Как снимать групповые портреты? Групповые и семейные портреты – профессиональные хитрости и сложности съемки.

Уверен, что чтиво будет полезным не только для профессионалов свадебной фотографии, но и для всех тех, кто желает совершенствовать свое мастерство и/или просто грамотно научиться снимать группы людей на празднике. В статье я хочу выделить 12 подсказок для того, чтобы Вы могли создавать интересные фотографии, если на вас обращены многочисленные взоры портретируемых.

Один из наиболее распространенных видов фотосъемки – это групповая фотография.

Такие снимки характерны для свадеб, путешествий, для спортивных состязаний, для школьных мероприятий и т.д.

В мире ежедневно люди делают тысячи фотографий, на которых можно увидеть двух и более человек. Однако, к сожалению, многие из снимков, которые я вижу выложенными в социальных сетях в интернете, не вызывают у меня сколь-нибудь положительных эмоций, оставляя меня равнодушным. А точнее, такие кадры зачастую набивают оскомину. Этому разочарованию есть множество объективных причин.

Общие фото-ошибки групповых портретов можно выразить так:

— взгляды портретируемых направлены в разные стороны, из-за чего снимок теряет «центр притяжения»;

— кто-то в момент фотографирования моргает или закрыл глаза;

— в кадре видны части тела кого-то, а лица нет, или же голова частично «обрезана»;

— люди слишком далеко от камеры и их почти не видно или же наоборот настолько близко к объективу, что часть из них просто не попадает в кадр, при этом фотография может быть нерезкой из-за ошибки в фокусировке.

Несмотря на такие очевидные оплошности при фотографировании групп людей, как свадебный фотограф я определил несложных подсказок, которые помогут повысить Ваш профессиональный уровень в получении прекрасных кадров, которыми Вы наверняка будете гордиться.

И уж тем более считаю недопустимым совершать такие огрехи на торжественных мероприятиях. К примеру, свадебный фотограф просто обязан помнить о таких вещах.

1. Подготовка.

Мало кто из людей любит ждать. Поэтому не испытывайте терпение тех, кого Вы снимаете. Вы просто обязаны быть оперативным и подготовленным к фотографированию. А значит сразу стоит обратить внимание на следующее:

область местоположения Вашего фотовыстрела;

представьте, как можно расположить людей;

камера в боевой готовности: расчехлена, прикреплен нужный объектив, заряжена батарея, возможно, приготовлена вспышка.

2. Местоположение.

Место, которое избрано для съемочного процесса важно по ряду причин. К примеру, для спринтеров характерным будет кадр их состязаний на беговой дорожке за миг перед стартом: готовность, напряжение, выдержка. И, согласитесь, совсем несодержательной получится фотография этих бегунов перед кирпичной стеной. Другая причина выбора места состоит в том, чтобы фон соответствовал замыслу кадра: он не должен отвлекать. Таким образом, помните об эстетике заднего плана.

Выберите местоположение, которое соответствует условиям для нормальной съемки, где есть достаточно света для выстрела и где нет никаких проблем с задним планом. Также избегайте контрового света, если, конечно, это не творческая задумка автора.

3. Серийная съемка.

Один из хороших способов избежать проблем, когда кто-нибудь в группе портретируемых отвернулся/моргает/закрыл глаза, — это быстро сделать несколько фотографий одного сюжета. Я часто переключаю свою камеру в непрерывный режим стрельбы. И нахожу, что первый выстрел часто бесполезен, однако один или два в данной серии непременно будут удачными.

Так же снимаю людей «до» того момента, когда прошу их собраться. Поскольку сам момент приготовления бывает довольно интересным. Этот прием использую и после того, когда дам «отбой» и скажу, что «все снял, спасибо». А сам тем временем жму на спуск камеры. В результате чего имею непостановочные кадры, когда люли естественны.

4. «Комфортное» расстояние.

Попытайтесь подойти к портретируемым настолько близко, чтобы, во-первых, максимально использовать лучшие технические возможности своей оптики, а во-вторых, чтобы все естественным образом входили в кадр. Подойдя ближе к объекту съемок, фотограф тем самым добивается большей детализации, а значит портрет получится более контрастным и выразительным.

5. Формирование группы.

Самым привычным и правильным при формировании группы снимающихся является ситуация, при которой более рослые располагаются позади. Но есть и другие моменты, которые можно учесть для гармоничного кадра. Виновников торжества (если речь о свадьбе) лучше поместить в центр, что придаст значимости этим фигурам. Кроме того, чтобы усилить эффект, можно попросить всех присутствующих посмотреть на молодых, т.о. визуально усилить внимание.

Более высоких участников фотосессии можно расположить по краям, а не только на заднем плане.

