Значение декоративно прикладного искусства в жизни. Значение декоративно - прикладного искусства в работе с детьми

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях.

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Григорополисский сельскохозяйственный техникум

имени атамана М.И. Платова»

Методическая разработка

«Патриотическое воспитание современной молодежи»

педагога-организатора

Суворовой Елены Климентьевны

ст.Григорополисская

«Патриотическое воспитание современной молодежи»

Цель: формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли

Задачи: воспитание любви к Отечеству

Ожидаемый результат: отношение к Отечеству, Родине, народу.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» .

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые - пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество .

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов .

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» .

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» . Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» .

Патриотизм - это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души . Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» .

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» .

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» .

Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.

Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: национально-идеологические, общественно-государственные, социально-педагогические .

Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» .

Патриотическое воспитание - формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли . Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К. Селевко , - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» .

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.

Накануне празднования 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы провели анкетирование среди бывших школьников - студентов 1-2 курса Рязанского государственного радиотехнического университета. Результаты анкетирования показали, что не у всех учащихся сформированы патриотические качества. Они знают о подвигах своих дедов и прадедов, но мало интересуются историческими событиями прошлого. Мало кто смотрел патриотические передачи, посвященные 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На наш взгляд, преподавателям необходимо активнее включиться в работу по формированию чувств патриотизма средствами различных предметов.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. отмечают, что «значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается в том, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели - сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей.

Условия наличия патриотизма - возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» .

Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

Литература

  1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
  2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955.
  4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с. (Мыслители ХХ века). - С. 218.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  7. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А. Тютьковой. - М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. - 173 с.
  8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974.
  9. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1999. - 512 с.

Любовь к своему отечеству, соблюдение конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций – все это является целью патриотического воспитания подрастающего поколения. Поскольку вопрос патриотического аспекта воспитания является глобальным, он рассматривается на государственном уровне. В каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи. Об их основах, мероприятиях и задачах, стоящих перед программами, пойдет речь далее.

Мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи

Патриотическое воспитание молодежи невозможно в разрыве с такими учреждениями, как музеи, школы искусств и дома культуры. Общеобразовательные школы, взаимодействуя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают молодежь к культурному и историческому наследию своей страны.

К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание молодежи следует отнести:

  • выставки;
  • проведение конкурсов;
  • коллективно-творческие дела;
  • фестивали творчества;
  • посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;
  • благоустройство памятников истории;
  • беседы и классные часы;
  • оборонно-спортивные игры;
  • районные и областные тематические конкурсы и т.д.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию.

Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодежи культуру межличностного и межнационального взаимодействия.

Военно-патриотическое воспитание молодежи

Военно-патриотическое воспитание является не менее важным аспектом во всей воспитательной системе, так как готовит будущих защитников отечества. В рамках данного направления в юношах воспитываются такие качества, как надежность и твердость характера, физическая выносливость, а также смелость. Все эти черты являются неотъемлемыми не только для тех, кому предстоит служить в армии, защищая свою страну, но и для рядовых профессий, например, врачей.

Воспитание осуществляется в рамках уроков в школе, например, предмета ОБЖ. В ряде разделов данного предмета имеется специализированный курс уроков «Особенности военной подготовки». Также молодежь воспитывается путем приобщения к памятным мероприятиям в честь тех, кто в свое время сражался за Родину.

Проблемы патриотического воспитания современной молодежи

К основным проблемам патриотического воспитания в современном обществе относят:

Патриотическое воспитание молодежи – как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

Тиллаев Бобомурод Абдувахобович,

преподаватель кафедры философии Наманганского государственного университета, Узбекистан.

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путём правильного воспитания

сделались хорошими – это в нашей власти.

Плутарх

Построение демократического правового государства и гражданского общества в Республике Узбекистан невозможно без использования творческого и духовно-нравственного потенциала личности, интенсивного развития её социальной активности. Оно предъявляет самые высокие требования к личности, требует от неё самоотверженности, патриотизма и героизма. Вместе с тем, Узбекистан стремится построить гуманное общество, где каждый подвиг, самоотверженный труд, героический поступок будут достойно оценены, высокие достижения, добрые дела не пройдут бесследно. «Мы строим справедливое гуманное общество, - говорит Президент И.А.Каримов, - в котором основой нашей политики, прежде всего, должны стать уважительное отношение к труду наших людей, достойная оценка дел. Если человек живёт в этом мире, сознавая в нём собственную роль и значимость, если верит в то, что его добрые дела не пройдут бесследно и принесут пользу Родине, людям – это, несомненно, даст результат в выполнении трудящимися своего долга перед страной, обществом».

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом .

Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечело­веческими ценностями выделены и такие, как: почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране.
Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж..-Ж. Руссо, И.Г. Фихте. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитание верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

Историю делают не только герои и патриоты, это результат деятельности масс, народов, людей известных и неизвестных, великих и простых. Историю делают люди. Делают подчас героически, проявляя высшую степень социальной активности. Подвиги венчают их свершения. Их значимость регистрируют исторические личности и хроники, но и народная память – «добрая молва», с её помощью люди славят героев: общечеловеческих, национальных, местных. Масштабы их свершения различны. Роднит всех героев их беззаветная самоотдача во имя общего дела, интересов народа, на блага простых людей». Героические поступки людей нельзя отделить от социально–исторического процесса; героизм – это осознанная, целенаправленная социально – нравственная деятельность человека. Самоотдача, мужество, мобилизация физических и духовных сил, подвиг, храбрость, самоотверженный поиск истины, напряжённый труд, риск, – эти качества присущи героям.

Патриотическое воспитание – это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально–нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. С помощью методов педагогического воздействия, опираясь на эти факторы, изучают состояние объекта и определяют механизмы, стимулы, возможности нравственного совершенствования. Поэтому формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия. Патриотическое сознание это субъективное явление, оно не всегда конкретно проявляется, иногда оно может привести к ложному убеждению и патриотизму. Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Родины и на основе демократических принципов развития гражданского общества. Общая цель патриотического воспитания по мнению Г.К Селевко , - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, готовность способствовать ее процветанию и защищать ее в случае необходимости. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм Сохибкирана Амира Темура может служить идеалом самоотверженного служения отчизне, образцом патриотического воспитания молодежи. Необходимость формирования национальной идеи в сознании и образе жизни людей требуется целенаправленная работа по патриотическому воспитанию молодежи. В этих условиях особенно необходимо умение патриотически решать возникающие проблемы в сфере воспитания молодежи, работать творчески, демократично и целеустремленно и вести за собой молодежь. Успех здесь неразрывно связан с упрочнением политического сознания молодежи, с активным вовлечением ее в общественную и государственную жизнь, воспитанием у нее непримиримости к проявлениям несправедливости, стяжательства, коррупции и всему тому, что мешает строить гражданское общество и правовое государство. Глубокая идейная убежденность, высочайшая гражданская ответственность за судьбу и будущее страны, моральная чистота, – эти требования сегодня с особой остротой предъявляются к каждому человеку, особенно к молодежи.

Основные принципы патриотического воспитания, является важной составляющей духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Родину мы называем либо Отечество, либо Родина-Мать, эти высокие слова вырастают из тех чувств, с которыми мы произносим в детстве такие простые слова, как «папа» и «мама». От того, как ребенок научится любить своих родителей, защищать их честь, заботиться о них зависит то, как он будет способен в будущем любить свою Родину. Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания, которое включает в себя кроме патриотического и гражданского: семейное, трудовое, этическое, эстетическое и социальное воспитание. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Патриотическое воспитание молодежи и детей осуществляется в процессе собственной деятельности, характеризующейся определенной направленностью, формами и методами реализации. Для реализации своих патриотических чувств важны не только собственные желания, стремления, но и практика освоения социальной действительности. Содержательная и процессуальная сторона патриотизма и героизма детерминирована общественной потребностью, интересам и развития социума, задачами укрепления независимости и обеспечения благосостояния общества. Но нельзя игнорировать то, что патриотизм и героизм есть проявление индивидуальной самоотверженности, индивидуального подвига, то есть активного включения индивида в решение сверхзадачи.

Нравственность является внутренним миром человека, вобравше­го в себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств, семейных, трудовых, гражданско-патриотических, соци­альных, экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно связанных с религией народа. Нравствен­ность человека выражается в свободном принятии им абсолютных нравственных императивов и проявляется в его поведении и по­ступках.

Сейчас необходимо объединить усилия и позаботиться о том, чтобы вместе с молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как любовь к отечеству, благоговейное отношение к при­роде и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание детей и молодежи способно заложить крепкое основание для единения граждан и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в государстве. Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамический процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, средства массовой информации и другие.

С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриоти­ческого поведения).

Духовно-нравственное воспитание – содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, есть своего рода патриотизм. У каждого ребенка должна быть развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда – идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (духовным, нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Литература

1. Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому. Т.5. Т: Узбекистан, 1997. – С. 214.

2. Виц Б. Демокрит. М., 1979. – С. 74.

3. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. –С.74-75.

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – С. 56.

5. Волкогонов Д. А. Феномен героизма (О героях и героическом). – М., 1985. – С. 166.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006. – С. 816.