Что значит фразеологизм темна вода в облаках. Ночь темна, и светел месяц… об эжене ионеско © перевод г

Пролетали,
сокрывая солнце,
как разнообразные века,
как рыбешки
в озере на донце,
как святые мысли, –
облака.
Облики, обетованья видя,
писанные кистью ветерка,
в Греции, Египте,
Атлантиде
полюбили люди облака.
Облачаясь в белые одежды,
возвращаясь в дом издалека,
сохраняя чудные надежды,
для сравненья брали облака.
Обеленье снегом,
одожденье,
появленье на жаре тенька,
Вознесенье и Преображенье –
всюду пригодились облака…

Такое описание круговорота воды в природе, духовно-поэтическое восприятие облаков предлагает нам иеромонах Аверкий (Белов). Честно говоря, в разговорной речи я этого ни разу не слышала, поэтому и начала со стихотворения отца Аверкия, которое тоже касается облаков.

– Стихотворение замечательное. А то, что фразеологизм темна вода во облацех не используется в современной России, меня, честно говоря, удивило: так говорили наши бабушки и прабабушки, когда хотели сказать о какой-то тайне, о чем-то неразгаданном, нам неизвестном. Например, даже в бытовой ситуации, когда речь шла о краже или взятке и толком было непонятно, что случилось, могли сказать: «Ну, а что там произошло… Знаешь, темна вода во облацех – нам этого не узнать, не понять». Это очень глубокое выражение, и корни его лежат не в народной речи и не в художественной литературе, а в Священном Писании.

Оно находится в контексте 17-го псалма, который открывает третью кафизму Псалтири. Это выражение впрямую относится к описанию снисхождения Божьего на землю, это образное описание – как это обычно бывает в псалмах – Рождества Христова. 17-й псалом был написан Давидом, когда Господь избавил его от рук всех враг его и от руки Саула. Сначала Давид говорит, что была беда – нашествие многих врагов, и Господь услышал его глас и избавил от них. И вдруг дальше как бы вставка, которую библеисты, исследующие псалмы как литературное произведение, считают наиболее древней. Если, как они говорят, можно сомневаться, что псалом написал сам Давид, то насчет средней части, в которую как раз входит фраза «темна вода во облацех», нет сомнений в древности текста, написанного самим Давидом или его современниками. Это наиболее древняя часть псалма.

После того как Давид сообщает, что воззвал к Богу, и Господь услыша от храма Святаго Своего (фраза, тоже наверняка известная церковным людям), и спас его, описывается какая-то фантасмагоричная сцена, такое впечатление, что это из пророка Иезекииля – о схождении Божьем на землю. Вот как пишет Давид: «И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой» (Пс. 17, 7–13).

Это описание кажется нам просто ветхозаветным описанием плохой погоды – бури, грозы, но есть еще и ощущение, что бурей, дождем Господь мог помочь Давиду преодолеть его врагов. Это довольно поверхностное толкование, которым, кстати, ограничивается «Толковая Библия» профессора Лопухина.

Если мы обратимся к святым отцам (в частности, я очень люблю «Толкование на псалмы» Афанасия Великого), нам откроется тайна этих слов – здесь есть какая-то глубокая тайна. Преподобный Афанасий Великий, святой отец IV века, объясняет эти слова, и мы выясняем, что описанные горы – это лжепророки и лжеучения, которые в обилии были перед Пришествием Христовым, люди, творящие всевозможные грехи, находящиеся во тьме язычества и идолослужения. Господь прогневался на нечестие людей, и это предшествовало Его Пришествию на землю, как объясняет Афанасий Великий. Огнем Своего Божественного Пришествия Господь попаляет другой огонь – огонь страстей, грехов.

