Волошин максимилиан александрович. Декоративная живопись - краткий экскурс в историю

Зарождение декоративно-прикладного творчества как общей основы изобразительного искусства.

Археологические и этнографические исследования первобытных обществ, проживавших в эпоху раннего палеолита (древнекаменный век. свыше 40-35 тыс. лет до н. э.) на территории России и за ее пределами в разных частях земного шара, не дали никаких предметных находок или указаний о существовании первобытного искусства. Однако уже тогда появились предпосылки к его зарождению Изготовление древнекаменных орудий труда из твердых кремней постепенно вырабатывало и закрепляло в сознании человека интуитивное чувство формы. Древние каменные топоры, ножи, скребки были не только удобны для работы, но и имели довольно четко выраженную симметричную форму Используя для изготовления орудий труда и охоты кости животных, первобытный мастер с течением веков понял, что на предметах из кости можно делать кремневым топором зарубки. Так появился первый на Земле простейший орнамент: ритмически чередующиеся зарубки на костяных орудиях труда.

Декоративно-прикладное искусство в современной жизни.

Декоративно-прикладное искусство в наши дни остается самым разносторонним видом изобразительного искусства, в котором используются не только вес известные
Художественно-выразительные средства. но и постоянно
создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества.
Опираясь на многообразие и гибкость собственных творческих методов, имея богатую и своеобразную художественную специфику; декоративно-прикладное искусство легко и органично вбирает в себя, переосмысливает, преобразует и эффективно использует художественные возможности родственных видов изобразительного искусства - живописи, графики и скульптуры. Органичная способность к художественному синтезу делает декоративно-прикладное искусство собирательным видом изобразительного искусства.

ВВЕДЕНИЕ
Часть 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Часть 2. ЦВЕТ В ДЕКОРАТИВНОЙ композиции
Часть 3. СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
ЛИТЕРАТУРА

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Декоративная композиция, учебное пособие, Даглдиян К.Т., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Как сильно ты этого хочешь, психология превосходства разума над телом», Фицджеральд М., 2019
  • Курс физики для профильных классов, учебное пособие, в 2-х частях, часть 1, Гладченко Е.Н., Глущенко Н.И., Петрова О.И., 2010

В. И. Кукенков

ДЕКОРАТИВНАЯ

ЖИВОПИСЬ

Екатеринбург

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-

педагогический университет» Уральское отделение Российской академии образования

Академия профессионального образования

В. И. Кукенков

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Учебное пособие

Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве

учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн)

Екатеринбург

УДК 75.058 (075.8) ББК Щ120.8 я73-1 К 89

Кукенков В. И. Декоративная живопись [Текст]: учеб. пособие / В. И. Кукенков. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.

ун-т», 2008. 106 с.

ISBN 978-5-8050-0302-9

Данное пособие является основой для углубленного изучения существующих вдекоративной живописи технологий, формирования знаний с учетом опыта художников прошлых времен. Вучебном пособии изложены применяемые вдекоративной живописи технологии, на прилагаемомкнемудискеCD-R представлениллюстративныйматериал.

Пособие предназначено для студентов специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн).

Рецензенты: заслуженный художник РФ, проф. Н. В. Костина (ГОУВПО«Уральская государственная архитектурно-художественная академия»); член Союза художников РФ, канд. пед. наук А. С. Максяшин (ГОУВПО«Российский государственный профессионально-педагоги- ческийуниверситет»)

ISBN 978-5-8050-0302-9 © ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2008

© В. И. Кукенков, 2008

Введение

Учебное пособие «Декоративная живопись» предназначено для обучения студентов специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн), специализации «Дизайн интерьера» (030502.04). Особое внимание отводится формированию новых знаний на основе изучения технологий использования живописных материалов иопыта художников разных времен. Представленные впособии технологии иматериалы, пластическая форма которых является выразительным средством при создании пространства интерьера, актуальны для современных условий при разработке новых изобразительных решений в его оформлении. Содержание данного пособия позволяет студентам по-новому взглянуть на предлагаемый материал, изучить художественные качества как известных, так и малоизученных технологий.

Учебное пособие необходимо для изучения таких технологий, как живопись восковыми красками и желтковая темпера, роспись по лепному левкасу, ткани и стеклу, аэрография и сграффито, используемых для оформления современного интерьера.

Цель учебного пособия– дать основные представления оприменении вдекоративной живописи наиболее используемых материалов итехнологий для оформления интерьеров. Для достижения этой цели предусмотренорешениеследующихзадач:

изучениеииспользованиеопытахудожниковпрошлыхэпох;

освоениеизучаемыхтехнологий;

применение выполненной декоративной живописи в пространстве интерьера.

Практическая значимость пособия определена самостоятельным поиском иисследованием студентами малоизвестных инедостаточно часто применяемыхвсовременныхусловияхтехнологий.

Содержание учебного пособия выстроено в соответствии с учебной программой курса «Декоративная живопись»: в нем учтены особенности изучаемого материала с использованием опыта художников прошлых времен для развития этих технологий в современных условиях и современном интерьере. Программа дисциплины «Декоративная живопись», которая является профилирующей, формирует компетентность будущего специалиста, удачно представляет междисциплинарный синтез живописи, формообразования и проектирования.

В первой главе пособия рассмотрены вопросы, связанные с предметом «Декоративная живопись», во второй главе – материалы, используемые в декоративной живописи, в третьей главе – технологии декоративной живописи. На прилагаемом к пособию диске представлен иллюстративный материал к главе 3.

