Творческая работа по изобразительному искусству. Творческие задания по ИЗО учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Организация внеклассной работы по изобразительному искусству

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения .

Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся. Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными .

Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

Формы внеклассной работы по изобразительному искусству

Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т.д. .

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т.д., при организации различных оформительских работ в своем классе, отряде, звене.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

Одновременно с учебной работой педагог ведет большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии . Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками .

Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т.п.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй - по инициативе педагога .

Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

В средней общеобразовательной школе лекционный метод обычно применяется в старших классах . Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть использована и в среднем звене (четвертый - шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием.

Лекции могут проводиться как самим учителем, так и приглашенным специалистом - искусствоведом, художником, архитектором и т.д. Если учитель имеет возможность пригласить опытного специалиста, то он должен заранее оповестить учащихся о предстоящей лекции, вывесить объявление с указанием места, дня и часа. Помещение, в котором будет читаться лекция, должно быть тщательно подготовленным. Нужно предусмотреть все до мелочей: место для лектора, проекционный фонарь, указку и т.д.

Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).

Доклады , как правило, делают сами учащиеся . В качестве докладчиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилейными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы.

Тема для предстоящего доклада вручается школьнику недели за две. Первую неделю он разрабатывает план, знакомится с литературой по данному вопросу, подбирает необходимый иллюстративный материал. В течение первой недели нужно проверить, как ученик готовится к докладу, подсказать, как лучше развить тему, какими материалами ее дополнить, на чем сделать акцент. Вторая неделя отводится для написания доклада. Одновременно с докладчиком готовятся и остальные учащиеся. Они могут выступить в назначенный день и в качестве содокладчиков, и как оппоненты.

Доклады можно проводить либо в определенном классе после урока, на котором затрагивалась тема доклада, либо в изокружке, где эта тема была предметом обсуждения.

В настоящее время появилась такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия [ 3].

Артстудия не лечебный кабинет, как это описывается у других авторов, а студия, в которой могут применяться некоторые из методов арттерапии. Поэтому в педагогическом направлении арттерапии специалист-практик ставит профессиональные задачи и предлагает пути их решения, отличные от классической работы арттерапевта. Артпедагог в большинстве случаев работает с нормальными детьми, не имеющими особых отклонений.

Артстудия - комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из практического опыта и возможности использования помещений. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию, ребенок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым - они воспринимают его как отдельный мир.

Ведущая роль в артстудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты - психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Медиасредства. В последние годы все шире используются различные виды медиапродукции. Во многих школах уже проводятся систематические уроки с использование видеофильмов по различных дисциплинам .

Тема фильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвященный выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или определенному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Эту беседу учитель может провести либо перед просмотром, либо после него. Если он проводит беседу до просмотра фильма, то дает краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа состоится после просмотра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими ранее в классе.

Фильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства. Они наглядно раскрывают технику живописи, рисунка, скульптуры, графики. Возможности медиасредств позволяют подробно и методично показать технику наложения краски в живописи, продемонстрировать процесс, в жизни длящийся мгновения, или, наоборот, за короткое время показать весь длительный процесс создания произведения.

Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе .

Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, однако доступном для относительно широкого круга учащихся. В преподавании факультативных курсов, естественно, потребуется и своя методика, и свои формы организации занятий. Здесь широкое применение получит лекционное изложение материала, своеобразное проведение практических занятий, организация различных форм самостоятельной творческой работы школьников.

Подготовка к факультативным занятиям по истории изобразительного искусства должна быть несколько иной, чем к классным занятиям и беседам об искусстве. На этих занятиях учителю следует создавать обстановку, близкую к вузовской: использовать форму лекционного сообщения материала, доклады учащихся с последующим обсуждением, назначение оппонентов и содокладчиков, более глубокое изучение некоторыми школьниками отдельных тем в виде подготовки рефератов и т.д.

Таким образом, существует достаточно большое количество форм организации внеклассной работы по изобразительному искусству. Выбор формы зависит от конкретных задач, решаемых педагогом, и материально-технического оснащения учебного процесса.

