Лувр: история и коллекции. Национальный художественный музей лувр в париже

Национальный музей Франции Лувр (Louvre) — один из крупнейших и знаменитых художественных музеев в мире. Он расположен в центре Парижа на правом берегу Сены. На площади 60,6 тысячи квадратных метров выставлены около 35 тысяч экспонатов .

Коллекции музея занимают большой комплекс зданий, строительство которых осуществлялось в течение восьми веков. Начало было положено королем Филиппом II Августом (годы правления 1180-1223), по приказу которого была построена крепость, защищавшая подступы к острову Ситэ, где тогда находится центр Парижа. За цитаделью закрепилось название Лувр, возможно потому, что в этой местности издавна водилось много волков , и ее называли "волчье место" - Лувения.

Замок размером 78 на 72 метра был построен в 1190 году. Крепость была окружена рвом. По углам и в центре располагались круглые башни , самая высокая из них - центральная башня составила 30 метров в высоту и 15 метров в диаметре.

Король Карл V (годы правления 1364-1380) сделал Лувр своей резиденцией, в связи этим замок был расширен и переделан.

В 1541 году, при Франциске I, это здание было разобрано, и на его месте в 1546-1574 годах по проекту известного архитектора французского Возрождения Пьера Леско создано одно из лучших сооружений эпохи. В 1578 году, в связи с предпринятым Екатериной Медичи строительством дворца Тюильри, было начато строительство галереи, соединившей Лувр с новым дворцом. С 1595 года начались работы по надстройке этой первоначально одноэтажной галереи. С 1624 года по проекту архитектора Жака Лемерсье создается композиция замкнутого прямоугольника "Старого Лувра", заключающего квадрат внутреннего двора. Работы Лемерсье были продолжены Луи Лево и Клодом Перро, построившими колоннаду восточного фасада, часть южного фасада.

С 1674 года Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены. С 1672 года в королевском дворце размещались Королевская академия живописи и скульптуры и созданная в 1671 году Королевская академия архитектуры. С этого же времени в южной галерее формируется собрание картин. Хранителем картинной галереи был назначен "первый живописец короля" Шарль Лебрен. С 1737 года в одном из залов Лувра - Квадратном салоне стали проводить большие художественные выставки.

С началом французской революции в 1789 году Лувр использовали для национальных собраний.

10 августа 1793 года в Большой галерее открылась выставка картин, конфискованных революционерами у аристократии, и Лувр стал общедоступным музеем.

В годы Первой империи архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен надстроили второй этаж в южном и северном крыльях Квадратного двора, продлили северную галерею, замкнув площадь Карузель, и возвели в ее центре триумфальную арку в честь военных побед императора Наполеона.

При Наполеоне Бонапарте художественные собрания Лувра особенно интенсивно пополнялись, большая часть из них была захвачена во время войн, некоторые произведения искусства император покупал. По замыслу Бонапарта, "Музей Наполеона" должен был превзойти все художественные собрания в мире. В результате Египетского похода Бонапарта (1798-1799) значительно расширился отдел древностей музея.

После падения Наполеона многие похищенные произведения искусства пришлось вернуть. После реквизиций 1815 года Лувр несколько опустел, но его собрание значительно пополнилось в 1817 году за счет перенесения в его залы экспонатов ликвидированного Музея французских памятников.

В 1939 году с началом Второй мировой войны коллекции музея были эвакуированы. Лувр вновь открылся в сентябре 1940 года.

В 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран подписал проект "Большой Лувр", по которому музею отдавались все помещения бывшего дворца. Для этого министерство финансов, размещавшееся в крыле Ришелье, переехало в новые помещения . Корпус Ришелье, выходящий на улицу Риволи, по новому проекту, был капитально перестроен, а в двух внутренних дворах, перекрытых стеклянными куполами, разместились произведения скульптуры из королевских парков Версаль и Марли.

В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д"Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала, построенного в 1900 годах. Сюда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 года по 1914 год.

В 1989 году американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей при участии французских мастеров Мишель Макари и Жана Мишеля Вильмота соорудил в центре двора Наполеона стеклянную пирамиду, контрастирующую с историческим сооружением. Под пирамидой был открыт новый главный вход в музей, где разместились рекреации, магазины, лекторий, служебные помещения.

В Лувре представлены произведения западноевропейского искусства от средних веков до 1848 года, древние цивилизации. Коллекции разделены на несколько отделов: живопись, графика, скульптура, египетские древности, греческие, этрусские и римские древности, восточные древности,

Экспозиция Лувра огромна. Здесь можно увидеть произведения Древнего Египта и Месопотамии: статую писца Каи, крылатых быков из Хорсабада и ассирийские рельефы. Из шедевров античной скульптуры - архаическую статую Геры Самосской, фрагмент фриза Парфенона, статуи Боргезского бойца, Венеры Милосской и Ники Самофракийской. В разделе скульптуры хранятся фигуры "Рабов" Микеланжело, произведения французского Средневековья и "Нимфа Фонтенбло" работы Бенвенуто Челлини. В экспозиции живописи - картины Жана Клуэ, Жана Антуана Ватто, Жака Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа и др. Итальянская школа представлена картинами Паоло Уччелло, Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи. Самая ценная часть коллекции итальянской живописи в Лувре - пять картин Леонардо да Винчи, в том числе знаменитая "Джоконда". Это самое большое в мире собрание живописных произведений великого художника. На втором этаже корпуса Ришелье воссоздана Галерея Медичи, где размещены 24 полотна Питера Пауля Рубенса.

