Красота природы глазами фотохудожника. Выставка живописи "поэзия русского пейзажа" Выставки пейзажной живописи
С 1 по 30 апреля в выставочном зале краеведческого музея города Краснотурьинск (ул. Карпинского 15) будет открыта персональная выставка пейзажного фотографа, участника клуба «Российское фото» .
Геолог по образованию, а сегодня состоявшийся фотограф, Кирилл Уютнов путешествует по самым отдаленным и труднодоступным уголкам нашей страны. Суровые климатические условия, необходимость преодолевать расстояния в сотни километров ради одного-единственного кадра, дикие животные на безлюдных землях, — всё это давно стало для Кирилла привычными условиями работы и творчества.
Снимая в путешествиях много лет, Кирилл убежден, что именно пейзажная фотосъёмка способна передать всю ту гамму потрясающих эмоций, которые испытывает человек, оставаясь с дикой природой наедине.
По мнению фотографа, нет ничего более хрупкого и прекрасного, чем красота, созданная самой природой.
— Увлёкшись в юности палеонтологией, я довольно быстро открыл для себя факт, что намного интереснее наблюдать за природой в живую, чем знакомиться с ней по фильмам и книгам, — рассказывает Кирилл. — Находящаяся на карте за многие тысячи километров от моего дома Чукотка притягивала к себе лишь одним названием, самый северный евразийский полуостров Таймыр будоражил фантазию похлеще американской фантастики, а неведомый Полюс холода и вулканы — просто сводили с ума. «Земля, где не ступала нога человека» — от этих слов одновременно веяло холодным страхом и предвкушением новых открытий. Попасть в эти места стало моей мечтой на долгие годы.
Более созерцательной профессии, чем геология, в то время для меня не существовало. Спустя несколько лет я уже бродил по бескрайним российским просторам в поисках руды. Все, что я видел, мне хотелось запечатлеть. И вскоре я неизбежно начал тратить все свое свободное время на фотосъемку. Когда остаешься с природой один на один, приходит ощущение родства с окружающим миром и возможность наслаждаться мгновениями, которые никогда не повторятся.
Одной из моих творческих задач было показать живую природу так, как обычно ее не показывают — без цветов на земле и теплого солнца на небе, в виде пустынных или морозных пейзажей, под покровом ночи или туманных сумерек.
О выставке
Желание показать, куда меня приводят мои мечты, зародилась задолго до того, как осознанная фотография пришла в мою жизнь. Можно сказать, этот проект вырос вместе со мной и является результатом того, к чему я стремился многие годы — к чему меня действительно привели мечты.
Выставка стартует 1 апреля 2016 г., ко Дню Геолога, в Краснотурьинске (Северный Урал), дальше поедет на юг — до Екатеринбурга и Челябинска, а потом на запад — до Москвы и Санкт-Петербурга.
Об авторе
Автор выставки — пейзажный фотограф, геолог и путешественник, организатор фотоэкспедиций по России, член Союза фотохудожников России и Русского географического общества, фотограф журнала «Российское фото», победитель конкурсов от National Geographic Russia, The Best Of Russia, Золотая Черепаха, Humanity Photo Awards, Полярная перспектива, печатался в Foto&Video, «Нация», «Якутск вечерний», «Северная широта», стипендиат Министерства культуры РФ за Проект о природе Севера, участник множества коллективных выставок в России и других странах.
Кирилл Уютнов: «За помощь в реализации фотовыставки хочу выразить благодарность ЗАО „Золото Северного Урала“, выступившим генеральным спонсором, а также дружественным компаниям, помогавшим в организации выставки — фотолаборатории „ФотоЛаб“, в лице Марии Киренской, за прекрасную печать и большие скидки, Союзу фотохудожников России и Русскому географическому обществу за общую информационную поддержку; и особенно журналу „Российское Фото“, в лице шеф-редактора Екатерины Елизаровой, за всестороннюю поддержку проекта на всех этапах его развития!»
Выставка «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Третьяковской галереи» откроется в парке «Зарядье» 6 сентября. В экспозицию войдет 55 полотен 36 российских художников, демонстрирующих эволюцию пейзажа в отечественном изобразительном искусстве на рубеже XIX и XX веков.
Для Третьяковской галереи сотрудничество с «Зарядьем» — возможность продемонстрировать важные, но редко экспонирующиеся картины.
