Виды макетов и их роль в дизайне. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

Макет - пространственный объект, воспроизводящий визуальные или отдельные функциональные характеристики изделия (сооружения, комплекса). За исключением демонстрационных М.; целью которых является создание представления о внешнем виде как проектируемых, так и существующих изделий, остальные виды М. служат преимущественно проектным целям.

Макетирование (от итал. «macetto» - эскиз, набросок) - условное или «натуральное» объемно-пространственное изображение объекта в определенном масштабе, позволяющее вести поиск и оценку эстетических, функциональных, конструктивно-технологических или потребительских качеств новых изделий и форм, в комплексе анализировать различные аспекты конкретного проектирования.

М. дает возможность воссоздавать и изучать различные явления в лабораторных условиях, способствует механизации процесса проектирования, позволяет оперативно получать приближенные к натуре материалы испытаний дизайнерских объектов. Макеты различают:

В зависимости от имитируемых сторон объектов дизайна (художественно-эстетических, конструктивных, технологических);

В зависимости от этапа проектирования (рабочие, эскизные, демонстрационные, для лабораторных испытаний);

По масштабу (в натуральную величину, уменьшенные в различном соотношении);

По объемности (трехмерные - объемные, полуобъемные диорамы, циклорамы, перспективные макеты, макеты-декорации, плоскостные);

По материалу изготовления (от бумаги, ткани, дерева, условно передающих формы будущих объектов, до прямого воспроизведения задуманных материалов, фактуры, цвета).

Одновременные учет и решение на одной модели различных вопросов проектирования (например, функциональных, материально-конструктивных и эстетических) в сочетании с графическими материалами обеспечивают на практике реализацию комплексного подхода в проектировании.

Моделирование проектное - воспроизведение существенных свойств и форм конкретного объекта или явления в виде условной копии (схемы); перенос центра тяжести в рассмотрении проблематики предметного творчества с предмета на метод.

При проектировании дизайнерских объектов, особенно сложных, используется значительный арсенал различных средств моделирования: функциональные схемы, блок-схемы, системные модели, всевозможные матрицы и классификационные таблицы, модели типологические и т.д. Вместе с тем используются возможности и средства художественные, принадлежащие искусству. К наиболее употребительным из них относятся визуально-графические и пространственно-пластические средства моделирования.

Менее традиционны для дизайна в целом, но остро необходимы в ряде конкретных ситуаций (при проектировании крупных комплексных объектов, разработке отраслевых программ и др.) средства драматургии, театра, кино, сценографии, аудиовизуальной техники, журналистики и др. В этом случае возникает принципиальная методическая задача выявления, раскрытия и использования применительно к дизайну этих средств художественного подхода.

Например, в средовом дизайне часто используется сценографическое моделирование организующих среду процессов - чтобы перевести их из явлений прагматических в ранг событий художественных. Для этого применяют сугубо «театральные» технологии:

деление процесса на «мизансцены», распределение «главных ролей» среди слагаемых среды, определение «сверхзадачи» проектирования средового комплекса и др.

Модель проектная – конкретная дизайнерская форма высказывания об объекте, фиксация (предъявление) научной или проектной мысли.

М.п. является предметом проектирования и одновременно средством коммуникации как между профессионалами, так и между автором, заказчиком и потребителем. М.п. должны отличать:

адекватность (правдоподобие, верность, реалистичность) действительности, так как модель есть более или менее точное подобие реального объекта; условность, так как модель не буквально повторяет реальность, а представляет собой обобщенное, приближенное ее отражение, выявляющее только существенные с точки зрения решения данной задачи свойства;

концептуальность так как модель есть искусственный объект, необходимый для решения определенных задач и, следовательно, предполагает наличие творческого замысла, авторской концепции, демонстрирующей позицию художника по отношению к действительности, и должна выражать эту позицию.

М.п. могут быть графические, объемные, словесные и т.д.

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные : познакомить учащихся с разными видами графики, основными определениями и понятиями графического дизайна
  • Развивающие : развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные : воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

1. Компьютерный класс

2. Мультимедиапроектор

3. Выставка полиграфической продукции

План урока:

1. Дать определение графики, основных видов графики и роли графического дизайна в современном искусстве.

2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ - технологий.

Организационный момент

Вступление. Мы с Вами знаем как многообразно изобразительное искусство. Давайте назовем виды изобразительного искусства.

Ответы детей: Живопись, графика, скульптура и т.д.

Сегодня мы поговорим с Вами о графике и ее разновидностях..

Темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: "Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции".

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет - элемент композиционного пространства

6. Буква- строка- шрифт. Искусство шрифта

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), гравюру на картоне и др.

Графика бывает станковая, книжная, прикладная.

Станковая графика. Род искусства графики, произведения которого самостоятельны по назначению и форме, не включены в ансамбли книги, альбома или в контекст улицы, общественного интерьера, как плакат, не имеют прикладного назначения, как промышленная графика. Основные виды станковой графики - станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основные формы бытования станковой графики - музейные и выставочные коллекции и экспозиции, развеска на стенах общественных и жилых интерьеров. Станковая графика украшает кабинеты, галереи, стены наших квартир

Книжная графика. Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой - развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком. Художник иллюстрирует текст, дополняет его зрительными образами, помогая читателю понять замысел писателя.

Графический дизайн - художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности

Графический дизайн охватывает историю человечества от пещеры Ласко до ослепительного неона Гинзы. В продолжительной истории использования визуальных коммуникаций существуют смутные различия и пересечения искусства рекламы, графического дизайна и изобразительного искусства. Их объединяет множество общих элементов, теорий, принципов, практик и языков, а также, иногда один покровитель или клиент. В искусстве рекламы абсолютной целью является продажа товаров и услуг.

Графический дизайн: "Сущность - давать информации порядок, идее - форму, предметам - экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека".

Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.

Типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг

Фирменный стиль, фирменные знаки, логотипы, брендбуки

Визуальные коммуникации, системы ориентации

Плакатная продукция

Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой

Задачи веб-дизайна

Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Композиция - одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов

Графический дизайн - деятельность человека по созданию функционально и художественно значимой продукции, выполненной средствами ручной или компьютерной графики. Кисть, карандаш, перо, мышь компьютера, фломастер - равноправные инструменты создания продуктов графического дизайна. Используются различные художественные приемы и эффекты, рассчитанные на положительное восприятие как автором, так и пользователем.

Давайте попробуем сформулировать свойства композиции:

1. Симметрия и асимметрия

2. Динамика и статика

4. Контраст и нюанс

5. Пропорциональность и масштабность

6. Колорит и тональное единство

По типу исполнения можно четко выделить три группы:

Только текст

Только знак

Комбинированное исполнение

Что же можно назвать продуктами графического дизайна?

Корпоративный стиль компании и его основной элемент - логотип

Упаковки, этикетки, обложки

Сувенирная продукция

Интернет-сайты

Книжные макеты и иллюстрации

от греч. logos - слово + typos - отпечаток

Логотип - оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, работающее на имидж компании.

Логотип - лицо компании. Создание логотипа является началом разработки такой важной визуальной характеристики фирмы, как фирменный стиль.

Как любое графическое изображение, логотип создается

по законам и свойствам композиции Построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обусловлены смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Главное в композиции - создание художественного образа.

Главные критерии при разработке логотипа, знака или торговой марки:

Индивидуальность - это свойство позволяет выделиться на рынке продукции и составить хорошую конкуренцию

Оригинальность - создание образа носителя логотипа, отличающегося от конкурентов, это свойство должно вызывать положительные эмоции и ассоциации у потребителей

Функциональность - критерий, позволяющий размещать логотип как на фирменных бланках и web страничках, так и на факсовых сообщениях, сувенирной продукции или листовках, для чего логотип должен быть легко масштабируемым и относительно простым

Ассоциативность - это свойство обозначает присутствие связей, ассоциаций между логотипом и особенностями товара.

Прежде, чем приступить к практической части нашего урока давайте немного отдохнем. Физкультминутка

Задание 1 Создать логотип

  1. Разработать логотип под эгидой:
  2. Физическое здоровье (спортивное шоу)
  3. Конкурс творческих проектов (ярмарка идей)
  4. Художественная галерея (вернисаж)
  5. Нравственное здоровье (акция "Твори добро")
  6. Фестиваль искусств (праздник - олимпиада)
  7. При разработке логотипа Вы можете использовать и свои темы.

Для выполнения данного задания Вам понадобится программа, основанная на векторном решении. Векторный формат позволяет изменять размер изображения, например, увеличить его до параметров рекламного щита и более, без потери качества. Это очень важно, так как позволит наносить ваш логотип как на футболки и ручки, так и на большие носители, включая различную промо-продукцию. Такими средствами создания логотипов являются такие программы, как Adobe Illustrator, Corel Draw, Freehand, XARA X и др.

Что необходимо учесть при создании логотипа:

Оригинальность

Выразительность

Лаконичность

Удобочитаемость

Запоминаемость

В логотипах желательно избегать многоцветия.

1. чем больше цветов, тем сложнее добиться равновесия и гармонии;

2. слишком пестрый логотип хуже запоминается и может выглядеть раздражающе;

К графическому дизайну относится плакатная продукция.

Плакат (нем. Plakat отфр. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать) - броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.В другом значении - разновидность графики. В современном дизайне плакат воспринимается как "сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий". Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.

Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины 19 в. К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.

Для текста важным является шрифт, расположение, цвет.

В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

Искусство плаката в наши дни многожанровое. Плакат бывает: политический, театральный, киноплакат, рекламный, цирковой и экологический. Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате. Шрифтовой плакат - распространённый вид наглядной агитации.

Специфика образного языка плаката: ясность образа, броскость, декоративность.

Прежде всего необходимо наметить и решить композицию плаката.

При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует и линейное, диагональное построение композиции.

В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции.

Плакат - это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх - четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.

Сообщение ученика

Тематика и назначение плакатов могут быть самыми разнообразными:

Информационные

Учебные

Инструктивные

Сатирические

Задание 2. Изображение - образный элемент композиции

Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения, объединяющие в себе изображения и текст, в которых:

1. Вместо прямоугольников - фотографии, а вместо линий- строки текста

2. Вместо пятен - изображения (фотографии, рисунки, вырезанные по контуру, вырастающие как и строки из фона

3. Фотография служит фоном для текста и других композиционных элементов

В макете плаката решается задача композиционного и смыслового соединения изображения и текста. Изображение может быть в виде рисунка, фотографии или абстрактного пятна. В соединении изображения и текста должен возникнуть образ, раскрывающий тему плаката. В эскизе плаката реализуются все особенности композиции: гармония и баланс масс, ритм, разноплановость, ясно выраженная доминанта и т.д.

Определив тему плаката и подобрав составляющие композиционные элементы, расположите их в определенном формате.

Текст плаката должен быть кратким и легко читаемым, как бы вырастающим из фона.

Композиция может быть глубинная и фронтальная.

Задание 3. Макетирование открытки

Выбрав тему и жанр открытки, определите ее конструкцию.

Текст может находиться на фоне изображения и вне его.

Композиционные задачи здесь те же, что и в плакате.

Прежде чем Вы начнете работать определитесь с выбором задания.Вы можете выполнить макет плаката или макет открытки. Определите тему плаката или открытки и в какой программе Вы будете работать

Подведение итогов урока.

  • С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
  • Ответы учеников. (графика, плакат и т.д..)
  • Просмотр работ и анализ.

