По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни. Открытый урок "Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17»

Северо-Казахстанской области

Конспект урока по литературе
в 7 классе

Реальное и мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Адракова Анжела Геннадьевна

г. Петропавловск

2013 г.

Тема: Реальное и мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»

Цель: составление, защита проектов по литературе; осмысление нравственной позиции Ч.Айтматова.

Задачи:
образовательная: показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер; выявить, как в повести соотносятся четыре художественных мира: природный, жизнеподобный, мифологический и сказочный.

развивающая: развитие связной устной и письменной речи; мышления, памяти; аналитических навыков; умения работать с текстом, выделять главное; проводить онтологический анализ текста; умения работать в коллективе.

воспитательная: формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-защита творческих проектов

Оборудование: художественный текст, презентация Power Point, фрагменты из к\ф «Белый пароход», фрагменты документальных фильмов «Линия жизни Чингиза Айтматова», «Гражданин земного шара», иллюстрации учащихся.

Человек должен быть, прежде всего, человеком,

он должен жить в гармонии с подобными ему людьми,

в гармонии с природой, он должен быть

носителем высоких идеалов…

Ч.Айтматов

Ход урока

    Организационный момент. 1 мин

    Вводная часть. 2 мин

    Слово учителя. Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-защита творческих проектов по повести Ч.Айтматова «Белый пароход». Можно отметить, что именно в этом жанре писатель смог выразить весь многообразный спектр человеческих чувств и мыслей. По утверждению писателя, «человек должен быть, прежде всего, человеком, он должен жить в гармонии с подобными ему людьми, в гармонии с природой, он должен быть носителем высоких идеалов».

Ч.Айтматов в своем творчестве не отрывается от корней, взрастивших его талант, от кыргызского фольклора, наоборот, он переосмыслил и перевоплотил образы, созданные народным творчеством. Писатель позволяет себе намечать для читателя временную перспективу «настоящее-будущее» и всегда оставляет последнему право делать собственный нравственный выбор. По мнению Ч.Айтматова, «искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось погубленным…»

Перед началом работы, давайте познакомимся с основными этапами творческого пути Ч.Айтматова.

    Проект учащегося «Творческий путь Ч.Айтматова» (домашнее индивидуальное задание с использованием ТСО) . 5 мин

    Обращение к теме урока. Целеполагание. 1 мин

В своем проекте Никита смог показать, в чем особенность творчества Ч.Айтматова.

Перед вами лежат карты. В течение урока вам предстоит заполнить их и ответить на вопрос:

Почему Ч.Айтматов уделяет особое внимание мифам и легендам? Для этого нам необходимо рассмотреть, как в произведении соотносятся между собой 3 художественных мира произведения: жизнеподобный, сказочный и мифологический.

Вы были поделены на группы. Каждая группа работала над своим проектом.

    Защита проектов творческих групп.

1 группа «Сказочный мир» 10-12 мин

«У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь». Так начинается повесть Ч.Айтматова «Белый пароход». Живущий в сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит свой мир на три измерения: реальный мир, мифологический мир и мир сказки, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много.

Жестокость и равнодушие взрослых не могли служить для мальчика опорой, помощью и утешением. И тогда он создает свою сказку. В этой сказке у мальчика есть и верные друзья - камни, растения, бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты.

Герой повести - мальчик, наивно-чистый и мечтательный, душевно-открытый и бескорыстный.

