Эль Греко. Картины: история и описание

Эль Греко был засыпан заказами, как никогда прежде, много и напряженно работал. К художнику обращались с самыми важными поручениями. Когда в 1611 году скончалась королева Маргарита, жена Филиппа III, городской совет заказал ему величественный монумент в память усопшей, который должен был украшать толедский собор во время траурного богослужения. Эль Греко с помощью Хорхе Мануэля создал сложное, выполненное из раскрашенного дерева, имитировавшего камень, архитектурное сооружение, увенчанное множеством статуй. Оно было воспето в сонете Ортенсио Парависино, назвавшего его "греческим чудом". Это произведение, если бы оно сохранилось, могло бы служить одним из самых ярких образцов архитектурного и скульптурного творчества мастера.

На склоне лет художника не покидала мысль о близкой смерти, и отпечаток этих личных переживаний лежит на его работах. Но звучание их гораздо шире. Эль Греко как бы подводит здесь итог своим творческим исканиям, раздумьям о жизни, своему восприятию мира.

В Испании нет поздних произведений мастера, равных таким великим его картинам, как "Снятие пятой печати" и "Вид Толедо (Толедо в грозу)" (обе - Нью-Йорк, Метрополитен-музей), или прекрасному "Молению о чаше" (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Но испанские собрания являются одним из слагаемых, которые помогают составить общее представление о позднем творчестве Эль Греко. Изображения святых, серии апостолов, образы Св. Варфоломея и Св. Ильдефонса - свидетельства огромной впечатляющей силы, которой его искусство достигает в эти годы.

Трагическое восприятие мира, чувство обреченности составляют своего рода лейтмотив его позднего творчества. Он звучит по-разному: то более сдержанно, затаенно, то приобретает подчеркнутую резкость, то наполняется огромной эмоциональной силой.

Вместе с тем в многообразном искусстве Эль Греко возникают другие линии, иные темы, которые отражают различные грани его единой художественной концепции. И изобразительные приемы мастера, подчиняясь общей направленности его позднего творчества, в которой деформация и экспрессия становятся основными средствами выразительности, тем не менее отличаются большим разнообразием. Он пишет то в гамме ярких, словно светящихся красок, то в серебристо-перламутровой тональности, то обращается к монохромному колориту, который приобретает специфический пепельно-серый тон. Некоторые произведения призрачны, потусторонни, в других создается преображенный и все же конкретный образ.

Последние произведения мастера - вершина его творческих поисков. Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают подобно языкам пламени, свободные от земного притяжения; в этих образах Эль Греко сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге. Сюжеты его произведений, проникнутых глубоким религиозным чувством, варьировались мало, но оттенки их интерпретации менялись вместе с изменением стиля мастера.

Один из немногих старых мастеров, который на сегодняшний день пользуется огромной популярностью, - это Эль Греко. Картины его заняли почетное место среди произведений именитых художников. Шедевры Эль Греко восхищали многих его современников, и после смерти маэстро появилось немало последователей, которые переняли технику талантливого живописца.

Крит, или Создание религиозных полотен

Родился Эль Греко на острове Крит. Этот кусочек Средиземноморья принадлежал богатой Венецианской "империи". Правители этой державы подвергали террору и порабощали местных жителей. Их интересовали Православные Византийцы позволяли иконописцам Крита создавать религиозные полотна в традиционном

В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Так появился смешанный проявившийся в первой работе Эль Греко. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров.

Период жизни и творчества в Венеции

Он переехал в Венецию в 1567 году и там начал освоение элементов Среди лучших его работ этого периода - "Христос исцеляет слепых". Эта тема была особо популярна во времена Контрреформации, потому что исцеление слепоты являлось символом откровения истинной веры. Католическая церковь пыталась вернуть былое могущество, создав движение, называвшееся Реформацией. И Эль Греко, будучи религиозным человеком, стал одним из самых влиятельных художников этого плана.

Пробыв в Венеции три года, мастер отправился на юг - в центр католической и классической культуры (Рим), где и работал с 1570 по 1576 гг. Прибыл он с от хорватского миниатюриста Джулио Кловио, что обеспечило ему помещение для проживания и работы во дворце кардинала Алессандро Фарнезе, который являлся самым богатым и влиятельным покровителем во всем Риме.

