Музыкально – литературная композиция «Хлеб – это жизнь. Сценарий литературно-музыкальной композиции "Хлеб-всему голова!"


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Калуга
Литературно-музыкальная композиция
"Горький вкус хлеба»
Подготовила Митрофанова Галина ИвановнаЦели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; о роли хлеба во время Великой Отечественной войны; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
Оформление зала: над сценой – плакат с изображением каравая, по сторонам – название праздника – «Хлеб России, хлеб моей Отчизны», под ним – плакаты с пословицами и поговорками о хлебе («Хлеб – всему голова», «Хлеб – всей жизни голова!» и др.), в центре сцены – сноп пшеницы, красиво перевязанный лентой. Организуется выставка книг о хлебе. Еще одна выставка посвящена зерновым культурам, крупам с их описанием, рецептами блюд. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, бублики.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты о блокадном Ленинграде, музыкальный центр, записи песен «Хлеб – всему голова», «Баллада о ледовой трассе», «Песня о хлебе».
Презентация для учащихся 1- 11 классов
Подготовили члены школьного музея, детской организации «Лидер», объединения «Истоки»
Показ презентации о хлебе под песню «Хлеб – всему голова».
На сцене двое чтецов (мальчик и девочка).
Мальчик
Слава миру на Земле!
Девочка
Слава хлебу на столе!
Мальчик
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
Мальчик
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вед. 1
У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля – это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.
Вед. 2
За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке!
Вед. 1
А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому что поле дает нам хлеб.
1 ученик:
Каравай земли и небаНа твоем столе -Ничего сильнее хлебаНету на земле.В каждом маленьком кусочкеХлебные поля,А на каждом колосочкеДержится земля.
2 ученик:
В малом зернышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И растет под небом светлымСтроен и высок,Словно Родина бессмертныйХлебный колосок.
Вед. 2
Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.
Вед. 1
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.
Вед. 2
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.
Вед. 1
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.
Вед. 2
У каждого свой хлеб.
Вед. 1
Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.
Вед. 2
Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь
Ученик 3
Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться над тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
Мир – народам! Хлеб – голодным!
Вед. 1
За всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь.
Вед. 2 (звучит «Аве Мария») показ презентации.
Хлеб ничто не может заменить. Нельзя без боли вспоминать репрессивные меры правительства, которые привели к страшному массовому голоду в 1932-1933 годах. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. От голода умерли миллионы людей. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее.
Вед. 1
1941 год. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время.
Во время Великой Отечественной войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети.
За 1941 -1944 годы в стране было заготовлено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Ученик 4. Чтец в военной форме.
Я помню хлеб,
Военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде, замешен круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Вед. 2 Фронтовую норму хлеба солдаты делили на пайки суровой нитью, расстелив на земле шинель или плащ-палатку. Да так точно делили – хоть вешай на аптечных весах – все одинаковы.
Ученик 5.
Военные годы,
Несытые годы
Ремень подпоясанный туго
Я помню, как хлеб мы делили во взводах,
Присев или встав полукругом.
Безусые парни, седые мужчины,
В рубцах от огня и железа, -
Все делались ниже и ростом и чином,
В сравненье с бойцом-хлеборезом.
Ученик 6.
С аптечною точностью
Скудные пайки
Он резал в молчанье гнетущем.
И мы понимали: солдатская спайка
Заложена в хлебе насущном.
Да, в хлебе насущном,
Ведь каждый стоящий –
Он, знал, что под вятским и пензенским небом
И жены, и дети голодные наши…
Показ отрывка «Судьба человека»
Вед. 1
Был хлеб всегда в почете на Руси-
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать?-
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Звучит песня «Баллада о ледовой трассе».
Вед. 2 Какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб?
(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба)125 граммов на человека. В нем пищевой целлюлозы 10 процентов, жмыха - 10, обойной пыли - 2, выбоек из мешков - 2, хвои - 1, муки ржаной обойной - 75 процентов. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Зерно и муку для этого хлеба доставляли в Ленинград единственной свободной дрогой - по Ладожскому озеру. Летом судами, а зимой по льду на машинах. Этот путь назвали «Дорогой жизни»
Чтец
О да - иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы.
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно.
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колоны.
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят…
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы.
2 чтец в военной форме
«Помню темный, вязкий, маленький кусочек черного хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… Помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
Вед. 1
Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали.
Песня «Корочка хлеба»
Вед. 1 Не будь хлеба - не было бы и Победы!
Война закончилась. Возрождалась хлебная нива страны. Период возрождения требовал от людей не меньшего мужества, чем на войне. Преодолевая огромные трудности, без техники, удобрений хлеборобы стараются вырастить новый урожай.
Вед. 2
Биография народа - это и биография хлеба.
Лучи Солнца, поглощенные пшеницей - главным хлебом Земли, кормят две трети человечества. История хлеба пишется для будущего, потому что
Без прошлого предвидеть не дано,
Без знаний предков не решить задачи,
И без того, что прошлым свершено,
Грядущее безлико и незряче.
Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
Вед.1 А в наше время мы бережем и ценим хлеб?...В нашей стране изобилие хлеба и хлебных изделий. Но это изобилие не должно порождать расточительства, снижать то чувство уважения, которым хлеб пользовался во все времена, у всех народов, во всех странах.
Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок - выбросил. Чуть зачерствел батон - в мусорник. Хлебные куски можно увидеть везде: на полу в столовой, на тротуарах, в подъездах домов, на территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом.
Но если каждый человек за день недоест и выбросит 50 граммов хлеба
(показывает кусочек хлеба в 50 граммов), это составит 200 килограммов, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Хлеб – драгоценность. Им не сори
Хлеба к обеду в меру бери.
7 ученик. Чтец в военной форме
Мне больно, когда я случайно вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
8 ученик. Чтец в военной форме
Мальчик,
Ногами пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб-
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали,
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Вед. 1 Хлеб, хлебушко…Слово такое простое, как мама, как небо и земля. Каждый из нас начинает день с куска хлеба, и мы должны знать его цену?
9 ученик.
Хлеб…В нем нами пройденные дали
И новый день родной страны.
Мы столько за него отдали,
Что хлебу просто нет цены.
10 ученик.
Хлеб – это платье, пища, кров,
Хлеб – это явь мечты вчерашней.
Хлеб – это наших дедов кровь,
Хлеб – это будущее наше.
Хлеб – это лиц соленый пот,
Хлеб - это боль в костях и коже.
И сесть за стол не вправе тот,
Кто этого понять не может.
Вед. 2 Хлеб - общее богатство, и мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.
Учитель
К вам обращаюсь, дочери и сыновья,
Свои или чужие:
Отчизна. Хлеб, Любовь, Семья –
Понятия святые!


