Русские художники о крестьянской жизни. Крестьянский танец

Сергей Александрович Лобовиков родился в 1870 году в деревне Белой Глазовского уезда Вятской губернии в семье дьякона. Окончил сельскую школу, два года учился в Глазовском духовном училище. В 14 лет осиротел. В 1885 году отдан опекуном в ученики в фотоателье Петра Григорьевича Тихонова в Вятке. В 1892 году взят на действительную военную службу (в 1893 г. освобожден по состоянию здоровья). В 1893 году недолгое время работал в фотографии К.Буллы в Петербурге. В 1894 году возвратился в Вятку и открыл собственную фотомастерскую (в 1904 году купил дом на углу Московской и Царёвской улиц, где и помещалась его фотография в течение 30-ти лет). С 1899 года участвовал в выставках в России и за границей, неоднократно получал высшие награды. В 1900 году совершил поездку по Европе, участвовал в Парижской всемирной выставке (бронзовая медаль).

В 1908 году избран председателем Вятского фотографического общества, за снимки на Международной выставке в Киеве получил золотую медаль. В 1909 году предпринял вторую поездку за границу, участвовал в выставке в Дрездене. В 1909-1912 гг. - председатель Вятского художественного кружка, проделал большую работу по организации художественно-исторического музея в Вятке (ездил в Москву и Петербург к художникам и коллекционерам, собирал картины). В 1909 году на конкурсе Русского фотографического общества получил первую премию. В 1913-1914 гг. - гласный Вятской городской думы. С 1918 года - в составе коллегии Губернского подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 году многие фотоателье были национализированы, учитель Лобовикова Тихонов арестован ЧК как заложник и расстрелян (в возрасте 66 лет). Лобовикову удалось избежать национализации мастерской, в 1920 году он получил от Луначарского охранную грамоту. В 1921-26 гг. Лобовиков участвовал в оценке изъятых церковных ценностей, составил коллекцию из 617 предметов старинной утвари и просил оставить ее в Вятке (несмотря на неоднократные ходатайства коллекция была вывезена в Москву). В 1927 году в Москве состоялась персональная выставка Лобовикова в честь 40-летия его фотографической деятельности. В те же годы творчество старых русских фотографов подвергалось критике как "узкоэстетическое, оторванное от советской действительности". С 1920 года Лобовиков преподавал курс фотографии в Вятском педагогическом институте. В 1932 году передал свой дом и фотолабораторию в дар педагогическому институту. По решению руководства института лаборатория вскоре была ликвидирована, а в доме размещено студенческое общежитие (сам фотограф с семьей вынужден был ютиться в небольшой части дома). В 1934 году получил академическую пенсию, переехал в Ленинград, работал в кинофотолаборатории Академии наук. Погиб в ноябре 1941 года в блокированном Ленинграде. В 1954 году фотоархив С.А. Лобовикова был передан его наследниками в дар Кировскому художественному музею. Дом Лобовикова в Вятке (Кирове) был снесен в конце 1950-х.


Из дневника С.А. Лобовикова: "9 декабря 1899 года. Прохожу мимо дома Л...ва. У крыльца стоит пара рысаков. У ворот остановился бедняк-мужичок в плохонькой одежде, весь озяб; посмотрел на лошадей, отвернулся, пошел своей дорогой и только вздохнул тяжело глубоко "э-хе-хе-э-э". Сколько в этом "э-хе-хе-э-э" выразилось слов и чувств; так глубоко эти восклицания падают в душу, стыдно становится перед этим бедняком... Завернулся в новую шубу пусть себе, и какие тебе дела до того, что другие зябнут, что не имеют теплой одежды... Да, черствы, холодны наши души - лишь шубы наши теплы!"

А. Кольцов

Что ты спишь, мужичок?
Ведь весна на дворе;
Ведь соседи твои
Работают давно.
Встань, проснись, подымись,
На себя погляди:
Что ты был? и что стал?
И что есть у тебя?
На гумне - ни снопа;
В закромах - ни зерна;
На дворе, по траве -
Хоть шаром покати.
Из клетей домовой
Сор метлою посмел;
И лошадок за долг
По соседям развел.
И под лавкой сундук
Опрокинут лежит;
И, погнувшись, изба,
Как старушка, стоит.
Вспомни время свое:
Как катилось оно
По полям и лугам
Золотою рекой!
Со двора и гумна
По дорожке большой,
По селам, городам,
По торговым людям!
И как двери ему
Растворяли везде,
И в почетном угле
Было место твое!
А теперь под окном
Ты с нуждою сидишь
И весь день на печи
Без просыпу лежишь.
А в полях сиротой
Хлеб нескошен стоит.
Ветер точит зерно!
Птица клюет его!
Что ты спишь, мужичок?
Ведь уж лето прошло,
Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит.
Все соседи на них
Хлеб везут, продают,
Собирают казну -
Бражку ковшиком пьют.



