Эстетическая программа и творческий метод прерафаэлитов. Знакомимся с полотнами прерафаэлитов

Насмехайтесь, Руссо и Вольтер, всюду дерзко роняйте Свой смешливый, смеющийся, вечно-насмешливый взгляд, Против ветра песок вы пригоршнею полной бросайте, Тот же ветер его вам немедленно кинет назад. Отразивши в песчинках божественных светов узоры, В драгоценные камни сумеет их все превратить, И, откинув песок, ослепит он бесстыдные взоры, А дороги Израиля светят и будут светить. Демокритовы атомы, точки, что носятся, споря, Световые частицы Ньютоновой детской игры, Это только песчинки на береге Красного моря, Где Израиль раскинул свои золотые шатры. Уильям Блейк ваш

Живопись Прерафаэлитов

Вторая половина XIX века. Искусство становится всё более реалистичным.
Основной темой искусство видимое, слышимое, осязаемое..
Но в середине века, точнее в 1849 году, в рационалистической викторианской Англии, чья атмосфера весьма располагала к указанному положению вещей, возникло объединение художников, противопоставивших ему миры, своего воображения, похожие на волшебную сказку.
Именно в эту эпоху, английским профессором математики Льисом Кэрроллом придумал мир Зазеркалья

СЭР ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС

назвали себя братством Прерафаэлитов, в противовес художникам академического направления, считавших себя последователями великого итальянца.
Само название этого общества, которые поначалу было тайным, многое говорит об идеалах и целях этих молодых людей. Не зря они назвали свой кружок "Братство" – как некий монашеский или рыцарский орден, выразив свое стремление к чистоте и духовному напряжению средневекового искусства, а из определении "прерафаэлиты" ясно, на какой именно период они ориентировались – до Рафаэля.

Члены братства устремились в иную эпоху, в прекрасный мир искусства пограничья, мир умирающей готики и рождающегося Ренессанса, когда художники были "честными перед Богом" ремесленниками, к тому времени, когда стремление к идеалу еще не лишило искусство главного, по их мнению, - искренности.
Они считали, что нужно вернуться к благочестивому, простому, естественному и натуралистическому стилю художников XIV-XV вв. и, что еще важнее, вернуться к самой природе
Позднее Прерафаэлитами стали называть не только непосредственных членов братства, но и других художников, а также поэтов и писателей викторианской Англии, исповедовавших сходные эстетические воззрения.

Следуя за романтиками начала столетия, они черпали вдохновение в образах Средневековья. В легендах, рыцарских романах, песнях и сагах. И с самого начала, рядом с волшебными образами средневековых преданий, возникли прекрасные лики христианских святых и мучеников.
Немного позднее в их творчество пришли античные мотивы, но интерпретация их разительно отличалась от привычной.
Они не копировали средневековый стиль, а пытались воспроизвести дух Средневековья и раннего Возрождения.

Что было в ней для них главным? Ответ один - красота.
Недаром создание абсолютно прекрасных произведений искусства они числили среди главных задач своего объединения. Во всех предметах бравшимися ими из реальности, для конструирования своего мира, они находили красоту, которая в свою очередь была свидетельством божественного величия и природа, которой имела трансцендентное происхождение. Красота для них была той нитью Ариадны, которая связывала наш мир и мир Божественный.

Первые романтики эпохи королевы Виктории.

Между 1848 и 49 гг. прерафаэлиты произвели множество картин, легко отличимых по яркому колориту и множеству тщательно выписанных деталей. Обращались они к сюжетам, которые не были свойственны академикам: библейские сцены, средневековая поэзия (баллады, Чосер), Шекспир, народные баллады, творчество современных им поэтов (например, Джон Китс) и пр.

Каждую картину помечали секретным знаком PRB. Их картины можно назвать натуралистичными, но в это слово они вкладывали не современный смысл, а ту идею, что в подражание художникам треченто и кватроченто нужно писать просто, без правил, без теории.

Знаменитое "Благовещение" Россетти

Данте Габриэль Россетти. Благовещение. 1850. Галерея Тейт

Мастера итальянского Возрождения изображали Мадонну как святую, не имеющую ничего общего с обыденной жизнью.
Представив Благовещение реалистично, Россетти нарушил все традиции. Его Мадонна - обычная девушка, смущенная и испуганная вестью, принесенной ей Ангелом. Такой необычный подход, ввергнувший в ярость многих любителей искусства, соответствовал намерению прерафаэлитов писать картины правдиво.

Картина "Благовещение" не понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам. Реалистичность изображения вызвала бурное неодобрение (в том числе и Чарльза Диккенса),

Россетти заподозрили в симпатиях к папству.
Но вскоре прерафаэлиты приобрели многочисленных поклонников, особенно среди растущего среднего класса центральной и северной Англии. Свои идеи члены "Братства" излагали в статьях, рассказах и поэмах, публикуемых в их журнале "Росток", и к концу 1850-го года о них знали и за пределами академии.

"Beata Beatrix", "памятник" любви к потерянной жене…

Beata Beatrix. Дневные мечты.

Огромное значение на его жизнь и творчество также оказали женитьба и последующее самоубийство жены, поэтессы и художницы Элизабет Сиддал. Она была его ученицей, моделью, возлюбленной и главным источником вдохновения. Россетти любил ее на протяжении почти 10 лет, и сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин.

Данте Габриэль Россетти. Beata Beatrix. 1864-1870.

Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы от передозировки опия.

"Офелия" Джона Миллеса, еще одна история трагической любви

Джон Миллес. Офелия. 1852. Галерея Тейт

Витраж в окне был написан с натуры, и каждый сухой листочек прописан с поразительной тщательностью. То Для этой картины позировала Лиззи Сиддел, которую Миллес заставил лежать в ванне, чтобы наиболее правдоподобно написать мокрую ткань и волосы (Лиззи, конечно же, простудилась).
У цветов, изображенных на картине с потрясающей ботанической точностью, есть и символическое значение – они отсылают к тексту пьесы. Ручей и цветы Миллес писал с натуры. Поначалу он включил в картину нарциссы, но потом узнал, что в это время года они уже не цветут, и закрасил их.

И вновь шекспировские герои, на этот раз "Клавдио и Изабелла" (герои пьесы "Мера за меру") Холмана Ханта…

Шекспировские Клаудио и Изабелла из пьесы Мера за меру 1850

Сюжет пьесы восходит к популярному в средние века и в эпоху Возрождения
рассказу, весьма распространенному не только в виде устного предания, но и в
новеллистической и драматической обработке. В основном он сводится к
следующему: возлюбленная или сестра приговоренного к смертной казни просит у
судьи о его помиловании; судья обещает исполнить ее просьбу при условии, что
она за это пожертвует ему своей невинностью. Получив желанный дар, судья тем
не менее велит привести приговор в исполнение; по жалобе пострадавшей,
правитель велит обидчику жениться на своей жертве, а после свадебного обряда
казнит его

На собственно английской почве они основывались на воззрениях Уильяма Блейка и Джона Раскина

Джона Раскина (John Ruskin)

Рёскин - теоретик искусства

Искусствовед Раскин призывал искать Бога в природе и боялся к тому же, что природа из-за индустриализации вскорости исчезнет, и нужно запечатлеть ее такой, какой ее создал Бог и "найти в ней Его подпись". Сам он выдающимся художником не был, но предоставил прерафаэлитам идеологическую базу. Ему нравились устремления прерафаэлитов и он защищал их приемы от нападок академистов.
В религиозных и символических мотивах молодых художников-прерафаэлитов Джон Рёскин увидел важное открытие в искусстве.Он предложил свод незыблемых правил с призывом изучать природу,использовать достижения науки.

