Калигула с бондаренко в главной роли. «Калигула»: спектакль без слов по мотивам пьесы Альбера Камю

Казалось, совсем недавно артисту надо было проявить себя в театре, прежде чем им заинтересуется кинематограф. Сейчас же все чаще артисты, завоевав популярность своими ролями в кино или телесериалах, начинают осваивать театральные подмостки. Спектакль «Калигула» по мотивам пьесы Альбера Камю - еще одно тому подтверждение. В нем в новом для себя амплуа появятся Катерина Шпица , и Равшана Куркова , до недавних пор больше известная как «просто очень красивая актриса». Помимо этих известных персон в спектакле участвует еще и прима Большого театра Мария Александрова , а также артисты Московского губернского театра, на сцене которого он и идет. «Сергей Землянский — талантливый режиссер со своим необычным театральным языком, - уверен художественный руководитель театра Сергей Безруков . - Думаю, для наших актеров поработать с ним, попробовать себя в новом жанре — очень полезный опыт» . Видимо, исходя из этих соображений, Сергей Безруков вложил еще и средства своего Фонда в реализацию этого проекта.

«Калигула» в постановке популярного хореографа Сергея Землянского , по сути, пластическая драма, которую сам режиссер предпочитает называть wordless, «спектакль без слов». Он поставил уже несколько спектаклей в этом стиле, создавая художественные образы не только с помощью пластики тела и музыкальных акцентов, но и танцевальных элементов. Этот синтез позволяет приглашать артистов с именем из разных сфер - от драматического театра и кино, до балета.

Сцена из спектакля Фото: Анна Коонен

В пьесе Камю действие разворачивается во дворце Римского императора Гая Цезаря Германика, больше известного как Калигула, что в переводе означает «сапожок». Это прозвище прилепилось к будущему императору еще в детстве, поскольку мальчик вырос в военном лагере в Германии. Но если в пьесе все события происходят в бытность Калигулы императором, то Сергей Землянский в спектакль вводит воспоминания Калигулы о своем детстве. Когда предшествующий император, двоюродный дядя Тиберий, жестоко убил его родителей. А самого юного Калигулу склонил к любовной связи с сестрой Друзиллой. И это многое дает для раскрытия образа кровожадного тирана, не останавливающегося ни перед чем. Все людские комплексы, равно как и пороки, родом из детства. В итоге Калигула убивает Тиберия и сам становится императором. Казалось бы, теперь только и можно наслаждаться жизнью, но его любимая сестра внезапно умирает.

Спектакль начинается с прощания Калигулы с умершей сестрой Друзиллой. На сцене минимум декораций - трон и постамент, на котором лежит сестра императора. Может вызвать недоумение, когда, казалось бы,уже отошедшая в мир иной Друзилла подает руками какие-то знаки. Но, оказывается, эти жесты адресованы глухонемым зрителям. И этот язык используется на протяжении всего спектакля, так как он имеет еще и гуманитарный аспект - Губернский театр продолжает свою политику «быть доступным для всех»: даже среди артистов в спектакле есть слабослышащие. Раздавленный внезапной кончиной возлюбленной сестры, юный император покидает дворец. А вернувшись спустя несколько дней, провозглашает себя равным Богу и обещает установить царство, в котором будет править невозможное. Всех несогласных казнит. Огромные шары с нарисованными лицами перекатываются по сцене, олицетворяя отрубленные головы. Римская знать живет в страхе и покорности. И даже когда император при всех насилует и уродует жену одного из знатных римских мужей, тот не осмеливается за нее вступиться. Единственным союзником обезумевшего императора остается его жена, Цезония. Но и ее убьет обезумевший император, прежде чем римская знать, объединившись с группой заговорщиков, убивает его самого.

Илья Малаков Фото: Анна Коонен

Содержание так ярко выражено языком пластики, пантомимы и танца, что все становится понятным, даже если кто-то подзабыл биографию Калигулы, написанную Светонием, или вовсе не знаком с пьесой Камю. Изумительные по красоте костюмы и сценография Максима Обрезкова , а также музыка композитора Павла Акимкина делают этот спектакль невероятно зрелищным. Сценография продумана до мелочей. Когда по ходу действия сверху опускается прозрачный занавес, не остается сомнений, что это уже терзающие Калигулу воспоминания.

Катерина Шпица выходит на сцену в роли Друзиллы, сестры императора. Роль, в которой есть и драматургия, и пластика, и танец, явно ей удалась. Сказывается и нынешний опыт работы в кино, где она сейчас очень востребована, и давний опыт танцовщицы go-go в клубах. В этой же роли в спектакле занята и профессиональная балерина Большого театра Марина Богданович .