Приложенные файлы

Воспитательский час

литературно – музыкальная композиция

«ХЛЕБ – ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА»

Цель: Рассказать о хлебе – продукте номер один. Учить бережливому, разумному отношению к нашей святыне - хлебу. Рассказать об истории хлеба, о современных способах его возделывания.

Оборудование: Картины о хлебе, хлебобулочные изделия, книжная выставка, мультимедиапроектор, презентация «Что такое хлеб».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Актуализация темы.

Воспитатель: (демонстрация слайдов с загадками)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.

Что это? (хлеб)

Так о чем сегодня на занятии будем говорить?

Кто определит тему нашего занятия?

Что мы сегодня узнаем о хлебе?

Итак, мы определили тему “Хлеб – все жизни голова”

Определили цель

    узнаем кто производит хлеб, и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу.

"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко."

(работа по слайдам).

А сейчас я хочу вам рассказать историю возникновения хлеба на Руси. Демонстрация слайдов.
Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский poa ping, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепешки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та.
Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное к началу египетских Династий, состояло в том, чтобы найти и выращивать пшеницу, которую можно было бы молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковиновых протеинов, стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э., но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до н. э. несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более светлый хлеб, чем [делали] другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения . Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо - хлебные завитки, запеченые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной [хорошо просеяной] муки является первым, после него - хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеяной муки.»
В средневековой Европе хлеб служил не только как основа пищи, но и как часть сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
Нарезанный хлеб стал популярен в магазинах многих странОтто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928, когда Роведдер изобрел машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным. Пекарня в Чилликоте, Миссури была первой, использовавшей эту машину для изготовления хлеба в нарезке. На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный хлеб. Однако, в XX веке предпочтения стали обратными - серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.

Ученик:

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе,- оберегай!

Не кроши его!

Священен он!

Если с хлебом-

Ты уже силен.

Хлеб – источник радости, добра;

Золота дороже, серебра.

Если в поле колос

В полный рост –

Доберешься до Луны,

До звезд.

Хлебом кормиться весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

Воспитатель: А теперь ребята я хочу, чтоб вы вспомнили пословицы и поговорки о хлебе. (Показ слайда)

Ученица: Славиться он первый на земле,

Славиться он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи.

Перед гостями он лежит парной.

Ситный, белый. Черный и ржаной –

Круто жизнь замешена на хлебе.

Воспитатель: Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную и восторгаются этим, что в общем - то справедливо, но о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать.

Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок – выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник.

Хлебные кусочки можно видеть везде: на полу в столовой. На тротуаре. В подъездах домов. На территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом. Неуважительно относятся к хлебу не только некоторые дети, но даже и взрослые.

