Какими художественными средствами пользуется бунин. Формирование художественного образа человека через "ощущения природы" у И.А.Бунина

Данная работа направлена на раскрытие идеи «маленького человека» русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Автор реферата построил упорядоченную цепь, через которую попытался дать полную картину жизни людей из народа, подмеченную Александром Сергеевичем Пушкиным и талантливо подхваченную его последователем Гоголем.

Работа написана с полным знанием творчества Пушкина и Гоголя.

“ Маленький человек”- представитель

демократических слоев, человек из народа-

с благословения Пушкина, Гоголя и Белинского - стал подлинным, действительным

героем русской литературы…”

Ю. А. Бельчиков.

Н. В. Гоголь принадлежит по праву к “ гениям мирового словесного искусства, где его имя стоит в одном ряду с именами Данте и Свифта”. Всю свою жизнь Гоголь писал только о России, надеясь послужить Отчизне высоким слогом своих произведений.

«Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» - говорил Гоголь о России, раздольной, но несчастной; могучей но “ раздирающей душу” каждого русского, для которого нет ничего дороже своей Отчизны. Так и хочется воскликнуть вслед за Пушкиным: “ Боже мой, как грустна наша Россия”.

К сожалению, причин такой оценке было предостаточно: власть денег и казнокрадство, взяточничество и чинопочитание, бездуховность и глупость, подавление талантов и унижение личности - всё, всё это стало предметом творчества Николая Васильевича.

Цель моей работы: проследить за тем как развивалась тема “маленького человека” в творчестве Н.В. Гоголя, начатая А.С. Пушкиным. Она заинтересовала меня только потому, что, к сожалению, тема “униженных и оскорблённых” имеет место и в наши дни, в век процветающей цивилизации и прогресса. А стать на защиту таких людей в своё время решился именно Н.В. Гоголь.

Приезд в Петербург после окончания Нежинской гимназии высших наук разрушил все радужные надежды юного Гоголя, разочаровал будущего писателя.

Вскоре наблюдения провинциала над петербургской жизнью выльются в повести под условным названием “Петербургские”: «Невский проспект», «Портрет», « Нос», «Шинель». Все они отличают город, весь пропитанный фальшью и во всех бедах Николай Васильевич обвиняет, прежде всего, государственный аппарат, сверху донизу погрязший в безделии, карьеризме, равнодушии к тем, кем призван управлять и обеспечивать достойную жизнь. Здесь органично слились воедино социальная среда и судьба личности, напрямую зависимая от этой среды, от общества в целом.

Н.В. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, задавленного, униженного и оттого - жалкого.

Правда пальма первенства в этом принадлежит всё - таки Пушкину; его Самсон Вырин из “Станционного смотрителя” открывает галерею “маленьких людей”. Но трагедия Вырина сведена к личной трагедии, её причины лежат во взаимоотношениях семьи станционного смотрителя - отца и дочери - и носят характер нравственности, точнее безнравственности со стороны Дуни, дочери смотрителя. Она была для отца смыслом жизни, “солнышком”, с которым одинокому, пожилому человеку было тепло и уютно. Но Дуня предаёт Отца, уезжает с Минским в Петербург. Отец не выносит предательства дочери, его тревожит её будущее, в котором он видит свою дочь несчастной. Итог печальный: Вырин спивается, опускается до неузнаваемости и умирает. Запоздалый приезд Дуни и слёзы на его могиле - признание своей вины, а нам, читателям, это урок, нравственный урок: дети обязаны заботиться о своих родителях, которые дали им жизнь, воспитывали их.

Гоголь же, оставаясь верным традициям критического реализма, внеся в него свои, гоголевские мотивы, гораздо шире показал трагедию “ маленького человека” в России; писатель “осознал и показал опасность деградации общества, в котором всё более и более увеличивается жестокость, равнодушие людей друг к другу”1

И вершиной этого злодейства стал гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин из повести “ Шинель”, его имя стало символом “маленького человека”, которому плохо в этом странном мире чиноугодничества, лжи и “вопиющего” равнодушия.

“Петербургские повести” написанные в 1835 году, резко контрастируют с повестями из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и “Миргород”. От чарующих, сказочных пейзажей с их добрыми, несколько наивными героями - Левко и Галя

(“Майская ночь …”); Вакула и Оксана (“Ночь перед рождеством”); Хома и красавица - ведьмочка (“Вий”) - веет такой умиротворённостью, такой прелестью, которую испытываешь разве только от прочтения добрых волшебных народных сказок.

А “Тарас Бульба” Гоголя навсегда останется символом великой любви к родному Отечеству, к русским богатырям, вставшим на защиту родной земли и погибшим за неё.

В центре « Петербургских повестей» - образ столицы российского государства. Как этот образ не похож на предыдущие! Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин) в своих произведениях показали нам Петербург, как символ могущества Российской империи, блистающий архитектурной красотой и очагом неугасимой славы. Затем эстафету подхватил А.С. Пушкин и его современники. Но тот же Пушкин в поэме «Медный всадник» изобразил Петербург как город социальных контрастов. Его Евгений - тоже «маленький человек» в этом огромном и беспощадном мире». Мечты Евгения о семейном счастье “разбились” не столько о стихийной возмущение природы (случилось страшное наводнение), сколько о социальную несправедливость, воплощенную Пушкиным в образе «Медного всадника»:

И во всю ночь безумен, бедный,

Куда стопы не обращал,

За ним по всюду Всадник Медный …

С тяжёлым топотом скакал…

Величие Петра остаётся для Пушкина непоколебимым. “ Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного человека, имеющего право на счастье … Гармонию между человеком, между личностью и государством не могла быть достигнута на почве несправедливого общественного строя”, - пишет В.Г. Белинский в статье « Поэмы А.С.Пушкина».

Тема Петербурга, появившаяся в произведениях Пушкина, была развита ещё глубже в творчестве Николая Васильевича Гоголя. «Невский проспект» - первая повесть третьего цикла произведений писателя. Начинается она прославлением “всеобщей коммуникации Петербурга”. Невский проспект для петербуржцев - это «место, где показываются люди», где встречаются обитатели столицы “ всех мастей, чинов и званий”, где ценятся “перстни, сюртуки, башмачки”, то есть вещи, по которым людей “ встречают по одёжке”, но провожают, к сожалению “не по уму”, а всё по тем же “пуговицам мундира, по погонам, по замшевым или простым панталонам, по другим внешним, кажущимся смешными и ничтожными, признакам”.

Уважение человека в этом закоснелом мире зависит не от его душевных качеств, не от его ума и образованности, а от его положения в обществе. Здесь нет подлинной жизни, настоящей красоты: «О, не верьте этому Невскому проспекту! “Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» - восклицает с горечью автор повести.

Эта мысль стала эпиграфом ко всем « Петербургским новостям». Впервые в истории русской литературы перед читателями представилась жизнь не верхушки столичного общества, дворянской и чиновничьей знати, а внимание Гоголя привлекли мелкие чиновники, мастеровые, выбитые из колеи жизни.

Из-под пера Николая Васильевича смотрела на нас “ куча набросанных один на другой домов, гремящих улиц, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности”.

