Программа кружка по истории "все тайны и загадки мира, или тайна, о которой я хочу рассказать". Образовательная программа исторического кружка "клио" Кружок «Археология Великой степи»
Описание
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
исторического кружка - студии
«КЛИО – клуб любителей истории Отечества»
ПЕДАГОГА
Зеленовой Анны Сергеевны
ДЛЯ 5 - 6 КЛАССОВ
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
г.Тюмень, 2013 г.
Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.
Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Цель программы:
Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.
Задачи:
·
воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;
·
развивать навыки учебно-исследовательской работы;
·
развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности.
В работе исторического кружка участвуют обучающиеся с 5-х и 6-х классов.
Продолжительность программы – 1 год, в объеме 34 часа.
Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Западной Сибири, быта, уклада жизни прошлых поколений.
Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.
Итогом реализации программы является приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности обучающихся; успешное выступление на различных конференциях, олимпиадах.
Формы проведения занятий:
- Экскурсия.
- Работа в архивах.
- Конференции.
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в музеи;
- пешие экскурсии по городу;
- посещение концертов фольклорных коллективов;
- сбор материалов;
- оформление материалов экспедиции;
- создание и оформление этнографического уголка в школе;
- участие в краеведческих конкурсах.
УУД:
Личностные: - ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. - эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири; - чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Регулятивныея: - планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - анализировать и синтезировать необходимую информацию; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; - устанавливать причинно-следственные связи; - самостоятельно подбирать литературу по теме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; - работать в семейных архивах. - Коммуникативныея: - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве. - выступать с сообщениями; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Литература:
1. Беспалова Л. Г. Сибирский просветитель.– Свердловск, 1973.
2. Валеев Ф. Т. Западно-сибирские татары. – Казань, 1980.
3. Веселкина В. В. История тюменского края. – Свердловск, 1980.
4. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XII в. – М., 1967.
5. Галязимов Б. И. Легенды седого Иртыша. – Свердловск, 1987.
6. Головнев А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск – Яр-Сале, 1994.
7. Громыко М. М. Западная Сибирь в XIII в. – Новосибирск, 1965.
8. Жученко Б. А. Заварихин С. П. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984.
9. Иваненко А. С. Четыре века тюменского поля. – Свердловск, 1990.
Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири. – Новосибирск, 1979.
10. История Сибири. Т. 1, 2, 3. – Л., 1968.
11. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1974.
12. Копылов Д. И. Ермак. – Иркутск, 1989.
13. Копылов Д. И. Наш край в документах и иллюстрациях. – Свердловск, 1966.
14. Копылов Д. И. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX вв. – Свердловск, 1973.
15. Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. Тобольск. – Свердловск, 1969; 1974.
16. Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири. – Новосибирск, 1979.
17. Кочедамов В. И. Первые русские города в Сибири. – М., 1978.
18. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. – М., 1990.
19. Очерки истории Тюменской области. – Тюмень, 1994.
20. Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. – Новосибирск, 1982.
21. Ретунский В. Ф. Государственные преступники: страницы политической ссылки в Зауралье. – Сургут, 1992.
22. Ромодановский Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII. – Новосибирск, 1973.
23. Софронов В.Ю. Откуда земля сибирская пошла. – Екатеринбург, 2001.
24. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. – Сургут, 1993.
25. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986.Абрамов Н.А. Город Тюмень (из истории Тобольской епархии). – Тюмень, 1998.
26. Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. – Харьков, 1891.
27. Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. – Харьков, 1891.
28. Громыко М.М. Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М., 2000.
29. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
30. Зайцева Л.Ю., Савицкая О.Н. История Курганской области (церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т. 4. – Курган, 1998.
31. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в.– Новосибирск, 1990.
32. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. – М., 1992.
33. Копылов А.Н. Очерки по истории культуры Сибири XVII – начало XIX вв. – Новосибирск. 1974.
34. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви Северо-Западной Сибири. – Тюмень, 2001.
35. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. 1–8. – М., 1994.
36. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1–3. – М., 1994.
37. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири.–Новосибирск, 1979. 17
38. Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII – первая половина XIX вв. – Иркутск, 1996.
39. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.
40. Полный церковно-славянский словарь. Т. 1–2. – М., 1998.
41. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII в. СПб., 1905.
42. Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. Выпуск 1–14. – Тюмень.
