Смотреть что такое "Пелевин, Виктор Олегович" в других словарях. Серия книг — Единственный и неповторимый

Виктор Олегович Пелевин (22 ноября 1962, Москва) — русский писатель, автор культовых романов 1990-х годов: «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“». Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и «Национальный бестселлер» (2004).

В 1979 году Виктор Пелевин окончил среднюю английскую спецшколу № 31. После школы поступил в Московский энергетический институт (МЭИ) на факультет электрификации и автоматизации промышленности и транспорта, который окончил в 1985 году. В апреле того же года Пелевин был принят на должность инженера кафедры электрического транспорта МЭИ.

В 1987 Пелевин поступил в очную аспирантуру МЭИ, в которой проучился до 1989 года (диссертацию, посвященную проекту электропривода городского троллейбуса с асинхронным двигателем, не защищал).

В 1989 году Пелевин поступил в Литературный институт им. Горького, на заочное отделение (семинар прозы Михаила Лобанова). Однако и здесь он проучился недолго: в 1991 году его отчислили с формулировкой «за отрыв от института» (сам Пелевин говорил, что его отчислили с формулировкой «как утратившего связь» с вузом«). По признанию самого писателя, учёба в Литературном институте ничего ему не дала.

С 1989 по 1990 год Пелевин работал штатным корреспондентом журнала «Face to Face». Кроме того, в 1989 году он стал работать в журнале «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. В том же году в «Науке и религии» был опубликован рассказ Пелевина «Колдун Игнат и люди» (в Интернете можно найти также информацию, что первый рассказ писателя был опубликован в журнале «Химия и жизнь» и назывался «Дед Игнат и люди»).

В 1991 году Пелевин выпустил первый сборник рассказов «Синий фонарь». Сначала книга не была замечена критиками, однако спустя два года Пелевин получил за неё Малую букеровскую премию, а в 1994 году — премии «Интерпресскон» и «Золотая улитка».

В 1996 году в «Знамени» был опубликован роман Пелевина «Чапаев и Пустота». Критики говорили о нём как о первом в России «дзен-буддистском» романе, сам же писатель называл это своё произведение «первым романом, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Роман получил премию «Странник-97», а в 2001 году вошёл в шорт-лист самой большой в мире литературной премии International Impac Dublin Literary Awards.

Книги Пелевина переведены на все главные мировые языки, включая японский и китайский. Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа.

French Magazine включил Виктора Пелевина в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры (Россия в этом списке, кроме Пелевина, представлена также кинорежиссером Сокуровым).

Книги (14)

Empire V. Ампир В. Повесть о настоящем сверхчеловеке

Главный герой - девятнадцатилетний Роман Шторкин - стал вампиром, получил божественное имя Рама Второй и приступил к изучению главных вампирических наук - гламура и дискурса. Их сущностью является маскировка и контроль - и, как следствие, власть…

Прочитав этот фантастический, философский, временами юмористичный и афористичный роман, вы узнаете всю правду о сотворении и законах нашего мира, которую «писал Рама Второй, друг Иштар, начальник гламура и дискурса, комаринский мужик и бог денег с дубовыми крыльями».

Бэтман Аполло

Посвящается моим друзьям и сверстникам, поколению русских вампиров 1750-2000 гг. рождения — всем, кто вошел в эту жизнь как в приветливый ночной клуб, не зная, что приютившая нас ночь уже на исходе.

В книге действуют герои романа «Empire V», но предварительное знакомство с ним не обязательно. Вы можете начать отсюда и прочесть «Empire V» потом.

Все повести и эссе. Авторский сборник

«Все повести и эссе» Виктора Пелевина — одна из знаковых книг писателя.

По ней — как по оракулу — можно гадать о подлинном смысле нашей жизни, открывая наугад то легендарную повесть «Желтая стрела», то философскую притчу «Затворник и Шестипалый».

Благодаря герою «Принца Госплана» будущие поколения будут помнить лучшую компьютерную игру девяностых «Принц Персии», и тут же, погружаясь в мифы и практики оборотней, наши потомки будут затаив дыхание читать повесть «Проблема верволка в Средней полосе».

