Showthread php какие жанры народного творчества. Жанры народной музыки: какие бывают? Жанры фольклора в литературе

Жанры народной музыки это несколько основных видов музыкальных произведений, которые были созданы неизвестными авторами и впоследствии сохранены народом при помощи устной передачи от одного поколения к другому.

Чтобы разобраться в этой теме, сначала надо выяснить что означают понятия "жанр" и "фольклор". К фольклору (в переводе с английского "народная мудрость") относится не только музыкальное творчество, но и другие проявления культуры. Это сказки и легенды, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, танцы, гадания и приметы, различные обряды (праздничные и религиозные), а также игры, считалки и даже анекдоты.

Жанр - это исторически сформировавшиеся виды произведений с некоторыми особенностями формы и содержания, с особенностями исполнения и определенным жизненным предназначением. Симфония, балет, опера, романс, песня - все это примеры музыкальных жанров.

Жанры музыкального фольклора

Их количество чрезвычайно высокое. Поэтому их делят на вокальные (песни), инструментальные (наигрыши) и, конечно же, вокально-инструментальные. Кроме того, большинство музыкальных жанров можно разделить по трем категориям содержания - эпос (история), лирика (упор на чувства) и драма (действие).

Отдельное внимание стоит уделить жанрам русского песенного фольклора. Каждый новый тип танца или песни - это определенный жанр. Например, хоровод, былина, трепак, веснянка, колыбельная, частушка, колядка и т. д.

Основной жанр русского народного музыкального творчества - это песня. Песен очень много и все они разнообразны. Поэтому существует огромное количество жанровых разновидностей русской песни. Проще всего их запоминать по тому событию, которое они сопровождали. Итак, русские песни бывают:

  1. связанные с календарем (встреча весны, заклинание, летние и ранневесенние троицкие хороводы, песни сенокоса, колядки, масленичные песни);
  2. связанные с событиями в жизни людей (рождение или смерть, крестильные песни, детские хороводы, колыбельные, свадебные песни, духовные стихи);
  3. лирические (песни о любви, канты и городские страдания;
  4. праздничные и будничные (песни солдатов и студентов, бурлацкие, крестьянские песни, шуточные песни и балаганные, частушки).

Чтобы ознакомиться с примерами старинной народной русской музыки, можно послушать канты "О, дивный остров Валаам", "Буря море раздымает", "Мира Заступнице" и другие произведения.

Принципы классификации жанров

Творчество – продуктивная деятельность человека, направленна я на создание культурных материальных и духовных ценностей. По продукту этой деятельности определяются формы и жанры. По технологии творчество делится на формы: Устное творчество, музыкальное, декоративно-прикладное творчество.

Устное народное творчество

Передавалось рассказом, устной речью (из уст в уста) впервые начало фиксироваться в Европе в 18 веке. Термин «фольклор» ввел археолог Вильям Томс в 1846 г.

Фольклор – это народное творчество, чаще всего устное, это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В 1815 г. Макаров опубликовал сказки, где героем была Баба-яга. Устное народное творчество делится на большие и малые жанры.

Большие жанры

Сказка (выделяют богатырские, сатирические, анедоктические, небылицы, легендарные и др)

Фольклорная сказка – это эпический жанр устного народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных героях, событиях в фольклоре разных народов.

Сказка литературная - эпический жанр ориентированный на вымышленные произведения, принадлежит конкретному автору, не бытовавшая до публикации в устной народной форме.

Сказки о животных – «Волк и семеро козлят» и др; Волшебные сказки уходят в мифологию человек одушевляет явления природы, приписывает магические свойства, волшебные сказки однотипны по своему строению состоят из элементов композиции сюжет в которых рассказ о всех причинах которые породили завязку запрещающую и нарушение запрета какими либо действиями. Сама завязка где герой обнаруживает какую то потерю или недостачу, развитие сюжета происходит поиск потерянного или недостающего, Кульминация, где герой сражается и всегда побеждает. Развязка где герой все преодолевает и побеждает Персонажи волшебных сказок (вредитель, даритель, помощник, царевна или ее отец, герой, отправитель, ложный герой) - «Царевна-лягушка»; новелистические сказки – «Ночь перед рождеством»; анекдотическая сказка; небылицы – построены на абсурде. Реалистичные или бытовые сказки это реальные персонажи с реальным бытовым сюжетом. Все сказки похожи друг на друга, герои как правило царевич или младший из 3 сыновей, злодей, поп, помещик, барины, богачи, сюжеты как правило оптимистичные так как главный герой побеждает противника. Виды бытовых сказок

Социальная тематика

Сказки обличающие чел. пороки (сказка о бывалом солдате, сварливая баба)

Героический эпос - обязательно воспетые героические события, обязательно есть главный герой, чаще всего несет собирательный образ. Песни, сказания, предания повествовательного характера это произведения о собственной жизни героев.



Предания – устные прозаические рассказы о фактах далекого прошлого переданные из уст в уста основанные на реальных фактах (исторические, генеалогические) «Повесть време- нных лет»
Былины– повествовательный, песенный жанр, фольклора о подвигах богатырей далекого прошлого с установкой на достоверность. Былина воспринимается как старинное предание серьезное и стихотворное. Буслаев собирал былины севера и юга Руси,

Герои: «Джангар» (калмык), Урал-батыр Акбузат – (башкирский), сказание о мамаевом побоище (Куликовская битва 1380 г.) Житие А. Невского (О чудском озере)

Легенды – это не реальные исторические факты а вымысел который преподносит рассказ как на реальных событиях, в них очень часто смешаны христианские и языческие понятия

Былички Устные короткие рассказы о столкновениях человека с нечистой силой(домашние духи, черти), в них часто говорится о том, что будто бы было с рассказчиком или людьми хорошо ему знакомых. Особенность данного жанра в архаичном отражении мировоззрении народа которое соединяется с жизненным опытом этическими и эстетическими нормам

Малые жанры

Песни, частушки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, приметы

Пословица- это коротенькая притча суждение, приговор, высказанная обиженным и отточенная народом пословица не сочинялись, а являлись следствием остоятельсльсв это вроде крика или возгласа невольно сорвавшегося с души. Согласно определения Пермякова П.Л. пословицы это предложения клишированные то ес тсостоящии и одних постоянных высказываний. И потому не изменяемых и не дополняемых в речи, т.е. замкнуты.

АА. Потебня делил пословицы на образные (сюжетные) «Мир не без добрых людей», «злой плачет от радости, добрый от печали» и безобрвзные (изречения нравственного содержания) «На Бога надейся, а сам не плошай»

Поговорка – это окольное выражение, переносная речь, простое иносказание без притчи, без суждения. Поговорка может заменять только прямую речь, иногда не называет вещи, но условно весьма ярко намекает она вне речевого контекста «Золото и в грязи блестит». Главным признаком поговорок является то, что все тексты образно оценивают единичные обстоятельства и эти обстоятельства не несут какой – либо закономерности.

Присловье – весьма близко к приговорке и относится к месту которое жители бранят дразнят или чевствуют этим словом. Оно может составляться из короткого слова.

Скороговорка - они слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки затрудняющие быстрый говор. Она служит для развития речи, устраняет речевые дефекты (народная логопедия)

Прибаутки, пустобайки, пустоговорки как правило они используются для того чтобы сказать в тему или не в тему этим раньше славились ямщики.

Загадки - это разные поговорки, пословицы и притчи, главная задача которых испытать сообразительность собеседника. Загадками пользовались в древние ремена, в истоках загадки лежит метафора, можно выделить классификацию загадок

Прямые с помощью прямых и косвенных черт о ни загадывают предмет или явления

(Не лает, не кусает, а в дом не пускает)

Загадки обманки – подразумевают одно решение, но за игрой слов или др. обманным примемом кроется совсем другое.

Загадки математические – с помощью подсчетов, но часто подразумевает с использованием логического и образного мышления математика обращается в народную речь.

Загадки на образное мышление - они обычно решаются если включить плоскость решения факторы которые могут подразумеваться из-за двусмысленных трактовок слов которые в загадке используются.

Примета – это высказывание в котором указывается связь двух явлений мира природы, или событий в окружающей среде и человеческой жизнью (суеверные, наблюдения, шутливые)

Анекдот - краткий рассказ о вымышленном событии, здболдненного общественно – политического содержания с шутливой или сатирическим определением. Термин появился в 19 веке.

Байки – сатирические сказки, заимствовали многое от юмора в особенности из анекдотов – это сжатость концентрированная динамическая заостренная композиция, пародийность.

Частушки – это жанр лирической не обрядовой поэзии, песенная миниатюра юмористического характера. Россе Г. – устный жанр фольклора на злободневную тему с предельной сжатостью фрагментарностью, это четверостишие с произносимой ритмикой возникла в середине 19 века на пересечении двух культур города и деревни путем слияния фольклора и традиции.