43. Софронов В.Ю., Сладкова Л.Н. Откуда земля сибирская пошла.– Екатеринбург, 2001.
44. Софронов В.Ю. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998.
№
Дата провед. |
Наименование разделов
|
Форма занятий
|
Приемы и методы организации
|
Методический и дидактический материал
| Дата провед. |
Форма подведения итогов
|
|||||||
Раздел I . Введение | |||||||||||||
1. |
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
| Теоретическое занятие. | Словесный, практический . | Учебные пособия | Коллективное обсуждение. | ||||||||
Раздел
II
. Западная Сибирь в
XVI
-
XVII
вв.
|
|||||||||||||
2-3. | По следам Ермака. | Теорет. занятие. | Словесный. | Летописи. | Коллективное обсуждение. | ||||||||
4-5. | Первые русские города Западной Сибири | Теоретическое занятие. | Словесный. | Летописи, фотоматериалы |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
6. | О чем рассказывает Тобольский Кремль. | Теоретическое занятие. | Словесный, метод показа. | Летописи, фильм. |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
7 – 9.
|
Работа над проектом «
Западная Сибирь в
XVI
-
XVII
в».
|
Практические занятия.
|
Научно – исследовательский.
|
|
Конкурс проектов.
|
||||||||
Раздел
III
. Западная Сибирь в
XVIII
-
XIX
вв.
|
|||||||||||||
10. | КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ | Теоретическое занятие. | Словесный. | Летописи. | Коллективное обсуждение. | ||||||||
11. |
«
Богатство
России
Сибирью прирастать будет…»
| Теоретическое занятие. | Словесный. | Летописи, фотоматериалы |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
12. | Сибирь как ссылка в XVII-XIX веках | Теоретическое занятие. | Словесный, метод показа. | Летописи, фильм. |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
12 – 13.
|
Работа над проектом «
Западная Сибирь в
XVIII
-
XIX
вв.
|
Практические занятия.
|
Научно – исследовательский.
|
Исторические источники, летописи.
|
Конкурс проектов.
|
||||||||
Раздел
IV
. Западная Сибирь в
XX
-
XXI
вв.
|
|||||||||||||
14. |
Тюменское купечество
| Теоретическое занятие. | Словесный. | Архивные документы. | Коллективное обсуждение. | ||||||||
15. |
Тюмень в гражданской войне
| Теоретическое занятие. | Словесный. | Арх. документы., фотоматериалы |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
16. |
«Тюмень- город госпиталь»
| Теоретическое занятие. | Словесный, метод показа. | Летописи, фильм. |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
17 – 18.
|
Работа над проектом «
Западная Сибирь в
XX
-
XXI
вв.
|
Практические занятия.
|
Научно – исследовательский.
|
Исторические источники, летописи.
|
Конкурс проектов.
|
||||||||
Раздел V . Улицы нашего города | |||||||||||||
19. |
Знакомство с улицами нашего города (история названий улиц).
|
Теоретическое занятие.
|
Топонимическое исследование.
|
Архивные документы, летописи.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
20 – 21. | Работа над проектом «Юный экскурсовод». |
Практические занятия.
|
Научно – исследовательский.
|
Историческая литература, материалы фондов, фотографии.
|
Конкурс юных экскурсоводов.
|
||||||||
Раздел VI . Памятники нашего города | |||||||||||||
22. |
Памятники Тюмени, как летопись города.
|
Теоретическое занятие.
|
Научно – исследовательский.
|
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
23. |
Периоды истории страны и города в памятниках.
|
Практическое занятие.
|
Научно – исследовательский.
|
Историческая литература, арх.докум.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
24.
| Работа над проектом «Электронная экскурсия» |
Практические занятия.
| Научно – исследовательский | Электронная виртуальная экскурсия | Конкурс проектов. | ||||||||
Раздел
VII
. Знаменитые земляки
|
|||||||||||||
25-26 |
Знаменитые люди, родившиеся и проживавшие в Западной Сибири
|
Теоретическое занятие.
|
Словесный.
|
Архивные данные, историческая карта
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
Раздел
VIII
. Наш край родной
|
|||||||||||||
27.
|
Традиции народов Западной Сибири
|
Теоретическое занятие.
|
Словесный.
|
Исторические источники, летописи.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
28. |
Культура народов Западной Сибири
|
Теоретическое занятие.
|
Словесный.
|
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, письма.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
Раздел
IX
. Тюмени - 427 лет
|
|||||||||||||
29-30.
