры и отцовской жаждой практического устроения на земле. Рос мальчик в атмосфере староверческих правил жизни. Знакомство с песнями, псалмами и духовными стихами, народной поэзией давало уму особое направление. Не удивительно, что герой Писахова может передвигать реки, ловить ветер. О причастности своей к «роду староверскому» Писахов никогда не забывал и в знак уважения к религиозным воззрениям своих предков написал с натуры этюд, а затем картину «Место сожжения протопопа Аввакума в Пустозёрске».

1.2. Самостоятельная жизнь

В гимназию Писахов не попал (по возрасту), окончил всего лишь городское училище и то с запозданием. Бегство и странничество виделось ему единственным выходом из тисков домашней жизни, и после окончания городского училища в 1899 году он устремляется вначале на Соловки, потом поступил на лесозавод рубщиком («заработал за лето 50 руб.»). Потом — Казань, попытка поступить в художественную школу. Попытка оказалась неудачной, в 1902 г. он уезжает в Петербург и поступает в художественное училище барона Штиглица (училище технического рисования и прикладного искусства). Наиболее способные ученики могли получить дополнительную подготовку по станковой живописи и ваянию. Преподаватели высоко оценили дарование Писахова, и он несколько лет занимался живописью под руководством академика Александра Новоскольцева.

Отец, смирившись с желанием сына выучиться на художника, деньги из Архангельска посылал, но немного, всего десять рублей в месяц. На получаемые из дома ежемесячные 10 рублей Писахов на протяжении 3-х лет влачит полуголодное существование, овладевая в училище профессией учителя рисования и художника-прикладника, а на занятиях в частных школах — живописью. О трудностях, которые он пережил в Петербурге, можно судить по названию воспоминаний, которые не завершил: «Ненаписанная книга. Голодная Академия». Но Писахов не унывал: много читал, ходил в музеи и театр.

Революционные события 1905 года не миновали и Писахова. За речь, произнесенную им против самодержавия, Писахов, не закончивший курс обучения, из училища был исключён. Ему было запрещено учиться в России, а на учёбу за границей были нужны деньги. Не имея на руках диплома о праве занятия учительской должности (аттестат был выдан в 1936 году), лишённый всяческих источников существования, Писахов готов признать ошибочным свой выбор пути художника.

Первая мировая война прервала художественную деятельность Писахова. В 1915 г. он был призван в армию, служил ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 г. был переведен в Кронштадт. Здесь его застала февральская революция. С первых дней работал в Кронштадтском Совете рабочих и солдатских депутатов, оформлял первомайскую демонстрацию (1917 г.), выступал с докладами перед солдатами и матросами.
После демобилизации 1918 г. вернулся в Архангельск. Заряд творческой энергии, от рождения заложенный в Писахове, был столь велик, что одного увлечения живописью уже казалось недостаточно для полного выражения индивидуальности. Писахов берется за перо. Впервые записывать свои рассказы Писахов стал ещё до революции по совету И.И. Ясинского - писателя, журналиста, известного как редактор журналов "Беседа" и "Новое слово". Тогда эта попытка закончилась неудачей. Теперь Писахов решил попробовать свои силы в жанре очерков ("Самоедская сказка" и "Сон в Новгороде"), где воссоздает портреты современников. Оба эти очерка были опубликованы в архангельской газете "Северное утро", которая издавалась поэтом-суриковцем и журналистом М.Л. Леоновым. В мае 1918 г. последовал арест М.Л. Леонова и закрытие газеты. Эти события не могли не вызвать у местной интеллигенции чувство внутреннего протеста.
В июне 1918 в Архангельске открывается персональная выставка Писахова. А 2 августа в Архангельск вошли интервенты. "Население встречало с энтузиазмом проходившие части". (Из воспоминаний С. Добровольского, возглавлявшего в те годы военно-судебное ведомство Северной области). В числе народа, стоявшего на парадной пристани Архангельского порта, был и С.Г. Писахов. В то время он желал видеть в городе не диктатуру большевиков, а объединение всех демократических сил.
На первых порах интервенты пытались заигрывать с население, представляя себя защитниками демократии. Временное правительство Северной области терпимо относилось к творческой интеллигенции, яркими представителями которой были Л. Леонов, Б. Шергиным и С.Писахов. Они имели возможность устраивать выставки картин, публиковались в газетах, выпустили сборник "На Севере дальнем". Все трое не подозревали, что ситуация может резко измениться и их творческая активность будет расценена как пособничество "белым". В ночь на 19 февраля 1920 г. в Архангельск вступили части Красной Армии. Л. Леонов сразу же покинул Архангельск, перебрался на юг России; Б. Шергина пригласили в Москву в Институт детского чтения; Писахов же не в силах был покинуть родной дом и любимый Север. Он чувствовал, что Архангельск, особенности родного края делают его личностью, именно творческой личностью. Больше всего на свете он любил этот свой дом. Ему оставалось только одно - найти форму поведения, позволившую бы выжить и сохранить творческое лицо в условиях власти, которая никогда ничего не забывала и не прощала. Но через много лет, когда он был уже известным сказочником и художником, нашлись все же люди, которые из зависти или по другой какой причине стали писать пасквили во все инстанции и способствовали тому, чтобы "белогвардейское" прошлое прочно укрепилось за Писаховым.
Тогда, в 1920-м, после освобождения Архангельска войсками Красной Армии Писахов начинает активно работать. В 1920 - 1921 гг. он подготовил 5 своих выставок. Губисполком поручает ему приведение в порядок музеев Архангельска. По заданию московского Музея Революции делает зарисовки мест боев с интервентами на Севере, а для Русского музея - зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге. Осенью 1920 г. участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру.
В 1923 г. Писахов ведет сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве.
В 1927 г. его картина "Памятник жертвам интервенции на о. Иоканьга" занимала центральное место на всесоюзной выставке "10 лет Октября", за неё он был премирован персональной выставкой, состоявшейся через год в Москве. Две его картины были приобретены ВЦИКом и помещены в кабинете М.И. Калинина.