У него есть потрясающая способность воображения, нравственная чистота, способность жить вымыслом. Его внутренние, интимные сожители - это вся благодать бытия: горы, лес, простор, озера, времена года. И на фоне идеальной семьи, наподобие той, что предстала ему на том берегу реки в видении трех маралов, особенно жалким предстает позорище этого искусственного скопления людей на лесном кордоне, образующих якобы семью. Все они чужие друг другу. И по словам бабки: “А чужой - всегда чужой, сколько его ни корми, сколько за ним ни ходи”, - все они сведены вместе, и в страхе жизни боятся отодраться друг от друга -вырваться в жизнь иную, вольную, с открытыми возможностями. Пространство кордона является закрытым, тесным для мальчика. Даже запруда, которую сделал дед, задерживает мальчика в этом ограниченном пространстве. Вокруг зовущие к свободе и истинной жизни просторы горные, лесные, степные, а тут люди душатся, боясь выйти за границы. Поэтому мальчик ходит на Караульную гору. В этом ему помогает его друг – бинокль. С его помощью мальчик может хоть на время вырваться из этого места с жестокими людьми. Где-то там есть жизнь, где есть добрые люди. А главное, там можно увидеть белый пароход, символ надежды. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого парохода, где плавает матросом его отец. Смотреть на белый пароход мальчик приходит со своим другом – портфелем, который подарил ему дед Момун, чтобы мальчик мог ходить с ним в школу. Портфель мы можем сравнить с самим мальчиком – пространство портфеля такое же закрытое, как и сам мальчик. Он пытается закрыться от несправедливости и зла реального мира: “Сердце мальчика покатилось по полу, вскарабкалось на подоконник, поближе к портфелю, и зашепталось с ним”.

Помимо сильного физического зрения, мальчик наделен еще более сильным, могучим - внутренним зрением. Он видит мир новый и неиспытанный, где жизнь такая безмятежная, полная устоявшейся гармонии, там вечное блаженство в объятиях сказочной красоты. Только на природе мальчик чувствует себя в своей среде. Именно поэтому мальчик и создает свою сказку.

Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова производят на нас художественные детали тем, что они тоже включены в проблему добра и зла. Это и камни, травы, растения с которыми разговаривает мальчик. У мальчика очень тонкая душа. Так, в эпизоде, когда приехала автолавка, мальчик торопится, но не наступает при этом ни на один камень, бережно оббегает их. Ведь камни – главные друзья.

Камень «Верблюд »: «Рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю. Обычно мальчик не проходил, не похлопав своего верблюда по горбу».

Валун «Седло»: «Наполовину белый, наполовину черный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне».

Камень «Волк»: «Очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощными и тяжелым налобьем. К нему он подбирался и прицеливался».

Камень «Танк»: «Его самый любимый камень. Несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу. Так и жди, кинется танк с берега и пойдет».

Мы поставили себе цель: разобраться, почему мальчик дал именно такие имена своим друзьям-камням. Для этого мы обратились к словарям символов.

«Верблюд »: Символ стойкости и мощи, независимости и достоинства, священное животное Аллаха.

«Седло»: Символ семейной жизни, мира. Возлагали на могилы шаманов.

«Волк»: Символ храбрости, победы, бесстрашия, заботы о семье.

«Танк»: Символ боевой мощи.

Таким образом, каждая художественная деталь включена в проблему добра и зла в произведении. Мальчик наделен могучим внутренним зрением. Он очень тонко чувствует природу.

Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: «Среди растений – «любимые», «смелые», «боязливые», «злые» и всякие другие.

Так, «бодяк» - в народе «чертополох». Это не простое растение с интересными легендами и историей. Бодяк является колючим травянистым растением, сорняком, с которым постоянно борются. Говорят, что за его колючками скрывается ранимая душа, способна к самопожертвованию и взаимовыручке. Мы считаем, что бодяк ассоциировался у мальчика с Орозкулом. Мальчик борется с Орозкулом, надеется на то, что тот может стать добрым, если у него будут дети. Но этого не происходит. Хотя, где-то в глубине души, у Орозкула было что-то человеческое. Можно вспомнить эпизод, когда пьяный Орозкул плачет от того, что не может найти для мальчика ни одного приветливого слова. Но как с бодяком «мальчик рубился с ним десятки раз на дню. Но конца этой войне не видно было-бодяк всё рос и умножался…», так и Орозкулу все сходит с рук.