Рёскин:
«Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище - землю»

Томас Филлипс Портрет Уильяма Блейка 1807

Уильям Блейк - гармония природы, на его взгляд, была лишь предвосхищением более
высокой гармонии, которую должна создать целостная и одухотворенная
личность. Это убеждение предопределило и творческие принципы Блейка.
У романтиков природа - зеркало души, у Блейка - скорее книга символов.
Он не дорожит ни красочностью пейзажа, ни его достоверностью, как не дорожит и психологизмом.

Картина Уильяма Блейка.

Все окружающее воспринимается им в свете духовных конфликтов,
и прежде всего через призму вечного конфликта механистического и свободного
видения. В природе он обнаруживает ту же пассивность и механистичность, что
и в социальной жизни.

Слушайте голос Певца! Песня его разбудит Ваши сердца Словом Творца - Слово было, и есть, и будет. Заблудшие души Оно зовет, Вопия над росой вечерней, А черн небосвод - Вновь звезды зажжет, Мир вырвет из тьмы дочерней! "Вернись, о Земля Светла, Мрак отряхая росный! Ночь дряхла, Рассветная мгла Брезжит в трясине косной. Не исчезай никогда! Что тебе здесь неймется? В небе звезда, В море вода - Мало ль чего найдется".

В 1850 прерафаэлиты издавали журнал "Росток" (The Germ), где печатали литературные опыты, свои и своих друзей – собственно, через этот журнал о них и узнали. Но у них никогда не было формальной программы, и все художники, объединенные общей идеей, были совсем разными. Достаточно сказать, что к середине 1850-х они фактически разошлись каждый по своей дороге

Первые работы Братства – это две картины:

Изабелла (1848-9, Миллес) и Детство Марии (1848-9, Россетти).
Обе совершенно необычны для того времени.

Изабелла Джон Эверетт Миллес.

Например, в Изабелле нет перспективы: все фигуры, сидящие за столом, одного размера. Использован нетрадиционный сюжет (довольно мрачная новелла Боккаччо, пересказанная Китсом, о двух влюбленных, Лоренцо и Изабелле: Лоренцо был слугой в доме, где Изабелла жила со своими братьями, и когда братья узнали о том, что Лоренцо и Изабелла влюблены друг в друга, они убили юношу; его дух явился девушке и указал, где зарыли тело, и Изабелла отправилась туда, выкопала голову возлюбленного и спрятала в горшок с базиликом; впрочем, и его братья у нее отняли, и в конце концов она умерла) и многочисленные символы (на окне стоит горшок с тем самым базиликом, а около него переплелись две пассифлоры, "цветка страдания"; Лоренцо подает Изабелле апельсин на тарелке, на которой изображена библейская сцена с обезглавливанием).

Детство Девы Марии.

В Детстве Марии тоже нет перспективы: фигуры девы Марии и ее матери Анны на первом плане фактически такого же размера, как фигура Иоакима, отца Марии, на втором. Интересно, что священный сюжет представлен как достаточно будничный, и если бы не присутствие ангела и нимбов над головами, мы могли бы и не понять, что перед нами сцена из жизни Богоматери. Эта картина тоже наполнена символами, которые Россетти вообще очень любил: на решетке сидит голубь, символ Святого Духа и будущего Благовещения; книги – символ добродетели, лилия – чистоты, переплетенные ветви пальмы и шиповника символизируют семь радостей и семь печалей Богородицы, виноград – причастие, светильник – набожность. Многие символы, особенно у Россетти, не были традиционными, поэтому художникам приходилось разъяснять их для зрителей; здесь, например, на раме написан сонет.

Продолжение следует…

Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites ) - направление в живописи и литературе 19 века (начало 1850 г.). Само название Прерафаэлиты относило художников этого направления к флорентийским художникам , которые были до , таким как Перуджино, Джованни Беллини и др. Прерафаэлиты боролись против слепого подражания классическому искусству. Самыми известными деятелями этого жанра были: Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус и другие.

Движение называлось Братство Прерафаэлитов . В братство входили: Дж. Э. Милле, Холман Ханта, Данте Габриэль Россетти, Майкл Россетти, Томас Вулнер, Фредерик Стивенс и Джеймс Коллинсон. Они считали, что современная живопись зашла в тупик и совсем не развивается. Единственным способом исправить это они считали возвращения к раннему итальянскому искусству, которое существовало до великого художника Рафаэля. Рафаэля они считали основоположником Академизма, который нарушил искренность и чистоту живописи.

По своей сути они были самой настоящей оппозицией по отношению к современной живописи. Впервые аббревиатура P. R. B. т.е. Pre-Raphaelite Brotherhood появилась на картине Россетти - Юность Девы Марии. Затем она появлялась на таких картинах, как Изабелла художника Дж. Э. Милле и Риенци художника Холмана Ханта. Кроме того, братство выпустило собственный журнал, который был назван Росток.

Появление такого несогласного сообщества было определено самой системой, установившимся тогда законам живописи. В британской живописи существовал практически один академизм, который контролировался Королевской Академией Художеств. Это официальное учреждение следило за всеми нововведениями, новыми веяниями в искусстве и, можно сказать, перекрывало кислород всему, что было не похоже на академизм. Людям стала откровенно надоедать отвлечённо красивая природа на всех картинах кряду, далёкие от действительности события, образцовые мифологические и религиозные сюжеты.

Прерафаэлиты принципиально рисовали с натуры. Современники прерафаэлитов видели на их картинах реально-существующих родственников и друзей. Ушли в прошлое условности. Художник и его модель стали равноправными создателями произведения. Королевой могла стать продавщица, которая вызвалась позировать, а Леди Лилит женщина лёгкого поведения.

Изначально общественность довольно хорошо принимали прерафаэлитов, но затем на них обрушилась волна критики, за то, что они рисуют совершенно немыслимые картины. Критики стали смеяться над ними за то, что те неумело пытаются копировать стиль произведений мастеров прошлого. То, что раньше было чистым позывом, стало обычной имитацией и подражанием.

Признание прерафаэлиты получили после поддержки некого Рёскина. После этого их успех пошёл в гору. Картины стали раскупать и выставлять на международных выставках. Однако, несмотря ни на что, в 1853 году братство распалось. Художников объединяла лишь любовь к истории, в остальном же их мнения расходились. В итоге все художники разъехались и прерафаэлизм перестал существовать.

Хотите что бы ваш бизнес рос и процветал, а покупателей становилось больше с каждым днём? В этом вам поможет качественный дизайн рекламы от типографии профессиональной печати УльтраДрук.

Викторианский цветочный код был средством общения, в котором цветы и цветочные композиции использовались для отправки зашифрованных сообщений, что позволяло людям выражать чувства, которые не должны быть озвучены.
Язык цветов знали все в обществе, им пользовались влюбленные…, и прерафаэлиты, создавая свои шедевры, тоже часто помещали в композицию «говорящие» цветы.
То, что нам кажется красочной деталью сегодня, для современников художников было смысловым акцентом.

И еще надо отметить, что цветочная символика 19-го века была далека от ограничений - Оскар Уайльд, как говорили, носил зеленую гвоздику, знак геев в 19-м веке в Европе, а увековечен он был в романе «Зеленая Гвоздика» Роберта Hichens в 1894 году.


Сэр Эдвард Бёрн-Джонс, "Песнь любви" (1868-77)

Мак - говоря на языке цветов, он будет означать мечтательность, молодость, воображение. Мак, сорванный в поле, говорит "Мечтаю о тебе", садовый - "Давай любить друг друга пока есть время".



Эдвин Лонг, "Дочери нашей империи, первоцвет Англии"(1887),

Первоцвет - первый весенний цветок, говорит: "Ты не такая, как все", а также он означает нежность и надежду, любовь и молодость.



Данте Габриэль Россетти, "Вероника Веронезе" (1872)

Нарциссы, с их солнечными оттенками, могут означать неразделенную любовь и рыцарство.


Форд Мэдокс Браун, "Портрет жены художника" (1872), пастель.