«У нас в запасниках хранится изрядное количество произведений невероятной силы эстетического воздействия, очень важных для понимания художественных процессов, которые мы никогда не показывали в своих залах», — рассказала Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
Разделы экспозиции объединяют картины по тематическому и отчасти хронологическому принципу : «Столица», «Исследуя страну», «Традиция и сказки», «Время, вперед», «В природе ничего не меняется», «В области вечного льда». В них произведения Алексея Саврасова, Василия Перова, Бориса Кустодиева, Натальи Гончаровой, Константина Юона соседствуют с работами менее известных пейзажистов XIX и XX веков.
Открывает выставку раздел «Столица» , где собраны изображения Москвы от начала ХIX до конца ХХ века. Самое раннее — картина одного из главных летописцев города позапрошлого века Федора Алексеева «Боярская площадка в Кремле», самое позднее — «Зарядье», последняя работа живописца и графика Евсея Моисеенко, созданная в 1980 году.
В разделе «Исследуя страну» представлены пейзажи Русского Севера, Крыма и Сибири Исаака Левитана, Константина Коровина и Ильи Остроухова.
Самый необычный раздел — «В области вечного льда» — посвящен северным пейзажам. В отечественную пейзажистику эта тема пришла после Нижегородской ярмарки 1896 года, на которой работал павильон «Крайний Север». Его оформил художник Константин Коровин. «В области вечного льда» познакомит с творчеством писателя, исследователя полярных земель и первого живописца Арктики Александра Борисова (1866-1934). Одноименная картина станет центральным экспонатом раздела. Масштабное полотно (201 на 356 сантиметров) зрители увидят впервые после недавней реставрации.
«Картины Борисова, который станет настоящим открытием этой выставки, представляют Крайний Север и Новую Землю. Его метафизические работы будут прекрасно корреспондировать с тем, что переживают посетители парка, проходя по разным павильонам и попадая из одной точки России в другую», — отметила Зельфира Трегулова.
На выставке будет работать интерактивный гид-проекция . Он расскажет о художниках и их полотнах. Чтобы активировать его, нужно провести рукой в определенной плоскости. В оставшиеся до открытия дни программу усовершенствуют, или, как шутят организаторы, закончат тренировать юного гида.
Выставка «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи» в «Зарядье». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Третьяковской галереи» разместилась в подвальном этаже медиацентра парка «Зарядье». Помещение оснащено передовой техникой (даже название и описания разделов выставки показываются с помощью проекторов), и выставки теперь будут проходить тут регулярно.
Кураторы Третьяковки Фаина Балаховская и Софья Аксенова показали основные направления пейзажной живописи последних 200 лет. Из запасников были извлечены редко или даже никогда на показывавшиеся работы, среди авторов которых есть очень известные имена. Здесь и лирические пейзажи Исаака Левитана, и импрессионистические работы Константина Коровина, и эксперименты Наталии Гончаровой в духе примитивного искусства, и сказочные городские сцены Бориса Кустодиева. Есть и индустриальные пейзажи первых десятилетий советской власти (например, Георгия Нисского, Александра Морозова), и искания советских художников второй половины XX века (таких как Алексей Грицай, Николай Андронов, Николай Ромадин), заключающиеся, впрочем, в попытках по-новому вернуться к открытиям начала века. Как сказала TANR Фаина Балаховская: «Русская пейзажная живопись делает круг и возвращается к одним и тем же темам».
Александр Борисов. «В области вечного льда. Лето». 1897. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Этот круг кураторы структурировали на очень понятные и подходящие для атмосферы легкой прогулки по парку разделы. Отдельный раздел экспозиции отдан Дальнему Северу. Здесь много работ интересного художника и путешественника рубежа XIX-XX веков Александра Борисова. По словам генерального директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, большое полотно Борисова «В области вечного льда» было отреставрировано специально для выставки и потом, возможно, появится в экспозиции Третьяковки.
Работа с выставки «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи» в «Зарядье». Фото: Государственная Третьяковская галерея
На открытии присутствовал руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Как выяснилось, это он боролся за идею проведения в «Зарядье» художественных выставок еще на стадии создания парка.
Аревик Арутюнян
Конспект НОД «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 75»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме :
«Красота природы »
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель :
Арутюнян А. А.
Примерная основная образовательная программа : «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Возрастная группа : подготовительная к школе
Тема НОД : «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы »
Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие и художественно – эстетическое развитие.
Цель : Воспитывать в детях чувство прекрасного , любовь к природе , к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Задачи :
Образовательные :
Закреплять представления детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж , натюрморт) ; видах пейзажной живописи .
Закреплять умения детей высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа.
Развивающие :
Развивать у детей интерес к пейзажной живописи , зрительное внимание и наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать картины по сходству.
Воспитательные :
Воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным , способность испытывать, от увиденного радость, удовольствие, восхищение.
