Колония а с макаренко носила имя. Система воспитания в трудовой колонии им

Выбирая Вас своим шефом, мы руководствовались не простым желанием носить имя известного всему миру лица, а какой-то глубокой родственностью между Вами и нами.
Эту родственность мы видим и чувствуем не только в том, что и Ваше детство подобно детству наших ребят, и не только в том, что многие типы в Ваших произведениях - это наши типы, но больше всего в том, что Ваша исключительная вера в человека, нечто единственное во всей мировой литературе, помогает и нам верит в него.
Из письма А.Макаренко - М.Горькому.

Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении.
А.С.Макаренко.

А.С.Макаренко был основателем трудовой колонии имени М.Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалёвке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называли себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами. Но так называемое «завоевание Куряжа» привело к быстрому образованию единого коллектива. В конце 1927 года Антон Семёнович принял по совместительству руководство коммуной имени Ф.Дзержинского, куда было переведено 60 колонистов-горьковцев, составивших ядро коммуны.
А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя – колония Горького».
Незабываемой для всех колонистов осталась в памяти встреча с Максимом Горьким – их другом, шефом и учителем, подарившим каждому частицу своего сердца.
Перед А.С.Макаренко встала задача создать из воспитанников крепкий трудоспособный коллектив, который сам стал бы воспитующей силой. А.С.Макаренко пришел к выводу, что коллектив можно создать лишь на основе общественно-полезного производительного труда в процессе которого должны формироваться новые общественные отношения.
Воспитательную работу в колонии Антон Семенович начал с организации актива. Шаг за шагом, привлекая колонистов к общественно полезному труду, ставя задачи перед коллективом в целом и отдельными его членами, завоевывая авторитет и уважение личным примером, он создавал коллектив. Колонисты работали на полях и в саду, охраняли дорогу от грабителей, государственный лес от порубок. Практические действия приносили ощутимые результаты в нравственном оздоровлении и воспитании бывших беспризорников.
С первых дней в колонии была создана библиотека, укомплектованная Антоном Семёновичем. Любовь колонистов к чтению, а также вечерние коллективные чтения имели большой воспитательный эффект. Особенной любовью пользовались произведения А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В колонии было несколько отрядов, во главе каждого из них стояли командиры, составлявшие Совет командиров. На него Макаренко опирался во всей воспитательной работе, в организации трудовой деятельности колонистов. Совет командиров обсуждал и решал вопросы организации быта и учебного процесса, культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приёма новых членов и другие.
Успехи колонии в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины: в честь пятилетия со дня основания колонии А.С.Макаренко присвоили звание «Красный герой труда», а сотрудников наградили ценными подарками.
1926 год колония встретила значительными успехами. Окрепло хозяйство, с полей получили хороший урожай хлеба. К тому времени в колонии были животноводческая ферма, сад, мастерские. Всё больше внимания уделялось учёбе. А.С.Макаренко заботился о получении воспитанниками прочных знаний, считая, что это определяет путь человека в жизни. Окреп и коллектив воспитателей. К тому времени он уже мог решать любые задачи, требовавшие организованности, крепкой дисциплины. Это особенно было важно перед переездом в Куряжскую колонию, где в помещениях бывшего монастыря жили 400 детей.
Гармонию индивидуальных и коллективных чувств можно наблюдать в ситуации, возникшей в колонии перед «завоеванием Куряжа». Колонисты чувствовали необходимость всё отдать коллективу. И это совсем не было жертвой. Отвечая на сомнения воспитанника Марка Шейнгауза, который боялся, что хорошая жизнь горьковцев может стать плохой в Куряже, Антон Семенович сказал: «Зато они идут на борьбу. Это, Марк, большое счастье, когда можно идти на борьбу за лучшую жизнь».
А.М.Горький интересовался жизнью колонии, переписывался с А.С.Макаренко, воспитанниками, высоко оценивая результаты их труда. Уже в первый год существования колонии, в 1921 году, ей было присвоено имя А.М.Горького. Имя «горьковец» приобрело для колонистов большое значение. Макаренко говорил, что их поддерживала и помогала им горьковская вера в человека. Только опираясь на лучшее в человеке, можно сделать его красивее и выше.
Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива. На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в свои силы и в завтрашний день. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.
Выдающийся педагог требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно.

