Что помогает увидеть форму и объем предметов. Трехмерность

30. Геометрические тела


Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.



31. Кошки


В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.

Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.


Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объемное тело.


32. Оси, квадрат и диагонали


Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.


а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей


б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей


в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости


а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур


б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение


в. Геометрический орнамент в народной вышивке


Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.


Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.


Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.

Вам когда-либо казалось, что вы можете войти прямо в красивую пейзажную картину? Как фокусник, художник перенес третье измерение на плоский холст, и вас, зрителя, так и манит в мир, созданный краской.

Создание правдоподобной пейзажной живописи с глубиной на самом деле не какой-то магический трюк, это техника. Более века опытные художники использовали некоторые из следующих методов, чтобы тщательно организовать убедительные пейзажные картины. Узнайте, как затащить зрителя в ваши пейзажи при помощи этих советов.

1. Слои и наложение

Применение слове и наложение эффективно тогда, когда существует заметный контраст в тени или текстуре двух перекрывающихся объектов. Это создает дополнительный контраст и помогает отделить объекты друг от друга. В великолепной картине Эдгара Пэйна ниже, маленькие лодки на переднем плане наслаиваются и частично перекрывают большие. Это создает ощущение глубины.

2. S-образная кривая и извилистый путь

Извилистая река или дорожка, которая извивается в форме буквы S через картину может использоваться как способ контролировать взгляд зрителя. Тональная картина Чарльза Уоррена Итона, «Зимнее одиночество» является примером этого популярного метода.

3. Используйте диагонали

Художник Лоуэлл Бирге Харрисон эффективно использовать диагонали в композиции «Восход луны на берегу». Плавно перекатывающиеся волны удаляются от нас под углом, создавая ощущение глубины и расстояния.

4. Воздушная перспектива

Горная цепь вдалеке обычно кажется светлее, туманнее и синее по мере отдаления. Это оптический эффект, который создает атмосфера если смотреть на предметы на большом расстоянии. Используйте температурные изменения в цвете, чтобы получить воздушную перспективу. Это обобщение, но теплые цвета более привлекает внимание.

5. Интерес на переднем плане

При окраске предметов на средних и дальних расстояниях, они часто могут казаться плоскими. Добавьте интересный предмет на передний план, чтобы повысить чувство глубины. Это притягивает взгляд зрителя к сцене, от переднего плана к предмету на расстоянии. Используйте меньше деталей и текстур на фоне. Известный художник, преподаватель и писатель Джон Ф. Карлсон демонстрирует этот прием в следующей картине.

6. Меняйте размер

В этой картине, «Дорога к Слёйс», Чарльз Уоррен Итон эффективно использовать прием изменения размеров. Обратите внимание, что хотя в реальной жизни мы знаем, что эти деревья имеют тот же размер, Итон мастерски написал их в убывающем порядке. Другими словами, деревья становятся меньше по мере отдаления. Благодаря этому получилась замечательная иллюзия глубины.

Если Вы считаете, что трафаретный рисунок будет выглядеть "плоско", то вы ошибаетесь. Точно так же Вы ошибаетесь, если думаете что придать живость трафаретной росписи - на это способны только художники. В этой инструкции мы покажем два простых приема придания объема рисунку, сделанному при помощи трафарета.

Не будем перечислять основных правил , надеемся, Вы их уже запомнили. Для того, чтобы объекты получили объем и тени, необходимо выполнить лишь несколько рекомендаций. Первое - начинайте рисовать со светлых тонов. Например, если это у Вас яблоко и Вы хотите сделать его желтым, то возьмите сначала тот цвет, который будет на самой освещенной его стороне. Светлым оттенком закрасьте трафарет целиком. Не бойтесь ошибиться - следующие темные цвета закрасят Ваш светлый оттенок там, где его не должно быть. Если на Вашем яблоке должен быть яркий солнечный блик, оставьте эту область вообще не закрашенной - белой.

Можно ограничиться одной краской , начиная закрашивать Ваше яблоко от краев к центру, кисть будет постепенно терять краску и цвет будет становиться все светлее и светлее. Закрасьте листья тоже желтым, этот оттенок придаст им мягкость. Если Вы хотите сделать фигуру более объемной, или она у вас очень большая, то можно после первого прохода добавить в основной цвет немного черного и прокрасить от краев к центру еще раз.

Второй цвет может быть любым, по Вашему желанию. В нашем случае - это желтый, которым мы почти полностью закрашиваем листья и немного пройдемся по яблокам.

Третьим цветом следует взять самый темный. В нашем случае - темно-красный. Темным оттенком надо пройтись по краям трафарета, чтобы четко обозначить контуры рисунка. Если кисть будет почти полностью на пленке, и лишь несколько щетинок попадет на рисунок - контур будет тонким и деликатным. Обратите внимание, что больше всего темного цвета наносится снаружи Ваших объектов а не внутри.