Музыкальное творчество песенное творчество возможно разделить на Историческую песню (казачья) ; Военную песню (солдатская, рекрутская, казачья); Любовно-лирическую (песни о одиночестве Калина, хоровод –Береза, чистота девственность -Троица); Семейно –бытовая лиричная песня; Жестокий романс (конец 19- нач. 20 века.) деревня чаще выезжает в город происходит ожесточение души.

Народный танец

Народные инструменты делятся на четыре вида; Духовые (флейта, свирель, волынка, рожки и др.); Щипковые (арфа, балалайка, домра, лира, лютня: Клавишные (орган, клавесин, клавекорд); Ударные (ложки, бубен, трещетки)

По хозяйственно культурному типу Степь – кожа, конский волос, мочевой пузырь Рога и жилы животного; Лес – дерево (балалайка, ложки, гусли, домбра) Глина – свистульки

Декоративно прикладное искусство (народное зодчество, народный костюм, народная утварь, игрушка, обрядовые куклы

Разнообразие материалов изготовления (Кость, дерево, металл)

Коллективная художественная творческая деятельность, отражающая жизнь этноса, его идеалы, его воззрения, вобрала в себя народное творчество России. В народе создавались и бытовали от поколения к поколению эпос, сказки, предания - это жанр поэзии, звучала самобытная музыка - пьесы, наигрыши, песни, излюбленным праздничным зрелищем были постановки театральные - в основном это был театр кукол. Но ставились там и драмы, и сатирические пьесы. Так же глубоко проникало народное творчество России в танцевальное, изобразительное искусство, декоративно-прикладное. В глубокой древности зародились и русские танцы. Народное творчество России воздвигло историческую основу для современной художественной культуры, стало источником художественных традиций, выразителем самосознания народа.

Устно и письменно

Письменные литературные произведения появились значительно позже, чем те устные самоцветы, наполнившие драгоценную шкатулку фольклора со времён язычества. Те самые пословицы, поговорки, загадки, песни и хороводы, заклинания и заговоры, былины и сказки, которые огранило до бриллиантового блеска народное творчество России. Древний русский эпос отразил духовность нашего народа, традиции, реальные события, особенности быта, раскрыл и сохранил подвиги исторических персонажей. Так, например, Владимиру Красное Солнышко, всеми любимому князю, служил прототипом реальный князь - Владимир Святославович, богатырю Добрыне Никитичу - дядя Владимира Первого боярин Добрыня. Виды устного народного творчества исключительно многообразны.

С приходом христианства в десятом веке начинается великая русская литература, её история. Постепенно с её помощью складывался древнерусский язык, ставший единым. Первые книги - рукописные, украшались золотом и другими драгоценными металлами, самоцветами, финифтью. Стоили они очень дорого, потому народ их долго не знал. Однако с укреплением религии книги проникали в самые отдалённые уголки русской земли, поскольку творения Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста и другую религиозную переводную литературу народу знать было необходимо. Оригинальная же именно русская сейчас представлена летописями, жизнеописаниями святых (жития), риторическими поучениями ("Слова", одно из них - "Слово о полку Игореве"), хождениями (или хожения, записки о путешествиях) и множеством других жанров, не столь известных. Четырнадцатый век дал целый ряд исключительных по значимости памятников фольклора. Некоторые виды устного народного творчества, такие как былина, переходили в разряд письменных. Так появились "Садко" и "Василий Буслаев", записанные за сказителями.

Примеры народного творчества

Устное творчество послужило кладезем народной памяти. Героическое противостояние татаро-монгольскому игу и другим захватчикам воспевалось из уст в уста. Именно на основе таких песен создавались повести, дошедшие до наших дней: о битве на Калке, где "семьдесят великих и храбрых" добывают нашу свободу, о Евпатии Коловрате, защитившем Рязань от Батыя, о Меркурии, защитившем Смоленск. России сохранило факты против баскака Шевкала, о Щелкане Дудентьевиче, и эти песни пелись далеко за пределами княжества Тверского. Слагатели былин донесли до отдалённых потомков события Куликова поля, и старые образы русских богатырей всё ещё использовались народом для посвящённых борьбе с Золотой Ордой народных произведений.

До конца десятого века жители Киево-Новгородской Руси письменности ещё не знали. Однако этот долитературный период донёс до наших дней передаваемые из уст в уста и от поколения к поколению золотые словесные произведения. И теперь проводятся фестивали народного творчества России, где звучат всё те же песни, сказы и былины тысячелетней давности. К звучащим и поныне древним жанрам можно отнести былины, песни, сказки, легенды, загадки, поговорки, пословицы. Большая часть дошедших до нас фольклорных произведений - поэзия. Стихотворная форма позволяет легко запоминать тексты, и потому на протяжении многих столетий фольклорные произведения передавались в поколениях, изменяясь к целесообразности, отшлифовываясь от одного талантливого сказителя к другому.

Малые жанры

Небольшие по объёму произведения относятся к малым жанрам фольклора. Это притчи: каламбуры, скороговорки, присловья, прибаутки, загадки, приметы, поговорки, пословицы, то, что подарило нам устное народное творчество. Загадки - одно из таких художественных проявлений народной поэзии, зародившейся в устном виде. Намёк или иносказание, обиняк, окольная речь - иносказательное описание в кратком виде какого-либо предмета, - вот что такое загадка по В. И. Далю. Иначе говоря, иносказательное изображение явлений действительности или предмета, которое предстоит отгадывать. Даже здесь предусмотрело многовариантность устное народное творчество. Загадки могут быть описаниями, иносказаниями, вопросами, задачами. Чаще всего они состоят из двух частей - вопроса и ответа, загадки и отгадки, связанных между собой. По тематике они разнообразны и теснейшим образом связаны с трудом и бытом: животный и растительный мир, природа, орудия труда и деятельность.

Пословицы и поговорки, которые сохранились до сегодняшнего времени от самых древних времён, это меткие выражения, мудрые мысли. Чаще всего тоже бывают двухчастными, где части соразмерны и зачастую рифмуются. Смысл поговорок и пословиц обычно прямой и переносный, содержащий в себе мораль. Часто мы видим в пословицах и поговорках многовариативность, то есть много вариантов пословицы с одной и той же моралью. обобщающим смыслом, который более высок. Самые древние из них датируются двенадцатым веком. История народного творчества России отмечает, что до наших дней многие пословицы дошли укороченными, иногда утерявшими даже и первоначальный смысл. Так, говорят: "Он на этом деле собаку съел", подразумевая высокий профессионализм, однако русский народ в старину продолжал: "Да хвостом подавился". То есть нет, не такой уж и высокий.

Музыка

Древние виды народного музыкального творчества России базируются прежде всего на песенном жанре. Песня - это жанр музыкальный и словесный одновременно, либо лирическое, либо повествовательное произведение, которое предназначено сугубо для пения. песни могут быть лирические, плясовые, обрядовые, исторические, и все они выражают как чаяния отдельного человека, так и чувства многих людей, они всегда созвучны общественному внутреннему состоянию.

Любовные ли там переживания, размышления ли о судьбе, описание ли общественной или семейной жизни - это всегда должно быть интересно слушателям, а без внесения в песню душевного состояния как можно большего количества людей певца слушать не станут. Очень любят в народе приём параллелизма, когда настроение лирического героя перенесено на природу. "Что стоишь, качаясь, "Нет у ноченьки светлого месяца", например. И практически редко попадается народная песня, в которой этот параллелизм отсутствует. Даже в песнях исторических - "Ермак", "Степан Разин" и других - он постоянно встречается. От этого эмоциональное звучание песни становится значительно сильнее, и сама песня воспринимается гораздо ярче.

Былина и сказка

Жанр народного творчества оформился значительно ранее девятого века, а термин "былина" появился только в девятнадцатом веке и обозначал героическую песню эпического характера. Мы знаем былины, певшиеся в девятом веке, хотя наверняка они не были первыми, просто до нас не дошли, потерявшись в веках. Каждый ребёнок хорошо знает былинных героев - богатырей, воплотивших идеал народного патриотизма, мужества и силы: купец Садко и Илья Муромец, великан Святогор и Микула Селянинович. Сюжет былины чаще всего наполнен жизненной ситуативностью, но она значительно обогащена и фантастическими вымыслами: у них есть телепорт (мгновенно могут преодолевать расстояния от Мурома до Киева), в одиночку войско победить ("как направо махнёт - будет улица, как налево махнёт - переулочек"), и, конечно, чудовища: драконы трёхголовые - Змеи Горынычи. Виды народного творчества России в устных жанрах этим не ограничиваются. Есть ещё и сказки, и легенды.