«Вьюнки» - «Самые умные и весёлые цветы. Лучше всех встречают они утром солнце. Другие травы ничего не понимают-что утро, что вечер, им все ровно. А вьюнки, только пригреют лучи, открывают глаза, смеются. Сначала один глаз, а потом второй, и потом один за другим распускаются на вьюнках все закрутки цветов. Белые, светло-голубые, сиреневые, разные…». Эти неприхотливые цветы, чьи стебли не тянуться вверх, как обычно, а стелются или обвивают, подобно маленьким лианам, любую опору. Являются символом смирения и покорности. Мы полагаем, что вьюнки ассоциируются у мальчика с дедом Момуном. Он – единственный человек, который заботится о мальчике. Но который, к сожалению, к своим годам так и не заставил никого себя уважать: «И старый, и малый были с ним на «ты», над ним можно было подшутить - старик безобидный; с ним можно было и не считаться - старик безответный…».

«Ковыли» – «Они чудаки - ковыли! Ветреные головы. Их мягкие, шелковистые метелки без ветра жить не могут. Только и ждут - куда дунет, туда они и клонятся. Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят… Но это они притворяются». Являются символом степей, магического очищения, серебристые "волны " ковыля ассоциируются с безбрежным морем. Ковыли мы также соотносим с образом деда Момуна, который «был чудаком, и относились к нему, как к чудаку…».

«Ширалджины - верные друзья. Особенно, если обида какая-нибудь и хочется плакать, чтобы никто не видел, в ширалджинах лучше всего укрыться. Пахнут они, как сосновый лес на опушке. Горячо и тихо в ширалджинах. И главное - они не заслоняют неба. Надо лечь на спину и смотреть в небо. Сначала сквозь слезы почти ничего не различить. А потом приплывут облака и будут выделывать наверху все, что ты задумаешь. Облака знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь или улететь…»

Чтение учащимся стихотворения на фоне видео летящих облаков.

О, как рисуют облака!

Вот рыба, голова быка,

Собака, лошадь, дед с клюкой,

Девица с длинною косой.

Но быстро живопись проходит,

Уносит ветер конский хвост,

Клюка на дерево походит,

А рыба- на широкий мост.

Уже умчалась вдаль собака,

Девица косу не плетёт,

На смену старых декораций

Другая живопись идёт.

Ты просто посмотри на небо,

Устав от жизни суеты,

Пусть нарисуют быль иль небыль,

Как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Здесь добро всегда торжествует над злом, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его сказки - это единственное, что помогало мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но внутренний мир мальчика столкнулся с миром внешним, в котором зло противостояло добру.

Уплыв рыбой по реке, он отверг то, с чем не мирилась его детская душа. Но вера в добро у него осталась, ведь он не умер, а ушел от действительности в свой мир сказки, он не покончил самоубийством, а “уплыл рыбой по реке”.

2 группа «Мифологический мир» 5-7 мин

Вот как звучит миф в повести (краткий пересказ легенды по схеме на слайде).

«…Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили у меня моих оленят, - говорила она. - А вымя мое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель - бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи - Бугубаем. От него и пошел род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется

В повести мы видим сложное построение текста: введенный текст о Рогатой матери-оленихе, освещает события идущие параллельно с основными (текст в тексте). Легенда о матери-оленихе подается автором как вполне реальная история. В идейно-смысловом плане легенда оказывается ведущей, она психологически и философски освещает события реального быта.

В своем проекте мы решили выяснить, почему именно матка марала является для киргизов прародительницей рода. Для этого мы решили рассмотреть символику оленя . Итак, олень является:

Символом повторяющегося творения и возрождения;

Путь уединения и непорочности;

Символ благородства и величия;

Символ начала, противостоящего злу.

Также нас заинтересовало то, что в повести указывается на наличие рогов в имени марала – Рогатая мать-олениха. Что же символизируют рога:

Сила;

Власть;

Могущество;

Мистическое перерождение;

Мужество;

Благородство.