ПРЕДМЕТ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ

1.1. Особенности декоративной живописи

При подготовке специалиста в области дизайна возникает необходимость поиска новых методик и технологий. Основой для такого поиска является опыт художников прошлых веков. Название дисциплины и термин «декоративная живопись» следует рассматривать достаточно широко. Слово «декоративный» произошло от слова «декор» (лат. decus , род. п.decoris – украшение), что означает «совокупность декоративных элементов, применяемых в украшении интерьера и архитектуры в целом» .

В словарях декоративность истолковывается как форма выражения красоты. Изучив декоративное искусство, работы мастеров прошлых веков и нашего времени, можно охарактеризовать декоративность как свойство природной пластики, обладающей органической, целостной и конструктивной связью с красотой, где ничего нельзя ни прибавить ни убавить, не нарушив целого. Декоративность, обладая глубоко содержательным качеством, имеет методологическое значение при изучении как искусства прошлого, так и процессов, происходящих в современном искусстве, определяет творческое начало в преобразовании предметной и пространственной среды как определенная часть оформления интерьера, несет в себе поэтическое, идейное и образное содержание.

Понятие «декоративная живопись» можно определить как «процесс применения различных технологий и материалов, применяемых по определенным правилам на различных основах в интерьере».

В декоративной живописи используются такие изобразительные качества уплощенного пространства, как содержание, равновесие, ритм, доминанта, гармония контрастов и нюансов, пропорциональность.

Так, например, Д. И. Киплик рассматривает декоративную живопись, как «живопись, которая служит лишь украшением архитектуры, но мало или ничего не прибавляет к стилю ее» . Термин «декоративная живопись» трактуется как особые виды живописи – иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация те-

атральная и кинодекорация), диорама и панорама. Декоративность определяется как особое качество произведений искусства, отличающихся изысканностью, орнаментальностью формы, украшением окружающей среды человека, тщательной обработкой деталей , как художественное свойство, которое дополняет художественный замысел произведения или ансамбля в целом.

Декоративность можно определить как проявление изысканных, тщательно проработанных форм, деталей и узоров с целью украшения пространства интерьера как ансамбля, имеющего единство и неразрывность декоративных элементов.

Декоративная живопись, являясь украшающей живописью, существует в двух видах: это монументальная и станковая живопись.

Декоративная живопись, являясь частью архитектурного ансамбля или произведения декоративного искусства, имеет специальное назначение – украшать внутреннее пространство архитектуры, а также служит для выявления и подчеркивания архитектурных конструкций и деталей в интерьере. К декоративной живописи относятся орнаментальные росписи и изобразительные композиции, рассчитанные на декоративный эффект. Декоративная живопись, украшающая архитектуру (мозаика, витраж, фреска, энкаустика и т. д.), имеет много общего с монументальной живописью.

Декоративная стенная живопись, назначение которой состоит лишь вукрашении интерьера, также подчиняется особым законам по отношению ктрактовке форм, красок, так как иона должна быть вгармонии со своей архитектурой. Во всякой стенной декоративной живописи, таким образом, подход кразрешению живописной задачи всегда отличен от подхода станковой живописи, так как вданном случае разрешается не толькоживописнаязадача, ноиархитектурная.

Составной частью декоративной живописи является роспись. Роспись – это орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая архитектурные сооружения, предметы и изделия народного творчества, фасады и интерьеры зданий, являющаяся частью монументальнодекоративного искусства и выполняющаяся на штукатурке стен, потолков, сводов и столбов либо на холсте, который затем укрепляется на стене (панно), на перекрытиях (плафон). Роспись может быть выполнена темперными, клеевыми, масляными или восковыми красками.

Понимание изображений, имеющих декоративную направленность, изменялось с течением времени. Сравнивая росписи Древнего Египта, Древней Греции и Византии, выполненные восковыми красками или темперой, можно обнаружить различие не только в технике исполнения, но также в содержании и понимании изображения.

Практические возможности декоративной живописи имеют достаточно широкий диапазон использования в композиции цвета, колорита, форы и уплощенного пространства.

В современной декоративной живописи кроме изучения природных форм и их дальнейшей стилизации возможно применение различных технологий (роспись темперой по сырой и сухой штукатурке, живопись желтковой темперой, восковыми красками, сграффито, и др.). Создаваемые с их помощью изображения проявляют черты символизма, условности и декоративности, изощренной тонкости цветового решения, изысканности и локальности.

Для выявления целостности художественного образа, достижения выразительности изображения в условной пространственной среде в декоративной живописи используется прием уплощения объекта с передачей минимальной глубины пространства.

Обратная перспектива в декоративной живописи

Условные декоративные приемы, применяемые в произведениях художников Древнего Египта, Древней Греции, Вавилона, Индии, Японии, Китая и России, позволяют развивать и использовать эти приемы в современной декоративной живописи. В отличие от произведений художников-реалистов, в работах древних мастеров прослеживается стремление изобразить пространство уплощенным и условным: условность позволяет зрителю сосредоточить все свое внимание на духовном содержании и символичности изображения.

Огромное значение при изображении уплощенного пространства имеет применение обратной (развернутой) перспективы в современной декоративной живописи. Ренессансная линейная перспектива возникла и развилась в науку для изображения художником трехмерного объекта в пространстве. Перспектива (фр. perspective – видеть насквозь) – это методика фиксации изменения объекта и формы в пространстве, а также изображение этого пространственного изменения на картинной плоскости.

