Государственном музыкально педагогическом институте им гнесиных. Концертный зал рам имени гнесиных

РАМ им. Гнесиных - это высшее музыкальное учебное заведение, находящееся в городе Москве. Адрес корпуса - улица Поварская, дом № 30/36. Академия имени Гнесиных - одно из ведущих в России музыкальных образовательных учреждений. РАМ имеет несколько концертных залов, где проходят различные мероприятия как для студентов, так и для слушателей и зрителей.

История РАМ

РАМ имени Гнесиных зародилась в 1895 году. В то время ещё не было разделения музыкальных учебных заведений на академии, школы и училища. Датой рождения РАМ считается 15 февраля 1895 года. Именно в этот день у сестёр Гнесиных появилась первая ученица в их частной музыкальной школе.

В 1946 году для этого учебного заведения было построено собственное здание. Когда помещение было открыто, то состоялось разделение образовательного учреждения Гнесиных на школу, училище и институт. Все они разместились в одном здании, на разных его этажах. Через некоторое время помещение было полностью отдано институту. А училище и школа переехали. Изначально институт готовил исключительно педагогов музыкальных дисциплин. Но многие студенты хотели посвятить себя исполнительскому искусству, а не преподаванию.

В 1950 году к учебному корпусу института был пристроен концертный зал. В 2011 году колледж из самостоятельного учреждения превратился в филиал Академии.

Сегодня РАМ им. Гнесиных готовит не только педагогов, но и концертирующих музыкантов и вокалистов.

Факультеты академии:

  1. Оркестровый, с кафедрами ударных, духовых и струнных инструментов.
  2. Вокальный, где обучаются сольному пению.
  3. Народных инструментов.
  4. Фортепианный, в который входят также кафедры клавесина, органа и концертмейстеров.
  5. Историко-теоретический и композиторский факультет.
  6. Дирижёрский, с кафедрами оркестрового и хорового дирижирования.
  7. Эстрадно-джазового пения и инструментального исполнительства.
  8. Фольклорного искусства, в который входят отделения сольного и хорового народного пения.
  9. Продюссерский факультет.

А также кафедры межфакультетские.

Залы РАМ

Главный концертный зал РАМ им. Гнесиных вмещает в себя 549 слушателей. Он оборудован по последнему слову техники. В его распоряжении два концертных рояля и электронный орган. Перед входом установлен памятник Е. Ф. Гнесиной.

Малый зал рассчитан на сто слушателей. Он располагает тремя концертными роялями. Музыкальная гостиная дома Шуваловой вмещает также сто слушателей. В её распоряжении два концертных рояля. Камерный зал рассчитан на пятьдесят зрительских мест. Он оснащён одним концертным роялем.

Органный зал рассчитан также на пятьдесят слушателей. Он оснащён несколькими инструментами. Главный из них - английский духовой орган «Генри Джоунс». До РАМ он находился в Лондонской церкви. Помимо него, здесь есть концертный рояль "Стейнвей", клавикорн и клавесин "Аммер".

Программа

Большое количество различных концертов можно послушать в РАМ им. Гнесиных. Афиша Академии во второй половине сезона 2015-2016 предлагает следующие мероприятия:

  1. «Фортепианная музыка С. С. Прокофьева».
  2. Концерт русской камерной музыки.
  3. Мастер-класс по музыкознанию на тему «Творческий путь В. А. Моцарта»
  4. Отчётный концерт кафедры музыкальной педагогики.
  5. Опера «Джанни Скикки» театра-студии им. Ю. А. Сперанского.
  6. Концерт студентов эстрадного факультета.
  7. Классный вечер студентов преподавателя Ю. В. Замятиной.
  8. Концерт симфонического оркестра Академии.
  9. Антология клавесинной музыки. Звучат произведения Доминго и Доменико Скарлатти.
  10. Отчетный концерт Струнного оркестра Колледжа.
  11. Монотематическое представление музыкального театра педагогических знаний Gradus ad Parnassum.
  12. Концерт-семинар ко Дню Победы.
  13. Музыкальный спектакль «Коронация Поппеи» в исполнении студентов вокального отделения.
  14. Отчётный концерт учащихся музыкальной школы при Академии.
  15. Фестиваль «Майские ассамблеи».
  16. Концерт классов композиции.