Таким образом, миф, присутствующий в произведении, выполняет двойную функцию: идейно-эстетическую и национальную. Миф о Рогатой матери-оленихе в повести является связующим звеном между настоящим и прошлым. Миф для Айтматова это «сгусток мудрости» древних, поколениями проверенный опыт. Миф моделирует художественную картину мира, становится инструментом для вскрытия актуальных проблем современности и проникновения в глубины общественного разума. По аналогии мифу художник изображает общественные отношения, философски осмысливая их. Т.е. мифологический мир, мы считаем, помогает более лучше рассмотреть мир жизнеподобный, реальный. Момун подобно тому, как Рогатая мать-олениха опекает мальчика и девочку, воспитывает своего брошенного внука. Олень, согласно восточной мифологии, является царской добычей, и потому он уподобляется царю; его умерщвление на охоте отождествляется со смертью самого героя.
Таким образом, убив Рогатую мать-олениху, Момун «убивает» и себя: «…сраженный горем и позором, старик лежал, как убитый, лицом вниз, не отзываясь на голос мальчика».

Айтматов обращается к мифу как к метафоре, отражающей через вековую мудрость проблемы современности, которые и сейчас остаются актуальными, такие как связь поколений и передача духовного опыта.

3 группа «Жизнеподобный мир».5-7 мин

Действие повести происходит на небольшом кордоне. На кордоне всего три семьи: это дед Момун с Бабкой, тетка Бекей - «самая несчастная из всех женщин» , потому что не может иметь детей, за что ее систематически избивает муж Орозкул – начальник кордона, также здесь живет рабочий Сейдахмат со своей женой Гульджамал. И «единственный мальчишка на все три двора». Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун «всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился» и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника - Орозкула.
И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь. В самом реальном мире мы бы подчеркнули наличие отдельной проблемы столкновения добра и зла, тем самым выделяя в повести две обособленные тематические линии: внутренний мир мальчика против внешнего мира и Момуна против Орозкула в самом внешнем мире.
Добро и зло - это два взаимоисключающих понятия. И в своих мечтах мальчик пытался сделать реальный мир добрее, «перевоспитав» зло. Он надеялся, что Орозкул станет добрым, если у него будут дети, если он будет знать, что оставит после себя потомство. Но в то же время понятно, что если бы в Орозкуле была хоть капля добра, то он бы дарил свое тепло мальчику, как в легенде это сделала Рогатая мать-олениха. И, зная, что его дядька на самом деле наполнен только злом, мальчик часто видел во сне картину возмездия. Мальчик, как и читатель, подсознательно понимал, что зло с добром не могут сосуществовать, что-то должно быть истреблено. Орозкул заставил деда Момуна нарушить свои нравственные законы, растоптать то, во что так долго верил и он сам, и мальчик. Орозкул заставил его не просто убить олениху, но посягнуть на то, во что он верил всю жизнь, «на память предков, на совесть и заветы свои», на нравственные законы бугинцев. Момун сотворил зло во имя добра, ради своей «злосчастной дочери», ради внука. Но его философия зла во имя добра потерпела крах. Убив олениху, он обрекает на гибель мальчика. Момун сам помог создать внуку мир легенды, рассказав о Рогатой матери-оленихе, но сам же этот мир и разрушил. «И теперь, сраженный горем и позором, старик лежал на земле лицом вниз». А мальчик остался совершенно один в этом мире. Вмиг разрушились все его мечты и надежды, жестокость мира, от которой он долгое время прятался, предстала перед ним во всем своем обличье.