Можно утверждать, что естественное видение отдельного небольшого предмета, созерцаемого с близкого расстояния, соответствует одному из двух родственных способов изображения: параллельной или легкой обратной перспективе. Их близость видна, в частности, из того, что они способны постепенно переходить друг в друга. Один и тот же предмет может в зависимости от ракурса восприниматься то в параллельной, то в легкой обратной перспективе . Вопрос применения развернутой перспективы в изобразительном искусстве возник сравнительно недавно, но фактическое применение этого метода относится к глубокой древности. Элементы обратной перспективы наблюдаются

в работах народных мастеров и детей, не обученных правилам изображения геометрических форм в пространстве. Обратная перспектива – это феномен человеческого зрения и мозга. Она частично связана с искусством иконописи, искусством Ирана, Индии, Китая, Кореи, Японии, детского рисунка. Способность человеческого мозга сохранять понятность знакомой формы предмета при взгляде на него позволяет художнику изображать предмет правильной формы, без искажений.

Если вспомнить, что в средневековом искусстве предметы изображались по памяти, то совершенно очевидно, что, поскольку запасы зрительной памяти художников хранили в себе оба облика как равноценные и одинаково справедливые, оба эти способа изображения могли применяться на равных основаниях. Вывод о том, что человек в известных условиях видит по законам обратной перспективы, важен

в том отношении, что снимает всякую мистику с этого способа изображения .

В процессе изучения таких базовых дисциплин, как «Живопись» и «Рисунок», когда студенты обучаются изображению предметного мира и человека, аналитическое изучение объекта подменяется подражанием и копированием формы и объема объекта. Полученное изображение не раскрывает природу изучаемого объекта, а лишь передает его внешнюю оболочку. Такой подход к изображению объекта приводит к нарушению этапов работы над изображением и имеет результатом неверное понимание конструкции, цвета и светлоты объекта.

Так, при рассмотрении принципов изображения различных объектов возникает вопрос влияния константности формы на зрительное восприятие небольших и близко расположенных предметов. Этот механизм позволяет художнику, выделив удаленный объект, создать

возможность рассмотреть предмет или фигуру, приблизив его, изобразить более крупно, в отличие от изображения, полученного с помощью фотоаппарата.

Так, изображая круг в ракурсе, художник рисует его овалом, очень похожим на фотографическое его изображение. На рисунке ребенка или иконописца овал будет изображен в виде деформированной формы (ближний край овала будет выпрямлен, а дальний поднят из-за накладывания двух плоскостей, видимых левым и правым глазом в одной плоскости).

В обратной перспективе изображения, отраженные на сетчатке левого и правого глаза, объединяются, в результате чего человек видит предмет деформированным с позиции прямой перспективы.

Наложение или слияние возбуждений, поступающих с сетчаток обоих глаз на зрительную область коры головного мозга, является проекцией, первично построенной на сетчатой оболочке и создающей ощущение света, цвета и светлоты освещенного предмета всей оптической системой глаза.

Человек с нормальным зрением имеет поле зрения, складывающееся из раздельных полей каждого глаза, позволяющих обозревать окружающую нас среду. Поле зрения имеет ограниченное пространство при неподвижном глазе. При перемещении взгляда происходит суммирование ряда полей зрения. Бинокулярное поле зрения обоих глаз совершеннее монокулярного поля одного глаза, так как взор левого или правого глаза в отдельности ограничен боковой стенкой носа, которая обрезает часть изображения. Бинокулярное изображение исключает из поля зрения эту помеху.

Поле зрения взрослого человека расширяется во всех направлениях. Один из глаз обладает бо´льшим полем зрения, являясь ведущим, при взаимодействии полей зрения обоих глаз. Ведущий глаз корректирует поле зрения другого глаза (взгляд внутрь и кверху). Поле зрения создает условия для зрительных ощущений и восприятий, которые влияют на угол зрения. Угол зрения зависит от расстояния между наблюдателем и объектом, а также от величины объекта при данном расстоянии. Чем меньше величина предмета и меньше расстояние от наблюдателя до предмета, тем больше угол зрения, позволяющий рассматривать предмет как развернутый. Большой угол зрения позволяет получить информацию за короткий отрезок времени.

Малый угол зрения требует больших затрат времени для полного зрительного восприятия изображаемого объекта.

Нормальное видение осуществляется при одновременном движении глаз, имеющем большое значение для определения глубины пространства.

При наложении изображений происходит «разворачивание» плоскостей как по горизонтали, так и по вертикали, создавая деформацию перспективного изображения. Такие деформации возникают не только упредметов, имеющих горизонталь ивертикаль, но иупредметов круглыхформ.

В результате деформации происходит разворачивание на зрителя удаленной части плоскости. Эта удаленная часть плоскости как бы поднимается над передней частью, создавая для современного человека ощущение неправильно изображенного предмета или пространства.

Обратная перспектива связана с динамикой зрительной позиции: зрительное впечатление объединяется с многих точек зрения – как «расщепленная зрительная позиция». Боковые грани предмета разворачиваются при суммировании зрительных ощущений, в результате происходит уплощение объемных форм граней, плоская форма становится вогнутой. Развернутость формы обусловлена динамикой зрительной позиции и искривлением зрительно-светового луча. Суммирование объема различных плоскостей видимого предмета позволяет создавать изображение в развернутом виде.