Катерина Шпица Фото: Ксения Угольникова

А вот удастся ли соперничать Равшане Курковой в роли жены императора, Цезонии, с балериной Марией Александровой - вопрос. Именно она, прима Большого театра, выходила на сцену в премьерных спектаклях в этой роли. Будет непросто повторить и царственную осанку, и отточенные движения профессиональной балерины. В роли Калигулы заняты драматические артисты Илья Малаков и Станислав Бондаренко . Илья Малаков, артист труппы Губернского театра, когда-то работал педагогом-хореографом, так что для него роль с обилием пластики и танца никакого труда, явно, не представляла. Да и драматическую составляющую роли ему удается передать блестяще.

Спектакль поставлен в жанре «пластической драмы». При этом создание художественных образов происходит не только с помощью пластики тела и ярких музыкальных акцентов, но и с использованием характерных танцевальных элементов, музыки, сценографии, визуальных эффектов. В основе постановки Сергея Землянского – не только сюжет одноименной пьесы Альбера Камю, но и исторические материалы, сюжеты художественных произведений других авторов.

Сергей Землянский создает пластические спектакли с драматическими артистами и по сути является основателем нового направления в драматическом театре – «пластической драмы». Это направление появилось на стыке трех театральных жанров: драматического спектакля, танцевального театра и выразительных эмоций пантомимы. Основой стиля wordless, как обозначает его сам режиссер, стало создание художественного образа не только с помощью пластики тела и ярких музыкальных акцентов, но и с использованием характерных танцевальных элементов. Спектакли Сергея Землянского отличаются огромной экспрессией, гротеском в подаче образов персонажей, использованием визуальных и музыкальных эффектов. Создавая пластические спектакли с драматическими артистами, он считает, что «ничто не может раскрыть и передать все грани и закоулки сложной человеческой души так точно и сильно, как язык тела».

Ценность нового стиля «Пластическая драма» заключается в том, что в нём происходит перевод драматических произведений на язык, понятный в любой стране мира. Ведь эмоции понятны всем. Остается только самый глубокий смысл, очищенный от ложности слов. Лишая драматического актера самых важных его инструментов - текста и голоса, Землянский находит новые инструменты выражения. Ему на помощь приходит музыка, сценография, визуальные эффекты.

Эта работа режиссера-хореографа станет второй совместной работой с труппой Губернского театра: совсем недавно состоялась премьера спектакля Анны Горушкиной по пьесе Артура Миллера «Вид с моста», где СергейЗемлянский выступил в качестве режиссера по пластике.

Кроме того, «Калигула» продолжит развивать направление, избранное Московским Губернским театром, – быть «театром, доступным для всех». В его репертуареуже идут спектакли с услугой тифлокомментирования, доступные для слабовидящих зрителей. А в «Калигуле» помимо драматических артистов будут заняты слабослышащие актеры.

Сергей Землянский : «Идея поставить “Калигулу” возникла уже давно. Сама историческая персона Гая Юлия Цезаря до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в литературе, кино и театральных постановках. Мы будем работать в уже традиционной для нас невербальной манере, лишив героев “слов”. В спектакле примут участие слабослышащие артисты. Нам кажется интересным использовать привычный для них язык жестов, которому будет предана художественная форма. Эта совместная философия сделает работу еще многогранней!

В основе постановки – не только сюжет одноименной пьесы Альбера Камю, но и исторические материалы, сюжеты художественных произведений других авторов. Мы не хотим ограничиваться одной историей. Нам интересно фантазировать, сочинять спектакль вместе с актерами, создавая мир героя, причины его поступков и желаний. Нас не интересует, кто хороший, а кто плохой. Мы исследуем причины того, что именно делает человека жестоким и почему люди до сих пор жаждут именно таких правителей. Что порождает страх и желание подчиняться? Проклятье это или единственная форма существования?»

Сергей Безруков , художественный руководитель

«Возможно, выбор этого материала для постановки в наше время вызовет удивление. Казалось бы, что нам в истории римского императора Гая Юлия Цезаря по прозвищу Калигула? Классический вопрос – что нам Гекуба? Но ведь нет ничего важнее и интереснее, чем исследовать природу человека, его страсти, взлеты, падения, – “жизнь человеческого духа”, о которой говорил Станиславский. Как из ранимого юноши вырастает тиран, о жестокости которого ходили легенды, что с ним происходит? Сергей Землянский – талантливый режиссер со своим необычным театральным языком, и, думаю, для наших актеров поработать с ним, попробовать себя в новом жанре – очень полезный опыт».

Режиссер-хореограф – Сергей Землянский
Сценография и костюмы – Максим Обрезков
Композитор – Павел Акимкин
Автор либретто – Владимир Моташнёв
Художник по свету – Александр Сиваев
Ассистент хореографа – Дмитрий Акимов
В главных ролях: Илья Малаков, Станислав Бондаренко, народная артистка РФ Мария Александрова, Мария Богданович (балерина Большого театра), Катерина Шпица,Зоя Бербер,Вера Шпак и другие.