Былины отличаются от сказок тем, что в последних события полностью вымышлены. Сказки бывают двух видов: бытовые и волшебные. В бытовых изображаются самые разные, но обычные люди - принцы и принцессы, цари и короли, солдаты и работники, крестьяне и попы в самой обычной обстановке. А волшебные сказки обязательно привлекают фантастические силы, добывают артефакты с чудесными свойствами и так далее. Сказка обычно оптимистична, тем и отличается от сюжета других жанровых произведений. В сказках обычно побеждает только добро, злые силы всегда терпят поражение и всячески высмеиваются. Легенда в отличие от сказки - устный рассказ о чуде, фантастическом образе, невероятном событии, которые должны рассказчиком и слушателями восприниматься как достоверность. До нас дошли языческие легенды о сотворении мира, происхождении стран, морей, народов, о подвигах как вымышленных, так и реальных героев.

Сегодня

Современное народное творчество России не может представлять именно этническую культуру, поскольку эта культура - доиндустриальная. Любое современное поселение - от самой маленькой деревни до мегаполиса - являет собой сплав различных этносов, и естественное развитие каждого без малейшего смешения и заимствования просто невозможно. То, что сейчас называют народным творчеством, скорее, является нарочитой стилизацией, фольклоризацией, за которой стоит искусство профессиональное, которое вдохновилось этническими мотивами.

Иногда это и любительское творчество, вроде масскультуры, и работа кустарей. Справедливости ради нужно отметить, что наиболее чистыми и всё ещё развивающимися можно признать только народные промыслы - декоративно-прикладное искусство. Там ещё присутствует, помимо профессионального, и этническое творчество, хотя производство давно поставлено на конвейер и возможности для импровизации мизерные.

Народ и творчество

Что люди подразумевают под словом народ? Население страны, нацию. Но, к примеру, в России проживают десятки самобытных этносов, и народное творчество обладает общими чертами, имеющимися в сумме всех этносов. Чуваши, татары, марийцы, даже и чукчи - разве в современном творчестве музыканты, художники, архитекторы не заимствуют друг от друга? А вот общие их черты осмыслены элитарной культурой. И потому мы, помимо матрёшки, имеем некий экспортный продукт, являющийся нашей совместной визитной карточкой. Минимум противопоставления, максимум общего объединения внутри нации, вот таково направление современного творчества народов России. Сегодня это:

  • этническое (фольклоризированное) творчество,
  • любительское творчество,
  • творчество простонародья,
  • самодеятельное творчество.

Тяга к эстетической деятельности будет жива, покуда жив человек. А потому и сегодня процветает искусство.

Искусство, творчество хобби

Искусством занимается элитарная, где требуется талант незаурядный, а произведения - показатель уровня эстетического развития человечества. К народному творчеству оно отношения имеет довольно мало, если не считать вдохновения: все композиторы, например, писали симфонии, используя мелодии народных песен. Но это отнюдь уже не она, не народная песня. Достояние традиционной культуры - творчество как показатель развития коллектива или отдельного человека. Такая культура может развиваться успешно и многосторонне. А результат массовой культуры, как лекало мастера, подаренное народу для посильного повторения, - это хобби, эстетика такого рода, которая призвана снимать напряжение от механичности современной жизни.

Здесь можно заметить некоторые признаки исконного начала, в художественном народном искусстве черпающее темы и средства выражения. Это довольно распространённые технологические процессы: ткачество, вышивка, резьба, ковка и литьё, декоративная роспись, чеканка и так далее. Истинное народное творчество не знало контрастов перемен в художественных стилях целое тысячелетие. Теперь это значительно обогащено в современном народном творчестве. Степень стилизации меняется так же, как и характер осмысления всех старых взятых напрокат мотивов.

Прикладное искусство

С самой седой старины известно народное прикладное творчество России. Это, пожалуй, единственный вид, не претерпевший коренных изменений до сегодняшнего дня. Этими предметами исстари и доныне украшается и усовершенствуется домашний и общественный быт. Сельское ремесло осваивало даже довольно сложные конструкции, вполне пригодные в современной жизни.

Хотя сейчас все эти предметы несут не столько практическую, сколько эстетическую нагрузку. Это и бижутерия, и свистульки-игрушки, и украшения интерьеров. Разные области и регионы имели собственные виды искусства, ремесла и рукоделия. Самыми известными и яркими являются следующие.

Платки и самовары

Оренбургский платок - это и шали, тёплые и тяжёлые, и невесомые шарфы и платки-паутинки. Узоры вязания, пришедшие издалека, уникальны, они отождествляют собой вечные истины в понимании гармонии, красоты, порядка. Козы Оренбуржья тоже особенные, пух дают необычный, его можно прясть тонко и прочно. Под стать вечным вязальщицам Оренбурга и тульские мастера. Они не были первооткрывателями: первый медный самовар был найден в раскопках поволжского города Дубовки, датируется находка началом Средних веков.

В России чай прижился в семнадцатом веке. Но первые самоварные мастерские появились всё-таки в Туле. Этот агрегат до сих пор в чести, и чаепитие из самовара на сосновых шишках - вполне заурядное явление на дачах. Они бывают чрезвычайно разнообразны по форме и отделке - бочонки, вазы, с вязью росписи, чеканками, украшениями ручек и кранов, подлинные произведения искусства, к тому же чрезвычайно удобные в быту. Уже в начале девятнадцатого века в Туле производили самоваров до 1200 в год! Продавались они на вес. Латунные стоили шестьдесят четыре рубля за пуд, а красные медные - по девяносто. Это очень большие деньги.

Жанры народного творчества разнообразны. Фольклор включает эпос, лирику и драму. У каждого народа существуют жанры, которые являются общими для всего мирового фольклора (сказки, баллады, пословицы, поговорки, загадки и пр.). Но некоторые жанры у каждого народа имеют особые, присущие только данному народу черты (так, например, героический эпос имеет у ряда народов форму прозаического повествования с стихотворными вставками; у русских - эпической песни - былины; у испанцев - форму романса и т. д.). Этим определяется своеобразие жанрового состава национального фольклора.

Русский фольклор включает в себя преимущественно эпические и лирические жанры; жанры драматические, развитые у многих народов (например, у чехов и словаков, китайцев, индонезийцев и др.), в русском фольклоре представлены сравнительно бедно.

Главное место в русском историческом эпосе занимают героические и новеллистические песни древней Руси - былины, рассказывающие о жизни русского народа в основном в XI- XVI вв. К ним примыкают исторические песни, которые в процессе развития все больше сближаются с народной лирикой. От середины XVI в. до XIX и XX вв. исторические песни прошли большой путь и очень существенно изменились.

Среди произведений народной прозы основное место в русском фольклоре занимают сказочные жанры. Русская сказка по жанровому составу не отличается от сказок других народов; отличие состоит в большем или меньшем удельном весе в сказочном репертуаре отдельных видов сказки, а также в той специфике, которая определяется особенностями русской жизни и быта, запечатленных сказкой. Так, только существованием до середины XIX в. крепостного права в России можно объяснить большое количество сатирических сказок, направленных против бар; особенностями религиозной жизни народа объясняются русские легенды о святых, антипоповские сказки и т. д.

Наряду со сказками заметное место в русском фольклоре занимают сказы и предания - эпос, рассказывающий о событиях действительной жизни. Он также не остается неизменным; путь его сложен и длителен - от сохраненных древнерусской летописью преданий Киевской и Новгородской Руси до современных сказов, трудно отграничиваемых от рассказа.

Обрядовая поэзия, подразделяемая на календарную и семейную, связанная с трудовой жизнью и бытовыми отношениями русской деревни, включает в себя целую группу жанров: песни, причитания, заговоры, присловья и др. Одни из этих жанров тяготеют к лирике, другие - к эпосу.

Собственно лирическую поэзию в русском фольклоре представляют жанры народной песни и частушки. Лирические жанры, различные по формальным особенностям, всесторонне раскрывают личную жизнь русского человека на протяжении ряда столетий.

Огромны в русском фольклоре богатства пословиц, поговорок, загадок. Эти жанры, образно и метко характеризующие явления жизни, обобщающие опыт народа, поучающие и наставляющие человека, занимают видное место в творчестве.

Русский фольклор, как видно из сказанного, очень богат разными жанрами. Жанры фольклора - категория историческая и внеклассовая. Каждый жанр включает произведения, содер

жащие различные классовые тенденции, так как жанры использовались в различной социальной среде для пропаганды и утверждения разных настроений и идей. В пределах одного и того же жанра могли создаваться народные и антинародные произведения.

Жанры не существуют вечно и неизменно: они возникают, развиваются и в ряде случаев отмирают, заменяются другими. Так, календарная и семейная обрядовая поэзия могла возникнуть лишь как выражение существовавших верований, как стремление магически использовать силу слова и действия. С исчезновением верований неизбежно умирает обрядовая поэзия. Героическая былина о борьбе с татарским игом закономерно возникает в древней Руси, а в последующем сохраняется как художественное наследие. Жанры рабочего фольклора возникли и развились в России только с XVIII в. в процессе формирования рабочего класса в ходе его революционной борьбы. В пореформенной России рождается жанр частушки, отвечающий потребностям быстрого отражения в песенной поэзии текущей жизни. Какой бы жанр народного творчества мы ни взяли, мы увидим, что он проходит периоды возникновения, развития, а с изменением условий бытования - разрушения, забвения, исчезновения. Это общая черта и для фольклора и для литературы. Исчезновение из устного обихода некоторых традиционных жанров не дает, однако, оснований говорить об обеднении искусства. С развитием литературы появляются многочисленные новые жанры, взаимодействие которых с традиционными вновь рождающимися жанрами фольклора обогащает искусство художественного слова. Изменения в жанровом составе фольклора и литературы - естественное следствие процесса развития художественного коллективного и индивидуального творчества.