Любимым местом съемок Лобовикова было село Филейское, которое стояло вблизи города на берегу реки Вятки.

Колыбельная песнь

Солнышко заходит,
И темнеет день,
От горы упала
На селенье тень.
Лишь церковный купол
Солнцем озарён,
И открыта церковь,
И несётся звон.
Колокол к вечерне
Христиан зовёт;
Завтра воскресенье -
Отдых от работ.
И услыша в поле
Колокола зов,
Селянин к селенью
Уж погнал коров.
А в селенье церковь
Уж полна людей,
И блестят огнями
Множество свечей.
Свечи трудовые
Ярче звёзд горят,
И молитву люди
В простоте творят.





Иван Никитин
Дедушка

Лысый, с белой бородою,
Дедушка сидит.
Чашка с хлебом и водою
Перед ним стоит.
Бел как лунь, на лбу морщины,
С испитым лицом.
Много видел он кручины
На веку своем.
Всё прошло; пропала сила,
Притупился взгляд;
Смерть в могилу уложила
Деток и внучат.
С ним в избушке закоптелой
Кот один живет.
Стар и он, и спит день целый,
С печки не спрыгнет.
Старику немного надо:
Лапти сплесть да сбыть -
Вот и сыт. Его отрада -
В Божий храм ходить.
К стенке, около порога,
Станет там, кряхтя,
И за скорби славит Бога,
Божее дитя.
Рад он жить, не прочь в могилу -
В темный уголок.
Где ты черпал эту силу,
Бедный мужичок?

Как чаще всего определяется творчество русского художника со звучной фамилией Венецианов? Картины, изображающие жанровые сцены из крестьянской жизни, называют началом отечественного бытового жанра в живописи, того явления, которое в итоге достигнет расцвета в эпоху передвижников.

Но величина художественного дарования Венецианова, масштаб его человеческой личности оказали огромное влияние на развитие русского изобразительного искусства не только в рамках одного жанрового направления. Это становится особенно заметно при внимательном взгляде на его полотна.

«Портрет матери» (1802)

Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году в московской купеческой семье, имевшей предками выходцев из Греции. Они получили в России прозвище Венециано, позднее переделанную на русский лад в фамилию. Когда Алексей увлекся рисованием, его занятия не казались чем-то серьезным родителям. Возможно, поэтому он не получил регулярного художественного образования. Считается, что первые знания о технике живописи он получил от «дядьки» - воспитателя, а главный источник художественного образования, которое получил Венецианов, - картины старых мастеров в музеях и творения современных живописцев в салонах и галереях.

Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому и первый известный нам живописный опыт Венецианова относится к этому жанру. матери - Анны Лукиничны, в девичестве Калашниковой.

Заметно, как еще не хватает живописного мастерства двадцатидвухлетнему юноше, как сложно ему даётся передача объема, воздуха и света. Но видно и другое - его способности в передаче разных текстур ткани, достаточная уверенность в рисунке. И главное - ему удалось передать чувства своей модели: некоторое смущение и напряженность матери от непривычной ей роли и своё нежное к ней отношение.

«Автопортрет» (1811)

После 1802 года Венецианов переезжает в Петербург, где пытается сделать себе имя и начать с помощью живописи зарабатывать на жизнь. Вскоре он вынужден поступить на службу мелким чиновником в почтовую канцелярию. Счастливый случай позволил ему познакомиться со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским (1757-1825), который высоко оценил картины Венецианова и стал его наставником и в профессии, и в жизни. Возможно, благодаря его влиянию Венецианов подает прошение в Академию художеств о получении официального звания живописца. Согласно уставу Академии, соискателю необходимо было представить свою работу. С этой целью Венецианов пишет автопортрет.

В этой картине уже виден высокий уровень технического мастерства художника. Это точная и правдивая работа настоящего реалиста, лишенная романтического налета и украшательства. Высоко была оценена и психологическая глубина образа, созданного художником. Здесь и внимательная сосредоточенность на работе, и явственно ощущаемое чувство собственного достоинства.

Венецианов был определен Советом Академии художеств в «назначенные» - один из формальных уровней квалификации художника, который давал возможность получения звания академика после выполнения задания, назначенного Советом. Венецианов становится академиком после написания заданного портрета К. И. Головачевского.

«Гумно» (1821)

Вскоре после получения звания академика живописи Венецианов неожиданно оставляет столицу и службу и поселяется в своем имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он создаёт самые значимые свои произведения, посвященные поэтизации крестьянской жизни.

Перед началом работы над картиной «Гумно» художник приказал своим крепостным разобрать переднюю стену в большом сарае, где хранилось зерно. Он поставил перед собой задачу передать и глубину, подобные тем, которые поразили его в картинах французского живописца Франсуа Гране. Кроме удивительного для того времени изображения уходящего вдаль помещения, впечатляет тщательно выверенная композиция из замерших в разных позах фигур крестьян и животных. Они полны античной значительности и удивительной поэзии.