Но наиболее распространенной формой организации внеклассной работы является кружковая работа или изостудия.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Камышлов, 2016

Составитель: Валуева Анастасия Юрьевна студентка 4 курса, специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», сборник творческих заданий по изобразительному искусству как средство развития креативных способностей учащихся 3 класса, – 2016. – 11 с.

Руководитель: Болотова Е.Ю., преподаватель.

Сборник включает в себя творческие задания по изобразительному искусству как средство развития креативных способностей учащихся 3 класса.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016

Оглавление

Пояснительная записка

1 класс

Пояснительная записка

Сборник творческих заданий разработан на основе требований ФГОС и способствует развитию креативной личности младшего школьник, а именно творческого мышления.

Данный сборник представляет собой подбор творческих заданий, направленных на развитие креативных способностей. Задания разделены на классы и группу заданий. Каждый блок задания поделен еще в соответствии с уровнем знаний обучающихся.

1. Тренировочные задания;

2. Частично – поисковые задания;

3. Творческие задания

Листая сборник можно увидеть следующие условные знаки:

задания для одаренных детей

задания для детей с ОВЗ

Данный сборник может быть использован педагогами по изобразительному искусству, педагогами дополнительного образования в области изобразительного искусства, во внеурочную деятельность, студентами, родителями.

Материалы сборника могут представить интерес для педагогов начальной школы и студентов педагогических колледжей при прохождении производственных практик

3 класс

    Тема: «Музеи в жизни города»

Изобрази художественный музей России

    Дорисуй

    Изобрази музей, с помощью:

Цветных карандашей Гуашью или акварелью + пальчики

    Создай красочный, выразительный художественный литературный, исторический музей

    Тема: «Картина – особый мир. Картина пейзаж»

Изобразите пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением

    Дорисуй:

    Изобрази:

Зимний пейзаж с помощью акварели Горный пейзаж с помощью гуаши + ватных палочек

    Создай яркий, красочный осенний пейзаж, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек, цветных карандашей, фломастеров, мелков и т.д.

    Тема: «Картина – портрет»

Создайте портрет кого либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрета

    Дорисуй

    Изобрази:

Портрет, с помощью восковых мелков Портрет, с помощью гуаши + губки

    Создай портрет или автопортерт, с помощью акварели, гуаши, ножниц, цветной бумаги, кусочки ткани, пластилин и т.д.

    Тема: «Картина – натюрморт»

Создайте натюрморта с ярко выраженным настроением

    Дорисуй

    Изобрази натюрморт

С помощью гуаши С помощью гуаши + ватные палочки

    Создай натюрморт, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек, губки и т.д., передавая настроение

    Тема: «Картины исторические и бытовые»

Изобразите сцену из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра

    Дорисуй

    Изобрази

Бабушка вяжет носки, с помощью акварели Мама шьет платье с

и гуаши + ватные палочки помощью акварели и гуаши + губка

    Создай сцену из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек и т.д.

    Тема: «Скульптура в музее и на улице»

Создай фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры

    Создай фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек и т.д.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» КБР

конференция учащихся «Дорогами открытий» НОУ «Истоки»

МУДО ЦДТ

Художественные материалы

Проектно-исследовательская работа

по изобразительному искусству

Руководитель: Апухтина Н.Р .- педагог дополнительного образования МУДО ЦДТ

2018год г.о. Прохладный

Введение … ……………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретическая часть …………………………………………….

1.1 Актуальность исследовательской работы.

Цель, гипотеза, задачи ………………………………………………..4

1.2 Методы исследования…………………………………………………….4

Глава 2 Практическая часть ……………………………………………

2.1 Цель практической части и методика исследования……………………5

2.2 Работа с литературой по данной проблеме ……………………….. …...5

2.3 История рисунка. Поиск информации о рисунке в … . …………..

2.4 Материалы для выполнения рисунка. …………………………………..6

2.5 Выбор вида работы и презентация этой работы… …………………….8

2.6 Мой вернисаж………………………………………………………………8

2.7 Вывод по практической части …………………………………………….9

Заключение ……………………………………………………………… ……9

Список используемых сайтов и литературы ……………………………. ….9

Приложение……………………………………………………………….........10

ВВЕДЕНИЕ

Взрослые часто спрашивают, что любят делать дети. Мы, дети, любим играть, слушать сказки и, конечно, рисовать. Я люблю рисовать. А ещё больше люблю смешивать краски и экспериментировать с цветом. Так родилось увлечение рисованием.