Доставить детям радость от встречи с прекрасным и от игровой деятельности.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации : групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (рисунки пейзажа ) .
Оборудование : подбор репродукций картин : «Весна» , «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова; «Ночь. Стога» , «Торжество в небе» , , «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина, «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, «Мираж в степи» , «В степи» П. В. Кузнецова, запись мелодии «Шторм» , «Времена года» Антонио Вивальди; «Песня о картинах» музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера, мольберт - треножник, три белых листа с разноцветными рамками, волшебная кисть, лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.
Предварительная работа : знакомство детей с цветами спектра и их оттенками, с жанрами живописи , видами пейзажей ; экспериментирование в изобразительной деятельности; рассматривание репродукций картин; чтение стихотворений о природе и о временах года ; знакомство со словами «мольберт-треножник, пейзаж , живопись , натюрморт,эскиз, палитра, реставраторы, экскурсовод ».
Ход НОД
Деятельность педагога-психолога Деятельность воспитанников Примечание
I.Вводная часть (мотивация)
Воспитатель и дети входят в группу. Приветствуют гостей.
Воспитатель : Ребятки, как много у нас сегодня гостей, но не хватает еще одного важного гостя. Я загадаю вам загадку и вы сразу поймете, кто этот гость.
У него есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что он –
Выходит художник.
Художник. Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! А вы любите сюрпризы? Скорее ответьте.
Дети. Художник!
Дети : Да.
II.Основная часть
Художник : Тогда я приглашаю вас на выставку картин саратовских живописцев «Красота природы » . Скажите мне, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа ?
Художник : Пейзаж – это жанр живописи . А какие еще жанры живописи вы знаете ?
Художник : А что такое пейзаж , натюрморт и портрет?
Игра «Разложи по жанрам»
Художник : Молодцы, ребята! А сейчас, посмотрите, у меня есть картинки и три белых листа с разноцветными рамками. Давайте, разложим на лист с красной рамкой картинки для натюрморта, на лист с синей рамкой – для портрета, а на лист с зеленой рамкой – для пейзажа .
Игра «Что лишнее?»
Художник : Мы с вами вспомнили жанры живописи и можем пройти на выставку .
Ой, ребята, посмотрите – картины все упали, перепутались. Это, наверное, ветер залетел, похозяйничал. Ребята, поможете навести порядок?
Художник : Внимательно посмотрите и лишние картины уберите.
Игра «Выбери картины по цветам»
Художник : Картины лишние убрали, молодцы! Давайте расставим пейзажи . Стихотворение сейчас прочтём, картину первую найдём.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно.
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.
Как вы думаете, к какой картине можно отнести эти строки стихотворения?
Художник : А вы знаете, ребята, что такое эскиз?
Художник : На эскиз внимательно взгляните, картину вторую скорей отыщите.
Художник : Ребята, а что такое палитра?
Художник : Третью картину найдем по палитре.
На палитре только краски .
Художник в краски кисточку макал .
Пейзаж великолепный рисовал.
Художник показывает детям палитру с разноцветными кружками.
Художник : Назовите цвета и оттенки, которые художник использовал, рисуя картину.
Художник : Какая картина подходит к палитре по цветовой гамме?
Художник : Дети, а вы знаете, как получать новые цвета?
Игра «Получи новый цвет»
Художник : На палитру посмотри – сколько красок ? Только три.
Красный , желтый, синий цвет! И других здесь красок нет !
А оранжевый, розовый, зеленый? А где серый и лиловый?
А любимый голубой, пригодился нам с тобой!
Знаешь, это не беда! Мы придумаем цвета!
Художник : Краски за руки возьмитесь и все вместе покружитесь! Вы, ребята, молодцы! Покружились от души. А теперь давайте за дело – расставлять картины смело!
Ребята, со временем, картины стареют, теряют свой первоначальный цвет, становятся тусклыми. Поэтому они нуждаются в ремонте. Знаете ли вы, как называется ремонт картин? И как называют людей, которые занимаются ремонтом картин?
Дидактическая игра «Реставраторы» .
Художник : Сейчас вы станете реставраторами (взмах волшебной кистью) . Отреставрируйте, пожалуйста, картины и найдете четвертую картину нашей выставки .
Художник : А следующую картину вы найдете по описанию
Горизонтальный формат картины подчеркивает протяженность и величественность пейзажа . Цветовая гамма насыщена темно-синими, синими, сине-голубыми, голубыми, сияющими белыми тонами. Это создает ощущение холодной величавой торжественности, нетронутости, звенящей тишины и покоя.