Тезисы содоклада на Всеукраинском совещании комиссий по делам несовершеннолетних правонарушителей

«1. Посылка несовершеннолетнего в трудовую колонию должна сделаться главной мерой комиссий, поскольку вообще ставится вопрос о перевоспитании, а не только изоляции. Возвращение несовершеннолетнего в семью есть мера педагогики нейтральная, патронат же может иметь значение только в том случае, если мотив правонарушения только нужда. Артели для подростков имеют много недостатков, если члены артели не прошли предварительного опыта трудового коллектива.

2. От идеальной организации трудовой колонии мы еще далеки. Однако для улучшения постановки колонии требуется не так много. Самое главное, что необходимо сейчас, — отказ от ремесленно-соцвосовского характера хозяйства. Колонии должны быть развернуты в солидные хозяйства с таким расчетом, чтобы колония могла организовать по своей периферии сельскохозяйственные коммуны из выпускников или включать их в хозяйство в качестве рабочего или административного персонала.

3. При указанных условиях прежде всего будут достигаться именно воспитательные цели, а не цели хозяйственные. В частности, здесь идет речь о еще очень мало исследованной области влияния сложной и широкой коллективной организации на члена коллектива. Но что это влияние положительно, уже можно утверждать.

4. Режим трудовой колонии должен находить свои формы исключительно в логике хозяйствования. Все, что вытекает из этой логики (строгая дисциплина, гласный и точный отчет, фактическое, а не юридическое самоуправление, равенство прав и обязанностей, экономность и точность выражения, ясная, строго приспособленная к делу рабочая организация), обязательны для трудовой колонии. Все, что противоречит ей, должно быть отброшено, хотя бы оно и рекомендовалось в педагогической теории.

5. В направлении к созданию специальных условий детского коллектива необходимо обязательно привнести в этот коллектив начало игры (приблизительно по типу внешних форм скаутизма), интересные и яркие формы коллективных движений, жизнерадостный и бодрый общий тон, гордость своей колонией.

6. Учебные занятия должны быть организованы в следующих целях:

а) для полной ликвидации всех видов неграмотности уже запущенных подростков;
б) для общего широкого развития тех, кто еще способен учиться и дальше;
в) для специальной подготовки наиболее способных к поступлению в техникумы и рабфаки.

7. Все перечисленные условия принесут пользу исключительно в том случае, если главное внимание НКП будет обращено на организацию такта. В частности, нужно:

а) полное и совершенное искреннее игнорирование прошлого воспитанников и их правонарушений;
б) полный отрыв от всех судебных и карательных органов, в том числе и от комиссий по делам о несовершеннолетних;
в) полный отказ от принудительного держания в колонии и формальной борьбы с побегами;
г) обязательный прием в определенном размере детей, не совершивших правонарушение, по их просьбе и по постановлению общего собрания колонии;
д) полный отказ от термина «правонарушители» или «несовершеннолетние» в официальных сношениях с НКП и его органами;
е) в особенности важен тщательный подбор воспитателей, который должен производиться исключительно руководителем колонии».

Макаренко А. C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1 / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил. - с. 37-38.

Предлагаю вниманию всех кого интересует колониальная культура, трудовое воспитание в общине, самообеспечение продуктами сельского хозяйства, ресоциализация преступников, командирская педагогика, применение навыков, идей и методов Антона Макаренко в современных условиях, свой конспект. Все цитаты приводятся по изданию: Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Москва, Художественная литература, 1987 . Мои примечания и мысли выделены знаками! …!

Главная социальная задача постсоветских стран – смена элит. К сожалению, мощное давление США уже третье десятилетие выводит к власти не элиту, а компрадорскую буржуазию, расхищающую национальные природные богатства и выводящую всех свои доходы в западные банки. Что-то изменить на глобальном уровне мы не можем. Казалось бы.

В действительности, изменения начинаются не сверху, не на высших уровнях власти. Управление основано на потоках информации, а тоталитарные формы власти, да еще под иностранным контролем, не могут получать действенную информацию. Руководители второго сорта окружают себя подчиненными третьего сорта, так образуется неэффективная пирамида власти. Управление в этом случае просто невозможно.