В этой книге есть все, за что любят Пелевина. Сила и знание, дерзкое остроумие и тонкая самоирония, увлекательные сюжеты на стыке реальности и потусторонности, стиль, узнаваемый с первых же строчек, где каждое слово — на вес золота.

Все рассказы (Сборник)

В сборник вошли произведения:
Спи
. Колдун Игнат и люди
. Спи
. Вести из Непала
. Девятый сон Веры Павловны
. Синий фонарь
. СССР Тайшоу Чжуань
. Мардонги
. Жизнь и приключения сарая номер XII
Миттельшпиль
. Онтология детства
. Встроенный напоминатель
. Водонапорная башня
. Миттельшпиль
. Ухряб
Память огненных лет
. Музыка со столба
. Откровение Крегера (комплект документации)
. Оружие возмездия
. Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)
. Хрустальный мир
Ника
. Происхождение видов
. Бубен верхнего мира
. Иван Кублаханов
. Бубен нижнего мира (Зеленая коробочка)
. Тарзанка
. Ника
Греческий вариант
. Зигмунд в кафе
. Краткая история пэйнтбола в Москве
. Греческий вариант
. Нижняя тундра
. Святочный киберпанк, или Рождественская ночь-117.DIR
. Time out
Фокус-группа
. Свет горизонта
. Фокус-группа
. Запись о поиске ветра
. Гость на празднике Бон
. Акико

Жизнь насекомых

Головокружительная фантасмагория с переброской из одной причудливой реальности в другую и сменой масок персонажей именно в те моменты, когда читатель ожидает этого меньше всего… Но так ли уж условны эти яркие маски и что кроется под гротеском? Читайте и решайте сами.

Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами

Как известно, сложное международное положение нашей страны объясняется острым конфликтом российского руководства с мировым масонством.

Но мало кому понятны корни этого противостояния, его финансовая подоплека и оккультный смысл. Гибридный роман В. Пелевина срывает покровы молчания с этой тайны, попутно разъясняя в простой и доступной форме главные вопросы мировой политики, экономики, культуры и антропогенеза.

В центре повествования — три поколения дворянской семьи Можайских, служащие Отчизне в XIX, XX и XXI веках.

Пелевин Виктор. Рассказы

Аннотация к книге В сборник вошли следующие произведения:

1. «Акико»

2. «День бульдозериста»

3. «Девятый сон Веры Павловны»

4. «Крткая история пейнтбола в Москве»

5. «Луноход»

6. «Музыка со столба»

8. «Онтология детства»

9. «Нижняя тундра»

10. «Папахи на башнях»

11. «Миттельшпиль»

12. «Происхождение видов»

13. «Реконструктор»

14. «Затворник и Шестипалый»

15. «Жёлтая стрела»

16. «Жизнь и приключения сарая № XII»

17. «Зигмунд в кафе»

18. «Бубен нижнего мира»

19. «Бубен верхнего мира»

20. «Греческий вариант»

21. «Иван Кублаханов»

22. «Колдун Игнат и люди»

23. «Оружие возмездия»

24. «Откровение Крегера»

25. «Свет горизонта»

26. «Вести из Непала»

27. «Водонапорная башня»

28. «Проблема верволка в средней полосе»

Священная книга оборотня

«На вид мне можно дать от четырнадцати до семнадцати — ближе к четырнадцати. Мой физический облик вызывает у людей, особенно мужчин, сильные и противоречивые чувства, которые скучно описывать, да и нет нужды — «Лолиту» в наше время читали даже лолиты. Эти чувства меня и кормят. Вероятно, можно сказать, что я кормлюсь мошенничеством: на самом деле я совсем не малолетка. Для удобства я определяю свой возраст в две тысячи лет — их я могу вспомнить более менее связно. Это можно считать кокетством — на самом деле мне значительно больше. Истоки моей жизни теряются очень далеко, и припомнить их так же трудно, как осветить фонариком ночное небо. Мы, лисы, не рождались, подобно людям. Мы происходим от небесного камня…» - На этом мы цитирование и закончим. Приглашаем к чтению одной из самых увлекательных и блестящих книг в истории российской литературы!