Фиалки - символ скромности и верности. Здесь, в портрете жены Эммы Хилл, Форд Мэдокс Браун дает ей искупительный букет увядших цветов. Он писал: «Теперь, когда Эмма лежит в постели и мучается лихорадкой, она выглядит очень живописной и снова молодой». Она после смерти младшего сына Артура пристрастилась к спиртному, что впоследствии, особенно после ухода из жизни и старшего сына Оливера, приняло катастрофические формы.



Данте Габриэль Россетти, "Видение Fiammetta" (1878)

Яблоневый цвет может означать удачу, обещание лучшего.


Джон Эверетт Милле, "Офелия" (1851)

Когда Джон Эверетта Милле написал обреченную Офелию, он дал ей все цветы в пышной сцене смерти. И есть там ромашки, означающие невиновность, чистоту и даже "прости".



Эдвард Бёрн-Джонс, "Зачарованный Мерлин" (1874)

Боярышник символизирует надежду, а также может быть использован как амулет против магии. Вот Мерлин и запутался в его ветвях.



Данте Габриэль Россетти, «Джейн Моррис» (1868)

Розы для Викторианцев также означали любовь. В зависимости от их цвета, они могут указывать на глубину или невиность этой любви, от белого - о чистоте до Бургундии - бессознательное обожание. Здесь они розовые.

«Леди Лилит» Данте Габриэля Россетти, (1866–1873)

Национальная галерея каждый год отдавала свой главный выставочный зал под Летнюю выставку. В 1850 году он, как и всегда, был битком. Взволнованные студенты Королевской академии искусств дрожали рядом со своими картинами и заискивающе ловили взгляды преподавателей. Примерно через час после открытия выставки основная масса посетителей сконцентрировалась у одной из картин.

«Христос в родительском доме» Джона Эверетта Миллеса, 1850 г.

Некий ушлый студент с газетой в руках под одобрительные возгласы приятелей зачитывал отрывки рецензии известного любителя живописи Чарльза Диккенса. После первых же строк становилось понятно, что рецензия была разгромной.


- Чарльз Диккенс:

« Итак, перед вами мастерская плотника. На переднем плане в этой мастерской стоит отвратительный рыжеволосый юнец с кривой шеей, который, очевидно, поранил руку, играя с другим юнцом. Маленького Иисуса успокаивает женщина, стоящая перед ним на коленях, – это, выходит, Мария? Да этой жуткой особе место в самом дрянном французском кабаре или последней английской таверне! »


Каждую цитату писателя толпа встречала одобрительными смешками.

Рядом с картиной стоял ее автор – Джон Эверетт Миллес. 21-летний молодой человек со старательно уложенными кудрями, казалось, сейчас расплачется. Ему, самому молодому и одаренному ученику Королевской академии искусств, еще ни разу не приходилось быть жертвой такой жестокой критики. С другой стороны, он никогда прежде и не писал ничего подобного. До этого момента все работы Джона Миллеса соответствовали догматам викторианской живописи.

Между тем студент не унимался и продолжал цитировать писателя:

« По одной этой картине мы можем судить о новорожденном Братстве прерафаэлитов в целом. Итак, готовьтесь забыть все изящное, сакральное, нежное и вдохновляющее. Взамен прерафаэлиты предлагают нам все самое одиозное и отталкивающее, что только есть в живописи »

До прерафаэлитов

К середине XIX века английская живопись окончательно скатилась в умиление и морализаторство. Картины населили пухлые дети с пунцовым румянцем и собаки с лоснящейся шерстью.


Собственно, с этой фальшью и решили бороться прерафаэлиты, считавшие, что искусство испортилось с приходом в него Рафаэля Санти, у которого даже Христос с трудом возносился в небо – такой он был упитанный.


Основными заповедями Братства прерафаэлитов стали рисование с натуры, отсутствие пре­увеличений, стремление к реализму изображения.

«Минуточку, пропустите, посторонитесь!» – раздалось из толпы, и в следующую секунду рядом с Миллесом появились двое молодых людей: невысокий смуглый юноша с темными кудрями и мощный бородач, взиравший на толпу с высокомерием, свойственным молодости. Данте Габриэль Россетти – так звали кудрявого юношу – пламенно возразил студенту с газетой:
– Придет время, и ты будешь гордиться тем, что имел честь стоять рядом с этим великим человеком! – Юноша ткнул пальцем в Миллеса, румянец которого уже успел смениться угрожающей бледностью и испариной.
– О, ничуть не сомневаюсь, Габриэль, – со снисходительной улыбкой ответил студент. – У меня иногда случаются ночные кошмары. Думаю, ты только что описал один из грядущих.

Ответ студента потонул в хохоте окружающих. Через минуту толпа рассосалась. Первым заговорил Миллес.
– Может, Диккенс прав? В конце концов, мы идем против всех канонов…
– В этом и смысл! – тут же вспылил Россетти. – Люди ослепли! Им подавай опухшего Христа, лежащего в колыбели, сотканной из небесных цветов. Взбодрись, Малыш. Давай перечисли мне принципы братства.
– Нужно иметь гениальные идеи, – забубнил Миллес, уставившись на висящую неподалеку сельскую пастораль с овечками. – Нужно пристально изучать природу, чтобы уметь изображать ее. Нужно брать в расчет все, что было в искусстве серьезного, и отбрасывать все карикатурное. Ну и, самое главное, создавать истинные произведения искусства.
– Думаю, после сегодняшнего происшествия нам необходимо расширить кодекс на один пункт, – мрачно добавил Хант. – Не подпускать Диккенса к нашим картинам.
– Тс-с, всем молчать, Рёскин идет! – Россетти нервно поправил выцветший шарф.

Джон Рёскин был одним из самых уважаемых художественных критиков. Будучи немногим старше прерафаэлитов, он тем не менее уже успел создать себе репутацию и приобрести известность. Обычно одного его слова хватало для того, чтобы уничтожить художника, и для того, чтобы возвысить. Теперь его внимания удостоились прерафаэлиты.

– Кхм… Хм… – Первые звуки, которые критик издал после нескольких минут изучения картины, ни о чем не говорили молодым художникам. Впрочем, как и выражение его лица, совершенно непроницаемое. Первым, как и обычно, не выдержал Россетти.
– Мистер Рёскин, обратите внимание на кровь поранившегося Христа. Весьма натуральная, не правда ли? Это настоящая кровь художника, так он хотел добиться достоверности.

В ответ тишина. Критик рассматривал полотно еще несколько минут. Затем развернулся и двинулся по направлению к двери. Миллес, обретший было надежду, совсем сник. И тут Рёскин повернулся и громко произнес:
– Это совершенно новое направление в живописи, чистое и правдивое. Возможно, именно оно задаст характер английского искусства на ближайшие три века. Пожалуй, именно так я напишу в «Таймс».

Стоило Рёскину неспешной походкой выйти из галереи, как ее своды огласили возгласы ликующих художников.
– Я говорил, Малыш, ему понравится! У нас есть Рёскин! – Габриэль, забывшись от восторга, запрыгивал на отбивавшегося Ханта. Миллес не мог перестать улыбаться.
– Срочно идем праздновать! – В доли секунды Россетти поменял выражение лица с ликующего на жалостливое: – Только я опять на мели. Не угостите стаканом джина?..

Счастливые друзья вышли из галереи. Их ждала новая, лучшая жизнь, которую в данный момент символизировала таверна за углом.


Откуда у прерафаэлитов ноги растут

Появление на свет Братства прерафаэлитов (The Pre-Raphaelite Brotherhood) вызвало в художественной среде недовольство. Впрочем, что еще могут вызывать молодые люди, открыто заявляющие своим учителям, что живопись находится в глубочайшем кризисе.

Все члены крошечного братства – обычно в нем состояло от трех до семи человек – обязались подписывать свои работы аббревиатурой PRB. Лондонская публика тут же стала упражняться в остро­умии, расшифровывая ее. Наиболее популярными вариантами были толкования «Please Ring the Bell» («Пожалуйста, звоните в колокольчик») и «Penis Rather Better» («Пенис куда лучше»). Второй вариант был навеян неумеренным образом жизни прерафаэлитов.