Как мы уже говорили, Божественный свет и Божественный огонь – это одно и то же. Просто, как говорит святитель Григорий Богослов, для одних это свет, а для других огонь, смотря по тому, что Господь находит в человеке: для людей доброй жизни это свет, просвещающий всех, а для злых, для тех, кто тяготеет к греху, этот же свет оборачивается огнем. Здесь как раз описание, как от Лица Божьего огонь снисшел на землю и попалил все греховное. Пришествие Господа было испытанием для людей. То есть чем для вас окажется это Пришествие? Окажется светом – и вы пойдете за ним? Или окажется огнем, который будет попалять, жечь ваши страсти и нераскаянные грехи?

«И приклони небеса, и сниде»: Рождество Христово – это соединение Неба и земли; Небо приклонилось к земле, и Господь сошел. «...и мрак под ногама Его». Тьма, которая по-русски называется именно мрак, – это состояние, где ничего нет и там присутствует Господь. Святые отцы, подвижники, старцы, не только древние, но даже современные, рассказывают, что, если серьезно занимаешься Иисусовой молитвой, наступает момент, когда чувствуешь пустоту – все помыслы уходят. Ведь когда мы молимся, наши помыслы роятся, как комары и мухи. Кстати, по этому можно определить, чем ты духовно болеешь: если человек любит жалеть о прошлом, то на молитве ему, скорее всего, будут приходить какие-то мысли, ассоциации из прошлого, иногда даже приятные, но отвлекающие от молитвы. Если кто-то сильно беспокоится о своей жизни, о будущем, то ему, скорее всего, будут приходить мысли, что надо куда-то срочно позвонить или что-то сделать. А вот когда святые отцы, подвижники, старцы очищают сердце слезами, покаянием, молитвой – этими серьезными духовными упражнениями, то они приходят в такое состояние, когда на молитве у них нет помыслов. Наступает тишина, и они как бы опускаются во мрак, не тьму. По-русски это именно мрак – состояние, где ничего нет, Господь сходит в той тишине (но не «тьма», обозначающая что-то зловещее, и в русском языке в том числе)…

«И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его...». Афанасий Великий говорит, что окрест Его селение Его – это Святая Церковь, и в этом ссылается на апостолов. «...темна вода во облацех воздушных» – все это нами не изведано, не понято, чудесно, мы только можем верить в это и благодарить за это.

Вернемся к нашей фразе «темна вода во облацех небесных». Почему именно образ облаков? Понятно, что образ туч, облаков, несущих нам воду, которая дает жизнь, – это тоже ветхозаветный символ. Но ведь еще во облаках часто сходил Дух Святой. Мы знаем, что Он сошел в облаке на Фаворе, и верх Синая тоже покрыло облако. Афанасий Великий называет облаками апостолов и пророков и говорит, что иногда темны для нас учения пророков, но Пришествием Христовым они открываются для нас и объясняются многие их слова, которые до того мы не понимали. То есть святитель предлагает очень многоплановое понимание облаков.

Я не случайно предложила эту фразу. Читала три дня тому назад этот псалом и увидела «воды в облаках» (к тому же недавно у нас был дождь), и у меня почему-то сразу возникла мысль о Крещении Господнем, ведь животворящие воды Иордана – это тоже потрясающий символ: Иордан не живет без воды, выпадающей из этих облаков, дождевая вода питает его, иначе он пересохнет. Он очень сильно разливается зимой и сильно усыхает летом. Кроме того, сам образ животворной воды, которая хотя и темна, присутствует. Действительно, мы знаем, что в церковных песнопениях, стихирах и тропарях Крещения Иорданские воды называются проистекающими в жизнь вечную, и Господь говорил: «Аз есмь источник воды живой».

Вода, символ, совершенно понятный для нашего региона, получает в Священном Писании совершенно другое значение, таинственное, мистическое.

Записала:
Юлия Подзолова

Гаков Вл.

"Темна вода во облацех..."