В этом лживом, жестоком и равнодушном мире происходит драма художника Пискарёва, который ищет осуществления своей мечты, ищет идеал красоты, воодушевлявший его творческий труд. Красота, по мнению Пискарева, должна «сливаться с непорочностью и чистотой». Потрясенный внешностью девушки, он создал своём воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания надежды. Но красавица оказывается обольстительницей “отвратительного притона…”

Во сне художника автор возвращает нас к образу привилегированного Петербурга и отмечает: сюжет повести на том и строится, что на Невском проспекте “ все не то, чем, кажется”. Пискарев - мечтатель, живший вне действительности, противопоставлен Гоголем целой “улице - красавице”, со светской толпой, чванливо выставляющей свои “великолепные сюртуки и бакенбарды”. Где-то здесь затерялся Пирогов, пошлый и самодовольный поручик, составная этой улицы, её, как сказал В.Г. Белинский, дитя. « Пискарев и Пирогов, - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев… Да, господа, скучно на этом свете!... Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоедимых - поручика Пирогова и художника Пискарева». Контраст действительно большой: искренние чувства одного “разбились” о пошлость, о грубую реальность, которую так и не смог понять и принять художник, в результате - самоубийство; а другой, “откушав пирожка в кондитерской”, преспокойненько “завел флирт с другой барышней”, быстро забыв о своей неудаче.

Тема трагической судьбы художника прослеживается и в другой повести Гоголя - «Портрет». Но если в « Невском проспекте» Пискарева загубила пошлость, обывательщина, дичайшая реальность, то в « Портрете» честный, трудолюбивый, не лишенный таланта художник Чартков губит себя и свой талант, дарованный самой природой «ради денег, ради наживы». То же самое произошло и с героем рассказа А.П. Чехова Дмитрием Ионовичем Стариевым («Ионыч»), врачам, приехавшим в небольшой город с надеждой служить честно, избавляя людей от недугов. Взятки сгубили Ионыча (так стали звать ставшего тучным, ленивым, забросившим практику врача), опошлили его, обывательская среда сделала из него «получеловека».

Гоголевский Чартков тоже подавал большие надежды: “… вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. « Смотри, брат, - говорил ему профессор, - у тебя есть талант: грешно будет, если ты его погубишь… Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец… как раз попадёшь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском…”

Профессор был отчасти прав. Иногда хотелось, точно, нашему художнику кутнуть, щегольнуть… “Вот - это и погубило молодого Чарткова. А началось все с того, что Художник по случая приобрел за последние гроши портрет старика у продавца лубочных картин… Портрет привлек внимание Чарткова потому, что его опытный глаз “увидел следы работы высокого художника”. Задавленный нищетой, он мечтал о большой куче денег, которая сделает его счастливым. И вдруг, как по мгновению волшебной палочки, случается чудо: в приобретенном портрете оказались 1000 золотых монет. Сначала это было во сне, потом « капитальная рука квартального надзирателя» произвела перелом рамки, и … вот оно избавление от всех бед. Чартков преображается: великолепный внешний вид, богатая квартира; художник желает “показать себя свету”, удивить всех своим чудесным талантом. Мечты уносят его далеко к всеобщей славе.

И художник принимается за дело. Вскоре появляется статья в газете: “О необыкновенных талантах Чарткова”. Подкупленный журналист потрудился на славу, обрисовав художника и его мастерскую в таких красках, что посыпались заказы.

Первыми посетили Чарткова дама с дочерью. Гоголь, с присущим ему смехом, так сказал об их лицах: « Увы! На лицах и матушки, и дочери написано было, что они до того исплясались на балах, что обе сделались чуть не восковыми…»

«Исплясались на балах» - коротко, а сколько мысли! Здесь и традиционное светское безделье, и бездуховность большинства завсегдатаев балов и торжественных вечеров. Здесь меткая оценка и приговор всему высшему обществу.

А художник, привыкший иметь дело « только с жесткими чертами грубых людей, со строгими антиками и копиями кое-каких классических мастеров» должен был сейчас «вкрапнуть жизнь» в «фарфоровое личико» Лизы, позировавшей ему.

Но это был только порыв, а далее завертело «бедную головушку», художник быстро научился приспосабливаться к вкусам «безвкусных» заказчиков, становясь все больше и больше ремесленником и губя тем самым свое дарование. Власть денег растлила в нем душу, совратила его с поприща мастера своего дела. Чартков же не мог вернуться к подлинному искусству от «безжизненных модных картин «, его кисть невольно обращалась «к затверженным формам».

Чарткова погубила не только страсть к наживе, но и та пошлая аристократическая среда, влияние которой всегда пагубно сказывается на того, кто оказывается в ней. Она и искусство Чарткова превратила в «бездушное ремесло». У героя Гоголя не хватило сил сопротивляться её влиянию. « Служение искусству требует мужества, нравственной стойкости, понимания, высокой ответственности перед обществом за свой талант», - писал Н.В. Гоголь, но его герою недоставало ни того, ни другого.

Совершенно правильно поставив вопрос в «Портрете» о развращенном влиянии на искусство власти денег, враждебной самой природе искусства и поэзии, Гоголь ищет путь к спасению искусства в религиозно-нравственном его назначении. Эту новую мысль он попытался воплотить во II части повести «Портрет», резко раскритикованную Белинским, назвав её «приделкой». Гоголь переработал свою повесть, ослабив ее фантастический элемент. В первой ее редакции гибель Чарткова обусловлена вмешательством таинственных сил.

Во второй редакции «Портрета» грехопадение Чарткова объясняется уже не столько влиянием таинственных сил, сколько особенностями его душевного склада, возникающими в его помутневшем сознании, прежних воспоминаний, когда он был молод и талантлив. Сейчас же власть денег, тщеславие превратили его в того «страшного демона», которого идеально изобразил Пушкин. «Кроме ядовитого слова и вечного порицания, ничего не произносили его уста…» Так бесславно погиб художник, которому природа уготовила славу великого живописца. Виновата в этой гибели все та же социальная сфера, которая, как коростой, покрыта была пошлостью.

Проблемами искусства и поэзии в своих «Арабесках» Н.В. Гоголь посвятил несколько статей: «Скульптура, живопись и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «О малороссийских песнях», « Последний день Помпеи». По мысли Гоголя, искусство вносит гармонию в жизнь человека, будит в нем возвышенные чувства, особенно в век « холодно _ ужасного эгоизма». О Пушкине писатель говорил, что «его искусство сумело объять во всей полноте внутреннюю и внешнюю жизнь».

Сам Гоголь также стремился к высокому искусству слова. Его сатирическая и в то же время фантастическая повесть «Нос» меня удивила. Читая её, я и смеялась, и поражалась удивительной фантазии писателя, и одновременно отметила для себя, что и в этом произведении тема «маленького человека» раскрыта поразительно искусно, хотя подход к этой теме выбран несколько иной, чем в «Портрете». Если там « мерзость жизни» не дала раскрыться таланту Черткова, то в повести «Нос» Гоголь показал нам “уродливую” личность в “уродливом мире”.