Но мы все же не считаем, что зло победило. Нет, оно проиграло в поединке с семилетним ребенком, который будет приходить к этим людям всю оставшуюся жизнь и во сне, и наяву. Нельзя безнаказанно разрушать все на своем пути. И Орозкула никто и никогда не будет любить, потому что он сеет только страх и боль. И все, кто своим равнодушием потакал этому злу, никогда не будет счастлив, потому что в каждой в каждой капле дождя они будут видеть серебристую рыбку с глазами мальчика. Добро сильнее зла. Добрых людей больше. Не таких, как Момун, не умеющих бороться за добро, а таких, которые приходят на помощь в трудную минуту. Не остался мальчик грубым и слабым, а уплыл к доброму, сильному, отправился вплавь к своему белому пароходу, к своей мечте.
Просмотр фрагмента из к\ф «Белый пароход» (дед Момун сидит у костра, к нему подходит мальчик; мальчик уходит к реке) 3 мин

    Обобщение.

Прошу вас ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему Айтматов уделяет особое внимание мифам и легендам, и как соотносятся между собой миры произведения?

- Ответ учащегося: Айтматов внедрял в современную реалистическую прозу то, что является наследием прошлой культуры: миф, легенду, предание. Элементы мифологического сознания мира можно приспособить к современному способу мышления. Так что тема памяти важна во многих смыслах. Надо осознать, что такое историческая память. Люди должны помнить все. Как говорил сам мастер слова: «Кто-то верно заметит: тяжело тому, кто все помнит. Так вот, пусть нам будет тяжело, но мы не должны забывать уроков прошлого. И пусть эти уроки влияют на нас во всем: на наше поведение, на наше сознание, поступки».

6. Рефлексия с реализацией. 5 мин

1. Слово учителя . Подводя итоги нашего урока, мы увидели с вами, какой нравственный урок можно извлечь для себя, прочитав повесть Айтматова. Как видите, жизнь предоставляет нам возможность решать очень много непростых вопросов. Оноре де Бальзак говорил: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло сосуществуют в ней». Что же должно помочь нам не сотворить зла другому? Давайте попробуем составить советы, помогающие избежать зла. Каждый на листочке пишет самый важный, по его мнению, совет. Затем вы зачитаете их.

2.Учащиеся зачитывают свои советы и крепят их к воздушным шарам.

Советы:
1. Не желай другим зла, делай добро, и мир станет лучше.
2 Не зли других и сам не злись.
3. Злость, ненависть, хамство не держи в своем сердце
4. Доброта спасет мир!
5. Не делай другим того, чего себе не желаешь.

6. Всегда помогать людям, нуждающимся в нашей помощи;

7. Как можно чаще просто улыбаться друг другу и говорить тёплые, ласковые слова.

3. Слово учителя .

(На интерактивной доске появляется рисунок радуги)

Посмотрите, свершилось чудо! Из ваших слов получилась радуга. Есть поверье, если человек пройдет под радугой, он обязательно будет счастливым. Я желаю вам всем радости, счастья и добра. Путь к доброте нелегкий. У каждого человека свой путь к доброте. Давайте делать добро. Рядом с вами есть люди, которые сильно нуждаются в ней. Сегодня у нас на уроке в каждом из нас зажглась искорка добра. Сохраните тепло доброты и поделитесь с ним с другими. И не забывайте совершать добрые поступки и тогда люди вас не забудут. В этом смысл жизни. И никогда не забывайте, что мы с вами люди, (на слайде тема и эпиграф урока ) а «ч еловек должен быть, прежде всего, человеком, он должен жить в гармонии с подобными ему людьми, в гармонии с природой, он должен быть носителем высоких идеалов».

- Просмотр видеофрагмента «Прощание. Ч.Айтматов». 1 мин

    Взаимооценивание. 2 мин

А сейчас я попрошу вас заполнить листы взаимооценивания.

    Домашнее задание: подумать над символикой названия, сопоставить образы Момуна и Орозкула. 1 мин

Ф.И.О.учащегося________________________________________________________

    Жизнеподобный мир

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мифологический мир________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сказочный мир________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

1. В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина. Русская словесность. Алматы: Атам ұра, 2010 г.

2. Чингиз Айтматов. Белый пароход. М.: АСТ, Астрель, 2010.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.

2. Документальный фильм «Гражданин земного шара»:

3.

4. Кинофильм «Белый пароход». Киргизфильм, 1975 г.