Жанры русского фольклора

Сказки, песни, былины, уличное представление - все это разные жанры фольклора, народного устно-поэтического творчества. Их не спутаешь, они отличаются своими специфическими особенностями, различна их роль в народном быту, по-разному живут они и в современности. Вместе с тем всем жанрам словесного фольклора присущи общие признаки: все они являются произведениями искусства слова, в истоках своих связаны с архаическими формами искусства, бытуют преимущественно в устной передаче, постоянно изменяются. Этим определяется взаимодействие в них коллективного и индивидуального начал, своеобразное сочетание традиций и новаторства. Таким образом, фольклорный жанр - исторически складывающийся тип устно-поэтического произведения . Аникин В.П. дал свою характеристику фольклору. Роды: эпос, лирика, драма

Виды: песня, сказка, несказочная проза и т.д.

Жанры: былина, лирическая, историческая песня, предание и т.д.

Жанр - основная единица изучения фольклора. В фольклоре жанр - это форма освоения действительности. С течением времени в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа система жанров развивалась .

Существует несколько классификаций фольклорных жанров:

Историческая классификация

Зуева Татьяна Васильевна, Кирдан Борис Петрович

Классификация по функциональности

Владимир Прокопьевич Аникин

Раннетрадиционный фольклор

* Трудовые песни,

* Гадания, заговоры.

Классический фольклор

* Обряды и обрядовый фольклор: календарный, свадебный, причитания.

* Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

* Несказочная проза: предания,

бывальщины, былички, легенды.

* Песенный эпос: былины, исторические песни, духовные песни и стихи, лирические песни.

* Фольклорный театр.

* Детский фольклор. Фольклор для детей.

Позднетрадиционный фольклор

* Частушки

* Фольклор рабочих

* Фольклор периода ВОВ

Бытовой обрядовый фольклор

1. Трудовые песни

2. Заговоры

3. Календарный фольклор

4. Свадебный фольклор

5. Причитания

Общемировоззренческий

необрядовый фольклор

1. Паремии

2. Устная проза: предания,

бывальщины, былички, легенды.

3. Песенный эпос: былины,

исторические песни, воинские

песни, духовные песни и стихи.

Художественный фольклор

2. Загадки

3. Баллады

4. Лирические песни

5. Детский фольклор

6. Зрелища и народный театр

7. Песни-романсы

8. Частушки

9. Анекдоты

Начиная разбирать каждый жанр фольклора начнем со сказок.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости .

Сказка представляет большую общественную ценность, состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Как и у других народов (у русского, возможно, ярче), сказка-это объективированное созерцание сердца народного, символ его страданий и грез, иероглифы его души. Всякое искусство порождено действительностью. Это одна из основ материалистической эстетики. Так обстоит дело, например со сказкой, сюжеты которой вызваны действительностью, т.е. эпохой, социальными и экономическими отношениями, формами мышления и художественным творчеством, психологией. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Она тесно связана с народным бытом и обрядами. Традиционные русские сказки создавались и бытовали главным образом в крестьянской среде . Их создателями и исполнителями были обычно люди с большим жизненным опытом, много ходившие по Руси, много видавшие. Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Может быть, поэтому мир отраженный в сказках формируется на уровне обыденного сознания, на обыденных представлениях людей о прекрасном. Каждая новая эпоха приносит сказки нового типа, нового содержания и новой формы. Сказка изменяется вместе с исторической жизнью народа, ее изменения обусловлены изменениями самой народной жизни, потому что она есть продукт истории народа; она отражает события истории и особенности народного быта . Освещение и понимание истории и жизни народа в фольклоре изменяются вместе с изменениями народных представлений, воззрений и психологии. В сказках можно обнаружить следы нескольких эпох. В эпоху феодализма все большее место занимают социальные темы, особенно в связи с крестьянским движением: в сказках выражались антикрепостнические настроения. XVI-XYII века характеризуются богатым развитием сказки, В ней отражаются и исторические мотивы (сказки об Иване Грозном), и социальные (сказки о судьях и попах) и бытовые сказки (сказки о мужике и жене). В жанре сказки значительно усиливаются сатирические мотивы.

XYIII - первая половина XIX века. - Последний этап существования феодально-крепостнического общества. Это время характеризуется развитием капиталистических отношений и разложением крепостнического строя . Сказка приобретает еще более яркий социальный аспект. В нее входят новые персонажи, прежде всего умный и хитрый солдат. Во второй половине XIX - начале XX века, на которые приходятся все более быстрое и широкое развитие капитализма в России, в фольклоре происходят большие изменения. Усиливаются сатирические мотивы и критическая направленность сказки; основой этого служило обострение социальных противоречий; целью сатиры все более становится обличение власти денег и произвола властей. Большее место заняли автобиографичность, особенно в сказках об уходе в город на заработки. Русская сказка, становится более реалистическим, приобретает более тесную связь с современностью. Иными становятся также освещение действительности, идейная сущность произведений .

Познавательное значение сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом. Кроме того, сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного .

Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность .

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, сюжетный. От других прозаических жанров (преданий и легенд) сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется в установке на привлекательность. Эстетическое начало, кроме того, проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении «сказочного мира», удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраски событий. М. Горький обращал внимание на выражения в сказках народных мечтаний о лучшей жизни: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорит сказка, о ковре-самолете. Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о сапогах-скороходах...» .

В науке общепринятым считается разделение сказочных текстов на три разряда: волшебные сказки, новеллистические (бытовые) сказки и сказки о животных.

Волшебные сказки были весьма популярны в народе. Вымысел в волшебных сказках носит характер фантастики. Начало волшебное заключает в себе так называемые пережиточные моменты и, прежде всего, религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам и явлениям магических свойств, различные религиозные культы, обычаи, обряды. Сказки полны мотивов, содержащих в себе веру в существование потустороннего мира и возможность возвращения оттуда, представление о смерти заключенной в какой-либо материальный предмет (яйцо, цветок), о чудесном рождении (от выпитой воды), о превращении людей в животных, птиц. Фантастическое же начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, замечательно верно улавливает закономерности развития объективной действительности .

Это то, что М. Горький называл «поучительной выдумкой - изумительной способностью человеческой мысли заглядывать вперед факта». Происхождение фантастики имеет свои жизненные корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой. Все это лишь следы мифологических представлений, так как формирование классической формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного общества, в обществе гораздо более развитом. Мифологическое мировоззрение лишь дало основу поэтической форме сказки .

Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса о которых в них говорится, имеет жизненные основания. Это, во-первых, отражение особенностей труда и быта людей родового строя, их отношения к природе, часто их бессилия перед ней. Во-вторых, отражение феодального строя, прежде всего раннего феодализма (царь - противник героя, борьба за наследство) .

Персонаж волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он помогает животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце . Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота.

Серьезный смысл некоторых волшебных сказок давал основания для суждений по самым важным жизненным вопросам. Так, в некоторых сказках воплощается свободолюбивое стремление и борьба русского народа против произвола и угнетателей. Композиция волшебной сказки определяет наличие в них персонажей, враждебных положительным героям. Победа героя над враждебными силами - торжество добра и справедливости. Многие исследователи отмечали героическую сторону волшебной сказки, ее социальный оптимизм. A.M. Горький говорил: « Очень важно отметить, что фольклору совершенно чужд пессимизм, невзирая на тот факт, что творцы фольклора жили тяжело, рабский труд их был обессмыслен эксплуататорами, а личная жизнь бесправна и беззащитна. Но при всем этом коллективу как бы свойственно сознание его бессмертия и уверенность в победе над всеми враждебными ему силами» . Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности. Социально-бытовые сказки возникли, по мнению исследователей в два этапа: бытовые - ранние, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя и социальные - с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывали недовольство и протест, были почвой социальной критики. Положительный герой социально-бытовых сказок - социально-активный, критически настроенный человек . Тяжелый труд, бедность, темнота, часто неравный по возрасту и имущественному положению брак вызывали осложнение семейных отношений и определили появление сюжетов о злой жене и глупом и ленивом муже. Социально бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде всего, в том, что сюжеты имеют в основном две важных общественных темы: социальная несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде. В социально - бытовых сказках гораздо яснее выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социально справедливой, счастливой и спокойной жизни. «В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклоненный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве» .