В центре повести всё тот же Невский проспект. Он является колоритным фоном разворачивающегося фантастического сюжета: коллежский асессор, майор Ковалев, однажды обнаруживает на своем лице отсутствие собственного носа.

Каково же было удивление, переходящее в ужас, когда он увидел свой нос, который спокойно разгуливал или разъезжал в карете по улицам Петербурга.

И все это Гоголь преподносит нам, читателям, как совершенно обыкновенный случай, будто бы речь идет о потере сюртука или модной брошки. Удивительно, как сочетаются в повести реальное (описание жизни чиновничьего Петербурга, жизни Ковалева) и фантастическое: нос майора зажил самостоятельной жизни, причем, как оказалось, судя по мундиру, шляпе и коляске, нос был статским советником, то есть чином старше Ковалева. Возмущение коллежского асессора перерастает в подобострастное обращение к собственному носу, он просит его (с почтением!) вернуться назад на свое место, там, «где ему должно находиться». Нелепое состояние героя повести не вытравило в нем ставшее его частью, го состоянием не только поведения, но и души Ковалева, что особенно страшно - это ненавистное Гоголю чинопочитание, так глубоко распространившееся не только в Петербурге, но и в России. Это чиноугодничество, русское по своей сути, растлило весь чиновничий аппарат, оно “заразило” весь народ. Чтобы доказать эту мысль я приведу один пример. Квартальный надзиратель «осчастливил» Ковалева, принеся ему, домой завернутый в бумажку нос. Квартальный понимал, что за это благодеяние он не останется в накладе, и стал на всякий случай жаловаться на дороговизну припасов, большое семейство и недостаток средств, необходимых для существования. Ковалев, отлично знающий натуру этих надзирателей, мигом ухватил намек и сунул гостю в руку красную ассигнацию. Но уже через мгновение он слышит голос квартального на улице, «где он увещевал по зубам одного глупого мужика, наехавшего своей телегой как раз на бульвар». Вот он, «полный истинной трагедии мир, в которым переживания Ковалева и похождения его сбежавшего носа, кажутся вовсе невинными, пустячными» . Весь мир - хаос!

Получается парадоксальная вещь: нос выходит победителем лишь только потому, что оказался выше чином. Положение человека в этом хаосе совершенно незначительно и унизительно. И страдают от этого все, завися от тех, чей служебный ранг выше.

Оставшись без носа, Ковалев обеспокоен не своим физическим увечьем, жутким видом, а тем, что рухнули все его виды на выгодную женитьбу и на карьеру. « И никто в Петербурге не хочет помочь пострадавшему Ковалеву!» - восклицает Гоголь, делая акцент на окружающее равнодушие. Но мне грустно стало оттого, что сам Ковалев принимает это как само собой разумеющееся, потому что иного отношения он, к сожалению, не знает; потому что он сам так поступает.

Гоголь, конечно, смеется над своим героем. Но это «смех сквозь слёзы», потому что за этим стоит национальная трагедия: деградация всего населения России. И это ужасно! Мелкий, убогий человек, жалок в этом мире. Устои господствующего класса сделали из человека страдающее существо, которое должно рассчитывать только на свои силы в борьбе за выживание в этом жестоком мире.

Трагическая неустойчивость жизни - главная тема всех петербургских повестей. И в каждой из них - отличительная грань этой проблемы.

Гоголевский Петербург - это город контрастов: рядом с роскошными домами в центре города соседствуют убогие трущобы на окраинах. Петербург - это город бедняков, жертв нищеты и произвола.

Такой жертвой явился Акакий Акакиевич Башмачкин из известнейшей повести Гоголя «Шинель». Повесть, наряду с комедией «Ревизор», поэмой «Мертвые души», вошла в сокровищницу русской и мировой литературы. Её герой стал символом; Герцен назвал его « колоссальным символом жестокости».

Читая в первый раз «Шинель», я злилась на Башмачкина: и что он позволяет издеваться над собой! Но потом, когда были прочитаны все повести, статья Белинского, комментарий С. Машинского и Г. Беленького; письма Гоголя к друзьям и их письма к писателю, я поняла, что Башмачкин не мог вести себя иначе: таким его сделало общество от рождения, это его состояние души и тела, это его повседневность. И тогда мне стало жутко. Пронаблюдав за окружающей меня жизнью, я увидела вдруг, что такие же беззащитные, всеми гонимые и осмеянные люди есть и среди нас. В каждом классе есть человек, над которым все потешаются, доходя нередко до жестоких оскорблений.

Что же означает? Неужели это зло в России никогда не исчезнет? Да разве только в России? Есть эти «униженные и оскорблённые» во всем мире: об этом говорит мировая литература.

И тревогу за всех, кому неуютно на этом свете, подняли Пушкин и Гоголь. Последний из них развил эту тему, расширил её границы до таких размеров, что не замечать её нельзя было ни тогда, в XIX веке, ни в наше время.

Итак, сначала о судьбе вечного «титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина; вот его портрет: « низенького роста, несколько робоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным …Что ж делать! виноват петербургский климат». Фамилия Акакия Акакиевича происходит от слова «башмак», но не были ни его родители, ни родители его родителей сапожниками. А находились они под башмаком у всех кто правил ими, и пинали тем башмаком и предков, и Акакия Акакиевича все кому не лень. И имя у него странное: при рождении не смогли выбрать ему другого, и нарекли его, как отца, Акакием. Но, по словам Белинского, оно о многом говорит: как имя, так и его хозяин появились на свет для насмешек и унижений. А если заглянуть в этимологию, то Акакий по-гречески «незлобивый».

Сколько директоров сменилось в департаменте, где служил Башмачкин, а он, как был титулярным советником, так им и остался дот сих пор; как переписывал он ненужные бумаги, выводя каждую букву, так и продолжал « не делать ни одной ошибки в письме». А товарищи по службе изощрялись в своих издевательствах над ним. Он же не обращал на них никакого внимания - свыкся! И только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, он произносил: « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Все над ним потешались в это время, и лишь один молодой чиновник, поступивший недавно на службу, вскоре « вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор все… показалось ему в другом виде». И потом, закрыв себя рукой « бедный молодой человек много раз содрогался, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…» Блестящая гоголевская ирония! Я научилась тонко её улавливать.

Конечно же, гоголевский герой очень ограниченный человек; вся его жизнь сводится к одному: сшить себе новую шинель и боьше никаких интересов ни в каких идеалов. Но в нем много и положительного: он блестящий профессионал с любовью выводит каждую букву: « Наслаждение выражалось на его лице, когда он добирался до букв - фаворитов, он погружался весь в работу, забывая и обиды, причиняемые сослуживцами, и нужду, и даже заботу о личном уюте и от пище». Не его вина, что работа его была бесполезной. Акакий Акакиевич по-доброму относится к окружающим людям. И, наконец, он просто мужественный человек: как он перенес то время, когда экономил на всем, чтобы скопить на новую шинель. Ведь не каждый человек на это способен.

Гоголь не смеется над своим героем, напротив, он вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. Эту роль выполняет в повести тот самый молодой чиновник, о котором говорилось выше.