Список литературы.

1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.

2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.

Академическая живопись

Академический рисунок

Графическая презентация

Дизайн-исследования

Дизайн-проектирование-курсовой проект

Дизайн-проектирование

Информационные технологии

История и методология дизайн-проектирования

Компьютерные технологии в дизайне

Креативные технологии в промышленном дизайне

Мультимедийная презентация

Системное дизайн-проектирование

Современные проблемы дизайна

Специальный рисунок

Типографика

Эргодизайн

История и философия науки

Защита интеллектуальной собственности

Инновационный менеджмент

Деловой английский

Бакалаврам

Введение в специальность

История дизайна, науки и техники

В данном курсе слушатели получают представление о роли техники в развитии цивилизации, ее влиянии на формирование образа жизни и мышления; получают представление о роли и месте дизайна в современной мировой культуре, понимание возможностей и путей развития техники и дизайна. В рамках курса рассматривается: Дизайн как деятельность. Дизайн в системе культуры, искусства, производства. История развития техники. Философия техники. Истоки дизайна, дизайн и ремесленное искусство. Зарождение промышленного производства и появление проблематики дизайна. Технический прогресс ХIХ - начала ХХ веков. Специфика промышленного развития России. Промышленное искусство в России, конструктивисты и др. Особенности и проблемы отечественного дизайна. Достижения дизайна, мировые школы дизайна, персоналии.

История культуры и искусств

В данном курсе слушатели получают представление о мировых культурах, их истории, особенностях, традициях и достоянии в сфере визуальных искусств; понимание общекультурного контекста, частью которого является дизайн. В рамках курса рассматривается: Культура и искусство первобытного общества и Древнего мира. Развитие искусств, виды искусств. Культура и искусство Средневековья и эпохи Возрождения. Барокко, Рококо, эпоха Великой Французской революции и Империи, Романтизм и Модерн. Реализм, модернизм, постмодерн. Великие мастера прошлого и современности. Искусство Востока, Америки и Африки в контексте их культурных особенностей. Культура и искусство Древней Руси, самобытность русской культуры. Русское искусство ХYI-ХХ вв. Масс-культура и ХХ век. Тенденции и особенности развития современного мирового искусства. Тенденции развития современного мирового искусства - реализм, модернизм, постмодерн, масс-культура; особенности развития культуры и искусства во второй половине ХХ века. Направления и теории в истории искусств. Школы современного искусства.

Рисунок академический

Дисциплина "Академический рисунок" изучает язык представления графической информации о трехмерных объектах различной сложности и методы отображения графической информации в двумерной графике для подготовки обучающихся к самостоятельной профессиональной работе. Дисциплина "Академический рисунок" относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, направлена на развитие у студентов эстетического вкуса, художественного мышления и видения, композиционного чутья, умения абстрагировать формы предметов, самостоятельно ставить и грамотно решать композиционные задачи в художественном конструировании. Методика преподавания предмета основывается на достижениях отечественной школы учебного рисунка. Изучение данной дисциплины неразрывно связано с дисциплинами базового уровня "История культуры и искусств", "Живопись", "Скульптура и пластическое моделирование" и в свою очередь создает необходимую основу для более успешного освоения важнейших дисциплин повышенного уровня, таких как "Спецрисунок", "Проектирование и моделирование промышленных изделий", и др.

Скульптура и пластическое моделирование

Несмотря на широкое распространение компьютерных технологий проектирования и растущее использование методов быстрого прототипирования (rapid prototyping) для изготовления макетов, моделей и опытных образцов проектируемых изделий, традиционное макетирование и, в особенности, оперативное ручное макетирование с использованием простых материалов (бумага, картон, пенопласт) остается неотъемлемой и важной частью общего процесса проектирования в промышленном дизайне. Простые и сравнительно нетрудоемкие макеты из доступных материалов позволяют уже на начальных стадиях дизайн-проекта наглядно и объемно представить варианты будущих решений и оценить их как самим дизайнерам, так и другим участникам проекта. Дисциплина "Скульптура и пластическое моделирование" ставит своей целью освоение студентами основ проектного макетирования, навыков работы с макетными материалами и инструментами, учит точности и аккуратности, позволяет выполнять в простых макетных материалах те или иные дизайнерские решения на разных этапах разработки дизайн-проекта. Лабораторные работы посвящены выполнению различных упражнений и задний, направленных на изучение свойств отдельных макетных материалов, получение навыков работы с бумагой, картоном, ручными макетными инструментами, пластилином и пенопластом. Студенты получают навыки работы с наиболее распространенными простыми макетными материалами, использования их свойств и возможностей, развивают объемно-пространственное и проектное мышление. Овладевая различными методами и приемами макетирования на примерах разных по характеру объектов и используя материалы с различными свойствами, студенты учатся выбирать оптимальные материалы и технологию макетирования, разрабатывать рациональную структуру макета и конструкцию его деталей, а также планировать весь процесс разработки и изготовления макета. Дисциплина "Скульптура и пластическое моделирование" по своему характеру и предназначению близка к курсу "Основы композиции в промышленном дизайне" и технически дополняет его. Поэтому методически дисциплины тесно связаны: часть учебных упражнений и заданий являются общими для обоих курсов, логично дополняют друг друга, делая процесс обучения более интегрированным, а работу студентов более осмысленной и целенаправленной. Знания, навыки и опыт, полученные в ходе изучения настоящего курса, студенты в дальнейшем используют в курсе "Дизайн-проектирование" при разработке изделий и для визуализации результатов проектирования, а также в последующем курсе "Макетирование в промышленном дизайне".