Картину высоко оценил император Александр I, который купил её у художника, еще и подарив автору перстень с бриллиантом. Это немного облегчило его материальное положение.

«На пашне. Весна» (1820-е)

Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина - часть цикла, посвященного временам года.

Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки - всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, - выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои - простые крестьяне.

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку - кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои - их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное - ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

«Утро помещицы» (1823)

Роль Венецианова как основоположника жанрового многообразия в русской живописи неоспорима. Одним из первых он попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив пути будущим гениальным пейзажистам - Левитану, Шишкину, Куинджи, Саврасову. В портрете он показал совершенно непривычных главных героев - людей из народа. Но поэтизация бытового жанра была явлением особенно новаторским.

Считается, что героинями своей картины мастер сделал свою жену - Марфу Афанасьевну - и её крепостных девушек. Это объясняет то теплое чувство, которое пронизывает сие полотно. Здесь нет противостояния хозяйки и её подневольных служанок - это больше похоже на семейную сцену, в которой у девушек есть своё достоинство и спокойная красота. Не менее важную роль играет в картине окружение: любовно выписанное наполнение интерьера и - что особенно бросается в глаза - мягкий, но всё заполняющий свет.

«Захарка» (1825)

Крестьянские дети - частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен - это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка - главный герой С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.

Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова - гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.

«На жатве. Лето» (182?)

Его жизнь нельзя назвать беззаботной, она всегда была наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданен был и ее конец - Алексей Гаврилович погиб в 1847 году, когда лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понесли, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу.

Человек на земле, гармония его взаимоотношений с природой, со всем окружающим миром - главная тема художника Венецианова, главная суть и ценность его наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, - одна из вершин творчества великого русского живописца.

ГЛАВА 2.ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ 18 ВЕКА

2.1. Образ крестьянства в живописи

В 18 веке в русском искусстве на первый план русской живописи выдвигается светское искусство. В развитие русской живописи 18 века можно выделить несколько этапов. Первый этап - первая треть 18 века живописцы тогда изображали главным образом людей высокопоставленных чинов. В это время крестьян практически не изображают. Популярным жанром является портрет, пейзаж. Следующие два этапа - середина 18 века и вторая половина 18 века. Эти два этапа нас и интересуют, так как они отмечены дальнейшим расцветом русской национальной живописи, которое развивалось по пути реализма, но наша тема прослеживается больше во второй половине 18 века, поэтому мы будем говорить об этой половине.

18 век богат русскими художниками портретистами, но среди них есть и те которых заинтересовала тема крестьянства. К таким можно отнести Вишнякова А.И. , Шибанова М. , Ерменёва И.А. , Аргунова И.П. . Через картины этих художников мы можем увидеть быт, праздники и жизнь в общем крестьян.

Вишняков Александр Иванович - сын известного портретиста Вишнякова И.Я. , о нем не так много известно, он был художником-жанристом. Его картина « Крестьянская пирушка» (Рис 5) конец 1760-х - начало 1770-х гг. - одно из самых ранних изображений крестьянских трапез. Здесь мы видим гротеск, свойственный изображению грубой натуры характерный для голландских и фламандских картин мастеров XVII века, то есть здесь видим подражание русского художника этим мастерам, что не отображает самобытность русского народа и в общности крестьян.

Другой художник Михаил Шибанов - русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян, с 1783 года - «вольный живописец». Его можно назвать зачинателем крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Его картины уникальны для своего времени по тематике изображаемого – в 18 веке в изобразительном искусстве крестьян практически не один художник не изображал. Прежде всего, речь идет о двух полотнах изображающих сцены из жизни крестьян «Крестьянский обед» (Рис 6) и «Празднество свадебного договора».

Рисунок 5

В 1774 году Михаил Шибанов написал полотно «Крестьянский обед». Эта работа вышла во время пугачевского восстания. Эта тема была нова для русского общества, а также работы посвященные крестьянству считались даже скандальными. И хотя то, что изображено у Шибанова далеко от того чем была реальная жизнь крестьянства, но он изобразил их так не из-за того, что хотел приукрасить жизнь и быт крестьян, а потому как аристократию это могло оскорбить. Можно сказать, что Шибанов был помещен в определенные рамки и не мог полностью свое видение. Несмотря на праздничность одежды можно увидеть любовь матери к ребенку, задумчивость дедушки, плач русской души, здесь показан правдивый крестьянский быт.

Рисунок 6

Ещё одна картина этой тематики «Празднество свадебного договора» (Рис.6). В название говорится о том, что изображено на картине. Это действительно празднество. Некоторые женщины в украшенных нарядах, гости рады и счастливы за жениха и невесту, которые находятся в центре композиции. Эти сюжеты Шибанова изображены мастерски. Поражает и его смелость то, что он не побоялся поднять такую острую проблему.