Ученик: Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Воспитатель: Как быть с выброшенным хлебным ломтиком? Неужели мы не в силах навести тут порядок? Прежде всего, надо всем стараться избегать оставлять несъеденный хлеб. А если хлеб остался, то надо использовать его по – хозяйски – в дело. (демонстрация слайда с рецептами).

Ученик: Ребята! Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки за обеденным столом. Проникнитесь глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты ни встретил их, поклонись низко!

Ученица: Есть пословица в народе

«Хлеб на стол, и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Включается запись песни «Золотое зернышко» сл. П. Синявского муз. Ю. Чичкова.

Воспитатель: читает рассказ “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

Викторина . – А сейчас проведем небольшую викторину.

Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).

На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.

Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.

(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).

- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.

1. Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – наша радость, им не сори!

2. Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!

3. Жалеть надо хлебную крошку.

Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?

(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).

Какие предприятия в нашем районе участвуют в производстве хлеба? (хлебозавод).

Что производит хлебозавод?,

Кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).

Мы видим малую долю того, что производят эти предприятия.

Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург - народ.

Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

Ученик: Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в этом зернышке вложено труда,

Знает только солнышко, ветер а вода.

Перед ним на цыпочках тракторист шагал.

В сеялки и бороны трактор запрягал,

Перед ним, малюсеньким.

Крошечным зерном, долго думу трудную

Думал агроном… (Г. Граубин)

Звучит мелодия песни «Поле, русское поле» (муз. Я Френкеля.)

Ученик: Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжелая работа!

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик : Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

Ученик : Если мы хотим кого - то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике).

Демонстрация слайдов.

Воспитатель: Вот и завершился наш с вами час. Сегодня мы с вами проделали большую работу. А кто мне скажет, что нового он узнал? Ребята «по цепочке» начинают делиться своими знаниями. Когда все выскажутся воспитатель подводит итог сказанному.

Чудо земли – хлеб!

Классный час – праздник

Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.

Сценарий праздника

Под звуки песни «Русское поле» (сова И. Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души.

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин

Вручают хлеб-соль гостям праздника.

Ведущий. Сегодня ребята пригласили вас к себе в гости. И, как принято у нас, для гостей – лучшие места. (Гости рассаживаются). А собрались мы сегодня, чтобы поговорить о чуде земли – хлебе. Угадайте, кто начнет наш разговор.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(Колосок)

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит.

(Колосок)

Был крупинкой золотой –

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило.

(Колосок)

Золотист он

В ста карманах –

Сто ребят.

(Колосок)

Ведущий. Молодцы, правильно отгадали.

Входят дети в костюмах колосков.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

С. Погореловский

Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришел ты к людям, хлеб?

Колосок 1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски).

Колосок 2-й. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлебы была жидкая зерновая каша.

Колосок 3-й. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 4-й. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущий. Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Незаметно входит Голод.

Голод. Ага, вот где Колоски! Нужно их уничтожить. Пока на столе у людей есть хлеб, я им не страшен. Как же мне с этим справиться? Позову-ка я на помощь Засуху. Эй, Засуха-сестрица! Прилети! Загуби! Иссуши! Да братцев Ветров – суховеев на подмогу зови!

Вбегают Засуха и Ветры-суховеи.

Засуха. Вот и смерть ваша, Колоски, пришла! Сейчас мы это хлебное поле в пустыню превратим, ничего здесь расти не сможет! Будет Голод править всем миром.

Ведущий. Ребята, спасем Колоски! Им срочно нужна влага. Нам нужно принести сюда как можно больше воды из озера.

Проводится игра «Не пролей воду». На середине зала на стуле стоит миска с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть из миски воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит рядом с Колосками. Тоже самое делают Ветры-суховеи и Засуха, только они носят воду из миски в другой стакан. В чьем стакане окажется больше воды, тот и победитель.

Колоски. Спасибо, ребята, напоили вы нас, спасли от верной гибели.

Засуха и Ветры-суховеи убегают .

Голод. Рано благодарите! Эй, Морозы лютые, спешите ко мне на помощь! Заморозьте Колоски!

Вбегают Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

Морозы. Давайте померяемся с вами силой! Если мы перетянем канат, то заморозим Колоски!

Проводится игра в перетягивание каната. Ребята побеждают.

Голод и Морозы незаметно уходят.

Ведущий. Куда же они делись?

Колосок 1-й. Пока люди трудятся, растят хлеб, Голод им не страшен, вот он и убежал вместе со своими друзьями. Спасибо, ребята, спасли вы нас и от Морозов злых.

Ведущий. Много труда вкладывают люди, прежде чем душистый хлеб придет к нам на стол. С любовью растят золотые колосья, берегут от морозов и засухи.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова):

Хлебное поле большое, как море, -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля золотая

В море урожая.

Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели поля веселей.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Ведущий. С древности люди почитали хлеб. Давайте совершим воображаемую экскурсию в прошлое. Я думаю, что Колоски нам в этом помогут.

Колосок 5-й. С радостью! Сначала давайте отправимся в Египет. Уже 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантастических животных и просто круглой и продолговатой формы.

Колосок 6-й. Искусству выпекать хлеб из сброженного хлеба египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. С те далекие времена на обед подавали обычно два блюда: мясо, жаренное на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

Колосок 1-й. Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки – «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».

Колосок 2-й. В XI веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.

Колосок 3-й. С древнейших времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Недаром у многих народов древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.

Колосок 1-й. В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба.

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Р. Рождественский

Дети поют первый куплет с припевом песни «Корочка хлеба» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова):

Даже не верится, что когда-то

На поле, сожженном огнем батарей,

Перед атакой герои-солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Корочка хлеба,

Хлебная крошка.

Что это –

Много или немножко?

Корочка хлеба,

Хлебная крошка…

Колосок 4-й. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое богатство на земле. Вот как рассказывает об этом в своем стихотворении Владимир Солоухин:

Колосок 5-й.

Минуту я запомнил ту

Из детства озорного.

Вдруг скучно сделалось во рту

От хлеба Аржанова.

И бросил наземь я кусок

От дедушки украдкой.

Колосок 6-й.

И наступил я на кусок

Босой чумазой пяткой.

И растоптал. И весь, как был,

Зарылся носом в пыль я…

А раньше дед меня не бил,

И вообще не били.

Ведущий. Да, к хлебу нужно относится с большим уважением. Мы сейчас расскажем вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Инсценировка ведется по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб».

Ученик. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еще совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.

Ученик. Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.

Ученик. Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.

Ученик. Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.

Ученик. И Инге оказалась в зловонном жилище старухи Болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.

Ученик. И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

Ученик.Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Ученик. Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать Инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.

Ученик. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - думала Инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.

Ученик. Но однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.

Ученик. Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И в тот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери Инге.

Ведущий. Поняли вы сказку?

Дети (примерные ответы детей ). Конечно поняли. Эта сказка о том, что нет ничего на свете дороже хлеба. Хлеб надо беречь и относится к нему с уважением.

Ведущий. Да. Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Дети называют известные им пословицы. Предлагаем некоторые из них: «Калач приестся, а хлеб никогда», «Покуда есть хлеб да вода, все не беда», «Не впору и обед, как хлеба в дому нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «Без соли, без хлеба – худая беседа».

Ученик. Молодцы, много пословиц о хлебе вы знаете, много пословиц о хлебе народ сочинил. А как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои предположения. Приводим примерные ответы детей. (Народ очень ценит хлеб, поэтому так много поговорок о нем. Без хлеба нельзя жить, он всегда спасал от голода в самые трудные годы).

Учитель. Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке –

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок.

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

В.Орлов

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Громкой родины своей!

«Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь, -

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Н. Тихонов

Дети исполняют песню «Расти, колосок» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова):

Ржаной колосок зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Зеленый росток.

Веселый росток,

Ты только пробился из зернышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!

Его расти научит

Любой весенний дождик,

И каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами так быстро станет взрослым.

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери. Как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет.

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Н.Аникеева

Ведущий. Спасибо вам, ребята, спасибо вам, золотые Колоски! Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, помогать тем, у кого не каждый день есть на столе кусок хлеба. Есть в мире слова, которые не могут потерять своей ценности. Эти слова – хлеб, мир, дружба. Будем же всегда об этом помнить!

В записи звучит музыкальная тема из к/ф «Русское поле». На сцене появляется ансамбль народного танца. Исполняется хореографическая картинка «Колосья». Далее из большой книги, стоящей на заднем плане сцены, появляется автор, у него в руках колоски пшеницы и ржи. На титульном листе книги нарисован большой и румяный каравай хлеба на рушнике.

Вот невидаль какая! -

закричит мудрец иной. -

Я по вкусу покупаю

белый, серый и ржаной!

Мне его снимает с полки

тетя Зина - продавец!

Я ношу его в кошелке, -

скажет маленький мудрец. -

По дороге, между прочим,

хлеб горячий

вкусен очень.

Я, пока пройду свой путь,

не могу не отщипнуть.

А потом его не ем -

не люблю его совсем!

читатель мой ученый,

ты прочти хотя бы раз

про обычный хлеб печеный

немудреный мой рассказ.

В записи звучит русская народная мелодия. Идет танец в исполнении хореографического коллектива. У танцоров в руках караваи хлеба. На сцене после танца из книги появляются чтецы.

1-й чтец.

Ведь обед нам не обед,

если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

если хлеба нет ни крошки.

2-й чтец.

Даже каша с хлебом краше!

Гусь без хлеба - ерунда!