Попытайтесь минимизировать расстояние между рядами гостей. Если стоят в два ряда, то между первым и вторым, если есть третий ряд и даже четвертый, то и соответсвенно между всеми ними. Это облегчит работу с апертурой, а значит будет влиять на резкость всей фотографии, когда не только люди на переднем плане, но и на заднем будут в фокусе.

Попросите всех поднять свои подбородки чуть выше обычного состояния, визуально это уберет на фотографии «двойные подбородки».

6. Выбор времени.

Участвующие в съемочном процессе подсознательно ждут какого-нибудь сигнала от фотографа, что именно сейчас он нажмет на спуск, и готовятся к нему: шумят, принимают позу. Настает момент затишья – своего рода подсказка фотографу, что большая часть готова, а значит пора! И действительно, сию секунду лучше произвести серийную съемку. Но повторюсь, что и «до» и «после» этого момента не надо прекращать фотографировать. Или сказать вслух: «Ой, что-то ничего не вышло!» Тем самым обескуражить людей, привлечь их внимание, удивить, чтобы на их лицах поменялись эмоции. И теперь успевать их снимать пока они вновь становятся, негодуют, а главное – не расходятся! Эта уловка работает удивительным образом!

Старайтесь, к примеру, на свадьбе сделать групповые портреты до фуршета, пока гости еще трезвы.

Чтобы получить достаточно деталей на фотографии, у Вас должно быть достаточное количество света при фотосъемке. Не пренебрегайте вспышкой не только в темноте, но и при ярком солнце, чтобы убрать резкие тени с лиц.

Старайтесь избегать ситуаций, при которых люди щурятся от избытка света, уводите их в полутень.

8. Организация.

Я знаю, как легко можно потерять контроль над управлением группой людей. Порой это происходит по объективным причинам, но иногда бывает, что фотограф сам медлителен, запаздывает, не коммуникабелен, думает о другом и т.д. Важно не терять контакт, излагать задачи четко и в простой форме, быть вежливым, но настойчивым. Обязательно надо отблагодарить людей за участие добрым словом.

9. Для многочисленных групп.

В действительности фотографировать несколько десятков людей одновременно – не легкая задача. Но зачастую решение данной проблемы лежит в иной плоскости, в прямом смысле этого слова. Стоит изменить угол съемки: расположиться сверху – забраться на более высокую точку, встать на скамью, на парапет, даже залезть на дерево или лестницу. Кроме того, это придает необычную перспективу Вашим фотовыстрелам, да и захватить в кадр с высоты Вы можете гораздо большее количество людей.

Не забывайте снимать при помощи широкоугольных объективов.

10. Используйте треногу.

Есть ряд причин, когда штатив может быть весьма полезен при фотографировании людей. Во-первых, само по себе наличие треноги сообщает присутствующим, что фотосъемка – это дело серьезное и ответственное. И к тому же привлекает внимание. Удивительно, что профессионально выглядящий набор для съемки может заставить людей с уважением отнестись к происходящему и психологически настроиться на участие в фотосессии. Во-вторых, штатив дает Вам больше свободы, расширяет границы манипуляций с режимами съемки.

11. Прибегните к услугам помощника.

Если Вам предстоит организовать для съемок многочисленную группу людей, то ассистент здесь нужен как нельзя кстати.

Помощник зачастую бывает незаменимым человеком на свадьбе, когда приходится фотографировать родственников невесты и жениха, друзей и т.д. Когда нужно организовать приглашенных в различные группы по родственным связям для портретных снимков. В этих случаях я часто прошу, чтобы молодожены отрядили мне в ассистенты кого-нибудь из их близких, который бы без проволочек мог быстро, грамотно и с тактом организовывать гостей для фотосъемки. Я прошу такого человека, чтобы никто не был забыт и упущен. Наличие помощника из членов семьи гарантирует, что Вы, как хороший свадебный фотограф , учтете каждого. Кроме того, к ассистенту внимательно прислушиваются и с большой охотой выполняют его просьбы, поскольку приглашенные знакомы с ним.

12. Улыбайтесь!

Да, Вы должны улыбаться! Нет ничего худшего, чем сварливый утомленный фотограф. Весело проведите время и наслаждайтесь процессом получения снимков, и Вы увидете, что люди в ответ будут к вам доброжелательны. Я обычно прихожу домой со свадьбы, на которой я только что работал с невероятно уставшими от улыбок мышцами лица. Я нахожу, что в некоторых случаях мои улыбки и радость за молодых, помогают самой же паре расслабиться и выказать свои искренние позитивные эмоции. Это действительно работает!