В системе обратной перспективы изображение выгибается, прямая линия горизонта становится дугообразной. Чем ближе объект

к зрителю, тем больше изгиб. Предметам прямоугольной формы придается вогнутость, образуются надломы формы в центре выгиба. Например, в изображениях как спинок кресел на иконах, так и лба ликов полукруглые мазки являются границей надлома формы. В «бочкообразной» форме при разделении зрительной позиции изображение по вертикали вытягивается, а по горизонтали сплющивается. При этом уменьшается глубина пространства, а масштаб всей тыльной части изображения увеличивается: предмет воспринимается расширенным вправо, влево и в направлении от зрителя – в глубину пространства. Вследствие этого центр предмета сдвигается вглубь от зрителя. В иконе часто встречается сдвиг на зрителя – очень резкий, такой, при котором предмет, стоящий на столе, бывает сдвинут к са-

Декоративная (от лат. "decoro" — "украшаю") живопись является частью архитектурного ансамбля или произведением Основное ее предназначение - украшение и подчеркивание конструкции здания или функции предмета, поэтому декоративная живопись тесно связана с произведениями или архитектурными сооружениями.

В последнем случае такая живопись называется монументальной, не только вследствие ее размеров, но и в силу связи с архитектурой, носящей чаще всего черты монументализма. И физически, и по содержанию эта живопись неотъемлема от объекта, для которого была исполнена, и в этом ее отличие от станковой живописи. Именно эта функциональная связь обусловливает и сюжет, и технику, и форму, и способы выполнения

В своем развитии насчитывает несколько тысячелетий. Самые древние образцы обнаружены на стенах пещер, и хотя точное время их нанесения пока определить невозможно, ученые считают, что они относятся к палеолиту. Эти сравнительно реалистичные изображения, выцарапанные острыми орудиями или нанесенные черной копотью и красной глиной, уже без сомнения можно назвать живописью. Более разработанный вид имеет жанровая живопись Древнего Египта - росписи погребальных сооружений, изображающие сцены рыбной ловли, охоты, трудовой жизни, военных действий. Несмотря на многие условности изображения фигур, рисунки египтян не лишены реализма и довольно точно передают движения и характерные позы и людей, и животных, и птиц.

Декоративная античная живопись Греции и Древнего Рима широко применялась для украшения общественных и жилых зданий, но в то же время она служила и религиозно-политическим целям. Большое развитие получили и живописный орнамент, размещаемый на стены и своды. Со временем цветные камни мозаики стали дополнять кусочками стекла всевозможных расцветок.

В ранний период Средневековья характеризуется тем, что декоративная живопись на стенах сменяется расписными стеклами - витражами. Связано это с недостатком света: оконные проемы в храмах до 12 века имели малые размеры, и настенная живопись плохо освещалась. Витражи, напротив, светились яркими красками. В гражданских зданиях росписи заменяли ковры, сплошь покрывавшие холодные каменные стены. Сначала их привозили с Востока, а потом начали делать и в Европе. Преимущественно сюжеты воспроизводили религиозные темы, но постепенно стали появляться иллюстрации рыцарских подвигов, символические изображения ремесел и искусств, добродетелей и пороков, постепенно они приобретали художественный реализм.

На Руси фресковая декоративная живопись получила свое развитие даже раньше, чем в Западной Европе. Переняв ее практику у Византии, русичи сразу внесли в нее свое видение мира. Русским мастерам был чужд отвлеченный, условный характер византийских мозаик и фресок, они внесли в них ясность и простоту выражения идей. Неслучайно живопись - русское слово, которое указывает на искусства, его связь с живыми образами. Монументально-декоративная живопись с древних времен и поныне участвует в оформлении архитектурного пространства и организации идейно-насыщенной среды для человека.

-- [ Страница 1 ] --

В. И. Кукенков

ДЕКОРАТИВНАЯ

ЖИВОПИСЬ

Екатеринбург

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет»

Уральское отделение Российской академии образования

Академия профессионального образования

В. И. Кукенков

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн) Екатеринбург УДК 75.058 (075.8) ББК Щ120.8 я73- К Кукенков В. И. Декоративная живопись [Текст]: учеб. пособие / В. И. Кукенков. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.

ун-т», 2008. 106 с.

ISBN 978-5-8050-0302- Данное пособие является основой для углубленного изучения существующих в декоративной живописи технологий, формирования знаний с учетом опыта художников прошлых времен. В учебном пособии изложены применяемые в декоративной живописи технологии, на прилагаемом к нему диске CD-R представлен иллюстративный материал.

Пособие предназначено для студентов специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн).

Рецензенты: заслуженный художник РФ, проф. Н. В. Костина (ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»); член Союза художников РФ, канд. пед. наук А. С. Максяшин (ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет») ISBN 978-5-8050-0302-9 © ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», © В. И. Кукенков, Введение Учебное пособие «Декоративная живопись» предназначено для обучения студентов специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн), специализации «Дизайн интерьера» (030502.04). Особое внимание отводится формированию новых знаний на основе изучения технологий использования живописных материалов и опыта художников разных времен. Представленные в пособии технологии и материалы, пластическая форма которых является выразительным средством при создании пространства интерьера, актуальны для современных условий при разработке новых изобразительных решений в его оформлении. Содержание данного пособия позволяет студентам по-новому взглянуть на предлагаемый материал, изучить художественные качества как известных, так и малоизученных технологий.

Учебное пособие необходимо для изучения таких технологий, как живопись восковыми красками и желтковая темпера, роспись по лепному левкасу, ткани и стеклу, аэрография и сграффито, используемых для оформления современного интерьера.