Когда я занята творчеством, у меня улучшается настроение, я забываю обо всех неприятностях, ведь рисование - невероятно увлекательное занятие. Можно создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев. Изобразительное творчество развивает интуицию, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть. Посмотрите, какой разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение, свои мечты и фантазии. Но не каждый, кто смотрит, умеет видеть. А художник умеет видеть мир по-особому. Художник настоящий волшебник. Только он умеет изобразить небо, землю, птиц и зверей. Самое главное для него – увидеть красоту природы, людей, животных и суметь передать её в своих произведениях, выразить своё к ней отношение.

Дорога в искусство начинается в твоей душе, в твоём сердце. Когда

появляется какой-то навык в рисовании, хочется научиться новому, мы на занятиях пробовали рисовать разными материалами и в разных техниках. Ведь изображать(рисовать) можно не только карандашами и красками. Увлекли меня нетрадиционные техники рисования.

Подробнее знакомясь с разными материалами, мне захотел узнать историю рисунка. А потом решила провести эксперимент - попробовать создать рисунок, используя разные материалы и техники рисования

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Актуальность исследовательской работы. Цель, гипотеза, задачи.

В начальных классах дети любят рисовать. Рисование помогает в обучении. Рисование развивает интуицию, мышление, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир ребёнка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения.

Как помочь ребёнку открыть себя полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа с рисунком. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир образов. На занятиях изобразительного искусства мы выполняли рисунки кисточкой, карандашом, пальцем, использовали кляксографию, воскографию. Естественно возник вопрос, а чем ёщё можно рисовать. Так появился исследовательский проект.

Цель : выяснить различные способы выполнения рисунка.

Гипотеза: для чего человеку нужны рисунки?

Задачи:

    Познакомиться с историей рисунка

    Исследовать

    Изучить литературу по данной проблеме

    Организовать выставку своих работ

1.2 Методы исследования

    Анализ научной литературы

    Исследование разных приемов и техник рисования.

    Выполнение рисунков разными приёмами.

    Анализ полученных результатов.

Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Цель практической части и методика исследования.

Цель практической части: изучить разные приёмы и техники рисования.

Для этого были поставлены следующие задачи:

    познакомиться с историей рисунка

    исследовать разные приемы и техники рисования

    изучить литературу по данной проблеме

Чтобы выполнить работу результативно, необходимо:

    выбрать любой приём и сделать свой рисунок

    самостоятельно подготовить сообщение о своём рисунке

    сделать вывод по практической части

    сделать заключение по работе

    организовать выставку своих работ

2.2 Работа с литературой по данной проблеме.

Согласно энциклопедии «рисунок» – это изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Чем же он отличается от живописи?

Кисть и краски дают художнику богатый выбор выразительных средств и технических приемов. Можно, например, нанести на полотно несколько слоев краски, придавая живописи определенную фактуру.

Рисунок выполняется на бумаге (в античную эпоху на папирусе, в средние века – на пергаменте) карандашом, пастелью, углем или пером, а объем достигается сочетаниями линий, штрихов и пятен. Он может быть многоцветным, но главное в нем –линия, которую при желании можно растушевать. Художественная ценность рисунка определяется манерой нанесения штриха и твердостью руки художника.

Художественный рисунок лежит в основе всех видов художественного изображения (живопись, графика, скульптура).

2.3 История рисунка. Поиск информации о рисунке

Из истории известно, что рисунок появляется как средство общения

между людьми задолго до создания письменности. В древности многие народы любую информацию передавали с помощью рисунков. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах. Материалом для красок служили органические красители (растения, уголь, сажа, кровь).

Первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, декоративно-

прикладного искусства.

2.4 Материалы для выполнения рисунка

Все изобразительные материалы делятся на графические и живописные .

Графические – это карандаши, разнообразные мелки, уголь, фломастеры, различные ручки, тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть.

Карандаш - самый обычный и распространённый, знакомый всем и необходимый в работе графический материал. Простые карандаши различаются своей твёрдостью.

