Какой характер у марийцев. Марийцы: история длинною в три тысячи лет

Имя и портрет Ярослава Мудрого хорошо известны даже тем, кто полностью забыл историю России. Он был одним из двенадцати сыновей Владимира Крестителя. личность чрезвычайно яркая, и прежде всего Ярослав активно продолжал дело своего отца.

Ярослав Мудрый. Краткая биография

Маленький Ярослав был хромым от рождения. Преодолевая этот недуг, он стал ежедневно упражняться с мечом. Поэтому его правое плечо было гораздо крупнее левого. Более того, князь считался одним из лучших воинов среди современников.

Летопись, в которой описана биография Ярослава Мудрого, сообщает, что летом одна тысяча одиннадцатого он ходил крестить язычников, а те поставили пред князем медведицу, но он смог победить ее. И когда люди увидели это, они с радостью стали креститься, так как считали, что правда небесная всегда на стороне победителя.

Так же в то время думал и Ярослав. В этом его убеждал собственный, пока еще небогатый опыт. Ведь управлять княжеством отец поставил его только после того, как убедился, что сын обладает мощной волей, которая позволила преодолеть недуг, приобретенный от рождения.

Система восхождения на престол

Еще при жизни Владимир делит земли между своими сыновьями. Святополк получает Туровское княжество, Ярослав - Ростов, в Новгороде садится самый старший сын, Вышеслав. И эта система восхождения князей на престол, которая создается Владимиром, действует еще на протяжении двух поколений. Она называется лествичная.

Все княжества по своему статусу ранжируются. Например, Новгородское считается самым престижным после Киевского, где сидит отец. Поэтому в Новгороде будет править самый старший сын. Дальше Полоцкое, Туровское, Ростовское и так далее.

Как только умирает самый старший из братьев (при жизни отца), все оставшиеся поднимаются на одну ступеньку вверх. Поэтому и называется восхождения на престол. Исключение составляет случай, если умирает кто-то из средних братьев, тогда княжество наследуют его дети и внуки.

Одна смерть, спасшая тысячи жизней, или кончина государя

Интересный факт, который описывает биография Ярослава Мудрого, касается смерти Вышеслава, после которой начинается перераспределение княжеств. И здесь наблюдается очень странная вещь: Ярослав оказывается сразу в Новгороде. Почему это произошло - непонятно. Летописи об этом умалчивают.

Через некоторое время правления Ярослав поссорился с отцом, так как отказался платить дань в Киев. И Владимир собирался идти войной на собственного сына, но не успел. Неожиданно скончался при подготовке этого похода. Но Ярослав к тому времени уже успел пригласить варягов для участия в сражении со своим отцом.

Тесные связи со скандинавскими странами

В отличие от предшествующего времени, в эпоху Ярослава формируется последовательная и стабильная внешняя политика древнерусского государства. Причем так же, как и Владимир, остро ощущает свои родственные связи со скандинавским севером. Когда на Руси разгорается борьба, и жизни Владимира и Ярослава угрожает опасность, они пытаются или даже бегут в Скандинавию. Оттуда приглашают наемников.

С ними же обмениваются послами при заключении брака, например, Ярослава со шведской принцессой. Составляется торговый договор с Норвегией. Более того, Ярослав вмешивается во внутренние дела В частности, в Норвегии он фактически сажает на престол сына Олава Магнуса Доброго, подкупая всю знать в его пользу.

Кровавая бойня за престол

Пока варягам они грабят местное население, насилуют и убивают. Естественно, это не понравилось новгородцам, и они в одну из ночей собрались и перебили всех мучителей. В ответ на это Ярослав собирает лучших жителей у себя и убивает их. И в эту же ночь он получает известие из Киева, что скоропостижно скончался Владимир. Произошло это пятнадцатого июля одна тысяча пятнадцатого года.

Это первая дата, которую биография Ярослава Мудрого сообщает с точностью до одного дня. Власть в Киеве захватывает Святополк. Дружина Бориса, следующего брата, предлагает ему захватить власть в свои руки. Но тот отказывается. Он говорит, что Святополк ему как отец и престол принадлежит ему по праву. Однако в ту же ночь приходят наемники, посланные Святополком, и убивают Бориса.

Одновременно он посылает своих людей ко второму брату, Глебу, и, более того, хочет убить даже Ярослава. Но тот получает известие об этом от своей сестры Предславы. И на следующее утро уже собирает полк и отправляется войной на Святополка. Побеждает его и изгоняет из Киева. И далее биография Ярослава Мудрого на протяжении двух лет не сообщает никаких фактов о его жизни.

Спустя два года, или возвращение Святополка

В одна тысяча восемнадцатом году вдруг появляется Святополк, и не один, а с Бориславом Храбрым, польским королем, который поддерживает его. Происходит захват Киева, потому что бежит из него Ярослав Мудрый. Краткая биография того периода сообщает о том, что он даже не собирается защищать город.