Цель учебного пособия – дать основные представления о применении в декоративной живописи наиболее используемых материалов и технологий для оформления интерьеров. Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих задач:

изучение и использование опыта художников прошлых эпох;

освоение изучаемых технологий;

применение выполненной декоративной живописи в пространстве интерьера.

Практическая значимость пособия определена самостоятельным поиском и исследованием студентами малоизвестных и недостаточно часто применяемых в современных условиях технологий.

Содержание учебного пособия выстроено в соответствии с учебной программой курса «Декоративная живопись»: в нем учтены особенности изучаемого материала с использованием опыта художников прошлых времен для развития этих технологий в современных условиях и современном интерьере. Программа дисциплины «Декоративная живопись», которая является профилирующей, формирует компетентность будущего специалиста, удачно представляет междисциплинарный синтез живописи, формообразования и проектирования.

В первой главе пособия рассмотрены вопросы, связанные с предметом «Декоративная живопись», во второй главе – материалы, используемые в декоративной живописи, в третьей главе – технологии декоративной живописи. На прилагаемом к пособию диске представлен иллюстративный материал к главе 3.

ПРЕДМЕТ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ

1.1. Особенности декоративной живописи При подготовке специалиста в области дизайна возникает необходимость поиска новых методик и технологий. Основой для такого поиска является опыт художников прошлых веков. Название дисциплины и термин «декоративная живопись» следует рассматривать достаточно широко. Слово «декоративный» произошло от слова «декор»

(лат. decus, род. п. decoris – украшение), что означает «совокупность декоративных элементов, применяемых в украшении интерьера и архитектуры в целом» .

В словарях декоративность истолковывается как форма выражения красоты. Изучив декоративное искусство, работы мастеров прошлых веков и нашего времени, можно охарактеризовать декоративность как свойство природной пластики, обладающей органической, целостной и конструктивной связью с красотой, где ничего нельзя ни прибавить ни убавить, не нарушив целого. Декоративность, обладая глубоко содержательным качеством, имеет методологическое значение при изучении как искусства прошлого, так и процессов, происходящих в современном искусстве, определяет творческое начало в преобразовании предметной и пространственной среды как определенная часть оформления интерьера, несет в себе поэтическое, идейное и образное содержание.



Понятие «декоративная живопись» можно определить как «процесс применения различных технологий и материалов, применяемых по определенным правилам на различных основах в интерьере».

В декоративной живописи используются такие изобразительные качества уплощенного пространства, как содержание, равновесие, ритм, доминанта, гармония контрастов и нюансов, пропорциональность.

Так, например, Д. И. Киплик рассматривает декоративную живопись, как «живопись, которая служит лишь украшением архитектуры, но мало или ничего не прибавляет к стилю ее» . Термин «декоративная живопись» трактуется как особые виды живописи – иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация), диорама и панорама. Декоративность определяется как особое качество произведений искусства, отличающихся изысканностью, орнаментальностью формы, украшением окружающей среды человека, тщательной обработкой деталей , как художественное свойство, которое дополняет художественный замысел произведения или ансамбля в целом.

Декоративность можно определить как проявление изысканных, тщательно проработанных форм, деталей и узоров с целью украшения пространства интерьера как ансамбля, имеющего единство и неразрывность декоративных элементов.

Декоративная живопись, являясь украшающей живописью, существует в двух видах: это монументальная и станковая живопись.

Декоративная живопись, являясь частью архитектурного ансамбля или произведения декоративного искусства, имеет специальное назначение – украшать внутреннее пространство архитектуры, а также служит для выявления и подчеркивания архитектурных конструкций и деталей в интерьере. К декоративной живописи относятся орнаментальные росписи и изобразительные композиции, рассчитанные на декоративный эффект. Декоративная живопись, украшающая архитектуру (мозаика, витраж, фреска, энкаустика и т. д.), имеет много общего с монументальной живописью.

Декоративная стенная живопись, назначение которой состоит лишь в украшении интерьера, также подчиняется особым законам по отношению к трактовке форм, красок, так как и она должна быть в гармонии со своей архитектурой. Во всякой стенной декоративной живописи, таким образом, подход к разрешению живописной задачи всегда отличен от подхода станковой живописи, так как в данном случае разрешается не только живописная задача, но и архитектурная .

Составной частью декоративной живописи является роспись.

Роспись – это орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая архитектурные сооружения, предметы и изделия народного творчества, фасады и интерьеры зданий, являющаяся частью монументальнодекоративного искусства и выполняющаяся на штукатурке стен, потолков, сводов и столбов либо на холсте, который затем укрепляется на стене (панно), на перекрытиях (плафон). Роспись может быть выполнена темперными, клеевыми, масляными или восковыми красками.

Понимание изображений, имеющих декоративную направленность, изменялось с течением времени. Сравнивая росписи Древнего Египта, Древней Греции и Византии, выполненные восковыми красками или темперой, можно обнаружить различие не только в технике исполнения, но также в содержании и понимании изображения.

Практические возможности декоративной живописи имеют достаточно широкий диапазон использования в композиции цвета, колорита, форы и уплощенного пространства.

В современной декоративной живописи кроме изучения природных форм и их дальнейшей стилизации возможно применение различных технологий (роспись темперой по сырой и сухой штукатурке, живопись желтковой темперой, восковыми красками, сграффито, и др.). Создаваемые с их помощью изображения проявляют черты символизма, условности и декоративности, изощренной тонкости цветового решения, изысканности и локальности.

