Проект на тему: Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее". Театральный кружок в школе: программа, сценарии, пьесы

Плох тот путешественник, который,
выйдя в открытое море, считает,
что земли нет нигде.
Ф. Бэкон

Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.

Еще в самом начале ХIХ в. поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании. Известна полемика, возникшая вокруг статьи Н.И. Пирогова “Быть и казаться”, где автор выступал против использования театра в воспитательных целях и подчеркивал вред публичности спектаклей, но считал, что без участия зрительного зала “можно... и даже должно позволять детям от 12 до 14 лет выучивать избранные роли из различных пьес... с целью упражнения в языке и способе выражать отчетливо мысли”. Обсуждение данной проблемы продолжалось в периодической печати вплоть до начала ХХ в. В полемике участвовали видные педагоги В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н.Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся. Эту точку зрения разделяли и деятели профессионального театра, в частности драматург А.Н. Островский.

Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что “потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка”.

Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Только игра, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка. “Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений”.

Анализируя широко представленную педагогическую и методическую литературу в области театральной педагогики, можно выделить два основных направления деятельности детского театрального творчества. Первое развивается и функционирует на базе внешкольных учреждений (клубов, дворцов культуры, школ искусств); второе связано с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы. Наиболее методически разработанным на сегодня можно считать процесс создания театрального спектакля самодеятельным коллективом детей среднего и старшего школьного возраста.На наш взгляд, театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников к миру прекрасного, лучшей формой художественно-эстетического воспитания. Теоретические, методические основы детской театральной самодеятельности, рассматривая сценическую работу со школьниками как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Развитие эмоциональной сферы подросткового возраста протекает бурно, характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Вовлечение детей в активную творческую деятельность во внеклассной работе – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Искусство театра – это коллективное искусство. Первостепенной задачей является воспитание у детей элементарных навыков необходимых для коллективной творческой работы. Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство “локтя” партнёра, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности. Переживая важные ситуации, ребёнок по-новому осознаёт проблемы, свою реакцию, отношения к событиям, ценностям, к конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. В условиях драматической импровизации ребёнок получает возможность улучшить самого себя. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего “я” и выразить их. Кроме этого, участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектов в преодолении многих детских комплексов, сохранения их психологического здоровья.

Ядром школьного театрального коллектива является класс, в котором я – классный руководитель, но во время подготовки нового спектакля обязательно приходят старшеклассники и из других классов. Театр - дело живое, сиюминутное, и потому становиться скорее клубом, объединяющим детей по интересам...

В центре внимания каждый ребенок. На занятиях происходит знакомство с основами драматизма и актерского мастерства, обсуждается творчество знаменитых (любимых) актеров, изучается история костюмов и значение декораций, предметного окружения в спектакле.

Учитывая жанр постановок, музыкальное шоу, большое внимание уделяется пластике, танцам, выразительности движений. И здесь появляется возможность у детей, имеющим опыт в занятиях в хореографических студиях или просто хорошо танцующих, участвовать в процессе постановки танцев. Велика роль тех участников коллектива, которые осуществляют непосредственно техническое обеспечение музыкального шоу. Их работа начинается задолго до показа, так как они должны качественно записать необходимые музыкальные фрагменты, продумать шумовые и световые эффекты. Силами детей и родителей создаются декорации к спектаклям, костюмы, выпускается театральная программка (приложение). Подобное соУЧАСТИЕ в процессе способствует повышению авторитета участников спектакля, делает театральную постановку своей собственной для каждого ребенка. Вся школа - и дети, и родители, и педагоги ждут с нетерпением премьеры школьного спектакля. Участие в театральных постановках, несомненно, оказывает влияние на формирование вкуса, приобщает школьников к миру прекрасного, находит положительный отклик в их душах. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Нам особенно близки слова Т.И. Баевой: “Воспитание должно обеспечить гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими: обществом, природой, человеческой деятельностью”. Вполне очевидно, что развитие личности обусловлено развитием всех других личностей, с которыми она находится в прямом или косвенном общении. Коллектив развивает умение и способность организовать свою личную деятельность на основе интересов коллектива, умение и навык подчиняться воле большинства, когда это нужно в интересах коллектива, умение вести себя в соответствии с интересами коллектива. А если это так, то становится понятным, что ребёнок имеет шанс стать самодостаточной, конкурентоспособной личностью, способной адаптироваться к новым экономическим условиям, имеющей возможность самоопределения, самовоспитания, улучшения духовного и нравственного климата, восприимчивой к пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Стеснительные, неуверенные в себе ученики стали свободнее общаться. В ходе проведения социометрии выяснилось, что “изгоев” и “пренебрегаемых” в классе нет. Уровень воспитанности учащихся повысился. Это показывает диагностика воспитанности учащихся, проведённая на основе анкетирования родителей. Своё положение вне коллектива никто не указал. Это говорит о том, что каждый из учащихся является членом сплочённого коллектива.

Динамика положения личности в коллективе

Динамика качеств личности (средний балл по классу)

В таких условиях ребята имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности, проявить себя, не опасаясь насмешек, двусмысленного положения. За время существования школьного театра было представлено много постановок: сказки “Муха Цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, “Аленький цветочек”, “Золушка”, “Ночь перед Рождеством”, театрализованные представления школьных праздников и многое другое. Коллектив пользуется популярностью в школе и, неоднократно становился лауреатом городского конкурса “Театральный звездопад”, о чем свидетельствуют грамоты и награды.

Приложение № 1

Учебный план

Учебный план работы исторического театра «Мельпомена»,

действующего на базе МБОУ СОШ № 6

Раздел

Вводное занятие.

Актерская грамота.

Художественное чтение и сценическое движение

Работа над пьесой

Театральные профессии

Мероприятия и психологические практикумы

Экскурсии

Итоговое занятие

ВСЕГО:

Учебно-тематический план

№ п.п

Разделы программы и темы занятий

В том числе

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы.

Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения»

История театра. Театр как вид искусства.

Эволюция театра. Современная драматургия. Литературное наследие.

Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания.

Актерская грамота.

Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

Упражнения на КСД;

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

Художественное чтение

Сценическое движение.

«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т.д.

Пластическая выразительность актера.

Сценическая акробатика.

Работа над пьесой

Работа с историческими источниками, отбор материала, работа над сценарием пьесы. Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев.

Выразительное чтение по ролям.

Определение сквозного действия роли.

Репетиции. Показ спектакля.

Театральные профессии

Знакомство с театральными профессиями,

Распределение обязанностей по интересам и возможностям. Изготовление костюмов, декораций, афиш и пригласительных билетов

Мероприятия и психологические практикумы.

Экскурсии

Итоговое занятие

ИТОГО:

(1-й год обучения)

1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

Форма проведения занятия – презентация коллектива.

Приёмы и методы : игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал : видеофильмы, фотографии.

Форма подведения итогов : анкетирование, беседа.

2. История театра. Театр как вид искусства - 12 часа

2.1. Страницы истории театра: средневековый площадной театр .

Теория: . Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер средневекового театра, синтетический характер искусства «профессиональных развлекателей». Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).

Практическая работа: Знакомство с искусством средневековой Европы по иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр». Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами.

Формы проведения занятий :

Приёмы и методы : эвристический, метод импровизации.

Дидактический материал : карточки с раздаточным материалом, литература по теме, видеофильмы.

Форма подведения итогов : разыгрывание мистерии.

2.2. Страницы истории театра: театр Древней Греции.

Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественно-воспитательная роль театра. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии.

Практическая работа: Комментирование чтение отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный мальчик». Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Заочная экскурсия по современному театральному зданию.

Формы проведения занятий : групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы : метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал : карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов : блиц-опрос, самостоятельные импровизации

2.3. Театр – искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Формы проведения занятий : заочная экскурсия по театральным цехам.

Приёмы и методы : репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал : фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов : рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке».

3. Актерская грамота - 12 часов

3.1. Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий : беседы, игровые формы.

Приёмы и методы :

Дидактический материал : карточки с заданиями.

Форма подведения итогов : анализ практической деятельности.

3.2. Значение поведения в актерском искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий : беседы, игровые формы.

Приёмы и методы : метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : карточки с заданиями.

Форма подведения итогов : самостоятельная импровизация

3.3. Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий : беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы : метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : карточки с заданиями.

Форма подведения итогов : анализ работы своей и товарищей.

  1. Художественное чтение – 12 часов
  1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Формы проведения занятий : групповые

Приёмы и методы :

Дидактический материал :

Форма подведения итогов : упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.

  1. Логика речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Формы проведения занятий : групповые, игровые.

Приёмы и методы : метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов : упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

  1. Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».

Формы проведения занятий : групповые, занятие-зачёт.

Приёмы и методы : метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов : исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.

Сценическое движение

  1. Основы акробатики.

Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг:«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте» . Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий : групповые.

Приёмы и методы :

Дидактический материал :

Форма подведения итогов : этюды

5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория : Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».

Формы проведения занятий : групповые.

Приёмы и методы : метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал : маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов : танцевальная композиция на заданную тему.

6. Работа над пьесой – 54 часа

6.1. Пьеса – основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий : практические

Приёмы и методы : метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов : анализ пьесы

6.2. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

Формы проведения занятий : практические

Приёмы и методы : эвристический, проблемный

Дидактический материал : индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».

Театральные профессии- 20 часов

6.1. Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Формы проведения занятий : творческие лаборатории

Приёмы и методы :

Дидактический материал : гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.

  1. Театральный костюм.

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий : творческие лаборатории

Приёмы и методы : эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал : иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».

6.3. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий : репетиции

Приёмы и методы : метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).

7. Мероприятия и психологические практикумы-18 часов.

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа . Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».

Форма проведения занятия : вечера, праздники, конкурсы.

Приёмы и методы : эвристический, метод полных нагрузок

Дидактический материал : сценарии.

Формы подведения итогов : Совместное обсуждение и оценка сделанного.

8. Экскурсии – 8 часов.

Экскурсии.

  1. Итоговое занятие – 2 часа

Приложение № 2

Примерная смета расходов

Смета расходов:

Расходы для персонал

  1. Педагог дополнительного образования: 72 000 руб.

2. Водитель микроавтобуса 10 000 руб.

3. Пошив элементов костюма 7000 руб

Расходы не связанные с персоналом:

  1. Оплата экскурсионных поездок 30000 руб

Техника:

  • Принтер 3000 руб.
  • Заправка принтера 1000 руб.

Материалы:

  1. Канцелярские товары:
  • Бумага для принтера 1000 руб.
  • Маркеры, краски, кисточки 4000 руб
  • Папки, скоросшиватели 300 руб.
  • Прочее 4000 руб.
  1. Оформление:
  • Листовая фанера 2000 руб.
  • Инструмент 5000 руб.
  • Ткань 10000 руб.
  • Элементы декораций 10000 руб.

Услуги:

Итого: 170 тысяч рублей 300 рублей

МБОУ СОШ № 6 в свою очередь представляет:

  • Помещение для проведения занятий;
  • Необходимую технику: мультимедийную установку, аудио- и видеоаппаратуру;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

городского округа г.Выкса

Проект

«Создание театрального коллектива

как одна из форм повышение познавательной активности обучающихся»

Выполнила: учитель истории

Клокова Яна Александровна

Г. Выкса

2013 год

Краткое содержание.

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 осуществляет образовательную деятельность по следующим программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. Школа расположена по адресу г. Выкса микрорайон Гоголя здание № 28/1.