Борислав грабит Киев, захватывает сестер Ярослава и его мачеху и возвращается в Польшу. А Святополк снова правит в городе. Ярослав бежит в Новгород, где опять собирает войско для новой битвы и вновь одерживает победу. Вот что пережила Русь при Ярославе Мудром.

Но у нового правителя остались еще братья, к которым он всегда относился очень холодно. Тогда одного из них он сажает в темницу. Просидел он там до самой смерти наследника престола, и только потом сыновья Ярослава Мудрого освободили его из темницы. А с другими расправляется не менее жестоким образом.

Политическая линия сближения с Западом

История Ярослава Мудрого не изобилует фактами. Но одно известно точно. Во времена его правления, то есть ближе к середине одиннадцатого столетия, Древняя Русь становится широко известной Западной Европе.

И дело не только в том, что он проводил активную матримониальную политику. Дочери и сыновья Ярослава Мудрого вступали в браки с представителями западноевропейских правящих династий. Именно это и была политическая линия Ярослава Мудрого для сближения с Западом - Венгрией, Польшей и другими государствами.

Например, Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира Первого, которую звали Гертруда. Всеволод - на греческой царевне Ирине Мономах. От этого брака появится известный князь Владимир Мономах. А Игорь был связан узами брака с германской принцессой Кунигундой. Отец же в это время готовится к войне с Византией.

Но не настолько мрачен, каким может показаться на фоне всех событий, предшествующих его восхождению на престол. После того, как он стал полноправным князем в Киеве, Ярослав разворачивает бурную деятельность. В одна тысяча тридцать шестом он начинает грандиозное строительство.

Новая столица мира

Это акт, который свидетельствует не только о том, что Ярослав Мудрый был хорошим хозяйственником. Такие действия были важны и в политическом плане. Он построил храм Софии Киевской, в это же время создается древнейший свод летописи, а также произносится "Слово о законе и благодати".

То есть Ярослав Мудрый проделывает колоссальную работу, чтобы придать совершенно особый статус государству, которое он возглавил. При нем Киев становится "новой столицей мира". Также он организует деятельность по переводу книг на славянский язык.

А перед самой смертью Ярослав закрепляет за каждым из своих сыновей определенное княжество, чтобы не было в дальнейшем междоусобных распрей. Он закладывает основы совершенно новой государственной структуры, которая является гораздо более мудрой системой правления.

Ярослав Мудрый (978 (979)?-1054) – очень заметная политическая фигура средневековой Европы. Время его правления – «звездный час» Киевской Руси, период ее наибольшего расцвета. Князя справедливо прославляют за ловкую внешнюю политику, за окончательное решение «печенежского вопроса», введение писаного права, масштабное строительство и поощрение развития культуры.

Естественно, это только одна сторона медали. Ярослав был пусть и выдающимся, но все-таки средневековым правителем. За ним числятся и такие дела, которые не совсем вписываются в образ созданной потомками «иконы». Но и они – неотъемлемая составляющая образа человека, жившего по законам своего времени и умевшего делать это не без пользы.

Сын Гориславы

Отец Ярослава – Владимир Великий, это знают все. А мать?

До принятия христианства Владимир имел многочисленный гарем, точное число его жен в то время неизвестно. Но данные о матери Ярослава есть. Это – полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна, которая отказалась выйти за Владимира добровольно из-за его сомнительного происхождения (сын наложницы, рабыни!). Владимир решил вопрос просто: захватил Полоцк, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей, затем убил их, а девушку забрал себе. Жуткая судьба этой женщины принесла ей прозвание Горислава. Ярослав – ее третий сын.

Без права на престол

Уже из сказанного выше становится ясно, что прав на киевский престол у Ярослава не было по любым законам. Он не был старшим сыном. Он не был сыном христианской жены Владимира, византийской принцессы Анны. Владимир не объявлял его своим преемником.

Мало того, незадолго до смерти Владимира Ярослав, правивший в то время Новгородом, показал себя прямым бунтовщиком, отказавшись высылать в Киев положенную сумму дани. Отец начал даже готовить карательный поход против непослушного сына, но помешало сперва нашествие печенегов, а затем смерть уже весьма немолодого князя.

Детектив с первыми русскими святыми

После смерти отца Ярослав продолжил борьбу за власть со своими братьями. Эта борьба подарила Руси первых ее двух святых – сыновей Владимира Бориса и Глеба. Традиция обвиняет в их смерти старшего брата Ярослава, Святополка, и прозывает его за это Окаянным.

Но Святополку незачем было убивать именно этих братьев, ибо из всей семьи только они однозначно признали его князем! История Глеба, таким образом, остается в тени, а судьбу Бориса несколько проясняет норвежская сага о похождениях конунга Эймунда. Этот варяжский наемник служил князю «Ярицлейву» и доставил в его лагерь голову убитого его воинами князя «Борицлава». Имена достаточно красноречивы. Кстати, согласно саге, «Ярицлейв» варягам за убийство не заплатил!