Мелки (восковые ) предназначены для рисования по бумаге. Они изготовлены из натурального пчелиного воска с добавлением растительных красителей блёстками, оставляют блестящий след, легко смываются с поверхности тёплой водой с мылом. Я очень люблю работать этим материалом.

Тушь - чёрная краска. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол.

Фломастер – инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастеры изобрели в 1960 году.

Уголь служит материалом для рисования. Его получают из тонких веток или заострённых палочек, предварительно высушенных и очищенных. При этом важно, из какой породы дерева сделан материал. В Греции для этих целей используют орех или иву, а итальянский уголь изготавливают из сливы, розмарина, липы или берёзы.

Живописные материалы - это краски, состоящие из мелко размолотого цветного порошка, смешанного с клеем или маслом. В зависимости от этого они называются масляными или клеевыми. Клеевые краски по составу клея и других веществ, которые в них добавляют, очень различны, но все они разводятся водой.

Акварель приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели - её прозрачность.

Пастель - цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного

карандаша. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества,

истёртого в тончайший порошок, с примесью связывающих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара или овсяный отвар и молоко. Получается очень мягкий мелок.

Гуашь - краски, растёртые на воде с клеем и примесью белил. Употребляется для живописи по бумаге, шёлку. Гуашь даёт непрозрачный слой.

Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью. Они

густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.

На занятиях в детском объединении «Фантазеры» нам рассказывали о том, что такое техника рисунка.

Техника рисунка - это совокупность приёмов и средств, применяемых

художником. Художники включают в это понятие технику линии,

определённую манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных

материалов (бумаги, холста, дерева, карандашей, угля, красок) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Я узнала о том, что техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения, творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. К традиционным техникам относят и карандашный рисунок.

Нетрадиционные техники рисования - это когда, помимо обычных

инструментов (кисточка, карандаш), используются нетрадиционные: уголь, свеча, мелок, зубная щётка, крупа, листья деревьев, травы, целлофан, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, неуверенности в себе, в своих способностях. Ведь в такой работе не важен результат, важно экспериментаторство.

2.5 Выбор вида работы и презентация этой работы.

Для представления своей работы я выбрала самые интересные техники рисования.

Техника рисунка акварелью. В акварели существует множество приёмов: работа по сырой бумаге, по сухой бумаге, заливка, смывание, многослойная живопись и др. Прозрачность акварели даёт особый приятный и характерный вид красочным тонам, а наложение прозрачных слоёв краски одного на другой даёт способ составления новых тонов.

Гуашевая техника. Рисовать гуашью лучше на картоне хорошего качества, так как обычная бумага тонка для этого. Чтобы разводить гуашь или смешивать цвета краски, получая нужные оттенки, понадобится палитра. Если планируете наносить слой гуаши поверх другого - дождитесь, пока первый слой высохнет, а затем быстро нанесите второй слой, не давите при этом сильно на кисть.

Пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую

форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.

При создании творческой работы сначала наносится рисунок по контуру. Затем подбирается цвет пластилина. Отщипываются пальцами маленькие кусочки и размазываются пальчиками по поверхности рисунка. Вмазываются другие цвета пластилина, получается необыкновенный узор.

Рисунки гелевой ручкой(фломастером) обычно выполняются на гладкой бумаге.. В рисунке желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать стиральную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным. Для нанесения тона используется приём штриховки. Штрихи могут быть различными по направлению, длине, нажиму карандаша. Движения руки должны быть смелыми, энергичными.

Воскография или граттаж.

Необычность работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (заостренной палочкой.) на подготовленном листе. Лист натирается воском и покрывается черной краской. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона

Монотипия очень необычная техника рисования . Краски наносятся на поверхность(бумагу, стекло, пластик). Сверху накладывается чистый лист и Делается отпечаток. Картины получаются всегда разными. Потом можно что - либо дорисовать или оставить такими.

2.6 Мой вернисаж. Организация выставки.

Используя изученные техники и материалы рисования, я нарисовала рисунки и устроила выставку.

Моя работа акварелью «У реки». Я изобразила летний день. На изумрудно- голубом небе светит яркое солнце. В далеке виден лес. По полянке журит речка, от которой веет прохладой и свежестью. На картине царит атмосфера тишины и покоя.