Адрес: М. Кузьминки, Волгоградский проспект, 121

Текст: Наталья Гусева
Фото:

23 и 24 декабря на сцене Московского Губернского театра состоится премьера спектакля «Калигула» по мотивам пьесы Альбера Камю в постановке режиссера-хореографа Сергея Землянского. В афише ремарка — «версия без слов». Авторы спектакля отказались от текста как основы драматического театра и попытались найти другие художественные средства выражения своих мыслей, чувств и эмоций.

— Возможно, выбор этого материала для постановки в наше время вызовет удивление. Казалось бы, что нам в истории римского императора Гая Юлия Цезаря по прозвищу Калигула? Классический вопрос — что нам Гекуба? Но ведь нет ничего важнее и интереснее, чем исследовать природу человека, его страсти, взлеты, падения, — «жизнь человеческого духа», о которой говорил Станиславский. Как из ранимого юноши вырастает тиран, о жестокости которого ходили легенды, что с ним происходит? Сергей Землянский — талантливый режиссер со своим необычным театральным языком, и, думаю, для наших актеров поработать с ним, попробовать себя в новом жанре — очень полезный опыт, — говорит Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского театра.

Это вторая совместная работа режиссера-хореографа с труппой: совсем недавно состоялась премьера спектакля Анны Горушкиной по пьесе Артура Миллера «Вид с моста», где Сергей Землянский выступил в качестве режиссера по пластике. Теперь же для своей постановки Сергей выбрал не менее сложный материал — трагедию Альбера Камю «Калигула», ведь «Калигула» – история вне времени. Этот неординарный исторический образ уже не первое десятилетие волнует театральных деятелей, как режиссеров, так и актеров.

— Идея поставить «Калигулу» возникла уже давно. Мы будем работать в уже традиционной для нас невербальной манере, лишив героев «слов». В спектакле примут участие слабослышащие артисты. Нам кажется интересным использовать привычный для них язык жестов, которому будет предана художественная форма.Эта совместная философия сделает работу еще многогранней! В основе постановки — не только сюжет одноименной пьесы Альбера Камю, но и исторические материалы, сюжеты художественных произведений других авторов. Мы не хотим ограничиваться одной историей. Нам интересно фантазировать, сочинять спектакль вместе с актерами, создавая мир героя, причины его поступков и желаний. Нас не интересует, кто хороший, а кто плохой. Мы исследуем причины того, что именно делает человека жестоким и почему люди до сих пор жаждут именно таких правителей. Что порождает страх и желание подчиняться? Проклятье это или единственная форма существования? — признался Сергей Землянский.

Спектакль «Калигула» — на стыке трех театральных жанров: драматического спектакля, танцевального театра и выразительных эмоций пантомимы. Авторы спектакля отказались от текста как основы драматического театра и попытались найти другие художественные средства выражения своих мыслей, чувств и эмоций. При этом создание художественного образа происходит не только с помощью пластики тела и ярких музыкальных акцентов, но и с использованием характерных танцевальных элементов.

Язык «Без слов» понятен и близок всем, независимо от пола, возраста и национальности. Это язык тела, который обладает абсолютной искренностью и свободой проникать в каждое сердце. Либретто Владимира Моташнёва, написанное специально для спектакля «Калигула» способствует более глубокому пониманию драматического материала. Красивые исторические костюмы актеров и оформление сцены, которые были созданы Максимом Обрезковым, позволили зрителю перенестись в ушедшую эпоху римлян и жестокого императора.

В спектакле задействованы как драматические актеры, так и слабослышащие. Участвуют профессиональные танцовщики. Все разножанровые, разноуровневые и разновозрастные артисты собрались в одном большом спектакле.

В чем же основная ценность «пластической драмы» рассказал режиссер Сергей Землянский.
— Не знаю, насколько это ценность для широкого круга зрителей - кто-то этого боится, кто-то думает, что это балет или какие-то непонятные танцы. На самом деле, мне очень интересно работать именно с драматическими артистами - мне не всегда важно, как поднимается нога, как вытянуто колено, тут важна суть - особенно, если ты работаешь с драматургией, важна суть переживаний того или иного персонажа. И вот тут нужно умение драматического артиста обрести такую телесную форму, чтобы она была выразительной, говорящей и конкретной, чтобы сцена не провисала, чтобы он мог донести до зрителя ту или иную эмоцию, состояние героя. Драматические артисты, понимая, что они делают, и, умея это делать с точки зрения донесения драматизма, бесконечной бескрайней любви или ненависти, варьируя теми или иными эмоциональными состояниями, используя при этом телесную выразительность, в чем я им помогаю, добиваются в глобальном смысле бесконечной ценности с точки зрения артиста.

Жесткий, четкий ритм, искренняя и яркая игра актеров, пружинная упругость постановки - все это определило лицо спектакля.