Аргунов Иван Петрович русский портретист. Аргунов не был занят этой темой, но у него мы можем выделить одну картину «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (Рис 7) - одна из его известнейших работ. Портрет отображает интерес к теме крестьянства, появившийся в русском обществе. Аргунов, сам выходец из крепостных графа Шереметьева, старался показать в портретах красоту и достоинства вне зависимости от сословия.

Рисунок 7

Образ крестьянки на этой работе Аргунов передан с правдивостью, искренностью и уважением. Поскольку автор девушку обрядил в праздничный наряд, многие считают, что это была актриса. С этнографической точки зрения, мы видим на сколько точно передан костюм крестьянки Московской губернии. Также принадлежность к крестьянскому сословию легко определить у этой девушки по отсутствию манерности и бесхитростности. Мягкие черты девушки, легкая улыбка, спокойная поза указывают на скромность, открытость, доброту девушки из народа.

Ерменёв Иван Алексеевич русский живописец, также крепостной считалось, он сдружился с будущим великим князем, к которому был прикреплен в услужение. Известен своей серией из восьми акварелей «Нищие», а также акварелью «Обед (Крестьянский обед)». Чаще всего он изображал две фигуры в рост на фоне неба: нищая старушка и ребенок, нищий и поводырь или одинокая фигура нищего, но вот «Крестьянский обед» (Рис 8)выпадает из этой серии.

Рисунок 8

Многие исследователи считают, что эта картина отражает грозную силу обычных людей при такой тяжелой судьбе и жизни. Картины Ерменёва, особенно картины на тему крестьянства имеют трагический смысл, показывают безысходность и мрачность, что мы видим даже по цветам, выбранным для картины.


2.2. Образ крестьянства в литературе

Литература 18 века подготовила благодатную почву для развития литературы 19 века, поэтому нельзя говорить, что 18 столетие забвенно. Писатели этого времени пытались решить острые проблемы своей современности. Конечно, здесь многие из них не обошли крестьянский вопрос. Как и в живописи можно выделить ряд авторов интересующихся этой проблемой, к таким можно отнести Бахтина И. И. , Ломоносова М. В. , Радищева А. Н., Фонвизина Д. И. , Карамзин Н. М. .

Иван Иванович Бахтин – общественный деятель и писатель, в его творчестве преобладали сатирические темы. Наиболее смелой темой в творчестве Бахтина был крестьянский вопрос. В произведении «Сатира на жестокости некоторых дворян к их подданным» автор показал реальные черты крестьянского быта 18 века. В сказке « Господин и крестьянка» писатель также проявил сочувствие к крестьянам, как и некоторых других.

Фонвизин Денис Иванович русский писатель, который также поднял тему крестьянства в своем творчестве. Прежде всего, мы можем это проследить в его произведении «Недоросль». В этом произведении Фонвизин, видя корень всего зла в крепостном праве, высмеивает дворянскую систему и дворянское воспитание. Причем это можно заметить уже по фамилиям и именам главных персонажей, все эти фамилии говорят нам о внутренних качествах этих людей. Фонвизин во многих произведениях говорит о дворянстве и высмеивает их жизнь.



Другой писатель, которого интересовал крестьянский вопрос – Николай Михайлович Карамзин. В его творчестве мы видим развитие литературы и углубленный взгляд на отношение между помещиком и крестьянином. Данные тенденции можно наблюдать в произведении «Бедная Лиза». При условности фигуры Лизы это все-таки изображение индивидуальных переживаний девушки-крестьянки, ее личной драматической судьбы, в плане подчеркнутой симпатии и сочувствия к ней автора, что само по себе было новым и, безусловно, прогрессивным литературным фактом. Все это можно проследить в отрывке из произведения «Бедная Лиза»:

«Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет,- одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».Мы видим образ трудолюбивой, скромной девушки и как автор относится к ней. Карамзин в своих произведениях пытался отразить не только отношение к крестьянству и нарисовать реальный образ крестьянства, но и показать свое отношение к взаимоотношениям между крестьянами и помещиками, сам автор считал, что отношения должны перейти в другое русло, а настоящие отношения это пережитки прошлого.

Несмотря на то, что вышеупомянутые авторы интересовались, говорили и рассматривали образ крестьянство и его место в русской действительности, но более всех вклад в изучения этой проблемы внес Радищев Александр Николаевич. Данный автор за свои воззрения был арестован и сослан в Сибирь. Образ крестьянства Радищев отразил в произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность».

Одним из самых значимых явлений русской литературы восемнадцатого века является произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно написано в популярном в то время жанре путешествие. Главными героями является путешественник и русский народ. Путешественник на своем пути встретил представителей всех сословий и картина, которую рисует путешественник - неприглядна, он говорит о падении российского общества. Нравственная низость и грязь характерны для всех слоев общества, но хуже всего приходится крестьянам, как самым социально незащищенным людям: «крестьянин в законе мертв». Действительно, произвол помещиков переходит все нравственные рамки, а простым людям приходится его терпеть. Например, в главе «Любани» автор встречает крестьянина, занимающегося пахотой в воскресенье - святой день отдыха для православных:

« - Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

Нет, барин, я прямым крестом крещусь, - сказал он... - в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину...

Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?

Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет».

Путешественник на это грозит крепостникам. Кроме того автор говорит о том, что путешественник видит не только терпение и тяжелую жизнь угнетаемого крестьянства, но и спящую силу народа, которая в любой момент может проснуться. За это произведение писатель и был сослан.


ГЛАВА 3. ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ 19 ВЕКА

3.1. Образ крестьянства живописи

Во второй главе уже говорилось об актуальности темы крестьянства в 18 веке и о том, что многие представители искусства начали поднимать эту тему в своем творчестве, но все же тема была не основной и не распространенной. В 19 веке русское искусство приобрело народное звучание, в живописи мы видим это в переходе от романтизма к реализму. В русской живописи ценился национальный акцент в творчестве, что говорит нам о том, что в этом периоде образ крестьянства прослеживается в наиболее яркой форме. Тема крестьянства прослеживается не только в более сложной форме, т. е. авторы произведений освещают проблемы в той острой форме, которая существовала на самом деле в российском обществе без цензуры, но и количество авторов, пишущих о крестьянском вопросе стало в разы больше, кроме того эта тема стала новой для русских художников. Все это связано с событиями, которые происходили в связи реформированием России и в первую очередь это касается реформы, которая отменяла крепостное право. Русские живописцы, которых эта тема заинтересовала – А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин, П. А. Федотов – они же являются художниками первой половины 19 века. Во второй половине 19 века эта тема отражена в творчестве в первую очередь передвижников Г.Г. Мясоедова, И. Е. Репина, В. М. Максимова, С. А. Коровин и т. д. .

19 век можно разделить условно на 2 части. Первая часть 19 века представлена в творчестве таких художников как Венецианов А. Г., Тропинин В. А. , Федотов П. А. - здесь отражен крестьянский мир до отмены крепостного права, а вторая часть 19 века представлена в основном в творчестве передвижников - здесь видим крестьянский мир после отмены крепостного права.В начале 19 века тема крестьянства и народного быта была нова. Венецианов Алексей Гаврилович мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, он не только привнес огромный вклад в культуру с помощью своих картин, но и воспитал множество крестьян, дав им образование и путь в иную жизнь. Несмотря на талант Венецианова в написании портретов, все же ему наибольшую известность принесли не портреты, а написание крестьянских образов. Хотя Венецианов не был первым, кто изображал крестьян, но он первый стал изображать их в поэтической форме. Художник писал крестьянских детей, девушек-крестьянок и конечно быт крестьянского народа. Ряд картин под названием «крестьянка» мы видим у живописца, которые отображают крестьянских девушек занятых в той или иной деятельности, на их лицах мы видим усталость и печальная устремленность взгляда в даль, их руки указывают на тяжелую ежедневную работу девушек, но вместе с тем говорит об их трудолюбие и скромности; кроме того конечно нельзя отдельно не выделить одни из его самых известных картин в этой тематике «Жнецы» (Рис 9) и «Гумно». На написание картины «Жнецы» художника вдохновили крестьяне, которые любовались природой и бабочкой, севшей на руку крестьянке. Эта картина одна из тех, которая отражает значимость образа русского крестьянства. Тема жатвы в творчестве Венецианова проследить можно на протяжении всей его художественной деятельности, что касается этой картины, на ней мы видим крестьянку с сыном, которые восхищаются природой, т. е. бабочками, присевшими на руку крестьянки. Также смотря невооруженным взглядом на картину, мы видим, что все действо происходит во время жатвы, их одежда пожелтела от тяжелой работы и пыли, а руки черны от только что выполненной работы. Как бы не было странно картина «Жнецы» все же не принесла такого успеха как работа «Гумно», которая была выполнена за огромную сумму денег. Здесь снова прослеживается тема жатвы, но на картине «Гумно» уже мы видим композицию, на которой изображено множество крестьян либо отдыхающих, либо готовящихся к тяжелой работе. Автор подчеркивает всю значимость крестьянского труда и его нелегкую направленность.