Князь-строитель

Но, несмотря на эти не слишком благовидные детали, Ярослав был, бесспорно, великим правителем. Достаточно сказать, что только в Киеве за время его правления появилась новая линия городских укреплений с Золотыми воротами, Софийский собор, Ирининская церковь; стройка велась также на территории Киево-Печерской лавры.

Основатель городов русских

Кроме этого, Ярослав отметился основанием новых городов. Называл он их, по традиции, своими собственными именами: Ярослава и Георгия (его христианское имя). Самые известные из них – Юрьев (Тарту) и Ярославль-на-Волге (жемчужина Золотого кольца).

На гербе Ярославля изображен медведь с секирой в лапах. Легенда гласит, что молодой Ярослав решил поохотиться в волжских лесах, и добыл-таки медведя, но тот его поранил. На этом месте был заложен город, а князь на всю жизнь остался хромым. Медвежья рогатина на гербе превратилась в секиру (так рассказывают легенду сами ярославцы).

Князь-библиотекарь

Библиотека Ярослава Мудрого – очень живучая историческая легенда. Есть доказательства того, что князь и впрямь интересовался книгами и владел интересными экземплярами (хотя бы потому, что дал в приданое дочери Евангелие, известное сейчас как Реймское). Но неправы те, кто представляет эту библиотеку похожей на современную – с десятками тысяч томов. Вероятно, их было два-три десятка, но и это по тем временам было огромное собрание.

Не стоит искать эти книги по киевским подземельям – если они там и были, то давно пропали, условия неподходящие. Скорее всего, значительная часть собрания попала в Лавру и была постепенно утеряна.

Тесть Европы

Это прозвище закрепилось за Ярославом оттого, что трех своих дочерей он выдал замуж за европейских королей, положив таким образом начало традиции династических браков. Но с тем же успехом князь приходится Европе и зятем, и шурином, и свекром. Он был женат на норвежской принцессе, сестру выдал за польского короля, а невесток набрал из Австрии, Польши и Германии.

Скульптурный портрет

Наконец, Ярослав Мудрый – первый из русских князей, чья внешность достоверно известна. Он был похоронен в Софийском соборе, и гробница сохранилась. В 1938 году она была вскрыта, а в 1940 известнейший антрополог М.Герасимов выполнил реконструкцию внешности князя по черепу. Прическа и борода добавлены по рисунку со стены того же собора. Естественно, это портрет князя на момент смерти, а прожил он очень долго – 75 лет .


Кстати, исследования М.Герасимова подтвердили хромоту Ярослава, но не установили ее причину.

Как-то мало внимания привлекают и такие факты, как исторического, так и личностного масштаба:

  • Ярослав был весьма высокого для своего времени роста (1,75 м) и умер, имея почти все зубы (это в 75-то лет!).
  • Киевская Русь при Ярославе достигла максимума своей площади.
  • Ярослав обеспечил государству первого русского митрополита – Иллариона.
  • прозвищем «Мудрый» наградил князя «историк государства Российского» Карамзин, в летописях ничего подобного нет.

И мало кто обращает внимание на факт, что Ярослав фактически сам и положил начало развалу своей империи. Он официально поделил ее территорию между своими пятью сыновьями. Сразу же после его смерти Русь вступила в период феодальной раздробленности.

Ярослав Мудрый, князь Древней Руси, известен любому школьнику. Когда-то великий правитель огромного государства, теперь он мирно живёт на страницах учебника истории, открывая для молодых умов новые сведения про свою удивительную деятельность. Настоящий патриот, тонкий дипломат, опытный экономист и истинный ценитель искусства - всё это можно сказать про князя. Исторический портрет Ярослава Мудрого кратко описать невозможно, так как период его правления щедро унизан добрыми делами и умными поступками.

Война с братьями за престол

После смерти князь Руси Владимир оставил много наследников-сыновей. Старший, Святополк, решил стать единым правителем, с этой целью он убил младших братьев: Глеба, Бориса и Святослава. Оставшийся в живых Ярослав, в то время князь Новгорода, узнав о злодеяниях родственника, собрал дружину и пошёл на Киев. Битв за трон между братьями было много. Святополк, прозванный за свой злой нрав и нетерпимый характер Окаянным, часто просил помощи у печенегов. Силы были неравны, и Ярослав отступал. Но сам русский народ в один день, устав от несносного правителя, ополчился и помог новгородцу победить брата и занять престол.

Немного позже ему также пришлось выйти на поле боя с Мстиславом, который правил в Тмутаракани. Ещё один объявившийся брат тоже захотел сместить с престола более удачливого сына Владимира. Но и тут победил Ярослав. Его очень поддерживали как дворяне, так и простые крестьяне. С тех пор началась эра расцвета Древней Руси. Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок. 988-1054) и сегодня говорит о мужестве и глубокомыслии этого великого правителя.

Почему Мудрый?

Прозвища князьям давал простой народ, исходя из их стиля правления, привычек или черт характера. Исторический портрет Ярослава Мудрого чётко даёт понять, что человек он был действительно глубокий, с широким кругозором и аналитическим складом ума. Прозвищем "Мудрый" его наделили из-за его неутомимой просветительской деятельности. Он не только читал летописи и книги, что в то время считалось пиком учёности, он также делал всё для того, чтоб грамотность распространялась на все слои населения.