Чтецы (вместе).

«Хлеб-кормилец -

пища наша, молодецкая еда», -

говорил народ всегда.

3-й чтец.

На работе

и в походе

у народа хлеб в почете.

Чтецы (вместе).

С хлебом русский человек -

богатырь из века в век.

В записи звучит русская народная величальная музыка. На сцену выходят участники театрального коллектива, изображающие богатырей. Идет пластическая зарисовка. После этого на сцену выходят еще трое чтецов.

4-й чтец.

И недаром хлеб солдатский

наши воины по-братски

честно делят меж собой,

уходя на смертный бой.

5-й чтец.

А бывало в окруженье

и такое положенье:

весь в пыли, в крови солдат

даже корке хлеба рад.

6-й чтец.

Пусть черства она -

не найти ее дороже!

Чтецы (вместе).

Ведь когда стреляют пушки

И когда враги вокруг,

То последнею краюшкой

С другом делится лишь друг.

На экране демонстрируются кадры из к/ф или д/ф о войне. Далее в записи звучит инструментальная композиция величественного характера, на экране - кадры о хлебе. Чтецы на фоне музыки продолжают повествование о хлебе.

7-й чтец.

Хлеб душистый, пропеченный,

с хрупкой спинкой золоченой

нам привычен и знаком,

к нам заходит в каждый дом.

8-й чтец.

Не везде,

хлеб едят досыта дети.

9-й чтец.

Под чужим заморским небом

у простых людей нужда.

И с друзьями нашим хлебом

мы поделимся всегда.

10-й чтец.

Если мы хотим кого-то

встретить с честью и почетом,

встретить щедро, от души,

с уважением большим,

то гостей таких встречаем

круглым пышным караваем.

Выходят мальчик и девочка с большим караваем и низко кланяются всем до земли.

Чтецы (вместе).

Он на блюде расписном,

с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

поклонясь, отведать просим.

Девочка и мальчик (дружно).

Дорогой наш гость и друг,

принимай хлеб-соль из рук!

Мой читатель,

мой дружище,

человек немногих лет,

хлеб не только пища,

без которой жизни нет.

Он - мерило дружбы верной,

службы воинской примерной.

У народа есть слова:

Девочка и мальчик (дружно). «Хлеб - всей жизни голова!»

Хлеб не только

«Докторский»,

Он еще, сказать к примеру,

Трудовой

И даровой.

Легкий - тяжкий,

Горький - сладкий,

Хлеб различен меж собой.

У него свои повадки,

У него характер свой.

В записи звучит народная музыка. Хореографический коллектив исполняет танец косцов и жнецов. Далее на фоне минорной инструментальной музыки чтецы продолжают рассказ о хлебе.

1-й чтец.

Горький хлеб тебе неведом -

подневольного труда.

Он знаком был нашим дедам

в те минувшие года,

той порой, когда босые

шли пешком и ночь и день

по своей земле - России -

люди нищих деревень.

2-й чтец.

Шли - искали место, где бы

заработать в мире хлеба.

Хлеб слепой судьбы бедняцкой

горек был и тяжек был...

3-й чтец.

И с полей в амбар кулацкий

он из рук батрацких плыл.

От зари и до зари

все трудились косари.

4-й чтец.

А кулак, картуз надвинув

до взлохмаченных бровей,

Оценил всего в полтину

всю работу косарей.

5-й чтец.

Удивительные вещи

были раньше, если б знал!

Не работая, помещик

сладко ел и мягко спал.

6-й чтец.

Жил за каменной оградой

в белом доме у пруда

и считал, что так и надо

жить на свете без труда.

7-й чтец.

Раньше был такой порядок:

у богатого хлеб сладок,

а зато у бедняка -

корка черствая горька.

8-й чтец.

Шел народ в огне сражений

за свободу

и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Чтецы (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!»

9-й чтец.

Пышный, мягкий, пропеченный,

подрумяненный слегка,

хлеб с горбушкой золоченой

шел к тебе издалека.

10-й чтец.

И пора, мой друг, взглянуть

на нелегкий этот путь.

На экране демонстрируется видеоряд о хлебе. Звучит инструментальная мелодия. Чтецы в это время продолжают повествование в стихах о хлебе.

1-й чтец.

Выйди в поле, за станицу.

Дымка сизая клубится...

Слышит чуткая округа

гул моторов день-деньской.

И бурлит земля под плугом,

как высокий вал морской.

Не сама собой природа

хлеб на блюде поднесет.

2-й чтец.

Сколько требует ухода

мать-земля за целый год!

Чтоб сошлись, как в океане,

в закромах твоей страны

золотой поток с Кубани,

плодороднейшей земли.

3-й чтец.

Но зато в степи просторной

жарким летом хлеб высок.

И одет в литые зерна

плотно сбитый колосок.