Неудачная карьера в Риме, или критика Микеланджело

Конечно, этот город произвел огромное впечатление на Эль Греко. Картины, которые он пишет в этот период, - это портреты на заказ, небольшие молитвенные полотна и скульптуры, создаваемые для более высокопоставленных клиентов. Ему улыбается удача и даже удается заработать немного денег. Но одна из причин, почему Эль Греко не достиг популярности в Риме и не обрел важных покровителей, - это его критика в адрес Микеланджело, который слыл высокоуважаемым человеком в этом городе.

В 1576 году Эль Греко вновь отправляется в путешествие. Он принимает решение переехать в Испанию и явиться на службу к королю Филиппу Второму. Церковь и королевский двор этой страны покровительствовали искусству. Город, в котором обосновался Эль Греко, - Толедо. Именно там он и остался до конца своих дней.

Город, который стал последним пристанищем художника

Когда художник приехал в Испанию, ему было тридцать шесть. Толедо являлся культурным центром страны, и вскоре Эль Греко почувствовал себя как дома. Именно в это время город полностью перестраивался. Расширялись улицы, возводились новые здания, самым главным среди которых был Кафедральный собор. И первый заказ художник получил именно здесь. Речь идет об эпическом полотне "Снятие одежд с Христа". Это первый шедевр Эль Греко.

Картины его, наконец, становятся популярными. Более того, художник находит собственный стиль. Изображения становятся не только повествовательными, но и динамичными. Эль Греко подбирает живые и яркие цвета. Ему повезло, и у него появился первый серьезный заказчик, а затем его работы привлекли внимание самого короля.

Произведение, написанное по заказу Филиппа

Какие для Филиппа написал Эль Греко его дальнейшего творческого пути сообщает о том, что художник получил заказ на создание алтарного изображения под названием "Мученичество Святого Маврикия". Внизу картины можно увидеть самого Маврикия, одетого в голубые доспехи и обсуждающего с солдатами возможность сражения. Но его ожидала другая судьба.

В левой части полотна зритель снова видит основного персонажа, смотрящего на происходящее, затем его же, но обнаженного, склонившегося в молитве, и, наконец, обезглавленного. Сразу заметно, насколько сильным оказалось влияние венецианских мастеров на Эль Греко. Но Филипп Второй не принял эту картину в идее изображения для алтаря, однако включил её в свою личную коллекцию.

Творчество Эль Греко, или Картины для маленьких часовен

В возрасте сорока двух лет художник занимался тем, что писал полотна для маленьких церквей и часовен. А как же остальные картины Эль Греко, с названиями которых знакомы многие любители искусства? Вот именно в этот период и было создано самое известное творение живописца - Это был дворянин, живший в четырнадцатом столетии. Во время его похорон случилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и опустили умершего в гроб. И упомянутый нами шедевр как раз изображает эту историю.

Мы с вами кратко рассмотрели биографию талантливого Эль Греко. Картины его всегда очень масштабны по содержанию. Недаром его творчество, заново открытое в девятнадцатом столетии, оказало влияние на художников того времени. А на сегодняшний день этот человек считается одним из величайших живописцев мирового масштаба.

Эль Греко , Теотокопули Доменико
(El Greco, (Kyriakos Theotokopoulos))

Эль Греко (дословно «Грек», Теотокопули Доменико) (Greco, El (Kyriakos Theotokopoulos)) (1541-1614 гг.), испанский живописец, скульптор и архитектор. Родился на Крите (часть Венецианской республики), отсюда прозвище - Грек. Обучался на Крите традиционной иконописи, после 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана, а в 1570 г. - в Рим.

Творческий почерк его живописи сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело . В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Для его произведений характерны невероятная эмоциональность, неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, создающие эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов ("Мученичество св. Маврикия", 1580-1582 гг.). Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии испанских мистиков. Такова, например, торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса" (1586-1588 гг.).

Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма , Эль Греко стал провозвестником искусства барокко . Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла Крусом, св. Терезой и св. Игнатием Лойолой. Именно поэтому Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено испанским искусством. Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все большее значение в его творчестве.

Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера ("Снятие пятой печати", "Лаокоон", 1610-1614 гг.). Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян "Вид Толедо " (1610-1614 гг.). Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма.

Картины Эль Греко:

В XVI веке он был нарасхват. В середине XVIII его картины сочли «нелепыми», а в 1818-м им не нашлось места в Прадо. В начале XX его назвали предтечей модернизма, а сегодня его живопись висит в лучших музеях и так же дорога, как шедевры Рафаэля

Этого художника высоко ценили Пикассо и Сезанн, немецкие экспрессионисты называли его предтечей модернизма. Его работы хранятся в лучших музеях по всему миру. Сегодня кажется, что он уже давно вошел в разряд Старых мастеров, по ценам на арт-рынке его работы сравнимы с шедеврами Рафаэля Санти. В июле этого года его картина «Молитва Святого Доминика» ушла с аукциона более чем за 9 миллионов фунтов и возглавила список самых дорогих работ художника, проданных на открытых торгах.

Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Более того, когда в 1818 году формировалась экспозиция музея Прадо, места его работам там не нашлось, хотя именно Испания приняла и признала его, грека с острова Крит, учившегося в Италии, великим художником. В период рассвета его слава распространилась по всей стране, и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. Его греческое имя - Доменико Теотокопули - было непроизносимым для испанцев, поэтому его звали Доменико Грек, или просто Эль Греко.

О его жизни почти не сохранилось достоверных данных. Даже год его рождения мы сегодня знаем из косвенных источников: в 1606 году он объявил о своем 65-летии. Из тех крупиц информации, которые сегодня известны историкам искусства, получается вот что.

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули; известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Очевидно, что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, поэтому совсем не удивительно, что Доменико, как младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики, исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.

Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства - холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров; не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например - «Изгнание торговцев из храма»).

Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Известно рекомендательное письмо друга Эль Греко, итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, которое он адресовал своему покровителю, кардиналу Александру Фарнезе. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Для полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись, лучше всего - в Ватикане. Однако ничего не получилось, более того, молодой художник утратил поддержку кардинала Фарнезе. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Такого в Риме стерпеть не могли, и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. (Он вообще славился своим сложным характером - часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты.) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, - продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании.

Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид; в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал, и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов; прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо - старую столицу Испании. Мы не знаем точной даты его приезда в Испанию, но в хрониках Толедо его имя впервые упоминается 2 июля 1577 года.

В Толедо ему наконец повезло: он нашел себе покровителя - маркиза де Вильена, который давал ему заказы и ввел в местное высшее общество. Известно, что почти сразу Эль Греко зажил на широкую ногу: снял себе огромный дом (по некоторым источникам, часть дворца де Вильена) и даже нанял музыкантов, чтобы они развлекали его за обедом. Более того, в 1577 году он завел близкое знакомство с Иеронимой де Куэвос, представительницей толедского дворянства; в 1578 году она родила ему сына - Хорхе Мануэля, в будущем тоже ставшего художником. (Кстати, никаких сведений о женитьбе Эль Греко не обнаружено, так что считается, что он никогда не был женат.)

Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо - пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. данным – ок. 1600). Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д.), его все же вывесили в соборе. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Популярность в Толедо была приятна, но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна - он все-таки хотел, чтобы его признали Мадрид и король.

В 1579 году Эль Греко написал небольшую картину «Поклонение имени Христа», на которой Филипп II и правитель Священной Римской Империи Карл V поклоняются появившемуся в небе имени Христа. Картина была хорошо принята в Эскориале, и Эль Греко наконец получил заказ в Мадриде - алтарный образ «Мученичество Св. Маврикия» (1580–1582) для дворцового собора.

В этой работе Эль Греко впервые в полной мере проявил свою творческую индивидуальность: ни в композиции, ни в колорите практически не опираясь ни на кого из своих учителей, он создал нечто уникальное. К сожалению, имевший пристрастие к живописным канонам классицизма Филипп II работу Эль Греко не оценил, и в день показа вместо нее публика увидела другую картину. По легенде, уязвленный Эль Греко пообещал больше не работать для Эскориала и вернулся в Толедо.

В Толедо Эль Греко получил так нужное ему признание. В 1580–90-х о нем говорили уже как о непревзойденном мастере портрета и религиозной живописи не только в городе, но и по всей Испании. Он писал большое количество портретов испанской знати, время от времени уделял внимание жанровым полотнам (например, занимался творческим воссозданием работ древнегреческих художников по описаниям, которые встречаются у историков, - например, по тексту Плиния Старшего он написал картину «Мальчик, зажигающий свечу»).

В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач - например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции, искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).

В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений - программную работу «Погребение графа Oргaca». Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Стефан и Св. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.

В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта - и как светского портретиста, и как мастера религиозных полотен. Композиционно картина поделена на две почти равные части, две реальности - мир земной и мир небесный. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами - он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Фигуры святых предельно абстрактны и плоски, их светящиеся, удлиненные черты практически лишены всякой видимой телесности, в то время как представители реального мира в нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета. Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, - видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников - знатных жителей Толедо века XVI. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он - единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).