Рисунок 9

Не меньший вклад в передаче образа русского крестьянства внес и Федотов Павел Андреевич. Федотов заложил основы критического реализма в бытовом жанре, который и был для него главным в творчестве. Но если Венецианов показывал само крестьянство, то Федотов показывал высшие слои общества, показывая их бессмысленность существования, пустоту у них внутри. Художник с помощью сатиры показывает незначительность одних, и значимость других. Продолжать дело Венецианова и Федотова стали художники-передвижники, которые составляли колорит второй половины 19 века. Несмотря на то, что говоря о начале реализма и передаче образа русского крестьянства, мы говорим об именах Венецианова и Федотова, нельзя забывать упомянуть и Тропинина. Тропинин Василий Андреевич мастер романтического и реалистического портретов. Он писал людей разных сословий, пытаясь передать не принадлежность их к определенному классу, а показать конкретного человека, типичного для данного общества. Нам в творчестве Тропинина интересны такие работа как «Кружевница» (Рис 10), «Золотошвейка», где мы видим тяжелую ручную работу крестьянок. Эти картины хорошо были встречены критиками, так и зрителями. Картина «Кружевница» стала настоящей жемчужиной русского искусство. Это картина, как и «Золотошвейка» показывает нам девушку очень милую и непохожую на крепостную крестьянку. Автор этих работ хотел донести до зрителя образ тяжелой крестьянской работы, причем Тропинин показывает, что тяжелый труд, счастье и достоинство не идут в разрез. Все это демонстрирует художник на своей картине «Кружевница».В первой половине 19 века - тема крестьянства нова, но все же тема намного ярче проявляется во второй половине 19 века. Во второй половине 19 века в живописи можно выделить «передвижников», практически каждый из них внес свой вклад в формирование образа крестьянства. Мясоедов Григорий Григорьевич – наиболее яркий представитель русского реализма. Основная тема, к которой обращался Мясоедов – крестьянский быт. Эволюция творчества Мясоедова видна по его произведениям. Одна из картин, отражающих тему крестьянства, это «Земство обедает» (Рис 11). Картина написана в годы отмены крепостного права. Крестьяне находятся рядом с земством, видимо шли с каким-то делом, но они вынуждены сидеть на пороге. В окне виднеется слуга перемывший всю посуду, видимо крестьяне решили, что чины хорошо пообедали и их проблема не заинтересует. На картине видна новая реальность, которая показывает без прикрас русское общество.

Рисунок 10

Кроме того на картине мы видим новый прием автора, выражая тему он является критиком, который показывает правду русского общества, причем автор оставляет некую недосказанность, вопрос в своих работах, давая зрителю сделать выводы самостоятельно. Основной акцент в этой картине сделан на крестьян: их черты лица хорошо прорисованы, что показывает нам внутренний мир крестьян, которые тяжело сживались с новый свободной жизнью и не стали счастливее от реформ, принятых в сторону крестьянского вопроса. Их выражение лиц несчастное и уставшее от трудной работы, что призывает зрителя к сочувствию и жалости бедных крестьянских мужей.

Рисунок 11

В отличие от предыдущей картина «Косцы», написанная ещё перед «Земство обедает» демонстрирует нам лиричность образа крестьянства и говорит об их единстве и добродушие.

Другой известный художник-передвижник Максимов Василий Максимович все свое творчество посветил развития темы крестьянства. Одна из его главных работ, работа «Знахарь на деревенской свадьбе» показывает истинный вид русской деревни, здесь автор пытается раскрыть обаяние народных образов, крестьянского быта, но автор отразил не только быт крестьянских, но и описал образ русского крестьянства, на таких картинах как «Больной муж», «Семейный раздел» и др.

Внес свой вклад в развитие этой темы и такой художник как Архипов Абрам Ефимович. Об Архипове известно не так много, но зато много сказано об его творчестве. Главная тема творчества Архипова – крестьянская. Он написал множество картин о крестьянской жизни, к ним можно отнести такие «Пьяница», «Прачки» (Рис 12), «Северная деревня», «На Волге» и др. Все картины показывают правдивую жизнь крестьян после отмены крепостного права.

Рисунок 12

Каждая картина Архипова показывает сцену крестьянской жизни. Например, «Прачки» полотно показывает нам изнурительную, тяжелую работу. На этой картине мы можем проследить детализацию изображения, а также социальные мотивы. Социальные мотивы прослеживаются в изображении усталости от тяжелой работы и безвыходности своего положения женщин, а также душевная тоска, которая вызвана чувством безысходности.

В рассмотрение этого пункта нельзя забывать и таких художников как Перов и Репин. Репин Илья Ефимович – выдающийся художник, тема крестьянства для него не была основной, но его первая картина на эту тему стала всемирно известной. «Бурлаки на Волге» (Рис 13) именно это картина, которую мы знаем ещё со школы, она подчеркивает многие литературные произведения. Каждый на картине из бурлаков индивидуален, но все они показывают угнетение бедных. Картина призывает к милосердию по отношению к простым людям. Репин показал этим своим трудом приговор современному обществу и показал угнетение бесправных.

Рисунок 13

Подобно Репину Перов писал крестьянские сюжеты, но в отличие от него он уделял этой теме огромное значение. Он писал множество полотен на тему крестьянского притеснения и тяжелой крестьянской судьбы. Василий Перов, как и Репин написал картину подобную «Бурлаки на Волге», картину «Тройка». Смысл схож, но во втором труде Перов говорит не о бурлаках, а об обычных детях, которые тянут бочку с водой. Картина Перова говорит нам о нужде крестьян и крестьянских детей и об их тяжелом пути, последнее подчеркивает автор, показывая насколько холодно, на улице замерзает вода, поэтому мы можем представить, как холодно детям нести такую ношу.