2. Творчество Степана Григорьевича

В 1910 году в Архангельске проходила выставка «Русский Север». Писахов принял самое активное участие в организации её художественного отдела и выставил более двухсот своих картин. 60 работ Писахова были представлены на Царскосельской юбилейной выставке 1911 года, посвященной 200-летию Царского Села. В 1912 году за участие в выставке «Север в картинках» в Петербурге он получил Большую серебряную медаль. Его картины экспонируются на «Выставке трёх» (Якова Бельзена, Степана Писахова, Иеронима Ясинского) в Петербурге в 1914 году.

Глубокий знаток народных легенд и преданий Степан Григорьевич Писахов (1879-1960) вошел в русскую литературу как автор удивительных, исполненных искрометным юмором сказок, написанных сочным, подлинно народным языком. Однако большая часть его жизни была отдана другому искусству - живописи.

Рисовать Писахов начал еще в раннем детстве. Против воли отца уехал в Петербург, где проучился полтора года вольнослушателем в Училище технического рисования барона Штиглица. За участие в студенческих волнениях 1905 года был исключен из училища. Затем два года посещал частную студию Я.С. Гольдблата. 1906-1910 годы - время заграничных путешествий Степана Григорьевича. Он побывал в Египте, Палестине, Турции, Греции, Италии, Франции, Германии. В своих автобиографиях Писахов сообщал, что занимался у итальянских мастеров, выставлялся в Академии св. Луки в Риме, совершенствовал свое мастерство в Свободной академии в Париже. Таким образом, он был знаком с художественной жизнью Петербурга и европейских культурных центров. Но каждый год возвращался на Север, и именно Север сделал из него художника. Степану Григорьевичу удалось сказать свое слово, отметить то особое, неповторимое, что присуще только этому уголку земли.

В творчестве Писахова Русский Север характернее всего отражен в беломорских пейзажах, большинство из которых было написано на Кий-острове близ Онеги, куда художник выезжал в 1910-е годы почти ежегодно на несколько месяцев. Бывал он там и позднее, в конце сороковых годов, будучи уже в преклонном возрасте. Однако особый, неповторимый образ Севера был найден в годы его молодости.

На первый взгляд может показаться, что пейзажи Писахова однообразны. Это всегда море, скалистый берег и тонкие, словно безжизненные сосны, среди которых выделяется одна - высокая и сильная. Возможно именно потому, что Писахов в разное время года, суток, в разные годы жизни так часто повторял один и тот же мотив, он и сумел создать запоминающийся образ северного пейзажа, который часто называли «писаховские сосенки».

