Пермяк чужая калитка отзыв о рассказе. Чужая калитка (ил.)
Чужая калитка
Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук - за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всём... Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:
Коли берёшься за дело - доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься...
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего - обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:
Хозяева тоже мне... Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят... Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка...
Что говорить, Алёшенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится...
И свалится, - подтвердил Алёша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой...
Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка... своё оно и есть своё.
Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.
А чья, дедушка, эта скамья?
Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо - отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят... только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная...
Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.
Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.
Вот так охотник растёт у нас! - нахваливает Алёшу мать. - Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.
Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.
Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
Да нет, нет, - отмахнулся Алёша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две - отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.
Алёша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.
Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.
Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:
А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?
Нет, - ответил Алёша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а - наша.
Это хорошо, - сказал дед.
А что хорошо? - спросил Алёша.
Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал... А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу... Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше...
Дед опять заглянул внуку в глаза.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.
А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши... А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.
31.08.2014 10772 0Цель: воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.
Задачи: через осознание идеи произведения подвести детей к выводу, что труд должен стать потребностью каждого человека, уметь аргументированно доказать значение пословицы «Всякий человек в труде познаётся».
Ресурсы: листы с текстом, карточки ПМИ.
Ход урока
1. Организационный момент
* Игра на создание коллаборативной среды – «БЕЛКИ, ОРЕХИ, ШИШКИ»
Играющие получают «имена» - белки, орехи, шишки. Дети должны образовать тройки (белка, орех, шишка), взяться за руки, образуя кружок. Ведущий стоит в середине площадки.
Игра: ведущий кричит: «Белки!» - и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места - ведущим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки.
2. Этап вызова (побуждение)
* Стратегия – «Трёхуровневое интервью»
Обсудите в тройках значение пословицы: ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК В ТРУДЕ ПОЗНАЁТСЯ.
(Роли меняются)
Объедините в тройках свои записи и представьте общее объяснение значения пословицы.
Кто такой герой?
Как вы думаете, а может быть герой труда?
Говорят: «В труде рождаются герои». Во все времена высоко ценили людей – тружеников. Тех, кто добивался отличных результатов в труде, награждали орденами и медалями.
Показ слайдов (1-2) с изображением медалей
Герой Труда Казахстана (каз. Қазақстанның Еңбек Ері) - высшая степень отличия Республики Казахстан, присваиваемая за выдающиеся достижения в экономическим и социально-гуманитарном развитии Республики Казахстан. Лицам, удостоенным звания «Қазақстанның Еңбек Ері», вручается знак особого отличия - Золотая звезда и орден «Отан».
Какими качествами должен обладать герой труда?
Как вы думаете, может ли этими качествами обладать ребёнок?
А не хотели бы вы познакомиться с одним из таких мальчиков?
3. Этап осознания смысла
Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.
Евгений Андреевич Виссов (настоящая фамилия) родился в городе Перми, на Урале. В этом городе он прожил долгие годы и этот город был ему очень дорог, недаром он взял псевдоним – Пермяк.
Е. Пермяк - трудолюбивый. Да, действительно. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.
Е. Пермяк – умный и мудрый. В жизни он встречался с интересными людьми, узнавал их обычаи, учился у них мудрости.
Стать хорошими людьми помогает и рассказ Е.Пермяка «Чужая калитка». «Коли берёшься за дело – доведи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди когда вырастешь» - учит дедушка своего внука, а вместе с ним учатся и мои ученики.
Как вы думаете, кто подремонтировал калитку и скамейку? Как вы оцениваете поступки мальчика? Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему? Давая оценку поступкам Алёши, дети непроизвольно оценивают самих себя: «А как бы вы поступили на месте героя?», что является могучим средством самовоспитания.
* Стратегия – «Читатель-исследователь» (индивидуальная работа)
ИНТЕРЕСНО |
||
Проверка
Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?
Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?
Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?
Работа с пословицами
Какая пословица на ваш взгляд выражает основную идею произведения? Объясните свой выбор.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Суди о человеке по его труду.
Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.