Следующая моя работа «Подводный мир» выполнена гуашью. Сначала я придумала рисунок. Потом в цвете изобразила море, морское дно. Морские обитатели очень яркие. Эта работа отличается красочностью и яркостью, все цвета насыщенные. В работе я использовала технику набрызг, кустарники выполнила в технике пальцеграфия, что придало работе оригинальность.

«Веселая семейка» так называется работа выполненная в пластилине.

Я изобразила семейство сов: маму, папу и сыночка. Использовала смешанную технику: небо – размазывала пластилин, дерево изобразила с помощью пластилиновых жгутиков, героев лепила по частям и использовала стеку для нанесения узоров. Старалась передать характер каждого героя. Мама сова- добрая, заботливая и немного строгая, папа – серьезный и деловой, а сыночек – немного испуганный

Работа выполненная в этой технике « Чудо - ананас». Простую форму ананаса я преобразила в необыкновенные узоры.

Работа «Золотая рыбка» техника граттаж. Цветной картон затонировала свечкой и закрасила черной краской. Потом выполнила линейный рисунок и стала процарапывать. Используя различные штрихи и линии, рисунок стал выразительным, контрастным.

Вот такая работа у меня получилась в технике монотипия « Таинственный пейзаж» и «Бабочка». В работе «Таинственный пейзаж» я сначала сделала оттиск. Потом изображала кустарники и деревья черной краской выдуванием из трубочки. В работе «Бабочка» узоры дорисовывала фломастером, подчеркивая оригинальные цветовые пятна полученные после отпечатка.

2.7 Вывод по практической части.

Я считаю, что поставленные задачи выполнены и цель достигнута.

Я познакомилась с историей рисунка, исследовала разные приёмы и техники рисования; изучила литературу по данной проблеме. Я поделилась с друзьями своими открытиями. Выяснила, что человек рисует для того, чтобы передать информацию, раскрыть красоту окружающего мира, выразить к нему своё отношение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь этой исследовательской работой, я много узнала интересного о рисунках: люди рисуют для того, чтобы украшать свои жилища, одежду, передавать информацию и красоту окружающего мира. Узнала о разных приёмах и техниках рисования, о людях занимающихся живописью.

Сделала такой вывод:

исследовательская работа помогла мне стать трудолюбивой, активной, ответственной; научила любить и видеть красоту. Рисование помогает мне учиться, развивает творческие способности. Рисование улучшает настроение, помогает успокоиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Т. Емельянова «Большая книга рисования» Полиграфиздат.Москва 2010г.

2.Е.И.Коротаева «Искусство и ты» Москва «Просвещение» 2004г.

3.Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007г.

4.О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва

5.Энциклопедия живописи. Редактор Кондратьев ; 2010 г.

6. Интернет-ресурсы.

Приложение


«У реки» «Подводный мир»


«Золотая рыбка»

«Бабочка»



« Веселая семейка» «Таинственный пейзаж»

«Чудо-ананас»

В данном разделе собраны наиболее интересные для исследования учащимися темы проектов по ИЗО .

На страничке представлены темы исследовательских работ по ИЗО , которые охватывают древнее и современное изобразительное и декоративное искусство, древнегреческое искусство, живопись, граффити, скульптуру, дизайн, керамику.

Также предлагаются , которые предполагают рассмотрение творчества выдающихся художников и скульпторов, знакомство с узорами и украшениями различных народностей, с интересными техниками рисования.

Темы проектов по рисованию можно подобрать для любого класса школы, их можно изменять и расширять на свое усмотрение.

Темы проектов по изобразительному искусству

Интересные темы проектов по изобразительному искусству:

"Быстрые" техники рисования.

Абстрактная живопись нидерландского художника Питера Корнелиса Мондриана.

Абстракционизм Василия Кандинского.

Абстракционизм, как направление нефигуративного искусства.

Аквогрим (рисование специальными красками масок животных). Актуальные формы современного искусства (инсталляция, хепенинг, перфоманс и др.).

Аналитическое искусство русского художника Павла Филонова.

Аппликации на мифологические сюжеты в чернофигурном стиле.

Библейские сюжеты в живописи.

Библейские темы в искусстве.

Благоустройство школьной территории по мотивам сказок.