В сказках, так же как и в некоторых других жанрах фольклорной прозы, отражавших сильные и слабые стороны крестьянской психологии, выразилась многовековая мечта о счастливой жизни, о неком «мужицком царстве». Поиски «иного царства» в сказках являются характерными мотивами. Сказочная социальная утопия рисует народное материальное благополучие, сытое довольство; мужик вдоволь ест и пьет, заводит «пир на весь мир». Н. Г. Чернышевский отметил: « Бедность действительной жизни - источник жизни в фантазии». О «счастливой» для себя жизни крестьянин судит по образцу тех материальных благ, которыми владеют цари и помещики. У крестьян была очень сильна вера в «доброго царя», и сказочный герой становится именно таким царем во многих сказках. В то же время сказочный царь по своему поведению, быту, привычкам уподобляется простому мужику. Царский дворец рисуется подчас как богатый крестьянский двор со всеми атрибутами крестьянского хозяйства .

Сказки о животных - один из древнейших видов фольклора. Восходя к древним формам отражения действительности на ранних этапах человеческого сознания, сказки о животных выражали определенную степень познания мира .

Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Истории зверей - это все истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьезного смысла. В сказках о животных действуют и птицы и рыбы и животные и растения. В каждой из этих сказок заложен смысл. Например, в сказке про репку смысл оказался в том, что никакая, даже самая малая сила в деле нелишняя, а случается, что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата. С развитием человеческих представлений о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над животными и о домашних животных, что было результатом их поручения. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение -повадка) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека, животные говорят и ведут себя как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств (лиса - хитрость и др.). Так сказки приобрели иносказательный смысл . Под животными стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных не только осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждается угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы. Основной смысловой аспект сказок о животных - моральный. Для сказок о животных характерен яркий оптимизм, слабые всегда выходят из сложных положений. Связь сказки с древним периодом ее жизни обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. У зверя есть сила, хитрость, но нет человеческого ума. Образы животных на позднем этапе жизни сказки получают значение социальных типов. В таких вариантах в образе хитрой лисы, волка и других можно усматривать человеческие характеры, возникшие в условиях классового общества. За образом животного в них можно угадывать социальные отношения людей. Например, в сказке «О Ерше Ершовиче и сыне его Щетинникове» дана полная и верная картинка древнего русского судопроизводства. В сказках каждого народа - общечеловеческие темы получают своеобразное национальное воплощение . В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. Таким образом, мы увидели, что русская сказка представляет собой обобщенное, оценочное и целенаправленное отражение действительности, которое выражает сознание человека, и в частности сознание русского народа . Старое название сказки - баснь - указывает на повествовательный характер жанра. В наше время название «сказка» и термин «сказка», который стал входить в оборот с XVII в., употребляется в народе и в научной литературе. Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется как песня, а рассказывается. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов. Сказки на Руси известны с давних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок - старый русский обычай. В рукописях XVI - XVII вв. сохранились записи сказок «Об Иване Понамаревиче» и «О Царевне и Ивашке Белой рубашке» . В XVIII в. кроме рукописных сборников сказок стали появляться и печатные издания. Появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о воре Тимошке» и «Сказка о цыгане» в сборнике В.Левшина «Русские сказки» (1780-1783), «Сказка о Иване-богатыре, мужицком сыне» в сборнике П.Тимофеева «Русские сказки» (1787). В 60-е годы XIX в. А.Н.Афанасьев выпустил сборник «Заветные сказки», куда вошли сатирические сказки о барах и попах. В конце XIX - начале XX в. появляется целый ряд важных, хорошо подготовленных сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. После Октябрьской революции собирание сказок, как и вообще собирание произведений фольклора, приняло организованные формы .

Михайлова О. С. Рассматривала: cказки о животных. Исторические корни сказки о животных (анимистические, антропоморфические, тотемистические представления, народные поверья). Эволюция жанра. Герои сказок о животных. Стиль. Отсутствие отвлеченного басенного аллегоризма. Сатирическая функция иносказаний. Ирония. Парадоксальность сюжета. Диалогичность. Композиционные особенности. Кумулятивные сказки. Волшебные сказки. Чудо, волшебство как сказочно-сюжетная основа сказок. Исторические корни волшебных сказок (мифологические представления, народная демонология, народные обряды, бытовые запреты, магия и др.). Поэтическая условность волшебных сказок. Главные идеи волшебных сказок. Композиционные особенности. Особенности авторского слова. Диалогичность. Сказочные сюжеты. Герои и их функции. Сказочный хронотоп. Бытовые сказки. Близость бытовой сказки к новелле. Пути формирования жанра новеллистической сказки. Типология бытовых сказок (семейно-бытовые, о господах и слугах, о духовенстве и др.). Поэтика и стиль (бытовая «заземленность», занимательность сюжета, гиперболизация в изображении персонажей и др.) .

Нельзя не согласиться с мнением Аникина В.П., что сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказки такая власть над временем? Вдумаемся в сущность того сходства, которое есть у сказок со столь же устойчивыми, как бы «вневременными» истинами, выраженными пословицами. Сказку с пословицей сближает необычайная широта содержащегося в них художественного обобщения. Может быть, всего нагляднее это свойство вскрывается в иносказательных сказках .

Следующий жанр «былины». Слово «былина» возводится к слову «быль»; оно означает рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили. Слово «былина» как термин, обозначающий народные песни с определенным содержанием и специфической художественной формой. Былина является плодом художественного вымысла и поэтического взлета фантазии. Но вымысел и фантазия не есть искажение действительности. Былины всегда содержат глубокую художественную и жизненную правду. Содержание былины чрезвычайно разнообразно. В основном - это песня «эпического», т.е. повествовательного характера . Основное ядро эпоса составляют песни героического содержания. Герои этих песен не ищут личного счастья, они совершаю подвиги во имя интересов русской земли. Главные герои русского эпоса - воины. Но тип героической былины - не единственный, хотя и наиболее характерный для русского эпоса. Наряду с героическими имеются былины сказочно-героического или чисто сказочного характера. Таковы, например, былины о Садко и его пребывании в подводном царстве. Былинное повествование может иметь и социально-бытовой или семейно-бытовой характер (новеллистические былины). Некоторые из таких былин могут быть выделены в особую группу песен-баллад. Провести границу между песнями былинного и балладного характера не всегда возможно .