И вот желанная шинель готова. Сколько радости, гордости в глазах её хозяина. Изменился даже его внешний вид, а повеление стало более решительным и целеустремленным. « Он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею» той, которой стал обладать, словно любимой женщиной, которая также его любит. Шинель для Башмачкина стала таким живым существом, которое принимает и понимает его таким, какой он есть. Акакий Акакиевич почувствовал себя человеком! Человеком, а не изгоем, а потому он на равных общался с сослуживцами: принимает приглашение на вечеринку, в честь его обновы, впервые в жизни в кругу друзей выпивает шампанского. Словом, живет как все.

Но случается трагедия: шинель украли! « Акакий Акакиевич почувствовал, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал…» Поднявшись, он почувствовал, что в поле холодно и шинели нет…» Нет, не шинель взяли воры, они отняли у Башмачкина его жизнь! С тех пор жизнь потеряла для него смысл: он лишился любимого существа. Счастье было недолгим!

Были, правда, попытки вернуть шинель, но где там: Бюрократическая машина буквально «проглотила» этого маленького, беззащитного человечишка.

По совету друзей пошел Башмачкин к «значительному лицу», без имени, без звания, но лицо «значительное» (Гоголь придает обобщенный характер этому «лицу», давая знать нам, что все, к кому приходят за помощью, одинаково без - различны, спесивы и высокомерны, все они на одно лицо; напускают на себя маску строгости и деловитости, а за ней все то же равнодушие и безразличие) повел себя так, что у бедного Акакия Акакиевича все внутри задрожало от страха. И вновь я отдаю должное его мужеству - он попытался изложить просьбу, назвав « значительное лицо “его в чине… Вынесли беднягу из присутственного места едва живым, а через день к вечеру Акакия Акакиевича не стало.

Но появилось в городе привидение в образе умершего, которое стало снимать с прохожих шинели; попалось ему и « значительное лицо».

А! так вот ты, наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал о моей, да еще и распек, - отдавай же теперь свою!

«Бедное значительное лицо чуть не умер. Это происшествие оказало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами…»

Так заканчивается грустная история маленького человека, безобидного и беззащитного.

Итак, откуда такое фантастическое окончание? Оно, вероятно, призвано показать такие стороны героя повести, которые не могли проявиться раньше, потому что для этого не было, говоря историческим языком, никаких предпосылок. Забитость и страх, как уже говорилось выше, люди “впитывали с молоком матери”, что называется. И лишь после смерти, физической смерти, душа Акакия Акакиевича « осмелела» и стала мстить, прежде всего «значительному лицу». Почему? Потому, наверное, что заведомо знал, что все его беды при жизни исходили именно то него, от этого «сильного мира сего». Ведь были вокруг Акакия Акакиевича человечные люди. Это и Петрович, и молодой чиновник, и директор, повысивший сумму наградных, и чиновники, искренне порадовшиеся обнове Башмачника. Даже « значительное лицо» проявляет некую «человечность», сожалея о том, что прогнал беднягу.

Герой Гоголя выражает протест хотя и в образе привидения, но это протест, который поздно или рано воспримется людьми, должен восприняться!

Завершая разговор о теме « маленького человека» в русской литературе и в творчестве И.В. Гоголя, в частности, обращусь к словам Г.А. Жуковского, книгу которого (“Реализм Гоголя”) я тоже прочитала по совету моего преподавателя литературы. Он сказал следующее: “Идеал Гоголя скрыт в глубине душ маленьких, обыденнейших «людишек», жертв жизни. Изображая низменное, он рисовал его, питая в себе и в читателе семена глубокой веры в человека. Таким образом, Гоголь преодолел, отменил представление о противостоянии идеала, поэзии, с одной стороны, - и быта, обыденного обычных людей, «маленьких людишек», - с другой. Это и значило, что он открыл поэзию в действительности».

«Шинель» и все остальные повести Гоголя стали крупной вехой в творческом пути писателя. Раскрыв трагическую судьбу « маленького человека», он указал дорогу последующим писателям, а изображении униженных и оскобленных.

В.Г. Белинский, который больше всего своих статей посвятил именно творчеству Гоголя, писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, приобретшие известность, пошли по этому пути, оставив свой прежний…»

Некрасов, следя за творчеством своего современника Ф.Н. Достоевского, в чьем творчестве преобладает тема «маленького человека», воскликнул: « Новый Гоголь явился!»

Какие же можно сделать выводы из всего сказанного?

Во-первых, творчество Гоголя - значительная веха в истории развития отечественной литературы. Его творчество настолько реалистично, настолько демократично, гуманно, что вряд ли его можно сравнить еще с чьим - либо. Да и не стоит этого делать.

Во-вторых, тема « маленького человека, подхваченная Гоголем после Пушкина и доведенная Николаем Васильевичем до государственных масштабов, есть не что иное, как новаторство в нашей литературе. Она как говорилось выше, находит отражение и в наши дни, она всегда будет современна, пока будет существовать на земле Зло.

И, в-третьих, Гоголь в своих повестях проявился как писатель - сатирик ярко, оригинально. Он сделал « смех главным героем всех своих произведений». Он научил нас « смеяться сквозь слезы».

Гоголь научил меня конкретно быть сострадательной к тем, кто слабее меня.

гоголь маленький чехов человек

Тему «маленького человека» в литературе Гоголь развивал в петербургских повестях. «Маленький человек» это человек не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Но не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей.

Гоголь целенаправленно отстаивал право на изображение «маленького человека» как объекта литературного исследования.

В повести «Шинель» Гоголь обращается к миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной. Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

У Гоголя «маленький человек» ограничен своим социальным положением, и ограничен им духовно. По сути, душевные стремления Акакия Акакиевича просты - это спокойная жизнь, никаких перемен. Его родные - это буквы-фавориты, его любимая - это шинель. Он не заботится о своем внешнем виде, который тоже является отражением чувства собственного достоинства в человеке.

Гоголь говорит о том, что у Акакия Акакиевича нет самосознания. Башмачкину присуще только одно чувство в полном объеме - страх. Герой Гоголя и умирает не от унижения и оскорбления, а от страха, напуганный «распеканием» «значительного лица».

Всё в Акакие Акакиевиче было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.

Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Башмачкин - «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном.

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. «Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и «…существование его сделалось как-то полнее…». Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.

Жертвой Петербурга, нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает произносить самые страшные слова. И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая, чина и звания».

Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа. В финале «маленький» несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира.

Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - «Записки сумасшедшего». Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Н.В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» и других рассказах истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Критический реализм Гоголя раскрыл и помог развить эту тему писателям будущего как никто другой.

В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально-насыщенного искусства, которое замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины. Он даёт замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за романтизмом, обнимающего своим действенным взглядом ветхое и новое. В реализме Гоголя содержится раскрытие сложности жизни, её движение, рождение нового. Реалистичный взгляд утверждается в творчестве Н.В. Гоголя во второй половине 30-х годов.

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей литературы, утверждения в ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Творчество Н.В. Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу.

Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать» Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного дня!» - как бы с удивлением восклицает Гоголь. Но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы - Невского проспекта.