Средней школе № 6 требуется 170 тысяч рублей для организации школьного исторического театра. Целью деятельности, которого является воспитание любви к предмету, через повышение познавательной активности школьников, развитее чувства патриотизма и активной гражданской позиции, любви к родному городу. В результате работы кружка планируется воспитать ученика разносторонне развитого, способного давать оценку историческим событиям, понимающим и принимающим глубинные нравственные устои нашего города и страны, их блестящее культурное наследие.

Введение.

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 в 2013 году отмечает свой 40-летний юбилей. 40 лет - это славная веха в истории школы. И нам по праву есть чем гордиться! За это время школа выпустила более 3-х тысяч учеников, из них 72 серебряных медалистов и 55 - золотых.

Девизом учителей, работающих в нашей школе являются слова: «главное, чтобы в школе жил дух творчества, направленный на приумножение разума, добра, справедливости и здоровья». В условиях современного общества, учитывая социальную неблагополучность района, в котором расположена школа, воспитывать творческую и всесторонне развитую личность получается не вегда. Задача педагогического коллектива МБОУ СОШ № 6 обеспечить занятость обучающихся во внеурочное время, в целях профилактики асоциального поведения и повышения мотивации к учебой деятельности. Один из путей решения этой проблемы- привлечение ребят к работе в общешкольном проекте исторического театрального кружка «Мельпомена»

Цель : воспитание любви к предмету, через повышение познавательной активности школьников, развитее чувства патриотизма и активной гражданской позиции, любви к родному городу.

Задачи: - создать благоприятные условия для изучения исторического материала, погружения в другую эпоху и открытия неизвестных граней современности.

Познакомить с историей театра и театральными профессиями;

– научить разбираться в историческом костюме;

– познакомить с основами драматургии и увлечь коллектив в самостоятельный творческий процесс написания пьесы.

Организация исторического школьного театра способствует решению целого ряда учебных задач:

Образовательная.

В процессе нестандартной работы, выбирая подходящие произведения для постановки, обучающиеся много читают, знакомятся с новой литературой, учатся анализировать, воспринимать действительность адекватно, объяснить и оценивать исторические события;

Воспитательная.

Общение с высокой литературой, тщательная подборка материала учит детей бережному отношению к наследию культуры и определяет новые межличностные отношения; Нельзя недооценивать роль театра в социализации, в воспитании патриотизма, гражданственности и формировании толерантности. Благодаря работе в данном объединении повышается интерес к театральному искусству в целом и к историческому театру в частности.

Описание проблемы

Для руководителей театрального коллектива сценическая работа с учащимися – средство нравственного воспитания и формирования личности. Для учащихся театра – это возможность проявления творческих способностей и формирования умения жить и работать в коллективе.

И театр в этом смысле как нельзя лучше может помочь реализовать задуманное, ведь театр – искусство коллективное. Спектакль, как произведение театрального искусства, создаётся не одним человеком, а многими участниками творческого процесса – актёр, режиссёр, хореограф, музыкальный оформитель, костюмер- каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело, Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив.

С античных времён человечество использовало театр и формы театрального действия в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания.

В настоящее время занятия театральным искусством детей не потеряли своей актуальности.

В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей кажущейся яркости занимательности, следует осознавать, что ребёнок чаще всего остаётся пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение для младшего возраста становится локомотивом всей творческой деятельности общего развития, реализуемых в игровой форме.

Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве, можно в системе дополнительного образования занимаясь в детском театральном коллективе.

Полихудожественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству. Воспитание театром формирует мировоззрение детей, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.

Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице».

Методы и сроки реализации проекта.

Каким же образом будет организованна работа в театральном объединении. Каждый спектакль исторического театра является своеобразным исследовательским проектом. Спектакль как многоплановое синтетическое театральное действо дает возможность наглядно показать свой интерес к исторической эпохе, знание ее ценностей, кодекса чести, быта, одежды, вооружения. В процессе подготовки спектакля труппа должна изучить как литературную основу спектакля (непосредственно драматическое произведение), так и первоисточники, по которым произведение было написано.
Своеобразие работы над спектаклем заключается в том, что историческая эпоха, как уже говорилось выше, изучается в комплексе. Артист театра изучает исторические и литературные памятники эпохи, ее этические нормы, образную систему, музыкальное наследие, обычаи и нравы наших предков. Создается целостный образ эпохи, реконструированный на сцене. В процессе работы над спектаклем артист проживает судьбу своего героя и это дает не забываемый и не с чем не сравнимый эффект.
Исторический театр является не просто формой организации дополнительного образования по предмету или неформальным творческим объединением детей. Он, также, выступает в качестве культурообразующей среды их деятельности. (продумать,что добавить)

Участие в работе исторического театра предполагает многоплановую деятельность обучающихся:

Сбор и подготовка источниковой базы для исторической инсценировки;

Создание сценария;

Выступление в качестве актеров;

Оформление афиш, пригласительных билетов и программок спектаклей;

Аранжировка и исполнение музыки;

Изготовление костюмов, декораций, реквизита;

Выполнение работы осветителя и звукоператора;

Таким образом, исторический театр становится площадкой для реализации способностей каждого ребенка, в зависимости от его способностей и интересов. На уроках сложно создать ситуацию успеха, а в театре это возможно. Когда неуспешный ученик получает признание среди одноклассников, учителей, родителей, он становится успешным и в учебе. Больше того, закомплексованные, неуверенные в себе дети начинают верить в себя, в свои силы, работая над ведущими сложными ролями в спектаклях.

Театр – тяжелая кропотливая работа. За внешней красотой и легкостью, с которой проходят спектакли и инсцинировки, стоят тяжелые, изнурительные, длительные репетиции, умение жертвовать чем-то во имя общего дела. Когда у ребенка появляется занятие интересное ему, нужное ему, за которое он чувствует ответственность, когда он ждет новых встреч со своими коллегами, исчезает потребность в темных подъездах и сомнительных компаниях. У ребенка есть, на что тратить время и силы.

Театр – это еще и трудовое воспитание. Все декорации, костюмы, реквизит, монтирование сцены, световое и музыкальное оформление готовится руками учеников. Это скрытая от посторонних глаз работа приобщает детей к бережному отношению к своему труду и труду окружающих его людей.