Цветоведение и колористика

Дисциплина "Цветоведение и колористика" вводит в две области знаний: первая, предваряющая, относится к области психологии и знакомит с закономерностями зрительного восприятия, необходимыми для понимания цветовой гармонии и композиционных принципов, а также для дизайнерской практики в целом. Вторая, основная, посвящена непосредственно цвету, его теории, исследованию свойств и опыту применения в профессиональной деятельности. В данном курсе изучаются условия возникновения зрительных феноменов, законы их восприятия; законы цветообразования и принципы цветовой гармонии, классические и современные цветовые модели и теории цвета, основы психологического воздействия цвета. Студенты исследуют условия возникновения зрительных феноменов, осваивают методы их оценки; наблюдают и исследуют условия возникновения цвета, эффекты его проявления и смешения, изучают свойства света, цвета, пигментов. Студенты получают практические навыки использования цвета, приобретают опыт работы с красками и цифровым цветом при создании живописных композиций, опыт подбора колера по стандартным каталогам и по образцу. Домашние задания направлены на закрепление полученных знаний и навыков и на развитие цветовосприятия в практике работы с цветом.

Информационные технологии в дизайне

Дисциплина "Информационные технологии в дизайне" ставит своей целью изучение и освоение основных программ векторной двухмерной и трехмерной графики, используемых в дизайнерской деятельности; приобретение навыков работы с ними для их практического применения в процессе обучения и в дизайн-проектировании. Изучаются основные пакеты: Corel Draw (двухмерная графика) и Rhinoceros (трехмерное моделирование). В курсе лекций студенты знакомятся с принципами работы в двухмерной и трехмерной векторной графике; структурой и инструментами соответствующих программ и приемами работы в них. Лабораторные работы посвящены практике использования этих программ при решении графических задач, при создании объектов и моделей. Студенты получают навыки компьютерного рисования и трехмерного моделирования; начальные навыки моделирования и визуализации простых изделий; начальные навыки разработки объектов графического и промышленного дизайна. Студенты используют полученный опыт в курсе "Дизайн-проектирование" при разработке изделий и для визуализации результатов проектирования.

Организация проектной деятельности

В данном курсе слушатели приобретают умение рационально и эффективно организовать процесс дизайн-проектирования, процесс общения с клиентом; умение соблюдать и отстаивать свои творческие коммерческие интересы; умение правильно и рационально вести договорные отношения; умение довести проект до воплощения; знание о защите авторских прав.

Основы организации процесса проектирования, управление проектом, взаимодействие с клиентом, продвижение проекта (project promotion), авторский надзор, договорная и проектная документация. Дизайн-менеджмент. Авторское и патентное право, полезные модели и промышленные образцы.

Живопись

Семинарские занятия по дисциплине "Живопись" проводятся в интерактивном режиме, и ставят своей целью освоение основ академической и плоскостно-декоративной живописи. Дисциплина изучает основные закономерности живописи, ее средства, приемы, средства выражения и гармонии, что способствует углублению знаний, и нарабатывает необходимые приемы для самостоятельного профессионального творчества. На семинарских занятиях студенты осваивают методы работы над рисунком, композицией и колоритом, на практике изучают профессиональные навыки работы с живописными материалами, такими как акварельные, гуашевые и акриловые краски. Студенты знакомятся с поиском выбора выразительных композиционных и колористических решений в живописи, на практике осваивают методы перехода от обьемно-пространственной трактовке формы предметов к более условной и плоскостной декоративной живописи, умеют, обобщая натуру, видеть в ней главное. Студенты ставят перед собой творческие задачи, и находят средства для их решения, обладают собственным художественным видением и вкусом, и имеют высокий исполнительский уровень. Таким образом, студенты получают практические и теоретические навыки художника для дальнейшего претворения творческого замысла промышленного дизайнера от аналитической стадии до конечного результата. Домашние задания направлены на накопление знаний и умения, для приобретения практического опыта, необходимого в профессиональной деятельности промышленного дизайнера.

Основы композиции в промышленном дизайне

Дисциплина "Основы композиции в промышленном дизайне" ставит своей целью изучение и освоение основных принципов композиционного построения, развития объемно-пространственного мышления, взаимодействия плоских и объемных элементов и цвета на плоскости и в пространстве. Осваиваются различные приемы гармонизации и техники построения композиций. Данная дисциплина представляет собой глубинную органичную основу дизайна промышленных изделий. Именно общее композиционное решение в совокупности с композицией нюансов и деталей определяет образ и внешний вид изделия - неотъемлемые составляющие его общего дизайна. Поэтому данный курс является одной из важнейших составляющих программы подготовки промышленных дизайнеров. В ходе лекций, студенты знакомятся с различными видами композиции в искусстве, архитектуре и промышленном дизайне, основными законами ее построения, учатся анализировать уже готовые композиционные решения. Семинарские занятия посвящены практическим занятиям по созданию плоскостных, рельефных и объемно-пространственных композиций. Студенты получают навыки работы с различными материалами и техниками, развивают "видение и чувство композиции", учатся творчески подходить к поиску и выбору композиционных решений. Дисциплина "Основы композиции в промышленном дизайне" по своему характеру отчасти близка к курсу "Скульптура и пластическое моделирование", дополняет и творчески обогащает его. Поэтому методически дисциплины тесно связаны: часть учебных упражнений и заданий являются общими для обоих курсов, логично дополняют друг друга, делая процесс обучения более интегрированным, а работу студентов творчески интересной, более осмысленной и целенаправленной. Знания, навыки и опыт, полученные в ходе изучения настоящего курса, студенты в дальнейшем активно используют в основном курсе "Дизайн-проектирование", а также в курсах "Специальный рисунок" и "Проектирование упаковки и сопроводительной документации".