И последнее. Рисуя множество одинаковых повторов, не старайтесь скопировать оттенки в точности. Помните, что с художественной точки "подобное" всегда смотрится лучше "одинакового ".

В художественных школах или на любом курсе по рисованию первым делом учат как рисовать тени. Рисование примитивных фигур: шара, куба, конуса или цилиндра довольно скучное и утомительное занятие. Но, именно такие занятия являются первыми шагами к пониманию объема геометрической фигуры и умения правильно изображать ее темные и светлые стороны. В дальнейшем, умение правильно чувствовать свет и тень будет помогать вам в других рисунках.

Я не учился в художественной школе, но проходил эти уроки самостоятельно для того, чтобы научиться понимать объем. В этой статье я пройду этот урок опять, ведь такие уроки никогда не бывают лишними, сколько б раз мы не проходили их. В иллюстрациях, поэтапно, я буду показывать как рисовал шар.

Начинайте с легких предметов

Любая тень от любого предмета появляется тогда, когда появляется источник света. Если знать, где находится источник света, то нарисовать тень на фигуре не сложно. Но, если вы видите, что у вас проблемы с тем как рисовать тени, то советую начать с чего-то легкого, например с какой-то фигуры простой формы. Используйте любую технику рисования, удобную вам. Обычно я рисую, используя две техники – .
Зажгите лампу, чтобы она была единственным источником света в комнате, и легко показала тень от предмета, который вы выберите. Не буду утомлять вас рассказами обо всех нюансах построения тени потому, что это все теория, и я не думаю, что вы на сто процентов поймете как рисовать тени.
Художники, рисуя тени, делают это на глаз, не выстраивают ее направляющие и не высчитывают, куда она должна упасть. Только практика поможет вам понимать, как рисовать тени, и если с первого раза у вас не получится правильно нарисовать тень, то повозившись несколько вечеров, вы увидите свои ошибки.

Как рисовать тени и придавать объем

Я говорил, что теория не поможет полностью понять, как рисовать тени, но все же, основные моменты должен знать каждый художник. Участки, где лучи света напрямую падают на предмет — называются светом. Вокруг света возникает полутень или полутон. Места, на которые не попадают лучи света — называются тень. После тени следует освещаемый участок, который называется рефлексом и образуется от других предметов, находящихся рядом.
Расположение теней на любом предмете будет зависеть от того, как расположен источник света и под каким углом он находится. Яркий источник света насыщает тени и делает их резкими, а от рассеянного источника, переходы теней становятся мягкими и плавными. Важно! Штриховать всегда нужно по той форме предмета, который вы рисуете! Иногда возможно совмещение штриховки для того, чтобы усиливать тени.
Если вы уже научились рисовать тени, то попробуйте объемно и реалистично нарисовать глаз человека по уроку «

Основы рисунка для учащихся 5-8 классов Сокольникова Наталья Михайловна

§3 Превращение плоскости в объем

30. Геометрические тела

Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

31. Кошки

В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.

Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.

Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объемное тело.

32. Оси, квадрат и диагонали

Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.

а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей

б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей

в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости

а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур

б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение

в. Геометрический орнамент в народной вышивке

Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.

35. Кубы

Конструкция куба содержит восемь узловых точек – вершин углов.

36. Кубик Рубика

37. Торт с отрезанным куском

Полезно для правильного восприятия объемной формы прочувствовать разницу между плоскостями и объемами, потренироваться передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.

38. Формы: а – пустые, б – наполненные

Система подобных упражнений на превращение плоскости в объем, анализ внутренней конструкции предмета, представление внешних очертаний предметов прозрачными, изображение пустых и наполненных форм помогут более уверенно рисовать не только с натуры, но и по представлению.

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА ПЯТАЯ О принципах заполнения картинной плоскости Представление о снимке как о картине. В отдаленные времена, когда новый способ получения изображений – фотография только осознавал себя искусством и собственных традиций еще не имел, творчество первых

Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

«В природе существует объем и цвет…»* В природе существует объем и цвет, звук же рождается от соприкосновения двух в пластическом искусстве-творчестве одни индивидуальности творят через объемы другие через цветТретьи через звук. (Если бы в природе ничто не поколебалось,

Из книги Малевич автора Букша Ксения Сергеевна

ИТОГИ СУПРЕМАТИЗМА НА ПЛОСКОСТИ Первая индивидуальная выставка Малевича в Москве, организованная Наркомпросом на Большой Дмитровке, 11, в бывшем салоне Михайловой, состоялась без него. Выставка «Казимир Малевич.Его путь от импрессионизма к супрематизму» открылась 25