Божественный и многоликий Сальвадор Дали.

В каждой картине есть главные герои.

Вглядываясь в человека. Портрет.

Взгляд на аналитическое искусство.

Взгляд на символику

Виды декоративного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Визитная карточка нашей области.

Витражи. Краски осени. Витражная роспись.

Волшебные цветы в детских сказках

Волшебство в бумажном завитке.

Волшебство красок.

Времена года в живописи.

Геометрические фигуры в дизайне тротуарной плитки.

Геральдика. Геральдика: соцветие истории, искусства и знаний.

Герои сказок в лепке. Герои сказок в рисунках.

Героическая тема в произведениях русского искусства.

Гжельское чудо.

Городецкая роспись

Граффити — искусство или вандализм?

Декор - человек, общество, время. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире.

Деревня - деревянный мир

Дизайн - искусство нового облика вещей.

Древнегреческий сосуд.

Дымковская игрушка

Жанры в изобразительном искусстве.

Жизнь и творчество местных художников.

Жизнь Иисуса в произведениях изобразительного искусства.

Закономерности в узорах.

Замечательные воины Древней Греции в рисунках.

Золотая русская изба

Идеал личности в портретах И. Крамского.

Из чего же, из чего же сделаны эти краски

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Изобразительное искусство, рожденное Октябрем.

Темы проектов по ИЗО

Интересные темы проектов по ИЗО для учащихся:

Интерьер крестьянского дома.

Искусство в жизни человека.

Искусство графики и его художественные возможности.

Искусство Древнего Китая.

Одежда людей разных сословий.

Искусство рисования манной кашей, предварительно окрашенной пищевыми красителями.

Искусство ручной росписи ткани.

Использование сухих листьев в живописи.

Исследование натуральных пищевых красителей в рисовании.

Исторический жанр в русском изобразительном искусстве.

История жизни фараона Древего Египта в рисунках.

Керамические изделия.

Классическое элитарное искусство на примере жанра Портрет.

Кляксография. Что это?

Кубизм, как авангардистское направление в изобразительном искусстве.

Культурное и этническое многообразие моего города.

Культурный вопрос в первобытном мире.

Ладонная и пальчиковая техника живописи.

Леонардо да Винчи — художник и ученый.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Лубок - живое народное искусство.

Магические узоры.

Массовое и элитарное искусство на примере жанра Портрет.

Мир вокруг меня в разной технике изображения.

Мир грез и фантазий в творчестве художника Виктора Эльпидифоровича Борисова - Мусатова.

Мир наших вещей.

Натюрморт

Мир творчества художника Виктора Васнецова.

Мифологические темы в искусстве.

Мозаика в наследии М.В. Ломоносова.

Мой любимый художник.

Мои сочные краски.

Мотив дороги в творчестве Ф. Васильева.

Направление русского авангарда - футуризм

Народная одежда - образ мира.

Народное творчество Севера.

Народные праздничные обряды.

Народный костюм. История костюма. Народный праздничный костюм.

Насколько белым в действительности выглядит снег и как передать его вид в зимнем пейзаже, используя возможности гуаши.

Натюрморт. Возникновение и развитие жанра.

Невероятные краски

Нетрадиционная техника рисования природы

Нетрадиционные приемы рисования животных

Нетрадиционные способы и приемы рисования

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования в изобразительном искусстве.

Эбру и суманагаши.

О чем говорят наскальные рисунки первобытного мира.

О чем расскажут рисунки на стенах усыпальницы фараона.

О чём рассказывает цвет

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Образ птицы: от мифа к искусству

Обрядовое значение соломы.

Объём - основа языка скульптуры.

Он мне ближе всего из художников.

Оригинальные способы рисования.

Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих к разным художественным промыслам.

Павел Федотов и художники его времени.

Пасхальные традиции русского народа.

Пейзаж. Возникновение и развитие жанра.

Первые в России футуристы художники братья Бурлюки. Пикассо, как основатель кубизма.

Пластилиновые фантазии Полезность вещей в доме.

Портрет человека. Возникновение и развитие жанра.

Посетитель в современном музее: портрет в перспективе.

Православная икона

Приемы работы тушью и их выразительные возможности.