В специальных разделах демонстрируются произведения декоративного и прикладного искусства: шпалеры, эмали, мебель, изделия из золота и слоновой кости, бронзы, фаянса и фарфора.

В сентябре 2012 года в Лувре в новых галереях на площади пять тысяч квадратных метров открылся отдел, посвященный исламскому искусству. Здесь размещено около трех тысяч экспонатов, исламского мира от Испании до Индии с VIII по XIX век.

4 декабря 2012 года в рамках проекта "Большой Лувр" был открыт первый филиал Лувра - Лувр Ланс, расположенный в северном городке Франции на площади около 20 гектаров. Основной комплекс музея включает пять соединенных между собой корпусов, в том числе галерею для временных выставок площадью 1,7 тысячи квадратных метров и театр на 300 мест. Здания, сделанные из стекла, алюминия и бетона были спроектированы японским архитектурным бюро Sanaa. Первая специальная выставка, посвященная эпохе Возрождения, включила 250 работ, в том числе полотно Леонардо да Винчи. В музее в Лансе работает полупостоянная выставка "Галерея времени", на которой представлены более 200 произведений, отобранных из каждого раздела собраний Лувра, начиная от древних образцов клинописи до Делакруа.

В 2015 году Лувра в ОАЭ — "Лувр Абу Даби", расположенный на острове Ас Саадият в пригороде эмиратской столицы. В 2013 году музей показал публике экспонаты, уже приобретенные правительством Абу Даби для будущей экспозиции.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Лувр, впрочем как и прилегающая к нему - являются символами Франции и ее столицы. Это не только самый посещаемый, но и самый крупный музей в мире. Несмотря на то, что под музей отведено только два нижних этажа, его невозможно обойти за один день - потребуется минимум неделя, чтобы в темпе и без остановок просмотреть все экспонаты.

Универсальный художественный музей - именно так можно охарактеризовать Лувр. Здесь собраны картины, скульптуры, ювелирные украшения, останки керамических изделий, словом всё то, что несет ценность для потомков, то есть нас, за долгие тысячелетия до нашего рождения.

Где находится Лувр

Лувр расположен в первом округе Парижа, то есть в самом центре. Попасть в него можно с улицы или со станции метро Louvre — Rivoli (1 ветка). на карте.

График работы Лувра

Вторник — выходной. В остальные дни с 9:00 до 18:00.
В среду и пятницу время работы продлевается до 21:45.
Лувр работает 24 декабря и 31 января с 9:00 до 17:00.
Лувр закрыт в эти дни: 25 декабря, 1 января, 1 мая.

Билеты в Лувр

Цена билета составляет 15 евро. Расчитываться можно как наличными, так и банковской картой.

Бесплатный вход в Лувр гарантирован (при предъявлении подтверждающих документов):

  • Лицам до 18 лет;
  • Лицам до 25 лет, проживающим на территории ЕС, Исландии, Норвегии и Лихтенштейна;
  • Преподователям искусства, истории искусства и прикладного искусства;
  • Художникам — членам французского Дома художника, или членам AIAP.
  • Владельцам карт ICOM или ICOMOS;
  • Безработным и получающим пособия в течение последних 6 месяцев;
  • Людям с ограниченными возможностями и их сопровождающим;

В период с октября по март каждое первое воскресение месяца всем предоставляется возможность посетить Лувр бесплатно!
Каждую пятницу с 18:00 и до 21:45 лицам до 26 лет — вход бесплатный.
В день взятия Бастилии — 14 июля — вход бесплатный.

В Лувр без очереди

Попасть в Лувр можно несколькими способами.

Первый вариант - простоять в очереди в центральный вход у пирамиды Лувра.

Второй способ - купить билет заранее и направиться к отдельному входу, который расположен напротив Пирамиды (в проходе к Пале-Роялю) по направлению к улице Риволи.

И, третий, самый быстрый способ - приобрести билеты в торговый центре и по указателям попасть в музей.

  • (цена: 170.00 €, 2 часа)
  • (цена: 27.00 €, 10 часов)
  • (цена: 35.00 €, 2 часа)

Прогулка по Лувру

Неудивительно, что сюда собираются все те, кому не безразлична история, искусство. Средняя годовая посещаемость составляет 10 миллионов посетителей! Поскольку экспозиции распространяются на площади около 60 тысяч квадратных метров (только вдумайтесь!) планировать визит необходимо заранее. Необходимо определить для себя интересную область, добыть поэтажную карту Лувра (бесплатно выдают на входе, можно и ), спланировать каждый свой шаг и расчитать время пребывания у каждого экспоната, чтобы не получилось так, что из всего раздела вы увидели только треть, потому что надолго задержались у нескольких экспонатов. И, конечно, смиритесь с тем, что увидеть весь Лувр за один раз у вас не получится. Даже если вы выделите 10 часов, у вас будет меньше секунды на просмотр каждого эспоната.