Зимние пейзажи Писахова создают особенно лиричный образ серебристой русской зимы, как на картине «Туман надвигается» (1911). Художник лепит форму пастозным мазком, живописно передавая характер гнущихся под тяжестью снега ветвей. Работа сдержанна по цвету, красочная гармония картины основана на сочетании холодных, сероватых оттенков снега с жемчужным небом. Наиболее полно Писахов выразил свое личное отношение к образу Севера в изображении белых ночей. Один из лучших своих пейзажей художник написал еще в 1909 году на Кий-острове - «Берег Белого моря. Восход солнца». С удивительной точностью он передал строгие краски скупого северного цветения. Бледно-голубой цвет моря переходит на горизонте в нежно-розовый цвет зари на белесом небе. И на этом фоне стройные сосны с тонким кружевным рисунком ветвей, как черные клавиши, рождают звонкие и чистые звуки, тающие в тишине белой ночи.

С конца ХХ века Архангельский Север привлекал многих русских художников. В Архангельске побывали К.А. Коровин, В.А. Серов, В.В. Переплетчиков, С.А. Виноградов, В.П. Верещагин, П.П. Кончаловский. Почти все они писали Северную Двину. Двинские пейзажи Писахова по мастерству не уступают работам этих именитых художников. Работа «Парусники у Рыбной пристани» (1912) - одна из самых ярких в творчестве Степана Григорьевича. Здесь Писахов показал мастерское владение кистью, смелость игры пастозных мазков, что делает его поиски близкими традициям импрессионизма. Фантазия художника порой подсказывала и причудливые образы. Так было в конце 1910-х годов, когда он пишет в смешанной технике акварели и масляных красок серию «Сны». На картинах тянутся кверху сказочные деревья с гибкими стволами. И не сразу угадаешь, что это плывет над водой: причудливое облако или крона дерева? Особенно завораживают деревянные церковки, «путь к которым потерян». Кружевные тонкие линии пробегающих волн омывают небольшую часовенку, порождая ассоциации с образом града Китежа. Невольно вспоминаются и работы Микалоюса Чюрлениса. И хотя Писахов в своих письмах никогда не упоминает это имя, думаю, что он был знаком с творчеством литовского художника, ставшего в эти годы известным зрителям своими выставками в Петербурге и Москве. И в зрелые годы, когда Писахов становится знаменитым сказочником, он продолжает работу над изображением природы Новой Земли. Фантазия художника подсказывает ему мощные образы неведомых существ, неведомых исполинских чудовищ. Камни на мысе Желания превращаются то в груду застывших животных, то в великанов с шапкой густых волос и бородой. Иногда художник пытается отобразить и то новое, что вошло в жизнь советской Арктики: радиостанции на Новой Земле, памятник Ленину на мысе Желания. Но в художественном отношении новоземельские пейзажи Писахова 1930-х годов слабее его ранних работ. Однако есть одна картина, которая могла бы стать символом освоения советским человеком просторов Крайнего Севера - «Советская Арктика. Бухта Смидовича» (1930-е гг.).

Первое серьезное участие Писахова в выставочной деятельности состоялось в 1910 году в Архангельске на выставке «Русский Север», где художник показал зрителям около 200 работ. В следующем году он принял участие в одной из самых значительных российских выставок того времени - Царскосельской юбилейной выставке, посвященной 200-летию Царского Села, где в трех павильонах экспонировалось 60 его работ. В конце 1911 года состоялась выставка Морских изданий и видов в Музее новейших изобретений в Санкт-Петербурге, на которой художник получил Большую серебряную медаль за изображение Русского Севера. В своих автобиографиях и письмах Писахов неоднократно упоминал о том, что его работа «Сосна, победившая бури» понравилась И.Е. Репину, который приглашал Степана Григорьевича работать в свою мастерскую. Скорее всего это было в Царском Селе, когда Репин работал над картиной «А.С. Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года».

Жизнь художника была очень непростой. Поддержанный успешным выступлением на петербургских выставках, Писахов был полон творческих планов. Он участвовал в многочисленных северных экспедициях, в 1918 году организовал выставку в Архангельске. Осуществлять все эти проекты было непросто в условиях военного времени, интервенции на Севере, постоянной борьбы за выживание (Писахов работал учителем рисования в школе; постоянная нужда усугублялась недоброжелательством местного начальства, отсутствием пенсии).

3. Личность писателя

Писахов был чрезвычайно интересной личностью. Он создавал не только сказки и картины, но и свой собственный образ - чудаковатый старик, выдумщик и мечтатель, человек со странностями, «Мюнхгаузена из деревни Уйма» (как его в 30-е годы назвали в журнале «30 дней»). И тем самым сохранил за собой право на озорство и непосредственность в словах и делах. Он был достопримечательностью Архангельска. Когда маленький человек с седой бородой и в шляпе шел по улицам Архангельска, все прохожие оборачивались и смотрели ему вслед. Дети воспринимали Степана Григорьевича как живого персонажа из сказки. Знаменитые литераторы, приезжая в этот город, непременно заходили в деревянный двухэтажный дом на улице Поморской, в котором жил писатель.