Виктор Олегович Пелевин – один из самых важных российских писателей нового поколения, сейчас именуемый классикой отечественного постмодернизма. Автор романов «Священная книга оборотня», «Чапаев и пустота», «Омон Ра», «Ампир V», десятков повестей и рассказов. В его книгах сюрреализм, оккультные мотивы и глубокий философский смысл тонко и иронично перекликаются с современными реалиями, благодаря чему его романы неизменно находят отклик у читателей, с нетерпением ожидающих выход новой книги Пелевина каждую осень. Личной информацией писатель делится неохотно. В этом материале мы постарались собрать все известные факты из его биографии.

Детство и семья

Виктор Пелевин появился на свет в ноябре 1962 года в интеллигентной столичной семье. Его отец Олег Анатольевич преподавал на военной кафедре МГТУ им. Баумана. Мама Зинаида Семеновна, экономист по образованию, была директором гастронома (по другим данным, преподавала английский в школе).


Когда Виктору не было еще и десяти лет, родители будущего писателя переехали в московский район Чертаново, где и прошел остаток детства будущего писателя. Благодаря связям отца Виктор был определен в престижную английскую спецшколу №31, располагавшуюся в самом центре Москвы. В этом месте Пелевин-младший изучал иностранные языки, осваивал азы филологии. Учителя описывали его как способного, но несколько высокомерного ребенка, плохо ладившего со сверстниками. В числе главных увлечений Вити был велосипед. Любовь к этмоу виду транспорта он сохранил и во взрослом возрасте, предпочитая его автомобилям.

Несмотря на крепкую дружбу со словом, окончив в 1979 году школу, Пелевин выбрал отнюдь не филологическую специальность. Он начал изучать основы строения пассажирского транспорта в Московском энергетическом институте. Позже в интервью он утверждал, что поступил с целью «откосить» от армии, «служить в которой было все равно что провести два года в тюрьме». Первый год учеба давалась ему играючи, юноша числился среди самых перспективных учеников. В годы студенчества он вступил в комсомол, так как перспектива получить клеймо «врага народа» его не прельщала.


После окончания учебы в МЭИ в 1985 году Пелевин устроился на кафедру электрического транспорта в родном вузе на должность инженера. В некоторых источниках встречается информация, что Виктор Олегович служил в авиационных войсках, однако конкретные годы службы нигде не указаны. В 1987 году (в других источниках указан 1985 год) он поступил в аспирантуру, где проучился следующие два года, однако итоговый проект (электропривод городского троллейбуса с асинхронным двигателем) так и не защитил.


В 1989 году Виктор поступил в Литературный институт им. Горького. С одной целью – обрасти полезными знакомствами. В период учебы в Литературном институте Пелевин познакомился с двумя молодыми литераторами – Альбертом Егазоровым и Виктором Куллэ. В скором времени друзья основали собственное издательство «Миф» (изначально именовалось «День»). Виктор как редактор подготовил для издательства трехтомник Карлоса Кастанеды, североамериканского автора, изучавшего эзотерические практики индейцев, а также принимал участие в работе над некоторыми менее масштабными трудами.

Виктор Пелевин в программе «Главный герой»

Некоторое время спустя Виктор Пелевин также стал работать в журнале «Face to Face», а затем в издании «Наука и религия», для которого готовил различные публикации, связанные с восточным мистицизмом. В 1989-м году в последнем из названных журналов был опубликован рассказ «Колдун Игнат и люди», который стал дебютной писательской работой Пелевина.

Творчество Виктора Пелевина

В 1992-году из-под пера Виктора Пелевина вышел первый сборник рассказов «Синий фонарь». Туда вошел его первый рассказ, произведения «Проблема верволка в Средней полосе» (который впоследствии лег в основу «Священной книги оборотня»), написанные в стиле потока сознания «Онтология детства» и «Водонапорная башня», «Синий фонарь» (экранизирован в 2000 году – короткометражка «Ничего страшного»), рассказы-перевертыши «Ника» и «Зигмунд» и другие ранние работы.