Природа и художник (образы природы в пейзажах художников).

Прогулки по моему городу.

Проектирование предметной среды. Дизайн интерьера кухни.

Произведения искусства в семьях учащихся.

Промыслы нашего края Путешествие в мир красок весны.

Путешествие по древним городам России. Архитектура.

Разноцветный мир (Жанры изобразительного искусства).

Реальность жизни и художественный образ.

Рисование графическими материалами

Родная природа в творчестве Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Левитана.

Рождественская открытка

Роль художественных народных промыслов в современной жизни.

Романтик страсти и печали. Портретное творчество К. П. Брюллова.

Роспись по камню

Русская крестьянская изба

Русская матрешка Русские красавицы

Русский скульптурный портрет XVIII-XIX века.

Русь древняя, средневековая, национальное своеобразие архитектуры и искусства.

Связь времён в народном искусстве Сила искусства в творчестве Модильяни.

Сказочный осенний лес

Современное выставочное искусство.

Современные российские молодые художники.

Современные техники декоративно-прикладного искусства.

Современные украинские молодые художники.

Современный музей, как важный ресурс развития города и региона.

Суперматизм выдающегося художника Каземира Малевича.

Супрематизм Суть портретного жанра в современном и классическом стиле.

Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.

Творческий путь Валентина Серова. Творчество В. Сурикова. Творчество И.И. Левитана Творчество И.И. Шишкина

Творчество любого художника от эпохи Возрождения до наших современников.

Творчество Ф.А. Васильева.

Творчество художника Каземира Малевича

Творчество художника Тулуз Лотрека

Терракотовые статуй китайского императора

Техника "Водяная печать"

У истоков греческой скульптуры.

Удивительные изделия из гобелена.

Удивительные изделия из металла.

Удивительные изделия из стекла.

Узоры в Древней Греции.

Узоры в Древней Руси.

Узоры в Древнем Египте.

Узоры в Древнем Риме.

Узоры в истории нашего края.

Узоры в оформлении книг.

Узоры на зданиях.

Узоры на одежде.

Узоры на оружии.

Узоры на посуде.

Футуризм

Художественная культура Японии

Художественная роспись по стеклу

Художественная специфика венецианской живописной школы.

Художественная специфика умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.

Художники- футуристы

Цвет и символ в архитектуре и дизайне.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Что обозначают рисунки на одежде?

Что такое авангард?

Чудо - тесто.

Шедевры Высокого Возрождения.

Эбру - рисование на воде.

Элитарное и массовое изобразительное искусство для современного зрителя.

Эмблема моего класса.

Эти загадочные наскальные рисунки.

Это черный квадрат какой-то.

Я рисую на компьютере

Языческая символика в народных промыслах.

Японский сад.

Яркие краски лубка.

Темы проектов по изобразительному искусству

В данный раздел включены темы проектов по МХК , не вошедшие в списки тем для 7-11 классов. На странице предлагается выбрать темы исследовательских работ по МХК , в которых рассматривается архитектура, живопись и скульптура Древнего Востока, Египта, Европы и России.

Темы проектов по МХК по классам:

Мы распределили темы исследовательских работ по мировой художественной культуре по классам, ниже можно перейти и просмотреть темы по МХК для 7-11 классов.

(откроются в новом окне)

Также предлагаются темы исследовательских работ по культуре на знакомство с музеями различных стран мира.

Среди тем проектных работ по МХК можно выбрать интересную тему для учащихся любого класса школы. Темы охватывают культуру практически всех известных цивилизаций.

Темы исследовательских работ по МХК (общие)

Арканджело Корелли.

Архитектура Древнего Египта.

Архитектурные памятники города, в котором я живу.

Архитектурный модерн одного из городов России

Библейские сюжеты и образы в творчестве Эль Греко (Рембрандта и др.)

Боевые воинские искусства

Бытовой жанр в западноевропейской и русской живописи. В. А. Серов «Девочка с персиками»

Венецианская маска.

Влияние африканской скульптуры на творчество П. Пикассо.

Влияние венецианских масок на образы современной моды.

Влияние Византии на формирование культуры и искусства Киевской Руси

Волшебное искусство амигуруми.

Город-музей Санкт-Петербург и его пригороды.

Готическое искусство

Греческий театр.