В настоящее время процветают страны с колониальным прошлым – США, Канада, Индия. В той или иной мере китайская цивилизация является колониальной и даже расширение Киевской Руси и затем Московского царства было основано на пионерном освоении природных ресурсов и самоорганизации небольших сплоченных коллективов. Огромное значение в освоении природных богатств Урала, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока имел труд каторжников, их самоорганизация. В истории второй на сегодня по благосостоянию широких масс населения страной мира является Австралия – страна изгоев и каторжников, страна с чрезвычайно высоким уровнем местного самоуправления.

Элита образуется на первичном уровне общественного труда, труд связывает людей воедино и в прямом контакте с природными ресурсами и техникой лучшие коллективы дают другим образцы поведения и выдвигают вперед определенный тип элиты. Командирская педагогика Макаренко наивысшим достижением имеет то, что каждый в его колонии умел подчиняться и умел командовать при решении разнообразных, подходящих для его характера и знаний задач.


Макаренко А. Педагогическая поэма (написано в 1925-1935).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  1. Разговор с завгубнаробразом ! Кременчуг, Полтавская губерния, Украина!

В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал:
- Вот что, брат, я слышал, ты там ругаешься сильно… вот что твоей трудовой школе дали это самое… губсовнархоз…
- Да как же не ругаться? Тут не только заругаешься - взвоешь: какая там трудовая школа? Накурено, грязно! Разве это похоже на школу?
- Да… Для тебя бы это самое: построить новое здание, новые парты поставить, ты бы тогда занимался. Не в зданиях, брат, дело, важно нового человека воспитать, а вы, педагоги, саботируете все: здание не такое, и столы не такие. Нету у вас этого самого вот… огня, знаешь, такого - революционного. Штаны у вас навыпуск!
- У меня как раз не навыпуск.
- Ну, у тебя не навыпуск… Интеллигенты паршивые!.. Вот ищу, ищу, тут такое дело большое: босяков этих самых развелось, мальчишек - по улице пройти нельзя, и по квартирам лазят. Мне говорят: это ваше дело, наробразовское… Ну?
- А что - «ну»?
- Да вот это самое: никто не хочет, кому ни говорю - руками и ногами, зарежут, говорят. Вам бы это кабинетик, книжечки… Очки вон надел…
Я рассмеялся:
- Смотрите, уже и очки помешали!
- Я ж и говорю, вам бы все читать, а если вам живого человека дают, так вы, это самое, зарежет меня живой человек. Интеллигенты!
Завгубнаробразом сердито покалывал меня маленькими черными глазами и из-под ницшевских усов изрыгал хулу на всю нашу педагогическую братию. Но ведь он был неправ, этот завгубнаробразом.
- Вот послушайте меня…
- Ну, что «послушайте»? Ну, что ты можешь такого сказать? Скажешь: вот если бы это самое… как в Америке! Я недавно по этому случаю книжонку прочитал, - подсунули. Реформаторы… или как там, стой! Ага! Реформаториумы. Ну, так этого у нас еще нет. (Реформаториумы - учреждения для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в некоторых кап странах; детские тюрьмы).
- Нет, вы послушайте меня.
- Ну, слушаю.
- Ведь и до революции с этими босяками справлялись. Были колонии малолетних преступников…
- Это не то, знаешь… До революции это не то.
- Правильно. Значит, нужно нового человека по-новому делать.
- По-новому, это ты верно.
- А никто не знает - как.
- И ты не знаешь?
- И я не знаю.
- А вот у меня это самое… есть такие в губнаробразе, которые знают…
- А за дело браться не хотят.
- Не хотят, сволочи, это ты верно.
- А если я возьмусь, так они меня со света сживут. Что бы я ни сделал, они скажут: не так.

С.5 ! в 6 км от Полтавы!