Рисунок 14

Авторы, изображающие образы русского крестьянства выражают национальный характер русского народа. Художники в своих полотнах изображают реальную жизнь русского общества 19 века, но говоря о русском крестьянстве в искусстве нельзя забывать и о писателях, которые пытались достучаться до русского общества, поднимая актуальный вопрос закрепощения.

Крестьянский быт в творчестве русских художников.

Тема крестьянства и крестьянского быта привлекала и волновала многих русских художников. Они обращались к народной жизни и трудовой деятельности простых людей и видели в этом особую значимость т.к. полагали что крестьянство- это опора русского государства, а крестьяне- главные хранители русских традиций и культуры страны, ведь именно крестьянство на протяжении многих веков сумело сохранить исконно-русский образ жизни и самоорганизации.

Жизни крестьянина сильно зависела от смены времен года. В период с весны по осень они работали на поле, занимались сбором грибов и ягод для зимы, пасли скот и заготавливали сено и дрова на холода.

Н.Е.Маковский «Кормление индюшек» холст, масло. В.Е.Маковский «Девочка с гусями» холст, масло. 1875

В.Е.Маковский «Рыбачки» холст, масло. 1886

И.Ф. Хруцкий «Портрет мальчика» холст, масло. 1834. А.И. Стрелковский «У колодца» бумага, акварель. 1878.

Основную часть времени в летнюю пору крестьяне от мала до велика проводили в поле. Поэтому масса обрядов и праздников была связана с именно с земледелием и сменой сезонов. У крестьян даже существовал свой особый календарь, который фиксировал важнейшие этапы сельскохозяйственных работ и праздники, связанные с их завершением.

А.Г. Венецианов «На пашне, весна» холст, масло. 1820

Г.Мясоедов. «Страдная пора» холст, масло. 1887

Крестьяне проводили на поле целый день. Они трудились с весны,все лето и начало осени выращивая урожай. Они уходили в поле всей семьей, там же они обедали и отдыхали. В поле брали даже грудных детей, за которыми должны были присматривать старшие ребята.

А.Г.Венецианов «Жнецы» холст, масло. 1820-е

Маковский К.Е. «Крестьянский обед в поле» холст, масло. 1871

З.Е. Серебрякова «Крестьяне» холст, масло. 1914

Маковский К.Е. «Жница» холст, масло. 1871

Жатва Завершающим этапом земледелия была уборка урожая или “ жатва ” . Крестьяне очень серьезно относились к этому времени ведь они собирали долгожданный урожай-результат каждодневного труда. Они говорили: “Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь”. “Первый сноп - первый осенний праздник” На Успение (28 августа - по новому стилю) отмечался праздник окончания жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки.

З.Е.Серебрякова. «Жатва» холст, масло. 1915

А.Г.Венецианов «Лето, На жатве» холст, масло. 1820

К.С.Малевич «Стога» холст, масло. 1912

Зимой крестьяне в основном занимались домашними хлопотами. Женщины сидели за рукоделием. Они пряли, ткали, вязали, шили новую одежду. Мужчины ездили на охоту, заготавливали дрова, ловили рыбу, изготавливали орудия труда для летних работ. В некоторых селах занимались народными промыслами, например плетением корзин или гончарным делом.

В.Г.Малышев «Кухня» холст, масло.

З.Е.Серебрякова «Крестьянка с горшками» бумага, акварель, белила 1900-е А.Г.Венецианов «Крестьянка за вышивкой» холст, масло 1843

И.А.Пелевин «Дети в санях» холст, масло. 1870

В большинстве крестьянских семей было много детей. Детям с ранних лет прививалась любовь к свое семье, уважение к старшим, к односельчанам, почтение к родителям. Они росли в условиях взаимопомощи, старшие дети всегда помогали и ухаживали за младшими, а младшие слушались старших. Трудились крестьянские дети вместе со взрослыми, со временем выполняя все более и более тяжелую и ответственную работу, нередко выполняя тот же труд, что и их родители.

В.Е.Маковский «Крестьянские дети» холст, масло.

А.М.Колесов «Крестьянка, подающая солдату пить» холст, масло 1859 К. В. Лемох «Варька» холст, масло. 1893

В.Е.Маковский «Пастушки» холст, масло. 1903

А.Г.Венецианов «Спящий пастушок» дерево, масло. 1824

В.Васнецов «За водой» холст,масло. Н.Пимоненко «Мальчик с корзинкой» холст на картоне, масло. конец XIX – начало XX

А.Г.Венецианов «Крестьянские дети в поле» холст, масло. 1820-е Маковский К.Е. «Дети, бегущие от грозы» холст, масло. 1872

В русской деревне прошлого важную сторону общественной и семейной жизни составлял праздник. Праздники перебивали монотонность будней, задавали жизни определенный ритм. Праздник был настоящим ритуалом, где всему было свое время, свое место. Воскресенье после рабочей недели - день не просто свободный, а день праздничный, к которому готовятся.