|
Работа над проектом «Тюмени – 427».
| Практические занятия. |
Научно – исследовательский.
|
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, историческая карта.
|
Конкурс проектов.
|
||||||||
Раздел X . Выдающиеся люди нашего города сегодня. | |||||||||||||
31. |
Встреча с интересными людьми.
| Практическое занятие. |
Словесно – практический.
|
Фотографии, документы, устные рассказы.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
32.
|
Создание презентации «Выдающиеся люди нашего города сегодня».
|
Практическое занятие.
|
Научно исследовательский.
|
Архивные материалы, фотографии, документы, воспоминания.
|
Презентация.
|
||||||||
Раздел XI . Научно – практическая конференция. | |||||||||||||
33-34.
|
Отчет о работе кружка
|
Практическое занятие.
|
Научно – исследовательский.
|
Историческая литература, историческая карта, проектные работы.
|
Презентация, показ электронных экскурсий.
| ||||||||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Череповца Войнова Т.Ю. | Утверждено приказом директора Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Кравцова В.Л. Приказ № 116 |
Программа кружка «За страницами урока истории».
Срок реализации: 2013-2014 учебный год.
Возраст: 6 классы.
учитель истории и обществознания
г.Череповец, 2013г.
Пояснительная записка
Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.
Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.
Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучение – расширение знаний об основных событиях, явлениях и процессах общественной жизни в истории России и зарубежных стран, формирование исследовательских навыков (таких как работа с историческими источниками, описание (реконструкция), элементы анализа и объяснения, работа с версиями и оценками), умения применять полученные знания и навыки в практической повседневной деятельности, развивать творческие способности через подбор дифференцированных заданий, повышение мотивации изучения истории и обществознания через применение нестандартных приемов обучения;
Развитие исследовательских умений (ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проверять гипотезы, выделять информацию из разных источников, Систематизировать информацию, представлять результаты в разных формах (схема, таблица, устное и письменное сообщение, навыки создания проекта и его защиты), коммуникативных умений (совместная работа в группах по сбору и анализу необходимой информации, умение аргументировано высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения);
Воспитание активной гражданской позиции, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории, чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.
Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.
Программа рассчитана на учеников 6 классов.
Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.
Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.
Предполагаемы результаты:
Приобретение учащимися первичных знаний о месте и роли Череповца и нашего края в истории Отечества;
Приобретение знаний об основных проблемах и личностях отечественной и всемирной истории;
владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
Овладение навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;
Овладение навыками работы в группе;
Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).
Учебно-тематический план
Название разделов, тем. | Кол-во часов. |
|||
Практика |
||||
Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины Тема 1 Наука о времени. Тема 2 Фигуры на гербе. Тема 3 Монета на ладони. | ||||
Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории. | ||||
Раздел 3 Роль личность в истории. Тема 1 Кто творит историю? Тема 3 Суд истории: Петр I. Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова» Тема 6 Екатерина II и Петр III Тема 8 Выдающиеся полководцы. | ||||
Раздел 4 История малой Родины. |
Название разделов, тем. | Практика |
||
Тема 1 Наука о времени. | Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества. Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории. Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности. | ||
Тема 2 Фигуры на гербе. | Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией. |
||
Тема 3 Монета на ладони. | Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач. |
||
Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны. | Решение познавательных задач. |
||
Тема 5 Почему мы так называемся? | Разработка аналитического описания, решение познавательных задач. |
||
Тема 6 Быль и вымысел в истории. | Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами. |
||
Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны». | Решение познавательных заданий и задач. |
||
Тема 1 Миф о технической отсталости России. | Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке. Достижения и изобретения отечественных мастеров. | Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач. |
|
Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории. | Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке. | Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения. |
|
Тема 3 Миф о кровавой истории России. | Причины появления мифа. Сравнение России и Запада. | Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах. |
|
Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым. | Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности. | Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах. |
|
Тема 5 Случайности и закономерности в истории. | Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории. | Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах. |
|
Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория. | Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки. | Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления. |
|
Тема 7 Викторина «Что было, то было». | Викторина «Что было, то было». | Решение познавательных заданий, работа в группах. |
|
Тема 1 Кто творит историю? | Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества. | Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения. |
|
Тема 2 Лидеры I и II ополчения. | Исторические портреты лидеров I и II ополчения. | Составление исторического портрета личности, работа с документами. |
|
Тема 3 Суд истории: Петр I. | Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России. | ||
Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России. | Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления. |
||
Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна. | Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России. | Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения. |
|
Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России. | Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления. |
||
Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения». | Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста. | Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения. |
|
Тема 8 Выдающиеся полководцы. | Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века. | Составление исторического портрета личности, работа с картами. |
|
Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов». | Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов». | Решение познавательных заданий и задач, работа в группах. |
|
Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае. | Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества. | Решение познавательных заданий. |
|
Тема 2 Наш край в истории Отечества. | Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный. | Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий. |
|
Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение). | Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления. |
||
Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества». | Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления. |
||
Тема 5 Город, в котором я живу. | Череповец современный. | Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления. |
|
Тема 6 Наши выдающиеся земляки. | Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области. | Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения. |
|
Тема 7 Череповец – город церквей. | Церкви города Череповца: история и современность. | Публичные выступления, |
|
Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце. | Места досуга и отдыха в городе Череповца. | Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето. |
|
Тема 9 Моя семья в истории России. | История отдельной семьи. | Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах. |
|
Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца». | Игровое занятие | Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах. |
|
Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка. | Игровое занятие. |
Методическое обеспечение
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов. |
|
Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины. Тема 1 Наука о времени. | Печатано-словесный (эвристическая беседа), решение познавательных заданий. | Тетрадь для записей, учебные картины, карточки с заданиями. | Самопроверка карточек с заданиями. |
|||
Тема 2 Фигуры на гербе. | Практическое занятие. | Практический (изготовление гербов) | Листы бумаги, карандаши, фломастеры. | Готовые проекты гербов. |
||
Тема 3 Монета на ладони. | Практическое занятие. | Исследование (работа с источниками), решение познавательных заданий. | ||||
Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны. | Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий). | Устный (эвристическая беседа), решение заданий и задач. | Тетрадь для записей, карточки с заданиями. | Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий. |
||
Тема 5 Почему мы так называемся? | Урок-лекция. | Устный (эвристическая беседа), решение познавательных задач. | Тетрадь для записей, карточки с заданиями, атласы. | Самопроверка заданий, записи в тетради. |
||
Тема 6 Быль и вымысел в истории. | Круглый стол. | Исследовательский (подготовка сообщений, работа с текстом источника, изложение идей, доказательство). | Тетрадь для записей, документы. | Записи в тетради, сообщения. |
||
Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны». | Соревнование. | Игровой урок (Брейн-ринг). | Задания для команд, листы бумаги, карандаши. | Закрепление и обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике. |
||
Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории. Тема 1 Миф о технической отсталости России. | Проблемная лекция. | Тетрадь для записей, карточки с заданиями. | ||||
Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории. | Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения) | Сообщения учащихся, тетради для записей. | Записи в тетради, сообщения. |
|||
Тема 3 Миф о кровавой истории России. | Проблемная лекция. | Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий). | Тетрадь для записей, карточки с заданиями. | Самопроверка карточек, записи в тетради. |
||
Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым. | Ролевая игра. | Игровой (урок-суд). | Задание для групп, листы с приговором. | Вынесение приговора (доказательство позиции). |
||
Тема 5 Случайности и закономерности в истории. | Урок-лекция. | Устный (эвристическая беседа) | Тетрадь для записей. | Записи в тетради. |
||
Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория. | Круглый стол. | Дискуссия. | Раздаточный материал (тексты). | Сообщения, записи в тетради. |
||
Тема 7 Викторина «Что было, то было». | Соревнование | Игровой (викторина в форме «Своя игра»: учащиеся отвечают на вопросы викторины). | Тексты с вопросами разного уровня сложности. | Выявление победителей и призеров викторины, обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике. |
||
Раздел 3 Роль личность в истории. Тема 1 Кто творит историю? | Проблемная лекция | Печатно-словесный (эвристическая беседа, комментирование документов). | Записи в тетради. |
|||
Тема 2 Лидеры I и II ополчения. | Лекция с обсуждением документов. | Печатно-словесный (составление портрета личности, комментирование документов и картин). | Документы, картины, тетради для записей. | Записи в тетради. |
||
Тема 3 Суд истории: Петр I. | Ролевая игра | Игровой (урок-суд). | Листы с заданиями для групп, ручки, бумага. | Листы с вынесенным приговором (доказательством позиции). |
||
Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова». | Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, выслушивать и оспаривать мнения других) | Портреты личностей сподвижников Петра I, сообщения, тетради для записей. | Записи в тетради. |