Для выявления целостности художественного образа, достижения выразительности изображения в условной пространственной среде в декоративной живописи используется прием уплощения объекта с передачей минимальной глубины пространства.

Обратная перспектива в декоративной живописи Условные декоративные приемы, применяемые в произведениях художников Древнего Египта, Древней Греции, Вавилона, Индии, Японии, Китая и России, позволяют развивать и использовать эти приемы в современной декоративной живописи. В отличие от произведений художников-реалистов, в работах древних мастеров прослеживается стремление изобразить пространство уплощенным и условным: условность позволяет зрителю сосредоточить все свое внимание на духовном содержании и символичности изображения.

Огромное значение при изображении уплощенного пространства имеет применение обратной (развернутой) перспективы в современной декоративной живописи. Ренессансная линейная перспектива возникла и развилась в науку для изображения художником трехмерного объекта в пространстве. Перспектива (фр. perspective – видеть насквозь) – это методика фиксации изменения объекта и формы в пространстве, а также изображение этого пространственного изменения на картинной плоскости.

Можно утверждать, что естественное видение отдельного небольшого предмета, созерцаемого с близкого расстояния, соответствует одному из двух родственных способов изображения: параллельной или легкой обратной перспективе. Их близость видна, в частности, из того, что они способны постепенно переходить друг в друга. Один и тот же предмет может в зависимости от ракурса восприниматься то в параллельной, то в легкой обратной перспективе . Вопрос применения развернутой перспективы в изобразительном искусстве возник сравнительно недавно, но фактическое применение этого метода относится к глубокой древности. Элементы обратной перспективы наблюдаются в работах народных мастеров и детей, не обученных правилам изображения геометрических форм в пространстве. Обратная перспектива – это феномен человеческого зрения и мозга. Она частично связана с искусством иконописи, искусством Ирана, Индии, Китая, Кореи, Японии, детского рисунка. Способность человеческого мозга сохранять понятность знакомой формы предмета при взгляде на него позволяет художнику изображать предмет правильной формы, без искажений.


Похожие работы:

« НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе профессор В.Л. ТРУШКО ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, соответствующей направленности (профилю) направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ...»

«Р ЕЦ ЕН З И И УДК 631.423.6; 631.425.3; 631.433.3; 631.445.12 ОТ КЕРОГЕНА ДО КРИСТАЛЛА (РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛАКТИОНОВОЙ С СОАВТ. ФИЗИКОХИМИЯ И БИОЛОГИЯ ТОРФА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ (CO2, CH4, N2O) В ТОРФАХ МЕТОДОМ ГАЗОВОЙ ХРОМАТОГРАФИИ) Глаголев М.В. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск Томский государственный педагогический университет Институт экологического почвоведения, Москва...»

« Амурский государственный университет Кафедра Психологии и педагогики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ Основной образовательной программы по специальности: По направлению подготовки: 03030.62 Психология Благовещенск 2011 УМКд разработан Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры Психологии и педагогики Протокол...»

«Г. А. Мерзон, И. В. Ященко Длина Площадь Объём Издательство МЦНМО Москва, 2011 УДК 51(07) ББК 22.1 Мерзон Г. А., Ященко И. В. М52 Длина, площадь, объём. М.: МЦНМО, 2011. 48 с.: ил. ISBN 978-5-94057-740-9 Шестая книжка серии Школьные математические кружки посвящена различным подходам к сравнению и вычислению площадей и объёмов и предназначена для занятий со школьниками 6–11 классов. В неё вошли разработки четырёх занятий математического кружка, в каждом из которых подробно разобраны задачи...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе профессор В.Л. ТРУШКО ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ГЕОЭКОЛОГИЯ, соответствующей направленности (профилю) направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ - 05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ...»

«УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ И.А. ШАМИЛЕВА ЭКОЛОГИЯ Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования Москва 2004 УДК 574(075.8) ББК 20.1я73 Ш19 Шамилева И.А. Экология: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Ш19 Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с.: ил. ISBN 5–691–01239–8. Агентство CIP...»

«Методические рекомендации к учебнику Обществоведение. 10-11 под редакцией Л.Н. Боголюбова. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 - 11 классов при организации изучения предмета на профильном уровне Москва Просвещение 2004 Методические рекомендации подготовлены в лаборатории обществоведения Института общего среднего образования РАО (научный руководитель Л. Н. Боголюбов) Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО -...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе профессор В.Л. ТРУШКО ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРОИЗВОДСТВАМИ, соответствующей направленности (профилю) направления подготовки научно-педагогических кадров в...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА Кафедра Информационных технологий обучения и математики Аудиовизуальные технологии обучения УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ 050714.65 Олигофренопедагогика Специализация учитель-олигофренопедагог КРАСНОЯРСК 2012 Содержание Выдержка из стандарта Рабочая программа дисциплины...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Амурский государственный университет Кафедра Психологии и педагогики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Невропатология детского возраста Основной образовательной программы По специальности: 050711.65 Социальная педагогика Благовещенск 2012 УМКд разработан Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры Психологии и педагогики Протокол...»

Природа света и цвета.