Данте Габриэль Россетти
Главный вдохновитель братства. Сын итальянского профессора, променявшего солнечную родину на туманные берега Англии по политическим соображениям, Габриэль воспитывался в окружении бедных интеллектуалов. С утра до позднего вечера в доме Россетти велись смелые беседы о политике и искусстве – мальчику оставалось лишь впитывать эти революционные настроения.

Своим первым именем Габриэль был обязан увлечению отца поэзией Данте Алигьери. Имя сделало свое дело: едва мальчик научился держать в руке перо, как начал писать стихи. Но позже стало очевидно, что главное его увлечение – это живопись, а также женщины, алкоголь и пламенные речи. Россетти обладал полезным умением уговорить кого угодно сделать что угодно. Так он обзавелся соратниками.


Уильям Холман Хант
Высокий, крепко сложенный бородач, прозванный в братстве Безумцем за свои эксцентричные идеи, происходил из бедной провинциальной семьи. А потому, в отличие от Габриэля, отличался старательностью – он не имел права подводить родственников, вложивших последние деньги в его обучение.


Джон Эверетт Миллес
Ухоженный красавчик по прозвищу Малыш, самый младший в братстве, с раннего детства был любимцем в своем богатом семействе. В его талант верили все без исключения, и в одиннадцать лет он стал самым молодым студентом Королевской академии искусств. Для него, обласканного вниманием критиков и профессоров, вступление в братство было сродни бунту.


Периодически к братству присоединялись и другие молодые люди, но эти трое были его костяком. Вместе они шатались по публичным домам в поисках музы. Ибо без музы художника не существует.


Музы братьев

К женщинам прерафаэлиты относились крайне взыскательно. Они искали необыкновенную, «средневековую» красоту, способную изумить. Россетти даже придумал для такой женщины слово stunner (от глагола to stun – изумлять), прочно вошедшее в английский язык. И, конечно, муза должна была обладать шикарными волосами, желательно рыжими.

Отыскать такую девушку в борделе было непросто. Преуспел лишь Хант. Его натурщица и по совместительству любовница Анни Миллер отличалась пышными формами и копной золотых волос. Именно Анни позировала для его наиболее известных картин «Наемный пастух» и «Проснувшийся стыд».

«Наемный пастух» Уильяма Ханта, 1851 г.

Во время создания этих картин Ханту взбрела в голову странная идея «преобразить» Анни. Вытащить ее со дна английского общества, перевоспитать, а затем жениться на ней. Следующие годы Безумец тратил огромные деньги на посещение Анни курсов при пансионах для благородных девиц и приличные наряды.

Идея не оставляла Ханта до того момента, пока, вернувшись из командировки в Святую Землю, где он рисовал козла, Уильям не узнал, что все это время Анни изменяла ему с Россетти. И не просто изменяла – еще и снабжала итальянца деньгами Ханта. Отношения между Хантом и Россетти ухудшились. Впрочем, когда дружеский кризис миновал, Габриэль продолжал одалживать деньги у Уильяма.

У Россетти никогда не было денег. Даже если ему удавалось удачно продать картину, выяснялось, что он потратил деньги еще до того, как их получил. Художник ходил в потрепанной, изношенной одежде, даже не удосуживаясь пришить на штаны заплатки. Вместо этого Габриэль красил кожу ног, просвечивавшую в дырки, черной краской. Но даже в таком непотребном виде молодой итальянец производил на женщин убийственное впечатление. Иногда в буквальном смысле...


Явление Офелии

«Благовещение» Данте Россетти, 1850 г.

Биография Элизабет Сиддал была столь же типична, сколь и скучна. Дочь лондонского точильщика ножей, она работала в шляпной лавке, пришивая перья и ленты к шляпам, которые сама никогда не смогла бы себе позволить. Ей предстояло выйти замуж за местного торговца в засаленном халате, нарожать детишек и состариться в безвестности. Так обязательно и случилось бы, если бы художник Уол­тер Деверелл, близкий по духу к прерафаэлитам, не заглянул однажды в окно шляпной мастерской на Кранбурской аллее.

Его взору предстала девушка удивительной внешности. Высокая, худая, с точеными чертами лица, тонким носом и алебастрового оттенка кожей. Но главное – ее волосы. Ярко-рыжие, уложенные в низкий пучок, они ослепляли подобно летнему солнцу. На следующий день Лиззи выслеживали уже все прерафаэлиты в полном составе. Россетти был сражен. Он хотел писать девушку немедля.

Мисс Сиддал была озадачена и польщена подобным всплеском обожания: в том кругу, где она росла, Элизабет не слыла красавицей. На отца Лиззи произвести впечатление оказалось сложнее. В XIX веке натурщицы приравнивались к проституткам, а его дочь хоть и из бедной семьи, но девушка приличная. Девереллу пришлось привести свою мать, и та поручилась семье Сиддал за честь Лиззи. Окончательно мистер Сиддал сдался, когда узнал, что натурщица в час получает в три раза больше, чем работница шляпной мастерской.

Так началась блестящая карьера Лиззи. Сначала Россетти изобразил Элизабет в образе девы Марии в «Благовещении». Затем девушка позировала Ханту. С нее он писал волосы Христа для картины «Свет Земли» – впервые в истории Иисус стал обладателем длинных рыжих волос.

Но настоящая известность пришла к рыжеволосой музе после «Офелии» Миллеса. (Кстати, именно эта картина вдохновляла режиссеров клипа на песню Кайли Миноуг и Ника Кейва.) В тяжелом старомодном платье Лиззи лежала в ванной в студии художника, ее мокрые волосы были переплетены цветами. Сердобольная мать Миллеса поставила под ванну десятки свечей, чтобы они не давали воде остыть. Но время шло, свечи догорали, вода остывала.

«Офелия» Джона Миллеса, 1851 г.

Не смея мешать работе гения, Элизабет неподвижно лежала в холодной воде, пока не потеряла сознание. Лишь когда натурщица пошла ко дну, Миллес очнулся от творческого транса и кинулся звать на помощь. Врач, осмотревший посиневшую Лиззи, заявил, что простуда задела легкие. Мистер Сиддал негодовал. Он как чувствовал, что ничем хорошим эта странная работа не кончится! Миллесу пришлось заплатить отцу девушки 50 фунтов (огромная сумма по тем временам), чтобы заполучить Лиззи обратно. Тяжелая болезнь сильнее сблизила мисс Сиддал и Россетти. Теперь он звал ее не иначе как ласковым прозвищем Сид, и она все чаще оставалась ночевать в его студии.

Миллес закончил «Офелию». Картина имела невероятный успех, причем не только у зрителей, но и у критиков, сменивших гнев на милость по отношению к братству. Один за другим прерафаэлиты стали получать дорогостоящие заказы. Нужда и хула – их верные спутники – остались в прошлом. Джон Рёскин, ставший официальным покровителем братства, был так доволен, что оказал Миллесу большую честь – предложил для следующей картины использовать в качестве натурщицы миссис Эффи Рёскин. Решение, о котором критик вскоре пожалеет.


Развод века

Рёскины слыли в обществе приятной парой. Разве что Джон Рёскин был слишком зациклен на искусстве, а его жена, красавица Эффи, на развлечениях. Впрочем, миссис Рёскин легкомысленностью не отличалась: она была прекрасно образованна, начитанна, чудесно играла на фортепиано и волшебно пела. Обзавестись детьми Рёскины покамест не успели, а потому Эффи обладала свободным временем и с легкостью согласилась позировать Миллесу для картины «Приказ об освобождении», даже несмотря на то, что женщины из высшего общества не позировали для сюжетных полотен. Эффи предстояло провести много часов наедине с Миллесом, который был младше ее на год. В викторианскую эпоху мужчинам возбранялось подолгу задерживать взгляд на женщине, но написание картины – особый случай.