Коллекция Лувра

Специально для вас мы описали все экспозиции.

Не смотря на то, что в стенах Лувра соблюдается хронология и тематический ряд, имеются некоторые исключения. К примеру, коллекции подаренные Лувру выставляются в полном составе, поэтому некоторые картины будут расбросаны по нескольким экспозициям.

Экспозиция Лувра

Настоящей сокровищницей, где в бесчисленных галереях хранятся тысячи бесценных шедевров, является парижский Лувр. Произведений искусств так много, что целого дня не хватит на осмотр всех достопримечательностей.

Богатейшие коллекции Лувра, включающие в себя шедевры мирового искусства разных эпох, познакомят посетителей с выдающимися творениями многих цивилизаций и культур.

Древний Восток — Antiquités orientales

Образованный в 1881 году, этот отдел хранит в себе богатейшее собрание памятников и предметов из золота, серебра, бронзы и глины, которые являются отражением культуры древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Все представленные здесь экспонаты создавались разными народами на протяжении нескольких тысячелетий до нашей эры. Самый старейший из них датируется 6 000 годом до рождества Христова.


Коллекция охватывает три географических региона:

  • Месопотамию (царства Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии)
  • Иран (Сузы, Иранское плато, территории по восточной границе Ирана)
  • Левант (Сирийско-Палестинское побережье, Кипр)

Первые экспонаты этой коллекции появились в Лувре в 1847 году по инициативе консула Поля Эмиля Бота, который в ходе исследовательской экспедиции нашёл в столице Ассирии Хорсабаде древние памятники из царского дворца Саргона II.

К свидетельствам культурных традиций Месопотамии относятся первые письмена, найденные во время археологических раскопок, в которых содержатся описания религии, общественно-политической жизни и войн того периода. Они представляют собой уникальные образцы древневосточной клинописи, где вместо букв использовались пиктограммы. Мировую известность получили Стела Коршунов, посвящённая победе шумерского царя Эаннатума, Стела Нарамеина, царя Аккада, и Стела Хаммурапи высотой 2,25 метров, на которую нанесён свод законов Древнего Вавилона. Удивительным предметом изобразительного искусства является рельеф с обликом легендарного героя Гильгамеша со львом.

Культура Древнего Ирана, в основном, представлена дворцовыми памятниками, такими как мраморная капитель колонны, с изображением быков высотой 6 метров, найденная в Сузах, столице Персидского царства, или часть стены, покрытая цветной мозаикой в виде картины, где изображены лучники из гвардии персидского царя Дария I.

Древний Египет — Antiquités égyptiennes

По распоряжению монарха Карла X департамент Древнего Египта был образован в 1826 году. Возглавил его Жан-Франсуа Шампольон, знаменитый египтолог, раскрывший тайну иероглифов. Основу коллекции составили находки, полученные во время экспедиционного похода Наполеона в Египет в 1798 году. Впоследствии, собрание пополнилось артефактами, приобретёнными у известных коллекционеров Дюрана, Солта и Дроветти. Свой неоценимый вклад внёс француз Огюст Мариетт, основатель археологического музея в Каире.


Коллекция Древнего Египта в Лувре считается самой ценной в мире, насчитывающей более 50 тысяч экспонатов, разместившихся в 20 залах. Здесь выставлены уникальные артефакты могучей цивилизации, народы которой проживали по берегам Нила с 4-го тысячелетия до рождества Христова по IV век нашей эры. Собрание включает различные предметы искусства, папирусные свитки, саркофаги, бытовые и музыкальные инструменты, оружие, одежду, ювелирные украшения.

В этом отделе отражены все этапы культурного развития Древнего Египта:

  • Цивилизация фараонов
  • Религия
  • Древнее, Среднее и Новое царство
  • Поздний период
  • Римский период
  • Коптское искусство

Одним из самых старейших предметов является кремневый нож из Джебель-эль-Арака с рукояткой, украшенной графикой в виде человеческих фигур. К образцам древнеегипетской живописи относят известные портреты «Чиновник из Мемфиса и его жена», «Сельский староста», «Сидящий писец».
Период Нового царства представлен самым обширным собранием артефактов, в числе которых известняковые статуи богини Нефтис и богини Хатор или триумфальные стелы, прославляющие победы египетских фараонов, например, Тутмоса III.

Древняя Греция, Рим и Этруски — Antiquités grecques, étrusques et romaines

Ранее этот отдел был известен как Музей Античности, открытый в 1800 году. На тот период собрание археологических находок располагалось в Лувре в покоях Анны Австрийской. Основу коллекции составляли античные памятники, приобретённые французскими монархами в XVI-XVII веках. Постепенно она пополнялась во время военных походов Наполеона в соседние страны и за счёт различных археологических экспедиций. Часть экспонатов выкупили из частных собраний коллекционеров и фондов Национальной библиотеки.


Представленные здесь работы охватывают обширный период развития греческой, римской и этрусской цивилизаций с 4-го тысячелетия до нашей эры по VI век нашей эры.