В 1993-м году Пелевин получил за свою работу Малую букеровскую премию, а некоторое время спустя некоторые другие награды. Весной 1992-го года свет увидела и еще одна работа автора – роман «Омон Ра», который мгновенно попал в перечень произведений, номинированных на Букеровскую премию. Похожим образом дела обстояли и с еще одним романом – «Жизнь насекомых», который появился на полках книжных магазинов в 1993-м году.

В 1996-м году свет увидела еще одна книга Пелевина – «Чапаев и пустота». Многие российские критики тут же не преминули назвать ее первой в России книгой, написанной в соответствии с философией «дзен-буддизма». Сам же автор назвал свой роман историей, которая проходит в полной пустоте. Так или иначе, данная книга стала очень успешна. В 1997-м году роман получил престижную премию «Странник», а несколько лет спустя был включен в число номинантов премии International Impac Dublin Literary Awards.

Однако настоящим зенитом творчества Пелевина стал роман «Generation П», который был продан по всему миру в количестве 3,5 миллионов копий, а также получил огромное множество премий в России и Европе.

Виктор Пелевин и Generation P. Спецрепортаж.

После выхода данной книги Виктор Пелевин приобрел статус культового автора. Его новые романы всегда восторженно встречались поклонниками творчества автора, а также литературными критиками. Неоднократно творчество известного московского писателя даже становилось предметом детального рассмотрения российских и европейских литературоведов. Так, в частности, в его романах отмечались эзотерические, постмодернистские и сатирические линии. Кроме того, нельзя не отметить большое влияние на романы Пелевина буддисткой философии. Различными изданиями и интернет-порталами в России и Европе Виктор Пелевин неоднократно включался в число лучших писателей и мыслителей современности. Его книги переведены на многие языки (в том числе и восточные). Несколько романов писателя, в том числе и культовое произведение «Generation П», экранизированы.

Личная жизнь Виктора Пелевина и другие факты

Виктор Пелевин не женат. Его любовные связи, как, собственно, и другие особенности его жизни были и остаются тайной за семью печатями. Известный писатель практически никогда не выступает публично и общается со своими поклонниками только через интернет. Данный факт послужил основой для критики в адрес автора, а также сомнений в его существовании. Так, в частности, многими известными критиками (в том числе и публично) высказывали предположения, что такого автора как Виктор Пелевин и вовсе нет.

В свою очередь романы и прочие литературные произведения, издаваемые под этим именем, создаются не одним писателем, а некой группой авторов. Сторонники данной теории еще больше утвердились в этом мнении после того, как анонсированного появления писателя на церемонии вручения премии «Супер Нацбест» так и не случилось.

Сам Пелевин вопросы о своем существовании никак не комментирует.

И «iPhuck 10», лауреат многочисленных литературных премий в России и признанный автор на Западе. сайт собрал воедино разрозненные сведения и удивительные факты о об одном из самых загадочных авторов современности.

«Витя, позвони мне!»

О писателе Викторе Пелевине с уверенностью можно сказать немногое. Он редко дает интервью, не появляется на публике, не ведет блог, а его сайт www.pelevin.ru с давних времен находится в процессе вечной реконструкции. Веб-страницу украшает отчаянное послание от дизайнера Артемия Лебедева: «Витя! Когда найдется время, позвони мне, чтобы доделать сайт. А то люди ждут, и ничего не происходит. Мой телефон [...] ». Пелевина поистине окружает пустота, к которой он, любитель буддизма и мистических практик, скорее всего, сознательно стремится.

Славный сын Чертаново

Виктор Пелевин родился в Москве, долгое время жил, а возможно, что и живет в районе Чертаново. Его мама работала не то директором гастронома, не то учительницей английского, отец преподавал на военной кафедре МГТУ им. Баумана.

Сложный мальчик

Про детство Пелевина известно, что он очень любил кататься на велосипеде, чт о позже нашло свое отражение в книге «Омон Ра». Бывшая классная руководительница описала его как умного, но сложного и «ядовитого» мальчика, который смотрел на одноклассников свысока. В целом описания людей, будто бы знавших Пелевина, нельзя назвать приятными.

