Урок изобразительного искусства на тему "народный праздничный костюм". Учебный проект Праздничный народный костюм – целостный художественный образ Праздничный народный костюм целостный художественный образ




Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи. Рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили с узким поясом или цветим шнуром. Порты шились суженные снизу до щиколотки. Завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх носили верхние шелковые или суконные штаны.




В южнорусский поневный комплекс входили: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, пояс, передник, "навершник" наплечная одежда типа укороченной рубахи, другие детали и украшения, головной убор "сорока", обувь.




Рубаха - основа женского народного костюма.. Шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Сарафан одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.





В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушки оставлять их непокрытыми. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего в виде обруча или повязки.






Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Гамма цветов многокрасочна.


Список литературы 1. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник

Технологическая карта урока по ИЗО в 5Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

Давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

Описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД :

Личностные:

Знание народных традиций;

Чувство гордости за русскую культуру;

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Бисеналиев Н.И.

Предмет: ИЗО

Класс 5

Тема: «Народный праздничный костюм»

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

Давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

Описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД :

Личностные:

Знание народных традиций;

Чувство гордости за русскую культуру;

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Самоопределение

2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

- Для того чтобы определить тему нашего урока мы должны разгадать кроссворд.

1) что использовали люди в древности для защиты себя и своего жилища (символы)

2) неизменная спутница крестьянских женщин (прялка)

3) цвет, который олицетворял собой мужское начало (красный)

4) предмет для новорожденного (люлька)

5) элемент прялки (лопасть)

6) главный символ в древнем народном искусстве (солнце)

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

Получили ключевое слово урока- КОСТЮМ

- Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов

Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм;

Рассматривают изображения костюмов народов России

Определим различие костюмов разных территорий России.

Смыслообразование.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

Самостоятельное выделение познавательной цели,

3 этап выявления места и причины затруднения

Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Показ презентации и эскизов костюмов, которые подготовлены учащимися старших классов

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностеё

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагает игру «Наряди куклу».

Показ выполнения работы на доске (учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске)

(Приглашаются ученики,которые выбирают необходимые элементы костюма для куклы

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата)

Формулирование в коммуникативной форме конкретной
цель своих будущих действий, устраняющих причину
возникшего затруднения;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

5 этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталоиИтогину

Даёт

Самостоятельную творческую работу:

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору(мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.

Индивидуальная работа

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма;

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает презентовать творческую работу

Демонстрируют свою работу

Анализируют работы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

7 этап Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

Чему мы учились на уроке?

Что нового и интересного узнали?

Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8 этап- домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах.

1 уровень – просто найти:

2 уровень – представить в письменной форме;

3 уровень- представить в письменной форме с презентацией

Выбирают уровень

Воспринимают информацию,

Осознанно фиксируют информацию


Материал из НГПУ им. К.Минина

Автор проекта

Предмет, класс

Изобразительное искусство 5 класс

Краткая аннотация проекта

В данном проекте мы раскроем составные элементы праздничного костюма; увидим разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснёмся к истории нашей Родины, родного села, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Надо ли помнить и уважать традиции и обычаи русского народа?

Проблемные вопросы

Какие особенности имел русский женский костюм?

Какие особенности имел русский мужской костюм?

Почему костюм стал праздничным?

Учебные вопросы

Из каких основных элементов состоит традиционный народный костюм на Руси?

Какие виды орнамента наши предки использовали при украшении своих костюмов?

По какому назначению различалась народная одежда?

Чем украшали праздничную одежду?

Какие головные уборы традиционного народного костюма вы знаете?

Какие ткани применялись при изготовлении народного костюма?

План проведения проекта

I этап- Знакомство с проектом, деление на группы,составление планов работы, распределение обязанностей в группе.

II этап- сбор и обработка информации.

III этап- оформление результатов исследования, промежуточные отчёты, самооценивание и взаимооценивание.

IV этап- защита работ, оценивание работ продуктов проектной деятельности по критериям, рефлексия.

Публикация преподавателя

МОУ Хайтинская ООШ

Открытый урок

изобразительного искусства

Тема: Народный праздничный костюм.

Учитель ИЗО:

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Образовательная :

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Этапы работы:

Выбрать вариант костюма;

Построить общую форму костюма;

Наметить места украшений и орнамента;

Определить колорит (цвет) костюма;

Выполнить в цвете работу.

И так ребята, приступаем к работе.

Во время работы, вы услышите записи фольклорного коллектива

«Ладушка», которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).

IV . Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Какие элементы костюма отнесём к северному рус. нар. костюму?

(Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник)

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.

V . Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

VI . Домашнее здание: Закончить работы в цвете.