|||
Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна. | Соревнование. | Игровой (Урок-суд). | Карточки с заданиями для групп, листы для вынесения приговора. | Заполненные листы с приговором (доказательством позиции). |
||
Тема 6 Екатерина II и Петр III. | Практическое занятие. | Исследование (работа с картами и документами) | Атласы, документы. | Записи в тетради. |
||
Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения». | Круглый стол. | Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения). | Документы, тетради для записей. | Сообщения, записи в тетради. |
||
Тема 8 Выдающиеся полководцы. | Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, составление портрета личности). | Портреты личностей полководцев XVIII века, сообщения, портреты, тетради для записей. | Записи в тетради. |
|||
Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов». | Соревнование. | Игровой (Урок-КВН). | ||||
Раздел 4 История малой Родины. Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае. | Урок-лекция. | Устный (беседа) | Тетради для записей, карточки с заданиями | Записи в тетради, самопроверка заданий. |
||
Тема 2 Наш край в истории Отечества. | Урок-лекция | Печатно-словесный (беседа с комментированием карт и документов, решение заданий и задач) | Карты, карточки с заданиями. | Записи в тетради. |
||
Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение). | Конференция. | Дискуссия (аргументация и доказательство собственной позиции) | Тетради для записей. | Записи в тетради. |
||
Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества». | Соревнование. | Игровой урок (урок-викторина в форме «Что? Где? Когда?») | Карточки с заданиями, ручки, листы для выполнения заданий. | Определение победителя и призеров викторины. |
||
Тема 5 Город, в котором я живу. | Урок-презентация. | Практический (просмотр презентаций, подготовка вопросов по содержанию презентаций) | Презентации. | Ответы на вопросы по содержанию презентаций. |
||
Тема 6 Наши выдающиеся земляки. | Дискуссия (выслушивание сообщений, составление вопросов по содержанию). | Сообщения, тетради для записей. | Записи в тетради. |
|||
Тема 7 Череповец – город церквей. | Урок-презентация. | Презентации | Готовые презентации. |
|||
Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце. | Практический (представление презентаций и сообщений, составление вопросов по содержанию). | Презентации, сообщения. | Готовые презентации, сообщения, записи в тетради. |
|||
Тема 9 Моя семья в истории России. | Урок-презентация. | Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию). | Презентации | Готовые презентации. |
||
Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца». | Соревнование. | Игровой (викторина «Самый умный»). | Карточки с вопросами викторины. | Определение победителей и призеров викторины, закрепление пройденного материала. |
||
Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка. | Соревнование | Урок КВН (составить рассказ, сюжетное и аналитическое описание. |
Список литературы
Литература для учителя:
История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.
Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.
История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2
Блок М., Апология истории. М., 1986.
Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987
Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988
Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.
Древние цивилизации. М., 1990.
История Европы. М., 1996.
Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.
Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.
Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.
Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.
Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.
Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.
Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
Христианство и Русь. М., 1988.
Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.
Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994
Литература для учащихся:
Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.
Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.
Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.
Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.
Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.
Интернет-ресурсы:
www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории
www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)
www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».
www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия
www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.
www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.
macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.
www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории
tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории » посвящен людям - современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения
www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины
festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»
http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.
Школа юного историка – это попытка проникнуть в "кухню" историка и самому почувствовать себя исследователем.
нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи
На кого рассчитана Школа юного историка?
Школа юного историка рассчитана на ознакомление будущих абитуриентов исторического факультета МГУ, сегодняшних школьников, с основами и новейшими достижениями исторической науки. Для занятий в ШЮИ приглашаются учащиеся 5–10 классов.
Что является целью Школы юного историка?
Школа юного историка ставит своей целью не только познакомить учащихся с мировым историческим процессом, но и привить навыки исследования исторических первоисточников и чтения научной литературы. Задача ШЮИ – дать расширенное представление о человеческом прошлом, помочь учащемуся выбрать более узкую специализацию в рамках гуманитарных наук.
В чём отличие программы Школы юного историка
от программ общеобразовательных школ?
В отличие от программ общеобразовательных школ, на занятиях Школы юного историка рассматриваются наиболее важные и проблемные темы мировой истории, а история России рассматривается в контексте мировой.