Ушёл в отрыв

В 1985 году Пелевин закончил МЭИ, затем три года проучился в аспирантуре, но диссертацию (проект электропривода городского троллейбуса с асинхронным двигателем) так и не защитил. Вместо этого он подался на заочное отделение Лит. Института им. Горького, откуда был отчислен 1991 года с формулировкой: «за отрыв от института». Пелевин говорит, что в литературном плане институт ему ничего не дал, и поступал он туда больше от желания наладить связи – последнее ему как раз удалось.

Между наукой и религией

В 1989 году Пелевин попал в журнал «Наука и религия», на страницы которого тогда хлынули публикации по эзотерике и мистике. В декабрьском номере журнала Пелевин впервые опубликовал свой рассказ «Колдун Игнат и люди», в январском – большую статью «Гадание на рунах». В этот же период друзья Пелевина Альберт Егазаров и Виктор Куллэ зовут его к ним в новообразованное издательство «День».

Неудача с кактусом

Для этого издательства, позже получившего название «Миф», Виктор Пелевин подготовил трехтомник писателя и мистика Карлоса Кастанеды. Кастанеда повлиял на мировоззрение Пелевина. В заметке «Мой Мескалитовый трип» Пелевин вспоминает, как купил на Птичьем рынке в Москве кактус Lophophora Williamsii – тот самый, описанный у Кастанеды, из которого получалось вещество, используемое индейцами для изменения сознания. Увы, добиться от кактуса эффекта, описанного в книгах, Пелевину так и не удалось.

Сильнодействующий чай

Пелевина частенько пытаются обвинить в злоупотреблении наркотическими веществами, однако сам писатель настаивает, что эксперименты с расширением сознания остались в далеком прошлом, и сейчас он ведет трезвый и здоровый образ жизни. Сильнейшим действующим на него веществом он называет китайский чай. Пелевин любит физические нагрузки – велосипед, спортзал, боевые искусства.

Любимое блюдо Виктора Пелевина

На виртуальной конференции с поклонниками Пелевин описал свое любимое блюдо так: «Я очень люблю следующее блюдо: берется банка лосося, майонез, разрезаются два яблока на мелкие кусочки и все это смешивается. Можно добавить рис или картошку».

Неутомимый путешественник

Пелевин много путешествовал по Востоку – он был в Непале, Южной Корее, Китае и Японии и, наверняка, много где еще.

Любимая рок-группа Виктора Пелевина

Писатель заверяет, что у него нет любимых писателей, художников и музыкантов – ему просто нравится то, что в данный момент он читает или слушает. Тем не менее, как-то он положительно отозвался о Харуки Мураками, Искандере, Битове, Булгакове, Гарееве, Гессе и Хаксли, Кастанеде. А в музыке – о творчестве Pink Floyd до альбома «Dark Side of the Moon» .

Виктор Пелевин и мясо погибшей культуры

Несмотря на то, что Пелевина принято называть писателем в духе постмодернизма, он сам как будто не очень жалует это направление. «Это как питаться мясом погибшей культуры» , - обронил Пелевин в одном из интервью.

Деятель мировой культуры

Пелевин – один из самых признанных русских авторов на Западе. Его печатают в США, Англии, Франции, Японии и других странах. Журнал New Yorker в 1998 году назвал Пелевина в числе лучших молодых писателей планеты. French Magazine включил писателя в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры. Пелевина на Западе сравнивают с Булгаковым, Довлатовым, Джозефом Хеллером и даже Гоголем.

Виктор Пелевин и растения-хищники

Идея книги «Жизнь насекомых» пришла Пелевину в голову после того, как друг подарил ему красивую, глянцевую книгу про американских насекомых с яркими иллюстрациями. Писатель понял, что все, что ему требуется – есть в этой книге, однако он выбросил главу о растениях, которые питаются мухами. Он решил, что материал может получиться слишком болезненным и мрачным, ему же хотелось наполнить роман ощущением летнего тепла.

Виктор Пелевин и чувство свободы

Пелевин любит писательство за то, что оно не требует никаких специальных вложений и отличается уединенностью. А кроме того, дарит абсолютное чувство свободы. Пелевин считает, что принадлежит к писателям, которые пишут о себе, а не о других. Все его персонажи – аспекты его самого.