Основы теории и методологии проектирования в промышленном дизайне

В данном курсе слушатели осваивают художественное конструирование как метод проектной деятельности и основные принципы формообразования промышленных изделий; изучают процесс художественного конструирования, стадии проекта; решают основные типы проектных задач.
В рамках курса рассматривается:
Определения дизайна. Дизайн и производство, дизайн и технологии, дизайн и рынок, дизайн и образ жизни. Сферы приложения дизайна - дизайн в среде обитания; дизайн в транспортной сфере; дизайн в социальной сфере; дизайн для инвалидов, пожилых, детей и т.д. Процесс дизайн-проектирования, стадии проекта. Основные требования и состав дизайн-проекта. Категории проектной деятельности дизайнера. Исследования проектной ситуации, современные методы предпроектных исследований, сравнение с маркетинговыми исследованиями. Выбор стратегии, методы развития креативного мышления и поиска идей. Дизайн в инновационных процессах. Системное проектирование, методики и средства дизайн-проектирования системных объектов, проектные типологии и классификации.

Проектирование сопроводительной документации и упаковки промышленных изделий

В данном курсе слушатели осваивают практику проектирования упаковки и сопроводительной документации как составляющих дизайнерского проекта.
В рамках курса рассматривается:
Виды и роль упаковки и сопроводительной документации к промышленным и потребительским изделиям, их значение в целостном представлении проекта; методы и практика разработки.

Проектирование и моделирование промышленных изделий (дизайн-проектирование)

Семинарские занятия по дисциплине "Дизайн-проектирование" проводятся в интерактивном режиме и ставят своей целью освоение студентами практической дизайнерской проектной деятельности. Дисциплина изучает методы проектирования изделий различной сложности и методы решения различных дизайнерских задач для подготовки обучающихся к самостоятельной профессиональной работе. В ходе семинарских занятий студенты знакомятся с предметом дизайна, сферой его применения, современным состоянием, со спецификой дизайн-проектирования, составом типового дизайн-проекта. Студенты осваивают методы анализа предпроектной ситуации; методы постановки целей и задач, выбора стратегии и тактики дизайн-проекта; методы поиска идей через различные креативные техники; методы, подходы и средства концептуального, эскизного и технического дизайн-проектирования. Студенты получают практические навыки разработки дизайн-проекта изделий различной сложности от аналитической стадии до конечного результата; навыки визуализации и аргументации собственных идей; навыки работы в команде. Домашние задания направлены на приобретение самостоятельного разностороннего практического опыта, необходимого в профессиональной деятельности. В дизайн-проектировании студенты используют знания и навыки, полученные при изучении всех других дисциплин курса, и включают их в семестровые задания и проекты. Дисциплину преподают ведущие практикующие промышленные дизайнеры, члены Союза дизайнеров России. В ходе ее изучения планируется выполнение проектов по реальным заказам промышленности.

Макетирование в промышленном дизайне

В данном курсе слушатели осваивают пластические материалы и их использование в проектной практике; осваивают методы макетирования для поиска и проверки замысла, формы и других компонентов проекта.
В рамках курса рассматривается:
Функции макетирования, виды макетов. Макетирование на разных стадиях проектирования, материалы для макетирования и виды отделки. Современные методы быстрого прототипирования.
Методические указания для выполнения лабораторных работ

Конструирование в промышленном дизайне

В данном курсе слушатели знакомятся с основами конструирования в машиностроении; получают представление о прочностных и эксплуатационных характеристиках конструкций и типовых конструктивных элементах и их применении.
В рамках курса рассматривается:
Основные принципы и методы конструирования. Основы сопротивления материалов. Детали машин.

Алфавиты в промышленном дизайне

В данном курсе слушатели получают знание о знаковых системах и о способах их использования в проектной практике.
В рамках курса рассматривается:
Знаковые системы, их виды, место, роль и значение в общекультурном контексте. Шрифтовые, знаковые, цветовые алфавиты. Объекты промышленного дизайна как носители графической и шрифтовой информации.

Материаловедение в промышленном дизайне

В данном курсе слушатели получают представление о технологиях, знание материалов, их конструктивных особенностей и декоративных свойствах для практического использования в дизайн-проектировании.
В рамках курса рассматривается:
Технологическое формообразование, технологичность. Технологии обработки материалов (металлы, пластмассы, композиты). Формообразующие и декоративные свойства конструкционных материалов; защитно-декоративные покрытия.

Эргономика

В данном курсе слушатели получают знание эргономических требований и рекомендаций, получают навыки их использования в дизайнерской деятельности, знакомятся с эргономическим обеспечением дизайн-проекта.
В рамках курса рассматривается:
Основы эргономики, эргономические требования, антропометрия. Система "человек - машина - среда". Эргономическое обеспечение проектирования изделий и оборудования; рабочие места, визуальные системы, интерфейсы.

Проектирование средств визуальной коммуникации

Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования

Дисциплина "Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования", будучи логическим продолжением курса "Информационные технологии в дизайне", дает студентам знания и навыки в области растровой двумерной графики, трехмерного моделирования и компьютерного рендеринга трехмерных объектов и сцен, а также готовит студентов к эффективному использованию цифровых технологий в проектном процессе. В ходе занятий студенты изучают программу растровой графики Photoshop и программы трехмерного моделирования и рендеринга Rhinoceros и Flamingo - программное обеспечение, активно используемое профессиональными дизайнерами. Двумерная графика и графическая программа Photoshop изучаются в объеме, необходимом для использования в проектах промышленного дизайна. Программы трехмерного моделирования и рендеринга Rhinoceros и Flamingo, будучи основными компьютерными проектными инструментами промышленного дизайна, изучаются в полном объеме. Курс программы Rhinoceros является продолжением и расширением изучения методов трехмерного моделирования, начатого в курсе "Информационные технологии в дизайне"; раздел программы Flamingo представляет собой самостоятельный курс компьютерного рендеринга трехмерных моделей и сцен.
Изучение программ строится на сочетании двух форм аудиторных занятий:
а) лекционно-демонстрационного типа, на которых преподаватель рассказывает о возможностях и инструментах программного обеспечения, одновременно демонстрируя их и приемы работы с ними с использованием соответствующего программного пакета, компьютера, проектора и большого экрана
б) лабораторного типа, на которых студенты под наблюдением преподавателя выполняют упражнения по сответствующим разделам курса.
Выполнение домашних заданий позволяет студентам закрепить знания, полученные на лекционных и лабораторных занятиях. В качестве тем для лабораторных и домашних заданий используются не только абстрактные учебные модели, но и объекты, проектируемые в параллельных курсах "Объемно-пространственная композиция" и "Дизайн-проектирование", благодаря чему отдельные учебные курсы связываются, а работа студентов становится более осмысленной и продуктивной. Успешное освоение программы курса "Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования" позволяет студентам эффективно использовать полученные навыки моделирования и визуализации как в ходе дальнейшего обучения, так и в процессе будущей профессиональной деятельности.