Декор положения человека в обществе.

Греческая вазопись.

Древнерусская иконопись

Египетский стиль в современном интерьере.

Живопись С. Дали и театр абсурда.

Живопись эпохи "передвижников".

Жизнь Иисуса в произведениях искусства.

Идеал красоты в разные эпохи

Из истории французского костюма.

Импрессионизм. Огюст Ренуар Импрессионистические приемы в творчестве К. Коровина (В. Серова).

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство доколумбовой Америки.

Искусство Западной Европы XVII века. (Эпоха барокко).

Йозеф Ланнер,основатель венского вальса.

Комната моей мечты

Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX - начала XX века

Культура античности Культура восточного танца Культура и быт народов Кубани XVII - XVIII в.

Культура и искусство Византии Культура и искусство эпохи Просвещения.

Майолика эпохи Возрождения

Может ли искусство быть оружием

Музеи Европы Музеи мира. История становления музея, принципы, по которым сложились национальные коллекции. Музеи России. Музеи Украины. Музей в современной социокультурной ситуации города.

Образ Клеопатры в кинематографе.

Образ кошки в русской культуре.

Образ Петра I в скульптурах Б.К. Растрелли и Э. Фальконе.

Образ солнца в народном искусстве.

Образы Мадонн в творчестве Леонардо да Винчи (Рафаэля).

Особенности русского духовного идеала в творчестве М. Нестерова.

Отражение образов первобытного искусства в творчестве П. Гогена.

Пирамиды в современной архитектуре.

Поиски фовистов и особенности их образного языка.

Преломление иконописных принципов в живописи Эль Греко.

Природа и человек в изобразительном искусстве романтизма (на примере творчества К. Д. Фридриха).

Проблема выбора жизненного пути в произведениях А. Иванова «Явление Христа народу» и И. Крамского «Христос в пустыне».

Прогулка по Версалю.

Противопоставление естественного и искусственного как основной мотив творчества К. Сомова.

Психологизм скульптурных портретов А.С. Голубкиной.

Роль Тулуз-Лотрека в развитии искусства плаката.

Романское искусство

Рыцарство

Своеобразие жанра картины-элегии в творчестве В. Борисова-Мусатова.

Своеобразие стилистической манеры Ф. Рокотова.

Символика натюрморта в голландской живописи XVII века.

Символика украшений Древнего Египта.

Связь символики с мировоззрением египтян.

Символические образы в творчестве Врубеля.

Скульптура эпохи Возрождения: Донателло, Микеланджело.

Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.

Скульптурное убранство готических соборов.

Славянская мифология "Русская нечисть" Славянская мифология "Священные птицы"

Советская и американская культура 20-х годов XX века.

Тайна красоты в русских женских портретах XIX века.

Танец богини Гуань

Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери.

Традиции древнерусского искусства в архитектуре петровского времени.

Художественные открытия «малых голландцев».

Черты романтизма в творчестве прерафаэлитов.

Экзотика Востока в произведениях Делакруа.

Экскурсия по Собору Святой Софии в Константинополе.

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.

    Внеклассные занятия привлекают разнообразием своих форм и видов все больше учащихся. Нередко выявляются художественно-одаренные дети.

    Виды внеклассной работы по ИЗО для учащихся начальных классов :

      рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент); выполнение декоративных композиций-импровизаций; моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги (бумагопластика); лепка;художественная роспись; аппликация; работа с тканью; -работа с природными материалами.

    Основными формами внеклассной работы по изобразительному искусству с детьми являются кружки, факультативные занятия, беседы, доклады, кинофильмы, домашнее рисование, рисование учащихся по ИЗО, выставки.

    Кружок – Наиболее распространенный вид внеклассной работе по изобразительному искусству. Занятия в кружках являются как бы продолжением классных занятий. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов и т.д.

    Факультативные занятия дают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Эти занятия должны вызывать интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств. Факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий.

    Экскурсии углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

    Беседы. Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал.

    Лекции, доклады. Л екция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием. Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).

    Кинофильмы. Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства.

    Домашнее рисование учащихся. Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма.

    Выставки. Участие в выставке, выступление с докладом на вечере искусства, право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший детский рисунок - все-это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.