После «Петербургских повестей» Гоголь не оставляет тему взаимоотношений «маленького человека» и чиновничьего мира столицы. Это - тема постоянно живет в каждом произведении, он никогда не пропустит случая, чтобы не сказать двух-трех едких слов в ее адрес.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Стихотворение А.С. Пушкина о любви блаженство, будь подобен полной чаше, буря, в крови горит огонь желанья, в отдалении от вас

Стихотворение а с пушкина о любви.. блаженство будь подобен полной чаше буря в крови горит огонь.. в женски прелести влюблен..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В отдалении от вас
Александр Сергеевич Пушкин - великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотв

Споры вокруг романа И.С.Тургенева " Отцы и дети " в критике
Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни челов

Раскрасневшись, шатается ельник
Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тиха и безветренна. Оказывается, что

Я трепетал, чтоб с робких уст
Твое признанье не слетело… Эту творческую задачу ему помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, н

Которое устало ненавидеть
Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях "Поэт и г

Н.А.Некрасов " Кому на Руси жить хорошо". Анализ образной системы
«По словечку» в течение 20-ти лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась поэма-эпопея «Кому на Руси

Драть будет волостной
так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобипшно и т. д., красноречиво характеризует условия их жиз

Л.Н.Толстой «Война и мир». История романа. Изображение светского общества в романе
Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе “Война и мир”. “Свет” и общество изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если народ ж

Когда и почему происходить вокресение души Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»?
“Преступление и наказание” - психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний

Правда Раскольникова и правда Сони в романе «Преступление и наказание». Роль евангельских образов и мотивов в романе
Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Рас

Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения. Центральной темой литературы 60-х годов

маленького человека в произведениях А.П. Чехова
Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели, тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему «маленького человека». Его герои - «маленькие люди», но многие из них стал

Смерть чиновника”. “Толстый и тонкий”. Проблема рассказчика
Ознакомьтесь с этими короткими рассказами; что-то в них есть знакомое, верно? Как будто мы всё это уже

Мысль семейная в романе «Война и мир»
“Война и мир” - русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над роман

В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»?
Во многих своих рассказах А.П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение

Личность и история в романе Л.Н.Толстого « Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа
Основой сюжета «Войны и мира» являются войны с Наполеоном – 1805 и 1812 годов. Именно вокруг этих событий выстраиваются все эпизоды, герои, проблемы. Трактовка войны выводится Толстым из его понима

гибели дворянских гнезд в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
В пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели «дворянских гнезд». В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашн

С какой целью А.Н.Островский начинает и заканчивает действие в пьесе «Гроза». Дайте обоснованный ответ
Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще

Старые владельцы сада
Когда мы впервые видим и слышим Раневскую, все в ней кажется нам милым и привлекательным. Ее радость, ее слезы при воспоминании о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но уже в первом де

Ваш любимый литературный герой (по произведениям отечественной литературы 19 века
Евгений Онегин - главный герой одноименного романа А.С. Пушкина. В самом начале мы видим его в Петербурге. Здесь он столичный франт, который уже вполне постиг «науку страсти нежной». Обстоятельства

Роль «Пролога» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет

В чем заключается своеобразие ранних рассказов Чехова?
Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основное в творчестве Антона Павловича Чехова. Пошлость и обывательщина был

Как в письмах Онегина и Татьяны проявилась внутренняя суть их личности?
В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаемся с образцами любовных писем начала девятнадцатого века. Эти письма, как и весь роман, написаны в стихах, в этом их отличие от обычных писе

прошлого, настоящего и будущего в пьесе Чехова «Вишневый сад» . Роль символики и подтекста в чеховской прозе
Кардинальный конфликт в пьесе Чехова «Вишневый сад» выражен сложным противопоставлением трех времен - прошлого, настоящего и будущего. Прошлое - связано с образами Раневской и Чехова.

Нравственные принципы семьи Болконских. (По роману Толстого «Война и мир»)
Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры;

Укажите причину раскола в редакции журнала « Современник»
Журнал с таким названием издавался в России трижды. Первый «Современник» был основан Пушкиным в 1836 году. После смерти поэта журнал издавала группа писателей во главе с П. А. Вяземским (1

Из великих русских писателей вслед за Пушкиным обра­тился к теме маленького человека Гоголь. В его произведени­ях усилился социальный мотив противопоставления малень­кого человека, обладающего душой, власть имущим. Его маленький человек — это тоже по преимуществу мелкий чи­новник, чье сознание забито и унижено. Своего Акакия Ака­киевича (повесть «Шинель») Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло быть на самом деле, его круг интересов крайне убог и скуден, а жизненные стремления не простираются дальше покупки новой шинели. Поначалу этот герой представляется даже в комическом свете, но очень ско­ро этот налет комизма полностью снимается, уступая место трагизму. Гоголь с огромной силой дал почувствовать, что и в жизни маленького человека есть присутствие души, божест­венного начала, чего не видят равнодушные окружающие. Ка­залось бы, незначительное обстоятельство — кража новой шинели — становится для маленького человека подлинной жизненной трагедией, и мастерство Гоголя в том, что он заставляет читателя переживать эту трагедию, как свою собст­венную. В развитии сюжета повести большое значение приоб­ретает конфликт между Акакием Акакиевичем и «значитель­ным лицом», даже не названным по имени, к которому тот идет за помощью и которое высокомерно в этой помощи отка­зывает — еще бы, ведь «значительному лицу» совершенно безразличны и непонятны страдания мелкого чиновника, да и утруждать себя лишний раз не хочется. Гоголь делает так, что фактически именно «значительное лицо», а не неизвестные похитители шинели становится непосредственной причиной смерти Акакия Акакиевича. Тема чиновного равнодушия к че­ловеку, извращения подлинных человеческих отношений в чиновной среде — одна из важнейших в «Шинели». И в про­тивовес этому равнодушию в повести громко звучит тема со­вести и стыда, которыми должен руководствоваться человек в общении с ближним, невзирая ни на чин, ни на внешнюю не­притязательность и даже комичность какого-то отдельного че­ловека. Одной из лирических кульминаций повести является случай с молодым чиновником, который по примеру прочих начал было издеваться над Акакием Акакиевичем и услышал в ответ лишь беспомощное «Зачем вы меня обижаете?». Эта простая фраза произвела удивительное воздействие на моло­дого чиновника: «он вдруг остановился, как будто пронзен­ный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила от­толкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, сре­ди самых веселых минут, представлялся ему низенький чи­новник с лысинкою во лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих прони­кающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Гуманистическая мысль Гоголя выразилась в этом эпизоде совершенно отчетливо. Вообще надо сказать, что Гоголь в трактовке темы маленького человека как бы оставляет на вре­мя свой дар смеха, показывая, что смеяться над человеком, пусть даже и самым ничтожным, — грешно и кощунственно, не смеяться надо, а увидеть в нем своего брата, пожалеть, проникнуться той незримой трагедией, которая является на поверхности сначала как повод для смеха, как анекдот. Такова же его трактовка маленького человека и в повести «Записки сумасшедшего». Начинается повесть с чрезвычайно забавных высказываний сошедшего с ума чиновника, возомнившего се­бя испанским королем, и это поначалу очень смешно и нелепо. Но конец у повести совсем другой — трагический.