Школа юного историка не замыкается на программе отечественной истории; она даёт представление о мировом историческом процессе в целом.
Занятия в очной Школе юного историка - бесплатные , они проходят в помещениях исторического факультета МГУ (в Шуваловском корпусе МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, д.27, корп.4) в вечернее время, начиная с 16:25.
С 2010 г. в рамках очной формы проводится "Лекторий школы юного историка ", где выступают студенты старших курсов и аспиранты с рассказами о собственных научных изысканиях. В течение нескольких месяцев учащиеся смогут научиться работе с историческими источниками и научной литературой, познакомиться с интересными событиями и явлениями всемирной истории, получить общее представление о мировом историческом процессе, попытаться самостоятельно выявить закономерности его развития.
Несколько раз в год перед учащимися выступают преподаватели исторического факультета – крупнейшие специалисты в различных областях исторической науки. Помимо занятий лекционного и семинарского типа предполагается проведение экскурсий и посещение музеев.
С февраля 2017 г. на базе Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ начинает работу новая образовательная программа – "Школа юного историка (дистанционная форма) ".
Она рассчитана на взаимодействие с учащимися, в силу различных причин не имеющих возможности посещать очную форму Школы юного историка.
Еженедельные занятия включают в себя ознакомительные лекции по всеобщей и отечественной истории, ссылки на различные интернет-ресурсы, а также задания на закрепление материала. Курс рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и призван помочь им в изучении истории, а также в развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.
Стоимость обучения по этой программе - 20 000 рублей за два семестра.
Расскажите, пожалуйста, что это за кружок и чем он будет заниматься?
Наталия Игнатович: Мы долго готовились к появлению на свет церковно-исторического кружка. В прошлом году после успешной защиты итоговых работ, подготовленных на кафедре церковно-исторических дисциплин, выпускники долго не хотели расходиться и в спонтанной беседе выпускников и преподавателей родилась мысль о создании кружка. Нам хотелось, чтобы возникла живая научная среда, в которой объединились бы уже сложившиеся исследователи в области церковной истории и те, кто делает только первые шаги в этом направлении. Конечно, это важно для взаимного обучения и помощи, для творческого общения, но дело не только в этом. В какой-то момент стало понятно, что поодиночке мы не можем достигнуть тех целей, которые перед собой ставим – в изучении и исследовании истории общин и братств, опыта новомучеников и исповедников Российской церкви в XX веке, духовного сопротивления советской власти. Слишком необъятны эти темы и слишком малы наши силы, поэтому нужно объединять усилия.
Не все выпускники бакалавриата смогут пойти учиться дальше. Но многие за время написания диплома приобрели вкус к работе в архивах, к написанию научных текстов. Многие говорили: я хочу продолжать этим заниматься, но не знаю, куда это желание приложить. Замечательно, что рождение кружка было инициировано самими выпускниками и поддержано членами кафедры. Мы надеемся не только продолжать свои церковно-исторические исследования, но и вместе профессионализироваться, и помогать студентам СФИ, выбирающим для своих выпускных работ темы по церковной истории. Нам дорого благословение отца Георгия Кочеткова , ректора СФИ, и его пожелание нам не только трудиться во славу Божью и Его Церкви, но и помнить, что без прошлого нельзя понять настоящее и будущее.
Кстати говоря, кружки историков были довольно распространенным явлением в Российской империи до революции. Вот, например, кружок известного историка Сергея Фёдоровича Платонова объединял до тридцати человек. Они собирались один-два раза в месяц по средам на квартире у Платоновых. Вначале ждали, пока все подойдут, потом переходили в столовую, где был накрыт стол с самоваром, бутербродами, печеньем. За чаем беседовали на научные и житейские темы, Сергей Фёдорович рассказывал о своих поездках по городам, по монастырям в поисках древних рукописей. Это был небольшой дружеский круг. И таких кружков было достаточно много. В учебных диспутах, в чтении научных рефератов на встречах этих кружков по сути формировались основы исторической науки рубежа XIX-XX веков.
Это говорит об амбициях – у вас такие же задачи?
Наталия Игнатович: Наши цели значительно скромнее. Хотя, конечно, можно и помечтать о формировании определённой научной исторической школы – почему бы и нет? Но если серьезно, мы не думаем о себе слишком многого. Нам хотелось бы стать таким дружеским кругом, сама атмосфера которого вдохновляет на дальнейшие труды на церковно-историческом поприще.