Вся коллекция состоит из нескольких разделов:

  • Зарождение греческого искусства (3200 – 720 годы до н.э.)
  • Архаическое греческое искусство (VII-VI века до н.э.)
  • Классическое греческое искусство (V-IV века до н.э.)
  • Эллинистическое искусство (III-I века до н.э.)
  • Этрусское искусство (XI-I века до н.э.)
  • Римское искусство (конец Республики – VI век н.э.)

В античном департаменте Лувра хранится большое собрание подлинных греческих памятников эгинской эпохи, таких как кикладские идолы.

Не меньшим количеством экспонатов представлен и период архаики. Среди скульптур этого периода можно выделить Геру Самосскую и Аполлона из Пьомбино. Греческие статуи выставлены с учётом хронологии их создания. Наряду с оригиналами здесь представлены точные копии некоторых предметов искусства.

Классическое греческое искусство характеризуют такие выдающиеся произведения, как фрагмент фриза Парфенона и две метопы храма Зевса в Олимпии.

Эпоха эллинизма отмечена появлением уникальных шедевров, самые известные из них – Венера Милосская и Ника Самофракийская.

Культура этрусков, населяющих Апеннинский полуостров, представлена удивительными работами: вазами, саркофагами, живописью и драгоценными украшениями.

Древнеримская коллекция состоит, в основном, из мозаик, статуй, золотых, серебряных и бронзовых предметов. Особую ценность представляет фрагмент Алтаря мира, а также римские портреты – высшее достижение в изобразительном искусстве того периода.

Живопись — Peintures

Отдел живописи является самой крупной экспозицией Лувра. Он занимает большую часть этого музейного комплекса, расположившись на 2 и 3 этаже. Начальная коллекция была частью картинной галереи Франциска I в Фонтенбло, которую значительно увеличил и Людовик XIV. После свержения монархии собрание пополнилось за счёт конфискованного церковного имущества и коллекций эмигрантов, а также в результате захватнических войн в Европе. В Лувре художественный отдел был открыт в 1794 году. Переданные в музей произведения были разделены по принадлежности к различным школам живописи.


Коллекция предметов изобразительного искусства Лувра насчитывает около 6 тысяч работ, созданных европейскими мастерами с XIII века по 1848 год. Здесь собраны самые разнообразные произведения живописи, различающиеся по формату, технике и стилю исполнения. Третья часть всех картин принадлежит кисти французских художников, а более 1200 работ относятся к североевропейской художественной школе.

Эпоха Возрождения представлена работами многих известных мастеров Франции, в том числе художников-портретистов Жана Фуке и Франсуа Клуэ. Французская живопись XVII века отмечена картинами классицистов Никола Пуссена и Клода Лоррена, придворных живописцев Людовика XIV Шарля Лебрена, Пьера Миньяра и Гиацинта Риго. Среди произведений XIX века особого внимания заслуживают работы Жака-Луи Давида, Эжена Делакруа и Теодора Жерико.

В отделе живописи представлена прекраснейшая коллекция итальянского изобразительного искусства, которое славится такими мастерами, как Джотто Чимабуэ, Рафаэль, Тициан, Мантеньи, Корреджо и другими. Самая ценная её часть – 5 картин великого художника Леонардо да Винчи.

Среди работ испанских художников впечатляют полотна Мурильо и портреты, созданные Франсиско Гойя.

Декоративно-прикладное искусство — Objets d’art

Этот департамент Лувра был образован в 1893 году. Представленные экспонаты поступали сюда из разных частей Франции: из церквей и императорских дворцов (Базилика Сен-Дени, Тюильри, Сен-Клу), из специального хранилища государственных ценностей и частных музеев известных коллекционеров.


Экспозиция охватывает несколько периодов:

  • Раннее Средневековье
  • Средние века
  • Эпоха Ренессанса
  • XVII век
  • Стиль рококо в XVIII веке
  • Переход от неоклассицизма к реставрации.

Великолепнейшее собрание предметов декоративно-прикладного искусства включает образцы гобеленов, роскошные предметы мебели и внутреннего убранства, керамику, ювелирные украшения. Здесь также представлены многочисленные скульптурные работы, включая известную конную статую Карла Великого.

В этом отделе общее количество выставочных залов – 81. Часть из них оформлена в стиле исторического интерьера, который отражает образ жизни известных французских деятелей и важные события, связанные с ними, к примеру, Музей Наполеона III.

В залах, посвящённых эпохе Средневековья, представлены атрибуты власти французской монархии, изделия из слоновой кости, лиможская эмаль, вазы. Среди замечательных произведений искусства эпохи Возрождения особый интерес вызывает бронзовая скульптура Джамболоньи «Несс и Деянира» и гобелен «Охота Максимилиана». К ценным экспонатам более поздних периодов относится коллекция севрских ваз мадам де Помпадур.

В галерее Аполлона выставлены ювелирные украшения, в числе которых королевские короны, шпаги, кольца и различные культовые предметы, украшенные драгоценными камнями.

Скульптура — Sculptures

Коллекция скульптурных предметов искусства в Лувре начала формироваться с 1817 года. Первые экспонаты были переданы сюда из Музея французских памятников, где хранились многие значимые произведения, изъятые из храмов и опустевших особняков эмигрантов после революции. В дальнейшем, собрание Лувра пополнилось скульптурами из Фонтенбло, Версаля, Сен-Клу и других королевских резиденций.