И многие другие.

Коллективы

В РАМ им. Гнесиных около двадцати различных коллективов. Это:

  1. Камерный оркестр, в репертуар которого входит музыка всех стилей и эпох.
  2. Ансамбль "Золотица", исполняющий народные песни.
  3. Концертный русский оркестр, в репертуар которого входит музыка ретро и популярная.
  4. Академический хор студентов заочного отделения.
  5. Джазовый оркестр "Академик-Бэнд".
  6. Ансабль Altro Coro, исполняющий современную хоровую музыку.
  7. Театр-студия имени Ю. Сперанского, в репертуаре которого - зарубежные и русские классические оперы.
  8. Ансамбль "Московская мандолина", работающий во всех имеющихся музыкальных направлениях.
  9. Духовой оркестр.
  10. Ансамбль гусляров "Купина", в репертуар которого входят русские народные произведения.
  11. Оркестр Ad Libitum, в состав которого входят баяны и аккордеоны, исполняющий классику и современную музыку.
  12. Ансамбль студентов отделения сольного и хорового народного пения, в репертуаре которого оригинальный и обработанный фольклор.
  13. Оркестр "Душа России", в состав которого входят русские исполняющий современную и ретро музыку.
  14. Академический хор студентов очного отделения Академии.
  15. Симфонический оркестр, исполняющий классическую и современную музыку.
  16. в репертуаре которого народная музыка в оригинальном звучании.

В РАМ им. Гнесиных в разные годы преподавали знаменитые личности. Это Арам Хачатурян, Рейнгольд Глиэр, Генрих Нейгауз, Иосиф Кобзон, Валентина Левко, Игорь Бриль, и другие. Немало знаменитостей и среди выпускников РАМ. Академию имени Гнесиных окончили: Любовь Казарновская, Александр Градский, Давид Тухманов, Людмила Зыкина, Варвара, Микаэл Таривердиев, Александр Журбин, Дима Билан, Тихон Хренников, Филипп Киркоров, Валентина Толкунова и др.

Адреса залов

Как уже было сказано выше, несколькими залами располагает РАМ им. Гнесиных. Адрес самого главного из них - Малый Ржевский переулок, дом № 1. Остальные несколько залов располагаются по улице Поварской, дом № 30/36. Это учебный корпус РАМ. Там находятся: музыкальная гостиная дома Шуваловой, Малый, Камерный и Органный залы. Располагаются они все на 4 этаже учебного корпуса, в аудиториях с номерами 73, 75 и 90.

: РАМРоссийская академия музыки имени Гнесиных (РАМ)

Российская академия музыки им. Гнесиных - легендарная Гнесинка, которая славится своими именитыми выпускниками и качеством музыкального образования. 1949 год - дата появления Музыкально-педагогического института (в 1992 г. вуз переименован в РАМ им. Гнесиных), первым руководителем которого на протяжении долгих лет являлась Елена Фабиановна Гнесина. В отличие от Московской государственной консерватории, изначально упор здесь делался на подготовку музыкантов-педагогов.

В настоящее время РАМ - один из крупнейших музыкальных вузов страны (есть филиал в г. Ханты-Мансийске). Большинство направлений обучения здесь те же, что и в Московской консерватории, но есть и отличия. Например, в Гнесинке обучают не только академическому пению, но также эстрадному и народному, не только инструментальному исполнению классических произведений, но и джазовых и эстрадных.