Художник : Шестую картину найдем по формату. Каким может быть формат?
Художник : И линия горизонта поможет вам найти картину. А что такое линия горизонта?
Художник показывает лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.
Художник : Вот и осталась картина одна, холодна и необычна она. Скажите, кто художник и как называется она?
Художник : Ребята, посмотрите - все картины расставлены. Спасибо вам за помощь! Выставка готова . Осталось выбрать того, кто расскажет нам о картинах. А кто в музеях рассказывает о картинах?
Художник : Выберем нашего экскурсовода с помощью игры «Назови больше» . Мы по очереди будем рассказывать о том, что изображено на картине «Мираж в степи» Кузнецова П. В., какие средства выразительности и цветовую гамму использовал художник. Начинаю я. Эта картина о том, какие явления происходят в степи, как человек, оказавшийся в степи один, хочет поскорее выбраться оттуда.
Дети :. Пейзажи .
Дети : Натюрморт, портрет.
1-ый ребенок.
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш –
Обязательно картина называется пейзаж .
2-ой ребенок. Если видишь, что с картины,
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
3-ий ребенок.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, - знай, что это натюрморт
Звучит «Песня о картинах» (Музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера.)
Дети раскладывают картинки, составляя тот, или иной жанр живописи .
Дети : Да.
Дети убирают «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина и «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, объясняя свой выбор.
Дети находят картину «В степи» В. П. Кузнецова, объясняют свой выбор. Ставят картину на 1-ое место.
Дети : Эскиз – это предварительный набросок, неоконченный рисунок.
Дети находят картину «Весна» В. Э. Борисова – Мусатова.
Дети : Палитра – это инструмент художника. Дощечка, на которую художник наносит кистью краски , смешивая их для получения различных оттенков. Может иметь отверстие для большого пальца.
Дети : Художник использовал зеленый, синий цвета и их оттенки – светло-зеленый, темно-зеленый, желто-зеленый, голубовато-синий, голубой, синий, темно-синий, коричневый и белый цвета.
«Пруд в окрестностях Саратова»
Дети : Да.
Во время чтения стихотворения, дети (в соответствующих по цвету футболках) выходят к мольберту. Рассказывают стих и показывают из кружков (о + о = о) , как получается их цвет.
1-ый ребенок. Оранжевый цвет.
Хочешь рисовать морковь, а оранжевого нет?
Желтый с красным приготовь и получишь нужный цвет!
2-ой ребенок. Розовый цвет.
Чтобы розовый наряд Золушке нарисовать,
Смешивайте смело красный цвет и белый !
3-ий ребенок. Зеленый цвет.
Если нет зеленой краски , чтобы лес изобразить,
Начинайте без опаски синий с желтым разводить!
4-ый ребенок. Серый цвет.
Зовется краска черной сажей ,
И так темно, что страшно даже.
В нее добавим краску белую ,
И нарисуем мышку серую!
5-ый ребенок. Фиолетовый цвет.
Синюю краску с красной смешай ,
Что получилось? А ну, угадай!
Удивляйся цвету новому – фиолетово-лиловому!
6-ой ребенок. Голубой цвет.
Чтобы волосы Мальвины были нежно-голубыми
Синий с белым разведите. Как красиво ! Посмотрите!
Дети : Ремонт картин - это реставрация, а люди – реставраторы.
Дети складывают 3 картины из частей.
Двух картин на выставке нет . Подбирают нужную картину «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова.
Дети обсуждают и выбирают картину П. С. Уткина «Торжество в небе» , объясняя свой выбор.
Дети : Формат картины может быть горизонтальным или вертикальным.
Дети : Линия горизонта это – это линия, где соединяются небо и земля.
Дети находят картину П. С. Уткина «Ночь. Стога»
Дети : Картина называется «Мираж в степи» Кузнецова П. В.
Дети ставят картину на последнее место.
Дети : Экскурсовод .
Дети продолжают высказывания.
Лучший рассказчик становится экскурсоводом и описывает любую на выбор картину.
III.Заключительная часть (рефлексия)
Художник : Ребята, вы молодцы! И жанры живописи знаете , сравнивать и находить нужную картину умеете, определять цветовую гамму картины можете и краски новые получить сможете. И я вам приготовил сюрприз – альбомы для рисования. Сейчас вы можете стать настоящими художниками и нарисовать свой пейзаж на любую тему .
Воспитатель «возвращает» детей в детский сад
Что запомнилось? Что было сложным? и т. д.
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» . Дети рисуют и дополняют картинную галерею своими рисунками.
Дети делятся впечатлениями от экскурсии .