В этом отделе представлены произведения, которые созданы до 1850 года. По замыслу организаторов выставки она делится на два экспозиционных пространства – французская коллекция и зарубежные скульптуры.

  • Франция: Средние века – XIX век
  • Италия: VI – XIX века
  • Центральная Европа и североевропейские страны

Среди преобладающего количества французских скульптурных произведений особого внимания заслуживают рельефы Фонтана Нимф и Фонтана невинных, выполненные лучшим мастером эпохи Ренессанса Жаном Гужоном. Не менее завораживает и скульптурная композиция Жермена Пилона в виде трёх женских фигур, несущих на голове урну с прахом короля Генриха II. Выдающимися работами представлены все известные скульпторы Франции периода с XVII по XIX века – Жан-Батист Пигаль, Антуан Куазево, Франсуа Жирардон, Пьер Пюже, братья Кусту и другие.

Из мастеров иностранных школ полнее всего представлены итальянцы. Истинными шедеврами являются рельеф Нимфы Фонтенбло работы Бенвенуто Челлини и две скульптуры Микеланджело – «Умирающий раб» и «Скованный раб», а также произведения великого мастера Италии Антонио Кановы, создавшего знаменитую скульптурную группу «Амур и Психея».

Искусство Ислама — Arts de l’Islam

Департамент исламского искусства является самым молодым отделом Лувра. Он был открыт в 2003 году в специально возведённом для него павильоне «Висконти», который расположен на внутреннем дворе музея.

Под необычной стеклянной крышей, похожей на развевающийся лоскут парчи, выставлено около 3-х тысяч экспонатов, представляющих культурное наследие цивилизации ислама, которая простиралась от Андалузии до Индии, с момента её зарождения в VII веке по XVIII век. Здесь можно увидеть различные образцы декоративной отделки и обработки материалов – это ковры, предметы из камня, изделия из слоновой кости, керамика, орнаменты из искусственного мрамора, ковка по металлу и резьба по дереву, картины.


Лувр начал собирать предметы, привезённые из многих стран арабо-исламского мира, ещё с конца XIX века. Часть предметов была унаследована из богатейших собраний французских монархов, другая приобретена самим музеем или подарена частными коллекционерами. Однако, до открытия нового павильона, на всеобщее обозрение выставлялась лишь малая часть этой удивительной коллекции.

Вся экспозиция «Искусство Ислама» состоит из нескольких разделов:

  • Эпоха арабских завоеваний (632 год – 1000 год н.э.)
  • Разделение исламского мира на западную и восточную части (с XI до середины XIII веков)
  • Ослабление влияния ислама в Испании и его проникновение на территорию Индии (середина XIII – XV века)
  • Периоды царствования персидской династии Сефевидов, Великих моголов и Оттоманской империи (XVI – XVIII века).

Графическое искусство — Arts graphiques

Отделение графического искусства Лувра было открыто в 1797 году. Его собрание насчитывает более 130 тысяч произведений.

Все имеющиеся экспонаты распределены по трём выставкам:

  • Зал рисунков
  • Калькография (14 тысяч гравюр по меди)
  • Коллекция Эдмона Ротшильда (500 иллюстрированных книг, 40 тысяч эстампов и 3 тысячи рисунков).

Ядро этой коллекции составляют предметы, хранившиеся в Королевском кабинете, который находился в Лувре с момента его основания. К произведениям западного искусства относится около 126 тысяч экспонатов, выполненных на бумаге в период с XIV по начало XX века. В основном, они хранятся в альбомах или дневниках. Помимо традиционной техники графического рисунка, здесь присутствует акварель, гуашь, пастель и широкоформатные изображения на картоне.


В течение многих лет это собрание пополнялось приобретениями Людовика XIV, работами придворных художников и подарками из частных коллекций. Например, в 1989 году Лувру были переданы 2 рисунка Леонардо да Винчи, принадлежавшие графине де Бехаг. Фонд музея и сейчас регулярно пополняется при содействии общества «Друзья Лувра» и различных благотворительных организаций.

Искусство цивилизаций Африки, Азии и Океании — Art et civilisations d’Afrique, d’Asie, d’Océanie et des Amériques

В 2000 году в апреле в Лувре при участии президента Франции Жака Ширака состоялось торжественное открытие павильона Сессий, посвящённого культуре и искусству стран Азии, Африки, Океании и Америки. Немного позднее в 2004 году в Париже был открыт аналогичный музей на набережной Бранли, первоначальной коллекцией которого стали экспонаты из Лувра.


В этом отделе выставлены 120 необычных скульптур, отобранных замечательным специалистом по примитивным искусствам Жаком Кершашем. Среди них можно отметить фигурку из обожжённой глины из Мексики (VII – II века до н.э.) или деревянную скульптуру с острова Мало (начало XIX века). По большей части, эти произведения, созданные народами не столь высокоразвитых цивилизаций, существовавших на разных континентах, раньше искусством не считались.

Большая часть предметов поступила в Лувр из государственных коллекций Франции, ещё пятнадцать скульптур подарены или приобретены на музейные средства, остальные статуэтки были переданы сюда на хранение из Пакистана, Никарагуа, Мексики, Канады и Тайваня.