Представители духовенства по его указанию начали обучать детей искусству чтения и письменности. Также князь открыл первое училище для мальчиков, которое находилось в Новгороде. В XI веке это стало большим событием, перевернувшим представление людей о жизни. Покупая книги в больших количествах, князь собрал огромную библиотеку и передал её Ярослав Мудрый - пример исторического портрета правителя, который постоянно думал о благополучии своих подданных и всячески этому способствовал.

Введение переводов

Исторический портрет Ярослава Мудрого свидетельствует о незаурядном князя, его поразительных способностях в науке и творчестве. Он стал первым на Руси, кто решил не только читать и писать книги, а и переводить уже существующие труды иностранных летописцев и мудрецов.

Он почитал мудрость представителей иных держав, особенно поражали его мыслители Древней Греции. Ярослав приказал перевести их философские трактаты, чтоб люди, которые хотели их прочитать, пользовались родным языком, славянским, тем самым его совершенствуя и изучая глубже. Придерживаясь этого принципа, он положил начало разрушению зависимости русских учёных от наследия Византии. И когда возник вопрос о назначении нового митрополита, он не вызвал его из-за границы, как было принято раньше, а назначил своего, Иллариона, из простого славянского села Брестов. Церковный устав, Номоканон, тоже перевели на родной язык, как того велел князь. Быть лучше всех, не бояться изменений - это те черты характера, которые сквозь века демонстрирует исторический портрет Ярослава Мудрого. История России до этого не знала таких правителей.

Первый рукописный закон на Руси

Да, к этому благому и нужному делу также приложил руку Ярослав Мудрый. Он стоит у истоков создания самого древнего русского памятника юриспруденции - "Устава" ("Русской правды", или "Суда Ярославля"). Современные исследователи в один голос заявляют, что это не простая книга, написанная князем, не только его размышления и мысли, а очень глубокая работа в сфере права, целый сборник законов, порядков и обычаев, действующих в те далёкие времена. Говорили, что в создании сборника правителю помогали частные лица. Но даже если они и полностью написали "Устав", вклад Ярослава переоценить невозможно. Так как он, как минимум, покровительствовал им, собрал их всех под одной крышей, объединил одним делом и довёл его до конца - издал сборник.

"Устав" усиливал ответственность за убийства, поджоги, порчу скота и имущества. Он стоял на страже здоровья и жизни простых людей, предусматривал финансовую компенсацию за нанесённые увечья и оскорбления. Он рекомендовал проводить экспертизу, розыск преступников по горячим следам, проверять лживые показания - на этом пока ещё начальном уровне развития этих составляющих современной правоохранительной системы.

Расцвет Киева

Ярослав Мудрый (1019-1054 - годы его княжения в Киеве) правил достойно. На этот период припадает расцвет государства и столицы давней Руси - Киева. Князь покровительствовал религии. Он приветствовал строительство новых храмов и церквей. Во время его правления начали возводить первые монастыри, среди них известный всему миру Киево-Печерский. Сегодня это целая Лавра, которая поражает своей красотой и роскошью. Это центр религиозной жизни в Киеве.

Также Ярослав укрепил этот город огромным валом, превратив его в настоящую крепость. Южный вход обрамляли ворота, их назвали "Золотыми" из-за церковных куполов. Также в центре этой части города был возведён митрополий собор, известный как Софийский. Эти здания в давней столице городов русских сохранились до нашего времени в прекрасном состоянии. Они излучают славу и силу наших предков. Миллионы туристов каждый год приезжают в Киев, чтоб посмотреть на эти рукотворные чудеса.

Благодаря князю начало активно развиваться ремесло. Мастера со всех уголков Руси съезжались в Киев и устроили тут целое поселение. Ныне это место называется Подол. Столица русского княжества достигла апогея развития и сравнялась с такими европейскими столицами, как Лондон и Париж.

Внешняя политика князя

Он сумел расширить границы Руси. Его власть накрыла и западную часть на этой земле построили Юрьев город, известный сегодня как эстонский Тарту. Желание сделать своё княжество лучше всех - это кредо, которое излучает исторический портрет Ярослава Мудрого. свидетельствует о том, что он сумел восстановить власть на Немане над ятвягами. Он полностью перестроил и возродил не только Киев, но и Новгород, Владимир-Волынский, Чернигов.

Ярослав укреплял границы княжества, вёл активную борьбу с кочевниками. Когда они добирались до границ его государства, он собирал дружину и успешно отбивал атаки противника. Его боялись и уважали. Ярослав был очень воспитанным и его принимали в самых влиятельных странах Европы: Британии, Франции, Германии, Норвегии, Византии. Правители этих держав пили с ним чай за одним столом, общались на равных и считали Русь полноценной, развитой и сильной государственной единицей того времени.