Актерский состав театрального объединения не ограничиваемся. В коллективе могут работать все желающие – младшие школьники, подростки, старшеклассники. Разновозрастной состав – это ключ к формированию гармоничной личности. Каждый ребенок будет занимать определенную нишу, выполнять ту работу, которая посильна и интересна именно ему.

Учет возрастных особенностей актерского состава осуществляется следующими путями.

Во-первых, мы должны ориентироваться на нормативные, а также на доминирующие и хронически неудовлетворяющиеся потребности школьников каждой возрастной группы. Например, если для младших школьников характерно стремление приобрести новый социальный статус (статус ученика), то им предлагаются роли, через которые они знакомятся с историей как наукой, с основными историческими знаниями и понятиями.

Основной возрастной потребностью подростков является общение со сверстниками, поэтому они работают с большим удовлетворением над театральным материалом, раскрывающим законы построения коммуникаций между людьми. И, наконец, для потребностей старшеклассников типично обращение к анализу таких жизненно важных вопросов, как «кем быть?», «с кем быть?», «каким быть?». В связи с этим обстоятельством старшеклассников превликают спектакли и роли, способствующие их личному самоопределению.

Во-вторых, опираясь, в нашей работе на разновозрастные особенности, мы вооружаем детей социально приемлемыми средствами, обеспечивающими успешное достижение личных целей. Мы побуждаем своих воспитанников, подменяя элементами творчества такие традиционные воспитательные механизмы, как морализирование, приказ, словесное убеждение, к положительным формам поведения, которые для них становятся для них более привлекательными, благодаря эмоциональным переживаниям, которые испытывают при перевоплощении в тот, или иной образ.

В-третьих, содержание сценариев, ориентировано на учебные программы тех возрастных категорий, с которыми мы работаем. Выбирая материал для работы, обсуждаем и с учителями предметниками, что позволяет реализовать в деятельности исторического театра межпредметные связи.

Работа исторического театра строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики . Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Проект включает несколько основных разделов:

1. История театра. Театр как вид искусства.

2. Актерская грамота.

3. Художественное чтение.

4. Сценическое движение.

5. Работа над пьесой.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, особенностях развития человечества в определенную историческую эпоху цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, изучение определенной исторической эпохи. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Этапы обучения и прогнозируемый результат

Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного процесса.

1-й этап обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого этапа воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения-импровизации.

2-й этап обучения – расширенная ступень «Тропинками познания» – основная цель – углубленное изучение исторического материала, распределение ролей и обязанностей среди участников. В течение второго этапа обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции.

3-й этап обучения - «Мастерство+Вдохновение» – цель ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает участником исторических событий, режиссёром, критиком.

Главная цель проекта – создать благоприятные условия для изучения исторического материала, погружения в другую эпоху и открытия неизвестных граней современности.

Театр помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Прогнозируемый результат:

По завершению проекта обучающиеся должны знать и уметь

Использовать и совершенствовать приобретенные исторические знания;

Работать с историческими источниками;

Выделять главное и второстепенное;

Самостоятельно работать над созданием пьесы на основе ранее подобранного теоретического материала;

Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;

Владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;

Активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.

А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора

Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля.

Заключение.

В историческом образовании школьников все большее значение приобретает внеклассная работа. И это закономерно: связь преподавания с жизнью требует расширения внеклассных занятий как серьезнейшего и эффективного средства воспитания и образования учащихся, развития их интересов и способностей. В педагогической деятельности учитель не может ограничиться только уроком. В процессе идейно-политического, нравственного, эстетического и трудового воспитания он всемерно старается заполнить свободное время учащихся интересными и полезными делами.

Внеклассная работа по истории углубляет знание изучаемых в классе эпох. Конкретный материал, используемый во внеклассной работе, создает у школьников живые и верные представления о жизни и культуре ушедших времен и народов. Творческий труд в предметном кружке обогащает внутренний мир учащихся, способствует их умственному развитию и стимулирует самостоятельный поиск. Правильная организация внеклассной работы в школе помогает развивать любознательность ребят, может приохотить их к систематическому чтению научно-популярной и художественной литературы по истории, а также приучить их передавать свои знания другим. Вместе с тем у школьников крепнет чувство коллективизма, потому что и в таком небольшом коллективе, как предметный кружок, успеха можно добиться лишь тогда, когда его членов объединяет общая цель и общее, стремление ее достичь.

Сочетание различных видов внеклассной работы, дополняющих и обогащающих друг друга, делает работу в историческом кружке увлекательной и активной.

На планируемых исторических вечерах будут показаны монтажи-инсценировки, основанные на подлинных документах и истоических литературных произведениях. Для лучшего восприятия, для большей доходчивости тексты будут сокращены и упрощены. Подготовка к таким вечерам требует особой тщательности. Надо заранее подобрать, согласно пройденной в классе программе, выразительный материал источников, прочитать его и понять.


Школьному театру принадлежала заметная историческая роль в культурной жизни многих европейских стран. Возникнув в XII веке в гуманистических школах, он первоначально имел лишь учебно-воспитательное назначение. В XVI веке Лютер использо­вал школьный театр в качестве орудия борьбы с католичеством. Иезуиты в ответ на это обратили театр против лютеранства, а при своей экспансии на Восток - и против православия. Православ­ная церковь в свою очередь использовала школьный театр для борьбы против католицизма. С конца XVI века школьный театр получил широкое распространение на Украине и в Белоруссии. Позже украинское духовенство принесло его в Великороссию - сперва в Москву, а затем и в другие русские города.