На восьми факультетах вуза обучается около 1,5 тысяч студентов, из них около 100 - граждане иностранных государств. Возможно обучение по очной, очно-заочной и заочной формам. По мнению студентов вуза, поступить в Гнесинку сложно. Конкурс на большинство направлений (на основе результатов последних лет) - около 2-4 человек на место, на специальность «Вокальное искусство» конкурс гораздо выше.

Для поступления в вуз необходимо сдать письменные экзамены по русскому языку и литературе или предоставить результаты ЕГЭ по данным предметам. Среди вступительных испытаний творческой направленности: коллоквиум, теория музыки (кроме специализации «Продюсерство», где предлагается предоставить творческий проект), специальность (для направления «Композиция»), музыкальная литература («Музыковедение», «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ», «Музыкальная педагогика»). Исполнение подготовленной программы на своём инструменте необходимо практически для всех направлений. Для таких специализаций, как «Дирижирование», «Компьютерная музыка и аранжировка», «Хоровое народное пение», «Композиция» - дополнительно нужно исполнить подготовленную программу на фортепиано.

В вуз можно поступить на второй и последующие курсы, а также переводиться из других вузов (заранее необходимо уточнить количество вакантных мест). Для лиц с ограниченными возможностями разрешается проведение устных экзаменов вместо письменных.

Подготовительное отделение РАМ производит набор слушателей по следующим программам: сольное академическое и эстрадно-джазовое пение, оркестровые духовые инструменты, музыкальная звукорежиссура, композиция. Срок обучения - 8 месяцев (по очной форме). Обучение платное. Общежитие не предоставляется.

В настоящее время при вузе функционирует Колледж имени Гнесиных, присоединённый с 2011 г. к РАМ в качестве структурного подразделения. Он славится своими выпускниками, среди которых множество популярных эстрадных исполнителей: Филипп Киркоров, Валерия, Пётр Дранга, Полина Гагарина и др.

На базе РАМ им. Гнесиных несколько залов, среди которых: Концертный, Малый, Органный, «Музыкальная гостиная дома Шуваловой».
Военной кафедры в вузе нет, на время обучения предоставляется отсрочка от прохождения службы в армии.

Вуз располагает несколькими корпусами комфортабельного общежития, все иногородние студенты обеспечиваются местами. На период вступительных испытаний у иногородних абитуриентов есть возможность получить место в общежитии.

С 2011 года Российская академия музыки им. Гнесиных - первый художественный вуз, имеющий полномочия эксперта при проведении мероприятий по государственному контролю качества образования. Гнесинка активно развивает международные контакты: профессора РАМ проводят за рубежом мастер-классы и читают лекции.

Среди выдающихся выпускников вуза можно выделить Л.Ю. Казарновскую, Е.И. Светланова, Д.Ф. Тухманова, М.Л. Таривердиева и многих других. В РАМ им. Гнесиных учатся те, кто действительно «заражён» музыкой, поэтому среди выпускников - замечательные музыканты, находящие счастье в своей профессии.

Официальный сайт РАМ.

Российская академия музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных) обязана своему возникновению сестрам Гнесиным: пять сестер Гнесиных Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета (дочери раввина Фабиана Осиповича Гнесина из Ростова-на-Дону)открыли свое частное музыкальное училище 15 февраля 1895 года –именно в этот день к ним пришла первая ученица.

В 1919 г. школа стала государственной, не изменив при этом принципов своей работы и организации. Сестрам активно помогал один из братьев – выдающийся композитор, ученик Римского-Корсакова Михаил Гнесин . Он открыл отделение композиции и теории музыки.А бессменным руководителем учебного заведения на протяжении 72 лет (!) была Елена Фабиановна Гнесина (умерла в 1967 году в возрасте 93 лет).

Учебное заведение Гнесиных постоянно разрасталось, разделившись на школу и училище, со временем появлялись всё новые отделения, старых помещений стало не хватать.

