Скульптура древней греции скульпторы и их произведения. Особенности скульптуры древней греции искусство древней греции

{ ArticleToC: enabled=yes }

Сталкиваясь со скульптурами Древней Греции, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая… создается из образов, набросанных разумом». Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла.

В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты? Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII — VI вв. до н.э.симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни. Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности.

Видео: Скульптуры Древней Греции

Теория чисел и скульптуры Древней Греции

Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых — отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а — любая меньшая часть объекта, b — любая большая часть, с — целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют »Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» — по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека.

{googlemaps}https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m23!1m12!1m3!1d29513.532198747886!2d21.799533410740295!3d39.07459060720283!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!4m8!3e6!4m0!4m5!1s0x135b4ac711716c63%3A0x363a1775dc9a2d1d!2z0JPRgNC10YbQuNGP!3m2!1d39.074208!2d21.824312!5e1!3m2!1sru!2s!4v1473839194603{/googlemaps}

Греция на карте, где были созданы скульптуры Древней Греции

Статуя Поликлета «Копьеносец»

Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же «Копьеносца». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный — воплощение греческих идеалов.

Видео: Греческие скульпторы.

Статуя Мирона «Дискобол»

В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина.

Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок.

Скульптура Фидия «Афина Парфенос»

Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами. Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся в храм богини Афины — Парфенон. Скульптура Парфенона сильно пострадала. А «Афина Парфенос» погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины — олицетворение Афин. Множество историй связаны с этой скульптурой.

Другие скульптуры Фидия

Сотворенный шедевр был настолько велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Они пытались всячески насулить скульптору и искали разные причины по которым можно было бы обвенить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвиняли в том, что тот якобы утаил часть золота, данного как матерьял для убранства богини. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесел их. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. Тогда Фидия обвенили в безбожии. Причиной этому послужил щит Афины.

{googlemaps}https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m23!1m12!1m3!1d42182.53849530053!2d23.699654770691843!3d37.98448162337506!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!4m8!3e6!4m0!4m5!1s0x14a1bd1f067043f1%3A0x2736354576668ddd!2z0JDRhNC40L3Riywg0JPRgNC10YbQuNGP!3m2!1d37.9838096!2d23.727538799999998!5e1!3m2!1sru!2s!4v1473839004530{/googlemaps}

Афины на карте, где были созданы скульптуры Древней Греции

На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Несмотря на все достежения Фидия, общественность Греции смогли настроить протев него. Жизнь великого скульптора заканчилась жестокой казнью. Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из котрых стали колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н.э., и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии.

К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами. Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога.Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ — перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна.

Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света». Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени.

Материалы скульптуры Древней Греции

Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это, как пишет М. Алпатов, особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала — мрамора — представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Поэтому чаще всего «человеческое тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе внимание греков, они охотно изображали человеческое тело и обнаженным, и в легкой прозрачной одежде».

Видео: Cкульптуры Древней Греции

Первый, архаический период Древней Греции – это VIII – VI вв. до н.э. Скульптура этого периода представляла собой еще несовершенные формы: курносы – мраморные статуи юношей с широко раскрытыми глазами, опущенными руками, сжатыми в кулаки, называемые еще архаичными Аполлонами; коры – фигуры грациозных девушек в длинных одеждах и с красивыми локонами на голове. Таких статичных скульптур безымянных авторов до нас дошло всего несколько десятков.