(Беседы о мире и человеке)

Вокруг так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО) сложилось множество самых разнообразных домыслов, суеверных представлений, мистических спекуляций. Есть ли НЛО на самом деле? А если есть, то что это такое- фантастические корабли "пришельцев из космоса", оптические иллюзии, необычные атмосферные явления или просто газетные сенсации? Ответ на эти вопросы читатель найдет в научно-художественной книге Вл. Гакова, срывающей мистический покров с "загадочных" НЛО. Издание рассчитано на массового читателя. ПРЕДИСЛОВИЕ Число различных изданий в мире, а той или иной мере посвященных "проблеме НЛО" (неопознанным летающим объектам), близко к тысяче. Характер этой литературы чрезвычайно разнообразен: от достаточно серьезных книг, в которых дается систематизация и анализ имеющихса данных, которых, кстати, совсем немного, до откровенной разнокалиберной халтуры, представленной, к сожалению, очень широко. Если бы не это обстоятельство, то такой обширной библиографии могли бы позавидовать многие области фундаментальных научных исследований. В чем причина такого массового интереса к этому вопросу, временами переходящего в ажиотаж? Однозначного ответа, вероятно, дать просто невозможно даже специалистам, достаточно хорошо знакомым с историей проблемы и современным состоянием дел. Что касается рядового читателя, то его положение в лабиринте разноречивых представлений о "летающих тарелках" вообще незавидно. У нас в стране по этой тематике фактически была издана всего одна книга Д. Мензела. Издана давно, малым тиражом, и ее не отнесешь к числу лучших произведений по затронутому вопросу, так как она весьма однобоко ориентирует читателя. Несколько журнальных публикаций, небольшая глава в книге В. 8. Рубцова и А. Д. Урсула "Проблема внеземных цивилизаций" и часть книги Г. Хефлинга "Все чудеса в одной книге" - вот, пожалуй, и весь список отечественной литературы по НЛО. Да еще слухи и пресловутые конспекты "лекций". А нужно обстоятельное, объективное изложение существа этой "проблемы века". Сложность такой задачи очевидна. Читатель, мало-мальски знакомый с "проблемой НЛО", легко заметит, что в ней можно выделить два основных направления: анализ и интерпретация материалов наблюдений, что практически полностью находится в компетенции естественных наук, и исследование истоков массового интереса к вопросу, который не затихает вот уже несколько десятилетий. В этой книге автор в большей степени пытается проанализировать круг вопросов, относящихся ко второму направлению, хотя приводит и результаты исследования природы наблюдаемых "объектов". Однако сделано это в довольно конспективной форме, поэтому несколько небольших уточнений могут оказаться полезными читателю. О терминологии. Сочетание "НЛО" употребляется, в зависимости от контекста, в двух смыслах - как наблюдаемые объекты или явления и как некоторый синоним транспортных средств пришельцев из других миров. Но исследователь имеет дело только с сообщениями очевидцев, которые и представляют для него предмет изучения. Иначе говоря, реальностью является совокупность описаний тех или иных наблюдений, и, пока не проведен их анализ, об объекте можно говорить лишь в смысле "объект наблюдения". Последующая экспертиза сообщений позволяет отсеять описания известных естественных или антропогенных явлений и выделить для дальнейшего анализа не идентифицированные с ними наблюдения. В разряд необъясненных попадают в основном явления, описания которых просто содержат слишком мало информации. Если, скажем, палеонтолог по одной кости может восстановить весь скелет и внешний вид ископаемого животного, то для надежной идентификации различных процессов, наблюдаемых очевидцами, краткого описания отдельных фрагментов часто бывает недостаточно. Несколько слов о сообщениях очевидцев. У ряда авторов в явной или неявной форме проскальзывает утверждение, что все или по крайней мере большинство описаний являются результатом шутки, розыгрыша или плодом больного воображения. Это не так. Подавляющая часть корреспондентов честно описывают действительно наблюдавшиеся ими события, однако оценки, которые они приводят, часто в значительной мере отягощены ошибками, связанными с субъективными особенностями восприятия. Причем интересно, что, за редким исключением, в этих сообщениях не утверждается, что автор наблюдал "летающую тарелку", "НЛО" и т. п. Такая "интерпретация" возникает уже после соответствующей "обработки" собранных материалов. Кстати, не могу не отметить, что описаний различных приключений с участием инопланетян в Академию наук СССР, например, не поступало, а достоверность таких историй вызывает, мягко говоря, удивление. Впрочем, в книге об этом сказано достаточно подробно. Не так давно корреспондент, с которым проходила переписка по "проблеме НЛО", в своем письме написал следующее: "Что бы Вы ни говорили об отсутствии каких бы то ни было достоверных фактов, я верю и буду верить в НЛО..." Очень хочется, чтобы этот человек внимательно прочитал эту книгу и задумался об истоках своих убеждений, а вместе с ним и те, кто в той или иной мере разделяет его взгляды. Умеющий читать да прочтет. Кандидат физико-математических наук Ю. ПЛАТОВ - Что делаешь? - Пишу книгу. - Поздравляю. О чем? - О летающих тарелках...