Альбер Камю так описывал суть актерской игры: «Актер вторгается в душу, снимает с нее чары, и раскованные чувства затопляют сцену. Страсти говорят в каждом жесте, да что там говорят - кричат. Чтобы представить их на сцене, актер словно бы заново сочиняет своих героев. Он изображает их, лепит, он перетекает в созданные его воображением формы и отдает призракам свою живую кровь».

Главную мужскую роль в разных составах играют молодые артисты Илья Малаков и Станислав Бондаренко.

Их Калигула - персонаж, одержимый маниакально-депрессивной идеей. Он полагает, что способен выйти за пределы человеческих возможностей. Как хамелеон, меняет он одну маску на другую, но терпит поражение. Калигула расплачивается за него и чужой, и своей смертью.

Журналист нашего портала поинтересовался у актеров, как им удалось вжиться в роль такой сильной и яркой исторической личности.
— Калигула — персонаж необычный, – подтвердил Станислав Бондаренко. – И, конечно, его методы я не поддерживаю. Большинство из них для меня не приемлемы. Поэтому я старался понять сущность Калигулы.
— Да, наша цель была понять и оправдать Калигулу, — подхватывает разговор Илья Малаков, — понять трагедию и его внутренний мир. Из-за чего он так себя вел. Ведь профессия актера в этом и состоит понять и оправдать свой персонаж. Это такая роль, которую можно изучать до бесконечности.
Насколько же тяжело играть «без слов»?
— Сергей нам сразу посоветовал, ищите, что вам помогает вжиться в роль. Вообще это тяжело, и поначалу мы говорили фразу, что хотим сделать, а уже потом это убирается, и заменяется жестами. А уже потом Сережа оттачивает, чтобы это выглядело выразительнее – говорит Илья.
— И это жесты, более интересные, более понятные зрителям, которые придут смотреть спектакль, — согласился с коллегой Станислав. – Им будет понятен сюжет и без слов.

Роль Цезонии получили Равшана Куркова и прима Большого театра Мария Александрова, а Друзиллы — Катерина Шпица и Мария Богданович (балерина Большого театра).

— У меня давно в жизни не было театра как такого, — рассказала Катерина Шпица, — я, конечно, бываю на сцене, но в таком спектакле я впервые. Творчество Сергея я видела, точнее, его спектакль «Демон», поэтому с радостью согласилась поучаствовать. С коллективом сложились прекрасные отношения.

Еще наш журналист поинтересовался у актрисы её отношением к историческому персонажу Калигула.
— Как к нему можно относиться? Неоднозначно, безусловно. Любая выдающаяся историческая личность обрастает легендами, вымыслами, мифами. Анализировать эту личность пытаются все, проходит новая эпоха, новые люди, которые пытаются переосмыслить историю, и внести свои мысли. Я думаю, что Калигула, как исторический персонаж, если отвлечься от политики, конечно, очень яркий пример, того как темная сторона личности находит выход наружу, при этом страдают окружающие его люди. Но насколько в этом документальной правды, мы не знаем. Я играю Друзиллу, сестру Калигулы, в которую он был влюблен. По нашей версии ее смерть и привела к его помешательству, послужила толчком к тому, чтобы все темное из него вырвалось на свободу. Образ, конечно, очень символичный и аллегорический, потому что внутри каждого мужчины есть и женская часть души, которая отвечает за чувства и эмоции и духовность, как и у женщины, есть мужская часть, которая быстро принимает те или иные решения. Это голос разума. Именно в Калигуле мы видим, как мужская часть смешивается с женской. И поэтому он начинает терять границы разумного, – ответила Катерина.

Спектакль получился монументальным, выразительным и зрелищным, и одновременно с этим глубоким и драматическим. Слова тут, действительно, не нужны, нужно просто увидеть и прочувствовать саму игру актеров. Начиная с 23 декабря, спектакль будет идти на сцене Московского Губернского театра.

Рубрики:

Режиссер-хореограф Сергей Землянский является одним их ярких представителей современной пластической драмы, и новый спектакль “Калигула” создан в этом же современном стиле - как сочетание жанров драмы, танца и пантомимы. Основой для постановки стала одноименная пьеса Альбера Камю, написанная в 1945 году, в которой драматург-экзистенциалист исследует судьбу Калигулы как историю своеобразного безумного бунта против богов и смерти. И вот это не просто литературное или историческое, но философское, мировоззренческое высказывание в контексте, где автору было важно каждое слово, каждая формулировка, - теперь на сцене театра в формате wordless, то есть “без слов”.

Эта постановка интересна и тем, что в нем задействованы слабослышащие актеры, которые больше, чем кто-либо, ценят и понимают выразительность движения, язык жеста, заменяющего произнесенное слово, и природу ритма, оказывающегося подчас важнее традиционной мелодии. И эта “бессловесность” превращает жизнеописание одного из цезарей в явление вне времени и вне национальности. В разговор о вечных вопросах и вечных истинах, понятных без перевода.

