Символическое значение смерти Базарова. Анализ сцены смерти базарова сочинение Что говорят критики о смерти базарова

Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?

(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг»?

(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Базаров становится человечнее.)

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.

Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова - от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров - представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.

Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.

Вторая причина - внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)

(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров - «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)

III. Слово учителя

Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «...Я нужен России... Нет, видно, не нужен...» - может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил - страсти и смерти».

Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.

Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.

С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ - «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» - спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?

Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить... Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую - судьбу.

Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою» - родители Базарова.

Урок литературы в 10 б классе

Тема:

РОЛЬ ЭПИЗОДА «СМЕРТЬ БАЗАРОВА» В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 9 г. Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Десяткина В.Л.

Тема: Роль эпизода «Смерть Базарова» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цель: 1. Путём анализа эпизода донести до обучающихся тему и идею произведения.

    Выяснить, какие нравственные начала утверждает автор.

    Развитие устной и письменной речи обучающихся.

Ход урока.

I. Слово учителя.

У романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» необычная судьба. При своём появлении он вызвал такую бурю, какой не вызывала ни одна книга ни до, ни после. Идёт уже не одно столетие «жизни» тургеневского романа. Именно жизни, потому что роман и сегодня читают, а о его герое продолжают спорить. Причина не только в том. Что Тургенев затронул в своём романе такие проблемы человеческого бытия, которые приходится решать во все времена. Писатель создал образ героя, который в своих коренных чертах вечен и возникает в жизни каждого поколения.

II. Беседа с учащимися.

Ни с одним героем не прощался И.С.Тургенев так трогательно, как с Базаровым. Романы Тургенева остросюжетны. В основе каждого из них – одно событие, которое распадается на много эпизодов, образующих это событие. Каждый эпизод со своей проблематикой и художественными средствами выражения.

1. Работа над эпизодом «Смерть Базарова».

Чтение по ролям эпизода.

Вопросы:

(Что такое жизнь и что такое смерть? Кто нужен России?)

Тургенев был сторонником «тайной психологии». На практике это приводило к тому, что он не раскрывал подробно душевный мир своих героев, но давал яркое представление об их мыслях и чувствах при помощи внешних художественных средств.

На первый план в системе этих средств выдвигается диалог и портрет.

2. Что раскрывается в диалоге Базарова с Одинцовой?

(В диалоге раскрываются убеждения и характер героя).

В эти часы сказывается в Базарове его любовь к Одинцовой, его «романтизм», доброта, забота о родителях, восхищение женской красотой. Всё, что было глубоко в нём запрятано под маску нигилизма.)

3. Какие преобладают предложения в репликах Базарова? Почему?

(Показать волнение, беспомощность перед лицом смерти).

4. В речи Базарова присутствуют афоризмы. О чём они свидетельствуют?

(Они говорят о знании Базаровым жизни).

5. Метафоры создают определённые ассоциации. Есть ли они в данном эпизоде? Если есть, то какую несут смысловую нагрузку?

(Присутствуют пушкинские глагольные метафоры, которые подчёркивают романтическую и поэтическую душу Базарова.)

6. Благодаря данным художественным средствам, каким мы видим Базарова перед лицом смерти?

(Сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма, он не обнаруживает слабости, даже минутной).

7. Зачем Тургенев заканчивает роман смертью Базарова?

(Закономерность смерти Базарова имеет две стороны: психологическую и социально-историческую. Психологическая – нелепая смерть, социально-историческая – Базаров умирает молодым, не довершив своего дела, потому что время Базарова ещё не пришло. Базарову не суждена победа – в этом видит Тургенев причину гибели Базарова).

III. Вывод.

Какое место в романе занимает эпизод «Смерть Базарова»?

(Это ключ к разгадке характера Базарова).

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Зачем нам жизнь дана?»

Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – таким образом Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Но главным своим предназначением он считает «нигилизм».
Базаров убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость – это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям - нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И - самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию.
Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, - промолвил он, - вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Перед ее лицом он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь. Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой…начинает задумываться о настоящем Боге, о его помощи (!). Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..» А также - его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!»
Он просит Одинцову приехать к нему попрощаться, и женщина, не побоявшись страшной болезни Базарова, выполняет его просьбу. Именно перед Анной Сергеевной герой в полной мере раскрывает свою душу, делится с ней самыми сокровенными мыслями.
Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. А на смену им ничего не пришло. Кажется, и сам герой понимает это. И решает принять свою участь достойно: «Все равно: вилять хвостом не стану».
Можно сказать, что смерть Базарова в полной мере отразила жизнь этого героя, потенциал его натуры, внутреннюю борьбу, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма».
Мы видим, что Евгений Васильевич – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Тема:

Разработчик урока:

Учитель русского языка и литературы

Ивлева Л.Е.