1 из 8

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

БиографияРодился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля», принёсшая Айтматову мировую известностьВ 1990-1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2000 годабыл послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум».

№ слайда 3

Описание слайда:

ПамятьИмя Айтматова присвоено в Бишкеке городскому парку, Русскому драматическому театру и университету «Манас». В перспективе - создание Музея Айтматова в киргизской столице.В октябре 2008 года в Чолпон-Ате на северном берегу Иссык-Куля был открыт памятник Чингизу Айтматову.Объявлен международный конкурс на проект памятника Айтматову в мемориальном комплексе «Ата-Бейит».На литовском монетном дворе, договор с которым подписал Киргизский национальный банк, отчеканена серия из шести коллекционных серебряных монет - «Чингиз Айтматов», «Джамиля», «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход».Готовятся к изданию восьмитомник на русском языке и последняя книга Айтматова «Когда падают горы, или Вечная невеста».

№ слайда 4

Описание слайда:

Награды и премии Государственные: (всего 46):СССР:Герой Социалистического Труда(1978)Два ордена ЛенинаОрден Октябрьской РеволюцииДва ордена Трудового Красного ЗнамениОрден Дружбы народовКиргизии:Герой Киргизской Республики (1997)Орден «Манас» 1-й степениРоссии:Орден Дружбы (1998)Казахстана:Орден Отан (2000)Узбекистана:Орден «Дустлик»Прочих стран:Офицерский крест ордена Заслуг (2006, Венгрия)Ведомственные:Медаль Н. К. Крупской Министерства культуры СССРОбщественные:Детский орден Улыбки (Польша)Почётная медаль «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле» Токийского института восточной философии

№ слайда 5

Описание слайда:

Сочинения На встрече с читателями в Санкт-Петербурге (2007)«Лицом к лицу» (1957 год)«Джамиля» (1958)«Тополёк мой в красной косынке» (1961)«Первый учитель» (1962)«Прощай, Гульсары!» (1966)«Белый пароход» (1970)«Восхождение на Фудзияму» (пьеса, в соавторстве с К. Мухамеджановым)«Ранние журавли» (1975)«Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977)«Буранный полустанок» (1980, известна также под названием «И дольше века длится день»)«Плаха» (1986)«Тавро Кассандры» (1996)«Встреча с одним бахаи» (Беседа с Фейзоллой Намдаром) (1998)«Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006)«Белое облако Чингисхана»«Верблюжий глаз»«Материнское поле»

№ слайда 6

Описание слайда:

Кино По произведениям Ч. Айтматова снято немало художественных фильмов. Сам Чингиз Торекулович неоднократно выступал в роли сценариста или соавтора.1965 - "Первый учитель" -художественный фильм (режиссёр - Андрей Кончаловский)1967 - "Материнское поле" - художественный фильм (режиссёр - Геннадий Базаров, Киргизфильм)1968 - "Бег иноходца" - художественный фильм (режиссёр - Сергей Урусевский)1968 - "Джамиля" -художественный фильм (режиссёр - Ирина Поплавская)1976 - "Белый пароход" - художественный фильм (режиссёр - Болотбек Шамшиев, Киргизфильм)1989 - Айланпа. Мир на кругах своих - документальный фильм (режиссёры - В.Виленский, К.Орозалиев)1990 - "Пегий пёс, бегущий краем моря" - художественный фильм (режиссёр - Карен Геворкян, киностудия им. Довженко)1990 - "Плач перелётной птицы" - художественный фильм (режиссёр - Бакыт Карагулов, Киргизфильм)1995 - "Буранный полустанок" - художественный фильм (режиссёр - Бакыт Карагулов, производство Катарсис /КНТК)2008 - "Прощай, Гульсары" - художественный фильм на казахском языке (режиссёр - А. Амиркулов, производство Казахфильм)2009 - "Гражданин Земного шара" - документальный фильм о Чингизе Айтматове 39 мин. (режиссёр - О. Чекалина) (кинокомпания «ТИГР» при участии кинокомпании «СтудиОль»)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок литературы в 7 классе По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Цели: вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев; - развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь; формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.