Откройте для себя знания, прочитав статьи на тему «советы свадебному фотографу».

Фотографам, даже самым начинающим, довольно часто приходится фотографировать группы людей. Это и друзья на вечеринке, и собственная семья во время выезда на природу, и многие другие ситуации. У некоторых в этом случае встает вопрос: как эту группу красиво, интересно и грамотно организовать. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Первым делом нужно знать, что понятие «групповой портрет» - понятие достаточно ёмкое.

  1. Это, конечно же, в первую очередь общий снимок большого количества людей - например, лица присутствующие на каком-нибудь совещании или другом серьезном мероприятии. Обычно это достаточно большие группы, человек 15-20 и более. Эта группа должна быть организована, так сказать, официально.
  2. Вторая категория групповых снимков - это неформальное фотографирование друзей.
  3. Третья - добрые семейные отношения. Папа, мама, дети, бабушки, дедушки…

Теперь перейдем к рассмотрению конкретных примеров.

1. Общая фотография большой группы. Руководить каждым из все группы у вас, скорее всего, не получится. Контролировать позу, поворот головы, выражение лица у всех невозможно. При съемке таких групп главное - добиться того, чтобы было видно всех, чтобы пышная прическа какой-нибудь дамы не перекрывала наполовину лицо соседа, чтобы ухо одного не занимало место глаза другого. И не забудьте обратить внимание на общую композицию сложившейся группы. В данном случае она выступает как единый, цельный объект съемки. Повнимательней присмотритесь к фону. Если группа снимается на фоне какого-нибудь баннера, обратите внимание на текст - его кусок, вырванный из общей фразы, может оказаться смешным и неуместным на официальном фото серьезных людей. На фоне может оказаться и портрет. Например, президента… Нехорошо, если на снимке будет только его рот или ухо (в советские времена за такой снимок «неполного» Ленина или генсека можно было и срок получить.

2. Еще один пример фотографии в схожем стиле - большая группа людей, стоящих в полный рост. Ученики школьного класса, студенты одной группы, общее фото коллектива предприятия… Тут советы те же, что и в пункте первом. Главное, чтобы всех было видно, и чтобы группа смотрелась цельным объектом, естественно и органично. Есть такое понятие - «лесенка дурачков». Это когда каждый правый выше левого и так далее. Старайтесь уйти от этого. Как? Да хотя бы, поставив более высоких во второй ряд.

3. Если имеется возможность снимать с верхней точки - не бойтесь и не смущайтесь. Снимки будут очень интересными. Так хорошо делать свадебные фотографии.

4. Пример для съемки группы, у которой есть явный лидер. Это и коллектив во главе с руководителем, и школьный класс с учителем, и музыкальная группа со своим солистом. Впереди ставим лидера. А все остальные - как бы на его фоне. Так можно снимать и группу присутствующих на свадьбе. Лидеры - конечно же, жених и невеста. Всё остальное - фон, лишь оттеняющий их красоту и значимость.

5. Самый простой, но, в то же время и интересный способ съемки троих друзей. Один, стоящий в центре, обнимает за плечи двоих, находящихся по бокам от него.

6. Способ, похожий на описанный выше. Но друзья стоят ещё ближе друг к другу и их головы чуть наклонены к центру композиции. Красивые получаются фотографии.

7. Необычный и веселый пример. Фотограф лежит на спине на полу или на травке, а группа друзей образует над ним круг. Замечательно!

8. Лидер или просто тот, кто покрупнее, посолиднее других, стоит впереди/в центре. А все остальные как бы наваливаются на него, выглядывают и из-за этой «глыбы», и из-за своих соседей, стоящих рядом. Тут можно и смеяться, и обниматься, и строить всяческие гримасы… Всё можно. Чтоб весело было.

9. Практически то же самое, что и в пункте 8. Только фотографирующиеся не наваливаются гурьбой на одного, а просто выглядывают из-за него. Тут можно поработать с глубиной резко изображаемого пространства. А для этого - снимайте с различной диафрагмой.

10. Очень интересный и веселый способ фотографирования дружеской группы. Друзья берут друг друга за руки, и весело бегут в строну фотографа, при этом смеясь и дурачась!

11. Необычное, поэтому и интересное решение композиции группового снимка товарищей. Сфотографируйте их крупно в профиль, раположенными в ряд. Профиль каждого слегка перекрывает соседа. Хорошо будет, если этот снимок вы сделаете с широко открытой диафрагмой, и тогда те профили, которые расположены дальше, будут слегка размыты. Это очень интересно. А если кому-то из друзей не захочется быть нерезким - снимите группу еще раз, поставив обидевшегося последнего на первый план.

Третий, последний вид групп. Групповой портрет семьи .