Макетирование - проектно-исследовательское моделирова­ние, направленное на получение наглядной информации о свой­ствах проектируемого изделия в форме объемного изображения. Макет, объемное изображение,дает сведения о пространственной структуре, размерах, пропорциях, пластике (топологии) поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях изделия.

В процессе работы дизайнеру неминуемо приходится при­нимать важное и мотивированное решение относительно масш­таба выполняемых макетов. При этом принимаются во внимание:

    типология объектов разработки;

    этап проектирования, его рабочие задачи;

    материал, технология изготовления и реальная трудоем­кость макета;

    его конструктивная сложность, допустимая и необходи­мая степень детализации;

    имеющаяся производственная площадь для сборки, воп­росы транспортировки и длительного хранения;

    сложившиеся традиции, личный опыт и творческие предпочтения;

В архитектуре макетирование – это процесс создания, как правило, из бумаги (картона) уменьшенную версию строения или сооружения. Результат этого процесса – макет, визуальная, объемная композиция по чертежам будущего строения. Необходима такая работа для того, чтоб устранить какие-либо неточности, неудобства будущего объекта еще на первом этапе его создания. Именно макетирование обеспечивает точный перенос объекта с листов, с чертежей в реальное пространство. Макетирование бывает 5 видов: архитектурное, планировочное, промышленное, подарочное, концептуальное.

Рис.1 - Макет объекта (архитектурное макетирование)

Функции макетов

В дизайн-процессе практически реализуется комплекс рабочих функций макетов.

Проектные функции макетов связаны со становлением и ре­ализацией замысла, трансформацией, детализацией и обосновани­ем дизайнерских решений, с конструктивным переформировани­ем объекта и приведением его в соответствие с идеалом формы, с выбранной системой мышления.

Их исследовательская функция проявляется в экспериментальном вариантном проектном поиске, апробировании разных направлений преобразования объекта, различного композицион­ного соотношения и пластического решения его частей и элементов, попытках реализации ряда рациональных принципов (унификации, агрегатирования, модульно-комбинаторного формообразо­вания и др.). Тем самым создается база для анализа, сравнитель­ной оценки, выводов и корректировок, уточнения стратегии и так­тики проектирования. При этом именно макет является средством, которое позволяет осуществлять проектные действия и в то же время исследовать их результаты - устанавливать осуществи­мость идей и предположений, определять совместимость различных требований. Он указывает на необходимые изменения в намечаемом решении и дает возможность свести к минимуму ошибки, в чем проявляется его корректирующая функция .

Главное назначение поисковых макетов - нести в себе но­вое знание, способствовать рождению новых, оригинальных идей. Речь, следовательно, идет об эвристической функции, в основе которой - традиционное наличие обратной связи между мысленны­ми и наглядными, иконическими образами. Эту важнейшую про­дуктивную функцию макетов связывают с их способностью сти­мулировать процесс творчества дизайнера, побуждать к изобрета­тельству, умению преодолевать традиционные подходы к реше­нию проектных задач.

С эвристической функцией стыкуется прогностическая - как продуцирование в структуре проектного решения элемента но­визны, перспективно ориентированного на определенный вре­менной период. Под «прогнозом» обычно имеют в виду вероятно­стные утверждения о будущем с относительно высокой степенью достоверности.

Ориентирующий идеал формируется в дизайн-процессе при участии художественно-образного компонента профессионально­го мышления и под влиянием художественно-культурных образ­цов. Немалую роль при этом может играть и творческая индиви­дуальность автора, его стилистический почерк. Как носители эсте художественные, включенные в контекст культуры. Иначе говоря, художественно-идеологическая функция также характерна для них, если они создаются дизайнером.

Через характеристики макета дизайнер выражает свое отношение к культуре, худо­жественным традициям и новациям, к потенциальному потреби­телю дизайн-продукта. Изготовляя объемные модели различного назначения, дизайнер моделирует мышление и действия специа­листов и потребителей, а при разработке сложных системно-средовых объектов - диалог оператора и среды. Так макеты становятся инструментом психологического моделирования, в чем можно усмотреть их немаловажное назначение. В них характеристики объекта разработки находят материальное воплощение, диктуемое характером авторского замысла.

В композиционном макетировании воспроизводятся, прежде всего, планировка и объемно-пространствен­ная структура объекта, его тектоника, ритмический и пластичес­кий строй, пропорции основных частей, доминанты. При исполне­нии далее макетом доводочной функции он обогащается деталями, уточняются пропорции частей и элементов, их образно-пласти­ческий характер, цветографика, текстура и гармоничные пласти­ческие переходы поверхностей, определяются точные простран­ственно-размерные

Организационно - методически всегда необходимо фиксировать, закреплять промежуточные и конечные результаты процесса проектирования также транслировать их во времени и пространстве, передавать заказчику, производству. С этой задачей успеш­но справляются макеты, сокращающие графическую документа­цию и улучшающие взаимопонимание между проектировщиками и заказчиками. При этом реализуются их репродуктивная и коммуникативная функции, демонстрационная (выставочная) или презентативная (проявляется в специфических постпроектных условиях, например, в выставочных экспозициях, при съемке видеоклипов или в обстановке публичной защиты студентом дипломной работы).