5 слайд

Описание слайда:

I. Вводная часть Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).(Ученики некоторые произведения еще не проходили).

6 слайд

Описание слайда:

2. Обращение к высказыванию писателя (читает учитель). «Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»

7 слайд

Описание слайда:

3. Обращение к теме урока - Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.) - А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

8 слайд

Описание слайда:

II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула. - Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун,Орозкул) 1. Ученики читают определения (запись на доске) великодушный самодовольный надежный эгоистичный трудолюбивый невежественный бескорыстный грубый добрый жестокий приветливый хвастливый скромный мстительный бесхитростный Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.

9 слайд

Описание слайда:

2. Беседа - Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле). - Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну? - Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась) - Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Составление 3. Цитатной характеристики героев Момун Оразкул «Мыбугинцы, и в родстве от самой прародительницы нашей – Рогатой Матери –оленихи. А она,пречуднаяМать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти». «Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?» «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!» «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство». «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!» «Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!» «Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда». «Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено – значит, обязан уважать. Большая должность – больше уважения». «Красотой сыт не будешь». «Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?» «Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю». «Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок) «Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой) «Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли».

12 слайд

Описание слайда:

Аналитическая беседа - Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.) - Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Оразкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать). - В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье). - Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда). - Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми). Образ мальчика

13 слайд

Литературное чтение в 7 класс е

п о »

Цель:

  • Сбор ассоциаций;
  • Чтение и анализ текста;

Формы работы: Работа в группе.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

Ход урока:

I . Организационный момент

1 І . Обращение к теме урока

1. Краткое сообщение ученика

І группе образ Момуна

ІІ группе образ Орозкула

ІІІ группа образ мальчика.

2. Аналитическая беседа .

.

III . В ывод учителя:

IV

V . Итог урока.

-

Вывод учителя.

Рефлексия.

  • О чем пришлось задуматься?

Просмотр содержимого документа
«Чингиз Айтматова «Белый пароход»»

Республика Казахстан, Карагандинской области,

Актогайского района, ОСШ имени К.Байсеитовой

учитель русского языка и литературы

Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна

Литературное чтение в 7 класс е

п о повести Чингиза Айтматова «Белый пароход »

Цель:

Вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Ч.Айтматова, продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природу.

Задачи:

    Сбор ассоциаций;

    Чтение и анализ текста;

    Самостоятельная творческая работа учащихся.

Формы работы: Работа в группе.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет писателя, высказывание Ч.Айтматова, иллюстрации художников к повести, компьютер, дополнительный раздаточный материал по теме.

Ход урока:

I . Организационный момент

1 І . Обращение к теме урока

Что вы считаете главным в человеческой жизни?

1. Краткое сообщение ученика (домашнее индивидуальное задание) о жизни и творчестве Ч. Айтматова

А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

II. Сравнительная характеристика

І группе образ Момуна

ІІ группе образ Орозкула

ІІІ группа образ мальчика.

Презентация работ и краткие пересказы содержания повести

2. Аналитическая беседа . (Определить основные его части)

Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово?

Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?

Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость?

Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого?

Как живется мальчику среди взрослых?

Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»?

Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять?

В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? .

Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?

Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть?

III . В ывод учителя:

Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.

IV . Осмысление заключительных слов повести.

Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство?

Сделать рисунок к тексту. Презентация работ. Оценивание.

V . Итог урока.

- В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ?

Вывод учителя.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

ҮІ . Комментирование и выставление оценок учащихся.

Рефлексия.

    Чем запомнился наш сегодняшний урок?

    Что было важно в сегодняшней встрече?

    О чем пришлось задуматься?

Тема: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Цель: через изучение повести Ч. Айтматова «Белый пароход» понять, в чем заключается истинная доброта человека, мечта человека.