12. Первым делом - самый простой способ, который можно назвать классическим. Этот способ старинный, придуман давным-давно, но прекрасно работает и по сей день. Если его правильно применить, получится очень хорошая семейная фотография. Заключается он в следующем: самый старший член семьи (ну или самый уважаемый и заслуженный) сидит в центре. А вокруг него или даже на его коленях - внуки и правнуки… Взрослые дети стоят сзади или по бокам. Хорошо, если главный человек на этом фото будет «при параде» - с медалями, например, в военном мундире… Это будет служить своеобразной доминантой. Тут важно, чтоб в поле кадра не попали лишние предметы - шкафы разные, стулья, веселые картинки на стене… Главное на этом снимке - собственно семья. Сосредоточьтесь именно на этом.

13. Вариант для съемки семьи во время летней загородной прогулки. Все её члены сидят на лужайке, поджав под себя ноги. Как принято говорить, по-турецки. И обнимают друг друга за плечи. Тут нужно учитывать маленький нюанс. При съемке людей, сидящих на земле, фотокамера должна находиться на уровне их глаз.

14. Вся семья ложится на землю и беззаботно со счстливыми лицами смотрит в объектив фотокамеры. Такой снимок можно сделать и на природе, на травке, и дома, на ковре. Особенно хороши тут молодые родители и дети лет 10-13.

15. Папа лежит на полу, на широкой кровати или же на земле. А на нем гурьбой все остальные члены семьи. И чем больше детей, тем лучше! Вот оно, настоящее, неподдельное семейное счастье!

16. Папа располагается на большом диване или сидит, откинувшись в уютном кресле, а по бокам - мама и дети. Фотография получается теплой и по-семейному уютной.

17. Дети на плечах у родителей. Весело и беззаботно. Такой снимок можно сделать и на природе, и в квартире.

18. Семейный портрет в полный рост. Сзади - папа, обнимающий впередистоящую маму. Мама, в свою очередь, положила руки на грудь ребенку, стоящему перед ней.

19. Мама, папа и дети, взявшись за руки, идут в сторону фотографа. Очень красиво и символично. Особенно если у папы на руках еще один малыш. Рука ребенка в руке взрослого - это символ верности и семьи.

Удачи вам в творчестве!

Photo by rentoholic 17

Одним из наиболее частых сюжетов является групповое фото. Это актуально везде – от свадеб до лагерей отдыха, вечеринок, спортивных команд, школ и т.д.
Каждый день в мире делаются тысячи групповых портретов, но, к сожалению, многие из них разочаровывают снимавшего.

Среди основных проблем встречаются:
Один или более фотографируемых обязательно будут смотреть в другом направлении или даже в разных направлениях (т.е., на разных фотографов)
Кто-то моргает (хоть один, но будет обязательно)
Кого-то не хватает на фото
Разное настроение у людей в группе (кто-то улыбается, кто-то серьезен, кто-то кривляется перед камерой и т.д.)
Группа расположена слишком далеко или, наоборот, не влезает в кадр целиком
Чья-то голова прячется за широкой спиной впередистоящего
Хотя при съемке групповых портретов вас будут преследовать подобные трудности, кое-что можно сделать для того, чтобы увеличить шансы получить хороший снимок:
1. Подготовка
Ничто так не восстанавливает против вас позирующих, чем ваша неподготовленность. Люди не любят, когда их заставляют ждать, так что заранее обдумайте следующие аспекты вашего кадра:
Проведите рекогносцировку места съемки заранее
Подумайте о том, как и в каких позах вы расположите людей и где будут границы кадра
Убедитесь, что все, кого вы хотите сфотографировать, знают о том, что должны подойти на несколько минут раньше
Убедитесь, что ваша камера включена, а батарейки заряжены

Photo by Erin

2. Место
Само место съемки группового портрета важно по нескольким причинам. Для начала, это может добавить в кадр контекст – например, фотография, скажем, спортивной команды на их игровом поле значит больше, чем на фоне кирпичной стены. Другая причина, по которой необходимо тщательно выбирать место – наличие отвлекающих объектов.
Выбирайте такое место, куда поместятся все люди, с достаточным освещением, и где не будет отвлекающих объектов на заднем фоне. Также избегайте снимать группу людей перед окном – свет вашей вспышки может отразиться от стекла и испортить вам кадр.
3. Делайте несколько дублирующих снимков
Лучший способ уйти от проблемы, когда не все выглядят так, как надо – сделать серию снимков. Я зачастую переключаю мою камеру в режим непрерывной съемки когда делаю групповые портреты и делаю несколько коротких «очередей». Я часто сталкиваюсь с тем, что первый снимок не годиться, зато несколько следующих – удачны, так как после первого снимка люди меньше позируют и более расслаблены.
Аналогичным образом – сделайте несколько кадров до того, как все подготовятся – иногда сам процесс организации группового снимка может оказаться забавным, когда каждый указывает другому, куда тому встать и все грызутся за лучшее место.
Также рекомендую делать снимки с разным кадрированием, если у Вас зум-объектив. Несколько снимков с более широким углом и несколько теснее скадрированных вариантов точно не помешают.