- По восторженному взгляду собеседника догадываюсь, что говорю не то.- Ну не совсем об НЛО, а скорее обо всем, что вокруг них, о шумихе... - Понятно. Разоблачать будешь...- В глазах уже не собеседника - прокурора целая гамма чувств: от внезапно потухшего интересе и разочарова- . ния до прямого осуждения. Оправдываться будущему автору книги явно бессмысленно. А правда, о чем эта книга? И кому предназначена? Рискну утверждать, что явлением, зашифрованным буквами НЛО, в разной степени интересуются многие. Ажиотаж вокруг "летающих тарелок" (это обозначение вошло в повседневный язык так же прочно, как "робот" или "космонавт") то вспыхивает, то на время гаснет, чтобы снова вспыхнуть с еще большей силой. Очень многих, оказывается, волнует насущный вопрос: есть ли НЛО, и если да, то что это такое космические корабли пришельцев, оптические иллюзии, какие-то атмосферные явления или просто газетная "утка"? А литературы на русском языке почти что и нет. Авторы редких статей в периодике почти не касаются истории вопроса, а если и ссылаются на иностранные источники, то часто походя, как бы между прочим, рождая в душе читателя, который худо-бедно, но наслышан о "буме" НЛО в мире, еще большие сомнения... Эта книга - приглашение к разговору, который, право же, назрел. Тем более что информационный вакуум, к сожалению, быстро заполняется дезинформацией. Массовое сознание стихийно само насыщает себя "информацией", часто непроверенной и бессистемной; порой это просто фальсифицированные сведения, почерпнутые из источников по меньшей мере сомнительных. Многие, вероятно, помнят, как совсем еще недавно ходили по рукам, перепечатывались и переписывались от руки безграмотные "конспекты лекций" об НЛО, обильно усеянные туманными ссылками на зарубежные источники,сколько шуму они тогда наделали, какие вызвали толки, заронив зерна сомнения в душу самых трезвомыслящих людей! И трудно было ожидать иного результата. Ну, положим, научные "ляпы" заметил бы читатель, имеющий диплом об окончании высшего учебного заведения. Но что прикажете делать с этими завораживающими заклинаниями; "один американский журнал...", "в парижской газете...", не говоря уж о "свидетельствах астронавтов", которых будто бы заставили держать язык за зубами? Поэтому моя книга почти вся, за редким исключением, построена на зарубежном материале. Я старался по мере возможности сообщать информацию проверенную, надежную и давать ее осмысленной и систематизированной. В книге читатель узнает об истоках увлечения, которое на Западе получило название "уфология" (от UFO - английской аббревиатуры, соответствующей нашему НЛО). Я расскажу о некоторых памятных вехах на ее недолгом, но бурном историческом пути, познакомлю с наиболее интересными представителями этого массового увлечения, с их "гипотезами", "версиями" и "теориями". Книга не претендует на то, чтобы охватить весь огромный объем информации по проблеме НЛО. Да это и невозможно. Даже осмыслить всю информацию на эту тему не под силу одному человеку. Я просто хотел сообщить читателю кое-какие факты, дать ему материал для размышлений. Фактов, цифр, имен в книге встретится много, но если их не приводить, то грош цена такой книге. Нет ничего хуже пренебрежительных отговорок; мол, стоит ли детально разбираться в подобной чепухе. Между тем эта "чепуха" занимает мысли, отвечает каким-то потаенным чаяниям десятков миллионов человек на планете. Уфология привлекает к себе внимание вот уже без малого 40 лет. 40 лет, в течение которых человечество вышло в космос и начало планомерный поиск братьев по разуму во Вселенной. Отмахнуться, конечно, спокойнее. А вот разобраться... Я нестрою никаких иллюзий: верящих в "летающие тарелки" не убедят, очевидно, никакие цифры и факты, сколько их ни сообщай. Всегда найдутся оппоненты, которые упрямо постараются не заметить тысячу фактов, но приведут в противовес "тысяча первый". Это реальная проблема, с нею непременно столкнется всякий, кто задумает разрушить легенду (тех, кто ее создал, придирчиво проверять не станут). Тут уже в холоднобесстрастный поиск научной истины вторгается слепое и безрассудное, ломающее все барьеры разума желание - желание чуда. Несколько слов о том, каким материалом я пользовался. Литературы по НЛО только на английском языке - горы. Спектр широчайший: от капитальных научных трудов до легкомысленных бульварных книжонок и религиозных брошюр, в которых принято как бы за правило хорошего тона "забывать" давать ссылки, умалчивать о точке зрения противников и вообще о любых фактах, противоречащих рассуждениям автора, да и просто выдумывать. Тем более что читатель вряд ли буде...