Династические связи

Князь Ярослав Владимирович Мудрый, политический портрет которого сегодня описан в каждом учебнике истории, показал, какие ценные для него браки, заключённые с представителя царских домов Европы. В этом тоже проявлялась его прославленная мудрость. Сам он женился на дочери шведского короля Ингигерде, которую перекрестили в Ирину.

Сыновья его тоже составили неплохую партию. Изяслав выбрал себе сестру польского короля, Игорь - принцессу Германии, Святослав - австрийскую принцессу, Всеволод - греческую царевну из рода Мономах, у которой родился другой русский прославленный князь Владимир Мономах.

Дочери князя Ярослава устроились ещё лучше. Анастасия вышла замуж за короля Венгрии, Елизавета - за норвежского правителя, Анна - за французского короля. Как видим, эти династические связи ещё больше укрепили положение Руси на политической и экономической мировой арене. И показали всем европейским государствам силу и мощь наших прославленных предков.

Установление Российского императорского дома

К этому важному моменту тоже приложил руку Ярослав. Он сумел породниться почти со всей Европой, и это способствовало процветанию его великого княжества. Исторический портрет Ярослава Мудрого показывает, что активная внешняя политика помогала ему в делах внутренних. Так, благодаря обширным семейным узам, он наладил торговлю, начал обустраивать города и ещё больше укреплять границы.

Династическая политика была утверждена и на законодательном уровне. Александром Благословенным было положено начало Российского императорского дома. Согласно с этим постановлением, особы царского рода не имели права заключать неравные браки. Этим добивались ещё большего развития княжества. Ведь связи с царскими домами других держав только укрепляли положение Руси, так как от других союзов толку было мало. Кровные узы также помогали избегать войн, в случае нападения противника предусматривали активную поддержку и помощь, обогащали казну и развивали все сферы жизни княжества.

Заключение

Исторический портрет Ярослава Мудрого открывает нам всю глубину мысли князя, его дальновидность и аналитический склад ума. Он точно знал, что нужно для развития державы и чётко придерживался своего плана. Благодаря ему, Русь достигла апогея своего развития. Экономика, торговля, искусство и строительство находились на наивысшем пике. Государство не только процветало, оно заявило о себе на политической мировой арене. С Русью считались, её уважали и почитали.

Какими же были наследники Ярослава, князья Древней Руси? Кто они? Исторические портреты показывают, что достойного последователя у Мудрого не было. Ни один из его сыновей не смог решительно пойти по стопам отца, поэтому такого развития Русь в те далёкие годы больше не видела. Все достижения князя потихоньку угасали, темпы развития снижались, а потом и вовсе сошли на нет. Надвигались тёмные средневековые часы, Смутное время. Русь как будто забылась в летаргическом сне, дожидаясь нового сильного и мудрого правителя.

Ярослав Владимирович, в историографической традиции Ярослав Мудрый. Родился ок. 978 года - умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Князь ростовский (987-1010), князь новгородский (1010-1034), князь киевский (1016-1018, 1019-1054).

Ярослав Мудрый родился около 978 года. Сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны .

При крещении был наречён Георгием.

Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод.

Год рождения Ярослава Мудрого

В статье 6562 (1054) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет (по древнерусскому счету лет, то есть прожил 75 лет и умер на 76-том году жизни). Соответственно, согласно летописным известиям, родился Ярослав в 978 или 979 году. Эта дата является наиболее употребительной в литературе.

Однако существует мнение, что данный год является ошибочным. В летописной статье под 1016 (6524) годом говорится о вокняжении Ярослава в Киеве. Если верить этому известию, то Ярослав должен был родиться в 988 или 989 году. Объясняется это по-разному. Татищев считает, что имела место ошибка и должно быть не 28, а 38 лет. В несохранившихся до нашего времени летописях, бывших у него в распоряжении (Раскольничья, Голицынская и Хрущёвская летописи), было 3 варианта - 23, 28 и 34 года, а согласно Оренбургскому манускрипту дату рождения Ярослава следовало отнести к 972 году.

При этом в некоторых поздних летописях читается не 28 лет, а 18 (Софийская первая летопись, Архангелогородский летописец, Ипатьевский список Ипатьевской летописи). А в Лаврентьевской летописи было указано, что «И бы тогда Ярослав Новегороде лет 28», что дало основание С. М. Соловьёву предположить, что известие относится к продолжительности новгородского княжения Ярослава: если принять правильным 18 лет - то с 998 года, а если 28 лет - то совокупное правление в Ростове и Новгороде с 988 года. Соловьёв также сомневался в правильности известий о том, что Ярославу в год смерти было 76 лет.

С учётом того, что брак между Владимиром и Рогнедой по устоявшемуся сейчас мнению был заключён в 978 году, а также того, что Ярослав был третьим сыном Рогнеды, он не мог родиться в 978 году. По мнению историков датировка в 76 лет появилась для того, чтобы представить Ярослава старше Святополка. Однако есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира. Косвенным свидетельством этому могут служить слова Бориса, которые он сказал своей дружине, не желая занимать Киев, поскольку именно Святополк является старшим: "Онъ же рѣче · Не буди мнѣ възнѧти рук на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто".

