Смысл названия картины последний день помпеи. История и этнология

Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Именно картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Итальянские мотивы, классическая тематика эпохи Возрождения нашли отражение в работе Брюллова, сделав картину важнейшим полотном творческого пути художника.

«Последний день Помпеи»: история создания картины

79 год нашей эры. Извержение вулкана уничтожает древний город Римской империи. Во время катастрофы погибает более двух тысяч жителей, некоторые – заживо погребены под потоками лавы. Тема Помпеев весьма популярна для творчества начала 19 века. Период между 1748 (открытием развалин Помпеев вследствие археологических раскопок) и 1835 ознаменован множеством произведений живописи, музыкального, театрального искусства, литературы об этом событии.

1827. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Он посещает раскопки. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи» оказался под глубоким впечатлением. Несколько лет Брюллов работает над источниками: исторические данные, литературные свидетельства. Художник детально изучает историю региона, все сильнее прочувствовав тематику погибшего города. Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме.


Карл Павлович многократно посещает древний город, беря все детали будущего полотна с натуры. Эскизы, картина очень точно передают вид Помпеев. Местом действия Брюллов выбрал перекресток, известный под названием «улица гробниц». Здесь древние помпейцы хоронили в мраморных мавзолеях прах своих почивших предков. Выбор намеренный, наполненный глубоким символизмом.

Ключевым моментом художник считал необходимость осветить Везувий. Вулкан, ставший причиной трагедии, занимает собой задний план произведения, создает гнетущее впечатление, усиливая монументализм работы. Брюллов рисовал с натуры местных жителей. Многие итальянцы, живущие по окрестностям Везувия, – потомки коренных жителей погибшего города. Сделав эскиз композиции, примерно видя, какой будет картина, художник начал работу над величайшим произведением собственного творческого пути.

1830-33. Работа над произведением, принесшим мировую славу, кипела. Полотно наполнялось жизнью, духом неизбежной погибели. От первоначального эскиза картина отличается незначительно. Немного сместилась точка зрения, стало больше действующих лиц. План действия, идея, стилистическая композиция, выполненная в духе работ эпохи классицизма, – все осталось. «Последний день Помпеи» – действительно монументальное произведение (4,65х6,5 метра).

Картина принесла Брюллову мировую известность. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Отзывы критиков ошеломляли. Итальянцы испытывали восторг, видя, как глубоко русский художник прочувствовал историческую трагедию, с какой кропотливостью, вовлеченностью выписал мельчайшие детали произведения. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Конец первой трети 19 века для Италии –неспокойное время, предвещавшее сильные исторические потрясения. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Историческая памятьважное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Интерес художника-иностранца к героическому прошлому самобытной Италии лишь подстегивал революционные настроения страны.

Позднее картину отправили в Париж. Лувр посещали многие великие современники Брюллова, желающие воочию увидеть великолепное полотно. Среди оценивших работу был писатель Вальтер Скотт, назвавший картину необыкновенной. По его мнению, жанр картины «Последний день Помпеи» – настоящий живописный эпос. Такого успеха художник не ожидал. Брюллов стал триумфатором наравне с картиной.

На родину художника, в Петербург, «Последний день Помпеи» отправился в 1834-ом, где находится по сей день.

Описание картины «Последний день Помпеи»

Композиция полотна выполнена по строгим канонам классицизма, однако работа Брюллова – переходной этап по пути к романтизму. Отсюда ярко выраженная тематика трагедии не человека, но народа. Обращение к реальным историческим событиям – еще одна характерная романтическая черта.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.

Правая сторона картины – сторона вулкана. Раскатистый удар молнии уничтожает статуи. Небо полыхает огненным заревом, предвещая погибель. Посредством резких, темных штрихов художник метафорически показывает «падающие небеса». Летит пепел. Молодой мужчина несет бездыханную девушку (на голове красуется брачный венец). Стихия помешала бракосочетанию. Аналогичную позу принимают сыновья, несущие старика-отца. Вздыбившийся конь сбрасывает всадника. Юноша помогает подняться матери, уговаривая ее бежать.