4-й чтец.

Рыжий, с жесткими усами,

весь в чешуйчатой броне,

колосок под небесами,

словно витязь на коне.

5-й чтец.

Нет конца и края войску

удивительной красы,

и топорщатся геройски

молодецкие усы.

6-й чтец.

Лезет пыль в глаза и уши,

Дождик осенью сечет.

Но каким веселым душем

В закрома зерно течет!

Чтецы (вместе).

Видишь, друг,

у хлеба свойство

замечательное есть -

проверяют им геройство,

силу, мужество и честь!

В записи звучит народная казачья музыка разудалого, бравого характера. Исполняется сюжетно-танцевальная композиция о том, как растет хлеб, как его собирают. На авансцене вновь появляется автор.

До большого магазина,

где торгует тетя Зина

и откуда в этот раз

начинали мы рассказ,

добрый хлеб идет нескоро

со степных земных просторов.

Это в сказках да в стихах

все бывает в двух словах.

На муку размелют зерна.

Много сит мука пройдет.

Белый, серый, сдобный, черный хлеб нам пекарь испечет. Покупай себе любой - лишь бы только трудовой! И не надо нам другого ни на раз, ни про запас. Мы не любим дарового - не в почете он у нас. На работе силы пробуй, находи по сердцу путь. Но дороги хлебороба, мой читатель, не забудь!

Помни верные слова:

Все герои (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!».

В записи звучит раздольная русская народная мелодия. Все участники кланяются в пояс и исчезают в книге. На экране демонстрируется пшеничное поле.

Дополнительный материал

В. Соколов

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

А то как пышный каравай.

Свежо и холодно под небом.

Круглы и мягки облака...

Да бог с ним, с этим белым хлебом,

Хватало б черного пока.

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

Пусть даже затемно разбудят

Иные черные года

Тяжелым ходом эшелонов...

Я помню хлеб сладчайший тот,

Что до отмены всех талонов

Я получал за день вперед.

«Везут, везут!» Фургон тащился.

Снег под полозьями звенел.

Ах, этот хлеб... Как он крошился,

Как на морозе руки грел!

О эти годы! О отрада,

О позабывшаяся честь,

Что мне, как будто так и надо,

Как большинству, хотелось есть.

Мы родины не выбирали,

Но если б выбор был у нас,

Я б выбрал только эти дали,

Иных не мысля про запас.

Кочуют вьюги, едут люди.

Дрожат под скорыми мосты.

В ожогах неба, как в полуде,

Взывает спутник с высоты:

«Не уставай. С моей судьбою

Соотноси, поэт, свой путь,

Всю землю чуя под собою,

Но лишь искусственным не будь».

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

На тумбах снег. Он то как булка,

А то как пышный каравай.

А я слежу, как, выйдя в небо,

Превысив сказочный лубок.

Дитя родительского хлеба,

Витает этот колобок.

Пусть даже затемно разбудят

Еще безвестные года.

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

Несут хозяйки булки, сайки.

Но песня за душу берет:

И я на той военной пайке

Опять живу за день вперед.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»

Стандарт организации

СМК СТО НКПТиУ

Сборник методических материалов

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Хлеб-всему голова!»

Разработчики:

Н.В.Покидышева– преподаватель.

Аносова Е.А., преподаватель

ГБПОУ РО«Новочеркасский колледж

промышленных технологий и управления».

2017

«Хлеб-всему голова!» -литературно-музыкальная композиция с элементами викторины.

Цели: формирование у студентов бережного, уважительного отношения к труду; к старшему поколению, сознательного понимания цены хлеба, мира в стране, воспитание любви к Отечеству и толерантности.

План проведения.

    Предварительная подготовка: написание сценария, подбор музыки, видеороликов, стихотворений, презентации; подготовка караваев.

    Вступление. Притча о хлебе.

    Родословная хлеба.

    Хлеб России. Представление караваев.

    Ростовская область- край хлеборобный.

    Встреча с гостем – С.Н.Мамаевой, зав.отделом.

    Военный хлеб.

    Викторина.

    Заключение. Берегите хлеб!

Сценарный ход.

Звучит музыка

Выходит 1 ведущий.

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

Сколько стоит мой самородок?

1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни.

Выходит 2 ведущий.

Добрый день! Сегодня мы поговорим с вами о самом ценном и важном – о хлебе. Мы так привыкли к изобилию, что забыли о ценности хлеба, о том, каким тяжелым трудом добывается хлеб.