Когда-то «Музыкальное училище» Гнесиных помещалось в небольшом одноэтажном деревянном домике в Гагаринском переулке, где жили сестры. Потом пришлось снять деревянный особняк на Собачьей площадке, 5, куда переехала вся семья, и где прожили более полувека (сестры всегда жили там, где работали). В этом доме Гнесиных побывали практически все видные деятели Серебряного века.

Еще при жизни Елены Фабиановны здания на Собачьей площадке и сама эта площадь, были снесены при строительстве Нового Арбата в 1962 году. К счастью,уже в 1937 г. началось строительство большого здания на Поварской улице (тогда улице Воровского) для «Гнесинского комбината». Прерванное войной, оно возобновилось в 1943 году. Основная его часть была завершена в 1946 году, став первым зданием, построенным в центре Москвы специально для вуза. В 1950 году учебный корпус был расширен, а в 1958 году построен Концертный зал , автором проекта которого был архитектор А. В. Тишин .

С первых дней работы КЗ была заложена традиция выступления на его сцене студентов и преподавателей вуза. На первом же концерте выступил Лев Оборин, в последующих концертах принимал участие выпускник Академии Евгений Светланов. Многие произведения исполнялись здесь впервые: «Свадебка» И. Стравинского, композиция «Евгений Онегин» с музыкой С. С. Прокофьева, российская премьера оперы Гайдна «Орфей и Эвридика» («Душа философа»). Выдающиеся певцы и исполнители, такие как Святослав Рихтер, выступали в этом зале.24 января 1964 года в нем прошла встреча с Юрием Гагариным.

В зале всего 503 места, есть три концертных рояля (два «Стейнвея» и «Ямаха») и электроорган «Мейкен». Акустика, оборудование зала позволяют проводить здесь любые концерты и спектакли, прежде всего оперные.

С 1976 года действует Оперный театр-студия , организованный Юрием Сперанским (1929 – 2014) – профессором, заведующим кафедрой оперной подготовки РАМ. Все постановки театра-студии, а их было более 30, начиная с самого первого спектакля «Дон Жуан» Моцарта, славились самостоятельным прочтением и глубоким проникновением в музыкальную драматургию.

По общему мнению, вся музыка, что звучит здесь – это настоящее, живое искусство.

В 2004 году к 130-летию Е.Ф. Гнесиной перед КЗ РАМ открыли памятник в её честь.

Российская академия музыки имени Гнесиных - один из самых известных и популярных вузов музыкального профиля в России и за рубежом. Академия учреждена Министерством культуры РФ. В ее стенах растут музыканты и вокалисты различных профилей, дирижеры, продюсеры, звукорежиссеры и другие представители музыкального искусства.

В конце XIX века тремя сестрами Гнесиными - Евгенией, Марией и Еленой - основана частная музыкальная школа. 15 февраля 1895 года считается официальной датой появления музыкальных учебных заведений имени Гнесиных.

Школа пользовалась популярностью, развивалась, приобрела государственный статус, и сейчас "Гнесинка" - известнейший вуз музыкального профиля. Долгие годы руководителем нынешней академии была Елена Фабиановна Гнесина, посвятившая жизнь становлению учебного заведения.

Российская академия музыки им. Гнесиных - ведущий вуз страны по подготовке музыкантов, певцов, дирижеров, звукорежиссеров, музыковедов, продюсеров, художественных руководителей.

Сюжет об Академии телеканала "Страна"

Сейчас в академии Гнесиных 9 факультетов, работают музыкальное училище и школа, для абитуриентов создано подготовительное отделение. Научную и образовательную работу ведет Музыкально-этнографический центр имени Е.В. Гиппиуса. Вуз располагает огромной фонотекой, проводит научные форумы и конференции, издает научные журналы. Преподаватели академии - талантливые и опытные музыканты, кандидаты и доктора наук, авторитетные ученые мирового уровня.

Собственные залы академии позволяют проводить десятки концертов. Афишу Гнесинки постоянно пополняют новые концерты и мероприятия, которые пользуются успехом публики. Концерты проводят преподаватели и учащиеся.