2. Бесславное начало колонии имени Горького

В шести километрах от Полтавы на песчаных холмах - гектаров двести соснового леса, а по краю леса - большак на Харьков, скучно поблескивающий чистеньким булыжником.
В лесу поляна, гектаров в сорок. В одном из ее углов поставлено пять геометрически правильных кирпичных коробок, составляющих все вместе правильный четырехугольник. Это и есть новая колония для правонарушителей.
Песчаная площадка двора спускается в широкую лесную прогалину, к камышам небольшого озера, на другом берегу которого плетни и хаты кулацкого хутора. Далеко за хутором нарисован на небе ряд старых берез, еще две-три соломенные крыши. Вот и все.
До революции здесь была колония малолетних преступников. В 1917 году она разбежалась, оставив после себя очень мало педагогических следов. Судя по этим следам, сохранившимся в истрепанных журналах-дневниках, главными педагогами в колонии были дядьки, вероятно, отставные унтер-офицеры, на обязанности которых было следить за каждым шагом воспитанников как во время работы, так и во время отдыха, а ночью спать рядом с ними, в соседней комнате. По рассказам соседей-крестьян можно было судить, что педагогика дядек не отличалась особой сложностью. Внешним ее выражением был такой простой снаряд, как палка.

С.14 ! первые 6 воспитанников Задоров, Бурун, Волохов, Бендюк, Гуд и Таранец., четверым уже по 18 лет, вооруженные грабежи, и двое за кражи!

И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ:
- Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
- Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня - я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
- Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!
И вышел из спальни.
Пройдя к сараю, в котором находились наши инструменты, я взял топор и хмуро посматривал, как воспитанники разбирали топоры и пилы. У меня мелькнула мысль, что лучше в этот день не рубить лес - не давать воспитанникам топоров в руки, но было уже поздно: они получили все, что им полагалось. все равно. Я был готов на все, я решил, что даром свою жизнь не отдам. У меня в кармане был еще и револьвер.

Итак, педагогическая теория не сработала, сработала воровская этика и нормальные человеческие инстинкты!

К моему удивлению, все прошло прекрасно. Я поработал с ребятами до обеда. Мы рубили в лесу кривые сосенки. Ребята в общем хмурились, но свежий морозный воздух, красивый лес, убранный огромными шапками снега, дружное участие пилы и топора сделали свое дело.
В перерыве мы смущенно закурили из моего запаса махорки, и, пуская дым к верхушке сосен, Задоров вдруг разразился смехом:
- А здорово! Ха-ха-ха-ха!..
Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог не ответить ему улыбкой:
- Что - здорово? Работа?
- Работа само собой. Нет, а вот как вы меня сьездили!
Задоров был большой и сильный юноша, и смеяться ему, конечно, было уместно. Я и то удивлляся, как я решился тронуть такого богатыря.
Он залился смехом и, продолжая хохотать, взял топор и направился к дереву:
- История, ха-ха-ха!..
Обедали мы вместе, с аппетитом и шутками, но утренные события не вспоминали. Я себя чувствовал все же неловко, но уже решил не сдавать тона и уверенно распорядился после обеда. Волохов ухмыльнулся, но Задоров подошел ко мне с самой серьезной рожей:
- Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет все хорошо. Мы понимаем…

3. Характеристика первичных потребностей

В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук - дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею. Через некоторое время у меня было серьезное столкновение с Волоховым, который будучи дежурным, не убрал в спальне и отказался убрать после моего замечания. Я на него посмотрел сердито и сказал:
- Не выводи меня из себя. Убери!
- А то что? Морду набьете? Права не имеете!..
Я взял его за воротник, приблизил к себе и зашипел в лицо совершенно искренно:
- Слушай! Последний раз раз предупреждаю: не морду набью, а изувечу! А потом ты на меня жалуйся, сяду в допр, это не твое дело!
Волохов вырвался из моих рук и сказал со слезами:
- Из-за такого пустяка в допр нечего садиться. Уберу, черт с вами!
Я на него загремел:
- Как ты разговариваешь?
- Да как же с вами разговаривать? Да ну вас к..!
- Что? Выругайся…
Он вдруг засмеялся и махнул рукой.
- Вот человек, смотри ты… Уберу, уберу, не кричите!
Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову. Я стал бояться, что могу броситься в сторону наименьшего сопротивления. Из воспитательниц прямо и настойчиво осудила меня Лидия Петровна. Вечером того же дня она положила голову на кулачки и пристала:
- Так вы уже нашли метод? Как в бурсе, да? (Бурса - общежитие при духовных семинариях и училищах, синоним сурового режима и грубых нравов с применением телесных наказаний (ZT. Помяловский Ник Герасимович М.1951. Очерки бурсы)).