Фото: Евгений Чесноков

Сергей Землянский вместе с композитором Павлом Акимкиным и автором либретто Владимиром Моташневым при помощи музыки и пластики рассказывают о человеке, который в отчаянии заявляет о своей беспредельной свободе и устраивает чудовищный урок для все современников, пытками, зверствами, провокациями доказывая им, что не стоит искать в мире правды и закономерности.

Фото: Евгений Чесноков

Калигула словно сознательно пытается сорвать покров внешних приличий, благопристойности, обнажая затаившийся гибельный хаос, который в любой момент может прервать жизнь любимого существа. Но кроме истории конкретного римского императора, что было в центре повествования пьесы Камю, для создателей спектакля было важно показать, как рождается тиран и как возникает тирания, попытаться понять истоки странной покорности, с которой высокородные патриции, воины и простые люди принимают жестокость правителя. И даже не столько понять, сколько почувствовать, вовлечь зрителя в атмосферу странного и страшного мира, как будто агонизирующего во всполохах кровавого света, музыкальной аритмии и судорогах танца.

Фото: Евгений Чесноков

В начале спектакля Калигула в исполнении Ильи Малакова - прекрасный юноша в белых одеждах, оплакивающий гибель своей сестры и возлюбленной словно крушение всего мироздания. В нем еще много легкости и света, искренней любви, как у античного героя, который непременно сразит минотавра или горгону, найдет путь к Ариадне или спасет Андромеду. Но ничто не может оживить Друзиллу, которая сломанной куклой остается недвижимой в его объятиях.

Фото: Евгений Чесноков

И вот тучи сгущаются, все тревожнее становится музыка, все слышнее цокот копыт коня, которого, по легенде, Калигула ввел в Сенат. Меняется и сам Калигула, облачившись сначала в черные маскарадно-военнизированные одеяния, а в финале - во все красное, словно герой искупался в чужой крови. Движения становятся резче, беспорядочнее, тяжелее. Он мечется по сцене, одержимо и неистово.

Фото: Евгений Чесноков

Весь спектакль он существует в максимальном эмоциональном и пластическом напряжении. Как будто мстит себе и всем вокруг. Как будто сознательно вытравливает из себя все хорошее, что было когда-то в его душе. И его сумасшествие заразительно - оно поражает всех героев, электризует так, что каждый следующий жест, каждый новый мелодическое или световое изменение бьет в цель.

Фото: Евгений Чесноков

В жестком мужском мире существуют и три женских персонажа. Актриса Катерина Шпица играет Юлию Друзиллу, ту самую добрую и светлую составляющую Калигулы. Нежная, хрупкая, трепетная, она - тень его прошлого, его мечта, его душа. Его Психея. Призрак, являющийся из недр памяти в самые сложные моменты жизни Калигулы.

Фото: Евгений Чесноков

Жену Калигулы Цезонию блистательно играет прима-балерина Большого театра Мария Александрова, которая создает образ страстной любви. Любви слепой и яростной. И всепрощающей - она готова не замечать изощренной жестокости Калигулы, постепенно меняясь, как будто каменея. И вскоре уже взирает на творящиеся бесчинства как холодная и неумолимая статуя римской богини - возможно, Юноны. Это сходство подчеркивается всей пластикой Александровой - сдержанные лаконичные движения, короткие и точные. Но за этой царственной скупостью жеста скрываются сильнейшие эмоции. В Цезонии удивительным образом сочетаются равнодушие, властность и чувственное напряжение.

Фото: Евгений Чесноков

Третья героиня - жена патриция Муция в исполнении Зои Бербер. Очередная жертва жестокости Калигулы, чье истязание на показ публике могло бы привести к открытому протесту, но - аристократы молчат, то ли боясь своей участи, то ли становясь соучастниками злодеянием.

Фото: Евгений Чесноков

Визуальное решение спектакля “Калигула” завораживает. Первая сцена, где император прощается со своей сестрой, проста и лаконична, выполнена в черно-белой гамме. Ложе - как постамент для серо-каменного трона с барельефом змеи. И в луче света только двое - Калигула и Друзилла. Но затем откуда-то из причудливых складок колышущегося занавеса, как будто из больного воображения главного героя появляются другие персонажи, обыкновенные и странные, находящиеся в постоянном движении. И катятся прямо в зрительный зал огромные головы-маски, и диск луны то обращается ликом грозного божества, то наливается кровью, искушая правителя-богоборца своей достижимостью, манит вверх, то обрушивается, завершая трагедию.