Миллес досконально изучил черты миссис Рёскин. И, что ожидаемо, влюбился. А через некоторое время, после долгих задушевных разговоров, Эффи призналась Джону в своей страшной тайне: она до сих пор девственница. Рёскин отказывается прикасаться к ней, аргументируя это самыми разными предлогами, утверждая, например, что роды уродуют женщину*. Более того, с каждым новым требованием Эффи консумировать брак Рёскин гневался все сильнее, называл супругу больной и намекал, что избавится от нее, заключив в сумасшедший дом (самым популярный способ разъезда супругов в викторианской Англии). Миллес пришел в ужас. Идеальный образ его патрона Рёскина рассеивался, уступая место куда более живописному образу его жены. Художник заявил Эффи, что нужно действовать, и немедля, благо родители девушки, узнав об истинном положении вещей, встали на ее сторону.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« А вообще Рёскина обвиняли в педофилии и неприязни к телу взрослых женщин. Ведь он влюбился в Эффи, когда она была подростком. А в 48 лет влюбился еще раз, в 9-летнюю Розу Ла Туш. Согласись, подозрительно »

«Приказ об освобождении» Джона Миллеса, 1853 г.

Картина «Приказ об освобождении» была выставлена в 1853 году. Публика возмутилась. Во-первых, миссис Рёскин обнимал какой-то мужчина, явно не мистер Рёскин (на самом деле Миллес использовал не живого мужчину, а манекен). Во-вторых, были видны ноги миссис Рёскин без туфель и чулок (Миллес рисовал ноги другой модели). Но главный скандал был впереди.

После выставки стало известно, что миссис Рёскин бежала от мужа в родительский дом и заявила о желании развестись на основании того, что мистер Рёскин так и не сделал ее своей женой. Брошенный критик рвал и метал. Особенно его задели подозрения в импотенции. «Я могу хоть завтра явиться в высокочтимый суд и доказать свою потенцию», – писал Рёскин в высшие инстанции. Как именно критик собирался доказывать потенцию, к сожалению, осталось неясным.

В умелых руках гинеколога королевы Виктории Эффи успешно прошла унизительную процедуру проверки на девственность, доказавшую, что она чиста и что «никаких противопоказаний к осуществлению брачных обязанностей у миссис Рёскин не имеется». Эффи получила свой приказ об освобождении – развод – в 1854 году. Спустя год она вышла замуж за Джона Эверетта Миллеса. Жили они долго и счастливо, и было у них восемь детей.


Великий эксгуматор

Тем временем в отношениях Элизабет Сиддал и Данте Россетти идиллия не намечалась. Лиззи оказалась в безвыходном положении. Вот уже несколько лет она открыто сожительствовала с художником – теперь на ней не женился бы и злополучный продавец в засаленном фартуке. Не облегчали положение и постоянные измены Россетти. Лиззи пристрастилась к настойке опиума– лаудануму, который легально продавали в каждой аптеке. Наконец, 23 мая 1860 года любовники все-таки сочетались браком в продуваемом холодным ветром приморском городке Гастингсе. На свадьбе не было родных и друзей, роли свидетелей сыграли случайные прохожие, а невеста настолько ослаб­ла, что Россетти пришлось нести ее от гостиницы до церкви на руках.

Долгожданная свадьба не спасла положение: Данте продолжал посещать бордели, Лиззи продолжала посещать аптеки. Она принимала лауданум в огромных дозах, даже будучи беременной, и в 1861 году разрешилась мертвой дочерью.

Вернувшись как-то вечером с очередной сомнительной прогулки, Россетти застал жену крепко спящей и громко храпящей. На кровати художник нашел записку: «Позаботься о моем брате». Несмотря на все усилия – свои и прибывшего врача, Лиззи так и не смогли разбудить. Записку Габриэль уничтожил: самоубийцам не полагалось место на кладбище, а их семьи ждал несмываемый позор.

«Блаженная Беатриче» Данте Россетти, 1864–1870 гг.

Оставшиеся до похорон дни Россетти вел себя как примерный итальянский муж, сошедший с ума от горя. Посреди его студии стоял гроб с Лиззи, и он часами не отходил от него, умоляя жену «вернуться». Во время похорон Россетти с рыданиями положил в гроб Лиззи единственную тетрадь со своими стихами, поклявшись больше не слагать виршей.

Еще много лет Габриэль утверждал, что дух Лиззи посещает его каждую ночь. Наиболее известный портрет Лиззи – «Божественная Беатриче» – он написал спустя годы после ее смерти. Обрати внимание на мак, который подносит девушке услужливая голубка. Мак не только символизирует смерть – из него также делают опий, от которого умерла Лиззи.

Самый эпатажный свой поступок Россетти совершил через семь лет после смерти жены. Ему предложили опубликовать сборник со стихами. Тут-то художник и вспомнил, куда положил единственный экземпляр тетради.

Под покровом ночи покой могилы Лиззи был потревожен. Габриэль не сам раскапывал могилу, за него это сделали услужливые люди. Потом они рассказали, что прах полностью истлел и весь гроб был заполнен золотыми, божественной красоты волосами. Россетти же радовался, что тетрадь со стихами почти не пострадала. Как он выразился в письме к другу, «только в нескольких местах страницы изъели черви». В сущности, Братство прерафаэлитов, по крайней мере первый его состав, распалось довольно быстро. Хант так и не оправился от предательства Анни и Россетти, а Миллес все больше времени проводил с семьей. Но у первых прерафаэлитов появились последователи, которых многие искусствоведы склонны относить ко второй волне прерафаэлитизма. Особенно Россетти сдружился с одним из них – Уиль­ямом Моррисом, человеком огромного таланта и карикатурной наружности.

Пухленький неуклюжий Моррис ходил за Россетти по пятам, внимая каждому его слову. Во время одного из визитов в Оксфордский театр оба обратили внимание на удивительную девушку. Простолюдинка Джейн обладала всеми качествами stunner: шикарными вьющимися каштановыми волосами, точеными чертами лица и длинной шеей. Джейн вышла замуж за Уильяма Морриса, унаследовавшего внушительное состояние, но позволяла Россетти восхищаться собой (возможно, и в физическом смысле тоже).

В конце 1860-х годов Данте обзавелся собственным жилищем. Тюдоровский дом в Челси стал, как и все, связанное с Россетти, скандально известным. Вместе с художником в нем поселились хомяки, кенгуру, несколько воронов, броненосец, павлины, семья енотов и попугаи. Как-то воскресным утром, согласно воспоминаниям брата Россетти, попугай огорошил завтракавшего художника вопросом: «Разве ты не должен быть в церкви?» Но больше всех Россетти любил хомяков. На кончину одного из них он даже написал стихи:

Я не взрастил бесхвостого вомбата,
Глаза как кнопки не смотрели на меня,
Его бока хоть были пышнотелы,
Смерть забрала его с собою сгоряча.

Заправляла всем этим зверинцем новая муза Россетти – взятая им из борделя Фанни Корнфорт. Из всех натурщиц прерафаэлитов Фанни была, пожалуй, самой вульгарной. Ее внешность – округлые формы, пухлые губы, рыжие до полу волосы – кричала о неприкрытой чувственности, и она эти крики не подавляла. Фанни, которой Россетти дал прозвище Слон, послужила моделью для «Святого Грааля».

Другой музой Россетти в поздний период его творчества стала модистка Алекса Уайлдинг – единственная натурщица художника, с которой его не связывали романтические или сексуальные отношения. Ею ты можешь полюбоваться на полотнах «Вероника Веронезе» и «Монна Ванна». А вот на картине «Леди Лилит» (см. первую иллюстрацию к статье) художник нарисовал тело Фанни Корнфорт с лицом Алексы Уайлдинг.