… Екатерина Григорьевна (опытный педагог)…: Самое неприятное то, что ведь ребята о вашем подвиге рассказывают с упоением. Они в вас даже готовы влюбиться, и первый Задоров. Что это такое? Я не понимаю. Что это, привычка к рабству?
Я подумал немного и сказал Екатерине Григорьевне:
- Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок. А колония им, очевидно, все-таки нужна. Тут сложнее. Кроме того, они видят, что мы много работаем для них, все-таки они люди.

Через неделю, в феврале 1921, я привез на мебельной линейке полтора десятка настоящих беспризорных и по-настоящему оборванных ребят. С ними пришлось много возиться, чтобы обмыть, кое-как одеть, вылечить чесотку. К марту в колонии было до тридцати ребят.

В большинстве они были очень запущены, дики и совершенно не приспособлены для выполнения соцвосовской мечты. Того особенного творчества, которое якобы делает детское мышление очень близким по своему типу к научному мышлению, у них пока что не было.
Прибавилось в колонии и воспитателей. К марту у нас был уже настоящий педагогический совет.

На ногах у очень немногих колонистов были ботинки, большинство же обвертывало ноги портянками и завязывало веревками…
Пища наша называлась кондером. Другая пища бывала случайна. В то время существовало множество всяких норм питания: были нормы обыкновенные, нормы повышенные, нормы для слабых и для сильных, нормы дефективные, санаторные, больничные. При помощи очень напряженной дипломатии нам иногда удавалось убедить, упросить, обмануть, подкупить своим жалким видом, запугать бунтом колонистов, и нас переводили, к примеру, на санаторную норму…

Иногда нам удавалось производить такой сильный нажим, что мы начинали получать даже мясо, копчености и конфеты, но тем печальнее становилось наше житье, когда обнаруживалось, что никакого права на эту роскошь дефективные морально не имеют, а имеют только дефективные интеллектуально.
Иногда нам удавалось совершать вылазки из сферы узкой педагогики в некоторые соседние сферы, например в губпродком, или в опродкомарм Первой запасной, или в отдел снабжения какого-нибудь подходящего ведомства. В наробразе категорически запрещали подобную партизанщину, и вылазки нужно было делать втайне.
Для вылазки необходимо было вооружиться бумажкой, в которой стояло только одно простое и выразительное предположение:
«Колония малолетних преступников просит отпустить для питания воспитанников сто пудов муки».
В самой колонии мы никогда не употребляли таких слов, как «преступник», и наша колония никогда так не называлась. В то время нас называли морально дефективными. Но для посторонних миров последнее название мало подходило, ибо от него слишком несло запахом воспитательного ведомства.

Первичная потребность у человека - пища . Поэтому положение с одеждой нас не так удручало, как положение с пищей. Наши воспитанники всегда были голодны, и это значительно усложняло задачу их морального перевоспитания. Только некоторую, небольшую часть своего аппетита колонистам удавалось удовлетворять при помощи частных способов.
Одним из основных видов частной пищевой промышленности была рыбная ловля . Зимой это было очень трудно. Самым легким способом было опустошение ятерей (сеть, имеющая форму четырехгранной пирамиды), которые на недалекой речке и на нашем озере устанавливались местными хуторянами.

Вторым способом частного добывания пищи были поездки на базар в город. Каждый день завхоз Калина Иванович запрягал Малыша - киргиза - и отправлялся за продуктами или в поход по учреждениям. За ним увязывались два-три колониста, у которых к тому времени начинала ощущаться нужда в городе: в больницу, на допрос в комиссию, помочь Калине Ивановичу, подержать Малыша. Все эти счастливцы обыкновенно возвращались из города сытыми и товарищам привозили кое-что. Не было случая, чтобы кто-нибудь на базаре «засыпался». Результаты этих походов имели легальный вид: «тетка дала», «встретился со знакомым». Я старался не оскорблять колониста грязным подозрением и всегда верил этим объяснениям. Да и к чему могло бы привести мое недоверие? Голодные, грязные колонисты, рыскающие в поисках пищи, представлялись мне неблагодарными объектами для проповеди какой бы то ни было морали по таким пустяковым поводам, как кража на базаре бублика или пары подметок.