Photo by Mark MacClean

4. Подходите близко
Старайтесь подойти к снимаемой группе настолько близко, насколько это возможно (конечно же, не за счет вытеснения кого-либо за рамки кадра). Чем ближе вы подойдете, тем более детально будут проработаны лица – это пойдет только на пользу кадру.
Если группа небольшая, то подходите вплотную и сделайте несколько кадров «по плечи». Одним из эффективных приемов является попросить людей наклонить головы друг к другу, это позволит вам подойти еще ближе. Еще один способ – выстроить всех в одну линию, а затем расположить кого-то из них позади и перед линией.
5. Позы
В большинстве случаев люди будут вести себя довольно естественно (каждый из нас уже когда-то участвовал в этом). Высокие отходят назад, невысокие — вперед. Но есть и другие моменты, которые могут улучшить композицию:
В случае, если событие сконцентрировано вокруг одного или двух человек (свадьба или день рождения), поставьте их в центр группы (здесь можно сделать несколько вариантов: все смотрят в объектив, все смотрят на виновника (или виновников)).
Для формальных групповых портретов расположите более высоких людей не просто позади группы, но и по центру, так, чтобы менее высокие находились по краям.
Старайтесь не допускать, чтобы ваша группа не была слишком «глубокая», то есть расстояние между теми, кто стоит впереди и теми, кто позади, было минимальным. Это поможет держать всех в фокусе. Если группа все-таки «глубокая», прикрывайте диафрагму.
Попросите всех немного поднять подбородки – вам же спасибо скажут, когда на фотографии не будет двойных подбородков!

Photo by andrew.smith

6. Выбор времени
Тщательно выбирайте момент для съемки. Старайтесь выбирать момент, гармоничный с происходящим на событии. Я считаю, что лучше всего делать групповые портреты, когда все уже собрались вместе, а в церемонной части наступило затишье.
Также удачным является момент непосредственно до начала события, так люди лучше всего выглядят, собираются в группы, а если предполагаются обильные возлияния – то никто еще не ходит на бровях.
7. Подумайте об освещении
Для того чтобы получить хорошую детализацию, вам необходима достаточная освещенность. Решения варьируются от случая к случаю, однако стоит подумать о вспышке, если вы снимаете небольшую группу и можете подойти достаточно близко, чтобы её света хватило, особенно, если основной источник света находится позади группы.
Если денёк выдался солнечным, и небесное светило стоит низко над горизонтом, старайтесь встать так, чтобы оно не оказалось прямо за вашей спиной, иначе вы рискуете получить на фотографии подборку сморщенных и прищуренных физиономий.
8. Контролируйте
Я неоднократно присутствовал при ситуациях, когда фотограф почти терял контроль над людьми, не только будучи недостаточно расторопным, но и не общаясь с объектами съемки. Очень важно поддерживать разговор с группой; объяснять, что вы от них хотите; «улыбнуть» их; говорить, что они отлично выглядят, а также сообщать, сколько времени они еще будут вам нужны для съемки.
Также немаловажным является причина попозировать для фотографии. Например, на свадьбе можно мотивировать людей уделить вам время для съемки, говоря примерно следующее: «*Вставляете имя семейной пары* просили меня сделать несколько групповых портретов»; или, на спортивном событии: «Давайте сделаем групповой портрет, чтобы отметить нашу победу!». Когда вы даете людям причину, они обнаруживают гораздо больше желания уделить вам пару минут.
Другой вариант для работы с группой — “Если вы видите камеру, то и она вас видит”. Это ключ к успеху, если вы хотите видеть на снимке лицо каждого человека.
Если, кроме вас, есть другие фотографы – дождитесь, пока они закончат, а затем привлеките к себе внимание всей группы, в противном случае все будут смотреть в разные стороны.
Безусловно, не стоит быть диктатором, иначе получится портрет группы очень рассерженных людей. Лучшие фотографы знают, как завладеть вниманием людей, доносить до них, что от них требуется, и при этом ухитриться создать легкую атмосферу, чтобы люди ощущали себя расслаблено и получали удовольствие от процесса съемки.