Появление школьного театра на Руси было связано с развити­ем школьного дела в целом. Русская церковь в XVII веке нужда­лась в духовенстве, которое было бы в состоянии идеологически противостоять экспансии католической церкви, особенно иезуитам. Кроме того, в духовных школах в XVIII веке до учреждения свет­ских учебных заведений обучались дети дворян. В связи с этим новые школы должны были иметь широкие, разносторонние учеб­ные планы и программы. Оставаясь в ведении церкви и официаль­но ставя перед собой задачи религиозной пропаганды, школьный театр сразу же стал обслуживать потребности правительства, двора и феодальной знати. Библейские сюжеты использовались иносказательно, в публицистических целях.

Основание русскому школьному театру было заложено в XVII веке. В 1656 году по случаю войны с Польшей царь Алексей Ми­хайлович прибыл к войскам в Полоцке. Его двукратное посещение города сопровождалось пышными торжествами. В состав послед­них входили и «декламации», сочиненные ученым монахом Симео­ном Петровским-Ситниановичем - Полоцким (1629-1680), воз­можно, совместно с учениками полоцкого Богоявленского монасты­ря, что вообще было в практике школьного театра. Так царь Алексей Михайлович познакомился с новым для пего видом искусства.

Симеон Полоцкий окончил в 1650 году Киевскую академию, где декламации по случаю праздников (например, Вирши рождественские) и по поводу современных событий (например, на погребе­ние гетмана Сагайдачного) были известны еще с 1620-х годов. В 30-40-х годах слушателями академии при участии Лазаря Барановича, впоследствии наставника Полоцкого, была разыграна ка­кая-то трагедия об Иосифе Прекрасном. Симеон Полоцкий позна­комился с театром в Киевской духовной школе и, по всей вероят­ности, сам участвовал в школьных декламациях и спектаклях на библейские сюжеты. До окончании академии он ездил за границу для усовершенствования в науках. Несомненно, что там он позна­комился с иезуитскими школами, с господствовавшей в Европе рационалистической философией и классицистской поэтикой, ко­торые нашли свое отражение во всей его последующей литератур­ной деятельности. В 1656 году Полоцкий уже оказывается в По­лоцке, где принимает монашество и становится учителем братского училища Богоявленского монастыря. К этому времени относятся его первые известные нам опыты декламаций.

Декламации (позднее этот жанр Полоцкий называет «стихами краесогласными») представляли собой пространные лирические произведения, обычно с прологом и эпилогом, исполнявшиеся не­сколькими лицами по очереди, но допускавшие и монологическую форму исполнения. Иногда речи чередовались с хоровым пением, но элементы диалога отсутствовали. Этот жанр стоит у колыбели зарождающейся школьной драматургии. Теория декламаций была тщательно разработана в сочинениях по поэтике, в которых был вкратце затронут и вопрос об их исполнении. Более сложные декла­мации исполнялись в зале школьного театра, перед сценой, а на открытой авансцене в это же время показывались живые картины соответствующего содержания. Там же могли выставляться кое-какие бутафорские и подлинные вещи: монументы, победные тро­феи, царский трон, лес и т. п. Декламации читались или по памяти, или по написанному тексту. Их исполнение должно было состоять не только в соответствующем смыслу интонировании, но и в жести­куляции, чтобы декламаторы не походили на «неподвижные пни»53. Декламации, исполненной двенадцатью учениками Симеона Полоц­кого в присутствии царя в 1656 году, предшествовало особое вступление - «Предисловие от малых», в котором участники про­сили снисхождения своей неискусности («немощни суще») и в пышных риторических выражениях величали царя «солнцем свет­лым» и «европейской звездой». Царя не мог не поразить новый вид искусства. Его привлекли возможности политической пропаган­ды, которые были в них заложены.

Следующая встреча Симеона Полоцкого с царем произошла лишь в начале 1660 года в Москве. В этот промежуток времени ученый монах продолжал свои драматические опыты. К этому же периоду относятся произведения в новом для Полоцкого и более не повторявшемся у него жанре - «Беседы пастушеские» "-. Эта бытовая сцена из популярной в школьном театре «Рождест­венской драмы» была уже не простой монологической декламацией, а подлинным развитым диалогом. Здесь была сделана попыт­ка разработать образы пастухов: один из них был простоват, дру­гой, наоборот, смышлен и сведущ. Однако образы еще не получили законченных очертаний, они даже не имели собственных имен. Таким образом, на примере сочинений Симеона Полоцкого просле­живается постепенный ход развития школьной драмы от простей­шей, разбитой на голоса декламации до развитого диалога.

Можно думать, что при первой же встрече с царем Алексеем Михайловичем у Полоцкого зародилась мысль переехать работать в Москву. Он стал изучать русский язык и постепенно отходил от языка украинско-белорусской книжности 66. В 1663 году Полоц­кий уже в Москве. Он поступает учителем в Заиконоспасскую шко­лу, этот зародыш будущей Московской духовной академии, а так­же обучает царских детей. Популярность Полоцкого растет с каждым годом. Он становится другом и сотрудником наиболее передовых людей своего времени - бояр Матвеева, Хитрово, Ромодановского, Милославского и высших церковных деятелей. Ему доверяются также ответственные политические выступле­ния- против Никона, против раскола, против протопопа Аввакума и других. Полоцкий организует типографию и составляет проект открытой уже после его смерти Московской славяно-греко-латин­ской академии.

Особенно активно работал Симеон Полоцкий в области поэзии, используя все известные в ту пору поэтические жанры, в том числе и торжественные декламации. Поводом к их исполнению служили церковные и придворные праздники. Декламации Симеона Полоц­кого исполнялись в руководимой им школе, в церквах, в частных домах ве, в дворцовых помещениях - в Коломенском и в Москве.

Полоцкий вводит и популяризирует новое для России силлаби­ческое стихосложение. К поэтическому творчеству и декламации он привлекает детей царя - Федора и Алексея, а также бояр. Даже царь начинает писать стихи. По замечанию биографа Полоц­кого И. Татарского, «благодаря инициативе Симеона и его необык­новенной продуктивности в этом направлении при дворе царя Алексея Михайловича образовалась своего рода пиитическая ат­мосфера, обильно насыщенная дутыми хвалебными стихотворе­ниями, всюду проникавшими и на все налагавшими здесь отпеча-токхвоеобразной торжественности».