Надеемся, мы вдохновили тебя стряхнуть пыль с упаковки фломастеров и изобразить что-нибудь великолепное (танк, например). Если же хочешь принять двойную дозу вдохновения, отправляйся в Пушкинский музей города Москвы на выставку прерафаэлитов . Ты сможешь либо, подобно Диккенсу, обругать их произведения, либо, подобно Рёскину, наоборот.

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))


В ГМИИ им.А.С. Пушкина заканчивается выставка прерафаэлитов. Последний день – 22 сентября, но в четверг и в субботу музей работает до 9-10 вечера. Очередь сегодня была примерно на 40 минут, в будни, наверное, меньше. Есть аудиогид, есть и живые гиды, есть подробные подписи к картинам – информации много. Билет стоит 400 руб. без льгот и 200 руб. льготный. (Одновременно можно посетить выставку Тициана. Она закончится немного позже, 29 сентября. У Тициана – 2 небольших зала).
Кроме картин представлены витражи, гобелены, есть образцы обоев, выполненных по рисункам прерафаэлитов, и даже один расписной буфет. Всего этого, конечно, не слишком много – как обычно: Белый зал и галерея.
Рассматривая картины на выставке, можно ознакомиться со сложной личной жизнью членов этого художественного сообщества.
Я поставлю в центр рассказа Данте Россетти, как самого яркого из прерафаэлитов. Иллюстрацией будут только те картины, что были на выставке в ГМИИ плюс фотографии. К сожалению, не все понравившиеся мне картины удалось найти в Сети. В ГМИИ, как вы знаете, снимать категорически запрещено.

Данте Габриэль Россетти родился в 1828 году. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в King’s College. Он женился на Фрэнсис, которая была дочерью итальянского изгнанника Гаэтано Полидори и сестрой Джона Полидори, автора «Вампира» и врача лорда Байрона.(Джон Полидори был престранным человеком. Иногда он впадал в длительное оцепенение, пил опиум, был по-настоящему влюблен в Байрона. Возможно, что свои странности Россетти унаследовал от дяди).

В семье родилось четверо детей - два мальчика и две девочки. Мальчики рисовали и сочиняли стихи. Самым способным был Данте Габриэль, имя которого свидетельствует о настоящем культе великого итальянского поэта, царившего в доме. Россетти учился в академии рисунка в Блумсбэри.
Это его весьма прозаическое фото.

В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Хант, Миллес и Россетти заявили в журнале «Росток», что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события - далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, «образцовых» мифологических, исторических и религиозных произведений. Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Некоторые картины они писали на пленэре. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов.
Вначале работы прерафаэлитов встретили хороший прием, потом их критиковали, но на стороне содружества выступал Джон Рёскин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии.
Большое значение в творчестве прерафаэлитов сыграли их натурщицы. Все они были женщины из народа. Художники не только писали с них картины, не только делали их своими любовницами, но и женились, занимались их образованием, учили рисовать. Интересно посмотреть, как по-разному это происходило.

На многих картинах прерафаэлитов изображена Элизабет Сиддал.
Элизабет Сиддал родилась 25 июля 1829 года в многодетной семье рабочего из Шеффилда. С раннего детства она помогала матери и сёстрам в пошиве дешевых платьев. С восемнадцати лет работала модисткой в шляпном магазине в лондонском районе Ковент-Гарден. Здесь в 1849 году Элизабет встретил Уолтер Деверелл и через свою мать предложил позировать ему.

Уолтер Деверелл. «Двенадцатая ночь», акт II, сцена 4. В центре в образе мечтательного герцога Орсино художник изобразил себя; сидящему справа шуту Фесту придал черты своего друга Россетти. Переодетая Цезарио Виола - Лиззи Сиддал


Бледная и рыжеволосая Элизабет олицетворяла собой в представлении прерафаэлитов тип женщины кватроченто (Так называют период искусства Возрождения в 14-ом веке). Она стала настоящей музой для членов братства. Самая известная картина, на которой изображена Элизабет, - это «Офелия» Милле (1852). Для художника, стремившегося к достоверному изображению всех деталей, она позировала в ванне. Дело происходило зимой и, чтобы девушка не замерзала, под ванной Милле разместил лампы, которые подогревали воду. По рассказу У. Россетти однажды лампы погасли, Элизабет простудилась и её отец потребовал от Милле, чтобы тот оплатил услуги врача. Элизабет был прописан лауданум (опийная настойка на спирту) - обычное для того времени лекарственное средство. Этот случай, вероятно, подорвал и без того хрупкое здоровье девушки.


Данте Габриэль Россетти познакомился с Элизабет в 1852 году в мастерской Милле. Он потребовал, чтобы она оставила работу. Он собирался учить ее всему, что знал сам, включая рисование, а когда она станет по-настоящему образованной женщиной, он представит ее своей семье и женится на ней. Россетти переехал от родителей в наемные комнаты в старом доме на берегу Темзы в Чатем-Плейс и поселился там вместе с Лиззи. Она стала постоянной моделью Россетти. Страсть вдохновила Россетти на воплощение сюжетов из истории Данте и Беатриче: в картинах «Паоло и Франческа да Римини», «Любовь Данте», «Явление Данте Рахили и Леи» женские образы - это Элизабет Сиддал.

Благовещение. Эту картину критиковали за то, что Мария выглядит испуганной.

Любовь Данте.

«Видение Данте Рахили и Леи»

Россетти поощрял у Лиз литературное творчество и занятия графикой. Стихи Сиддал успеха не имели, но она стала известна как художница. Она, единственная женщина среди художников, участвовала в выставке прерафаэлитов в Рассел-Плейс в 1857 году. Её работы экспонировались на выставке британского искусства в Америке в 1858 году. Рёскин оказывал ей поддержку и даже выплачивал стипендию.
http://preraphs.tripod.com/people/lsiddal.html

Но в отношениях Элизабет и Данте не всё было гладко: Россетти, несмотря на свою возвышенную любовь к Сиддал, никак не мог порвать связи с другими женщинами, в том числе с Фанни Корнфорт и Энни Миллер (подругой Ханта).

Расскажу немного и о них.

Энни Миллер родилась в 1835 году в Челси, Лондон. Ее отец Генри служил в 14-ом драгунском полку и был ранен на Наполеоновских войнах. Мать была уборщицей. Когда в возрасте 37 лет она умерла, отец не мог сам справиться с двумя маленькими детьми, Энни и ее старшей сестрой Гарриет, и Миллеры были вынуждены перебраться к родственникам. Семья жила очень бедно, Энни работала с десяти лет.
На момент знакомства с Хантом Миллер, которой было около пятнадцати, подавала напитки в баре. Хант собирался жениться на Энни, перед своим путешествием в Палестину в 1854 году он оставил ей указания заняться своим образованием, пока он будет в отъезде. Хант также оставил список художников, включая Милле, для которых она могла позировать.

Вильям Хант. "Нахождение Спасителя во Храме", 1860 (Согласно одному из Евангелий, маленький Иисус однажды пропал, и родители сбились с ног, ища его. Он же оказался в Храме, где беседовал с мудрецами, причем глубина высказываний ребенка потрясла старцев. Родителям он сказал, что пришел в дом своего Отца).


Именно ради этой картины Хант отправился на Ближний Восток. Картина удалась, а невесту он потерял. В его отсутствие Энни вопреки его желанию также позировала для Россетти, а все натурщицы этого художника становились его любовницами.