Photo by EssPea

9. Большие группы
Может статься, что большую группу людей будет очень сложно сфотографировать, даже если максимально их уплотнить и отодвинуть назад более высоких – всё равно кто-то не поместится.
Одним из решений данной проблемы является физически поднять себя выше. Если я снимаю свадьбу, и молодые просят сделать большой групповой портрет, я организовываю наличие лестницы (мне даже приходилось забираться на крыши церквей), чтобы сделать снимок сверху. Таким образом можно уместить гораздо больше людей и при этом остаться достаточно близко к группе (на снимке будет много лиц в фокусе и меньше тел). Это также дает интересную перспективу, особенно, если имеются хороший широкоугольник.
10. Используйте штатив
Использовать штатив я советую из следующих соображений: во-первых, наличие штатива создает уверенность в том, что вы серьезно относитесь к тому, что вы делаете, и поможет привлечь к вам внимание (удивительно, как профессионально выглядящее оборудование влияет на предупредительность и внимательность по отношению к вам). Во-вторых, оно дает вам больше свободы как фотографу участвовать в создании композиции. Установите камеру на штатив, чтобы она была готова к съемке (кадрирование, установки, фокусировка), и организовывайте группу так, как вам необходимо.

Photo by Austin Henry

11. Пользуйтесь услугами ассистента
Если вы снимаете очень большую группу людей, ассистент для организации её будет очень кстати.
Ассистент также незаменим в случае, если вы снимаете несколько групповых портретов (например, на свадьбе, при съемке различных вариантов семейного портрета). В подобных случаях я всегда прошу молодых выделить мне члена семьи или друга со списком всех необходимых вариантов. Я также прошу этого человека убедиться в том, что в кадре присутствуют все, кому там присутствовать положено. В таком качестве лучше всего управляется член семьи, так как все его знают и, как правило, адекватно реагируют на его поползновения всех построить.
12. Улыбайтесь
Да-да! Улыбаться должны ВЫ! Нет ничего хуже, чем угрюмый замученный фотограф. Веселитесь и наслаждайтесь процессом съемки, и вы увидите, что люди реагируют так же. Со свадеб, которые я снимаю, я обычно возвращаюсь со сведенными мышцами лица, так как лучший способ заставить молодых купно с их семьями и приглашенными расслабиться и улыбаться — улыбаться самому. Это работает, честное слово!
P.S. Еще один маленький совет – привносите элемент творчества и нестандартных решений!


Photo by weaving major & tractor dan

У меня простой фотоаппарат, sony h7, дочка проболела общее фото в детском саду, я вот хочу сходить и сама сделать для неё такую фотографию, но не знаю как правильно настроить фотоаппарат? Нужна ли вспышка при общей фотографии, какая выдержка и прочие моменты, совершенно теряюсь в догадках, как сделать, чтобы лица небыли серыми, но и бликов на них не было. И в целом как правильно настраивать фотоаппарат при съемке детей...

Хорошо осветить большую группу детей нелёгкая задача. А света необходимо много по причинам, связанными с настройками камеры. Во-первых, групповой портрет надо снимать на низких значениях ISO (100-200). Это поможет минимизировать появление цифрогого шума, который просто губителен для группового портрета. При хорошем освещении можно выставить высокие значения диафрагмы, а, следовательно, сильнее закрыть её. Это приводит к увеличению глубины резкости. Поясню на полярных примерах:

1. Мы снимаем портрет взрослого человека. Открываем диафрагму до значения 2,8 - глубина резкости минимальная. Фокусируемся на глазах, поры на носу модели получаются слегка размытыми, неровности прически тоже скрывает плохая резкость, зато четко видна каждая ресничка. Задний план вообще размывается до неузнаваемости, превращаясь в красивое сочетание цветных пятен. Чем больше фокусное расстояние объектива (чем сильнее вы "наезжаете" зумом), тем меньше будет глубина резкости.

2. Снимаем классический групповой портрет: детей много, приходится их выстраивать в 2 или три ряда, а значит, все они находятся на разном расстоянии от камеры. Если мы хотим, чтобы все герои нашего портрета были в фокусе, нам необходимо максимально увеличить глубину резкости: закрыть диафрагму (увеличить цифровое значение) и подойти ближе к группе детей. Подходя ближе и увеличивая угол обзора объектива ("отъезжаем" зумом), мы уменьшаем фокусное расстояние объектива, что, в свою очередь, также способствует увеличению глубины резкости. Кстати, здесь, тоже важно не переборщить, так как на малом фокусном расстоянии даже хорошие объективы начинают искажать картинку, особенно по углам кадра. Избежать этого поможет компактная композиция, при которой лица всех участников будут максимально приближены к центру кадра. Я вообще люблю раскладывать детей на ковре или траве ромашкой, головой к центру и фотографировать сверху. Технически сделать такое фото проще: лица детей располагаются почти на одинаковом расстоянии от камеры, а, следовательно, большая глубина резкости не нужна. И значит, диафрагму можно закрыть, что приведёт к автоматическому уменьшению выдержки (если камера находится в режиме "приоритет диафрагмы", который обозначается буквой "А" на колёсике выбора режима съёмки). Короткая выдержка в этом случае помогает "заморозить" быстрые движения детей, в том числе мимические. Для меня это важно, так как я предпочитаю снимать смеющихся и жестикулирующих детей.