В академии работает Студенческое научно-творческое сообщество, которое проводит встречи с деятелями культуры и искусства, проблемные лекции, круглые столы и дискуссии, игры, реализует проекты.

Слово ректора Российской академии музыки им. Гнесиных:

Подробнее Свернуть http://www.gnesin-academy.ru/

Преподаватели РАМ им. Гнесиных написали открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Документ опубликован на сайте вуза .

В письме подтверждается верность намерения Министерства культуры и Министерства образования перевести музыкальные занятия в спецшколах (таких, как МССМШ им. Гнесиных, ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского и других) в разряд факультатива в период обучения детей с первого по четвертый класс. Таким образом, с точки зрения ряда профессоров РАМ имени Гнесиных, профессионально обучать детей музыке стоит лишь начиная с пятого класса.

На следующей неделе сайт опубликует эксклюзивное интервью директора МССМШ им. Гнесиных Михаила Хохлова на эту тему.

Ниже приводится текст открытого письма преподавателей РАМ им. Гнесиных.

Министру культуры Российской Федерации
В. Р. Мединскому

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Обратиться к Вам нас побудили появившиеся в средствах массовой информации выступления по вопросу музыкального образования. Эти выступления приобретают достаточно агрессивный характер и в то же время свидетельствуют о недостаточной компетентности в области законодательства некоторых лиц, способных влиять на мнение как музыкальной общественности, так и представителей власти.

Считаем необходимым поставить Вас в известность о существующем дискуссионном поле.

По прочтении статьи возникает возмущение ее спекулятивным форматом, так как в статье говорится о «музыкальных школах», делается заявление о разрушении «начальной системы подготовки учеников музыкальных школ», что заставляет сразу задуматься о судьбе почти пяти тысяч школ искусств, в то время как поднятая проблема касается лишь нескольких школ, которые назывались всегда «средними специальными.музыкальными школами» (11-летками), значение которых невозможно переоценить, всегда являвшихся элитными и обучавших особо одаренных детей.

Что это – некорректность или дешевый прием привлечь на свою сторону даже тех, кто не привык вникать в тонкости обсуждаемых проблем?

Мнения, высказанные как в данной статье, так и на пресс- конференции (по этому же поводу), состоявшейся 2.12.2014 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» пресс- конференции на тему: «Минобр против одаренных детей или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?» вызывают далеко неоднозначное отношение и разделяются далеко не всеми музыкантами .

Что касается начального музыкального образования (первой ступени музыкального образования), то оно, как и прежде, может быть получено в ДШИ (спасибо за их сохранение Минкультуры России). По-прежнему функционируют два следующих уровня – среднее и высшее образование. Трехступенчатая структура отечественного музыкального образования сохранена.

Об образовании в средних специальных музыкальных школах (ССМШ).

Совсем недавно (до 2003 года) эти учреждения были обыкновенными общеобразовательными школами, в которых к обычным школьным программам добавлялись музыкальные предметы. Благодаря усилиям Минкультуры России для этих учреждений был разработан и введен в действие стандарт среднего профессионального образования (2004 год), благодаря чему выпускники по окончании стали получать не аттестат, а диплом о среднем профессиональном образовании. В настоящее время средние специальные музыкальные школы реализуют стандарт среднего профессионального образования 2011 года со сроком обучения 10 лет 10 месяцев. При этом и общеобразовательные предметы также осваиваются детьми.

Да, новый ФЗ «Об образовании в РФ» предъявляет новые требования к структуре системы образования. Но они позволяют сохранить содержательную сторону существующего сегодня образования в средних специальных музыкальных школах.

О начальном музыкальном образовании, которое может быть получено без какого-либо ущемления в средних специальных учреждениях.