К большим праздникам серьезно готовились. Хозяйки мыли полы и топили бани, одевались в нарядную одежду, шли в ней на праздничную службу в церковь, пекли пироги, варили мясной суп. Собирали на стол, стелили чистую скатерть, ставили угощения. Отец семейства играл в гармонь, пели песни, плясали. Большие праздники отмечали всем селом. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».

К.А.Трутовский «Хоровод на Троицу в Курской губернии» холст, масло. 1860

Одним из ярчайших моментов жизни были у крестьян молодые годы до вступления в брак. Это время совместных игрищ девок и парней, посиделок, хороводов, колядования на святках.

Особое место в жизни крестьянской молодежи занимал хоровод. Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест становились посреди улицы и начинали “играть песни”. К ним присоединялись многие молодые женщины и девушки,затем подходили молодые мужчины и парни, нередко с гармониками, трещотками, бубнами. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня… Хоровод

Б.М.Кустодиев «хоровод» холст, масло

А.П. Рябушкин «Втерся парень в хоровод» холст, масло. 1902

Свадьба Свадьба являлась основным ритуалом в жизни крестьянина. Вступление в брак означало обретение статуса полноценного и полноправного члена сообщества. В ритуале участвовало все поселение, причем у каждого из участников имелась роль, освященная традицией. Женились и выходили замуж обязательно с согласия родителей и по их благословению.

Е.В. Честняков «Свахонька, любезная, выйди!» дерево, темпера

Е.В. Честняков «Крестьянская свадьба» дерево, масло

Длинные зимние вечерами, особенно в канун рождества, крестьянские девушки гадали, пытаясь проникнуть в тайны своей судьбы и разгадать кем будет их суженый. Гадание

Н. К. Пимоненко «Святочное гадание» холст, масло. 1988 А. Г. Венецианов «Гадание на картах» холст, масло. 1842

Презентацию подготовила педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 245 Приморского района г.Санкт-Петербурга Орешкина Наталья Николаевна. 2014 г.

Рассматривая картины быта я увидела сильный контраст жизни. В этом посте я собрала жизнь в деревенской избе, пустые бревенчатые стены, тусклый свет, печь и тяжелый стол без скатерти - картина жизни в этом пространстве.

1. Фелицын Р. На крыльце избы. 1855


Детство - пора беззаботная, но, гляда на этих девочек возникает сомнение. Такое сосредоточенное лицо старшей, заплетающей кудряшки младшей и устремленные вдаль глаза второй...


2. Шибанов М Крестьянский обед. 1774


В темном пространстве избы скромный обед, и по лицам этих людей читаются такие разные эмоции! Кормящая мать своего дитя - единственная в свете. Глубокий выдох и тяжелеют плечи, и слышен стук сердца...

3.Куликов И Зимним вечером


Пора полевых работ завершилась и зимой, при неярком свете окна и вечером лучины продолжаются работы иного характера, рукодельные и домашние.

4. Максимов В Бедный ужин. 1879


И снова темные тона низкий потолок избы и пустые стены. В этом домике нет даже занавесочек, все слишком тяжко, усталые лица, обреченность... И какой красивый цвет мужских рубашек.

5. _Максимов В Бабушкины сказки. 1867


Вероятно, один из самых интересных моментов жизни - рассказки бабушки темным вечером при лучине - это и обучение и знания и традиции и мудрость жизни. Как уютно...

6. Максимов В Кто там. 1879


Я помню, когда темным зимним вечером у бабушки, под треск печи и звуки ветра в проводах вдруг хруст снега под чьими то ногами и стук в дверь... от чего то всегда это было немного страшно, пока бабушка выходила в коридор я ждала настороженно и вот чей то знакомый голос и все снова становится уютно и безопасно;)
Тень на стене напомнила мне это ощущение.

7. Максимов В Больной муж. 1881


Страшная и печальная сцена... остается только молиться и ждать...

8. Максимов В Пережил старуху. 1896

я не смогу подобрать слова, чтобы передать все чувства возникающие глядя на этот сюжет. Невероятно сильно.

9. Максимов В Семейный раздел. 1876


И снова низкие потолки, остается мне только гадать - от чего происходит раздел.

10. Шибанов М Празднество свадебного договора. 1777


Из угощения - каравай на столе, а какие нарядные женщины! Становится более понятным смысл "приданного". Наряд девушки - ее духовный мир. Такого не купишь...

11. Трутовский К На сеновале. 1872


Прелестные радости жизни. Без улыбки не взглянешь;)

12. Пелевин И Первенец. 1888

Каким бы суровым ни был мир за околицей - счастье прихода малыша озаряет сердце. Вот и света больше в избе, и печь белая и посуда блестит и трогательный котенок в люльке, каждая деталь наполнена радостью.

13. Коровин П Крестины. 1896