К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто - жженую умбру). Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.

В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию, изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Заказов было так много, что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета, и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей - заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах, и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона - обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.

В 1587–1592 годах Эль Греко написал знаменитое полотно «Апостолы Пётр и Павел». В дальнейшем этот сюжет развился в целую серию изображений апостолов - «Апостоладос» (1605–1610 и 1610–1614). А десятилетие с 1597 по 1607 год - один из самых плодотворных периодов в творчестве художника.

Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света. Он всегда жил не по средствам, на широкую ногу, устраивал пиры, приглашал музыкантов и т. д. Известно, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. К концу жизни художник был практически разорен. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом, идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.

В 1610–1614 годах разочаровавшийся в людях Эль Греко пишет одно из самых удивительных и известных своих полотен, которое он посвящает городу, ставшему для него новой родиной, - «Вид Толедо». Отказываясь в этой работе от ренессансной телесности и перспективы, художник изображает город словно мистическое видение на фоне неспокойного грозового неба. Несмотря на кажущуюся точность изображения городских построек, картина эта прежде всего субъективный взгляд автора, «портрет Толедо».

Известно, что к концу жизни Эль Греко продолжал работать несмотря на все жизненные неурядицы, материальные трудности и болезни. Его последняя картина «Обручение Марии» (1613–1614), так и осталась незаконченной: художник скончался 7 апреля 1614 года, не успев довести до конца работу над ней.

Эль Греко не слишком везло в последние десятилетия его жизни, судьба его творческого наследия также вышла поначалу не слишком счастливой. При жизни Эль Греко имел целую студию учеников и последователей, но почти никому из них не удалось выбраться из разряда второстепенных, не известных широкой публике художников. Из великих лишь Веласкес, пожалуй, придерживался сходных с Эль Греко творческих взглядов; кстати, он же говорил о необходимости вернуть в Эскориал его работы, в свое время убранные из дворца.

Сегодня Эль Греко в основном музейный художник. Его можно увидеть в Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Метрополитен (Нью-Йорк), Филадельфийском музее искусств, Дрезденской галерее, Лувре, Прадо и других крупнейших мировых собраниях.

Каждая его работа на рынке - событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция, история написания, провенанс и пр. На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз - исключительно на Sotheby’s и Christie’s, что и понятно: включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sotheby’s 3 июля этого года за 9 154 500 фунтов (13 907 516 долларов). На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат - 3 442 500 фунтов (5 229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christie’s картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2 249 520 фунтов (3 605 000 долларов). Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.

Мария Кузнецова, AI

Источники :

  1. Эль Греко: альбом. - М. : изд-во «Директ-Медиа» (по заказу ИД «Комсомольская Правда»), 2010. - (Великие художники; вып. 47);
  2. Эль Греко / Марк Дюпети. - Киев: изд-во «Иглмосс Юкрейн», 2003. - (Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество; вып. 64).

Биография и творчество Эль Греко - испанского художника будет интересна любому человеку, интересующегося живописью. Эль Греко живописцев, оказал значительное влияние на мировое искусство. Он создал свой неповторимый художественный мир и легко узнаваемый стиль.

Семья и родина художника

Доменико Теотокопули (Domenicos Theotocopoulos) - настоящее имя художника, псевдоним - Эль Греко (El Greco) с испанского переводится, как «грек». Это связано с его местом рождения, он родился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит, принадлежащей Венецианской республике, в зажиточной семье. Его отец и старший брат были купцами. О его матери, к сожалению, ничего не известно.

Начало творческого пути

20 лет от роду он попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана; именно здесь осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода - картина «Чудо исцеления Христом слепых».

В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля - мягкие контуры и экзальтация в мимике. Его картины вызывали постоянную критику современников из-за непривычных ярких красок.

Итальянский период

В Рим художник переехал в 1570, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию, которая не имела большого успеха из-за недопонимания между участниками. Несколько испанцев, которых он встретил на улицах Рима, уговорили его перебраться в Испанию.

Испанский период. Расцвет творчества

В Мадриде Эль Греко стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он уезжает в Толедо, где обретёт успех и напишет свои шедевры. Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь.

После этого он становится известным в дворянских кругах. В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Композиция картины чрезвычайно многофигурная, среди реальных персонажей автор запечатлел и себя.

В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.

Родоначальник кубизма

К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры человека искажены и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения.

Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.

Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года, спустя время после смерти он получил признание и статус мастера.