Тема маленького человека нашла отражение и в «Мертвых душах». Этой теме посвящен самый большой и значительный вставной сюжет — так называемая «Повесть о капитане Копей­кине». Здесь мы встречаемся все с теми же мотивами Гоголя, с комичной поначалу фигурой капитана Копейкина, который, од­нако, поставлен в трагические обстоятельства не чем иным, как именно чиновным равнодушием. При этом осмысление чинов­ных отношений у Гоголя здесь идет глубже: он уже не показывает «превосходительство» тупым и бессердечным человеком, наоборот, он бы и хотел помочь Копейкину и сочувствует ему, но общий порядок вещей таков, что сделать тем не менее ниче­го нельзя. Все дело в том, что государственной бюрократиче­ской машине вообще нет дела до живого конкретного человека, она занята более масштабными делами. Здесь с особой силой звучит любимая гоголевская мысль о том, что мертвая бюро­кратическая форма подавляет собой живую жизнь.

Примечательно, что Гоголь, в отличие от своих предшест­венников, пытается показать пробуждение самосознания ма­ленького человека. Правда, пробуждение это еще робкое, про­исходит помимо сознательной воли героя и часто принимает фантастические, гротескные формы. В сумасшествии и мании величия оно выражается в «Записках сумасшедшего», в пред­смертном бреду — у Акакия Акакиевича. Но ведь не случайно тому же Акакию Акакиевичу уже после смерти дана способ­ность жить и мстить своим мучителям, срывая с них шинели; не случайно в разбойники уходит капитан Копейкин. Все это показывает, что даже самого кроткого и безответного малень­кого человека можно довести до степени, когда в нем подни­мается мужество отчаяния. Этот процесс пробуждения само­сознания в маленьком человеке, захваченный Гоголем на самой первой, начальной стадии, очень важен для дальнейше­го развития этой темы в русской литературе.

Известный литературный критик Ю.В. Манн в своей статье «Одно из самых глубочайших созданий Гоголя» пишет: «Нам, конечно, смешна ограниченность Акакия Акакиевича, но мы в то же время видим его незлобивость, видим, что он вообще находится вне эгоистических расчетов, корыстных побуждений, волнующих других людей. Словно перед нами существо не от мира сего».

И на самом деле душа и помыслы главного героя Акакия Акакиевича остаются неразгаданными и неизведанными для читателя. Известна лишь его принадлежность к «маленьким» людям. Каких либо высоких человеческих чувств - не наблюдается. , Не умный, не добрый, не благородный. Он всего лишь биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор.

В этом и заключалась делема которую поклонники Н.В. Гоголя трактовали по-разному. Одни считали, что Башмачкин был хорошим человеком, просто обиженный судьбой. Сущность, которого состоит из ряда достоинств, за которые его нужно любить. Одним из главных его достоинств, является то что он способен на протест. Перед смертью герой повести «бушует», угрожая в бреду «значительному лицу»: «…даже сквернохульничал, произнося страшные слова, … тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». После смерти Башмачкин является в образе привидения на петербургские улицы и срывает шинели со «значительных лиц», обвиняя государство, весь его чиновничий аппарат в безликости и равнодушии.

Мнение критиков и современников Гоголя об Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский увидел в “Шинели” “безжалостное издевательство над человеком”; критик Аполлон Григорьев -- “любовь общую, мировую, христианскую”, а Чернышевский назвал Башмачкина “совершенным идиотом”.

В данном произведении Гоголь затрагивает ненавистные ему мир чиновников - людей без морали и принципов. Эта история произвела на читателей колоссальное впечатление. Писатель как истинный гуманист выступил на защиту «маленького человека» -- запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Повесть «Шинель» произвела сильнейшее впечатление на современников.

Произведение «Шинель» является одним из лучших работ Н.В. Гоголя и по сегодняшний день. (В.Г. Белинский, Полн. собр. соч., Т.VI. - Стр. 349), это было премьерное открытие «маленького человечка» широкой публике. «Колоссальным произведением» назвал «Шинель» Герцен.

Сделалась знаменитой фраза: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали «крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

«Внутренняя судьба личности - истинная тема первых, «чиновничьих» произведений Достоевского», - утверждает молодой критик В.Н. Майков, преемник В.Г. Белинского в критическом отделе «Отечественных записок». Споря с Белинским, он заявлял: «И Гоголь, и г. Достоевский изображают действительное общество. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества, для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума» (Майков В.Н. Литературная критика. - Л., 1985. - с. 180).

Пейзаж (франц. Paysage, от pays - страна, местность.) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизационному миру, причем картина природы представлена, подчеркнута эмоционально. В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлых тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы или величественно-богатой. Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычайного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности; кроме того, пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя, меланхолично-мечтательного или неспокойного, бунтующего. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий Иногда пейзаж имеет символическое содержание.