В фольклорных сборниках обычно помещаются рядом былины как героического, так и сказочного, и новеллистического характера. Такое объединение дает правильное представление о широте и размахе русского былинного творчества. В совокупности весь этот материал составляет единое целое - русский народный эпос. В настоящее время мы располагаем огромным количеством былинного материала, и эпос может быть хорошо изучен. С конца ХVII в. былинные сюжеты («Илья и Соловей-разбойник», «Михайло Потык» и др.) проникают в рукописную повесть и под названием «Гистория», «Слово» или «Повесть» излагаются как занимательный материал для чтения [ 9]. Некоторые из этих повестей очень близки к былине и могут быть разделены на стихи, другие представляют собой результат сложной литературной обработки под воздействием старинной житейской литературы, сказки, русского и западноевропейского авантюрного романа. Такие «гистории» пользовались большой популярностью, особенно в городах, где подлинная былина в XVII - XVIII вв. была мало известна. Первый сборник, содержащий былины в собственном смысле, это «Сборник Кирши Данилова», впервые опубликованный А.Ф.Якубовичем в 1804 г. Под названием «Древние русские стихотворения». Он был создан, скорее всего, в Западной Сибири. В рукописи содержится 71 песня, к каждому тексту даны ноты. Былин здесь около 25. Большинство песен было записано с голоса, записи отличаются большой точностью, сохранены многие особенности языка певцов, тексты очень большой художественной ценности. Создателем сборника по традиции считают Киршу Данилова, но кто он такой и какова его роль в составлении этого первого в России собрания былин и исторических песен, - неизвестно . Первым собирателем былин был Петр Васильевич Киреевский (1808 - 1856). Киреевский собирал песни не только сам, но побуждал к этой работе своих друзей и родных. В числе сотрудников и корреспондентов Киреевского был поэт Языков (его главный помощник), Пушкин, Гоголь, Кольцов, Даль, ученые того времени. Былины были напечатаны в составе десяти выпусков «Песен, собранных П.В.Киреевским (1860 - 1874). Первые пять выпусков содержат былины и баллады, вторая половина посвящена преимущественно историческим песням. В собрании есть записи былин, сделанные в Поволжье, в некоторых центральных губерниях России, на Севере и на Урале; записи эти особенно интересны тем, что многие из них сделаны в таких местах, где былины вскоре исчезли и больше не записывались. Одно из замечательнейших собраний былин - сборник, выпущенный Павлом Николаевичем Рыбниковым (1832 - 1885). Будучи сосланным в г.Петрозаводск, разъезжая по губернии в должности секретаря статистического комитета Рыбников стал записывать былины Олонецкого края. Им было записано около 220 текстов былин. Собрание вышло под редакцией Бессонова в четырех томах «Песни, собранные П.Н.Рыбниковым» в 1861 - 1867гг. Кроме былин, этот сборник содержит некоторое количество свадебных песен, причитаний, сказок и т.д. Появление сборника Рыбникова было большим событием в общественной и литературной жизни. Вместе с собранием Киреевского оно открывало новую область науки. Через десять лет после появления сборника Рыбникова в те же места уже специально с целью записывания былин отправился Александр Федорович Гильфердинг. Он в два месяца сумел записать более 300 текстов. Некоторые былины записывались им позже, от певцов, приезжавших в Петербург. Собранные песни под названием «Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года» вышли в одном томе. Всего здесь 318 текстов. Песни расположены по районам, селениям и исполнителям. Тексты записаны со всей возможной для собирателя тщательностью и точностью. Отныне расположение материала по исполнителям вошло в практику издания былин и сказок и держится до сих пор . Шестидесятые годы были годами особого внимания к поэзии крестьян. В эти годы выходят «Народные русские сказки» А.Н.Афанасьева (1855 - 1864), «Великорусские сказки» И.А.Худякова (1863), «Пословицы русского народа» В.И.Даля (1861). С наступлением реакции 80-х годов интерес к народной поэзии на некоторое время падает. Только в 1901 г. А.В.Марков выпустил в свет небольшое собрание «Беломорские былины». Марков двинулся на крайний север и побывал на восточном берегу Белого моря. Всего в сборнике содержится 116 былин. Сюжет, стиль и форма бытования былин оказались здесь существенно иными, чем в Онежском крае. Было найдено несколько новых сюжетов. Во всех отношениях сборник Маркова значительно расширил имевшиеся в науке представления о былине. Одной из наиболее крупных и значительных экспедиций была экспедиция А.Д.Григорьева в Архангельскую губернию, длившаяся три лета. За три лета собирательской работы им было записано 424 текста, которые впоследствии изданы в трех томах по названием «Архангельские былины и исторические песни» (1904 - 1910) . В итоге собрание Григорьева стало наиболее крупным и одним из самых интересных в русской фольклористике. Записи отличаются максимальной точностью. Впервые была широко применена запись былинных напевов на фонограф. К каждому из томов приложена нотная тетрадь. Ко всему изданию приложена подробная карта Севера с указанием мест, где были записаны былины. В 40 - 60 гг. XIX в. на Алтае записывал былины замечательный этнограф Степан Иванович Гуляев. Сибирские записи имеют большое значение, так как часто сохраняют более архаическую форму сюжетом, чем на Севере, где былины сильнее изменились. Гуляевым записано до 50-ти былин и других эпических песен. Полностью его собрание было опубликовано только в советское время. В летние месяцы 1908 - 1909 гг. братья Борис и Юрий Соколовы совершили фольклорную экспедицию в Белозерский край Новгородской губернии. Это была хорошо организованная научная экспедиция. Целью ее было охватить записями весь фольклор данного края . Преобладающими жанрами оказались сказка и песня, но неожиданно были найдены и былины. Было записано 28 текстов. Былины собирались не только на Севере, в Сибири и в Поволжье. Бытование их в XIX - XX вв. было обнаружено в местах казачьих поселений - на Дону, на Тереке, у астраханских, уральских, оренбургских казаков .

Крупнейшим собирателем донских казачьих песен был А.М.Листопадов, посвятивший этой работе пятьдесят лет жизни (начиная с 1892 - 1894 гг.). В итоге многократных поездок в казачьи станицы Листопадов записал огромное количество песен, в том числе - более 60 былин; его записи дают исчерпывающее представление о донской былине в том ее виде, в каком она сохранилась к началу ХХ в.. Ценность материалов Листопадова особенно повышается оттого, что записаны не только тексты, но и напевы.

В итоге собирательской работы стало возможным определить особенности содержания и формы казачьей былины, ее сюжетный состав, манеру исполнения, представить судьбу русского эпоса в казачьих районах . Заслуга русских ученых в области собирания былин чрезвычайна велика. Их трудами спасено от забвения одно из лучших достояний русской национальной культуры. Работа по собиранию былин целиком выполнялась отдельными энтузиастами, которые, иногда преодолевая разнообразные и очень трудные препятствия, самоотверженно трудились над записью и изданием памятников народной поэзии.

После Октябрьской революции работа по собиранию былин приняла иной характер. Теперь она начинает проводиться систематически и планомерно силами научно-исследовательских учреждений. В 1926-1928 гг. Государственная Академия художественных наук в Москве снарядила экспедицию под лозунгом «По следам Рыбникова и Гильфердинга». Былины Онежского края принадлежат к лучшим, а Онежский край - к наиболее богатым былинной традицией. В результате планомерной и систематической работы было записано 376 текстов, многие из них - прекрасной сохранности .

Длительная и систематическая работа велась ленинградскими научными учреждениями. В 1926 -1929 гг. Государственный институт истории искусства снаряжал на Север комплексные искусствоведческие экспедиции, в состав которых входили и фольклористы. В 1931 - 1933 гг. работа по созданию фольклора велась фольклорной комиссией Института этнографии Академии наук в Петрозаводске. Всего в сборнике опубликовано 224 текста. Издание отличается высоким научным уровнем. К каждой из былин даны солки на все известные в науке варианты. В последующие годы были также организованы экспедиции для изучения былинного жанра. Интенсивная и плодотворная была собирательская работа русских ученых как в дореволюционное, так и в советское время. Многое хранится в архивах и ждет еще своего опубликования. Количество опубликованных былин может быть определено приблизительно в 2500 песенных единиц .

Так же понятие былин рассматривал Шуклин В. В.

Былины и мифы, древний эпический жанр былин (северорусские люди называли их старинами) складывался в Х в. Слово былина, т.е. «быль». «деяние». Встречается в «Слове о полку Игореве». Его автор начинает свою песнь «по былинамъ сего времени, а не по размышлению Бояню». Появление былин при князе Владимире не случайно. Его воины совершали свои подвиги не в далеких походах, а в борьбе с кочевниками, т.е. у всех на виду, поэтому они стали доступны для эпического воспевания .

Ещё Аникин В.П. говорил о том, что среди устных произведений есть такие, по которым в первую очередь судят о значении фольклора в народной жизни. У русского народна - это былины. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что баллады одновременно и сказывались и пелись, то их преобладание над другими видами фольклора станет понятным . От песен былины отличаются торжественностью, а от сказок грандиозностью сюжетного действия. Былина - это и рассказ, и величавая песенная речь. Соединение таких свойств стало возможным потому, что былины возникли в древние времена, когда рассказывание и пение еще не разделялось так решительно, как это произошло позднее. Пение придало рассказыванию торжественность, а рассказывание пению - сходство с интонациями человеческой речи. Торжественность тона соответствовала прославлению в былинах героического деяния, а пение укладывало рассказ в мерные строки, чтобы ни одна подробность не исчезла из людской памяти. Таков эпос, песенный рассказ .

Так же стоит отметить один из жанров фольклора « легенды» о которых говорили Зуева Т. В. и Кирдант Б. П.

Легенды- это прозаические произведения, в которых фантастические осмысления события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (планета, народ, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд - объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы

Легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Сам термин «легенда» пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает «то, что должно быть прочитано» .

Следующие жанры можно объединить в одно целое. Так как у них много общего это пословицы и поговорки. Кравцов Н. И. и Лазутин С. Г. говорили о том, что пословица- малый нелирический жанр устного творчества; вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкреплено рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота .

Поговорки тесно примыкают к пословицам. Как и пословицы, поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже ещё более кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки не специально исполняются (не поются и не рассказываются), а употребляются в живой разговорной речи. Вместе с тем поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям.

Собирание и изучение поговорок шло одновременно с собиранием и изучением пословиц. Н. П. Колпакова, М. Я. Мельц и Г. Г. Шаповалова считали, что термин «пословица» стал употребляться для обозначения вида народной поэзии лишь с конца XVII в. Ранее пословицы назывались «притчами». Однако существование пословиц как особых речений, выражающих в образной форме народные суждения, может быть отмечено в очень отдаленные времена. фольклор сказка былина загадка

В пословицах нашли отзвуки многие конкретные исторические события древней Руси. Однако историческая ценность пословицы не только в этом, а главным образом в том, что она сохранила многие исторически складывавшиеся воззрения народа, например представления о единстве войска и народа: «Мир стоит до рати, а рать до мира»; о силе общины: «Мир за себя постоит», «Мир не перетянешь» и др. . Нельзя не подчеркнуть мнение Ашукина Н. С. И Ашукиной М. Г. Пословица запечатлела высокие этические идеалы трудового народа, его любовь к родине: «Родная сторона-мать, чужая- мачеха»; глубокое уважение к труду, мастерству, умению, уму, смелости, правде, честности. На эти темы создано много пословиц: «Без труда не выловишь рыбку из пруда», «По пашне и брашно», «У ремесла не без промысла», «Делу- время, потехе- час», «Непригож лицом да хорош умом», «Ученье лучше богатства», «Правда дороже золота», «Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд». И, напротив, пословица обличает лень, лживость, пьянство и другие пороки: «Лень добра не делает, без соли обедает», «Ему дай яичко да облупленное», «Листом стелется, да укусить целится» (о двуличности), «Упился медами, опохмелялся слезами» и др. .