История Лувра

И, напоследок, кому интересно, можете прочитать историю Лувра. Очень познавательная информация для тех, кому не безразлична история легендарного музея.

В конце XII века Филипп-Август, собираясь в Крестовый поход вместе с Ричардом Львиное Сердце и Фридрихом 1 Барбароссой, был обеспокоен защитой города (и своего имущества) от саксов. Он приказал возвести крепостную стену, которая и стала границей Парижа того времени.

Одна из башен, находившаяся в местечке Люпара (от латинского lupus – волк), была названа Луврской (возможно, это название родственно наименованию местности, а, может, происходит от франкского слова leovar, означавшего укрепление – историки спорят). Вот напротив нее-то и была выстроена высокая крепость из белого камня, которая стала сокровищницей Филиппа-Августа: там он хранил оружие, драгоценности и книги.

На нижних этажах Лувра все еще сохранились остатки крепости, при желании можно прикоснуться к первым камням, положившим начало будущего великолепия. Впрочем, в то время сам король никогда не жил в крепости, и символом монаршей власти Лувру еще только предстоит стать.

Париж процветал и разрастался, и спустя почти двести лет в 1356 году был выстроен земляной вал, далеко отстоящий от прежней границы. Лувр больше не был важным оборонительным сооружением. Зато окруженная рвом крепость с четырехметровыми стенами приглянулась Карлу V, который чуть не погиб во время восстания парижан, находясь в менее безопасном дворце Консьержи.

В 1364 году архитектор Раймон дю Тампль приступил к работе над преобразованием крепости в резиденцию для короля. Были выстроены зубчатые башни, пристройки и отдельные хозяйственные здания перестроили в залы с огромными окнами, соединили их наружными лестницами. В Книжной башне Карл V Мудрый устроил библиотеку, которая насчитывала 900 томов.

Но краткая эпоха расцвета длилась недолго. Уже Карл VI покинул Лувр, и крепость погрузилась в сон.

Разбудил Лувр и вдохнул в него новую жизнь Франциск I. Этот монарх из своих походов привез во Францию эпоху Возрождения, он покровительствовал Леонардо да Винчи. Стоит ли удивляться, что по его указанию талантливый архитектор Пьер Леско полностью перестроил крепость, снеся Большую Башню и возведя на ее месте дворец в стиле ренессанс.

В это же время родилась и добрая традиция: каждый следующий французский монарх непременно вносил изменения в Лувр, достраивая его по своему вкусу. Со времен Франциска I до наших дней сохранилось Крыло Леско между Квадратным Двором и Двором Наполеона.

К середине XVI века Лувр выглядел довольно странно: разнородные постройки последних лет соседствовали с полуразрушенными старыми зданиями. Екатерина Кровавая Медичи в свойственной ей жесткой манере потребовала полностью перестроить дворец. И в 1564 году началось строительство Тюильри почти в полукилометре на западе от Лувра. К 1610 году, уже при Генрихе IV, Лувр и Тюильри были соединены грандиозной постройкой – Большой галереей, протяженность которой составляет 442 метра.

Во время правления Людовика XIII был выстроен Кар Карэ, который стал больше прежней резиденции в четыре раза. А в 1624 году была воздвигнута знаменитая Часовая башня (павильон Сюлли). Во второй половине XVII века появились два новых крыла, которые замкнули огромный двор Лувра.

Венчает триумфальное шествие строительства Лувра создание восточного фасада по проекту брата известного сказочника Шарля Перро – Клода Перро. Фасад представляет собой колоннаду, выполненную в стиле зрелого классицизма, и с тех пор служит идеалом для возведения зданий для государственных учреждений во всем мире.

Очередная эпоха забвения ожидала Лувр во время правления Людовика XIV, который в детстве пережил восстание парижан и с тех пор недолюбливал Париж и Лувр. При этом монархе двор переехал в Версаль, а все строительные работы в бывшей резиденции были приостановлены. Какое-то время Людовик даже вынашивал мысль о сносе Лувра, но его, к счастью, отговорили.

Идея превратить Лувр в музей родилась еще при Людовике XV, но воплотилась в жизнь только после революции. И в 1793 году двери музея Наполеона были впервые открыты для посетителей.

Во время наполеоновских войн коллекция музея невероятно разрослась за счет военных трофеев. Так было положено начало знаменитым на весь мир коллекциям археологическим находок Египта и Ближнего Востока.

Строительные работы были возобновлены и закончились в середине XIX в. Был окончательно оформлен двор Наполеона, тогда же появились и статуи прославивших Францию людей. Увековечены были Декарт, Рабле, Вольтер, Ришелье, Абеляр и другие великие мыслители и политики.

Новый, современный этап преображения Лувра начал Франсуа Миттеран в 1989 году. Он ознаменовался появлением необычной стеклянной пирамиды, которую спроектировал американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Споры вокруг ее уместности в Лувре развернулись нешуточные, не меньше, чем в свое время по поводу Эйфелевой башни. Но с уверенностью можно утверждать одно: с ее появлением количество посетителей Лувра увеличилось в два раза. Что ж, видимо, и правда, нужно посетить Лувр самому, в том числе и для того чтобы составить свое мнение о пирамиде Пея.