В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав, таким образом, его право на великое княжение.

Если же принимать традиционную дату рождения и старшинство Святополка, то это ведёт к пересмотру летописного рассказа о борьбе Владимира и Ярополка за киевский престол, и отнесению захвата Полоцка и женитьбы Владимира на Рогнеде к 976 или к началу 977 года, до его ухода за море.

Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939-1940 годах. Д.Г. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986, а В.В. Гинзбург - 60-70 лет. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами.

Кроме того, некоторые историки вслед за Н.И. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам.

Ярослав Мудрый (документальный фильм)

Ярослав в Ростове

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года.

В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.

Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль.

Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. А. Ленивцевым в 1827 году.

Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.

В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает.

В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой.

Другую версию привёл в «Истории Российской» В. Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав.

Ярослав в Новгороде

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира Святославовича считался Святополк. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.

Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях). Однако 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру дружины киевского князя.

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года.

До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.

Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, её звали Анна.

Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором Михаилом Герасимовым.

Выступление Ярослава против отца

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.

В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах».

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 года.

Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Ярослав в Киеве

15 июля 1015 года в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей: «И отпусти их всех домой, - и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите».

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море».

Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», - на что Ярослав дал своё согласие: «Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Конунгом Бурислейфом, ни порицать кого-либо, если он будет убит».

В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина. В качестве приданого от отца Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.

В 1023 году брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав - напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны: «Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона».

В 1025 году сын Болеслава Храброго Мешко II стал королём Польши, а два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из страны и нашли убежище у Ярослава.

В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (года смерти Мстислава).

В 1028 году норвежский король Олаф (впоследствии прозванный Святым), был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол.

В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр.

В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый, король Норвегии, сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету.

В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей - псковского князя Судислава - в темницу (поруб). Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев.

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 - Всеслав Брячиславич.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.

В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник.

Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей.

В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе, послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году.

В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.

В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.

В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей.

В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки дочери Ярослава Анны.

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года старшего сына Владимира.

В надписи (граффити) на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен(и)е ц(а)ря наш(е)го в в(оскресенье) в (н)еде(лю) (му)ч Феодора».

В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Историк А. Карпов считает, что князь мог умереть 19 (по летописи), а похоронили его 20-го.

Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В. К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года.

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования.

Внешность Ярослава Мудрого

По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя.

Рост Ярослава Мудрого был 175 сантиметров. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот (практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко), резко выступающий подбородок.

Известно также, что он был хромым (из-за чего плохо ходил): по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Исчезновение останков Ярослава Мудрого

В XX веке Саркофаг Ярослава Мудрого вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах.

В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом.

Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Древней Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений.

Останки древнерусского периода, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжёлым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. М. Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди.

На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году.

По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

Ярослав Мудрый - Памятник «1000-летие России»

Личная жизнь Ярослава Мудрого:

Первая жена (до 1019) - предположительно, норвежка по имени Анна . Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу.

Вторая жена (с 1019) - Ингегерда (в крещении Ирина, в иночестве, возможно, Анна); дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе.

Сыновья Ярослава Мудрого:

Илья (до 1018 -?) - возможный сын Ярослава Мудрого от первой жены, увезённой в Польшу. Гипотетический князь Новгорода.

Владимир (1020-1052) - князь новгородский.

Изяслав (Дмитрий) (1025-1078) - женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде.

Святослав (Николай) (1027-1076) - князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.

Всеволод (Андрей) (1030-1093) - женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах.

Вячеслав (1033-1057) - князь смоленский.

Игорь (1036-1060) - князь волынский. Некоторые историки отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира («Повесть временных лет»).

Дочери Ярослава Мудрого:

Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового.

Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник.

Вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник.

Святые родственники Ярослава Мудрого:

Будущий православный святой благоверный князь Ярослав (конунг Ярицлейв) был свояком общехристианского будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого - они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре - Астрид.

До того у обоих святых была одна невеста - принцесса Ингигерд Шведская (на Руси благоверная княгиня Ирина), которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава (свадьба состоялась в 1019).

Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. н. «Гнилой коже».

В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису (стихотворение) об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. Согласно сагам, Олаф в Новгороде зимой 1029/1030 явил два чуда исцеления: в частности, излечил тяжело больного девятилетнего сына Ярослава и Ингигерд, будущего православного святого Владимира (Вальдемара). После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. стольном граде Ярослава, была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «варяжской».

Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании.

Также Ярослав Мудрый - брат православных, первых прославленных на Руси святых - князей Бориса и Глеба, отец православных святых Владимира и Святослава Ярославичей, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа.

Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор.

Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза, что у него была жена - Анна, которая умерла около 1018. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья - «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.