Учебная функция макетов может иметь разноплановое конкретное проявление. Прежде всего отметим, что включенные в академический дизайн-процесс, они призваны научить мыслить и проектировать в трехмерном пространстве, развивать воображение и чувство геометрической, пластической и пропорционально-ритмической гармонии.

Типология макетов

Проектные макеты различают по назначению (в связи с задачами этапа работы), масштабу, материалу, технологии, структурной сложности, мере условности и детализации, степени завершенности, цветографическим особенностям, трудоемкости, прочности, долговечности и качеству исполнения. Внутреннее устройство объекта разработки они обычно не моделируют.

Жесткой системы связей между видами, классами и типами макетов нет, поскольку в зависимости от складывающейся проектной ситуации один и тот же макет можно классифицировать по-разному. Исследователи проектной методики выделяют, во- первых, два вида макетов - черновые и чистовые или рабочие и выставочные. Черновые (рабочие) макеты - называют также предварительными. Во-вторых, в зависимости от выполняемых функ­ций они классифицируются на поисковые, доводочные и демонстрационные, причем первые и вторые рассматриваются как разновидности черновых, а термины «чистовой», «выставочный» и «демонстрационный» - синонимы. Поисковые макеты иногда называют проективными, а доводочные - коррективными или проверочными.

Поисковый макет - однородное по материалу и цвету объемное изображение, обладающее максимальными обобщенностью и выразительностью при минимальном использовании изобразительных средств, выполненное в короткий срок с возможно меньшими затратами труда.

С помощью доводочного макета отрабатывается оптимальный вариант решения из числа полученных в процессе поиска и определяются окончательные характеристики создаваемого изде­лия, его композиционного решения. Эта процедура используется не только для уточнения внешнего вида, но и для разработки чер­тежей деталей и узлов технологической оснастки; распространен­ный вид доводки - геометрическая систематизация поверхности изделия с учетом условий зрительного восприятия и с целью обеспечения технологичности формообразующих элементов. Про­цесс доводки - система последовательных действий: от. макета к чертежу и от чертежа - к макету.

Р и с. 11- 4. Демонстрационные макеты: а - мин и- фермы для кроликов; б - сервировочный столик

Демонстрационные (чистовые, экспозиционные, выставочные) макеты дают полное и законченное представле­ние об эстетическом (художественном) уровне дизайн-объекта, исчерпывающую информацию о его структуре, объемно-пространственном решении и цветофактурных характеристиках формы. В демонстрационных макетах фиксируется в твердом мате­риале (оргстекле, полистироле, гипсе, металле, дереве) решение, найденное накануне в мягком, податливом материале при поиске и доводке его. Демонстрационный макет должен быть достаточно прочным и транспортабельным, он не подлежит переделке и оз­начает момент, когда проектирование завершено; хранится или передается производству он в качестве эталона внешнего вида бу­дущего промышленного изделия.

Рис. 2 - Демонстрационный макет сервировочного столика

Особую классификационную группу представляют собой исследовательские, экспериментальные макеты, специально предназначенные для испытаний аэродинамических, гидродинамических, прочностных или для эргономических анализов.

Планировочные макеты, используемые при создании комплексных объектов, сооружаются с целью определить и показать рациональное размещение ком­понентов на определенной площади.

Рис. 3 - Планировочный макет «Детская игровая площадка»

Рис. 4 - Планировочный макет «Комплект мебели для студенческого общежития» М1:5

Макеты интерьеров имеют свою специфику. Они выполняются в масштабах от 1:10 до 1:50; стены помещений либо отсутствуют, либо ограничены двумя-тремя; форма предметов, напол­няющих пространство, моделируется условно - из пенопласта очень схематично вырезается мебель, станки и др. В учебных условиях макеты из бумаги вполне удовлетворяют требованиям ме­тодики проектирования. Для выставок они нередко выполняются в твердом материале (оргстекло, пластмасса) с последующей ок­раской их структурных элементов. Планировке оборудования по­мещений обычно предшествует вспомогательное эскизно-графическое моделирование комплексной проектной ситуации.

Классификация художественно-проектных макетов по структурно-технологическим показателям и материалу

Род макетов (структурно-тектонический)

Подвид макетов (технологический)

Цельно-формованные

(пустотелые, сводчатые)

Выколотка из листового металла (медь, алюминий).

Гипсовые армированные (литье, набрызг, вращение формы, мешковина)

Вакуум-формовка листового термопласта (полистирол,оргстекло)

Стеклопластик (стеклоткань по «мастер-модели», смола, отверлигель) и стоматологическая пластмасса.

Папье-маше (бумага многослойная но формовочной модели, клей)

Монолитные и блочные

(в массиве однородного материала)

Литые, формованные (гипс, алюминий, бронза, воск)

Скульптурные, в мягком материале (глина, пластилин,воск)

Продукт механообработки: столярной, токарной, слесарной и др. (дерево, сырой гипс, алюминий, латунь, блочный полистирол и оргстекло, пенопласт)

Изготовленные по шаблонам: протянутые или выкрученые (гипс, глина)

Сборные панельные

(и каркасно-панельные) с опорно-несущими вертикальными элементами

Столярного изготовления (огралит, фанера, пиломатериалы)

Гипсо-панельные, «смороженные» из плоских формообразующих деталей

Бумажно-картонные, раскроенные и склееные (клей ПВА,«МОМЕНТ»)

Пластмассовые из плоских и однонаправленно гнутых элементов (полистирол, оргстекло)

Комплексные

по структуре и технологии, разнородные по материалам (и пространственно развитые, многоэлементные)

Эталоны внешнего вида в реальных и имитирующих материалах (металл, пластмасса, эмали, гальванопокрытия, древесный шпон, самоклеющиеся пленки)

Макеты «вскрытая структура» с имитацией реальных материалов и стандартных деталей.