Второй, классический период, в развитии – это V – IV вв. до н.э. Сохранились скульптуры и их римские копии ваятелей-новаторов этого времени. Пифагор Регийский преодолел статичность, его фигурам присуща раскрепощенность и фиксация двух движений – исходного и того, в котором они окажутся через мгновение. Его работы были жизненны и правдивы, и это восхищало современников. Его знаменитая скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» (Палаццо в Риме) поражает реалистичностью и красотой пластики. О другом великом скульпторе Мироне мы можем судить только по очень поврежденной римской копии бронзового «Дискобола». А вот Поликлет вошел в историю искусства ваяния как великий новатор. Он долго и тщательно изучал человеческое тело и в тоге с математической точностью вычислил пропорции идеальной, гармонической его формы и написал большой трактат о своих исследованиях под названием «Канон». Согласно «Канону», длина ступни человека должна составлять шестую часть высоты ноги, высота головы – восьмую часть роста и т.д. Как ваятель Поликлет посвятил свое творчество проблеме изображения движения в миг покоя. Скульптуры копьеносца («Дорифор») и юноши с победной лентой («Диадумен») демонстрируют баланс энергии, созданный при помощи хаизма, еще одного открытия Поликлета. Хаизм – в греческом языке означает «крестообразное расположение». В скульптуре это стоящая человеческая фигура с перенесенной на одну ногу тяжестью тела, где поднятое бедро соответствует опущенному плечу, а опущенное бедро – поднятому плечу.

Древнегреческий скульптор Фидий прославился при жизни на века созданием 13-метровой статуи Зевса, сидящего на троне из кедра, и известного как одно из семи чудес света. Основным материалом послужила Фидию слоновая кость, из нее было сделано тело бога, плащ и обувь – из чистого золота, а глаза – из драгоценных самоцветов. Этот непревзойденный шедевр Фидия был уничтожен в пятом веке нашей эры католическими вандалами. Фидий одним из первых овладел искусством литья из бронзы, а также хризо-элефантинной техникой. Из бронзы он отлил тринадцать фигур для храма Аполлона Дельфийского, а двадцатиметровую Деву Афину в Парфеноне сделал из слоновой кости и золота (хризо-элефантичная техника ваяния). Третий, эллинистический период, охватывал IV-I вв. до н.э. В монархическом строе эллинистических государств возникло новое мировоззрение, а вслед за ним и новая тенденция в скульптуре – портретные и аллегорические статуи.

Центрами скульптурного искусства становятся Пергам, Родос, Александрия и Антиохия. Наиболее известна пергамская школа ваяния, для которой характерна патетика и подчеркнутый драматизм изображений. Например, в монументальном фризе Пергамского алтаря запечатлена битва богов с сынами Земли (гигантами). Фигуры гибнущих гигантов полны отчаяния и страдания, а фигуры олимпийцев, наоборот, выражают спокойствие и воодушевление. Знаменитая статуя «Ники Самофракийской» была установлена у моря на утесе острова Самофракия как символ победы флота Родоса в битве 306 года до н.э. Классические традиции скульптурного творчества воплотились в статуе Агесандра «Афродита Милосская». Ему удалось избежать жеманности и чувственности в изображении богини любви и показать в образе высокую нравственную силу.

Остров Родос прославила скульптура «Лаокоон», авторами которой были Агесандр, Афинадор и Полидор. Скульптурная группа в их произведении изображает патетическую сцену одного из мифов цикла. Одним из семи чудес света называют и 32-метровую статую бога Гелиоса из позолоченной бронзы, стоявшую когда-то при входе в гавань Родоса и получившую название «Колосс Родосский». Двенадцать лет потрачено на создание этого чуда учеником Лисиппа Харесом. Лисипп, кстати, один из скульпторов той эпохи, который очень точно умел схватывать мгновение в действии человека. До нас дошли и стали известны его работы: «Апоксимен» (юноша, убирающий со своего тела грязь после соревнований) и скульптурный портрет (бюст) . В «Апоксимене» автор показал физическую гармонию и внутреннюю утонченность, а в портретной характеристике Александра Македонского – величие и мужество.

Древнегреческая скульптура занимает особое место среди многообразия шедевров культурного наследия, принадлежащих этой стране. В ней воспета и воплощена при помощи изобразительных средств красота тела человека, ее идеал. Однако не только плавность линий и изящество - характерные черты, которыми отмечена древнегреческая скульптура. Настолько велико было мастерство ее создателей, что они сумели передать даже в холодном камне гамму эмоций, придать глубокий, особый смысл фигурам, как будто вдохнув в них жизнь. Каждая древнегреческая скульптура наделена загадочностью, притягивающей до сих пор. Творения великих мастеров не оставляют никого равнодушным.

Как и другие культуры, переживала в своем развитии различные периоды. Каждый из них был отмечен изменениями во всех видах изобразительного искусства, в том числе и скульптуре. Поэтому проследить основные этапы становления данного вида искусства возможно, вкратце охарактеризовав особенности древнегреческой скульптуры в различные периоды исторического развития этой страны.

Архаический период

Время с 8-го по 6-й век до нашей эры. Древнегреческая скульптура в это время имела в качестве характерной особенности некоторую примитивность. Она наблюдалась потому, что воплощенные в произведениях образы не отличались разнообразием, они были чересчур обобщены называли корами, юношей - куросами).

Аполлон Тенейский

Статуя Аполлона Тенейского является самой известной из всех, дошедших до нашего времени фигур этой эпохи. Всего их известно сейчас несколько десятков. Выполнена она из мрамора. Аполлон изображен как юноша с опущенными руками, пальцы сжаты в кулаки. Глаза его широко раскрыты, а в лице находит отражение архаическая улыбка, типичная для скульптур, относящихся к данному периоду.

Женские фигуры

Образы женщин и девушек отличали волнистые волосы, длинные одежды, однако в них привлекали больше всего изящность и плавность линий, воплощение грации, женственности.

Архаические древнегреческие скульптуры обладали некоторой непропорциональностью, схематичностью. Каждая работа, с другой стороны, притягательна сдержанной эмоциональностью и простотой. Для данной эпохи в изображении фигур людей характерна, как мы уже отмечали, полуулыбка, которая придает им глубину и загадочность.

Находящаяся сегодня в Берлинском государственном музее "Богиня с гранатом" является одной из фигур, сохранившихся лучше всего среди других архаических скульптур. При "неправильных" пропорциях и внешней грубоватости образа руки, блестяще выполненные автором, привлекают внимание зрителей. Выразительный жест делает скульптуру особенно выразительной и динамичной.

"Курос из Пирея"

Находящийся в Афинском музее "Курос из Пирея" - более позднее, следовательно, более совершенное творение, выполненное древним скульптором. Перед нами предстает молодой мощный воин. и легкий наклон головы говорят о беседе, которую он ведет. Уже не столь бросаются в глаза нарушенные пропорции. Архаические древнегреческие скульптуры, как мы уже упоминали, обладают обобщенными чертами лица. Однако у данной фигуры это не столь заметно, как у творений, относящихся к раннему архаическому периоду.

Классический период

Классический период - это время с 5-го по 4-й век до нашей эры. Произведения древнегреческой скульптуры в это время претерпели некоторые изменения, о которых мы вам сейчас расскажем. Среди скульпторов данного периода одной из самых известных фигур является Пифагор Регийский.

Особенности скульптур Пифагора

Для его творений характерны реализм и живость, являвшиеся в то время новаторскими. Некоторые работы этого автора считаются даже чересчур смелыми для этой эпохи (например, статуя мальчика, вынимающего занозу). Живость ума и необыкновенный талант позволили этому скульптору заняться изучением смысла гармонии при помощи математических методов расчета. Он проводил их на базе философско-математической школы, им же и основанной. Пифагор, используя данные методы, исследовал различной природы гармонию: музыкальную, архитектурного сооружения, человеческого тела. Существовала Пифагорова школа по принципу числа. Именно оно считалось основой мира.

Другие скульпторы классического периода

Классический период, кроме имени Пифагора, дал мировой культуре таких известных мастеров, как Фидий, Поликлет и Мирон. Произведения древнегреческой скульптуры этих авторов объединяются следующим общим принципом - отображением гармонии идеального тела и прекрасной души, заключенной в нем. Именно данный принцип является основным, которым руководствовались различные мастера того времени при создании своих творений. Древнегреческая скульптура - идеал гармонии и красоты.

Мирон

Большое влияние на искусство Афин 5-го века до н. э. оказали работы Мирона (достаточно вспомнить знаменитый Дискобол, выполненный из бронзы). Этот мастер, в отличие от Поликлета, о котором мы еще расскажем, любил изображать фигуры в движении. Например, в вышеуказанной статуе Дискобола, относящейся к 5-му веку до н. э., он изобразил красивого юношу в момент, когда тот замахнулся для того, чтобы бросить диск. Напряжено и изогнуто его тело, захваченное движением, подобно пружине, готовой развернуться. Тренированные мускулы взбугрились под упругой кожей руки, отведенной назад. Образуя надежную опору, вдались глубоко в песок. Такова древнегреческая скульптура (Дискобол). Статуя отлита была из бронзы. Однако до нас дошла только мраморная копия, сделанная римлянами с оригинала. На изображении ниже представлена статуя Минотавра работы этого скульптора.

Поликлет

Древнегреческая скульптура Поликлета обладает следующей характерной особенностью - фигуре человека, стоящего с поднятой вверх рукой на одной ноге, присуще равновесие. Примером мастерского воплощения ее является статуя Дорифора-копьеносца. Поликлет в своих работах стремился идеальные физические данные сочетать с духовностью и красотой. Такое стремление его вдохновило на издание своего трактата под названием "Канон", к сожалению, не сохранившегося до нашего времени.

Полны напряженной жизни статуи Поликлета. Он любил изображать атлетов, находящихся в состоянии покоя. Например, "Копьеносец" - человек могучего сложения, который полон чувства собственного достоинства. Он неподвижно стоит перед зрителем. Однако этот покой не статичный, свойственный древнеегипетским статуям. Как легко и умело владеющий собственным телом человек, копьеносец немного согнул ногу, переместив на другую тяжесть корпуса. Кажется, что пройдет немного времени, и он повернет голову и шагнет вперед. Перед нами предстает красивый, сильный человек, свободный от страха, сдержанный, гордый - воплощение идеалов греков.

Фидий

Можно по праву считать Фидия великим творцом, создателем скульптуры, относящимся к 5-му веку до н. э. Именно он смог овладеть в совершенстве мастерством литья из бронзы. Фидием было отлито 13 скульптурных фигур, которые стали достойными украшениями Дельфийского храма Аполлона. Относится к числу работ этого мастера также статуя Афины Девы в Парфеноне, высота которой составляет 12 метров. Она выполнена из слоновой кости и чистого золота. Эта техника выполнения статуй была названа хризо-элефантинной.

В скульптурах этого мастера особенно отражено то, что в Греции боги - это образы идеального человека. Из творений Фидия сохранилась лучше всего 160-метровая мраморная лента рельефа фриза, на которой изображено шествие богини Афины, направляющейся в храм Парфенона.

Статуя Афины

Сильно пострадала скульптура этого храма. Еще в глубокой древности погибла Эта фигура стояла внутри храма. Создал ее Фидий. Древнегреческая скульптура Афины обладала следующими особенностями: голова ее с округлым подбородком и гладким невысоким лбом, а также руки и шея были выполнены из слоновой кости, а шлем, щит, одежда и волосы - из листов золота.

С данной фигурой связано множество историй. Настолько знаменит и велик был этот шедевр, что сразу же у Фидия появилось множество завистников, которые всячески пытались насолить скульптору, для чего искали причины, чтобы обвинить его в чем-либо. Этого мастера, например, обвиняли в том, что он якобы утаил часть золота, предназначенного для скульптуры Афины. Фидий в доказательство своей невиновности снял все золотые предметы со статуи и взвесил их. В точности совпал этот вес с количеством золота, предоставленным ему. Тогда скульптора обвинили в безбожии. Щит Афины стал причиной этого. На нем изображалась сцена боя с амазонками греков. Фидий среди греков изобразил себя, а также Перикла. Общественность Греции, несмотря на все заслуги этого мастера, все же выступила против него. Жестокой казнью закончилась жизнь этого скульптора.

Не исчерпывались достижения Фидия скульптурами, выполненными в Парфеноне. Так, он создал фигуру Афины Промахос из бронзы, которая была воздвигнута примерно в 460 году до н. э. в Акрополе.

Статуя Зевса

К Фидию пришла подлинная известность после создания этим мастером статуи Зевса для храма, расположенного в Олимпии. Высота фигуры составила 13 метров. Многие подлинники, к сожалению, не сохранились, до наших дней дошли лишь их описания и копии. Во многом этому способствовало фанатичное уничтожение христианами. Не уцелела и статуя Зевса. Ее можно описать так: 13-метровая фигура восседала на золотом троне. Украшал голову бога венок из ветвей маслины, что являлось символом его миролюбия. Грудь, руки, плечи, лицо выполнены были из слоновой кости. Плащ Зевса перекинут через его левое плечо. Борода и венец - из сверкающего золота. Такова эта древнегреческая скульптура, кратко описанная. Кажется, что бог, если он встанет и расправит плечи, не поместится в этом обширном зале - потолок будет ему низок.

Период эллинизма

Этапы развития древнегреческой скульптуры завершает эллинистический. Этот период - время в истории Древней Греции с 4-го по 1-й век до нашей эры. Скульптура в это время имела по-прежнему основным предназначением украшение различных архитектурных сооружений. Но в ней находили также отражение происходившие в управлении государством изменения.

В скульптуре, являвшейся в то время одним из главных видов искусства, кроме того, возникло множество направлений и школ. Они существовали на Родосе, в Пергаме, Александрии. Лучшие произведения, представленные этими школами, отражают проблемы, волновавшие в то время умы людей данной эпохи. Образы эти, в противоположность классической спокойной целеустремленности, несут в себе страстную патетику, эмоциональное напряжение, динамику.

Сильным влиянием Востока на все искусство в целом характеризуется поздняя греческая античность. Появляются новые особенности древнегреческой скульптуры: многочисленные детали, изысканные драпировки, сложные ракурсы. В величие и спокойствие классики проникает темперамент и эмоциональность Востока.

Находящаяся в римском музее Терм «Афродита Киренская» полна чувственности, некоторого кокетства.

«Лаокоон и его сыновья»

Наиболее известная скульптурная композиция, относящаяся к данной эпохе, - «Лаокоон и его сыновья», выполненная Агесандром Родосским. Этот шедевр сегодня хранится в музее Ватикана. Полна драматизма композиция, а сюжет предполагает эмоциональность. Герой и сыновья его, отчаянно сопротивляясь посланным Афиной змеям, как будто понимают свою ужасную участь. С необыкновенной точностью выполнена эта скульптура. Реалистичны и пластичны фигуры. Сильное впечатление производят лица героев.

Три великих скульптора

В произведениях скульпторов, относящихся к 4-му веку до н. э., гуманистический идеал сохраняется, но исчезает при этом единство гражданского коллектива. Утрачивают ощущение полноты жизни и цельность мировосприятия древнегреческие скульптуры и их авторы. Великие мастера, жившие в 4-м веке до н. э., создают раскрывающее новые грани душевного мира искусство. Наиболее ярко эти поиски выразили три автора - Лисипп, Пракситель и Скопас.

Скопас

Скопас стал самой заметной фигурой среди остальных скульпторов, работавших в то время. В его искусстве дышат глубокие сомнения, борьба, беспокойство, порыв и страсть. Этот уроженец острова Парос творил во многих городах на территории Эллады. Мастерство этого автора воплотилось в статуе под названием "Ника Самофракийская". Такое название было получено в память о победе в 306 году до н. э. Родосского флота. Фигура эта установлена на пьедестале, напоминающем по конструкции корабельный нос.

"Танцующая менада" Скопаса представлена в динамичном, сложном ракурсе.

Пракситель

Иное творческое начало имели Воспевал этот автор чувственную красоту тела и радость жизни. Пракситель пользовался огромной славой, был богат. Наибольшую известность принесла этому скульптору статуя Афродиты, выполненная им для острова Книд. Она была первым в греческом искусстве изображением обнаженной богини. Красавица Фрина, знаменитая гетера, возлюбленная Праксителя, послужила моделью для статуи Афродиты. Эта девушка была обвинена в кощунстве, а затем оправдана восхищенными ее красотой судьями. Пракситель является певцом женской красоты, которую чтили греки. К сожалению, лишь по копиям известна нам Афродита Книдская.

Леохар

Леохар - афинский мастер, крупнейший из современников Праксителя. Этот скульптор, работая в различных эллинских полисах, создавал мифологические сцены и изображения богов. Он выполнил несколько портретных статуй в хризо-элефантинной технике, изображающих членов семьи царя. После этого он стал придворным мастером Александра Македонского, его сына. В это время Леохаром была создана статуя Аполлона, очень популярная в древности. Она сохранилась в мраморной копии, выполненной римлянами, и получила под именем Аполлона Бельведерского мировую известность. Леохар во всех своих творениях демонстрирует виртуозную технику.

После времени правления Александра Македонского эпоха эллинизма стала периодом бурного расцвета портретного искусства. Воздвигали на площадях городов статуи различных ораторов, поэтов, философов, полководцев, государственных деятелей. Мастера хотели добиться внешнего сходства и при этом подчеркнуть в облике черты, превращающие в типичный образ портрет.

Другие скульпторы и их творения

Классические скульптуры становились образцами различных творений мастеров, работавших в эпоху эллинизма. Четко просматривается в произведениях того времени гигантомания, то есть стремление желаемый образ воплотить в огромных размеров статуе. Особенно часто она проявляется, когда создаются древнегреческие скульптуры богов. Статуя бога Гелиоса является ярким тому примером. Она выполнена из позолоченной бронзы, возвышалась у входа Родосской гавани. Высота скульптуры - 32 метра. Над ней работал 12 лет, не покладая рук, Харес, ученик Лисиппа. Это произведение искусства заняло по праву почетное место в списке чудес света.

Многие статуи после захвата римскими завоевателями Древней Греции были вывезены за пределы этой страны. Не только скульптуры, но также и шедевры живописи, собрания императорских библиотек и другие предметы культуры постигла эта участь. Многие люди, работавшие в сфере образования и науки, были захвачены в плен. В культуру Древнего Рима, таким образом, вплелись, оказав существенное влияние на ее развитие, различные элементы греческой.

Заключение

Конечно, разные периоды развития, которые пережила Древняя Греция, свои коррективы внесли в процесс формирования скульптуры, однако одно объединяло мастеров, принадлежащих к различным эпохам, - стремление к постижению в искусстве пространственности, любовь к выражению при помощи различных приемов пластики тела человека. Древнегреческая скульптура, фото которой представлено выше, к сожалению, до наших дней дошла лишь частично. Зачастую мрамор служил материалом для фигур, несмотря на его хрупкость. Лишь так можно было передать красоту и изящность человеческого тела. Бронза хоть и являлась более надежным и благородным материалом, значительно реже использовалась.

Древнегреческая скульптура и живопись своеобразны и интересны. Различные образцы искусства дают представление о духовной жизни этой страны.

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства , Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая создается из образов, набросанных разумом».

Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты?

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает , изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII — VI вв. до н.э. симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения.

Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых — отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а — любая меньшая часть объекта, b — любая большая часть, с — целое.

На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют ”Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» — по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же «Копьеносца». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение, и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный — воплощение греческих идеалов.

В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.

Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах нашло отражение восприятие древними греками богов как образа идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа — фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся в храм богини Афины — Парфенон. Скульптура Парфенона сильно пострадала. А статуя «Афина Парфенос» погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота.

На фото: Афина Парфенос, скульптор Фидий. Копия. Восстановлена по описаниям. Национальный археологический музей, Афины .

Богиня в образе прекрасной женщины — олицетворение Афин. Множество историй связано с этой скульптурой. Сотворенный шедевр был настолько велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Они пытались всячески насолить скульптору и искали разные причины по которым можно было бы обвинить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвиняли в том, что тот якобы утаил часть золота, данного как материал для убранства богини. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесил их. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота.

Тогда Фидия обвинили в безбожии. Причиной этому послужил щит Афины. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Несмотря на все достижения Фидия, общественность Греции смогли настроить против него. Жизнь великого скульптора закончилась жестокой казнью.

Достижения Фидия в Парфеноне были не единственными в его творчестве. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из которых стала колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н.э. и не менее огромная фигура из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии.

Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный 14-метровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ — перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света».

К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами.

Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики.

В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени. Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам.

Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала – мрамора, — представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела.

Зевс был царём богов, бог неба и погоды, закона, порядка и судьбы. Он был изображён, как царственный человек, зрелый с крепкой фигурой и тёмной бородой. Его обычными атрибутами были молнии, королевский скипетр и орёл. Отец Геракла, организатор Троянской войны, борец со стоглавым монстром. Он затопил мир, чтобы человечество начало жить заново.

Посейдон был великим олимпийским богом моря, рек, наводнения и засухи, землетрясений, а также покровителем лошадей. Он был изображен, как зрелый мужчина крепкого сложения с тёмной бородой и с трезубцем. При разделении мира Хроном между сыновьями, получил правление над морем.

Деметра была великой олимпийской богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Она также председательствовала в одном из мистических культов, обещающих своим посвященным путь к благословенной загробной жизни. Деметра была изображена, как зрелая женщина, часто коронованная, держащая в руке пшеничные колосья и факел. Она принесла на Землю голод, но и она же послала героя Триптолемоса учить людей тому, как обрабатывать землю.

Гера была королевой Олимпийских богов и богиней женщин и брака. Она была также богиней звёздного неба. Она обычно изображается, как красивая женщина в короне, держащая королевский посох с наконечником из лотоса. Иногда она держит королевского льва, кукушку или ястреба в качестве компаньонов. Была женой Зевса. Родила младенца-калеку Гефеста, которого сбросила с Неба, лишь взглянув. Он сам был богом огня и искусным кузнецом и покровителем кузнечного дела. В Троянской войне Гера помогала грекам.

Аполлон был великим богом олимпийских пророчеств и оракулов, исцеления, чумы и болезни, музыки, песен и стихов, стрельбы из лука и защиты молодежи. Он был изображен, как красивый, безбородый юноша с длинными волосами и различными атрибутами, такими как венок и лавровая ветвь, лук и колчан, ворона, и лира. Аполлон имел храм в Дельфах.

Артемида была великой богиней охоты, дикой природы и диких животных. Она была также богиней родов и покровительницей юных девушек. Ее близнец — брат Аполлона, был так же покровителем мальчиков-подростков. Вместе эти две бога были также вершителями внезапной смерти и болезни - Артемида нацеливалась на женщин и девочек, и Аполлон на мужчин и мальчиков.

В древнем искусстве Артемида, как правило, изображается в виде девушки, одетой в короткий до колен хитон и оснащенной охотничьим луком и колчаном со стрелами.

После своего рождения, она сразу же помогла своей матери родить брата близнеца Аполлона. Она превратила охотника Актеона в оленя, когда тот увидел её купающейся.

Гефест был великим Олимпийским богом огня, металлообработки, каменотеса, и искусства скульптуры. Он обычно изображался, как бородатый человек с молотком и клещами - инструментами кузнеца, и верхом на осле.

Афина была великой олимпийской богиней мудрых советов, войны, обороны городов, героических усилий, ткачества, гончарного и других ремёсел. Она была изображена увенчанная шлемом, вооруженная щитом и копьём, и одетая в плащ, отделанный змеей, обернутый вокруг её груди и рук, украшенный головой Горгоны.

Арес был великим олимпийским богом войны, гражданского порядка и мужества. В греческом искусстве он был изображён либо как зрелый, бородатый воин, одетый в боевые доспехи, или обнажённый безбородый юноша с шлемом и копьём. Из-за отсутствия отличительных признаков, его часто бывает трудно определить в классическом искусстве.