Какие темы интересуют участников кружка в первую очередь?
Наталия Игнатович: История Русской церкви в ХХ веке во многом еще не проявлена, в ней слишком много еще «белых пятен», и вот этим мы и хотели бы заниматься. В ближайший год нашими приоритетными темами станут те, что связаны со 100-летними юбилеями: 100-летие русской революции, Поместного Собора 1917/18 годов и возрождения братского движения.
Как стало возможным, что наша страна встала в 1917 году на путь большевизма и сопряженного с ним террора и разрушения? Почему не смогли победить силы, сопротивлявшиеся этому? Нам хотелось бы размышлять об этом, тем более что вопросы эти и по сей день остаются дискуссионными.
Вторая тема, о Соборе 1917/18 годов, до сих пор изучена совершенно недостаточно. Можно назвать лишь несколько замечательных исследований, посвященных этой теме – Елены Владимировны Беляковой , Александра Геннадьевича Кравецкого, протоиерея Николая Балашова и еще несколько. Из источников изданы пока только Деяния Собора, отражающие ход общих соборных заседаний. Сейчас еще выпущено 5 томов из 34-томного издания Новоспасского монастыря, а когда выйдут остальные еще неизвестно. Да и все ли материалы туда войдут? Вот, например, знаете ли вы, что во время работы Собора было образовано Братство членов священного Собора? Будут ли изданы эти материалы? Фонд Собора в ГАРФе включает 660 дел, в каждом из которых от нескольких архивных листов до 600 с лишним! Представляете, какой это объем? Не изданы до сих пор материалы работы отделов Собора, а это важнейшие документы, дающие представление о реальной работе и о подходах к решению наболевших церковных вопросов членов Собора, многие из которых потом станут исповедниками и новомучениками российскими. Дай Бог, чтобы проект Новоспасского монастыря был доведен до конца, это очень важная и нужная работа! Мы же ставим перед собой задачу делать точечные исследования, а также изучать и обсуждать то, что уже издано.
Изучение истории братств всегда было приоритетным для нашей кафедры. Но сейчас у нас есть особый повод для ее осмысления: после октябрьской революции 1917 года в нашей церкви родился новый тип братств, связанный с необходимостью защищать церковь в условиях гонений за веру. Инициатором в этом деле стал сам Святейший патриарх Тихон. Его призыв к верующим сплотиться и образовать из своей среды союзы и братства звучит уже в послании о вступлении на патриарший престол от 31 декабря 1917 года. В начале 1918 года этот призыв повторяют и сам Святейший, и Синод, и Собор. Церковь ответила на эти призывы образованием братств в Москве, Петрограде, Пензе и многих других городах. Однако мы мало что об этом знаем! О московских и петроградских братствах мы знаем благодаря исследованиям наших студентов, а вот история братств в других регионах нами еще почти не освоена.
Если же говорить более широко, то нам хотелось бы для начала собрать те исследования и наработки, которые были сделаны до нас, внимательно их изучить и обсудить. В сентябре мы планируем провести первый семинар, на котором рассмотрим известные нам дореволюционные и современные работы о российских православных братствах 1864-1905 годов.
Чем еще вы планируете заниматься?
Наталия Игнатович: Мы бы хотели помогать музейно-выставочному отделу Культурно-просветительского фонда «Преображение» в поиске необходимых материалов для выставок. Частью работы по изучению истории братств должно стать формирование картотеки братств – существенного подспорья для всех нас в дальнейших исследованиях. Кроме того, сейчас важно направить усилия на собирание личных свидетельств, пока, слава Богу, живы еще свидетели веры и жизни церкви в ХХ веке.
Нужно думать и о том, как повышать свой профессиональный уровень. Мы бы хотели приглашать известных ученых с лекциями, да и сами мы можем знакомить друг друга с тем, чем мы занимаемся. У каждого есть свой профессиональный интерес, и мы можем взаимно обогащать друг друга.
Кружок собирается раз в месяц. Мы успели встретиться три раза. Пока что мы лишь нащупываем формы общения и совместных трудов. Но что меня не перестает удивлять – что, мягко говоря, не слишком свободные люди выкраивают время в своем жизненном графике для кружка. Казалось бы – зачем им это? Но кружковцы говорят мне, что их это вдохновляет. И сердце наполняется благодарностью Богу за это неравнодушие и вдохновение!