В.И. Даль тоже дал свое определение поговорки. Поговорка- окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы .

Еще одним крупным жанром фольклора является «загадка». Объектом народной загадки является многообразный мир окружающих человека предметов и явлений.

Образы народная загадка черпает так же из мира повседневно окружающих человека предметов и явлений, с которыми труженик сталкивался в процессе своей деятельности.

Обычная форма загадки- это краткое описание или сжатый рассказ. Каждая загадка включает в себя скрытый вопрос: кто это? что это? и т. д. В ряде случаев загадка бывает выражена в диалогической форме: «Криво-лукаво, куда побежало?- Зелено, кудряво,- тебя стерегчи» (изгородь).

Загадка отличается двучленностью построения, она всегда предполагает отгадку .

Многие из загадок имеют рифмованные окончания; в некоторых рифмованна первая часть, а во второй сохраняется размер. Некоторые загадки строятся на одной только рифмовке слов; рифмуется загадка с отгадкой: «Что в избе за сват?» (ухват); «Что в избе за Самсон?» (заслон).

Загадка до сих пор сохраняется в народе не только как средство развлечения, но и как средство воспитания, развития детской сообразительности, находчивости. Загадка отвечает ребенку на вопросы: что откуда? что из чего делается? что чем делают? что для чего годится?

Систематическое собирание русской народной загадки началось только во второй половин XIX в. К XVII в. относятся лишь записи, сделанные собирателями-любителями .

Пословицы и Поговорки

Собирание и публикация пословиц начинаются ещё в XVII в. Однако в древнейшие сборники наряду с народными включались и пословицы книжного происхождения. Народные же пословицы, враждебные религии и властям, составители отбрасывали. Наиболее демократические тенденции в подборе и публикации народных пословиц проявились в «Письмовнике» Н. Курганова (1769), куда составитель включил 908 пословиц.

В 1848 г. И. М. Снегирев опубликовал «Русские народные пословицы и притчи». В его сборнике преобладали подлинные народные пословицы. Вслед за Снегиревым, в 1854г. Издал пословицы Ф. И. Буслаев. В специальной статье «Русский быт и пословица» он комментировал их с точки зрения мифологической теории. В 1861г. вышел в свет большой труд В. И. Даля «Пословицы русского народа», куда было включено около 30000 пословиц, поговорок и других малых жанров народной поэзии. Наиболее важными сборниками пословиц второй половины XIX в. и начала XX в. были сборники: «Крылатые слова» С. В. Максимова (1890), «Меткие и ходячие слова» М. И. Михельсона (1894), «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» И. И. Иллюстрова (1915) . Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Считали, что как пословицы и поговорки, так и загадки относятся к малым (афористическим) жанрам фольклора.

У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора.

Термин « загадка»- древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слова «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Чаще всего загадки имеют иносказательный характер . Аникин В.П. говорил о том, что загадка подчеркивает разнообразие форм, яркость красок окружающего крестьянина мира: «Красненько, кругленько, листочки продолговатенькие» (рябина). Некоторые загадки создают звуковой образ: «Слушаю, послушаю: вздох за вздохом, а в избе ни души»,- говорится в загадке об опаре, издающей во время брожения звук, похожий на вздох. Особенно часто звуковые образы возникали в загадках о крестьянских работах.

Окружающий человека мир представляет в загадке в постоянном движении: «Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ребят ищет» (волк); «Маленький, горбатенький все поле перешел, все загоны перечел» (жнут); «Пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают» (руки и куделя) .

Немного хочется сказать о «предании».Фольклористы ещё не дали достаточного удовлетворительного и обоснованного определения преданий. Нередко в научной литературе смешивают предания и легенды, хотя это различные жанры. Это объясняется из близостью, а также наличием переходных форм, одни из которых ближе к преданиям, а другие- к легендам.

Предания в народе называют «былями» и «бывальщинами». Для них характерна историческая тематика. Предания близки к историческим песням, но имеют прозаическую форму, а не стихотворную.

Предания- эпический, т.е. повествовательный, сюжетный жанр. Собирание русских народных преданий не велось систематически .

Так же нельзя пропустить такой жанр фольклора как «частушки». Зуева Т. В. И Кирдант Б. П. подчеркивают то, что наиболее развитым жанром позднетрадиционного фольклора являются частушки.

Частушки- короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк . Основной тип- четырехстрочный- сформировался во второй половине XIX в., он исполнялся под пляску и без неё. Четырехстрочными являются также частушки собственно плясовые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль).

Кроме того, существуют двустрочные частушки: «страдания» и «Семеновна».

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность.

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIXв. Одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях.

Частушки- это главный жанр крестьянской лирики в позднее традиционном фольклоре . Ну и на последок хочется рассмотреть еще несколько жанров фольклора это все разновидности «песен». О которых в подробности рассказывают С.В. Алпатов, В.П. Аникин, Т.Б. Дианова, А.А. Иванова, А.В. Кулагина. Определение жанра и вопрос об ограничении термина "историческая песня". Отличие исторической песни от былины. Преемственные связи исторических песен с былинами. Историческая песня как этап развития эпического творчества. Принципы избирательного заинтересованного изображения событий и лиц в исторических песнях. Историческая песня как произведение актуальное для своего времени и вопрос о последующей трасформации ее смысла и образов . Ранние образцы исторических песен: песня об Авдотье Рязаночке, об убийстве Щелкана Дудентьевича, полонянках (“Мать встречает дочь в татарском плену” и др.). Разностильность ранних исторических песен и вопрос о поздних изменениях в них. Цикл песен об Иване Грозном и событиях его царствовования (“Взятие Казани”, “Темрюк-Мастрюк”, “Гнев Ивана Грозного на сына”, “Набег Крымского хана” и др.), о Ермаке (“Ермак в казачьем кругу” и др.), о Смутном времени (“Гришка Отрепьев”, “Плач Ксении Годуновой”, “Скопин-Шуйский”, “Минин и Пожарский”) и др. Взгляд народа на исторических лиц и понимание смысла их деятельности. Казачьи исторические песни о Степане Разине (“Разин и казачий круг”. “Поход Разина на Яик”, “Сынок”, “Разин под Астраханью”, “Песня разинцев”. “Есаул сообщает о казни Разина”). Поэтизация Разина как вождя казачьей вольницы. Осуждение Разина казачьим кругом. Лирическое начало как фактор, трансформирующий эпическое повествование. Особенная лиро-эпическая структура песен. Исторические песни о Петре Великом и событиях его царствования (“Царь судит стрельцов”. “О начале Северной войны”, “Молодец собирается под Полтаву”, “Царь Петр на корабле” и др.). Исторические песни о событиях Отечественной войны 1812 года (“Наполеон пишет письмо Александру”, “Кутузов призывает победить французов”, “Наполеон в Москве”, “Казак Платов” и др.). Вопрос о творцах песен. Отражение в песнях дум и чувств солдат. Идея защиты отечества. Новые темы в солдатских и казачьих исторических песнях сравнительно с песнями других циклов. Типы персонажей исторических песен: народный герой, царь, полководец. Изображение народа. Поэтика и стиль историеских песен. Жанровые разновидности: эпические песни (с развернутым сюжетом, одноэпизодные), Лиро-эпические песни. Сборники исторических песен XIII - XIX вв. четыре книги, выпущенные в серии “Памятники русского фольклора”, Институт русской литературы Ак. наук, 19601973 . Балладные песни. Термин “баллада” и его история (провансальские плясовые песни ХI-ХVII вв.; англо-шотландские баллады; литературные романтические баллады). Народные русские названия балладных песен: “стих”, “песня”. Определение жанра, его признаки. Важнейшие свойства балладных песен: эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм, искусство трагического. Происхождение балладных песен. Дискуссионность вопроса о времени их возникновения: взгляд на появление баллад в эпоху разложения древнейшего синкретизма (А. Н. Веселовский), в ранний период писанной истории (Н. П. Андреев), в период Средневековья (В. М. Жирмунский, Д. М. Балашов, Б. Н. Путилов, В. П. Аникин) . Балладные песни о татарском (позднее турецком) полоне: “Девушка взята в плен татарами”, “Русская девушка в татарском плену”, “Красная девушка из полона бежит”, “Спасение полонянки”, “Князь Роман и Марья Юрьевна”, “Два невольника”, “Бегство невольников из плена”. Поздние переработки баллад о полоне: “Молодая ханча”, “Пан привозит жене русскую полонянку”. Сюжеты балладных песен ХIV-ХVI вв.: “Василий и Софья”, “Дмитрий и Домна”, “Рябинка”, “Князь Михайло”, “Дети вдовы” и др. Любовные баллады: “Дмитрий и Домна”, “Казак и шинкарка”, “Похищение девушки”, “Девушка защищает свою честь”, “Монашенка топит ребенка”. Семейно-бытовые баллады: “Князь Роман жену терял”, “Муж жену губил”, “Рябинка”; “Федор Колыщатой”, “Алеша и сестра двух братьев”, “Брат, сестра и любовник”, “Сестра-отравительница”, “Дочь тысячника”, “Насильный постриг”. Тема инцеста: “Охотник и его сестра”, “Брат женился на сестре”, “Иван Дородорович и Софья-царевна” и др.Баллады ХVII-ХVIII вв.: “Оклеветанная жена”, “Жена мужа зарезала”, “Братья-разбойники и сестра”, “Жена разбойника” и др.Кризис жанра традиционной баллады. Появление в конце ХVIII начале ХIХ в. новых баллад. Баллады: о социальном неравенстве: “Молодец и королевна”, “Князь Волконский и Ваня-ключник”, “Княгиня и камер-лакей”, “Девушка гибнет от любви воеводского сына”; о бедности и горе: “Горе”, “Молодец и горе”, “Молодец и река Смородина”и др.Особенности композиции и сюжета баллад: открытый ход действия, предсказанный роковой исход, трагическое узнавание. Роль монологов и диалогов. Драматизм. Одноконфликтность. Динамика развития действия. Характеристика персонажей: губитель, жертва. Фантастические мотивы: метаморфоза, оборотничество, говорящие животные и птицы, магические (живая и мертвая вода как средство исцеления). Искусство психологического изображения. Поэтический язык, иносказательность . Связи баллад с былинами, историческими песнями, духовными стихами, лирическими песнями). Новые баллады, их связи со старыми (сюжетно-тематическая общность и отличия). История собирания баллад. Сборник Н. П. Андреева и В. И. Чернышева, сборник Д. М. Балашова.