Все более и более входя в русские общественные интересы, Полоцкий пришел, к мысли испытать свои силы и в собственно дра­матическом жанре. К этому он был подготовлен благодаря знаком­ству с опытом западного школьного театра, с его развитой драма­тургией, с ее разнообразными жанрами, изощренными поэтичес­кими и сценическими приемами и т. п. Полоцкий легко мог ими воспользоваться, подобно тому как он это сделал при написании известного панегирического произведения «Орел Российский» и в ряде декламаций. Но Полоцкий сознательно избегал этих прие­мов, ибо учитывал, что они отдалили бы его пьесы от русской аудитории. Если автор и учел опыт школьной драматургии, то в том жанре, который тяготел к простейшему изложению действия - к «моралите», к простому поучительству. Перу Симеона Полоц­кого принадлежат по крайней мере два драматических произведе­ния. Это «История, или Действие евангельския притчи о блудном сыне» и «Комедия о Навходоносоре царе, о теле злате и триех от-роцах, в пещи не сожженных». Точные даты их написания неиз­вестны, но косвенные данные для датировки имеются.

В эпилоге к «Комедии о Навходоносоре» говорится о том, что ее исполнители будут

Господа молити,

Да во всем тебе

Изволит простити,

К тому да подаст мирно царствовати,

А противники вскоре побеждати...

В пьесе повествуется об уничтожении гордого «неверного» царя Навходоносора при столкновении с «благоверными» еврей­скими отроками. Комедия, как видно, была написана во время или незадолго до войны с Турцией, начатой Россией в 1673 году 69. «Комедия о Навходоносоре» перекликается с другими пьесами - «Алексеем, божиим человеком», «Юдифью», «Баязетом и Тамер­ланом», которые были написаны и поставлены в России в связи с турецкой войной.

Комедия о блудном сыне была исполнена не при дворе и не в присутствии царя, а очевидно, в частном доме, ибо в прологе ав­тор обращается лишь к «благородным, благочестивым государям премилостивым». Комедия эта стоит в связи с обычаем посылать молодых дворянских детей за границу для пополнения образова­ния. У всех в памяти был отъезд за границу Воина Ордын-Нащо-кина в феврале 1660 года, то есть вскоре после первого приезда Симеона Полоцкого в Москву. Воин был сыном одного из крупных русских государственных деятелей XVII века Афанасия Ордын-Нащокина. Посланный с важными поручениями за границу, Воин там остался,и находился на службе сперва в Данциге у польского короля, а затем во Франции. Это вызвало негодование царя, приказавшего найти и вернуть его любой ценой или «извести» его. Наконец в 1665 году молодой Нащокин раскаялся и получил прощение царя. Симеон Полоцкий был близок к Ордын-Нащоки-ну - отцу. Можно не сомневаться, что непосредственным поводом к написанию комедии о блудном сыне и послужила история его сына.

В эпилоге говорилось:

Юным ее образ старейших слушати,

На младый разум свой не уповати,

Старим, да юных добре наставляют,

Ничто на волю младых не спущают, Наипаче образ милости явися,

В нем же божая милость вобразися,

Да и вы богу в ней подражаете.

Покаявшимся удобь прощаете.

Таким образом, автор просил о прощении виновного юноши. Если вспомнить преследования, которым Воин Нащокин подвер­гался со стороны царя, можно думать, что Симеон Полоцкий пы­тался этой пьесой смягчить государев гнев. Надо полагать, коме­дия о блудном сыне предшествовала «Навходонасору». Если так, то она является старейшей русской письменной драмой.

Будучи откликом на случай с сыном Ордын-Нащокина, эта пьеса по своей теме и сюжету имела для того времени более общий смысл. Биограф Симеона Полоцкого считал, что «мысль об отноше­ниях между родительскою властью и волею детей имела особое значение в московском обществе второй половины XVII века» 60. Пьеса во многом перекликается с повестями XVII века о Горе-Злосчастии и Савве Грудцыне. Юноша, неопытный в жизни и недо­статочно устойчивый морально, не в силах противостоять соблаз­нам и легко поддается их тлетворному влиянию (пьянству, разгу­лу, азартным играм, распутству). Но его попытка нарушить веко­вые устои, жить по своей воле терпит крушение; это ведет к рас­каянию юноши.

Автор хотел создать пьесу на материале, хорошо знакомом зрителям. Поэтому он и обратился к евангельской притче. Пьеса состоит из шести частей (актов), разделенных на сени (явления): между частями вставлены музыкальные интермедии. Следуя в основном евангельскому тексту. Полоцкий, однако, вводил не­которые новые сцены; такова, например, шестая (последняя) часть, сближающая комедию о блудном сыне с злободневными события­ми. Наибольший сценический интерес представляют вторая, третья, четвертая и отчасти пятая части комедии. Вторая часть изображает сцену кутежа. Блудный сын, вырвавшись на волю, грустит, что ему не с кем веселиться, и нанимает слуг, которые принимают участие в кутеже.

Начинается кутеж: вино, карты, зернь. По ремарке автора:

И тако сядут играми, будут похищати добро Блуднаго и проигравати... И напиются.