Итак, если мы хотим, чтобы лица всех детей на портрете были резкими и не скрывались за рябью цифрового шума, нам придётся раздобыть много света. Причем нужен мягкий свет. Идеальным вариантом является свет солнца, рассеянный сквозь пелену облаков ("Солнце в молоке"). Облака выполняют функцию рассеивателя (увеличивая площадь рисующего света) и отражателя (отражают световые лучи и равномерно заполняют ими всё пространство). Такое освещение идеально для съёмки группового портрета любительской камерой при отсутствии осветительного оборудования. Но мы живём в России и большую часть года вынуждены скрываться в помещении и фотографировать детей Вам придётся, скорее всего, именно в нём. Вероятно, в качестве основного, рисующего, придётся использовать свет из окна. Его можно смягчить тюлью. Надежда на искусственное освещение может привести к ошибкам в балансе белого (кадр выйдет либо слишком тёплым (жёлтым), либо холодным (синюшным). Лучше на него не уповать. Лучше снимать в утренние часы, когда солнце затянуто утренней дымкой и находится невысоко над горизонтом. Как разместить детей относительно окна? Если свет будет падать сбоку, лица детей получатся объёмнее, но левый фланг будет наверняка светлее или темнее правого. Это можно подправить в фотошопе, осветлив наиболее тёмную сторону кадра. Если свет будет падать спереди, изображение будет площе, но края кадра будут освещены равномерно. Вероятно, надо искать золотую середину, не забыв о том, как вписать в наш сюжет задний план, а может быть, и передний, например, свисающие с потолка праздничные украшения. Встроенную вспышку тоже можно использовать. Цветовая температура вспышки аналогична солнечному свету, а потому ошибки баланса белого будут минимальны. Свет накамерной вспышки можно смягчить. Сделать это просто. Поднимите вспышку и обмотайте её салфеткой. Идеальный светорассеивательный матариал - влажные салфетки, предварительно выстиранные и высушенные. Рассеянный таким образом свет от вспышки поможет сгладить тени на лицах, если свет из окна будет жестковат и добавит живой блеск в глазах участников группы.

Из-за чего цвет лиц может быть серый? Например, из-за недодержки. Чаще всего любительские камеры настроены замерять количество света по всей площади кадра (матричный замер экспозиции). В случае, когда задний план светлее объёкта съёмки, лицо ребёнка получится недодержано (будет темновато). Для борьбы с этим существует центральноматричный замер экспозиции. Подробнее о типах, настройках замера и о поправке экспозиции можно прочитать в инструкции к фотокамере. Небольшие ошибки экспозиции можно легко исправить в фотошопе, особенно, если файл будет сохранён в формате RAW (не знаю, поддерживает ли этот формат Ваша фотокамера). Вообще я считаю, что фотошоп необходим любой цифровой фотографии, даже той, которая снята по всем канонам и уж тем более той, которая сделана в условиях недостатка времени или практического опыта. Я сам обрабатываю все фотографии, которые продаю или публикую на сайте.

Групповой портрет снимаю либо на природе, либо в помещении с помощь мощных студийных осветителей и зонтов-рассеивателей, или как минимум использую внешнюю вспышку, направленной в потолок. Потолок в этом случае выполняет функцию большого отражателя-рассеивателя. Конечно, помогает супермощная камера nikon D3 и хорошие объективы. Даже не шумы, а зернистость, подобная плёночной появляется, когда значение ISO зашкаливает за 1000-1600, но за это приходится дорого платить.

У каждого из нас бывают моменты, когда необходимо сделать групповой снимок. Без них не обходится ни один большой праздник. И, к сожалению, это именно тот вид фотографий, который не даётся легко и требует значительного количества времени. Воспользуйтесь несколькими советами, приведёнными ниже, и станьте мастером групповых фотоснимков!

Всегда начинайте с плана

Хорошие групповые снимки экспромтом могут получиться только у профессионалов. Ну или у счастливчиков-любителей. Если же вы не относите себя к числу профессионалов, то лучше будет подготовиться к групповому снимку.