О важности хэппи-эндов

По мнению Виктора Олеговича, литературный труд программирует жизнь того, кто пишет. Именно поэтому писатель стремится в своих произведениях к хэппи-эндам. «Я это много раз испытывал на себе, и теперь десять раз подумаю, прежде чем отправить какого-нибудь второстепенного героя куда-нибудь» .

Герои Пелевина на экране

Книги Пелевина до сих пор считаются крайне сложными для переноса на экран. Тем не менее, в 2011 году все-таки вышел фильм Виктора Гинзбурга «Generation П» . Картина оказалась успешной. Пелевин не принимал никакого участия в ее создании, но Гинзбург говорит, что писатель отправил ему сообщение: «Мне понравилось». В настоящее время Гинзбург работает над новой экранизацией Пелевина - фильмом «Ампир "В"». Роль главного злодея в нём должен исполнить рэпер Оксимирон. На роль Романа Шторкина назначен Павел Табаков, сын известного актёра.

- (р. 1962), русский писатель. В 1984 окончил Московский энергетический институт (МЭИ), учился в Литературном институте им. Горького. Работал в одном из первых в стране небольших частных издательств, участвовал в издании текстов Карлоса Кастанеды… … Энциклопедический словарь

Пелевин Виктор Олегович

Пелевин, Виктор Олегович - (р.1962). Рус. прозаик, более известный произв. др. жанров; один из наиб. интересных представителей совр. рос. "постсов." прозы. Род. в Москве, окончил Моск. энергетический ин т по специальности электромеханик, после службы в армии… … Большая биографическая энциклопедия

Виктор Олегович Пелевин - Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Пелевин, Виктор - Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Пелевин, Виктор - Российский писатель Российский писатель прозаик, автор повести Омон Ра (1992) и романов Чапаев и пустота (1996), Generation П (1999). Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых Малый Букер (1993) и Национальный бестселлер (2004).… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пелевин (значения) - Пелевин фамилия. Пелевин, Александр Александрович (1914 1970) советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Пелевин, Валентин Васильевич (1913 1958) советский архитектор. Пелевин, Виктор Олегович (р. 1962) российский… … Википедия

Виктор Пелевин - Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Пелевин В. - Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Пелевин В. О. - Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Книги

  • Generation "П" : повести, рассказы , Пелевин, Виктор Олегович. Виктор Пелевин - культовый писатель современности, чье творчество оказало огромное влияние на распознание и формирование массового сознания. В книгу включены одни из лучших, и по мнению… Купить за 442 руб
  • Лучшие романы. Избранная проза. Выпуск 1 (CDmp3) , Пелевин Виктор Олегович. Виктор Пелевин - один из самых ярких и загадочных писателей современности, творческую манеру которого часто называют "постсоциалистическим сюрреализмом" . Это вывернутые наизнанку…
Василий Пригодич
Кто такой Пелевин?

Виктор Пелевин привлекает к себе наибольшее количество определений «самый». Он — самый обсуждаемый и раскупаемый писатель в России, он самый издаваемый за границей русский писатель, он автор самого нашумевшего за последние годы романа «Чапаев и Пустота» , его творчество вызывает самое большое количество хвалебных и ругательных отзывов критиков и, наконец, он самый загадочный писатель в России — почти не дает интервью и не встречается с читателями. Тем не менее Пелевин согласился (впервые) встретиться с читателями в Лондоне, ответить на вопросы и даже любезно оставить автографы на своих книгах.

Виктор Пелевин стал известен как фантаст: его рассказы появлялись в сборниках и в журнале «Химия и Жизнь», где в то время был лучший раздел фантастики. Известность молодого прозаика не выходила за пределы круга поклонников этого жанра, хотя ни к так называемой «научной фантастике», ни к fantasy его рассказы отношения не имели. В результате первый сборник пелевинских рассказов «Синий фонарь» , хотя и исчез с прилавков почти мгновенно, остался сначала незамеченным так называемой серьезной критикой. На следующий год «Синий фонарь» получает Малую Букеровскую премию как лучший сборник рассказов 1992 года, вскоре одна за другой выходят три нашумевшие книги писателя: «ОМОН Ра» , «Жизнь насекомых» и «Желтая стрела» .