самодеятельный театр в учебных заведениях Западной Европы позднего Средневековья. Возник как средство религиозного воспитания и обучения латыни и красноречию; со временем стал этапом в развитии профессионального сценического искусства. В славянском мире Ш.т. получил развитие как средство воспитания в иезуитских учебных заведениях Хорватии, Словении, Польши. Важную воспитательную роль отводил Ш.т. Я.А. Коменский. В условиях противостояния русского православия и католицизма Ш.т. появился в Киево-Могилянской академии, где просуществовал до 70-х гг. 18 в. Ш.т. был воспринят и Славяно-греко-латинской академией в Москве (конец 17 в.), а позже появился в Ярославле, Ростове и других городах. Основоположниками русского Ш.т. были Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович. Ш.т. в культуре своего времени выполнял одновременно сакральные и светские функции. Ш.т. был частью христианского нравственного воспитания учащихся: в каждой пьесе давались образцы благочестия, добродетельной жизни, служения вере. Участие в постановках развивало память, воображение, формировало художественный вкус. Пьесы для Ш.т. изобиловали риторически правильно построенными речениями, примерами из античной мифологии, цитатами из Библии и других священных книг. Отдельные эпизоды создавались школьниками как письменные домашние сочинения на заданные темы. Выполняя их, ученик демонстрировал владение знаниями, тренировал навыки доказательной и убедительной речи. Школьные представления были закрытыми (собственно учебными) и открытыми. На открытые спектакли приглашались учителя, родители, гости, состоятельные горожане, оказывавшие учебному заведению финансовую поддержку. Иногда школьные театральные представления становились своего рода экзаменами. В целом репертуар Ш.т. зависел от церковного календаря, гл.о. от церковных праздников. На школьные темы пьесы ставились, как правило, в конце семестров. Для каждого праздника (особенно Рождества и Пасхи) учителя (они же главные авторы и постановщики) и ученики, делавшие свои первые шаги в искусстве, писали оригинальные пьесы. Жанры достаточно строго закреплялись за каждой датой. Ученики старших классов играли гл. роли, младших - второстепенные, в т.ч. слуг и др. Практически в спектаклях была занята вся школа. На Рождество и Пасху чаще всего играли мистерии ("Рождественская драма" Димитрия Ростовского, конец 17 в.), на Масленицу - моралите ("Ужасная измена сластолюбивого жития", начало 18 в.). Оба жанра включали интермедии, в которых изображались события священной истории (например, сотворение мира, Благовещение, Рождество, Пасха). Поскольку на сцене нельзя было выводить евангельские персонажи, их заменяли аллегорические фигуры, парадоксально соединявшие наглядность и абстракцию, атрибуты высших сил и отдельные мыслительные категории. Они считались важным элементом обучения абстрактному мышлению. В моралите центральной фигурой был человек, стоящий перед выбором своего пути. Человек изображался грешащим и кающимся. Вокруг него также предполагались аллегории пороков и добродетелей, отдельных психологических состояний. В моралите (в отличие от мистерий) дидактическая нагрузка была сильнее. В моралите и мистериях передавались особенности средневековых и барочных представлений об иерархической структуре мира, о взаимосвязях всего сущего. Интермедии сближали школу с повседневной жизнью, привносили на сцену иную поэтику, не обусловленную обязательными жанрами Ш.т. Они нередко имитировали фольклорные театральные приемы и сюжеты и были рассчитаны на простого зрителя, т.е., не теряя назидательной тенденции, преподносили истины то в сниженно-бытовом, то комедийном плане. В них большое место занимали школьные темы: восхваление наук и учения, высмеивание нерадивого ученика и т.д. Особенностью Ш.т., развивавшегося в Москве, была его тесная связь с придворным театром. Жанровая система и художественные особенности Ш.т. определялись сочетанием педагогических и эстетических функций. Пьесы создавались в соответствии с правилами поэтики и риторики. Ученики, сочиняя или выучивая фрагменты пьес, осваивали на практике риторические и логические правила. Читая диалоги и декламации, они осваивали законы диспута. Как правило, одна группа учеников формулировала тему и свое отношение к ней, другая - полемически выдвигала свою версию и защищала ее. Соотношение педагогических и эстетических задач вызвало к жизни специфически школьные диалог и декламацию как выступления в классе перед учениками на заданную тему. Такие диалоги и декламации тяготели к ораторским жанрам, т.е. не становились предметом театрализации. Несмотря на отсутствие яркой зрелищности, развитого игрового начала, Ш.т. сыграл важную роль в становлении профессионального театра, в подготовке зрительской аудитории, деятелей театра. В России, будучи учительным, Ш.т. придавал драматическому искусству сильное воспитательное звучание. После открытия первого русского общественного театра (1759, директор А.П. Сумароков) традиционный Ш.т. постепенно был вытеснен классической драмой.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

самодеятельный театр в европ. уч. заведениях позднего средневековья. Возникший как средство религ. воспитания и обучения латыни и красноречию, служивший первоначально лишь одним из пед. приемов, Ш. т. со временем стал этапом в развитии проф. сценич. иск-ва. Ш. т. основывался на опыте антич. драматургии (Теренций был гл. образцом). Вместе с тем Ш. т. обращался и к традиции литургич. действа. Чтобы быть понятным как учащимся, так и широкому зрителю, Ш. т. использовал не только латынь, но и народные языки (гл. обр. в интермедиях).

В славянском мире Ш. т. получил развитие как средство воспитания в иезуитских уч. заведениях Хорватии, Словении, Польши. Осознавали пед. значение театральных представлений и протестанты. Важную воспитат. роль отводил Ш. т. Я. А. Каменский. В условиях противостояния рус. православия и католицизма Ш. т. появился в Киево-Могилянской академии, где просуществовал до 70-х гг. 18 в. Вместе с др. элементами пед. опыта и традициями зап.-рус. учености Ш. т. был воспринят Славяно-греко-латинской академией в Москве (кон. 17 в.), а позже появился и в Ярославле, Твери, Ростове, Смоленске, Новгороде. Основоположниками рус. Ш. т. были Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович.

Ш. т. в культуре своего времени выполнял одновременно сакральные и светские функции. Ш. т. был частью христ. нравств. воспитания учащихся: в каждой пьесе давались образцы благочестия, добродетельной жизни, служения вере. Вместе с тем участие в постановках пьес Ш. т. развивало память и воображение учащихся, выступало своеобразной формой закрепления и актуализации уже пройденного уч. материала, формировало худож. вкус. Пьесы для Ш. т. изобиловали риторически правильно построенными речениями, примерами из антич. мифологии, цитатами из Библии и др. священных христ. книг. Отд. эпизоды пьес создавались учениками как письменные домашние задания, а также как сочинения на заданные темы. Выполняя такие задания, играя отведенную ему роль на сцене, ученик демонстрировал владение знаниями, тренировал навыки доказательной и убедительной речи.