1. Спланируйте съёмку

Необходимо продумать всё до мелочей. В какой день это будет? Кто будет присутствовать? Где это будет? Подобрать подходящее место для снимка и прочие мелочи.

2. Выберите подходящую окружающую обстановку

Что же считается правильной обстановкой? Всё зависит от контекста. Например, если вы собираетесь делать групповое фото с сотрудниками, то логично подобрать место, которое будет представлять бизнес. Если же речь идёт о сезонных снимках, например рождественских, то хорошо бы включить в кадр немного снега или камин.

3. Визуализируйте снимок

Вы можете потратить массу времени на обдумывание места съёмки, постановку и прочее. Но, чтобы снимок вышел действительно хорошим, вам необходимо ещё и представить его. Вы должны точно понимать, что вы хотите получить от снимка. Представлять, каким он должен выйти. Иначе вы можете потратить много времени, делая всё новые и новые снимки в надежде на идеальный. Так что спросите себя, что же вы хотите увидеть в результате.

Помните, вы здесь босс

1. Возьмите всё под свой контроль

Думайте о себе как о режиссёре. Каждый должен сделать то, что вы ему скажете, и именно так, как нужно. Не стесняйтесь командовать. Ведь ответственность за результат несёте именно вы.

2. Создайте комфортную обстановку

С одной стороны, вы должны быть настойчивы, руководя процессом съёмки. Но главное - не переборщить. Вряд ли фотографии получатся тёплыми и позитивными, если участники будут напуганы и встревожены. Общайтесь и шутите с ними, поднимите им настроение. Ведь фотография передаёт все эмоции.

3. Используйте штатив

Конечно, он занимает некоторое место. И не всегда удобно носить его с собой. Но это очень полезная вещь. Прежде всего, он спасёт вас от ненужной тряски и, как следствие, . Также штатив даёт вам возможность руководить процессом, общаться с людьми и при этом не таскать с собой повсюду фотоаппарат.

4. Освещение - наше всё

Создание правильного освещения - это самый главный трюк для получения высококачественных фотографий. Имеет большое значение, фотографируете ли вы в помещении или на улице, зимой или летом. Эта тема очень обширна, и её сложно вместить в маленький пункт. К тому же свет всегда зависит от контекста. По возможности не пользуйтесь вспышкой. Она настолько сильна, что чаще размывает цвета и создаёт резкие тени. Естественное освещение всегда лучше. В случаях же, когда использование вспышки неизбежно, воспользуйтесь рассеивателем, чтобы смягчить свет.

Композиция является, пожалуй, самым сложным моментом в постановке группового снимка. Но есть несколько простых советов, которые облегчат эту задачу.

1. Найдите треугольники

На групповом снимке предметы не должны быть одинаковой высоты. Это создаёт ощущение неестественности. Распределите участников съёмки таким образом, чтобы между высокими людьми находились люди пониже. Это придаст фотографии динамичности и естественности. Суть такого треугольника состоит в том, чтобы головы участников фотографии соединить между собой воображаемыми линиями так, чтобы получился треугольник. Он не должен быть идеальным. Просто это небольшой трюк, который поможет вам расположить людей в передних и задних рядах так, чтобы это выглядело визуально привлекательно.

2. Уплотните кадр

Группа по определению представляет собой единое целое, состоящее из отдельных частей. Таким образом, при групповой съёмке очень важно держать объекты сгруппированными. Старайтесь заполнить большие зазоры. После того как закончите с расстановкой, возьмите фотоаппарат и захватите в кадр участников съёмки. Приближаясь или отдаляясь от них, найдите оптимальное расстояние, с которого можно сделать хороший снимок. «Хороший» означает, что на нём не будет слишком много свободного пространства, которое создаст эффект пустоты и несбалансированности.

3. Подберите соответствующий фон

Чаще всего это должно быть что-то простое. Что-то, что не заставляет отвлечься от главного фокуса - людей. Например, если вы фотографируете в помещении, это может быть стена. Предметы же, которые могут отвлекать (например, картина или фоторамка на стене, стол или же стул, попадающие в кадр), лучше убрать в сторону.

4. Эксперимент с углами

Если вам кажется, что все ваши групповые снимки выглядят скучно и однообразно, попробуйте делать снимки под разными углами. Например, с пола (снизу вверх). Или, наоборот, сверху, например, поднявшись по лестнице. В общем, проявите фантазию.

Фотографии - это сложная и обширная тема. Мы дали вам только поверхностные рекомендации. Но этого вполне достаточно, чтобы понять, в каком направлении необходимо двигаться для достижения . И помните: нет ничего плохого в ошибках, ведь именно они помогают вам совершенствоваться.