Скачать презентацию единство музыкального произведения. Разработка урока музыки на тему: «Единство музыкального произведения

6 класс
Тема: Единство музыкального произведения

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония.
Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.
Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

5. Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуково
·й окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

Какой же образ нам нарисовала музыка?
- «Птица - тройка» лошадей.
Учитель: это поэтический символ чего и почему именно кони?
- это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.
Учитель: сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.
- призывная, несущаяся, фанфарная
Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.
песенная, протяжная, льется

Василий Андреевич Жуковский:

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы

Заголовок 115


Приложенные файлы

Тема: Единство музыкального произведения

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония .

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:

а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».

Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад

Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

5. Тембр

Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).

Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ НА ТЕМУ:

«Единство музыкального произведения»

Цель урока: Создание условий для определения целостности музыкального произведения.

Задачи:

Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов.

Учить аргументировать свою точку зрения по поводу муз-ных произведений.

Формировать вокально-хоровые навыки.

Ход урока

Организационный момент

( самоопределение к деятельности )

Учитель:

Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом:

«Ученику- удача, учителю -радость!»

Что является одной из главных форм деятельности на уроках музыки?

Ответы: (слушание музыки, музыкальных произведений)

Мы уже много знаем о классических произведениях, о композиторах, сочинивших эту музыку.

Давайте повторим, а что такое музыкальное произведение?

Ответы: (разные варианты)

Музыкальное произведение - сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение - это может быть любая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация .

Музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.

Актуализация знаний .

Вопрос:

Из чего состоит это целое?

Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Ответы:

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Учитель-

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть, в единстве всего, из чего оно состоит.

Трудно, а порой невозможно выделить в его звучании что-то одно- мелодию, ритм или тембры.

Чтобы понять музыкальное ное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам- традиции , в которой оно возникло, и неповторимому почерку его автора. Нам надо узнать, что кроме знания традиций, новаторства и неповторимости, помогает лучше понять и узнать муз-ное произведение?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

(обращается внимание на записанное на доске слово- ЕДИНСТВО)

Единство музыкального произведения

(запись в тетради)

Постановка учебной задачи.

Какая цель сегодняшнего урока?

Ответы учащихся- узнать, в чём единство музыкального произведения.

Что мы должны ещё узнать и вспомнить, чтобы достичь этой цели?

Ответы:

Вспомнить средства муз-ной выразительности, узнать, чем достигается единство содержания и формы музыкального произведения.

Открытие нового знания.

Работа в группах.

Чтобы ответить на все вопросы, мы поработаем в группах.

Вспомним девиз нашего урока.

Удачи вам, ребята!

1 группа - учебник на стр 35,36- ответит на вопрос:

Что образует единство музыкального произведения?

2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:

Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

3 группа- впишут в текст карточек термины, которые характеризуют главные средства муз-ной выразительности.

(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий муз-ных терминов)

Мелодия -

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит ………. Греческое слово ………. состоит из двух корней: melos и ode, что означает « пение песни». …….. - это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

Гармония . -

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». ……….. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и ……….. нерасторжимая связь. ………….. имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ……….

……… в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.……… - тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». ……….. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.

Благодаря ……… мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

………существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому, что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
……. в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным.

……. - славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие ». В музыке …….. означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук ……… называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр

……… в переводе с французского означает «окраска звука».

……….. - это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим ………

В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой …….., по которому мы его узнаём.
4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к средствам муз-ной выразительности.

(ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад, темп, фактура, регистр)

4.Закрепление первичного материала.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, запись в тетради основных терминов урока.-

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашими ответами! Вы доставили мне радость и удовольствие от полученных вами знаний работы в группах.

Слушание музыки

«Мазурка» Ф. Шопена.

Вальс « Сказки венского леса» И. Штраус.

Вопросы:

Что общего между произведениями? Чем различны? Почему так решили? Назвать средства муз-ной выразительности, с помощью которых композиторы помогли нам лучше узнать свои произведения.

Охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембра, динамики в танцах.

Исполнение «Всюду музыка живёт»

Итог урока.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

Рефлексия

Какие знания вы открыли для себя на уроке?

Какие элементы урока вам понравились?

Предлагаю группам дать оценку своей работы.

9. Домашнее задание .

Учебник - стр. 38. Ответить на 4 вопрос.

Источники

Технологическая карта

Тема: «Единство музыкального произведения» .

«Единство музыкального произведения» .

Цель темы

С

Основное содержание темы.

Знать о единстве сторон музыкального произведения.

Знакомить с понятием традиция в музыке.

Обобщить знания о средствах музыкальной вразительности -мелодия, гармония, ритм, динамика, артикуляция.

Планируемый результат

1. Формировать умение слушать и слышать музыкальное произведение.

2. Уметь анализировать музыкальный материал, применяя полученные теоретические знания и навыки.