Ведущий 1 Родословная хлеба… Ее предыстоки
Затерялись в седой Непроглядной дали.
Мы не знаем, Где жил
Наш пращур далекий, первый пекарь
Кормилицы нашей Земли.
Скрыта доля его за семью облаками,
За хребтами веков, что стоят на стене
Над античными, В пене морской Черепками
Древнегреческих амфор- Хранилищ зерна.
Ведущий 2 Нам не ведома тайна Явленья народу
Первых всходов пшеницы студеной росе
Как они пробивались, в какую погоду,
На каких континентах, в какой полосе,
На каком языке?
В чьей эпохе?
В чьем веке?
Ведущий 1 Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс лет. Давным-давно люди ели просто зерна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первых хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

Ведущий2 В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.
Ведущий 1 На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Они пользовались особым уважением, величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека.
Ведущий 2 Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.
Ведущий 1 Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.

2 Ведущий:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и с почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

1Ведущий: Просим наших студентов внести караваи в зал!

(караваи внесены)

2 Ведущий: Вот он – хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел…

1 Ведущий: В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

2 Ведущий: К хлебу на Дону особое отношение. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Видео про хлеб

1 Ведущий: Ростовская область занимает площадь более 100 тысяч квадратных километров. Здесь проживает 4,2 миллиона человек. В сельском хозяйстве занято порядка 13 процентов экономически активного населения. На территории области находится 73 элеватора и 20 портовых терминалов общей мощностью единовременного хранения 4,7 миллиона тонн.

2 Ведущий: Наша область, наряду с Краснодарским краем, является житницей России. В этом году хлеборобы нашей области завершили уборку зерновых с очередным рекордом. Как сообщили в правительстве региона, в этом году собрано более 12 миллионов тонн при средней урожайности более 40 центнеров с гектара. Таким образом регион вышел на первое место в России, обогнав Краснодарский край.

1 Ведущий: - Свыше 12 миллионов тонн! Такого урожая, не только ранних зерновых, вообще валового сбора, в Ростовской области не собирали никогда, за все 80 лет ее истории! Это, пожалуй, лучший подарок тружеников села к юбилею Ростовской области. И я им от всей души говорю спасибо за их добросовестный и эффективный труд, - комментирует губернатор Ростовской области Василий Голубев.

2 Ведущий: - Достигнутые в этом году показатели по валовому сбору и урожайности ранних зерновых и зернобобовых культур превышают прошлогодний урожай, который был рекордным и составил 10,5 миллиона тонн с урожайностью 36 центнеров с гектара. А это значит, что донские хлеборобы снова побили собственный рекорд 2016 года и стали уже второй раз первыми в России по урожаю ранних зерновых! - напоминает глава региона.

1 Ведущий: Четвертый год подряд Ростовская область наращивает производство зерна, обновляя собственные рекорды. Самая высокая урожайность в Мясниковском районе - 58 центнеров с гектара.

О том, какой путь проделывает зерно до готового хлеба, нам расскажет наш гость Светлана Николаевна Мамаева- зав.отделом практического обучения.

2 Ведущий: Мне до земли

Поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной.

Труд – его имя.

Мир – его отчество,-

И для народа он самый родной!

Песня Хлеб всему голова.

(звучит тихая военная музыка)

Чтец Даже не верится, что когда-то

На поле, сожжённом огнём батарей,

Перед атакой герои- солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Чтец Был хлеб всегда в почёте на Руси -
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

Чтец С 1941 года 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Город был окружён фашистами в кольцо. Город был изолирован от страны. Фашисты охраняли все подступы к Ленинграду. Единственной дорогой к городу был путь через Ладожское озеро. По нему ночью шли гружёные продовольствием грузовики. Но жителям Ленинграда было очень тяжёло. Они голодали. Кусочек хлеба в 125 граммов – дневная норма блокадного Ленинграда. 642 тысячи ленинградцев погибло от голода.

1 Ведущий В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В котором записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но, истощённая голодом, девочка умерла.

2 Ведущий Поэт Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальд. Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его на руках, в нем было 26 кг веса. Молодой мужчина весил столько, сколько вы сейчас. Умирающий от голода поэт тайком от фашистов написал в лагере смерти такие замечательные стихи о хлебе:

Чтец Крошка хлеба на землю упала,

Меньше хлеба на крошку стало,

Где–то в поле неубранном нашем

Сколько зерен лежит в пашнях.

Вот собрать бы их вместе - да в кучу!

Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали.

Снова вышли бы в бой под бомбежку!

Да, жалеть надо хлебную крошку!

1 Ведущий. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба).

Ведущий. Из воспоминаний медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

Чтец 1 Хлеб – драгоценность. Им не сори
Хлеба к обеду в меру бери.
Мне больно, когда я случайно вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Чтец 2 Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мат оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
Чтец 3 Мальчик, Ногами пинающий хлеб,
Мальчик, Голодных не знающий лет,
Помни, Что были лихие года.
Хлеб- Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, За хлеб умирали,
Не для того, Чтоб в футбол им играли.
Чтец 1 В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Ведущий 1 «Хлеб – дар Божий,»-говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством. Не зря в нашей стране учредили День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Это праздник работников полей и ферм, руководителей и специалистов сельхозпредприятий, ученых-аграриев, работников пищевой и перерабатывающей индустрии и агропромышленного комплекса. И наши люди умели не только трудиться, но и отдыхать, а аккордеон и гармошка были первыми помощниками.