Igor Rasputin отзывы: 3 оценок: 4 рейтинг: 2

Калигула.
МГТ под руководством С. Безрукова.
Режиссер-хореограф Сергей Землянский.
Почти рецензия.

Сегодня мне посчастливилось попасть на удивительный спектакль "Калигула", Московского губернского театра под руководством Сергея Безрукова.
Сказать, что я в восторге, это значит ничего не сказать. Я потрясен! Я в шоке!
Мне повезло, я сидел в первом ряду. Я видел все эмоции на лицах актеров. Но все по порядку.
Самое начало. Первая сцена. Прощание Калигулы со своей умершей сестрой Друзиллой.
На сцене минимум декораций, только трон и постамент перед ним, на котором лежит мертвая Друзилла.
Калигулу играет Илья Малаков. Актер МГТ под руководством Безрукова. Удивительной харизмы артист. Мало того, что он танцует, как Чебукиани, так он еще и великолепный актер. Нет, скорее наоборот, мало того, что он великолепный профессиональный актер, так он еще и танцует, как Чебукиани. С такой же страстью, энергией и экспрессией. Он весь боль, отчаяние и страдание. Непонимание, почему это произошло именно с ним. Я верю ему и сопереживаю с первых минут.
Но мое внимание все время притягивают руки мертвой Друзиллы, двигающиеся в напряженном, определенном, повторяющемся рисунке. как бы говорящие Калигуле
"Ты должен занять трон". "Ты должен занять трон".
Через минуту я понимаю, что этот рисунок рук видимо составлен из знаков для глухонемых людей, потому что перед спектаклем я видел немало их в фойе, а на сайте театра я прочитал, что в этой постановке будут заняты и глухонемые актеры. Потрясающе. И этот разговор рук - это здорово! Мне это очень нравится.
Потом этот язык используется режиссером в течении всего спектакля. И, это удивительно, но меня он нисколько не раздражает, наоборот в этом есть для меня какая-то мистика. Только иногда проскакивает мысль, ну почему я не знаю этот язык.
Но вернемся на сцену, Калигула в каком-то беспамятстве пытается оживить любимую сестру. Но ее тело уже ему не подвластно.
Друзиллы больше нет.
Её роль исполняет, пожалуй одна из самых на сегодняшний день медийных, как сейчас говорят, актрис, Катерина Шпица.
И это было для меня самым большим потрясением на этом спектакле.
Катя, которую я знал ещё по совместным работам в музыкальном театре Назарова, вдруг открылась для меня с такой стороны, с какой я совершенно не ожидал её увидеть.
Нет, не в этой сцене, хотя и здесь она очень убедительно и страшно играет мертвую, а в другой, в той, где она появляется в воспоминаниях Калигулы.
Таких эмоций, переживаний, телодвижений я не видел у неё никогда прежде.
А как она танцевала! Блин, мы потеряли талантливейшую балерину. А впрочем, почему потеряли, нет! Мы её нашли. Вернее ее нашел, а точнее открыл режиссёр-хореограф этого спектакля Сергей Землянский.
Судя по этой постановке, других я к сожалению не видел, талантливейший хореограф и очень необыкновенный режиссер. Я представляю, как это чертовски трудно заставить так профессионально и так волшебно двигаться драматических актеров. Но ему это удалось! Да еще как удалось!
Я не мог себе и представить, что Зоя Бербер, известная всем, как Лера, жена Коляна из сериала "Реальные пацаны", может не только до боли в сжатых кулаках, пронзительно-щемяще сыграть жену Муция, изнасилованную Калигулой, но и так необыкновенно и профессионально двигаться, нет не двигаться, так профессионально танцевать.
А впрочем здесь это тождество. Землянский сумел органично сплести в один узел танец, пантомиму, актерскую игру, необычную, завораживающе ритмичную и тут же аритмичную музыку, потрясающие декорации, какие-то умопомрачительные костюмы и волнующие-будоражащий свет. Правда, вот света мне лично, в некоторых сценах не хватало. Нет не в тех, где он специально приглушен, или, как говорят в театре прибран. А там, где он вроде бы есть, но мне показалось недостаточно, потому что я даже с первого ряда не мог, в некоторых эпизодах четко увидеть лица актеров. А что уж говорить про двадцатый ряд. Впрочем, возможно так и было задумано режиссёром, ведь в этом спектакле главным выразительным средством стал язык тела. И это его право. Потому что в этой работе я встретился с удивительно талантливым художником, художником с большой буквы.