Свт. Афанасий Великий

И положи тму закров Свой , то есть, невидное и незримое пребывание Спасителя с человеками. Окрест Его селение Его. Словами: селение Его - означает святую Церковь, в которой обетовал водворяться. Окрест Его , по сказанному: идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18,20). Говорит это по причине темноты сказанного о Нем у Пророков, которые наименованы и облаками.

Толкование на псалмы.

Прп. Нил Синайский

Сказанное в семнадцатом псалме: «положи тму закров свой» (Пс. 17:12) , - означает, что бездны судов Божиих непостижимы, неисследимы и не уяснены.

Письма на разные темы. Маркиану.

Прп. Симеон Новый Богослов

И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных

Но чтоб тебе не подумалось, что как ты сидишь во тьме, так и Господь вошел во тьму и скрылся (мраком покрылся), для того говорит еще святой Давид: окрест Его селение Его . Селение же это святой Павел называет светом: во свете живый неприступнем (1Тим.6:16) . Впрочем, оба они, и Пророк Давид и Апостол Павел, когда, желая показать, что Божество Его непостижимо, говорят один, что окрест Его селение Его , а другой, что Он живет во свете неприступнем , не то показывают, будто Бог как-нибудь ограничивается и описуется, но такое образное употребляют выражение для пытливых, говоря как бы им: о неразумные пытливцы, не думайте, что Господь и Бог наш, вознесшись, вошел в какую-либо тьму и сокрылся. Он всегда пребывает во славе Божества Своего, которая наполняет все и есть паче (пространнее) всего, в каковой славе Он пребывал и прежде, чем произошло все; но да не погибнем мы вконец от молнийных блистаний Божества Его, положил Он тьму за кров Свой, которая покрыла не Его, а нас, ибо Бог наш, говорит Писание, есть огнь поядаяй (Евр.12:29) не праведных, но грешных.

Слова (Слово 45-е).