За несколько дней до своего 70-летнего юбилея Писахов получил предложение от музея Арктического института продать записи, черновики, зарисовки, а также все картины, которые он хранил у себя дома. «Очень похоже это предложение на похоронную, - писал Писахов Владимиру Лидину. - Взялся за перо, переписал часть начатого, взял кисти - слушаются… Еще «надежды питают». Авось, и повернется хорошее ко мне». Через несколько лет в письмах Писахова стали появляться мысли о встрече грядущего 2000 года. «Я еще надеюсь послать Вам новогодний привет не по телеграфу, а по радио - радиопосылкой с полярными цветами в 2000-м,1 января, с Новым Тысячелетием, - писал он тому же Лидину в июле 1959 года. - Привет пошлю Вам с внуками, с правнуками. И дожить-то всего осталось 41 год!» За шутливыми строчками в письмах Степана Григорьевича прочитывается опасение, что его забудут. Он так хотел, чтобы родной город помнил его, всегда подчеркивал, что в Архангельске его знают, что достаточно написать на конверте «Архангельск - Писахову», и письмо непременно дойдет до адресата.

Писахов предстает перед читателями как живой. Но удивительно, что никто не описал его молодым. Даже писатель Илья Бражнин, который уехал из Архангельска в 1922 году, пишет, что Писахов уже тогда «был живой исторической достопримечательностью Архангельска». А «исторической достопримечательности» было сорок три года. И Борис Пономарёв, журналист, историк северной литературы, который был знаком с Писаховым более четверти века, признавался, что помнит его только таким. Все как будто забыли, каким Писахов был до революции. А ведь тогда это был невысокого роста крепкий и здоровый мужчина, выглядевший моложе своего возраста, всегда чисто выбритый и опрятно одетый. Учёба в Петербурге, знакомство с художественными коллекциями России, Франции, Италии, богатейшие впечатления от путешествий по Средней Азии и арабскому Востоку — всё это вылепило фигуру яркого, образованного, умного и наблюдательного интеллигента. К 1922 году Писахов резко меняет свой облик, манеру поведения, стиль общения с окружающими. Он надевает карнавальную маску бахаря-сказочника: отращивает бороду, появляется на людях в поношенной одежде и старомодной шляпе, осваивает лексику простонародья. Кроме того, за стариковской внешностью легче было спрятать бедность, от которой он страдал смолоду, скрыть стеснительность, неровности характера, иногда чересчур вспыльчивого. Он выбрал образ старика, чудака, человека со странностями и тем самым сохранил за собой право на озорство, непосредственность в словах и делах.

Заключение

Судьба Писахова с юности была как-то очень уж хитро закручена и изобиловала неожиданными поворотами.
Писахова, как говорится, понесло, явно не туда. То ли смешение северной и еврейской крови тому виной, то ли подействовали на юношу белые ночи и северные сияния, но задумал Писахов стать художником. Отец, был, конечно, против, да и какой нормальный еврей одобрил бы занятие живописью! Торговля, вот настоящее занятие для еврейского юноши!
Обычный еврейский юноша, может быть, и послушался бы своего отца, но, перефразируя Иосифа Виссарионовича, можно сказать, что еврей-северянин, это штука посильнее, чем «Фауст» Гёте.

Писахов уехал из Архангельска, и три года его носило по России. Соловки, Казань, наконец, Санкт-Петербург, где он поступил в училище барона Штиглица, то, что находится в Соляном переулке.

Список использованной литературы

  1. Не любо — не слушай /на Северной Двине: Сборник / Архангельскоеобщество краеведения. Архангельск, 1924.- С.74-80
  2. Русские советские писатели-прозаики: библиографический указатель, Т.3 - Л., 1964.-.- С.600-606
  3. Степан Григорьевич Писахов: биографический очерк/ под ред. Сахарного Н.Л. - Архангельск, 1959
  4. Буйство писаховской фантазии /под ред. Пономарева Б. С. Литературный Архангельск.- Архангельск, 1982
  5. Галимов Ш. Волшебник слова /Беломорье.- М., 1984
  6. Сказочная традиция в литературе Севера /История и культура Архангельского Севера в годы Советской власти: межвузовский сборник научного труда - Вологда, 1985
  7. Пономарева И.Б. Главы из жизни Степана Писахова /под ред.Л.И. Левина - Архангельск, 2005