Лувр – вечно молодой, живой дворец-музей. Традиция постоянно достраивать его и вносить изменения, идущие в ногу со временем, сохранилась французами до сих пор. При этом атмосфера прошлых веков бережно сохраняется, а за счет музейных коллекций древности создается ощущение, что Лувр – это хранитель не только французской, но и всей мировой истории. И, конечно, хочется хоть раз прогуляться по его дворам, пройти сквозь стеклянную пирамиду, побродить по средневековым подвалам, насладиться щекочущим чувством, вызванным прикосновениям к тайнам древности, быть покоренным пышным великолепием ренессанса и отдать дань строгим и величественным линиям эпохи Классицизма – в Лувре каждый найдет тот кусочек истории, который окажется ему близок.

Как добраться

Адрес: 99, rue de Rivoli, Paris 75058
Телефон: +33 1 40 20 50 50
Сайт: louvre.fr
Метро: Palais Royal - Musée du Louvre
Время работы: 9:00-18:00

- (Louvre), в Париже, первоначально королевский дворец; возведён на месте старого замка в XVI XIX вв. (архитекторы П. Леско, К. Перро и др.), с 1791 художественный музей; богатейшее собрание древнеегипетского, античного, западноевропейского… … Энциклопедический словарь

- (фр. Louvre). Старый королевский дворец в Париже, выстроенный в 1204 году, занятый ныне художественными и разными другими редкостями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛУВР древний королевский дворец… … Словарь иностранных слов русского языка

В Париже, первоначально королевский дворец; возведен на месте замка в 16 19 вв. (архитекторы П. Леско, К. Перро и другие), с 1791 художественный музей; богатейшее собрание древнеегипетского, античного, западноевропейского искусства … Современная энциклопедия

- (Louvre) в Париже, памятник архитектуры и музей, одна из архитектурных доминант исторического центра города. Первоначально королевский дворец на месте замка начала III IV вв. (1546 XIX в., архитекторы П. Леско, Л. Лево, К. Перро и др.;… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 1 музей (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Замечательнейшее из парижских общественных зданий, как посвоей громадности и архитектуре, так и по заключающимся в немдрагоценным коллекциям. Название этого здания произошло от некогданаходившегося здесь Волчьего леса (Luparia, Louverie), в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЛУВР - лист учёта времени работника … Словарь сокращений и аббревиатур

- (Louvre) памятник архитектуры в Париже; первоначально королевский дворец, затем художественный музей, одно из величайших художественных хранилищ мира. Строился на месте замка начала 13 14 вв. В 1546 74 П. Леско возвёл дворец в формах… … Большая советская энциклопедия

- (Louvre) бывший дворец франц. королей, с 1793 художеств. музей, одно из величайших художеств. хранилищ мира. Наз. Л. происходит, вероятно, от позднелат. lupara места сбора охотников на волков. Сооружен на месте воздвигнутого в 13 в. королев.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Лувр , Шарнова, Елена Б.. Серию "Музеи Мира" открывает альбом, посвященный собранию самого известного музея Франции - Лувра. Лувр - это не только памятник архитектуры, дворец-резиденция французских монархов на…
  • Лувр , Олейникова Т.С.. Лувр. Историю этого французского музея многие исследователи связывают с названием легендарного волчатника (по созвучию со словом "louvre" - волчица), располагавшегосянекогда на месте…

На просмотр туристам музей выставляет более 35 тысяч экспонатов. Если остановится хотя бы на минутку возле каждого (не прерываясь на сон и еду), потребуется больше месяца, без учета переходов от одного экспоната к другому.

Чтобы посмотреть самые выдающиеся и посещаемые залы, отведите на музей целый день. Если располагаете временем, то продлите экскурсию еще на пару дней. Не пожалеете!

История богатейшего мирового музея

Разместившийся в первом округе столицы Франции, площадью 160 106 метров квадратных, Лувр стал самым популярным художественным музеем в мире.

Универсальный музей собрал под своей крышей экспонаты, повествующие об истории, искусстве с античных времен до 1848 года. География его коллекций обширна: от Европы до Ирана, с включением Греции, Ближнего Востока, Египта. Музей содержит коллекции: Древний Восток, Древние Греция, Этрурия, Рим, Древний Египет, искусство ислама, предметы искусства, скульптуры, графическое искусство, изобразительное искусство.

История Лувра начинается с правления короля Филиппа-Августа, который в 1190 году строит замок-крепость, защищающую от набегов викингов. Спустя два столетия имущество Тамплиеров переходит Мальтийскому ордену, в 1317 году казну короля переносят в Лувр. При правлении Карл V замок становится королевской резиденцией. Франциск I разрушает Большую башню замка (1528 год). С 1546 года крепость трансформируется в роскошные апартаменты короля.

Генрих II, Карл IX продолжают строительство королевской резиденции. К зданию пристроили два крыла. По приказу Генриха IV в 1594 году Лувр сливается с дворцом Тюильри. По проекту архитектора Лемерсье сооружается квадратный двор. Луи Лево увеличивает площадь дворца в четыре раза. 1667-1670 гг. - по проекту архитектора Клода Перро сооружается Колоннада Лувра на его восточном фасаде.