ФЗ «Об образовании в РФ» (часть 11 статьи 83) специально для таких учреждений для одаренных детей в области искусств в программе начального общего образования (т.е. с 1 по 4 классы) обязывает федеральный государственный образовательный стандарт предусматривать «требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств». Часы в стандарте для этого предусмотрены. (В настоящее время Минобрнауки России вносит эти изменения в стандарт начального общего образования, что обеспечит существование музыкальных предметов отнюдь не «на птичьих правах» ).

О среднем профессиональном музыкальном образовании в средних специальных учреждениях.

Часть 9 статьи 83 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучения одаренных детей с 5-го класса (после окончания программы начального общего образования – 1-4 классов) предусматривает интегрированные образовательные программы, в которых интегрируются: программы основного общего образования (5-9 классы), среднего общего образования (10-11 классы) – с программой среднего профессионального музыкального образования – с 5 по 11 классы. Отсюда и вытекает срок обучения по этой интегрированной программе, составляющий 6 лет 10 месяцев.

Что конкретно дает разработанный в соответствии с законодательством проект ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 инструментальное исполнительство (по видам инструментов) со сроком обучения 6 лет и 10 месяцев?

1. Позволяет делать отбор, регулируемый образовательной организацией , не только на первый уровень образования (1-й класс), но и на последующий (5-й класс), что в большей степени защищает право ребенка на выбор профессии в более сознательном возрасте (не в 6-7-ми, а в 10-тилетнем возрасте), а образовательной организации дает дополнительные возможности по формированию контингента обучающихся не только в первом классе, но и в последующих, например, приема одаренных детей из других регионов.

2. Устанавливать по усмотрению самой образовательной организации содержание образовательной программы как уровня среднего профессионального образования, интегрированного с основным общим и средним общим образованием, так и уровня начального общего образования, которое, оставаясь де-юре начальным общим образованием, де-факто является начальным музыкальным образованием (за счет музыкальной составляющей, определяемой образовательной организацией).

Вышеприведенные аргументы в пользу названного стандарта – не столько мнение авторов данного письма, сколько констатация объективно существующих благоприятных условий для обучения одаренных детей, отраженных в нынешнем законодательстве. Они настолько очевидны, что не заметить их просто нельзя. Создается впечатление (особенно на основании некоторых заявлений на названной пресс-конференции), что целью выступлений в статье и на пресс-конференции в данном случае является не федеральный государственный образовательный стандарт, а нечто иное.

Мы рады, что нашу позицию разделяют руководители и представители Новосибирской, Ростовской, Петрозаводской, Уральской консерваторий, Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова, Красноярской академии музыки и театра, которым мы выражаем признательность за сотрудничество.

Члены Ученого совета РАМ им.Гнесиных:

Декан фортепианного факультета, Заслуженный работник высшей школы, кандидат искусствоведения, профессор С. Е. Сенков

Руководитель департамента международного сотрудничества, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист РФ, профессор Т. З. Джандаров

Советник ректора, зав. кафедрой, профессор Власов В. А.

Зав. кафедрой струнных народных инструментов, профессор А. А. Горбачев

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Народный артист России и Дагестана Ю. А. Розум

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Заслуженный деятель искусств России В. В. Тропп

Зав. кафедрой камерного ансамбля и струнного квартета, Заслуженный деятель искусств, профессор И. А. Чернявский

Зав. кафедрой баяна, аккордеона, Народный артист РФ, профессор Липс Ф. Р.

Народный артист России, композитор А. О. Кролл

Профессор кафедры истории музыки Масловская Т. Ю.

Зав. кафедрой оперно-симфонического дирижирования, Лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель искусств В. П. Зива

Зав. кафедрой композиции и инструментовки, Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии им. Глинки Волков К. Е.

Проректор по учебной работе, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор педагогических наук А. С. Базиков

Зав. кафедрой оркестрового дирижирования, Заслуженный артист России, профессор, Зас. деятель ММО, член президиума ММО Ворон Б. С.

Зав. кафедрой скрипки и альта, Заслуженный артист РФ, профессор Кошванец А. А.