2012 г.

Тема:

"Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”
И.С. Тургенев

Цели:

  1. Подведение учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
  2. Увидеть духовное богатство и силу духа Базарова.
  3. Прояснить особенности авторской позиции по отношению к главному герою.
  4. Путем художественного анализа прийти к выводу о роли эпизода в романе.
  5. Соотнести выводы учащихся с мнением критиков.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

2. Работа с текстом .

(Проверка домашнего задания)

Подбор фраз и текста, доказывающих одиночество Базарова, его обреченность в обществе.

Первая группа.

Базаров и братья Кирсановы (разрыв по идеологическим соображениям).

Глава 10, 6 : – Вы все разрушаете “Да ведь надобно же и строить”.

– Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.

– Я не понимаю, как можно не признавать принципов!

– В теперешнее время полезнее всего отрицание.

Вторая группа.

Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).

Глава 26: “видно, прав Базаров, любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, эгоизм…;

Третья группа.

Кукшина и Ситников – Базаров (пошлость и ничтожество).

Глава 19: “мне нужны подобные слухи. Не богам же горшки обжигать!”

Четвертая группа.

Базаров и Аркадий (отрицание дружбы – мягкость Аркадия).

Глава 26: “Мы прощаемся навсегда, и ты сам это знаешь чувствуешь, ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.”

Пятая группа.

Базаров и родители (люди разных поколений, разного развития).

Глава 21:

“Уеду завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя.”
“Скучно ему стало с нами. Один теперь как перст, один!”

– С кем же Базаров считает себя близким? В ком находит понимание, по его мнению (с народом).

– Так ли это на самом деле?

3. Чтение творческих работ – миниатюр “Базаров и народ”.

(Индивидуальное домашнее задание)

Базаров считает, что говорит на одном языке с народом, считает себя близким с ним. “Мой дед землю пахал”. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его.

Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже призирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.

– Так почему же Тургенев обрекает его на смерть?

(Он считает его обреченным. Две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.)

– Но Тургенев не просто констатирует смерть, он отводит эпизоду смерти особое значение. Какое? Мы будем об этом рассуждать после чтения текста.

4. Выразительное чтение эпизода.

5. Беседа. Анализ эпизода.

6. Какие качества Базарова проявились в эпизоде?

Глава 27:

  1. Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.
  2. Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
  3. Убежденный материалист. “Ведь и беспамятных причащают”, “не мешай мне” (отказ от исповеди). “А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?”
  4. Жалость к родителям. “Мать? Бедняга! Кого-то она кормила своим удивительным борщом?”. “Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему?”
  5. Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.
  6. Романтизм науки. К каким средствам художественной выразительности прибегает Тургенев, чтобы показать романтизм Базарова?
    Метафоры: червяк полураздавленный, гигант, умирающая лампада.
    Афористичность.
    Эпитеты: молодая, свежая, чистая, умирающая.
    Почему такая поэтичность в речи героя? Что можно сказать здесь о тургеневской позиции? Базаров – романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в жизни.
    А жизнь взяла свое. Тургенев видит его, не реализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.
  7. Цитирование критиков о последнем эпизоде. (Индивидуальное домашнее задание)
    “Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева, я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное”.
    “Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг”.
    Д.И. Писарёв

Вывод:

Почему же всё-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и “обречённую на гибель”.

Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров – “умница” и “герой”. Автор хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Домашнее задание.

Написать творческую работу.

I вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Базаров вдруг повернулся на диване…”

II вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери…”

Анализ эпизода.

Алгоритм работы на уроке.

Роль эпизода смерти Базарова, анализ эпизода из романа.

Тургенева “Отцы и дети”.

Эпизод – слово греческое, имеет три толкования: “Случай”, “Вставка”, “Посторонний”. В толковом словаре выделяется два значения:

  1. Случай из жизни. Всего лишь эпизод.
  2. Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения. Таким образом, для анализа эпизода необходимо определить его границы. Определив тему, главную мысль и озаглавив, можно начинать анализ по плану:
  1. Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)?
  2. Сжатый пересказ. Назвать первые события (завязку), главное событие (кульминацию), последнее событие (развязку) происшедшего случая, если они не были выделены учениками при переходе сюжета.
  3. Далее смотрим, как построен эпизод. Эпизод – это цельный фрагмент текста, что предполагает наличие вступления (сообщение о мести и времени действия) и заключение (последствие). Определив основную часть границами завязки, поделить её на части (можно составить план). Выяснить в какой части находится кульминация.
  4. Зададим вопрос: Какие качества характера героя проявились в эпизоде?
  5. Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
  6. Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)?
  7. Авторская позиция. Как относится автор к герою, происходящему? Какими словами или выражениями характеризуется герой или происходящее? Какая оценка автора в них звучит?
  8. Особенности языка писателя. Можно обратить внимание на язык персонажей, язык автора или рассказчика (если он есть). Лексика, неологизмы, синтаксический строй, афористичность и другое.
  9. Какие художественные приёмы использует автор в этом эпизоде?
  10. Таким образом, выходим на проблематику эпизода, на его связь с художественным целым.