Задачи:

    осмыслить прочитанную повесть Ч. Айтматова; раскрыть внутренний мир героев повести; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы.

    развивать эмоционально-образное, критическое мышление, устную речь, внимание; развивать навыки анализа текста, умения работать самостоятельно; развивать умения и навыки цитатной характеристики литературных героев; развивать навыки сценического мастерства.

    воспитывать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру.

Оборудование: презентация PowerPoint «Жизнь и творчество Ч.Айтматова», презентация PowerPoint по теме урока, художественный фильм «Белый пароход», цветные стикеры, таблицы, ватман, маркеры.

Эпиграф урока: «…И не забывайте совершать добрые поступки, тогда люди вас не забудут. В этом смысл жизни.»

Ход урока:

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивание

Ресурсы

1

1 .Организационный момент: установка на внимание, приветствие, деление на группы

2. Целеполагание:

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на уроке.

С чего вы начнёте?

С помощью цветных стикеров распределяются на 4 группы.

Оформление записей в тетрадях.

Определение целей и задач урока.

Стикеры 4-х цветов.

Рабочие тетради.

Презентация PowerPoint . Слайды «Тема, Цель, Задачи, Ожидаемые результаты, Эпиграф урока»

2

Стадия вызова: проверка и прослушивание подготовленных заданий дома

1.Представление презентации «Жизнь и творчество Ч.Айтматова» -

2.Сообщение об истории создания повести «Белый пароход» -

Оценивание цветными стикерами:

зеленый –«понял», желтый-«не совсем понял», красный-«совсем не понял»

Цветные стикеры, презентация PowerPoint

3

Стадия осмысления:

1. Проводит словарную работу: определение значения слов «добро», «доброта».

2. Проводит беседу по прочитанной повести.

3.Организует работу в группах

4.Просмотр фрагментов худфильмаБ.Шамшиева «Белый пароход»:легенда о матери-оленихе.

Проводит беседу.

5.Работа в группах

6. Ролевая игра «Суд»

7. Творческая работа: каждая группа придумывает важный совет, помогающий избежать зла; учитель тоже участвует

1.Встают вкруг, берутся за руки и говорят друг другу добрые слова.

2.Работа в группах:

1группа-работают с Толковым словарем;

2-3группы-записывают ассоциации;

4группа-делают вывод.

Отвечают на вопросы

Работа в группах:

1группа-составить цитатную характеристику героев;

2-4группы- составить сравнительные портретные характеристики героев.

Просматривают худ фльм.

Отвечают на вопросы

Работа в группах: подготовить сообщения на вопросы по образу мальчика

Участвуют в ролевой игре «Суд»: судья, мальчик, дед Момун, Орозкул, тетка Бекей, Кулубек, от автора

Групповая работа: каждая группа придумывает 1 важный совет, записывают на слайд

Взаимооценива\ние

Взаимооценива

ние

Взаимооценива

ние

Оценивание учеников-актеров

Толковый словарь, ассоциативные карты

Слайд «Вспомним прочитанное!»

Слайд «Сравним литературных героев!»

Худфильм.

Слайд «Побеседуем!»

Слайд «Какой он? Мальчик?»

Слайд «5 важных советов»

3

Рефлексия

1. Дает задание группам: написать синквейн на ключевые слова урока.

2. Дает задание: написать свою рефлексию сегодняшнего урока

Проводят рефлексию:

1-2 группы – «мечта»,

3-4 группы -«добро».

Проводят свою рефлексию – заполняют карточки

Самооценивание

Слайд «Проведем рефлексию!»

Карточки «Моя рефлексия сегодняшнего урока»

4

Оценивание

Проводят самооценивание -заполняют таблицы с дескрипторами, выставляют оценки

Самооценивание

Слайд

«Оценим свои знания и умения на уроке»

Дескрипторы

5

Домашнее задание

Дает домашнее задание:

написать сочинение «Доброта – признак силы, а не слабости…»;

Записывают домашнее задание

Слайд «Домашнее задание»