Лирические песни. Определение жанровых особенностей необрядовых песен как вида народной лирики: их свобода от обряда, относительная неприуроченность ко времени исполнения, преобладание поэтических функций над прагматическими, использование своеобразного метафорического и символического языка для разностороннего жизненного содержания и раскрытия внутренного мира человека. Возможность вхождения лирических необрядовых песен в состав обрядов и трудовых циклов и объясняемое этим разнообразие народной терминологии. Генетическая связь необрядовых песен с обрядовой лирикой (заклинаниями, величаниями, причитаниями, игровыми песнями) и балладами. Преемственность и переработка художественных традиций в процессе становления стиля. Проблемы классификации необрядовых лирических песен . Разнообразие принципов систематизации: по тематике (любовные, семейные, рекрутские, удалые), по социальной среде создания и бытования (солдатские, бурлацкие, ямщицкие, казачьи и проч.), по преимущественному составу исполнителей (мужские и женские), по формам мелодии и внутрислоговой распевности (частые и протяжные), по связи с движением (шаговые, маршевые, плясовые), по эмоциональной доминанте (шуточные, сатирические). Сочетание нескольких принципов при создании научных классификаций (В. Я. Пропп, Н. П. Колпакова, Т. М. Акимова, В. И. Еремина). Система художественных образов необрядовой лирики. Многоообразие народных характеров и социальных типов в песнях, изображение разносторонних взаимоотношений между людьми. Образы природы, быта, социальных явлений. Место условно-обобщенных образов любви, тоски, горя, воли, разлуки, смерти и других в художественной системе народной лирики . Характерные особенности соединения разноплановых образов в создании символических картин, составляющих предметно-содержательную основу необрядовых песен. Приемы изображения персонажей: идеализация, юмор, сатира. Особенности композиции необрядовых песен. Их структура по принадлежности к лирическому роду. Образно-символический параллелизм и его формы (А. Н. Веселовский), прием ступенчатого сужения образов (Б. М. Соколов), принцип цепочно-ассоциативной связи (С. Г. Лазутин), соположение автономных тематико-стилевых формул (Г. И. Мальцев). Н. П. Колпакова, Н. И. Кравцов об основных типах и формах композиции. Поэтический язык необрядовой лирики: функции постоянных эпитетов, сравнений, метафор, антитезы. Стереотипные устойчивые словесные комплексы в составе песен. Своебразие ритмо-синтаксической структуры народно-песенного стиха (система повторов, слогообрывы, внутрислоговые распевы, строфика, размер). Использование в лирике лексической и фонетической выразительности устной речи. Собирание народных песен. Деятельность П. В. Киреевского. Народная лирика в составе сборника П. В. Шейна, свод народных песен А. И. Соболевского “Великорусские народные песни”.Типы изданий песен локальных традиций .

Духовные стихи. Определение духовных стихов как комплекса эпических, лиро-эпических и лирических произведений, объединяющим началом которых является понятие “духовное”, религиозно-христианское, противопоставленное мирскому, светскому. Народные наименования жанра: “стихи”, “старины”, “псальмы”, “канты”. Происхождение духовных стихов и источники: книги Священного писания (Ветхий и Новый завет), христианская каноническая и апокрифическая литература, проникавшая на Русь после Крещения с конца Х в. (жития, библейские сказания, нравоучительные повести и др.), церковные проповеди и литургия. Старшие духовные стихи (эпические) и младшие (лирические). Создатели и исполнители духовных стихов калики (калеки) перехожие, паломники по святым местам . Народное переосмысление библейских и евангельских тем, житий, апокрифов. “Духовные стихи - это результат эстетического освоения народом идей христианского вероучения” (Ф. М. Селиванов). Основная идея духовных стихов: утверждение превосходства духовного над материальным, телесным, прославление подвижничества, мученичества за веру, обличение греховности, несоблюдения Божьих заповедей. Отражение в старших духовных стихах космогонических представлений. Основные темы и сюжеты: стихи о мироздании (“Голубиная книга”); на библейские ветхозаветные сюжеты (“Осип Прекрасный”, “Плач Адама”); евангельские (“Рождество Христово”, “Избиение младенцев”, “Сон Богородицы”, “Распятие Христа”, “Вознесение”); о героях-змееборцах (“Федор Тирон”, “Егорий и змей”), мучениках (“Егорий и Демьянище”, “Кирик и Улита”, “Галактион и Епистимия”, “О великомученице Варваре”), подвижниках (“Иосаф и Варлаам”, “Алексей Божий человек”); чудотворцах (“Микола”, “Дмитрий Солунский”); праведниках и грешниках (“Два Лазаря”, “Про Марию Египетскую”, “О блудном сыне”, “Аника-воин); о кончине мира и Страшном суде (“Михайло архангел грозный судья”, “Архангелы Михайло и Гавриил - перевозчики через огненную реку”). Отголоски языческих верований в стихах о матери сырой земле (“Плач земли”, “Непрощаемый грех”, “Обряд прощания с землей перед исповедью”). Назидательные стихи о мирских соблазнах и спасении в пустыне, необходимости покаяния (“ Пятница и Пустынник”, “Стих о лени”, “Василий Кесарийский”). Стихи на сюжеты из древнерусской истории (“Борис и Глеб”, “Александр Невский”, “Михаил и Федор черниговские”, “Дмитрий Донской”). Младшие духовные стихи (псальмы, канты) на темы из старообрядческой истории (ХVIIХ1Х вв.): “О Никоне”, “Стих об антихристе”, “Гора Афон” и песни сектантов-мистиков (скопцов, хлыстов).Поэтика. Общефольклорные свойства духовных стихов, позволяющие соотносить их с былинами, балладами, историческими и лирическими песнями . Влияние литературно-христианской стилистики, широкое использование церковнославянизмов. Пространственно-временная характеристика художественного мира духовных стихов. Специфика чудесного, связанного в них с Христом и святыми (исцеление больных, неуязвимость при пытках, воскресение из мертвых и др.). Композиция (цепь эпизодов того или иного события или жития персонажа). Монологические стихи (“Плач Иосифа Прекрасного”), роль диалогов (“Сон Богородицы”). Поэтический язык (эпитеты, параллелизмы, сравнения). Образ земли после Страшного суда. Описание расставания души с телом, переправы через огненную реку и др. История собирания (П. В. Киреевский, В. Г. Варенцов, Т. С. Рождественский и М. И. Успенский). Изучение духовных стихов. Мифологическое направление (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер); культурно-историческое направление (исследования А. Н. Веселовского, А. И. Кирпичникова, В. П. Адриановой); историко-бытовое (“Материалы к истории изучения русского сектантства и раскола (старообрядчества)” под ред. В. Д. Бонч-Бруевича (СПб, 1908-1911), ; четыре выпуска). Возобновление исследований в начале 70-х годов ХХ в. : статьи Ю. А. Новикова, С. Е. Никитиной, Ф. М. Селиванова и др. .