Хант вернулся из путешествия в 1856 году. Связь Энни с Россетти привела к ссоре между ним и Хантом. Жена Россетти Элизабет Сиддал также ревновала. По слухам, однажды она даже бросила в Темзу его рисунки, изображающие Миллер. Несмотря на то, что Хант сделал ей предложение, у Энни был роман с Томасом Героном Джонсом, седьмым виконтом Ranelagh, что заставило Ханта в 1859 году окончательно разорвать помолвку.
После разрыва помолвки Энни обратилась за помощью к Герону Джонсу, который предложил ей подать на Ханта в суд за нарушение обещания жениться (что было возможно по юридическим нормам того времени), но вскоре она познакомилась с кузеном виконта, капитаном Томасом Томсоном, который влюбился в нее. Томсон предложил пригрозить, что они отдадут в газету письма Ханта к Энни. Друзья Ханта предполагали, что он выкупил письма.
Томас и Энни поженились в 1863 года. У них родились сын и дочь. Впоследствии Хант как-то встретил Энни с детьми и написал, что видел «пышногрудую матрону».
Томас Томсон умер в возрасте 87 лет, в 1916 году. Энни Миллер после его смерти прожила еще девять лет и умерла в 90, в 1925 году.

Фанни Корнфорт родилась в Суссексе в 1835 году, а с Россетти познакомилась в 1858, став его моделью и возлюбленной в отсутствие Элизабет Сиддал. Но главным ее занятием было приготовление пищи и уборка - ее наняли как прислугу.

Снимок 1863 года.

Она происходила из низших социальных слоев, и её отличали необразованность и грубый акцент.

"Леди Лилит".
Россетти преобразил здесь простоватый облик своей кухарки. Вначале он писал Джейн Моррис, но заказчику не понравилось ее лицо, и художник переписал его на лицо Фанни.

Фанни писал не только Россетти.
Акварель "Сидония фон Борк" Берн Джонса (по книге писателя первой половины XIX в. Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья»). Зловещая суть героини картины подчеркивается особым узором платья. Кстати, узор был вначале нанесен краской, а потом выцарапан иголочкой. Вот здесь подробнее про это:
http://blog.i.ua/community/1952/723967/

Когда в 1860 году Сиддал вернулась, Россетти женился на ней, в ответ Корнфорт вышла замуж за механика Тимоти Хьюза, но долго они вместе не прожили.
После смерти Элизабет Сиддал переехала к Россетти в качестве домохозяйки, и их отношения длились почти до самой смерти поэта. В то же время Россетти находился в связи с Джейн Моррис, но Джейн была замужем за Уильямом Моррисом, поэтому роман приходилось держать в секрете.
С течением времени Корнфорт сильно прибавила в весе, за что получила от Россетти прозвище «Дорогой слоник». В свою очередь она называла его «Носорожек», намекая и на его увеличившийся размер талии. Находясь в разлуке Россетти, рисовал и посылал ей слоников.
В 1879 году она рассталась с художником и вышла замуж за Джона Шотта. Они содержали гостиницу. В конце жизни страдала сенильной деменцией и в 1905 году была отдана на поруке сестре мужа. Умерла в 1906 году.

Энни, Фанни и не только...Каково женщине было все это переживать? Здоровье Элизабет ухудшалось. В начале 1860 года она тяжело заболела и тогда Россетти обещал жениться на ней, как только она поправится. Свадьба состоялась 23 мая 1860 года. В мае 1861 года Элизабет родила мёртвую девочку. Сиддал впала в депрессию, начались ссоры с Данте и припадки помешательства. 11 февраля 1862 года она умерла от передозировки лауданума. Неизвестно была ли это случайная ошибка или самоубийство. Россетти глубоко потрясла смерть жены. Всю последующую жизнь он страдал от приступов депрессии, кошмаров и угрызений совести. Облегчение Россетти находил в алкоголе и наркотиках.
Тяжело переживая смерть жены, Россетти оставил дом на Чэтэм-плейс, где жил вместе с Элизабет. Он поселился в Тюдор-хаусе (Челси). Здесь в течение нескольких лет, снова обратившисть к технике масляной живописи, он создавал памятник Элизабет - картину, в которой представил её в образе Беатриче.

На похоронах Россетти в порыве отчаяния положил в гроб Элизабет рукописи своих стихов и поклялся оставить поэзию. Через несколько лет он решил опубликовать юношеские стихи, чтобы их достать, могилу Сиддал на Хайгетском кладбище вскрыли. Свидетели говорили, что, несмотря на прошедшие годы, Лиззи казалась спящей, а не мертвой. Тело просто мумифицировалось, а остальное довершили неверный свет факелов и бурное воображение присутствовавших художников. Данте Габриэль сам достал рукопись – чтобы еще раз прикоснуться к волосам усопшей.
Книга была издана и имела огромный успех – в немалой степени из-за жутковатой истории ее возвращения в мир. Книга стихов вышла в 1870 году. Но многих знакомых и друзей поступок Россетти.
Вот одно из его стихотворений.

Внезапный свет

Да, был я здесь давно.
Когда, зачем - те дни молчат.
В дверях я помню полотно,
Трав аромат,
Вздох ветра, речки светлое пятно.

Я знал тебя давно.
Не помню встреч, разлук, мой друг:
Но ты на ласточку в окно
Взглянула вдруг,
И прошлое - ко мне пришло оно.

Всё было уж давно?
И времени, унёсшись прочь,
Как жизнь, вернуть любовь дано:
Смерть превозмочь,
И день, и ночь пророчить нам одно?

В 1871 году Россетти снова влюбился. Это была жена его друга Уильяма Морриса. Они стали любовниками, и Джейн много позировала Россетти. Муж, видимо, переживал, но не препятствовал их связи. Джейн говорила, что никогда не любила мужа, а про Росетти она говорила, что он совершенно не похож на других людей.

Фотографии показывают, что Джейн была, действительно, хороша собой.


Джейн Бёрден родилась в Оксфорде. Отец работал конюхом, а мать была неграмотной и, скорее всего, приехала в Оксфорд, чтобы работать прислугой. О детстве Джейн известно очень мало, однако ясно, что оно прошло в бедности и лишениях.
В октябре 1857 года Джейн со своей сестрой Елизаветой пошли на выступление театра «Друри-Лейн», где Джейн заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс, которые входили в группу художников, писавших фрески в Оксфордском союзе по мотивам Артуровского цикла. Они были поражены её красотой и уговорили позировать. Сначала Джейн была моделью для королевы Гвиневры у Россетти, потом она позировала Моррису для картины «Прекрасная Изольда», который сделал ей предложение и они поженились. Он рисовал эскизы и писал на обороте: «Я не могу вас нарисовать, но я вас люблю». Его не остановила разница в их социальном положении – он был социалист. Джейн же влюблась в Россетти, но тот уже связал свою жизнь с Сиддал.
Моррис был издатель, писатель, художник и один из идеологов движения прерафаэлитов. Он написал роман "Вести ниоткуда". Моррис считал, что надо возрождать не только средневековую живопись, но и средневековые ремесла. В своем имении он организовал мастерские (под общим названием «Arts & Crafts»,то есть искусство и ремесла), где вручную изготовляли мебель, ткали ковры и шпалеры, делали на гончарном круге посуду. Сам был отличным ткачем. «Arts & Crafts" пережила хозяина и существовала до 1-ой мировой войны.


До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения Джейн Моррис начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу. Позже она вошла в высшее английское общество и, возможно, послужила прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». В 1896 году Джейн похоронила мужа – Уильяма Морриса. Сама Джейн Моррис встретила ХХ век, насладилась славой, которая сопутствовала картинам многих прерафаэлитов и умерла 26 января 1914 года в Бате.

Прозерпина.

Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралгидрату, жил жизнью затворника.
В 1872 году пошла волна анонимных жестоких нападок на работы Россетти. Он всегда отличался чувствительностью по отношению к любой критике, поэтому испытал нервное расстройство и даже предпринял попытку самоубийства, выпив бутылку опийной настойки (видимо, вспомнил о первой жене). Он выжил, но начал страдать манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в художественном искусстве, так и в поэзии. Еще два года художник жил в Келмскотт Мейнор, а Джейн оставалась рядом с ним. Со стороны это выглядело так, будто одинокий художник делит коттедж с семейной парой – они снимали его пополам. В 1874 году Моррис отказался выплачивать свою часть за аренду коттеджа. Это означало, что, следуя общественным традициям, Джейн не могла более оставаться там вместе с Россетти, если не хотела окончательно погубить собственную репутацию. Россетти с 1875 по 1876 год арендовал коттедж на побережье Сассекса, и Джейн вновь приехала к нему и оставалась с ним на протяжении четырех месяцев. В 1877 году у Россетти произошел очередной нервный срыв. Джейн решила окончательно порвать с ним. Она начала понимать, насколько расшатанным стал рассудок художника, постоянно ослабляемый алкоголем и наркотиками. Остаток жизни Россетти провел затворником. Однако дружеская переписка с Россетти продолжалась вплоть до самой его смерти.
С 1881 года он начал страдать галлюцинациями и приступами паралича. Его перевезли на морской курорт Берчингтон-он-Си и оставили на попечение сиделки. Там он и умер 9 апреля 1882 года.

Еще одной натурщицей Россетти стала Алекса Уайлдинг.
Monna Vanna (Тщеславная женщина) or Belcolore (1866)

Принадлежавшая к рабочему классу семья Алексы Уайлдинг происходила из Шрусбери, Шропшир. Сама Алекса родилась в Суррее приблизительно в 1845 году и была дочерью изготовителя пианино. Согласно переписи 1861 года, когда Уайлдинг было около шестнадцати, она жила на Уорик-лейн, 23 со своей 59-летней бабушкой и двумя дядями. Она работала, но по стандартам того времени условия её жизни не были особенно плохи, она умела читать и писать. К моменту знакомства с Россетти она была портнихой и мечтала о карьере актрисы.
Россетти впервые увидел Уайлдинг однажды вечером на лондонской улице Стрэнд в 1865 году и был впечатлен её красотой. Она согласилась позировать ему на следующий день, но не пришла в назначенное время. Возможно, её пугала сомнительная репутация натурщиц того времени. Прошли недели, и Россетти уже отбросил пришедшую ему в голову идею картины, на которой для него было очень важно видеть именно эту модель, когда он снова увидел на улице Алексу. Он выпрыгнул из кэба, в котором ехал, и убедил её отправиться прямо в его студию. Он заплатил Уайлдинг за неделю, чтобы она позировала только ему, так как боялся, что другие художники тоже могут нанять её. У них были длительные взаимоотношения; существует информация, что после смерти Россетти в 1882 году Уайлдинг, хотя её финансовое положение было не вполне благополучным, регулярно ездила возложить венок на его могилу в Берчингтоне.
Сама Уайлдинг никогда не была замужем, но проживала с двумя маленькими детьми. Возможно, они были незаконнорожденными, но предполагается, что это могли быть дети дяди Алексы Согласно записям 1861 года она была владелицей недвижимости и рантье - значительное достижение для девушки из рабочего класса.
Согласно свидетельству о смерти, Алекса Уайлдинг умерла 25 апреля 1884 года в возрасте 37 лет. Причиной смерти был назван перитонит и окончательное истощение; шестнадцатью месяцами раньше у неё диагностировали опухоль селезенки. Это может быть тот самый недуг, из-за которого Россетти считал, что она больна, и время от времени она не могла позировать.

Говоря о прерафаэлитах, конечно, нельзя обойтись без Джона Эверетта Милле (1829-1896)– одного из 3-х основателей содружества.

Джон Эверетт Милле. Ариэль завлекает Фердинанда (На сюжет из «Бури» Шекспира).

Христос в родительском доме. Мальчик показывает родителям стигматы на ладонях - там, где будут гвозди от распятия.

Милле был вундеркиндом, и в 11 лет поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю Академии. Уже его ученические работы выставлялись на академических выставках и получали первые места. В 1848 году на одной из выставок Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов. При этом он продолжает выставляться на академических выставках. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант.
Летом 1853 Рёскин и его жена Эффи пригласили Милле отправиться вместе на лето в Гленфинлас.

Приказ об освобождении. Для женской фигуры (жены освобожденного шотландца) позировала Эффи (1746, 1853)

Эффи родилась в Перте, Шотландия, и жила в Боуэрсвелле, доме, где дед Рёскина покончил с собой. Её семья знала отца Рёскина, который поощрял связь между ними. В 1841 году году, Рёскин написал фантастический роман «Король Золотой Реки» для двенадцатилетней Эффи. После своей свадьбы в 1846 году, они совершили путешествие в Венецию, где Рёскин собирал материал для своей книги «Камни Венеции». Однако, вследствие разницы в темпераментах супругов общительная и кокетливая Эффи вскоре начала чувствовать себя подавленной категоричной личностью Рёскина. Через пять лет после бракосочетния она всё ещё была девственницей, так как Рёскин постоянно откладывал консуммацию брака. Причины этого неясны, но они включают отвращение к некоторым частям её тела. Эффи позже писала отцу: «Он ссылается на различные причины, ненависть к детям, религиозные мотивы, желание сохранить мою красоту, и, в конце концов, в этом году он сказал мне настоящую причину… что женщина, которую он представлял, значительно отличалась от того, что он видит во мне, и причиной, по которой он не сделал меня своей женой, было его отвращение к моей особе с первого вечера 10 апреля». Рёскин подтвердил это в заявлении своему юристу во время бракоразводного процесса. «Может показаться странным, что я воздержался от женщины, которую большинство людей находят столь привлекательной. Но, хотя лицо её красиво, её личность не сформировалась для возбуждения страсти. Напротив, в её особе были определённые детали, которые полностью препятствовали этому.» Причина такого отвращения к «деталям в её особе» неизвестна. Были выдвинуты различные предположения, включая неприязнь к лобковым волосам Эффи или её менструальной крови.
Милле и Эффи полюбили друг друга и, после ее скандального развода с Рёскином (В 1854 году их брак был признан недействительным.), поженились. За время их супружества Эффи родила Милле восьмерых детей, одним из которых был известный садовод и художник, изображавший птиц, Джон Гилль Милле. Когда позднее Рёскин пожелал помолвиться с юной девушкой Розой Ла Туш, её обеспокоенные родители обратились с письмом к Эффи, которая в своём ответе охарактеризовала Рёскина как деспотичного супруга. Не сомневаясь в искренности Эффи, стоит отметить, что её вмешательство способствовало разрыву помолвки, вероятно, послужившего, в свою очередь, поводом к умственному расстройству Рёскина.
Женитьба изменила Милле: для поддержания семьи он должен был создавать картины быстрее и в большем количестве, а также дорого продавать их.
Милле полностью отрекся от взглядов и идей прерафаэлитизма, но зато обрел огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. фунтов в год. Он сделался портретистом и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). В 1896 году он был избран президентом Королевской Академии. На портретах Милле изображает, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты.

Хотелось бы показать еще несколько картин других авторов.

Форд Мэдокс Браун. "Возьмите вашего сына, сэр". (1851-1857). На неоконченной картине изображены жена и сын художника Артур.

Браун не раз переписывал картину. Его первая жена умерла в 27 лет, оставив 3-х-летнюю дочь. Через 2 года он сошелся с Эммой Матильдой Хилл, дочерью херфордширского фермера, бывшей его моделью. 1850 она года родила ему вторую дочь (обе дочери Люси и Кэтрин впоследствии стали художницами). В 1853 году Эмма и Браун обвенчались. Свидетелями стали Данте Габриэль Россетти и Томас Седдон. Два года спустя Эмма родила художнику сына Оливера. В сентябре 1856 года у супругов родился сын Артур, проживший всего год. После смерти младшего сына Эмма пристрастилась к спиртному, что впоследствии, особенно после ухода из жизни и старшего сына Оливера, приняло катастрофические формы.
Оливер подавал большие надежды как художник и поэт, но в 1874 года юноша умер от заражения крови. Россетти написал на его смерть сонет «Безвременная потеря».

На выставке представлены и пейзажи. Вот два из них.
Сэндис. Осень

Томас Седдон. Вид на Иерусалим и долину Иосафата.