В нашей умопомрачительной бедности была и одна хорошая сторона, которой потом у нас уже никогда не было. Одинаково были голодны и бедны и мы, воспитатели. Жалованья тогда мы почти не получали, довольствовались тем же кондером и ходили в такой же приблизительно рвани. У меня в течение всей зимы не было подметок на сапогах, и кусок портянки всегда вылезал наружу.

Итак, общий стол , общее снабжение, общее хозяйство, общая судьба – именно такой принцип развивают в современной экологической колонии на острове в Норвегии. Понятно, что заключенные не приносят голодным надзирателям ворованные бублики или воблу с ближайшего норвежского базара. Но столовая для заключенных и персонала общая , все едят рядом, то что приготовили повара для всех колонистов.

Если говорить об армии – не может быть отдельной офицерской столовой, если о патриотическом летнем лагере – воспитателям не готовят отдельно. Ну, а как хороший пример советской культуры, живой и сейчас, это питание в археологических и других экспедициях, где традиционно участвуют «трудновоспитуемые дети»: дежурят и взрослые, и студенты, и школьники. Кушают все рядом и все из одного котла!

Столько впечатлений, даже не знаю с чего начать. Наверное, начну с совета: лучше всего приехать в музей сразу после прочтения «Педагогической поэмы» (интереснейшая книжка, читается на одном дыхании). Тогда эффект от осмотра экспозиции будет в разы сильнее. Ну или, как минимум, слова «имение Трепке» и «колония им. Горького» не будут пустым звуком. А если кто приедет не прочитав, наверняка захочет сделать это после. Как в моем случае: я прочел «Педагогическую поэму» как раз находясь под впечатлением от музея.

Посещение белопольского такого эффекта не дает. Там рассказывают в основном о жизни самого Макаренко, а здесь, в Ковалевке, больше нажимают на организацию воспитательного процесса. Тема особенно актуальна для тех, у кого есть дети.

Обязательно нужно взять экскурсию (стоит всего 20 грн./2,5$). Продолжительность экскурсии почти два часа, но за это время мне ни минуты не было скучно. Наоборот, тема оказалась настолько заразной, что я на несколько недель нырнул в нее с головой. Читал и произведения самого Макаренко, и написанное другими о нем. Скажу честно, после всего прочитанного проникся глубоким уважением к этому человеку.

воспитат. учреждение для несовершеннолетних правонарушителей на терр. УССР (1920-36). Организована как колония для дефективных детей Полтавским губ-наробразом (в местечке Трепке, 1920-24, и быв. имении братьев Трепке в с. Ко-валевка, 1924-26). Первый рук. колонии - А. С. Макаренко (до 1928). С 1921 по инициативе Макаренко и его воспитанников колония носила имя М. Горького. В 1923-26 была опытно-шказат. учреждением Наркомпроса УССР, в 1926 переведена в Куряж (под Харьковом). Воспитанниками колонии были дети с негативным социальным опытом. Макаренко отверг отношение к ним как к личностям «морально дефективным», подчеркивая, что в этих случаях ненормальными являются не дети, а отношения между формирующейся личностью и обществом.

Деятельность колонии строилась на принципах соединения обучения с производит, трудом (в мастерских, с. х-ве) и самообслуживания. Использовались новейшие достижения в области агрохим. науки и животноводства. Х-во было рентабельным и перешло на хозрасчет. Труд рассматривался как пед. фактор, пед. задачи преобладали над узкохозяйственными. Воспитат. деятельность основывалась на началах строгой организованности внутр. отношений, дисциплины, сочетании уважения с доверием к колонистам, на развитии положит. черт их характеров. На опыте работы в колонии Макаренко создал осн. положения теории дет. коллектива, использовал новые формы организации его жизни. В колонии имелась своя конституция (не опубл.), т.е. практически выработанные принципы и правила, обязательные для всех - воспитанников и воспитателей. Колонисты были организованы в постоянные разновозрастные отряды с советом командиров отрядов, наделенным полномочиями высшего хоз. органа. Действовала система сводных отрядов, общее собрание. Случаи особых проступков колонистов разбирал товарищеский суд.

Воспитат. работа в колонии охватывала все стороны жизни детей. Создавались свои традиции, торжественно отмечались праздники. Воспитанники участвовали в играх, спектаклях, шарадах, занимались в кружках, оркестре. Действовала библиотека. Особое внимание отводилось эстетике среды, внеш. виду колонистов.