4. Этап рефлексии
* Стратегия – «Лаборатория Блума» (работа в малых группах)
Каждая группа исследует «ТРУД» со своей стороны, готовит презентацию в любой форме:
1 группа «Знание»
Дайте определение, что такое, по-вашему, «ТРУД» (можете предложить несколько вариантов)
2 группа «Понимание»
Постарайтесь определить сущность понятия «ТРУД», то есть подобрать ассоциации, синонимы, которые повторяют суть темы.
3 группа «Применение»
Предложите, как и где можно использовать «ТРУД» (может вы найдёте необычное применение)
4 группа «Анализ»
Проанализируйте и докажите, что «ТРУД» важен для каждого
5 группа «Синтез»
Определите основные качества «ТРУДА» или трудолюбивого человека.
6 группа «Оценка»
Выделите «за» и «против» «ТРУДА», аргументируйте.
Защита презентаций групп
Остальные группы должны задать группе вопрос, сделать комментарий и высказать пожелание.
5. Итог урока
По окончанию презентаций группы заполняют листы оценивания
Лист оценивания презентаций групп
Послушайте, что ответили мои бывшие ученики на вопрос:
-Зачем в жизни нужны добрые дела? (Слайд3)
- А как вы понимаете смысл пословицы
«Жизнь дана на добрые дела».
Вывод. Для чего дана жизнь человеку?
(Для добрых дел, для пользы, труда).
Любой труд должен быть оценён.
У каждого из вас оценочный лист – не забывайте оценивать свою работу по критериям.
Знакомство с критериями оценивания.
Что такое «труд?»
Вывод. Труд-это умение выполнять полезную для общества работу.
Работа в группах(1,2,3,4). Возьмите понравившиеся шаблоны книг и займите места в группах соответственно картинке.
Сейчас вы будете знакомиться с биографией писателя. Приём «Посланец» (Слайд 4)
Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.
Детство и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.
В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи.
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем. В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.
Чтобы узнать насколько хорошо вы изучили биографию проведём «Цифровой диктант» по вопросам.
Мини-тест: (+ да), (- нет).
Вопросы:
Мальчиком писатель жил с папой и мамой?- нет
Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске?- да
Евгений Андреевич (Виссов) родился в городе Перми – да
Проверка.(Слайд 5)
Словарная работа.
При чтении текста вам встретятся такие слова.
Питомник - место, где выращивались молодые саженцы деревьев.
Щеколда - железная пластинка для запирания дверей.
Чащоба - тоже что и чаща.
Колдобин а-рытвина, ухаб, неровная поверхность.
Волочат - тащить, тянуть по земле.
Просека - узкая дорога в лесу, очищенная от деревьев.
Знакомство с текстом произведения (Технология РКМ «Чтение с предположениями»)
О чём же может рассказать заголовок? Как вы думаете, о чём будет рассказ?
Слушание аудиозаписи 1 части рассказа Е. Пермяка «Чужая калитка»
Оправдались ваши предположения?
Скажите, что вы почувствовали, слушая эту историю?
Фронтальное чтение 2 части.
Какой эпизод показался вам самым напряжённым?
Назовите главных героев.
Где происходят действия?
- Совпали ваши предположения?
- Как вы думаете, чем же закончится рассказ?
Самостоятельное чтение 3 части.
(Стратегия РКМ «Чтение с пометками»)
Отметить знаками:
Что понравилось (!)
Что вызвало удивление (?)
Что заинтересовало (…)
- Такой конец вы предполагали?
- Каким мальчиком рос Алёша Хомутов?
Какой вывод сделал для себя Алёша после разговора с дедушкой?
Кто же починил калитку?
Для кого они оказались не « чужими, а своими»?
Как бы ты поступил на месте Алёши?
Физминутка (Слайд 6)
Работа в группе. Выбрать подходящую пословицу к тексту. Объяснить свой выбор.
Индивидуальная работа. Работа по карточкам.
Стратегия РКМ «Эссе» на тему: А что ты можешь сделать доброго и хорошего для людей?
(Взаимопроверка в парах)
Работа в группах . (Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»)
Придумать по одному «толстому» и «тонкому» вопросу (вопросы высокого порядка) с использованием «РОМАШКИ БЛУМА»
«Картинная хронология» Восстановите картины в последовательности по содержанию текста
-Как вы думаете, мы достигли целей урока?