Людовик XIV перемещает в Версаль свою свиту, с 1682 года обустройство замка остановлено. В 18 веке рождается идея создания музея в здании Лувра. Начинается работа над проектированием сооружения. После Французской революции перестройкой Лувра руководил Наполеон I. Персье и Фонтен, архитекторы короля, строят северное крыло на протяжении улицы Риволи. Наполеон III достраивает его в 1852 году. Наконец-то, Лувр был построен.

Осада Парижской коммуны стала причиной пожара и уничтожения Тюильри (1871 год). После этого внешний вид Лувра не менялся. Только в 1989 году по проекту Йо Минг Пея центр Наполеоновского дворика украсила стеклянная пирамида.

Первых посетителей музей принял 10 августа 1793 года. В нем было представлено 2 500 картин. В период Первой империи замок именовали музеем Наполеона.

С начала работы музея его фонды пополнила коллекция итальянских картин Франциска I, приобретение банкира Эверара Жабаха - 200 полотен. Скульптуры переданы Музеем французской скульптуры. Барон Денон, первый директор музея, пополнил Лувр военными трофеями, находками археологов из Египта, Ближнего Востока. В 19, 20 веках фонды музея пополнялись за счет даров, приобретений или находок. Например, Ника Самофракийская была найдена частями на острове Самофраки (Андрианополь) в 1863 году археологом Шарлем Шампуазо.

Уже в начале 21 века Лувр был переполнен экспонатами. Французское правительство принимает решение открыть филиалы музея: Ланс (север Франции), Абу-Даби (ОАЭ).

Залы Лувра содержат только 35 тысяч экспонатов, остальные 265 тысяч находятся в хранилищах. Для сохранности экспонаты не показывают больше трех месяцев подряд.

Лувр - один из крупнейших художественных музеев мира. Возведение нынешнего здания Лувра длилось почти тысячелетие и неотделимо от истории самого города Парижа

Здание Лувра - старинный королевский дворец. Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.


Если театр начинается с вешалки, то Лувр - со стеклянной пирамиды. Точнее говоря пирамиды здесь две: большая и малая. Обе были построены американским архитектором китайского происхождения Ео Минг Пеем во время реконструкции Лувра в 1981 году и служат оформлением входа в этот, пожалуй, самый величественный музей мира. Чтобы попасть в Лувр - заходим в большую пирамиду, спускаемся по экскалатору и попадаем в огромный зал, крышей которого, собственно, и служит стеклянная пирамида. Здесь расположены кассы, информационная стойка, где можно уже бесплатно получить план Лувра, представленный на всех основных языках.

На ”нулевом” этаже находится музей истории собственно Лувра, здесь можно увидеть фрагменты старых стен. Лувр ведет свою историю с XIII века, когда Филипп-Август построил на этом месте мощную крепость, где хранилась королевская казна и архивы. В XIV веке Карл V Мудрый превратил крепость в свою резиденцию и заказал строительство библиотеки, за что и получил свое прозвище. К сожалению, библиотека не дожила до наших дней. В дальнейшем Лувр несколько раз перестраивался и расширялся, пока в 1682 году королевская резиденция не была перенесена в Версаль. Работы по строительству Лувра были продолжены при Наполеоне I и, наконец, современный облик Лувр приобрел в 1871 году при Наполеоне III. Начало музейной экспозиции Лувра в XVI веке положил король Франциск I, который начал собирать коллекцию художественных произведений. Она была существенно пополнена при Людовиках XIII и XIV. В 1793 году галерея была открыта для посещений и стала музеем. С тех пор коллекция сильно расширилась, особенно во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побежденных наций дани в виде произведений искусства.


В основе Лувра лежит замок-крепость, возведённый королем Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.


Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667-1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.


В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. надолго остается без внимания: дворец пришел в такое запущенное состояние, что в 1750 году его решили снести. Можно сказать, что Лувр спасли парижские торговки, которые 6 октября 1789 года устроили марш в Версаль, требуя возвращения королевской семьи в Париж. Только в XVIII веке в Лувре разрабатываются новые проекты. Одним из этих таких начинаний было превращение Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

По прошествии бурных революционных лет работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 г. при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской Коммуны в мае 1871 года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 г. в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида.


Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской революции.


В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I и Людовиком XIV. На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.


Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.


В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока.


В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. В настоящее время каталог музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов. Европейское искусство новейшего периода времени - с 1848 года и до наших дней - представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.


Среди наиболее популярных экспонатов Лувра - картина Джоконда (портрет Моны Лизы) кисти Леонардо да Винчи, и другие его картины, картины Рембрандта, Тициана, свод законов Хаммурапи, а также античные скульптуры: Венера Милосская и Ника Сомофракийская. Дабы туристы случайно не пропустили эти шедевры, повсеместно на стенах развешаны указатели с их изображениями. Иногда складывается впечатление, что значительная часть туристов следит только за этими указателями, не обращая внимания на остальные шедевры, собранные в Лувре. А напрасно, так как здесь представлены работы практически всех известных мастеров. Единственное, чего здесь не хватает, так это времени. По залам Лувра можно бродить бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое.