Основные туристические достопримечательности Нидерландов (Голландии). Культурная дипломатия


КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ ГОЛЛАНДИИ

Отправляясь на отдых в Голландию, не удивляйтесь глубоким различиями в наших культурах.

Это может походить на клише, но голландцы неистово либеральны и полагают, что человек должен быть свободным и независимым, делать то, что он хочет, пока это не причиняет беспокойства другим людям. Социальные отношения в Голландии легко можно проиллюстрировать наличием в свободной продаже так называемых «мягких» наркотиков. Они также либеральны по отношению к еде и всяческим диетам - без всяких угрызений совести едят холестериновое мясо, десерты и запивают все алкоголем.

Голландцы очень сдержанны и терпимы к чужому мнению, их вежливость вошла в поговорку.

Роскошно одеваться в Амстердаме не принято: это признак расточительности, а значит дурной тон. К тому же амстердамцы - народ простой, и считают, что даже если кто и располагает большими средствами, то совершенно незачем выставлять этот факт напоказ и добиваться чьего-то расположения своим видом.

Живопись всегда занимала первые места на повестке дня в Голландии. Нидерланды породили целое царство известных живописцев - Рембрант, Франс Халс, Джохэйннс Вермир, Винсент ван Гог, Пиет Мондриан, Мауриц Ешер.

Мировую славу завоевал нидерландский балет. Большие успехи достигнуты в области оперного искусства. В Нидерландах работают около десяти симфонических оркестров.

ПРАЗДНИКИ

В канун Нового года голландцы празднуют день святого Сильвестра. 31 декабря все спешат встать пораньше: тот, кто встал последним, получает прозвище “Сильвестр” и должен заплатить штраф. В старые времена девушки старались быть особо прилежными и выполнить всю свою работу до захода солнца, чтобы в наступающем году обязательно выйти замуж. А голландские дети больше всего любят день Святого Николая (5 декабря). В этот день они устраивают костюмированные шествия и получают в подарок мешочки с традиционными сладостями. И все же главный праздник - это 25 декабря, Рождество.

Голландские тюльпаны

В Голландию тюльпаны завезли из Турции, поэтому их стали называть «тюльпан» (от искаженного турецкого «тюрбан» – головной убор). В Золотом веке тюльпан стал символом благосостояния голландцев. В 30-е гг. XVII в. три луковицы сорта Семпер Август (Semper Augustus) были проданы на аукционе за 30 тыс. гульденов (столько же стоил дом в самом престижном районе Амстердама).
История с тюльпанами - возможно, самый известный случай, когда люди ради быстрого обогащения совершали необдуманные поступки. Эта история началась в 1593 году, когда некий голландский профессор привез домой из Турции луковицы необычных цветов. В последующее десятилетие цветы имели большой успех, и вскоре их цена резко возросла. Многие из цветов были подвержены воздействию специфических цветочных заболеваний, что привело к появлению тюльпанов с более оригинальной окраской, которые ценились еще дороже.

Вскоре «тюльпания» набрала неслыханные обороты. Торговцы закупали все больше и больше тюльпанов. Цены на луковицы росли все быстрее. Люди стали видеть в тюльпанах очень привлекательный инвестиционный инструмент. В этот процесс оказались вовлечены буквально все слои общества. Пик «увлечения» тюльпанами пришелся на 1634-1637 года. Люди продавали свои земли, дома, драгоценности, надеясь, что тюльпаны сделают их богаче. Все ожидали, что скоро другие страны начнут также покупать луковицы, и цены возрастут еще больше. В 1637 году некоторые инвесторы решили зафиксировать часть прибыли и начали продавать тюльпаны. Хотя правительство уверяло, что никаких причин для беспокойства не существует, никто уже не слушал. Цены снижались с катастрофической быстротой. Вскоре цена на луковицу тюльпана практически не отличалась от цены обыкновенного лука.

Кто-то может возразить, что в этой истории есть выигравшие и проигравшие. В самом деле, те, кто был вначале этого процесса, получили сверхвысокие доходы. Те, кто присоединились позже и не успели во время продать, потеряли практически все. Но, в конечном счете, проигравшими оказались все жители страны, поскольку вскоре после окончания «тюльпании» в Голландии наступил жестокий экономический кризис.

Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей Востока п редставляют выставку » Территория земных надежд. Декоративная живопись Кореи XIX – начала XX века».

2 февраля 2018 г. в Государственном музее Востока открывается выставка «Территория земных надежд. Декоративная живопись Кореи XIX – начала XX века». Выставочный проект позволит посетителям расширить представления о традиционном корейском искусстве, а также даст возможность заглянуть в мир старой Кореи, узнать о жизненных ценностях и этических идеалах, обычаях и верованиях народа, история которого уходит в глубину веков.

В XIX веке декоративная живопись в Корее являлась неотъемлемой частью национального жизненного уклада. Выполненные на бумаге или шелке многоцветные, либо почти монохромные живописные произведения встречались практически в каждом доме.
Их роль не ограничивалась задачей украшения жилища, они насыщали жизненное пространство благопожелательной символикой, использовались как талисманы, выполняли социально-иерархическую, воспитательную и образовательную функции. В зависимости от сюжета живопись размещали в том или ином месте дома с его строго разграниченными женской и мужской половинами. Значительная ее часть была выполнена на многостворчатых ширмах, широко применявшихся в повседневном быту и являвшихся важным атрибутом любой церемонии, определяя ее характер и атмосферу.

Совместный выставочный проект Государственного музея Востока, Музея Кахве и Корейского Фонда (Республика Корея) представит вниманию московского зрителя 27 работ из собрания южнокорейского частного музея Кахве. Посетители смогут увидеть замечательные образцы корейской народной живописи минхва , которые в трогательной наивно-идеализированной форме выражают извечные мечты простых людей о счастливой и долгой жизни, достатке, гармонии семейных отношений.

Когда: 3 февраля 25 февраля 201 8 года.

Где: .

18 января в Государственном музее Востока новый выставочный сезон открывается работами выдающегося мастера современного искусства Дагестана, графика, живописца
и сценографа Ибрагимхалила Супьянова. Выставка «Обрывки времени. Ибрагимхалил Супьянов» познакомит посетителей с разными периодами творчества художника –
от фигуративной живописи 1960-х – 1980-х годов к более поздним работам, полным многозначных символов и скрытых смыслов.

Творчество дагестанского художника Ибрагимхалила Супьянова представляет собой удивительный, фантастический, неповторимо самобытный мир, в котором
органично соединяются многовековая традиционная культура народа и современные художественные тенденции. Произведения Супьянова отличаются ярким колоритом, выразительностью, привлекают многообразием эмблематических знаков и орнаментальных мотивов. Живопись, графика, трехмерные объекты, театральные занавесы – все создаваемое мастером взаимосвязано, каждая работа продолжает предыдущую.

Станковая живопись художника наполнена глубоким философским содержанием. Картины напоминают загадочные артефакты, испещренные древними знаками. Представленные
в экспозиции серии графических листов «Лечебная книга», «Водяные камни», «Помнят песню» предлагают зрителю разгадать зашифрованные послания художника, опираясь на свои внутренние ощущения и эмоции.

Значительное место в творчестве Ибрагимхалила Супьянова занимает театральное искусство, которому он посвятил многие годы работы. На выставке в Государственном музее Востока можно будет увидеть замечательные образцы сценографии художника: эскизы к оперным, балетным и драматическим постановкам.

Особое внимание стоит обратить на творческий метод мастера, его сложную
и многоступенчатую технологию. В живописи он использует разнообразные материалы: песок, клей, лак, затирку для плитки, цемент. Автор работает сериями, которые возникают сами собой
в процессе экспериментов с пространством, плоскостью и объемами. Так появились циклы «Сцены из народной жизни», «Десять рассказов о тухуме Изао», «Собаки», «Птицы» и другие.

Скульптуры Супьянова – трехмерное воплощение его живописи. Здесь он также создает свой особый, таинственный мир – делает вещи непростые для восприятия, но при этом приковывающие внимание с первого взгляда и овладевающие пространством вокруг.

Выставочный проект Государственного музея Востока познакомит посетителей
с произведениями одного из ведущих дагестанских художников, творчество которого получило мировое признание.

Выставка работает с 19 января 4 февраля 201 8 по адресу: Москва, Никитский бульвар, д. 12-а .

Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей Востока и Музей Рерихов п редставляют выставку

19 декабря в Музее Рерихов – филиале Государственного музея Востока открывается выставка «Николай Рерих. Восхождение». Выставочный проект представит около 190 произведений, которые расскажут об основных этапах творческого пути великого русского художника: от ранних исторических полотен до философских пейзажей и картин-притч. Особый раздел выставки будет посвящен работам, связанным с важными темами, проходившими через всю жизнь Николая Рериха– защита и сохранение памятников культурного наследия, а также его духовные искания.

Выставка «Николай Рерих. Восхождение» позволит познакомиться с работами удивительного человека, художника, путешественника и мыслителя, творчество которого вошло в золотой фонд мировой культуры. Уникальность проекта заключается в том, что это первый опыт выставки-исследования, целью которой является стремление максимально объективно показать творчество и личность Николая Рериха.

В экспозицию войдут произведения, предоставленные Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока, а также Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. На выставке будут экспонироваться такие знаковые работы художника, как «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск».

К выставке подготовлен альбом-каталог, рассказывающий об основных этапах творческого пути, большой общественной работе, а также сложных духовных поисках художника.
Желающие смогут посетить цикл лекций, посвященный наиболее важными ярким сторонам жизни и деятельности Николая Рериха и его семьи.

В день официального открытия выставки в 17:00 состоится пресс-конференция, с участием директора Музея Рерихов Тиграна Мкртычева и Главного хранителя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрия Попова.

Выставка открыта с 19 декабря 2017 – 17 января 2018 по адресу: Москва, Малый Знаменский пер., д. 3/5.

Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей Востока представляют выставку

13 декабря в Государственном музее Востока открывается выставка «Легенды Востока». Этот проект познакомит посетителей с волшебным миром мифов и легенд, эпических сказаний и преданий, который нашел яркое отражение в культуре народов Востока. Экспозиция включает в себя более 300 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Китая, Японии, Индии, а также стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд).

Произведения, выполненные в самых разнообразных техниках и материалах, иллюстрируют древние легенды о мироздании, происхождении людей, мировых катаклизмах, богах и героях. Персонажи общего для стран Южной и Юго-Восточной Азии эпоса, попадая из одного региона в другой, меняют свою внешность, костюм, поступки, и известные сюжеты приобретают новые, неожиданные ходы. В старинных преданиях о сотворении мира оживают созвездия, планеты, собственные удивительные черты приобретают природные явления, с огромной фантазией изображенные народными мастерами. В пластике и живописи обретают жизнь волшебные животные: дракон и китайский цилинь, состоящий из тел девяти животных индийский Навагунджара, мьянманский пинсаюпа – драконообразный зверь «пяти красот». Человек и зверь становятся единым волшебным существом – таковы слоноголовый бог Ганеша и птицечеловек Гаруда, человек с головой кабана Чжу Бацзе. В залах музея Востока оживут волшебные сказки о красавицах и героях, о древних мудрецах и злобных демонах.

Кураторы проекта «Легенды Востока» постарались показать не только общие черты, которые роднят мифотворчество стран этого региона, но также национальное различие и специфику их художественных воплощений. Многие предметы на выставке уникальны и экспонируются впервые.

Выставка открыта с 14 декабря – 28 января 201 8 (Москва, Никитский бульвар, д.12-а ) .

Культура Нидерландов

Большинство населения Нидерландов живет в городах. Старые голландские города весьма своеобразны, но похожи друг на друга, и это сходство бросается в глаза прежде всего в жилых кварталах: дома здесь из темно-красного камня, а для оживления их архитектурного облика голландцы окрашивают рамы окон на фасаде и все деревянные детали белой масляной краской.

Движение на старых улочках в больших городах головокружительное, и, если бы жители не соблюдали пунктуально правила движения, было бы очень трудно перебраться с одной стороны улицы на другую. Поражает обилие велосипедистов, которые умудряются вклиниться в этот поток машин.

Одна из достопримечательностей современных нидерландских городов, вызывающая особый интерес туристов, - это башенные часы с боем и музыкой (как правило, народной). В Амстердаме, например, пять таких курантов, а по всей стране их насчитывается более семидесяти.

Как и в других странах, в большинстве промышленных городов выделяются кварталы зажиточных буржуа, застроенные красивыми особняками или комфортабельными многоэтажными домами, и рабочие районы, как, например, Йордан в Амстердаме с его узкими и кривыми улицами и старыми перенаселенными домами. Большая часть населения не имеет собственного жилья и вынуждена снимать его.

В Нидерландах остро ощущается нехватка квартир и велика их стоимость. В старых городских кварталах часть жилого фонда не отвечает современным требованиям.

Высокая квартирная плата, составляющая 2/4 бюджета средней семьи, и недостаток жилищ вынуждают трудящихся занимать небольшие жилые баржи - вон-боты - на каналах. Они характерны главным образом для Амстердама. Однако и для того, чтобы поселиться на такой барже, приходится ждать годами.

В то же время из-за высокой платы часть квартир в новых домах пустует.

Сельские поселения традиционного типа встречаются в Нидерландах в виде кучевых деревень, хуторов и рядовых деревень. Кучевые деревни относятся к числу наиболее древних поселений в стране. Они распространены главным образом в Северном Брабанте, Лимбурге и прилегающих к этим районам частях провинции Гелдерланд. Хуторской тип был издавна самым характерным для Фрисландии, Северной и Южной Голландии, Утрехта. В XVIII-XIX вв. он стал распространяться и в центральных районах Нидерландов в связи с обезземеливанием крестьянства и концентрацией земельных участков в руках крупных предпринимателей, сдающих их затем в аренду. Часто группа ферм тяготеет к поселку или небольшому городку, в котором находятся церкви, школы, административные и торговые учреждения.

Рядовые (или уличные) деревни встречаются почти во всех провинциях. Часто дома в поселениях такого типа располагаются по берегам судоходных каналов, на больших плотинах и т. п. Происхождение этих деревень различно: так, на вновь осваиваемых землях (польдерах) правительство раздавало участки по строго определенному плану.

Своеобразие сельским поселениям придают многочисленные ветряные мельницы, известные в Нидерландах со времен средневековья. Долгое время их использовали для обмолота зерна, откачивания воды из каналов в море. В последние годы ветряные мельницы заботливо сохраняют как неотъемлемую часть голландского пейзажа. Иногда в них устраивают рестораны и небольшие музеи.

Старые типы сельских построек почти совсем исчезли в Нидерландах, их можно увидеть в основном лишь в знаменитом этнографическом музее возле города Арнема. Здесь под открытым небом собраны со всех частей страны крестьянские дома и предметы народного быта. В так называемых фризских и нижненемецких типах домов жилые и хозяйственные помещения объединены под одной высокой двускатной или пирамидальной черепичной крышей. В экспозиции музея «разыгрываются» бытовые сценки, причем в роли актеров выступают великолепно выполненные большие заводные куклы; таким образом создается полная и как бы ожившая картина традиционного быта голландцев разных областей и провинций.

Своего рода музеем стал и остров Маркен. Дома местных рыбаков, выстроенные из бревен и обшитые досками (так, как их строили несколько веков назад), выглядят в наши дни живой иллюстрацией старинного деревянного зодчества.

В настоящее время и в городах, и в сельской местности преобладают кирпичные дома, окрашенные в красные и коричневые тона с белыми рамами и наличниками. А вот крыши и сейчас делают высокими, двускатными и в основном из черепицы (в условиях влажного климата железо быстро покрылось бы ржавчиной).

Первые этажи сельских домов выдвинуты в сторону улицы, а вторые отступают назад и выходят на крыши первых, при этом создается нечто вроде балконов. Внизу обычно располагается кухня, а в более зажиточных домах и гостиная, вверху - спальни.

В послевоенные годы в Нидерландах было построено немало панельных и блочных домов, которые резко контрастируют с традиционными типами городских жилищ.

Если внешний вид нидерландских домов модернизирован, то интерьер сохраняет еще много традиционных черт: часто встречаются кровати в стенных нишах, столь характерные для всех стран северо-западной Европы; выделяется нередко особая парадная комната, которая предназначена для праздничных и торжественных моментов в жизни семьи; сохраняется традиционный камин, характерно обилие различных украшений, особенно красочных керамических тарелок на стенах, полках, оборке камина, причем все вычищено до блеска.

Своеобразие сохраняется и в народной одежде голландцев. Народный костюм вышел из употребления сравнительно недавно; еще в начале XX в. его носили в сельской местности. И до сих пор пожилые женщины считают неприличным появляться в городе в современной одежде.

Народный костюм носят еще жители острова Маркен и нескольких рыбацких деревушек. Но в основном это делается в угоду туристам, которые устраивают буквально паломничество в такие «этнографические заповедники».

В последнее время специфика различных областей в народной одежде стирается, костюм унифицируется и модернизируется. Теперь костюм пожилой голландки состоит из длинной не очень широкой темной юбки и темной облегающей фигуру кофты с узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещивают на груди, на голову надевают белые полотняные и кружевные чепцы.

На селе до сих пор ходят в старинной национальной обуви - деревянных башмаках кломпах. В городах еще можно встретить мастерские, занимающиеся их изготовлением. Пара деревянных башмачков - один из самых распространенных в Нидерландах сувениров.

Специфика развития хозяйства голландцев отражается со времен средневековья и в их питании. Хлеба в Нидерландах едят мало, его подчас заменяют отварным картофелем, который употребляют и как самостоятельное блюдо. В меню как сельских, так и городских жителей входит много овощей, молочных продуктов. В семьях трудящихся мясо на столе появляется не каждый день и вместо масла широко употребляется маргарин. Традиционная еда - смесь картофеля и овощей, обильно сдобренных жирной подливкой. Одно из самых популярных блюд - густой гороховый суп. Меню голландцев трудно себе представить без сыра: им заправляют супы, салаты, его запекают с рыбой, фруктами и пр. Весьма разнообразны рыбные блюда. Считают, что способ засолки сельдей был впервые применен голландцами в XV в. До сих пор сельдь (почти совсем несоленая) - это особое лакомство. Ее покупают в палатках или с лотков в пакетиках с ломтиком соленого огурца и луком и съедают тут же на улице. Из напитков голландцы всегда отдавали предпочтение кофе, но в последние годы более популярным стал чай.

Как и в других странах, в семьях католиков Нидерландов много детей. Не редкость, например, семьи с 5-6 детьми.

Удел замужних женщин - ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Примечательно, что в деревне уход за скотом, дойка коров, работа в теплицах выполняется в основном мужчинами-фермерами.

В Нидерландах, в основном в сельской местности, сохраняются еще некоторые семейные обычаи. До сих пор часто первого ребенка называют именем родителей отца, а второго - именем родителей матери, так что в семье могут быть дети с одинаковыми именами.

Подготовкой к свадьбе нередко занимаются все женщины деревни или городского квартала, где находится дом новобрачных. В деревне сооружается арка для молодых, дом их украшен зеленью. В городах свадебный обряд проводится не менее торжественно. Молодые в нарядно убранной карете подъезжают к ратуше, где проводится гражданская регистрация брака. Последующее венчание в церкви проводится не всегда. Обязательно устраивается празднование в доме невесты, еще недавно продолжавшееся двое суток.

В Нидерландах много молодежных союзов и обществ, в том числе и домовые клубы, объединяющие юношей и девушек по месту жительства.

Из национальных праздников наиболее популярны 30 апреля - день рождения королевы и 5 мая - день освобождения Нидерландов от фашистской оккупации.

Для Нидерландов, где издавна занимаются цветоводством, очень характерен летний праздник цветов. В этот день все дома, заборы, машины украшаются букетами и гирляндами из живых цветов. По улицам двигаются процессии со сделанными из цветов фигурами животных и людей - героев народных сказок.

У голландцев давно стало обычаем ежегодно отмечать третий вторник сентября. В этот день тронной речью короля (или королевы) открывается в Гааге очередная сессия Генеральных штатов. По установившейся традиции королева подъезжает к дворцу в «золотой» карете, ее встречают королевские гвардейцы в средневековых костюмах; гремит военный оркестр, близлежащие улицы заполнены народом.

Голландцы отмечают также много календарных праздников. Среди них наибольшей популярностью пользуются дни св. Николая и св. Мартина. Эти зимние праздники даже более популярны, чем рождество и Новый год; с ними связано много обычаев и обрядов - и ритуальные огни, и шумные праздничные шествия, и традиционные кушанья.

Большой весенний праздник - масленица, или карнавал, как часто называют этот праздник встречи весны в южных провинциях. В Северном Брабанте карнавал - это праздник веселья, забав, шуток; в этот день выбирается «принц карнавала». Кульминация праздника - парад масок, причем многие из них - выражение острой политической сатиры.

Ярмарки, народные гулянья, процессии ряженых, танцы устраиваются в дни кермесов - когда-то религиозных, а теперь уже почти повсюду светских праздников, очень распространенных в Нидерландах.

Непременная часть народных праздников - спортивные соревнования. Часто устраиваются состязания в беге, в метании копья, в стрельбе в цель из лука или ружья. В Нидерландах около 450 стрелковых клубов, многие из которых - «наследники» стрелковых гильдий.

Спорт в Нидерландах очень популярен. Более 2 млн. голландцев входят в различные спортивные клубы. Истинно национальный вид спорта и в то же время любимое развлечение людей всех возрастов - коньки. Этому же благоприятствуют природные условия Нидерландов. В морозные зимы, когда многочисленные каналы и озера замерзают, вся страна как бы превращается в один огромный каток. Прежде коньки были и важным средством передвижения: не редко можно было видеть на льду пожилую голландку, спешащую на рынок, или почтальона, врача. Среди неоднократны чемпионов мира по конькобежном; спорту много голландских спортсменов. Самую большую популярность в стран завоевал футбол. Сборная команда Нидерландов относится к числу сильнейших в мире, а клубные команды не раз были обладателями различных кубков, разыгрываемых в Европе. Широко развит в стране велосипедный спорт. В последние годы большой популярностью пользуется борьба дзюдо. Нидерландские спортсмены одерживали победы в этом виде спорта даже над лучшими японским борцами.

Хорошо поставлено физическое воспитание детей в школах. Большое значение придается художественному, эстетическому воспитанию детей.

В Нидерландах введено всеобщее обязательное восьмилетнее бесплатное обучение - с 7 до 15 лет. Подготовку к школе дети от 4-х до 6 лет получают часто в детских садах. Первая ступень школьного обучения - шестилетняя начальная школа. Полное среднее общее образование дают гимназии и реальные средние школы (атениумы) с шестилетним сроком обучения. После окончания этих школ учащиеся получают право поступать в высшие, учебные заведения. Существуют средние школы с продолжительностью обучения от 3 до 4 лет, которые не дают права поступления в высшие учебные заведения.

Среднее образование можно получить или в государственных, или в частных школах; последние нередко делятся на протестантские и католические. Высшее образование дают 15 высших учебных заведений страны, среди которых 6 университетов.

Особенно хорошо в Нидерландах развиты естественные науки. В этой области ученые страны внесли большой вклад в мировую науку. Механик, физик и математик Гюйгенс (XVII в.) создал волновую теорию, был одним из первых исследователей в области теории вероятностей. Огромны его заслуги в астрономии: он работал над созданием «планетной» машины - прообраза современного планетария. Выдающимся физиком, создателем электронной теории был Лоренц (XIX-XX вв.). В области биологии широко известно имя Левенгука - основоположника научной микроскопии (XVIII в.).

Голландцы могут гордиться и тем, что в их стране в 1618 г. начала выходить первая в Европе газета. Нидерланды были также первым европейским государством, в котором уже с 1919 г. начали регулярно передаваться радиопрограммы.

Пожалуй, ни в одной области мировой культуры Нидерланды не сделали столь значительного вклада, как в изобразительном искусстве.

Произведения нидерландских мастеров XVI-XVII вв. до сих пор восхищают зрителей. В сформировавшейся в этот период голландской художественной школе, оказавшей огромное влияние на все дальнейшее развитие европейского искусства, преобладало реалистическое направление.

На картинах Яна Стена, Иоханнесса Вермеера, Питера де Хоха и других прославленных мастеров той эпохи отображается повседневная жизнь народа со множеством точно схваченных деталей, которые придают картинам оттенок особой доверительности. В полотнах братьев Ван Эйков, основоположников нидерландского искусства XV в., и Питера Брейгеля проявляется глубокая любовь к родной стране, интерес к изображению жизни простого люда.

Реалистическая тенденция еще более отчетливо прослеживается в первой половине XVII в., в период наибольшего расцвета нидерландской живописи. В этот «золотой век» в Нидерландах развиваются по существу все жанры изобразительного искусства. Больших успехов достиг портретный жанр, в том числе групповой портрет. Одним из лучших портретистов того времени был Франс Хальс. Бытовой жанр связан с именем Адриана ван Остаде, изображавшего на своих полотнах сюжеты из крестьянской жизни. В жанре пейзажа работали Ян ван Дейк, Херкюлес Сегерс и др. Широко известны такие мастера голландского натюрморта, как Питер Клас, Биллем Хеда и др. Крупнейшим же представителем голландского реализма середины XVII в. считается великий Рембрандт. Его многожанровая живопись (картины на мифологические и исторические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута глубоким реализмом и тонким пониманием человеческой психологии.

Традиции «золотого века» в живописи продолжались в Нидерландах и в последующие столетия. Достаточно вспомнить о таких видных живописцах, как Ван Гог и Ян Бартолд Йонгкинд (XIX в.). В XX в. большой популярностью в Нидерландах пользовались Мондриан - представитель «неопластицизма» (вида абстрактной живописи) и абстракционист К. Аппел. Международное признание получили мастера нидерландской живописи и скульптуры Кузейн и Виссер.

Среди графиков наиболее популярен Мауриц Эсхер, гравюры которого демонстрировались во многих странах мира.

Нидерландская литература мало известна за рубежом, возможно из-за трудности перевода. Исключение составляет, пожалуй, творчество известного гуманиста и просветителя Эразма Роттердамского (1466-1536), автора «Похвального слога глупости», где была дана острая критика церкви и феодальных порядков. Основоположником и классиком нидерландской литературы считается поэт и драматург Йост ван ден Вондел (1587-1679). В XIX в. выделяется талантливый писатель Мультатули (псевдоним Эдуарда Деккера), в романе «Макс Хавелаар» разоблачивший колониальную политику Нидерландов в Индонезии.

Современные писатели Нидерландов уделяют внимание большим изменениям, происходящим в жизни страны, судьбам простых людей. Наиболее известны произведения Симона Вестдейка (переводившиеся на русский язык), Герарда Корнелиса ван хет Реве, Яна Волькерса, Виллема Херманса и Харри Мулисха.

История нидерландской музыки имеет богатые традиции, связанные с деятельностью талантливых средневековых композиторов Иоханнеса ван Окегхема и Якоба Обрехта. Во всем мире известен Амстердамский филармонический оркестр, которым руководит выдающийся дирижер Бернард Хайтинк. Немалой популярностью пользуются филармонические оркестры Гааги и Роттердама.

За последние годы в Нидерландах были достигнуты значительные успехи в области хореографического искусства. Две основные балетные труппы добились международного признания. Особенно популярен Нидерландский национальный балет, руководимый Руди фон Данцигом.

- (красная, сверху слева) Культура Эртебёлле (дат. Ertebølle) или … Википедия

Культура Бельгии - Содержание 1 Изобразительное искусство 2 Архитектура 3 Музыка … Википедия

Культура Элп - Местонахождение Элпской и соседних культур. Элпская культура археологическая культура бронзового века, существовавшая в период 1800 800 гг. до н. э. Существовала в основном на территории Нидерландов. Для данной культуры была характерна… … Википедия

Культура археологическая - Археологическая культура совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому либо характерному признаку, которым она отличается от других: по… … Википедия

Культура линейно-ленточной керамики - Археологическая культура Культура линейно ленточной керамики Неолит … Википедия

Культура ленточной керамики - Распространение культуры линейно ленточной керамики в середине V тысячелетия до н. э. Западная LBK (жёлтая), восточная LBK (светло зеленая) Линейно ленточной керамики культура (англ. Linear Pottery culture, фр. Culture rubanée, нем.… … Википедия

Культура воронковидных кубков - Археологическая культура Культура воронковидных кубков Неолит … Википедия

Культура эпохи Возрождения в Нидерландах - Гуманизм XVI в. Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Формирование нового социально экономического уклада, крушение религиозной догматики средневековья и зарождение нового, светского по своему… … Всемирная история. Энциклопедия

Культура лейковидных кубков - Воронковидный кубок Культура воронковидных кубков, КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) староевропейская мегалитическая культура (4000 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита. Содержание 1 Поселения … Википедия

Культура Хилверсюм - Хилверсюмская культура обозначение группы древнего населения Нидерландов, обитавшего там в период раннего бронзового века. Культура относится к периоду 18 9 веков до н. э. (датировка спорная, верхняя граница культуры могла быть более древней).… … Википедия

Книги

  • Западная Европа. XVI век. Цивилизация, культура, искусство , . Сборник состоит из статей, написанных на основе выступлений авторов на одноименной всероссийской конференции, состоявшейся осенью 2005 года в Государственном институте искусствознания в… Купить за 595 руб
  • Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки , Хейзинга Йохан. Книга завершает начатое выходом в свет "Осени Средневековья" (1988)и продолженное затем Homo ludens / Человеком играющим (1997) издание основных произведений выдающегося нидерландского…

Действует закон об обязательном образовании детей 5-16-летнего возраста. Среднее образование включает две ступени: I - 4 года, II - 5 лет. В стране действуют 12 университетов и 59 техникумов. В 2001/2002 учебном году образовательная система охватывала: 861 тыс. учащихся средней школы, 311 тыс. учащихся техникумов, 168 тыс. учащихся университетов. Расходы на образование 5% ВВП.

Голландская наука подарила миру такие имена, как теоретик права Гуго Гроциус, естествоиспытатели К.Гёйгенс и А.Левенбук, философ Б.Спиноза. В сфере науки занято 910 тыс.чел. Расходы на НИОКР, непрерывно увеличиваясь абсолютно, в относительном выражении составляют примерно 2% ВВП (2002 - 1,96%). На государственный сектор приходится 16,5% проводимых исследований, на предпринимательский 56,4%, на высшую школу 26,2% и на частные бесприбыльные организации 0,9%.

Голландское искусство сыграло огромную роль в развитии мирового. Средневековые Нидерланды (вместе с территорией современной ) в 15 в. превратились в самый яркий после очаг искусства Возрождения. В Нидерландах сохранилось множество прекрасных образцов архитектуры тех времён, ратуши, храмы, городские стены и башни, торговые ряды, жилые дома. Наиболее известный памятник - Рыцарский зал в Гааге (где сейчас проходят заседания Генеральных Штатов). Больших высот достигла миниатюрная живопись (наиболее известен Часослов герцога Беррийского, иллюстрированный братьями Лимбург). Европейская живопись 15 в. была начата Я. ван Эйком и Р. ван дер Вейденом и продолжена замечательными мастерами Д.Боутсом, Мемлингом, Г. ван дер Гусом, а в следующем столетии - И.Босхом и П.Брейгелем. По-настоящему Золотым веком голландской живописи стал период экономического расцвета Республики Соединенных Провинций, когда сложилась и получила известность реалистическая школа. Голландские мастера обычно специализировались на каком-то определённом жанре: А. ван Остаде писал сцены из крестьянской жизни, а Г. Метсю, Г. Терборх, Я. Стен - из городской, П. Клас, В. Хеда - натюрморты, А. Кейп, М. Хоббема, С. и Я. ван Рёйсдаль были пейзажистами, Ф. Халс и Я. Вермеер Делфтский - портретистами. Венцом этой великолепной плеяды стал великий Рембрандт.

К кон. 17 в. голландская живопись во многом утратила свой блеск; наиболее заметным видом искусства стало производство знаменитого делфтского фаянса (завезённого Петром I в Россию и воплотившегося в самобытных изделиях гжельских мастеров). Во 2-й пол. 19 в. в Нидерландах снова появились известные живописцы: отец и сын Израэлсы, братья Марисы. Одним из родоначальников европейского неоклассицизма стал П.Мондриан. Достижения старых мастеров архитектуры вдохновили работы голландских архитекторов сер. 20 в.: Я. и П. Ауд, Г. Ритвелд, В. М. Дюдок принадлежат к числу родоначальников функционального стиля в мировом градостроительстве.

Из других видов искусств в Нидерландах получили развитие преимущественно балет (Нидерландский королевский балет, Амстердам) и музыка ( симфонический оркестр Концертгебау). Голландская литература известна такими именами, как поэт 16 в. Й.ван ден Фондел, а из наших современников - Т.де Фрис, С.Вестдайк.