В центре расположен главный элемент композиции. На земле лежит погибшая женщина, на груди – младенец. Элемент несет главную идею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Очень свойственный романтизму символизм.

Противопоставление жаркому алому пламени заднего фона полотна холодный, «мертвый» свет переднего плана. Брюллов увлеченно играет светотенью, создавая объем, погружая зрителя в происходящее. Российская художественная критика обоснованно считала Карла Павловича новатором, открывшим новую эпоху русской живописи.

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Произведение Брюллова таит множество скрытых смыслов, загадок. Эрудированному человеку важно не только знать, кто написал картину «Последний день Помпеи», но и, какие секреты таит полотно:

  • Стоящий на ступенях художник – автопортрет автора. Брюллов этим элементом показал, насколько глубоко переживает трагедию извержения Везувия, сочувствуя героям полотна;
  • Графиня Самойлова, ближайшая подруга, муза художника – натурщица сразу четырех персонажей картины (мертвая женщина, женщина с ужасом в глазах, мать, закрывающая детей плащом);
  • Название полотна стало фактически крылатым для русского языка. «Помпея» употребляется в форме женского рода единственного числа, но по правилам слово множественного рода;
  • Картина Брюллова многократно упоминалась непосредственно в произведениях классической русской литературы Лермонтовым, Пушкиным, Тургеневым, Гоголем;
  • Среди выживших жертв Помпеи – Плиний Младший, античный историк. Художник изобразил его юношей, помогавшим подняться упавшей матери.

Где находится «Последний день Помпеи»

Изображения не способы передать восхитительный монументализм знаменитого произведения искусства, поэтому непременно приезжайте в Санкт-Петербург! 1895 – полотно становится частью постоянной экспозиции Русского музея. Здесь можно спокойно насладиться великолепным шедевром знаменитого живописца.

Категория


После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком,
после чего художника стали называли «Карл Великий»
Фрагмент картины Карла Брюллова (1799-1852) «Последний день Помпеи» (1830-1833)

Карл Брюллов так увлёкся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи, а позже тщательно работал над картиной: вместо трёх лет, указанных в заказе юного мецената Анатолия Демидова, художник писал картину целых шесть лет. О подражании Рафаэлю, сюжетных параллелях с «Медным всадником», гастролях работы по Европе и моде на трагедию Помпеи среди людей искусства.



Перед тем, как начать смотреть фотографии, которые сын сделал в Помпеях, стоит разобраться, как дело было.
Извержение Везувия 24-25 августа в 79 году нашей эры стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек. Даже сейчас у современного человека слово «гибель» тут же ассоциативно потребует слова «Помпеи», а фраза: «У меня вчера была просто гибель Помпеи» понятна и метафорически укажет на масштаб неприятностей, пусть то прорвало фановую трубу и затопило соседей.
Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Картина эта запоминается, эдакий блокбастер, понятно, что во времена, когда не было кино, она производила неизгладимое впечатление на зрителей




В 1834 году состоялась «презентация» картины в Петербурге. Поэт Евгений Боратынский написал строки: « Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!» Картина поразила Пушкина и Гоголя. Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности: « Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество» И впрямь, гениальное произведение понятно всем, и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня.
Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332).


Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно, совсем не маленькое полотно, в те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия.
Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны, такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще. Что же выделил и запомнил Пушкин? Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли «восстание стихии — статуи приходят в движение — народ (люди) как жертва бедствия». И сделал вполне разумный вывод: Пушкин только что закончил своего «Медного всадника» и увидел то, что ему было в тот момент близко. И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает, испуганный Евгений бежит от стихии и памятника.
Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина: « Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Это соотвествует основной композиционной оси картины. Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал: «Содержанием картины,построенной композиционно по этой диагонали, нередко является то или другое демонстрационное шествие». И далее: «Зритель картины в данном случае занимает место как бы среди толпы, изображенной на полотне».
Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее, Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. Есть «эффект присутствия».
Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью. По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует «Афинскую школу» Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур. В это в время Брюллова посещает писатель Стендаль. Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, умению организовывать большой холст. В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. Она стала первой заказчицей картины. Однако права на картины выкупает шестнадцатилетний Анатолий Николаевич Демидов, владелец уральских горнорудных заводов, богач и меценат. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей. Николай Демидов, отец, недавно скончавшийся, был русским посланником и спонсировал во Флоренции раскопки в Форуме и Капитолии. Демидов в дальнейшем подарит картину Николаю Первому, а тот передарит Академии Художеств, откуда она попадет в Русский музей. Демидов подписал с Брюлловым контракт на определенный срок и пытался подогнать художника, однако тот задумал грандиозный замысел и в общей сложности работа над картиной заняла 6 лет.
Брюллов делает много эскизов и собирает материал.



1/2

Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Надо сказать, что раскопки начались формально 22 октября 1738 года по указу неаполитанского короля Карла Третьего, их проводил инженер из Андалусии Роке Хоакин де Алькубьерре с 12 ю рабочими и это были первые в истории археологические системные раскопки, когда делались подробные записи всего, что найдено, до этого в основном были пиратские методы, когда выхватывались драгоценные предметы, а остальное могло быть варварски уничтожено. К тому времени, как появился Брюллов, Геркуланум и Помпеи стали уже не только местом раскопок, но и местом паломничества туристов. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини «Последний день Помпеи», которую он видел в Италии. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю. Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал «театральность» мизансцены. Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе «Кармины Бураны».

Итак, после долгого эскизирования, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон, позже написавший под впечатлением от полотна свой роман «Последние дни Помпеи». Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета. У Брюллова мы видим ясно все действие, где-то рядом пожар и дым, но на первом плане отчетливое изображение действующих лиц.Когда уже началась паника и массовое бегство, город был в изрядном дыму от пепла, у художника камнепад изображен мелким питерским дождичком и камушками, разбросанными по тротуару. Люди скорее бегут от пожара. На деле город был уже окутан смогом, невозможно было дышать, в романе у Бульвер-Литтона героев, влюбленную пару, спасает рабыня, слепая от рождения. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах. Герои спасаются и принимают христианство.
Были ли христиане в Помпеях? В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. В левом углу картины мы видим группу из старика с крестом на шее и женщин, под его защитой. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет.



Картина знакома мне с детства, когда-то, еще в художественной школе мы разбирали её целый урок, именно на примере «Последнего дня Помпеи» педагог рассказывала про основные живописные приемы, которые использовал художник. Действительно, она может служить учебником по живописи, если её разбирать внимательно. Художник использует цветовые и световые контрасты, умело объединяет группы людей. Хотя современники-художники прозвали её «яичницей» из-за ярких красок, в основном яркого композиционного центра, мы понимаем, что Италия с её яркими природными красками не могла не повлиять. Брюллов считается основателем «итальянского жанра» в русской живописи.



Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. К тому времени стали заливать пустоты гипсом и получили вполне реальные фигуры погибших жителей.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма.

Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое — ящик с красками. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.
Девушка рядом несет светильник.



Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои.



Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.




Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего.



Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего, известного естествоиспытателя, и собственных злоключениях.
Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение, и поэтому отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи, из её виллы спастись можно было только морем. Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Затем корабли в дыму с трудом нашли дорогу до Стабии, там Плиний переночевал, но на следующий день погиб, надышавшись отравленного серой воздуха.
Гай Плиний, оставшийся в Мизене, я 30 километрах от Помпей, был вынужден спасаться бегством, поскольку бедствие дошло и до них с матерью.
Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.




Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. К счастью, они спасаются.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Извержение он видел издали:
«Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало; что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину; местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху».
Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Виной — соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Именно это особенно повлияло на гибель городов, ветер понес взвесь из выброшенных частиц в сторону юго-востока, как раз на города Геркуланум, Помпеи, Стабию и несколько других мелких вилл и селений. В течение суток они оказались под многометровым слоем пепла, но перед этим много людей погибло от камнепада, сгорело заживо, умерло от удушья. Легкое потряхивание не подсказало о приближающейся катастрофе, даже, когда уже с неба посыпались камни, многие предпочли молиться богам и прятаться в домах, где потом оказались замурованы заживо слоем пепла.

Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему; с перепугу это кажется разумным; нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Выйдя за город, мы останавливаемся. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили! Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны; несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте. Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими».

Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си, или вкратце на такой вот инсталляции:



Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.



А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок..

Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?

Почему именно Помпеи?

В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.

Исчезновение персонажей

Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени. Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.

Одинаковые лица

Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.

Кроме того в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.

Христианин и язычник

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

Карл Брюллов так увлёкся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи, а позже тщательно работал над картиной: вместо трёх лет, указанных в заказе юного мецената Анатолия Демидова, художник писал картину целых шесть лет.
(О подражании Рафаэлю, сюжетных параллелях с «Медным всадником», гастролях работы по Европе и моде на трагедию Помпеи среди людей искусства.)


Извержение Везувия 24-25 августа в 79 году нашей эры стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек.

Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.


В 1834 году состоялась "презентация" картины в Петербурге. Поэт Евгений Боратынский написал строки: "Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!" Картина поразила Пушкина и Гоголя. Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности:

"Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество".


И впрямь, гениальное произведение понятно всем, и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня.

Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332).


Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно. Совсем не маленькое полотно. В те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия.

Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны. Такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще.

Что же выделил и запомнил Пушкин? Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли: "восстание стихии - статуи приходят в движение - народ (люди) как жертва бедствия" . И сделал вполне разумный вывод:
Пушкин только что закончил своего "Медного всадника" и увидел то, что ему было в тот момент близко.

И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает, испуганный Евгений бежит от стихии и памятника.

Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина:

"Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Это соответствует основной композиционной оси картины."


Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал:
Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее. Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. Есть "эффект присутствия".

Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью. По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует "Афинскую школу" Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур. В это время Брюллова посещает писатель Стендаль.
Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, - умению организовывать большой холст.

В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской . Она стала первой заказчицей картины. Однако права на картины выкупает шестнадцатилетний Анатолий Николаевич Демидов , владелец уральских горнорудных заводов, богач и меценат. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей.

Николай Демидов, отец, недавно скончавшийся, был русским посланником и спонсировал во Флоренции раскопки в Форуме и Капитолии. Демидов в дальнейшем подарит картину Николаю Первому , а тот передарит Академии Художеств, откуда она попадет в Русский музей.

Демидов подписал с Брюлловым контракт на определенный срок и пытался подогнать художника, однако тот задумал грандиозный замысел и в общей сложности работа над картиной заняла 6 лет. Брюллов делает много эскизов и собирает материал.

Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Надо сказать, что раскопки начались формально 22 октября 1738 года по указу неаполитанского короля Карла Третьего, их проводил инженер из Андалусии Роке Хоакин де Алькубьерре с 12 ю рабочими (и это были первые в истории археологические системные раскопки, когда делались подробные записи всего, что найдено, до этого в основном были пиратские методы, когда выхватывались драгоценные предметы, а остальное могло быть варварски уничтожено) .

К тому времени, как появился Брюллов, Геркуланум и Помпеи стали уже не только местом раскопок, но и местом паломничества туристов. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини "Последний день Помпеи", которую он видел в Италии. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю. (Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал "театральность" мизансцены. Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе "Кармины Бураны".)

Итак, после долгой работы с эскизами, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон , позже написавший под впечатлением от полотна свой роман "Последние дни Помпеи".

Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета. У Брюллова мы видим ясно все действие, где-то рядом пожар и дым, но на первом плане отчетливое изображение действующих лиц.Когда уже началась паника и массовое бегство, город был в изрядном дыму от пепла. У художника камнепад изображен мелким питерским дождичком и камушками, разбросанными по тротуару. Люди скорее бегут от пожара. На деле город был уже окутан смогом, невозможно было дышать...

В романе у Бульвер-Литтона героев, влюбленную пару, спасает рабыня, слепая от рождения. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах. Герои спасаются и принимают христианство.

Были ли христиане в Помпеях? В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. В левом углу картины мы видим группу из старика с крестом на шее и женщин, под его защитой. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет.


Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. К тому времени стали заливать пустоты гипсом и получили вполне реальные фигуры погибших жителей.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма.

Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое - ящик с красками. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.
Девушка рядом несет светильник.


Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои.
Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.
Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего.
Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего , известного естествоиспытателя, и собственных злоключениях.

Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение, и поэтому отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи. Из её виллы спастись можно было только морем. Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Затем корабли в дыму с трудом нашли дорогу до Стабии, там Плиний переночевал, но на следующий день погиб, надышавшись отравленного серой воздуха.

Гай Плиний, оставшийся в Мизене, в 30 километрах от Помпей, был вынужден спасаться бегством, поскольку бедствие дошло и до них с матерью.

Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.


Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. К счастью, они спасаются.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Извержение он видел издали:

"Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало; что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину; местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху".


Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Виной - соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Человечество до сих пор верит в "авось пронесет".

Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Последнее, 1944 года, было достаточно масштабным, в то время в Неаполе была американская армия, солдаты помогали во время катастрофы. Неизвестно, когда и каким будет следующее.

На итальянском сайте зоны возможных жертв во время извержения обозначены и легко увидеть, что учтена роза ветров.

Именно это особенно повлияло на гибель городов, ветер понес взвесь из выброшенных частиц в сторону юго-востока, как раз на города Геркуланум, Помпеи, Стабию и несколько других мелких вилл и селений. В течение суток они оказались под многометровым слоем пепла, но перед этим много людей погибло от камнепада, сгорело заживо, умерло от удушья. Легкое потряхивание не подсказало о приближающейся катастрофе, даже, когда уже с неба посыпались камни, многие предпочли молиться богам и прятаться в домах, где потом оказались замурованы заживо слоем пепла.

Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся:

"Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему; с перепугу это кажется разумным; нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Выйдя за город, мы останавливаемся. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили! Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны; несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте. Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими".


Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем.

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Одна из известных картин Брюллова, которую он начал писать в 1830 и закончил в 1833 годах.
На этой картине изображен вулкан Везувий, а точнее его извержение на города Помпеи.
Брюллов описывает события 79 года нашей эры.
Для создания своего шедевра, ему пришлось побывать на раскопках разрушившегося города.
Предметы, которые изобразил художник на своем полотне, он смог увидеть, посетив Неаполитанский музей.

Картина художника нарисована яркими красками.
Бросается в глаза яркая вспышка молнии, которая освещает народ.
На заднем плане можно увидеть извергающий лаву вулкан.
Именно ярко красные краски, которыми изображен вулкан и чернеющее облако дыма, придают картине устрашающий вид.

На мой взгляд, художник изобразил трагедию и гибель народа.
Много страдания и страха можно увидеть в глазах людей.
Взгляд некоторых устремлен в небо, будто они молят о пощаде.
Мать обнимает своих детей, закрывая их от вспышки молнии, двое парней несут на своих плечах старика, молодой парень уговаривает женщину подняться и бежать в укрытие.
Особо тронула погибшая женщина, изображенная в центре картины, где младенец пытается дотянуться до ее безжизненного тела.
И никто кроме самих людей не в силах себе помочь, только они могут бежать в непонятном направлении от жгучих потоков лавы.

По моему мнению «Последний день Помпеи» показывает нам духовную красоту человека, который противостоит природе.
Она показывает что, не смотря ни на что, человек все равно остается человеком с душой, пониманием и состраданием.
Когда смотришь на картину, кажется, что сейчас люди оживут, и мы услышим их мольбы о помощи, крики раненых и стоны об умерших.
Картина производит неизгладимое впечатление и заставляет задуматься о серьезных вещах, о близких которых возможно когда-то я мог обидеть словом или поступком.