Шк. представления были закрытыми (собственно учебными). и открытыми. На открытых спектаклях, к-рые ставились в стенах коллегии или школы (для чего оборудовались сцена или зал), собирались учителя и ученики, родители, гости, состоятельные горожане, оказывавшие уч. заведению финанс. поддержку. Иногда шк. представления становились своего рода публичными экзаменами, формой поощрения учеников. На таких представлениях нередко звучала и тема пользы наук, отраженная в отд. эпизодах или интермедиях. Многочисленность театральных сцен делала Ш. т. иск-вом, доступным как горожанам, так и сел. жителям.

В целом репертуар Ш. т. зависел от церк. календаря, гл. обр. от церк. праздников. На шк. темы пьесы ставились, как правило, в конце семестров. Для каждого праздника (особенно Рождества и Пасхи). учителя (они же гл. авторы и постановщики). и ученики, делавшие свои первые шаги в иск-ве, писали ориг. пьесу. Жанры достаточно строго закреплялись за каждой датой. Спектакли ставились и на Масленицу. Ученики ст. классов играли гл. роли, младших - второстепенные, в т. ч. слуг, вестников и др. Практически в спектаклях была занята вся школа. На Рождество и Пасху чаще всего играли мистерии («Рождественская драма» Димитрия Ростовского, кон. 17 в., и др.), на Масленицу - моралите («Ужасная измена сластолюбивого жития», нач. 18 в.). Оба жанра включали интермедии («междувброшенные» игралища). В мистериях, написанных в сложной поэтич. форме, изображались события священной истории (напр., сотворение мира, Благовещение, Рождество, Пасха). Поскольку на сцене нельзя было выводить евангельские персонажи, их заменяли аллегорические фигуры, парадоксально соединявшие наглядность и абстракцию, атрибуты высших сил и отд. мыслительные категории. Они считались важным элементом обучения абстрактному мышлению, построению логически выверенных конструкций.

В моралите центр, фигурой был человек, стоящий перед выбором своего пути. Человек изображался грешащим и кающимся. Вокруг человека предполагались также аллегории пороков и добродетелей, отд. психол. состояний. В моралите (в отличие от мистерий). дидактич. нагрузка была сильнее. В моралите и мистериях передавались особенности ср.-век. и барочных представлений об иерар-хич. структуре мира, о взаимосвязи всего сущего. Для их отражения сцена оформлялась трех ярусной: небо - земля - ад. В такой сценич. организации наглядно представали осн. семантич. оппозиции Ш. т.: верх - низ; свет - тьма; красота - безобразие; добро - зло; жизнь - смерть и дихотомическая система его персонажей.

Интермедии сближали школу с повседневной жизнью, привносили на сцену иную поэтику, не обусловленную обязат. жанрами Ш. т. Они нередко имитировали фольклорные театральные приемы и сюжеты и были рассчитаны на простого зрителя, т. е., не теряя назидат. тенденции, преподносили истины то в сни-женно-бытовом, то в комедийном плане. В них большое место занимали шк. темы: восхваление наук и учения, высмеивание нерадивого ученика и т. п.

Особенностью Ш. т., развивавшегося в Москве, была его тесная связь с придворным театром. Значит. роль в нем стали играть пьесы-панегирики, отразившие специфическую обществ.-полит. функцию моек. Ш. т.: «Царство мира» (1702- 1705), «Слава печальная» (1725).

Жанровая система и худож. особенности Ш. т. определялись сочетанием пед. и эстетич. функций. Пьесы создавались в соответствии с правилами поэтики и риторики, к-рые вместе с основами актерской игры, режиссуры, сценич. оформления излагались в спец. руководствах, восходивших к поэтике Аристотеля: наиб. известны среди них латинские «Три книги поэтич. наставлений» А. Доната, «Поэтич. иск-во» Я. Понтана, «Об иск-ве сценич. игры» Ф. Ланга и соч. Скалигера. В моек. Ш. т. использовались и привезенные из Львова и Киева поэтики: «Кастальский источник», «Амфион», трактаты М. Слотвинского, М. Довга-левского, И. Хмарного; свое «Иск-во поэтики» создал и Феофан Прокопович. Хотя в них много говорилось о драматич. иск-ве, о драме, трагедии, комедии, эти руководства не касались тех пьес, к-рые действительно ставились на шк. сценах.

Темы отд. монологов и диалогов в пьесах Ш. т. избирались и разрабатывались по правилам риторики. Ученики, сочиняя или выучивая эти фрагменты пьес, осваивали на практике риторич. и логич. правила. Читая диалоги и декламации, они осваивали законы диспута. Как правило, одна группа учеников формулировала тему и свое отношение к ней, другая - полемически выдвигала свою версию и защищала ее. Ценной считалась возможность с новой стороны подойти к избранному предмету.

Соотношение пед. и эстетич. задач вызвало к жизни специфически школьные диалог и декламацию как выступления в классе перед учениками на заданную тему, напр., религиозную, историческую или о пользе наук. Такие диалоги и декламации тяготели к ораторским жанрам, т.е. не становились предметом театрализации.

Несмотря на отсутствие яркой зрелищ-ности, развитого игрового начала, Ш. т. сыграл значит. роль в становлении проф. театра, в подготовке зрительской аудитории, деятелей театра - актеров и драматургов и др. В России, будучи учительным, Ш. т. придал драматич. иск-ву сильное воспитат. звучание. В развивающейся пед. системе рос. школы Ш. т. проложил дорогу любительскому гимназическому, лицейскому театру, значит. ельно активизировав гуманитарное образование. После открытия первого рус. обществ, театра (1759, директор А. П. Сумароков). традиционный Ш. т. постепенно был вытеснен классич. драмой.

Отличное определение

Неполное определение ↓