Происхождение жены одного из сыновей - германской принцессы Оды, дочери Леопольда, - является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов (правителям Северной марки) или к Бабенбергам (правителям Австрии до Габсбургов). Спорным является и то, чьей женой была Ода - Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов.

Ярослав Мудрый в культуре

Ярослав - традиционный персонаж литературных произведений агиографического жанра - Житие Бориса и Глеба. Сам факт убиения служит для древних летописцев излюбленной темой для отдельных сказаний. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, из которых старейшие и наиболее полные приписываются преподобному Нестору и черноризцу Иакову Мниху.

Там говорится, например, что после смерти Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса... И вот опечаленный скорбью князь Глеб плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». А сестра Ярослава Предслава предупреждает, что их брат Святополк собирается устранить и его.

Также Ярослав упомянут в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона и в «Памяти и Похвале князю Русскому Владимиру» Иакова Мниха.

Поскольку Ярослав был женат на Ингегерде - дочери шведского короля Олафа Шётконунга и устраивал династические браки своих дочерей, в том числе Елизаветы (Эллисив) - с королём Норвегии Харальдом Суровым, он сам и его имя неоднократно упоминаются в скандинавских сагах, где он фигурирует под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда», то есть Новгорода.

В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде», обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Затем некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддержали гипотезу, что смерть Бориса - «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то что по летописям Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве.

Однако, гипотеза Сенковского, основанная исключительно на данных «Саги об Эймунде», активным сторонником которой в настоящее время является историк-источниковед И. Н. Данилевский, доказывает возможную «причастность» Ярослава только к убийству Бориса («Бурицлейва»), но никак не Глеба, который в саге не упоминается вовсе.

В то же время, известно, что после смерти князя Владимира лишь два брата - Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.

Также историки, начиная с С. М. Соловьёва предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в «Повесть временных лет» позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Древнейший из портретов киевского князя был выполнен при его жизни на известной фреске в соборе святой Софьи. К сожалению, часть фрески с портретами Ярослава и его жены Ингегерды утрачена. Сохранилась лишь копия А. ван Вестерфельда, придворного живописца литовского гетмана А. Радзивила, сделанная в 1651 году с ещё целой фрески.

Известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов осуществил реконструкцию лица Ярослава по его черепу. Скульптурный образ Ярослава был создан М. О. Микешиным и И. Н. Шредером в памятнике «Тысячелетие России» в 1862 году в Новгороде.

В художественной литературе: является второстепенным героем исторических романов Валентина Иванова «Русь Великая» (1961), Антонина Ладинского «Анна Ярославна - королева Франции» (1973), в исторической повести Елизаветы Дворецкой «Сокровище Харальда», а также в повести Бориса Акунина «Огненный перст» (2014).

В кинематографе:

- «Ярославна, королева Франции» (1978; СССР) режиссёр Игорь Масленников, в роли князя Ярослава Кирилл Лавров;
- «Ярослав Мудрый» (1981; СССР) режиссёр Григорий Кохан, в роли Ярослава Юрий Муравицкий, Ярослав в детстве Марк Гресь;
- «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010; Россия) режиссёр Дмитрий Коробкин, в роли Ярослава Александр Ивашкевич.

Киевский князь Ярослав Мудрый и интересные факты из его жизни. Ярослав Мудрый родился незадолго до начала второго тысячелетия — в 980 году. Он был вторым сыном князя Владимира, его матерью была полоцкая княжна Рогнеда. Ярослав известен тем, что при нем Русь прочно вошла в круг самых могущественных государств мира, это подтверждалось династическими связями с важнейшими державами Европы.

Начало правления

Ярослав не считался основным наследником Владимира, поскольку он был не самым старшим (он был второй, это также важно), а также хромал. Однако именно физический недостаток помог Ярославу Мудрому стать волевым и настойчивым. Он мало ходил, зато много ездил в седле, так что в случае надобности, мог себя проявить даже на поле боя.

Как и его отец, Ярослав стал великим князем только вследствие братоубийственной войны, которая продолжалась достаточно долго. Каждый брат имел свой город с округой, своеобразные удельные княжества, а значит и военную силу. Ярослав имел главный «козырь» — в его войске были варяжские дружины, а також наемные норманны со своими конунгами. Эта воинская сила была малочисленной, зато непобедимой благодаря высокому профессионализму, качественному тяжелому вооружению и отваге.

К созданию своей военной силы князь подошел заблаговременно и основательно — в Новгороде он соорудил «двор для приезжих», где проживали воины из Скандинавии, которые были полностью материально обеспечены. В этом дворе нашел приют скандинавский конунг Рингссон Эдмунд, которого обвиняли в убийстве Бурицлава, под этим именем, возможно, был святой мученик Борис, сын князя Владимира и византийской принцессы Анны.