Главное внимание при работе с эпизодом следует уделять осмыслению его художественных особенностей, иными словами, предложить путь от художественных особенностей к проблематике, а не наоборот. Иными словами, при таком пути анализа ученик учит всё “вычитывать” из текста, а не иллюстрировать текстом непонятно откуда взятые (в лучшем случае со слов учителя или из учебника) положения.


Конспект урока по литературе

Тема урока "Испытание смертью". Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода смерти.

Цель урока: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи: литература роман тургенев

  • 1. Обучающие:
  • 1. Систематизация изученного материала.
  • 2. Развивающие:
  • 1. Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.
  • 2. Систематизация знаний по теории литературы.
  • 3. Воспитательные:
  • 1. Воспитание любви к родному слову.
  • 2. Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.

Оборудование: текст романа, видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» (экранизация романа И.С. Тургенева. Режиссер В.Никифоров. Киностудия «Беларусьфильм», 1984 г.).

Ход урока

  • 1. Оргмомент. Приветствие.Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока.
  • 2. Слова учителя:

Каким запомнили вы главного героя тургеневского романа? (Учащиеся называют характеристики главного героя и записывают их в тетрадях).Образованный,Свято верит в нигилизм,Твердых убеждений, Внутренний стержень, Кремень,У бедителен в споре, Неоспоримые, неопровержимые аргументы, Брутальный, Небрежность в одежде, Материальная сторона его не беспокоит, Стремится быть ближе к народу,Сам себя воспитал,«Чудесный малый, такой простой»,Загадочный и т.д.

Учитель: Каков же Он, Базаров? С одной стороны, твердый и непримиримый, отрицающий все и вся нигилист. С другой стороны, - «рассыропившийся» романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством - любовью. Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?

Базаров в любви - способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.Индивидуализм Базарова - исключительность - романтизм

Учитель: Как изменилось мнение читателя о Базарове?

Ученики: Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.

3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Учитель: Каким предстает Базаров перед смертью?

Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».

А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Д.И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг».

Учитель: Что объединяет эти высказывания?

Ученики: Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.

Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, - усиленно заговорил он… гл.27)

Учитель: Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

Составляем таблицу.

Средства выразительности

Их роль в тексте

Распростертое бессильное тело

Физическая слабость Базарова, который не привык, чтобы его видели слабым. Судьба вынесла свой приговор. Базаров слаб перед лицом смерти.

Великодушная!

Он любит Анну Сергеевну искренне, по-настоящему.

Эпитеты, градация.

Молодая, свежая, чистая…

Она - жизнь. Именно Одинцовой он поручает заботу о своих родителях.

Сравнение

Обломаю дел много… Ведь я гигант!

Сила не только физическая, но прежде всего сила духа.

Метафоры

Старая шутка смерть…

Моя собственная форма разлагается

Старается держаться, не показывать слабость

Метафора

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Романтик.

Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.

Сравнения

Червяк раздавленный

Испытывает неловкость перед любимой женщиной.

Восклицательные знаки

В начале разговора.

Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.

В то же время - сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.

Многоточия

Особенно в конце монолога.

Не только потому, что базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.

Фразеологизмы и просторечия

Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану.

Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.

Учитель: Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене - обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель: Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.

Князь Мещерский: «Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».

В.Верещагин: «Иван Сергеевич лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, глаза чуть-чуть смотрят, рот страшно открыт, и голова, сильно закинутая назад, немного в левую сторону, с каждым вздохом вскидывается кверху; видно, что больного душит, что ему не хватает воздуха, - признаюсь, я не вытерпел, заплакал».

Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.

4. Выводы. Подведение итогов. Домашнее задание.

О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова - не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.

Мишель Монтень: «Если бы я был сочинителем книг, я составил бы сборник с описанием различных смертей, снабдив его комментариями. Кто учит людей умирать, то учит их жить».

В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).

Домашнее задание: составить сообщение по биографии и творчеству Ф.И.Тютчева.