Ведущий 2 Встречайте Илью Маслова с миксом на плясовую казачью песню «Ой- ся, ты ой ся»

Ведущий 1 Дорогие друзья, давайте узнаем, что вы знаете о хлебе.

Мы задаем вам вопрос, кто знает ответ, тот поднимает руку.

Викторина

Вступление. А вы знаете, что существует Музеи хлеба. Хлеб - это своего рода реликвия. В музее искусств Нью-Йорка есть круглый хлеб, возраст которого 3400 лет. Был найден в западной части Швейцарии при археологических раскопках на дне высохшего озера. А в Цюрихском музее выставлен хлеб, которому 6000 лет. Это самый древний хлеб. Первый в России Музей хлеба открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге, где хранится более 18 000 экспонатов. Некоторым экспонатам более сотни лет и у каждого своя история! Санкт-Петербургский музей хлеба - единственный государственный в России и один из тринадцати музеев хлеба в мире. Подобные музеи существуют в Германии, Голландии, Франции

ИТАК, ВОПРОСЫ.

    Из какой страны пришло к нам слово «хлеб »? (из Древней Греции)

Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки – «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».

    Какая основная хлебная культура в Японии (рис)

    Когда хлеб сеют? (весной)

    Когда собирают урожай? (осенью)

    В какое время суток пекут хлеб? (утром)

    Сказочный персонаж из теста (колобок)

    Что просил Буратино в таверне: 3 … ? (корочки хлеба)

    Вспомните русскую народную сказку: "Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: "Вот это хлеб, только в праздник его есть! Как называется сказка? (Царевна – лягушка)

    Как правильно надо есть бутерброд с колбасой по мнению Матроскина. (колбасой вниз)

    Как назвать бездельника, который ест чужой хлеб? (нахлебник)

    Об опытном, видавшем виды человеке говорят «тёртый…..» (калач)

    Если начинаешь есть несколько кусков хлеба сразу, к чему … (кто-то в семье голодный)

    По закону Мэрфи хлеб с маслом всегда будет падать как? (маслом вниз)

    Как называется квас, приготовленный из хлеба? (Хлебный)

    В чём хранится хлеб? (в хлебнице) (в целлофановом пакете)

    Как называется прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

    Как называется печка, в которой пекут хлеб? (хлебопечка)

    Поджаристая часть хлеба (корочка)

    Часть хлеба, которая находится внутри (мякиш)

    Назови хлеб ласково (хлебушек)

    После его съедания остается только дырка (бублик)

    Самая маленькая частица хлеба (крошка)

    Белый кристаллический порошок, входящий в состав хлеба (соль)

    Как называется смесь из воды, муки, соли, яиц? Чем хлеб в огонь сажают? (тесто)

    Что кладут в тесто, чтобы оно увеличилось в размере? (дрожжи)

    Что раньше делают: сеют или обмалывают? (сеют)

    Как называют хранилище для зерна? (элеватор)

    Бывает ли хлебное дерево? (да)

    Чем принято есть хлеб? (руками)

    Как называется старый засохший хлеб? (чёрствый)

    Злак, из которого получится белый хлеб (пшеница)

    Злак, из которого получится чёрный хлеб (рожь)

    Как называется праздничный хлеб? (каравай)

    Главное украшение стола на Дне рождении? (торт)

    Как в просторечии называют форму обыкновенной буханки хлеба? (кирпич)

Подведение итогов викторины, вручение караваев.

Чтец: Даже не верится, что на свете

В какой-нибудь очень далекой стране

С черствой лепешкой голодные дети

Порою встречаются только во сне.

Чтец: Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной грязи.

Чтец: И если примечу кусок в небрежье,

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье –

Поднять и спасти это чудо земли!

Чтец: Зёрна наших дней, светитесь
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!

1 Ведущий Если каждый ученик нашего колледжа за 1 день не доест и выбросит 50 граммов хлеба, то по школе это составит 97,5 кг или 162 булки хлеба в день!

2 Ведущий В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила зернышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок!

1 ведущий Скажи мне,
Как правильней землю назвать:
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше, наверно,
Сказать ей:
«Родная! Земля наша милая,
Добрая мать!

Видео «Моя Россия»

Ведущий 1 Дорогие друзья, береги хлеб, не относитесь к нему с пренебрежением.

Ведущий 1 На этом наша встреча заверчена.

Ведущий 1 Всего доброго, до новых встреч!