Семья

Женой Ярослава была шведская принцесса Ингигерда, которая принесла как приданое земли вокруг Ладожского озера, а также была основательницей в Киеве первого женского монастыря. Ингигерда должна была выйти замуж за первого норвежского христанского короля Олафа Харальдсона Святого, которому отец прицессы Олаф Шетконунг обещал отдать дочку в обмен на мирный договор между Швецией и Норвегией. Однако, когда Олаф приехал свататься, оказалось, что Ингигерда уже вышла замуж за Ярослава. Норвежский король был недоволен, однако его гнев не имел реальных последствий. Некоторое время спустя Олаф Святой как то даже гостил при дворе Ярослава. Также гостили у Ярослава (или имели убежище) английский монарх Эдмунд Железный Бок из сыном Эдвардом Изгнанником.

Подпись Анны Ярославны

Династические связи Ярослава Мудрого:

  1. Сестра Мария стала польской королевой Добронегой, вышла замуз за Казимира I Восстановителя.
  2. Сын Владимир женился на Оде, которая была дочерью Шдадского графа Леопольда (город возле Бремена).
  3. Сын Изяслав был мужем Гертруды, отцом которой был польский князь Мешко II.
  4. Сын Святослав женился на Оде, которая была внучкой германского императора Генриха II.
  5. Сын Всеволод был зятем византийского императора Константина Мономаха, которых отдал свою дочь Марию.
  6. Сын Игорь венчался с графиней Орламиндской, немецкой принцессой Кунигундой.
  7. Дочка Елизавета под именем Эллисиф была женой норвежского короля Гаральда III Сурового, потом вышла замуж за датского короля Свейна II.
  8. Дочь Анастасия под именем Агмунда была королевой Венгрии, женой Андраша I.
  9. Дочь Анна под именем Аньес была женой французского короля Генриха I. Своего сына назвала греческим именем Филипп, которое не было характерно для французов. Вскоре эти именем были названы острова Филиппины.
  10. Дочь Агата была женой английского короля Эдуарда Изгнанника.

Благодаря тому, что дочки князя были замужем за европейскими монархами, множество людей, которые следят за своей родословной, считаются потомками Ярослава Мудрого. Например президент США Дональд Трамп, который имеет родственную связь с французскими королями, среди предков которых была Анна Ярославна.

Государственная политика

Князь основал три города, которые были названы его именем — Ярославль на реке Волка (Россия), Ярославль на реке Сян (современный Ярослав, ), Юрьев (современный город Тарту в Эстонии, сначала назывался Гюргев, на честь Георгия Победоносца, который был святым покровителем Ярослава Мудрого).

Усовершенствовал русские законы, под руководством князя появилась Правда Ярослава, более совершенный и дополненный вариант которой нам известен под названием Русская Правда.

Ярослав Мудрый пришел к власти с помощью варяг, однако пробовал уменьшить их влияние на жизнь в Руси, начал активно формировать элиту из местных русичей, которых активно приобщал к управлению государством. Варяги составляли основу войска, пока без них Русь не могла обойтись в противостоянии со степными кочевниками и в завоевательной политике. Князь в 1036 году разбил печенегов, которые больше не беспокоили Русь. На честь победы и на месте битвы соорудил Софийский Собор.

Киевский собор Святой Софии

Русичи под руководством Ярослава Мудрого совершали походы:

  • в 1030 году было совершено поход на территорию современной Галиции и Волыни, были отвоеваны Червенские города, которые в 1018 году захватил польский князь Болеслав Храбрый, поход закончился в 1031 году освобождением современных западноукраинских областей из-под польского владычества;
  • на ятвягов в 1038 году;
  • на литовские племена в 1040 году;
  • в Мазовию в 1041 году;
  • на Константинополь в 1043 году.

Последний поход на Константинополь закончился неудачей, но по итогам русско-греческой войны в 1046 году было подписано мирный договор. Четвертый сын Ярослава, Всеволод, женился на дочке византийского императора Константина Мономаха, в этом браке родился киевский князь Владимир Мономах.

Церковь и культура

Поскольку времена правления Ярослава Мудрого были относительно спокойными и Русь процветала. Князь покровительствовал развитию культуры, собрал большую библиотеку, о которой вспоминает в 1037 году «Повесть временных лет» и которая хранилась в соборе Святой Софии. Эта же библиотека могла быть утерянной во времена монгольского нападения на Киев, или же стать частью других книжных собраний, например библиотеки Ивана Грозного, которую также не доныне не могут найти.

Киево-Печерская лавра

Одно из самых главных направлений деятельности князя — укрепления христианства. До 1039 года было закончено формирование Киевской митрополии, которая подчинялась Константинопольскому патриархату. Было упорядочнено устав Церкви на Руси, в нем четко прописывались права церковной организации и каждой духовной особы в частности. Митрополитов назначал Константинопольский патриархат, однако автономия Киевской митрополии крепла и в 1051 году при поддержке великого князя русские епископы выбрали митрополитом украинца Иллариона.

В 1051 году было основано три киевские монастыря — святой Ирины, святого Юрия и Киево-Печерский. Они были не только религиозными, но и образовательными, научными и культурными центрами. Здесь писались летописи, создавались иконы, переписывались книги и формировались библиотеки из заграничных, преимущественно византийских, изданий.