В оценочном листе подсчитайте баллы и поставьте себе оценку за урок.
1,2 группы – составить рассказ чему вы научились дома, у кого?
3,4 группа- 5 «толстых» вопросов к тексту,
нарисовать иллюстрации к рассказу.
Чему вас научил этот рассказ?
(добру и справедливости)
В жизни вам пригодится этот опыт?
Закончите фразы.
Сегодня на уроке: (Слайд 8)
Я сегодня узнал…
Урок мне дал для жизни…
Мне понравилось…
«Чемодан в дорогу» (на шаблонах книг нарисуйте круг)
Работал отлично
Мог бы лучше
Буду ещё больше стараться
Чужая калитка Рассказ для детей Евгения Пермяка
Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук - за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:
- Коли берёшься за дело - доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься…
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего - обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…
- Что говорить, Алёшенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится…
- И свалится, - подтвердил Алёша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…
- Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка… своё оно и есть своё.
Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.
- А чья, дедушка, эта скамья?
- Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо - отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…
Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.
Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.
- Вот так охотник растёт у нас! - нахваливает Алёшу мать. - Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.
Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.
- Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
- А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
- Да нет, нет, - отмахнулся Алёша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две - отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.
- Алёша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.
- Наверно, - отвечает Алёша и дальше идёт.
Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
- Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.
Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:
- А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?
- Нет, - ответил Алёша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а - наша.
- Это хорошо, - сказал дед.
- А что хорошо? - спросил Алёша.
- Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше…
Дед опять заглянул внуку в глаза.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.
- А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.
Литературное чтение 3 класс
Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка»
ЦЕЛЬ : Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»
Задачи :
формировать умение анализировать поступки людей;
расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;
развивать память, внимание, речь учащихся, воспитывать интерес к книге.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Проверка д/з
Пересказ сказки-быль Платонова «Неизвестный цветок», синквейн.
II. Фонетическая зарядка.
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».
для чего?
для каких дел?
Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?
Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)
III. Этап вызова (побуждение).
Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.
Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.
Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.
аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА
Как понимаете выражение «Чужая калитка»? (Устно.)
Предположите, о чём может быть рассказ с таким названием? (о. д.)
IV. Этап осознания смысла.
Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.
Биография Е.Пермяка.
(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)
Уч-ся самостоятельно читают биографию Пермяка выполняя задание.
Задание: Прочитайте биографию, подчеркните простым карандашом те слова, которые бы вы записали жирным шрифтом.
Проверка (1-2 уч-ка зачитывают)
Где учился?
Какие профессии освоил?
Что вас удивило в этом человеке?
1) Словарная работа.
Старательный - делающий что-нибудь со старанием Старательный ученик.
Малец - парень, подросток, мальчик.
Хваткие - Ловко и цепко хватающий. Хваткие руки.
Питомник – место разведения растений или животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение. Питомник фруктовых деревьев.
Щеколда - Железная пластинка с рычажком, служащая для запирания ворот, наружных дверей.
Ржа- покрытый ржавчиной, содержащий окислы железа
Еле ноги волочить (разг. ) - идти с трудом от усталости.
Просека – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу.
2) Первичное чтение рассказа
ИНТЕРЕСНО |
||
Мальчик трудолюбивый | Чужая калитка | Кто отремонтировал? |
Отремонтировал скамейку и калитку | Старая скамейка | Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался |
Проверка
Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?
Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?
Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?
4) Работа с кубиком «Блума»
На гранях кубика написаны слова:
Кубик бросает ученик.
Задание:
Необходимо сформулировать вопрос к рассказу по той грани, на которую выпадет кубик.
5)Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте в рассказе Е. Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился, трудился, и кто ему помогал.
Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алёшу.
6)Творческое задание «Построй дом».
Расскажите, чему вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)
Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)
Что у нас получилось?
Кто нам помог построить дом?
Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?
7)Составление пятистишия к слову «Труд».
8)Составление плана рассказа по картинкам.
Трудолюбивый мальчик.
Чужая калитка.
Старая скамейка.
Свое, наше.
Презентация каждой группы.
9) Итог урока.
Я сегодня работал над……
Я смог……
Урок дал мне для жизни……
Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.
Взять интервью у родителей и написать о профессии.