Макеты средовых и комплексных объектов, монтируемые на единой несущей основе (подмакетнике): музеев, выставок, парков, территорий (пенопласт; поролон, стекло, стружка, опилки, губка и т.д.и т.п.)

Крупные (М 1:1),эскизные посадочные макеты,собранные из бросовых, утильных материалов и подручных средств.

Макеты поверхностей натяжения и легких пространственных вантово-стержневых, «парусных» конструкций из тканевых, нитяных, трикотажных и рулонно-пленочных материалов

Для макетных работ практически используются любые конструкционные, отделочные и вспомогательные материалы: мягкие (глина, пластилин, воск, ткани),твердеющие (гипс, компоненты стеклопластика, стоматологическая пластмасса, папье-маше) и твердые (листовая и блочная пластмасса, дерево, металл, картон, оргалит и др.). К отделочным относятся различные лакокрасочные и гальванические покрытия, древесный шпон и материалы на мягкой основе, самоклеящиеся. К вспомогательным: вода (для затвердения гипса),различные разбавители, грунтовки и шпатлевки, разнообразные клеи и крепежные детали проволока, шурупы, гвозди и т.п.

Рис. 5 – Примеры макетов из различных материалов: бумага, металлическая сетка, лоза, пластик

Все производство макета, происходит по 5 этапам. Первый - компьютерная обработка проекта: десятки программ способные создать по введенным параметрам здание или сооружение в 2 D или 3D формате. Второй этап - разработка конструкций и прилегающего устройства макета. Непосредственная «лепка» макета. На третьем этапе раскраивают детали, а на 4м их собирают. Завершающий этап предусматривает художественное оформление макета.

Практически полный проект включает следующие основные компоненты: план, развертку и перспективу. В отдельных случаях эти компоненты могут быть заменены цветным макетом.

К методу макетной разработки проекта обращаются на всех стадиях проектирования. Макет позволяет проверить объемно-пространственные композиции с разных сторон и при различном освещении. Макет, как правило, дополняется комплексом графических фрагментов или перспективами. Макет показывает конструктивную сущность проекта, архитектурную систему и принцип графического решения.

Изображение совмещенных проекций дает возможность, не прибегая к перспективе или аксонометрии, показать целые ансамбли, связать ортогональные проекции отдельных элементов с пространством, а также совместить на одном чертеже ортогональную проекцию с изображением окружающей среды. Имеет принцип размещения на чертеже. Например, показ одного плана на всем листе подчеркнет его значение как главного элемента проекта. Включение фотографий с макетов в композицию проектной графики значительно повысит ее убедительность.

Проработка художественного оформления. Изображение окружающей среды - важный прием проектной графики. Оно не должно быть «многословным». Например, для показа растительности достаточно условного намека. Здесь не нужны подробности. Необходимо лишь соблюдать масштаб и показать характер среды с учетом проектируемого объекта.

Рис. 6 - Примеры работ по пластическому моделированию

Макет на разных стадиях проектирования.

Лекция 12. Макетирование и моделирование и их его роль в дизайне.

1. Понятие «Макет», «Макетирование», «Модель», «Моделирование».

Макет (фр. Maquette – масштабная модель, итал. macchietta, уменьшительное от macchia) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого или невозможно.

Архитектурный макет – объёмное изображение архитектурных сооружений.

Оригинал-макет – оригинал, полностью совпадающий с будущим печатным изданием.

Электронный макет – обобщенная информация об изделии и его компонентах в электронном виде.

Градостроительный макет – макет целого микрорайона или города. Часто в масштабе 1:1000 – 1:5000

Ландшафтный макет – макет местности. Отображает горы, озера, рельеф, деревья.

Интерьерные макеты – показывают внутреннее обустройство квартиры или коттеджа.

Макет – это модель чего-нибудь: предварительный образец. Например, макет декораций, книги, переплета.

Макетирование с давних времен имело широкое применение, оно в отличие от графики незначительно отражало культуру, было мало связано с пластическим искусством и имело лишь практическое значение.

Известны макеты архитектурных сооружений, относящихся к периоду Возрождения, барокко и классицизма. Русские зодчие XVIII – XIX вв. Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Монферан практиковали макетирование широко. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъемными и по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере. Архитектура середины прошлого века исключила макетирование не только из проектной практики, но и из учебного процесса. Макетирование вновь возродил конструктивизм, связанный в России с деятельностью ВХУТЕМАСа. С тех пор макетирование в архитектуре широко применяется.

Макетирование как метод, связанный с проектированием предмета, в пору ремесленного производства использовалось редко.

Только с появлением художественного конструирования как вида проектной деятельности макетирование стало неотъемлемым ее компонентом, а макет часто составной частью законченного проекта.

Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.



Моделирование – это:

Построение модели реально существующих объектов (предмета, явления, процессов);

Замена реального объекта его подходящей копией;

Исследование объектов познания на их моделях.

Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности, один из основных способов познания.

В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:

Информационное моделирование

Компьютерное моделирование

Математическое моделирование

Математико-картографическое моделирование

Молекулярное моделирование

Цифровое моделирование

Логическое моделирование

Педагогическое моделирование

Психологическое моделирование

Статистическое моделирование

Структурное моделирование

Физическое моделирование

Экономико-математическое моделирование

Имитационное моделирование

Эволюционное моделирование

Процесс моделирования включает три элемента:

Субъект (исследователь),

Объект исследования,

Модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал – формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Моделирование – циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.