Блж. Феодорит Кирский

И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных

Евфимий Зигабен

И положи (сделал) тму за кров (покрывалом) свой .

Под тьмою мы разумеем то, что не может быть видимо. Итак, Господь устроил невидимый покров для себя или вокруг себя, т.е., вознесшись на небо, скрылся от глаз апостолов. Или под тьмою можно разуметь также плоть человеческую Иисуса Христа, так как в ней сокрыто было Его Божество.

Или же: положи тьму, т.е. соделал недоступным для нашего познания Божество свое, так что тьма поражает всех, которые пытаются проникнуть своим умом в эту глубину божественного ведения.

Окрест Его селение (сень) Его.

Селением пророк называет воспринятую Господом плоть нашу, которую и Сам Господь назвал храмом своим (Иоан.2,19) , потому что в ней Он обитал не призрачно только, но действительно, неизреченно вселившись в нее, как всемогущи. А сказал здесь это пророк для того, чтобы показать, что Христос вознесся на небо вместе с своею плотью и не оставил ее на земле, как несправедливо утверждали некоторые лжеучители. Или: пророк называет селением Божиим неприступное сияние Его Божества, так как Бог в св. Писании описывается между прочим обитающим в неприступном свете, который Его окружает, во свете, который закрывает от нас существо Божие и делает Его недоступным для желающих созерцать Его своими глазами.

Темна вода во облацех воздушных.

Водою пророк называет тайну о Христе, облаками пророчество о Нем; таким образом его слова получают тот смысл, что пророчества, относящиеся к Иисусу Христу и заключающаяся в Писаниях пророков, вообще темны и нелегки для уразумения во время своего исполнения. Водою пророк потому называет эту тайну, что она производит освежающее действие в тех, которые погрязали до сего времени в заблуждении. Пророчества же назвал облаками по той причине, что они, как бы в некотором тумане, скрывают обыкновенно в себе то, о чем говорят. Слово воздушный прибавил к ним для того, чтобы выразить этим чистоту их созерцания. Впрочем, в св. Писании пророчества вообще иногда называются облаками и даже не редко. Так, например, пророк Исаия, назвав в одном месте дом Израилев виноградником, упоминает тотчас же об облаках, которым дано повелиние Божие, чтобы они не давали более дождя на этот виноградник (Ис. 5,6 и 7), т. е. чтобы пророки прекратили свои пророчества среди народа Израильского.

Прот. Сергий Терновский

Ст. 12-14 И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас Свой

Ты видишь темное, густое облако; кажется, оно придавило твои чувства, жизнь природы притаилась в какой-то таинственной тишине, все мрачно, ты желаешь видеть, не видишь и как бы предаешься усыплению. Вдруг блещет молния и гром потрясает воздух; он пробуждает жизнь природы, умягчает воздух и плодотворит землю; пробуждает и тебя. Ты видишь свет, который зовет тебя от земного к небесному. Так и в деле нашего спасения: вера, как непроницаемое облако, закрывает от тебя тайны небесной жизни; будто лежит на твоем уме и подавляет его деятельность; все тебе кажется мрачно, все непостижимо, но вдруг, как молния, сверкнет в душе какое-то необыкновенное чувство; оно вместе и пробуждает тебя, и приводит в страх, и рождает радость. Тогда яснее открывается тебе то, что для тебя казалось непостижимым; ты как бы видишь пред собою Господа, тогда можешь сказать: вем, Ему же веровах! Какой-то свет осиявает тебя; он вместе и творит кротким сердце твое, и возбуждает в тебе силу творить благое. Держись сего чувства; по милости Божией, оно будет повторяться и приведет тебя к блаженному видению Господа.

Кажется, в таком положении был св. пророк, когда говорит: положи тму закрое свой, темна вода во облацех воздушных, от облистания пред ним облацы проидоша. И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой .

Положи тму закрое свой, окрест Его селения Его, темна вода… Селение Его окружает мрачная воздушная вода, или мрачные облака. Сим пророк изображает непостижимость существа Божия. По Феодор, преклони небеса означает снисхождение Божие на землю; лете, лете на крилу ветреню , внезапное явление Господа: от облистания облацы проидоша. Афан. Александр. слова: темна вода во облацех воздушных, от облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное, изъясняет следующим образом: темна вода в облацех воздушных - говорит сие по причине темноты сказанного о Нем у пророков, которые наименованы и облаками. От облистания пред Ним облацы проидоша - свет пришествия Его соделал ясными пророчества. Град и углие огненное - а поелику в пророчествах находятся и угрозы, то и сие представил под образом града и углия. Как от озарения проповеди, подобно облакам, прошли пред Ним апостолы и оросили мир, так град служит образом различных казней, определенных неверующим, какие по вознесении Господа и действительно постигли врагов Его, разумею врагов мысленных. Ибо как, освобождая израильтян из Египта, одождил град и огонь, так, освобождая и все народы от работы демонам, одождил град и углие огненное. И это были карающие силы, которыми низложил мысленных египтян: Тв. Св. От., ч.IV, Ст. 89. Ст. 46. Сынове нуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. Называвшись сынами моими, сами себя сделали сынами чуждыми, они ослабели и уклонились от стези правды.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Темна вода во облацех

Темна вода во облацех
Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете, Псалтыре (пс. 17, ст. 12) сказано о Боге: «И положи тмузакров свой, окрест его селение его, темна вода во облацех воздушных».
Русский перевод: «И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных».
Иносказательно: нечто непонятное (ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Темна вода во облацех" в других словарях:

    Неизвестно, тайна сия велика, покрыто мраком неизвестности, неясный, об этом история умалчивает, тайна, покрытая мраком, неведомо, непонятный, тайна сия велика есть Словарь русских синонимов. темна вода во облацех нареч, кол во синонимов: 9 … … Словарь синонимов

    ТЁМНЫЙ, ая, ое; тёмен, темна, темно. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. неясный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    Книжн. Шутл. ирон. О чём л. непонятном, мудрёном, неясном (высказывании, тексте, идее и т. п.). Ф 1, 69; БТС, 139. /i> Оборот библейского происхождения. БМС 1998, 87; ФСРЯ, 73; ДП, 849 … Большой словарь русских поговорок

    темна вода во облацех - книжн. О том, что неясно, непонятно, загадочно … Словарь многих выражений

    Темна вода во облацех (небесных) - ТЕМНА ВОДА ВО ОБЛАЦЕХ (НЕБЕСНЫХ). Книжн. Экспрес. Совершенно непонятно, неясно. Дуня рассказала про хлыстовскую веру, не упоминая, конечно, ни про Сен Мартена, ни про Тона, ни про других мистических писателей. Она знала, что все это для Аграфены… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Темна вода во облацех воздушных. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Ср. Как потом будет угодно министрам обратить на это внимание или нет, но я им представлю факты. Это, брат, еще темна вода во облацех, что тебе министры скажут... Писемский. Люди сороковых годов. 4, 21. Ср. Зачем дорога построена, сколько в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Темна вода въ облацѣхъ воздушныхъ. Ср. «Какъ потомъ будетъ угодно министрамъ обратить на это вниманіе или нѣтъ, но я имъ представлю факты». Это, братъ, еще темна вода во облацѣхъ, что тебѣ министры скажутъ... Писемскій. Люди сороковыхъ годовъ. 4 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ы, вин. воду, мн. воды, водам и водам, водами и водами; о водах и о водах; ж. 1. Прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озёра, моря и представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом. Речная в. Морская в. В.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • "Темна вода во облацех..." , Вл. Гаков. Вокруг так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО) сложилось множество самых разнообразных домыслов, суеверных представлений, мистических спекуляций. Есть ли НЛО на самом деле? А если…