А эти его режиссёрские находки, с волнующимся черным задником, рождающим из своих недр персонажей спектакля, с падающим огромным портретом и ещё целый каскад необычных решений.
Однако вернемся немного назад.
Итак, Катерина Шпица - Друзилла. Образ, сыгранный ею, настолько органичен, что кажется был написан, точнее не написан, а создан специально для нее. Вот она маленькой девочкой резвится со своим братом Сапожком, а вот она ещё совсем ребенок узнает, что такое быть развращенной своим двоюродным дедом, императором Тиберием, убившим её родителей. К которым, в конце этой сцены, провожает Друзиллу родной брат и любовник Калигула. И в этом тоже виноват Тиберий, его на сцене проживает Григорий Фирсов. Да, именно проживает, настолько он органичен и убедителен в этой роли.
Так вот, Шпица сумела провести всю роль от начала и до конца в одном ключе, но с огромным количеством оттенков и нюансов, как в актерской игре, так и в танцевальном искусстве. Браво Катя. Я думаю эта ее работа достойна "Золотой маски".
По правде говоря об этом спектакле мне хочется говорить только в восторженных тонах, настолько он мне понравился.
Здесь каждый на своем месте. Уникальный художник по костюмам и сценограф Максим Обрезков, (сотворивший немало прекрасных декораций и костюмов в театре Вахтангова, да и не только в нем), сотворивший для этого спектакля умопомрачительные костюмы, композитор Павел Акимкин (Павел не только замечательный и самобытный композитор, но и отличный профессиональный актер), исполнители ролей все до единого, также заслуживают самых добрых слов, даже не слов, скорее похвал. Ведь они умудряются проигрывать не только свои роли, но и во всю силу работают в ансамбле, который представляет нам, то жителей Рима, то гетер, а то патрициев и их жен.
Ну и конечно я не могу промолчать о Цезонии - жене Калигулы, ее образ создала русская балерина Мария Александрова - звезда Большого театра.
Как же тонко, четко и чисто она проводит свою роль. Мне показалось, что режиссер специально сделал акцент не на ее блестящем танце, а на актерской игре. Именно поэтому весь спектакль не рассыпался на составные части, как то, Мария Александрова и другие, а получился цельным и единым полотном.
Ее дуэт или, как говорят в балете па-де-де с Калигулой смотрится ярко, запоминающе необычно и очень красиво. Она ну очень здорово перевоплощается и как сейчас говорят очень круто танцует.
В общем спектакль получился, и не просто получился, а очень здорово получился.
Ищу какие-нибудь минусы и не нахожу. Так, небольшие тараканы.
Ну например я бы возможно пустил в сценах, где прямо в танце идет язык жестов, понятный глухонемым зрителям, текст для обычных людей, голосом того же Сергея Безрукова, который так здорово и нестандартно озвучил обычное обращение в начале спектакля с просьбой выключить мобильники, что сорвал аплодисменты еще до начала действия. А если это сделано специально, ведь в програмке написано Версия без слов, то тогда выпустить на сцену перед спектаклем сурдопереводчика для этих слов про телефоны. Шучу.
Да вот пожалуй и все минусы, хотя не знаю, можно ли назвать это минусом. А может это так специально задумано, чтобы не разрушить потрясающую атмосферу древнего Рима, в которую я, обычный зритель погрузился в самом начале этого незабываемого действа.
Даже в Риме, из которого я вернулся месяц назад, на античных развалинах Форума, я не смог испытать тех чувств, которые вызвал во мне "Калигула". И это правда.
23 декабря 2016