Сегодня Виктор Пелевин, которому всего 37 лет, безусловно, бесспорно, непреложно является одним из самых популярных (прямо скажем — прославленных) отечественных прозаиков — не только за рубежом, где его книги переводятся одна за другой, но и на родине. Номера журнала «Знамя», где впервые был опубликован его роман «Чапаев и Пустота» шли нарасхват, как горячие пирожки, так раскупали экземпляры «толстых» журналов лишь во времена полузабытого читательского бума, пресловутого «угара» пресловутой «перестройки». Когда же роман вышел отдельным томом в престижной черной серии респектабельнейшего издательства «Вагриус», он очень долгое время оставался самой покупаемой и продаваемой НЕДЕТЕКТИВНОЙ (увы, мир грустен) книгой в России.

Виктор Пелевин не занимается саморекламой, как многие авторы и избегает журналистов. Позвонивших ему приветствует в автоответчике вежливый дамский голос: «Вы набрали такойто номер. Оставьте ваше сообщение после гудка. Интим и Гербалайф не предлагать». Про него ходят самые невероятные слухи: мол, он — на самом деле — бандит, контролирующий сеть коммерческих ларьков, или, к примеру, писатель дал обет молчания и ни с кем не разговаривает. Впрочем, как сказано в гениальном анекдоте: одно другого не исключает…

Пелевин свято верует (не без пленительного плутовства) в тотальную иллюзорность реальности, в которой мы живем, а, точнее, полагаем, что живем. Он то и дело обворожительно моделирует другие миры и рассказывает альтернативные версии жутковатой российской истории: то центр управления Совдепией находится в подземельях под Кремлем (а не в умах и сердцах верных ленинцев) — «Повесть огненный лет». То горбачевская перестройка происходит в результате мистических экзерсисов туалетной уборщицы Веры Павловны, сосланной в роман Чернышевского «Что делать?» в наказание за «солипсизм на третьей стадии».

Захватанная жирными пальцами площадных мистиковколхозников грань между жизнью и смертью в творчестве Пелевина размыта. Так, герои «Вестей из Непала» и «Синего фонаря» вдруг начинают понимать, что они — мертвяки, а старая шаманка легко вызывает из «нижнего мира» души погибших на войне немецких летчиков, чтобы русские девушки, выйдя за них замуж, могли уехать за благословенную границу («Бубен Верхнего Мира»).

Однако, по мнению художника, в наших силах осознать иллюзорность своей жизни, поднять ржавое забрало житейской пошлости и «ЗДРАВОГО СМЫСЛА» и выйти под стерильный свет солнца подлинного Бытия. Так это и происходит с героями его последних книг: цыплятамивизионерами, вырывающимися из окна птицесовхоза («Отшельник и Шестипалый» , мотылькоммыслителем Митей, превращающимся в светлячка («Жизнь насекомых»), загадочным рассказчиком «Желтой стрелы» , сошедшим в конце концов с бесконечного поезда, несущегося к «разрушенному мосту», а также с Чапаевым, Анной и Петром Пустотой, которые погружаются в финале романа в УРАЛ — «Условную Реку Абсолютной Любви».

«Чапаев и Пустота» — лучший метафизический роман в лучшей в мире русской метафизической литературе. Впрочем, все не такто у Пелевина и просто, очень возможно, что все эти духовные и телесные приключения происходят не с пелевинскими персонажами, не с автором, а с читателями…

Господа, товарищи, леди и джентльмены! Пелевин — совершенно изумительный повествователь, излюбленный автор профессиональных комментаторов, которые «торчат» на нем в самом высоком и многоаспектном смысле этого великого русского марксистсколенинского глагола (я торчу, следовательно, я существую). Понятно, что серьезный комментарий к любому пелевинскому творению в десятки раз по объему превзойдет авторский текст — можно и в голове играть на баяне без баяна. Пелевинская проза — неслыханный интеллектуальный наркотик.

И последнее: среди писателей (прекрасных, высокоталантливых и даже гениальных) поразительно много дураков в самом расхожем смысле этого слова. Так вот, Пелевин — художник невероятного ума, — мудрец духовидец, мистик визионер. в самом подлинном значении… К тому же и читать его — НЕВЕРОЯТНО ИНТЕРЕСНО.