Пейзаж может быть сельским, городским, морским, горным и т.д. Мне очень нравятся произведения И.А.Бунина. Открыв один из томов собрания его сочинений, я окунулась в удивительный мир его героев. Пахнуло антоновскими яблоками, костром, свежим летним вечером. Я увидела на страницах его рассказов жизнь деревенского народа, красоту русской природы и настоящую любовь. Меня поразила живость созданных писателем образов (даже природа, в произведениях Ивана Алексеевича, оживает на глазах). Во всех героях Бунина есть что-то, что заставило меня сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. А). Произведение «Митина любовь». У Бунина описание с состоянием, настроением человека совпадает с настроением природы. У Ивана Алексеевича многие произведения наполнены любовью, следовательно, на природе хорошо отражается это состояние. Произведение начинается с наступления весны. Весна - это пора любви и прекрасного. Всё оживает, просыпается. « Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто жаворонки прилетели и принесли с собой тепло, радость. Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели… Всюду было многолюдно и оживлено» (№ 12 стр. 330) Митя - главный герой произведения. Он был влюблён в свою девушку Катю, которая увлекалась театром. Но постепенно в их отношениях «похолодало» и они решили отдохнуть друг от друга. Катя уехала с мамой в Крым, а Митя уехал в деревню к своей семье. В деревне Митя всё думал о Кате и этим он жил. «Погода стояла прекрасная, цвели сады и в воздухе стояла весенняя свежесть». (№12 стр. 339) Митя вспоминал, как проходило его детство (кстати, в этом рассказе присутствуют воспоминания, также главный «конёк» в творчестве Бунина). Он вспомнил, что он испытал, когда умер его отец, также это произошло весной. Тогда Митя почувствовал в мире смерть! «Как -то не так светило солнце, не так зеленела трава - всё было не так, как сутки назад». Мите мнился в вымытом и много раз проветренном доме странный, мерзкий, сладковатый запах… Митя ненавидел весну до встречи с Катей. «Мир опять был преображён, опять полон, будто ничего страшного не произошло, а напротив, - дивно сливающемся с радостью и молодостью весны». (№12 стр. 349) Митя посылал Кате письма, но когда Катя перестала отвечать, в душу героя закрался страх и запах смерти («он решил, что если Катя не ответит ему, то он застрелится»). Природа резко меняется с состоянием героя: « Перепадали дожди, пробегали грозы и ливни, и опять сияло солнце (солнце в этих строках символизирует надежду, надежду на то, что Катя ответит на его письмо и у них будет всё хорошо). Сад отцветал и осыпался, густел и темнел». (№12 стр. 351) Вскоре письмо от Кати пришло. В нём говорилось о том, что они должны расстаться. « Дождь обрушился (Бунин применил такой глагол, который сообщает о внезапности, неготовности и беспомощности) на сад с силой и неожиданными ударами грома». (№12 стр. 384) Это связано с неожиданным, тяжёлым для него письмом. Митя не мог спасти свою прекрасную любовь в том прекраснейшем весеннем мире, который ещё так недавно казался раем. В этой повести Иван Алексеевич Бунин пишет о любви как о высшем даре судьбы. Это произведение основывается на реальных чувствах молодого Бунина к В.В. Пащенко. Это подтверждает и В.Н. Муромцева-Бунина: в «Митиной любви», писала она, «правда нет ни одной автобиографической черты внешней, но зато переживания Мити - это переживания юноши Бунина… И, мне кажется, нигде Иван Алексеевич не приоткрыл своих любовных переживаний, как в «Митиной любви», тщательно закамуфлировав их». Кате автор придал некоторые черты В.В. Пащенко: непостоянство, стремление на сцену. Как и Пащенко, Катя бросает Митю ради другого человека. Образ же Мити Иван Алексеевич взял от приезжего в гости барчука. Произведение Ивана Алексеевича «Митина любовь» наполнено страданиями и переживаниями главного героя. Поэтому Бунин, чтобы передать чувства Мити, показывает состояние природы. Природа бушует, когда в душе у героя закрадывается страх, переживание, грусть «…поднялся ветер, небо затянули темные тучи, и полил дождь…» (№ 12 стр.383) Бунин, как художник, рисует описание природы, но не кистью, а словами, и у него это очень хорошо получилось. На описании природы я очень хорошо прочувствовала на себе то горе, которое пережил Митя. Б). Рассказ «Холодная осень».

У И.А. Бунина есть рассказ «Холодная осень», который переплетает в себе любовь и войну. Многие писатели, затрагивавшие военную тему, описывали тот ужас, который испытали наши соотечественники. Не исключением стал и Бунин, но он не описывал саму войну, а описывал те чувства, которые сроднили их с войной. Бунин показывал через природу наступление войны и прощание с родными людьми. Повествование рассказа «Холодная осень» ведётся от имени женщины, которая провожает своего любимого на войну. Обстановку помогает понять ранняя холодная осень, которая наступила внезапно. «Удивительно ранняя и холодная осень. … На черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды». Бунин использует яркие выражения, например, «на черном небе». Черный цвет - цвет траура, грусти, скорби. Бунин применяет, например, не темное небо, а именно черное, что символизирует смерть. Использует Иван Алексеевич выразительное наречие «ярко», на мой взгляд, именно что-то яркое символизирует одновременно жизнь. В наречиях «ярко» и «остро» присутствует звук «р», что придает этим словам яркость, выразительность, звучание. В своем произведении Бунин использует выражение «ледяные звезды» - это определение прямо леденит душу, холод ассоциируется со смертью, что наводит ужас и страх. На душе у героини «делалось все тяжелее и безразличнее» Еще будоражило душу красный восход луны. Красный - цвет крови. И от луны казалось - будто пожар. Все предсказывало беду. Действительно, природа оказалась права. Возлюбленного нашей героини убили, спустя месяц после войны. Героиня не боялась умирать, так как она знала, что там ее будут ждать. «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». В произведении «Холодная осень» роль пейзажа заключается в том, чтобы показать, как с войной вдруг внезапно меняется природа: неожиданно для всех приходит холодная осень. Бунин с помощью этого приема подтверждает, что наступило тяжелое время для народа. Природа созвучна чувствам человека. Холод в природе, холод в душах. Критики оценили это произведение с лучшей стороны. Они были в восторге от того, как Иван Алексеевич передал ужас войны с помощью внезапной, холодной, дождливой осени. Мне тоже очень понравилось произведение «Холодная осень». Мне не приходилось быть на войне, да и не хотелось бы там оказаться, я не имею представления, как там страшно, но этот ужас вырисовывается в произведении «Холодная осень». И если прочитать его внимательно, то можно испытать эту боль вместе с героями произведения. В). Произведение «Натали» Иван Алексеевич Бунин в произведении «Натали» совместил три свои темы, на которых основывалось его творчество: тема любви (как всегда страстной и несчастной), тема природы (как во всех произведениях Бунин использует описание природы для понятия обстановки в произведении), тема смерти (почти во всех произведениях, связанные с любовью, в конце присутствует смерть. Любовь толкает на необдуманные поступки, ценой которых становится жизнь). Главный герой приезжает на каникулы к своему дяде, где жила его двоюродная сестра Соня, в которую он был влюблен. В то время в их доме жила подруга Сони - Наташа. И наш герой не подозревает, в какую любовную авантюру он попал. Соня предчувствовала, что герою сразу понравится Наташа, но одновременно, чтобы не узнал отец о их любви, Соня заставила героя инсценировать любовь к Натали. Но Соня не позволяла переступать порог подлинной любви к действительной. «В открытые окна были видны яркое солнце, голубое небо, зелень, длинная березовая аллея. Доносился теплый запах речной воды и крик грача на древесных верхушках». Постепенно, после уединенных встреч с Натали, наш герой понял, что не может жить без Наташи. Он разрывался между Соней и Наташей. «За что мне бог дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожаний Натали и такое телесное упоение Соней.» Герой переступил тот порог запрета в отношениях с Наташей. Он страдает, и природа меняется вместе с ним. «Заходила из-за сада туча, тускнел воздух, все шире и ближе шел по саду мягкий летний шум, сладко дуло полевым дождевым ветром… Ночью шел тихий дождь, но утром погода разгулялась, после обеда стало сухо и жарко». Натали заметила, что между героем и Соней чувства больше, чем между братом и сестрой. На тот момент наш герой был тоже небезразличен ей, а он подал ей надежду, признавшись в любви. « Комната и сад уже потонули в темноте от туч, в саду, за открытыми окнами, все шумело, трепетало, и меня все чаще и чаще озаряло быстрым и в ту же секунду исчезающим зелено-голубым пламенем. На меня понесло свежим ветром и таким шумом сада, точно его охватил ужас: вот оно, загорается земля и небо! Я вскочил, с трудом затворил одно окно за другим, ловя их рамы, преодолевая трепавший меня ветер… мне казалось, что буря перебьет все окна в гостиной. Я увидал при зелено-голубом озарении, в цвете, яркости что-то поистине неземное, на секунду оставлявшее в ослепшем зрении след чего-то жестяного, красного. Через год Натали вышла замуж за другого, но муж ее умер. («после трех лет нашей разлуки Натали стала уже вдовой и матерью. Она, казалась еще прекрасней, я смотрел на нее и не мог оторвать глаз, как от иконы»). Наш герой женился, но не на Соне. Он считал, что это не любовь, а страшная жалость, нежность. Он осознал, что настоящей любовью была любовь к Натали. А настоящей любовью Натали была любовь к герою. Их судьбы сложились неудачно, а ведь они могли быть счастливы. «В декабре она умерла в преждевременных родах». Несчастная любовь - вот, что хочет показать Иван Алексеевич в произведении «Натали». Два любящих друг друга сердца не смогли быть вместе из-за глупой игры, неосознанности. Пейзаж тоже принимает участие в описании несчастной любви. Пейзаж, так же, как и в произведении «Митина любовь», передает состояние героя через природу, как она меняется, когда происходит что-то страшное в судьбе героя.