Gal K отзывы: 49 оценок: 50 рейтинг: 4

29 марта я посмотрела в МГТ спектакль "Калигула", поставленный Сергеем Землянским.
С составом все как-то туманно, так как на сайте в этот день исполнителем Калигулы бвл заявлен Станислав Бондаренко, а в программке был указан Илья Малаков. И с 11 ряда рассмотреть, кто же был на самом деле, не получилось.
Впечатления от спектакля неоднозначные. Спектакль очень яркий. Шикарные костюмы, оригинальная декорация в виде задника, на котором видим то Божество, то "далеко", в которое уходят умершие родители и Друзилла, то кровавое зарево, которое накрывает Рим стараниями Калигулы. Минимализм, но очень яркий и эффектный.
Музыка, безумно тяжелая, но попадающая в историю на 200%. Казалось бы, все удалось. И на самом деле, удалось, почти все. Образы получились очень четкими и узнаваемыми. Лично мне даже Сципион был узнаваемым с самого начала именно по костюму с маской раба. Почему-то из пьесы Сципион мною так и был воспринят - равный по рождению, но не способный встать выше над зависимостью от Калигулы. Не способный ненавидеть и отомстить за смерть родителей. В этом и его сила, и его слабость. И привязанность к Калигуле на грани рабской.
Очень четкими были образы Хереи, и Геликона. Жесткие, понимающие, куда идти дальше. В постоянном противостоянии. За это их и уважал Калигула, даже зная, что Херея несет ему смерть.
В программке к спектаклю очень хорошо прописано либретто, но так получилось, что я его прочитала уже после спектакля, до спектакля просто не успела. Но мне этого не понадобилось, так как с пьесой Альбера Камю знакома, и в постановке все было очень понятно. Но пожалуй тем, кто с текстом пьесы не знаком, либретто нужно читать обязательно. Все же история не простая, чтобы просто так понять что и как.
Что, на мой взгляд, не удалось, так это пластика. Вот бывает какофония звуков, а здесь зачастую была какофония движений. Местами было не ясно - такие корявые движения задуманы или актер не справился? Как в пику данной хореографии, постоянно вспоминался спектакль "Отелло" в Вахтанговском театре. Насколько там четкая пластика! Ни одного случайного движения, все выверено и подчинено истории. Здесь же было много просто наборов каких то махов, жестов. И мне мешал язык жестов (или его подобие). Спектакль без слов! Так не нужно слов и в таком выражении. ИМХО это было лишнее.
И самое главное, что мне не понравилось - тщательно и подробно выписанные сцены оргий. Они были длинными, прямо смаковались авторами спектакля. А ведь та же сцена совращения жены Муция у Камю идет легким намеком. Здесь же это действие заняло довольно большой промежуток времени, с подробным раздеванием и вполне узнаваемыми однозначно трактуемыми жестами и движениями. И такая сцена была не единственной. Я не ханжа и спокойно отношусь даже к обнаженке на сцене, если это оправданно и хорошо срежессированно. В "Калигуле" мне на этих сценах было очень неловко. И поэтому еще более странным на фоне таких подробных иллюстраций к разврату выглядит финал - куцый и непрописанный совсем. Было бы логично, и мною так и ожидалось, что сцена убийства Калигулы будет яркой. Увы... Не было. А ведь там ключевая фраза почти умершего героя - "Я еще жив!"
Стал ли понятнее образ главного героя - Калигулы? Да, стал. Неплохим решением было включить в повествование не только пьесу Камю, но и "отсебятину" в виде истории его взросления, смерти его родителей. Именно это дает понимание того, почему он стал таким, каким стал. Убийство родителей, совращение, смерть любимой сестры... Вряд ли кто мог в такой ситуации остаться добрым, справедливым, да в принципе нормальным.
Спектакль могу рекомендовать тем, кто любит пластические вещи, кто может их понимать. И тем, кому в принципе интересны такие истории, так как история тяжелая.

Ирина Огурцова отзывы: 26 оценок: 26 рейтинг: 1

Калигула (версия без слов). Губернский театр. 29.03.2018.

Танцуют драматические актеры.

Тем, кто знаком с текстом пьесы А.Камю, смотреть этот спектакль легко и приятно.
Для тех, кто смотрит «с чистого листа», это эффектное, красивое, но не всегда понятное действие. (Интересно, есть ли в программке либретто? Мы прибежали перед самым началом и не успели ее купить).

Впрочем, и для ориентирующихся в действии, в нем много неожиданного. Ибо там, где Камю прописал что-то яркое и зрелищное, что хорошо перекладывается на сцендвижение, составляющие легко узнаваемы. Вот Калигула, выступающий в роли Венеры. Вот он прелюбодействует с молодой женой сенатора, а тот практически убит этим... но терпит. Вот катятся из-за кулис отрубленные головы, Калигула играет с ними, словно мячиками, а окружающие разбирают останки своих близких и друзей, продолжая, тем не менее сгибаться перед палачом в поясном поклоне...

Но там, где у автора над зрелищностью превалирует философия (которую, может, и протанцуешь... но таки сложно), авторы добавили зрелищной отсебятинки. Даже появился некий конь - видимо, тот, что «ввез Калигулу в Сенат».
Впрочем, я не скажу, что это было плохо. Тем более, мы знали, на что шли: в «версии без слов» состязание поэтов, например, невозможно... и невозможны стихи о «о согласии земном и предвечном».
Впрочем, была в спектакле безмолвная беседа Калигулы и Сципиона (которого я, из-за странного, резко отличного от других, костюма, вначале приняла за Геликона), беседа друзей=врагов, людей с близкими душами, ненавидящими друг друга...

Основная декорация - большой круг. Луна, о которой мечтает Калигула (?) - и на ее голубоватом фоне возникают умершие родители героя, а потом туда, вдаль, уходит и Друзилла. Луна, которая краснеет от крови, а потом чернеет... Луна, на которой проступают изображения... Луна, до которой можно дотянуться - и ободрать ее руками.

На все основные роли заявлено по два артиста. Ну, а поскольку мы - без программки, я не смогу похвалить кого-то конкретно.
Но нареканий ни к кому не было, все хороши, пластичны, эффектны, красивы.

Хотя финального крика Калигулы: «Я еще жив!» мне в этой безмолвной версии не хватило...

Традиционная благодарность за приглашение на спектакль ЖЖ-сообществу Москультура . .
Ну, и конечно Московскому Губернскому театру (смотрела так второй спектакль; оба раза - не без удовольствия).