3. Уметь создавать ритмические композиции к музыкальному произведению.

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1. Знать о строении музыкального произведения.

2. Уметь воспринимать на слух и анализировать музыку разных композиторов.

3. Уметь различать средства музыкальной выразительности в разнохарактерной музыке.

Общеучебные:

1. Самостоятельно формулировать цель урока.

2. Осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

3. Устанавливать взаимосвязь между объектом приобретенных знаний, исследовательской деятельности.

4. Структурирование знаний.

Волевая саморегуляция

Контролировать учебные действия в группах, парах (коммуникация как кооперация)

Формирова чувство прекрасного.

Организация пространства

1. Учебник;

2. Шумовые музыкальные инструменты;

3. Синтезатор;

4. Магнитофон;

5. Компьютер.

I этап. Мотивация к деятельности

Проблемный вопрос в начале урока, в конце урока: «Как создается музыкальное произведение?»

II этап Учебно-познавательная деятельность

Последовательность

Изучения

Учебные задания

Универсальные учебные действия

Диагностические

задания

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Тема урока

Цель

С оздание условий для определения целостности музыкального произведения.

Задание № 1

Что образует единство музыкального произыедения?

Волевая саморегуляция.

Положительно относится к познавательной деятельности, совершенствовать умения.

Устные ответы, выполнение творческих заданий.

Задание № 2

Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музкальное произведение?

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме.

Волевая саморегуляция.

Формировать чувство прекрасного.

Вопросы для уточнения информации. Устные ответы.

Задание № 3

Назови основные средства музыкальной выразительности?

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщенные выводы.

Осознавать недостаточность своих действий.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Проявлять способность к самоучению своих действий.

Выполнение творческих заданий.

Задание № 4

Прослушай антракт к III действию из оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин». Вопрос: можно ли согласиться, что сила воздействия этой музыки связана с единством всех ее выразительных средств? Придумать и исполнить ритм к музыкальному произведению.

Осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Структуру.

Контроль.

Коррекция.

Оценивание.

Волевая саморегуляция.

Иметь мотивацию к учебной деятельности.

Выполненять слуховой анализ музыкального произведения.

Цель: как ученики понимают значение понятия единство музыкального произведения

Самостоятельная

Работа

Предметные результаты

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Вопросы. М ожно ли выделить главное из средств музыкальной выразительности? Можно ли установить, какое из них первое, какое последнее? Как создается музыкальное произведение?

Научатся находить главные выразительные средства музыки в разных произведениях.

Выделение и осмысление отдельных слов, музыкальных терминов, понятий.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Участвовать в диалоге на уроке .

формирование алгоритма своего действия, перевод
внешней речи на внутренний план.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Мотивационно-ориентированная часть.

Вопрос: что такое музыкальное произведение?

Ответы: музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Учитель : музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.

Открытие нового знания.

Вопрос: к акие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Дети: мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

Работа в группах.

Репродуктивное:

1 группа- учебник на стр 35,36- ответит на вопрос:

Что образует единство музыкального произведения?

2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:

Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать

музыкальное произведение?

Эвристическое задание 3 группа- впишут в текст карточек термины, которые

характеризуют главные средства музыкальной выразительности.

(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий музкальных терминов)

1. Мелодия - Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит …. Греческое слово…. состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни».....– это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония. – Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность».. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и..нерасторжимая связь... имеет 2 смысла: а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

3. Ритм. Ни одна мелодия или картина не может существовать вне … в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей… – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение»…. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.

Творческое:

4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к музыке Р. Вагнера «Лоэнгрин» - средствам музыкальной выразительности. (ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад, темп, фактура, регистр).

Импровизационное задание

Придумать и прохловать ритм шумовыми инструментами пьесу « Allegretto » композитора Ванхаль с различные оттенки скорости.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания, выполните, представьте и оцените свою работу.

План действий :

1. Придумать и написать ритм.

2. Прохлопать ритмический рисунок

3. Исполнить произведение.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Самооценка учителя / рефлексия своей деятельности по изучению данной темы

Выполнить задание по заданному алгоритму:

1. Ответить на вопросы из учебника.

2. Создать ритмическую партитуру

3. Исполнить шумовыми музыкальными инструментами, ритм музыкального произведения.

Рефлексия

1. Какие знания вы открыли для себя на уроке?

2. Какие элементы урока вам понравились?

3. Группам дать оценку своей работы.

6 класс

Тема: Единство музыкального произведения

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония .

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:

а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».

Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад

Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

5. Тембр

Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).

Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.

Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

Какой же образ нам нарисовала музыка?

- «Птица - тройка» лошадей.

Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?

Это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.

Призывная, несущаяся, фанфарная…

Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.

    песенная, протяжная, льется…

Василий Андреевич Жуковский:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,