Развязка в литературе - это один из важнейших элементов композиции. Что такое развязка в литературе

Развязка

РАЗВЯЗКА - одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей.

Р. часто не является концом произведения - за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах.

Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним.

Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий.

Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите - она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании - П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика».

Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели.

Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей литературы буржуазного общества - его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте.

Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения - впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р.

Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны.
Библиография:
Драма.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Развязка

Развязка

РАЗВЯЗКА - одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей.
Р. часто не является концом произведения - за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах.
Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним.
Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий.
Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите - она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании - П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика».
Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели.
Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей литературы буржуазного общества - его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте.
Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения - впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р.
Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны.Библиография:
Драма .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Развя́зка

Элемент сюжета , в котором разрешается конфликт и исчерпываются события, изображённые в произведении. Как правило, развязка даётся в конце произведения, но в тех случаях, когда внешнее действие играет второстепенную роль, она переносится в середину и даже в начало повествования: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова , «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого , «Лёгкое дыхание» И. А. Бунина , «Смерть героя» Р. Олдингтона . Развязка может быть трагичной («Гамлет» У. Шекспира , «Гроза» А. Н. Островского , «Анна Каренина» Л. Н. Толстого ) или благополучной («Капитанская дочка» А. С. Пушкина , «Лес» А. Н. Островского , «Собачье сердце» М. А. Булгакова ). Она может быть неожиданной или мотивированной всем ходом развития действия, правдоподобной или нарочито искусственной и условной: «Тартюф» Мольера , «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта , «Роковые яйца» М. А. Булгакова. В соответствии с авторским замыслом многие произведения лишены развязки и имеют так называемый открытый финал: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина , «Дар» В. В. Набокова .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Развязка" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    - (иноск.) конецъ, окончательное рѣшеніе. Завязка (въ событіи, въ романѣ) основаніе дѣйствій; развязка конецъ дѣйствій. Ср. Потомъ... но вамъ самимъ не трудно угадать Всѣхъ этихъ ужасовъ счастливую развязку... Надсонъ. Страничка прошлаго. Ср. Пока… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    РАЗВЯЗКА, развязки, жен. 1. Действие по гл. развязать в 1, 2 и 4 знач. развязывать (разг.). 2. В драме конец драматического действия (лит.). По Аристотелю, род. начинается с переворота в судьбе героя и завершается его победой или поражением. ||… … Толковый словарь Ушакова

    Компонент фабулы, завершение действия литературно художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале Гадюка А. Н. Толстого, или… … Большой Энциклопедический словарь

    РАЗВЯЗКА, и, жен. 1. см. развязать, ся. 2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) каких н. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения. Дело идёт к развязке. Счастливая,… … Толковый словарь Ожегова

    - «РАЗВЯЗКА», СССР, Ленфильм, 1969, ч/б, 76 мин. Детектив. Без внешних эффектных приемов (драк, погонь и прочих атрибутов приключенческого жанра) фильм рассказывает о молодых чекистах, которые ведут сложное дело. Разоблачив шпионскую деятельность… … Энциклопедия кино

    развязка - наступила существование / создание, субъект, начало, факт … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    развязка - — Тематики электросвязь, основные понятия EN isolation … Справочник технического переводчика

    РАЗВЯЗКА - веревка, ремень или цепь, предназначенные для фиксации л. в проходе конюшни для чистки, ковки и т. п., а также во время уборки денника. Длина Р. равна половине ширины прохода. Один ее конец закреплен на стене прохода, на др. имеется кольцо, в к … Справочник по коневодству

    развязка - 3.1.4 развязка: Отношение напряжения на входе коммутатора, к которому подключен передатчик (измерительный генератор), к напряжению на входе, к которому передатчик не подключен, при согласованных нагрузках на остальных входах и выходах.

что такое развязка в литературе

  1. Заключительная часть драматического или иного литературного произведения.
  2. РАЗВЯЗКА одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения переворота в судьбе героя и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей.

    Р. часто не является концом произведения за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес (Ромео и Джульета) или обращение к зрителям (Мой друг Погодина) . По аналогии с драматическим конфликтом термин Р. применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах.

    Р. , убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р. , вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р. , к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях страх и сострадание и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним.

    Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности

    идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия случая и удачи, которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий.

    Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р. , к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании П. Кальдероном (см.) . Особенно типична для него Р. Чистилища святого Патрика.

    Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром распалась связь времен. В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели.

    Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальн

  3. это окончание произведения)))))
    Завяка - сюжет - кульминация - развязка. Именно такая последовательность в произведении есть)
  4. Развязка Гр. Бояджиев Развязка одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения переворота в судьбе героя и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей. Р. часто не является концом произведения за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес (Ромео и Джульета) или обращение к зрителям (Мой друг Погодина) . По аналогии с драматическим конфликтом термин Р. применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах. Р. , убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р. , вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением которых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р. , которая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях страх и сострадание и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним. Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия...
  5. ЭТО АКАНЧАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  6. наверно итог

Определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей. Р. часто не является концом произведения - за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах. Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним. Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий. Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите - она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании - П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика». Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели. Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей лит-ры буржуазного общества - его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте . Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения - впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р. Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны. Библиография: См. «Драма». Гр. Бояджиев


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯ́ЗКА, -и, ж.

2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) каких-н. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения. Дело идёт к развязке. Счастливая, неожиданная, трагическая р.

3. Дорожное сооружение разветвление для распределения потоков транспорта (спец. ). Транспортная р.

Что такое РАЗВЯЗКА , РАЗВЯЗКА это, значение слова РАЗВЯЗКА , происхождение (этимология) РАЗВЯЗКА , синонимы к РАЗВЯЗКА , парадигма (формы слова) РАЗВЯЗКА в других словарях

Парадигма, формы слова РАЗВЯЗКА - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

парадигма, формы слова РАЗВЯЗКА

развязка

развя́зка,

развя́зки,

развя́зки,

развя́зок,

развя́зке,

развя́зкам,

развя́зку,

развя́зки,

развя́зкой,

развя́зкою,

развя́зками,

развя́зке,

развя́зках

+ РАЗВЯЗКА - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

что такое РАЗВЯЗКА

развязка

развя ́зка

1. ж.

1) Действие по знач. глаг.: развязать , развязаться.

2) перен. Завершение чего-л., заключительная часть чего-л.; конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства.

2. ж.

1) Конец драматического действия в драме.

2) Заключительная часть любого литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц.

+ РАЗВЯЗКА - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

что такое РАЗВЯЗКА

РАЗВЯЗКА

компонент фабулы, завершение действия литературно-художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале - «Гадюка» А. Н. Толстого, или отсутствует вовсе - «Дама с собачкой» А. П. Чехова).

Синонимы к РАЗВЯЗКА - Словарь русских синонимов

РАЗВЯЗКА синонимы

развязка

Синонимы:

конец, заключение, окончание, результат, следствие, завершение, финал; эпилог, концовка, расчленение, финиш, заключительный аккорд, исход, развязывание. Ant. начало

+ РАЗВЯЗКА - Малый академический словарь русского языка

что такое РАЗВЯЗКА

развязка

И, род. мн. -зок, дат. -зкам, ж.

Действие по глаг. развязать -развязывать (в 1 знач. ).

Развязка мешков. Развязка узлов.

Завершение чего-л., конец, разрешающие, распутывающие что-л.; противоп. завязка.

Неожиданная развязка. Трагическая развязка.

{Дефорж} выстрелил. Медведь повалился. Все сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. Пушкин, Дубровский.

Нам все надоело и скорее хотелось той или иной развязки. Новиков-Прибой, Цусима.

|| Лит.

Эпизод, заключающий, завершающий развитие сюжета художественного произведения.

Развязка романа.

{Четвертый любитель искусств:} Вообще во всей пьесе чего-то нет. Как-то не видишь ни завязки, ни развязки. Гоголь, Театральный разъезд.

3. Прост. устар.

Непринужденное, свободное поведение, обращение.

{Гаврило:} Об чем, милый друг, разговаривать? {Вася:} Об чем хочешь, только чтоб вольность в тебе была, развязка. А. Островский, Горячее сердце.

- Вы и командуйте всем. Чтобы было весело, чтобы ходуном ходило все… Выпьем еще по одной для развязки! М. Горький, Тоска.

4. Спец.

Беспрепятственное движение транспорта на магистрали, а также сооружение на дорогах для такого движения.

Обеспечить транспортную развязку.

Немцы усиленно бомбили железнодорожные перегоны ---. Особенно доставалось железнодорожной развязке в районе Кириши. А. Л. Новиков, В небе Ленинграда.