1)Природа света и цвета.Согласно научному определению, «свет – это электромагнитное излучение» или энергия, которая распространяется в пространстве с одинаковой скоростью под действием природного или искусственного источника света (солнца, лампы накаливания и др.). Эта энергия рассматривается в физике как электромагнитные волны, которые отличаются по своей длине. В зависимости от длины волны световое излучение делится на:
видимое глазом человека (цветовой спектр)
невидимое (недоступное) для восприятия человека):
а) ультрафиолетовое излучение (до 390 нм);
б) инфракрасное излучение (более 780 нм).
в) неатмосферное излучение.
Свет - это видимое излучение, т. е. электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (7,5 1014-4,3 1014Гц).
Цвет - одно из свойств материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапозона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон - длины волн от 380 до 760нм).
Учение о совокупности данных физики, физиологии, психологии и других наук о цвете называется цветоведением. Цветоведение включает физическую теорию цвета, теорию цветового зрения, вопросы измерения и количественного выражения цвета (колориметрии), влияния цвета на человека, рассматриваемые с точки зрения, физиологии, психологии и эстетики. Знание цветоведения - важнейшее условие правильного решения вопросов, возникающих при создании искусственной цветовой среды человека.
Исаак Ньютон в 1666г. положил начало изучению дисперсии света. В спектре различают семь главных цветов, постепенно переходящих из одного в другой, занимая в нем участки различного размера (рис. 66). Это объясняется тем, что цветовые лучи, входящие в состав белого цвета, неодинаково преломляются призмой. Наименьшее отклонение от первоначального направления получает красная часть спектра, наибольшее - фиолетовая, следовательно, наименьший показатель преломления у красных лучей, наибольший - у фиолетовых.
В зависимости от спектрального состава отражаемого лучевого потока поверхности делят на две группы: поверхности ахроматических тонов (бесцветные) и хроматические (цветные).Ахроматические и хроматические тона
Поверхности ахроматических тонов обладают свойством отражать лучевой поток одинаково всеми частями видимого света. Эти поверхности вызывают ощущение белых, черных и всех промежуточных серых тонов. Подобные отражения лучевого потока называются неизбирательными, они отличаются одно от другого коэффициентом отражения, определяющим их светлоту.
Поверхности хроматических тонов обладают свойством избирательного отражения лучей. В потоке отраженного света преобладают монохроматические лучи одного или нескольких видов. Такие поверхности отличаются друг от друга тремя свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.
Цветовой тон - основная характеристика цвета, определяемая длиной волны, которая соответствует преобладающему монохроматическому излучению. Естественным рядом цветовых тонов является спектр солнечного света.
Светлотой называется ряд оттенков одного и того же цветового тона от чисто белого до чистого спектрального цвета. Оценивается коэффициентом отражения.
Насыщенность определяется содержанием чистого монохроматического цвета в смешанном отраженном световом потоке. Насыщенность цвета характеризует степень разбавления спектрального цвета белым.
Свет – это электромагнитное излучение, это волна, которая распространяется в пространстве, так же как и звук и другие волны, которые мы не ощущаем. В процессе восприятия и обработки участвуют две стороны, предмет, на который мы смотрим и собственно человеческий глаз, а также мозг, обрабатывающий информацию, полученную через глаза. В сетчатке человеческого глаза находятся рецепторы, проявляющие наибольшую чувствительность к трем основным цветам видимого спектра



Отличительные особенности декоративной живописи.

Декоративная живопись является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета. Декоративность - качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты. Декоративная живопись тесно связана с архитектурными сооружениями или произведениями прикладного искусства. В первом случае такую живопись называют также монументальной живописью как вследствие ее размеров, так и в силу тесной ее связи с архитектурой, носящей в большинстве случаев монументальный характер. Отличие монументальной живописи от станковой заключается в том, что она и по содержанию и физически неотъемлема от того объекта, для которого она исполняется. Связь эта обусловливает и содержание (сюжет) декоративно-живописного произведения, и его форму, и его технику, т.е. способы Путь развития декоративной живописи насчитывает многие тысячелетия. Наиболее древними ее образцами являются изображенияОбъект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту. Подобие достигается вследствие физических законов получения изображения (например, оптическое изображение) либо результатом труда создателя изображения (например, рисунок, живопись, скульптура, сценический...
Подробнее » животных, нанесенные на стены и потолки пещер, в которых жили люди. Время исполнения этих изображений точно определить пока невозможно, но ученые относят их к самому раннему периоду развития человеческого общества, к так называемому древнекаменному периоду (палеолиту). Эти изображения иногда исполнялись в виде рельефа или выцарапывались острым орудием на камнях, а то наносились красной глиной, черной копотью и коричневой, состоящей из смеси первых двух красок, смешанных с жиром или костным мозгом. Эти довольно реалистические изображения травоядных и хищных животных уже в полной мере могут быть названы живописью.
Более разработанный и законченный вид имеют декоративные росписи Египта. Уже в третьем тысячелетии до н.э. погребальные сооружения украшались изображениями сцен охоты, рыбной ловли, трудовой жизни земледельцев, ремесленников, военными сценами. Эти изображения тоже не имели значения украшения: после погребения входы в гробницы замуровывались наглухо, и никто не мог их созерцать. Изображения египтян носили условный характер: лицо рисовалось в профиль с глазом в фас, плечи разворачивались в фас, но ноги показывались в профиль. Несмотря на эти условности, изображения египтян не лишены были реализма в передаче движений различных фигур и характеристике типов лица, в обликах животных и птиц, с присущими им повадками, характерными позами.
В античной Греции, древнем Риме также широко пользовались декоративной живописью для украшения жилых и общественных зданий. Декоративная живопись античного периода служила уже определенно целям украшения и в то же время имела и религиозно-политическое значение. Тогда получили большое развитие живописный орнамент и декоративные композиции, покрывающие стены и своды. В этой новой технике мозаика с пола переходит на стены и своды зданий и дает возможность создавать подлинную декоративную живопись. Вскоре к цветным камням мозаики стали добавлять кусочки стекла, специально изготовленного в большом разнообразии расцветок - до золотых и серебряных цветов включительно.
В период раннего средневековья в Западной Европе декоративная живопись в виде стенных росписей встречается сравнительно редко, ее сменяют расписные стекла - так называемые витражи. Это объясняется тем, что в храмах, где преимущественно находились росписи, до XII века оконные проемы имели очень малые размеры. Поэтому живопись на стенах плохо освещалась и не производила должного впечатления. Расписные же стекла, среди общей мрачности храмов, горели и светились яркими красками. В гражданских сооружениях, где освещение было лучше, но где холод каменных стен лишал залы и комнаты уюта, росписи заменялись ков