Любовь - это одно из чувств, про которое пишут почти все писатели. Не исключением стал и Иван Алексеевич Бунин. Любовь у него одна из тем, на которую он писал свои произведения. И не просто любовь - высшее чувство, а несчастную любовь. С помощью пейзажа писатель, как бы оживляет и природу, и любовь. Произведения, «Митина любовь», «Холодная осень», «Натали» связаны между собой общей темой, на которую писал Бунин. У Ивана Алексеевича большинство произведений основаны на реальных событиях. Например, в основе рассказа «Митина любовь», лежат чувства молодого Бунина к В.В. Пащенко. Пейзаж помогает лучше понять проблему, стоящую перед героем, и передать все чувства героя и автора. При описании природы произведение оживает и становится более интересным. Бунин воплощает в рассказах собственное трагическое понимание любви, реализуя его не только в драматических финалах, но и в изображении мгновенных, неожиданно прерывающихся встреч героев. Любовь как счастливая кратковременная встреча - характерное содержание повторяющихся ситуаций в рассказах цикла. Герой новеллы « В Париже» горько осознает, что «из года в год, изо дня в день втайне» ждет только одного - «счастливой встречи», живет, в сущности, « только надеждой на эту встречу и все напрасно». Но даже если эта встреча и происходит, он не имеет у Бунина выхода в будущую совместную жизнь мужчины и женщины. Такой «неустойчивой», «временной» встрече соответствует и «неустойчивое» художественное пространство рассказа цикла: постоялый двор, гостиница, поезд, дворянская усадьба, где на отдыхе, на каникулах пребывают герои. Трагический финал словно предопределен, и на первый план автором выдвигается чувственно-эмоциональное и эстетическое восприятие героями любви. Но даже самый яркий, острый миг осознания влюбленности не способен пробить враждебный высокому чувству неизбежный совместный быт. До него никогда не доходит дело в рассказах Бунина. Г). Произведение «Господин из Сан-Франциско».

Одним из поводов к написанию рассказа послужило воспоминание, связанное с впечатлением в апреле 1909года, на пароходе, во время путешествий, у Бунина завязался спор «о социальной несправедливости», и он так ответил оппоненту: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля работаю. Справедливо ли это? А главное сидящие наверху и за людей тех, кто на них работает…». Именно здесь и зародился «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был высоко оценен критиками. До Бунина никто так открыто не описывал людей, находящихся в разных социальных слоях. Бунин был прав, что все люди равны друг перед другом и перед смертью, именно это он пытается донести своим рассказом. Господин из Сан-Франциско - так звали главного героя рассказа. Герой не имел своего имени, так как он не достоин его. Этот господин считал, что если он богат, то он может все себе позволить. Ему было пятьдесят восемь лет, но все эти годы он не жил, а существовал. Всю свою жизнь он работал, никогда не задумывался об отдыхе. Цель у него была - быть богатым и известным человеком. Решившись на отдых, Господин отправляется в путешествие по странам с женой и дочерью на корабле «Атлантида». Бунин назвал корабль в честь затонувшей страны. Этим Иван Алексеевич показывает опасность предстоящей поездки.

Все действия, проходящие на корабле «Атлантида», наигранные и фальшивые. Например, на пароходе была одна пара, которая создавала атмосферу влюбленности. Бунин презирает эту фальшь, которая царит повсюду, в том числе и на корабле «Атлантида».

«Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, - в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи, и шалели под знойными недрами…» (12 стр.281). Погода все путешествие не была благоприятной: то жарко, то холодно. Этим описанием Бунин стремится показать, что на корабле случится беда. Господин из Сан-Франциско стремился подыскать своей дочери достойного и богатого жениха. В путешествии его дочь познакомилась с принцем, который путешествовал инкогнито. Он был нехорош собой и странен, но так как он был богатым человеком, дочь Господина из Сан-Франциско проводила с принцем время. Господин из Сан-Франциско, не замечая присутствия жены и не задумываясь о своем возрасте, поглядывал на молодых дам. Его не смущало даже то, что многие из них готовы отдать свою любовь, пусть даже и не совсем бескорыстно. Господин был щедр в пути и верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему. В Неаполе, куда они приехали, к Господину стали подбегать местные жители и предлагать ему свои услуги. Господин ухмылялся этим оборванцам. Декабрь выдался не совсем удачный, погода стояла плохая. Портье постоянно оправдывался, что такой погоды они не помнят, хотя такая погода стояла из года в год. Здесь царит ложь и лицемерие. «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью, город казался особенно грязным и тесным, музеи чересчур однообразными…; про сырость же и вонь гнилой рыбой от пенящегося у набережной моря и говорить нечего». (№ 12, стр. 285) В какой бы город не приезжал Господин из Сан-Франциско, за время путешествия, со своей семьей, везде стояла ужасная картина и мерзкая погода. « С утра не была солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря. Остров Капри был сыр и темен…» (№ 12, стр. 286-287).

Господин из Сан-Франциско умер. Он стремился для всех быть хорошим, разбрасывал деньги по пустякам, но когда он умер, про него все забыли. Все продолжили веселиться и танцевать, не испортило настроение даже то, что корабле покойник «его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, - самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора, где бегали крысы. Лежал Господин на дешевой железной кровати, под грубыми шерстяными одеялами, на которые с потолка светил один рожок» (№ 12, стр. 293-294). А вместо гроба у Господина из Сан-Франциско был обычный ящик из под содовой воды. После смерти Господину не выражают чувство сожаления, а наоборот радости. Например, слуга, который прислуживал Господину, после его смерти смеется над умершим. «…И, сдавив горло, выдвинув нижнюю челюсть, скрипуче, медлительно и печально ответил сам себе, как бы из-за двери…» (№ 12, стр. 295). «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой…Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало на тот знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет. Но теперь плыл не с живыми людьми, а в черном трюме.

Бунин показывает, что сейчас в нашем обществе все решают деньги. Если ты беден, то ты никто - это видно на примере Господина (он был нужен тогда, когда у него были деньги). Иван Алексеевич высмеивает такое общество и презирает его. Я разделяю точку зрения автора и считаю, что деньги в нашей жизни не главное. Как говорят: «Кто имеет большие деньги, тот имеет и большие проблемы».