Свойства цвета.

Цвет - это свойство тел вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого, или видимого излучения. Цвет как явление изучается целым рядом наук.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

Наблюдаемые цвета

Цвет любого тела воспринимается нами благодаря тому, что тела пропускают или отражают часть световых лучей, падающих на них.

Поглощение и отражение лучей избирательно для каждого тела, так что мы видны цвет тела таким, который соответствует суммарному эффекту смешения между собой отдельных лучей, входящих в спектр.

Характеристика и классификация цветов

Цвета подразделяют на хроматические, т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные к все серые).

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название. Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета. Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому. Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость". Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый - апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски. Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического. Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота. Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми(по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубо-зеленые, голубьте, синие и фиолетовые цвета - холодными (по сходству с лунным сиянием,льдом и т.д.).

Характеризуя цвет, художники зачастую употребляют и такие термины как светосила,интенсивность, звучность, блеклость. Видимый цвет зависит от характера освещения. Вечером при свете лампы все холодные цвета темнеют, причем голубые зеленеют, синие теряют свою насыщенность; красный цвет при электрическом освещении становится насыщеннее, оранжевый - краснеет, светло-желтый трудно отличить от белого, который желтеет. В целом искусственное освещение (в комнате) отличается от дневного красновато-желтым оттенком. Поэтому рекомендуется заниматься живописью при дневном свете. Наш глаз обладает неодинаковой чувствительностью к разному цвету с изменением условий естественного освещения. Так, например, днем желтые цвета мы видим самыми светлыми. Красный и синий цвет, предположим цветок мака и василек, воспринимаются близкими по светлоте. При наступлении сумерек мы постепенно перестаем различать цвета, начиная с красных; дольше всех мы видим синие. Поэтому в сумерках василек выглядит светлее мака, который кажется почти черным.

Основные свойства цвета
К основным свойствам цвета относятся цветовой тон , светлота (яркость) и насыщенность

* Цветовой тон (цветность) – собственно цветовое ощущение, название цвета и его оттенков: желтый, синий, красный, лимонный, коричневый, хаки и т.д. (рисунок 2а). Цветовой тон обусловлен длиной волны светового излучения.
Цветовой тон – первичный элемент цветовой композиции. Он служит исходным материалом для дальнейших преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности. Даже собственно цветовой тон обладает богатыми композиционными возможностями. Иногда только изменением оттенков тона можно влиять на эмоциональную выразительность композиции.
* Светлота (яркость) – свойство, выражающее близость ахроматических и хроматических цветов к белому или черному (рисунок 2б). С точки зрения физики, это величина, характеризующая плотность светового потока, отражённого окрашенным предметом в направлении наблюдателя. Чем больше света отразилось - тем светлее цвет поверхности.
Светлота – единственная характеристика ахроматических цветов. Максимальную светлоту из всех возможных имеет идеально белая поверхность, минимальную – идеально черная.
По светлоте можно сравнивать любые цвета – ахроматические с ахроматическими, хроматические с хроматическими, ахроматические с хроматическими. По светлоте различаются даже спектральные тона (рисунок 3, я его уже когда-то показывала). Самые светлые – желтые, самые темные – синие и фиолетовые.

* Насыщенность – степень выраженности цветового тона (рисунок 2в). Грубо говоря, это количество колера в краске, чем больше сыпануть колера, тем насыщеннее цвет. Насыщенность является показателем силы и чистоты цвета. Наиболее насыщенные цвета, как правило, используются для выделения акцентов.
Насыщенность любого тона уменьшается от добавления к нему ахроматического цвета – белого, чёрного или серого. При добавлении белого и более светлого серого уменьшается насыщенность и увеличивается светлота, при добавлении черного и более темного серого уменьшается насыщенность и светлота, при добавлении равного серого уменьшается насыщенность. При смешивании двух хроматических цветов в большинстве случаев насыщенность получившегося цвета меньше насыщенности исходных тонов. Поэтому чем больше ваш набор красок, тем большими возможностями к воспроизведению сильных тонов вы обладаете (привет тем, кто считает, что из трёх основных цветов можно получить весь спектр. нельзя).
Насыщенность не следует путать с интенсивностью. Наиболее интенсивны чистые (=спектральные) тона. Очень светлые и тёмные тона выглядят не слишком интенсивными даже при высокой насыщенности.
Понятие, близкое к насыщенности - чистота цвета. Чистота - это близость цвета к спектральному. Чистота спектральных цветов принимается за единицу.