Какие музы изображены на своде большого театра. Загадки квадриги (журнал "большой театр".)

Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в Большом Петровском театре начался грандиозный пожар. Пламя мгновенно охватило все здание, но с наибольшей силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале. Все деревянные части внутренних помещений, кроме боковых зал и нижнего этажа, где помещались касса, контора и буфет, сгорели в течение нескольких часов. Артист оркестра В. Безекирский вспоминал, как он метался вокруг горящего здания, желая спасти оставленную там драгоценную скрипку, но не смог проникнуть в зажатые воздушной тягой двери. Поднялась такая высокая температура, что расплавились чугунные кронштейны, поддерживавшие ложи, а по всей Театральной площади растаял снег.

Двое суток боролись москвичи с пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея, остались лишь обгорелые каменные стены и колонны портика. Останки здания тлели еще около недели.

В огне безвозвратно погибли костюмерная с костюмами, собиравшимися с конца XVIII века, превосходные декорации художников 20-40-х годов, архив труппы, часть нотной библиотеки, собранной А. Верстовским (к счастью, вся библиотека находилась в Малом театре), редкие музыкальные инструменты.

Современники оценивали стоимость сгоревшего, не считая самого здания театра, в 10 миллионов рублей серебром. Еще более тягостным было моральное ощущение потери. «Страшно было смотреть на этого объятого пламенем гиганта,- описывал пожар Большого Петровского театра очевидец Басистов в газете «Санкт-Петербургские ведомости».- Когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший пас прекраснейшими мыслями и чувствами...»

Вскоре после пожара было решено приступить к строительству нового театрального здания на том же самом месте. Но оперные и балетные спектакли труппы не прерывались, они проходили на сцепе Малого театра.

В конкурсе на проект восстановления театра приняли участие видные архитекторы К. Тон, А. Кавос и А. Никитин. Победил проект, представленный Кавосом.

Альберт Катеринович Кавос (1800-1863), сын известного композитора и дирижера Большого театра в Петербурге, был академиком архитектуры, главным архитектором императорских театров. В лучших своих работах Кавос отражал традиции позднего классицизма. Архитектор известен перестройкой почти всех крупнейших театров России: в Петербурге - Мариинского (из им же ранее построенного цирка), Большого Каменного, Михайловского, Александрийского, деревянного Каменноостровского. Кавос перестроил также Главный почтамт Санкт-Петербурга, построил несколько особняков.

Не отличаясь оригинальностью художественного дарования, он проявлял большое мастерство в решении сложных архитектурно-планировочных вопросов и технических задач строительства больших театральных зданий.

В 1847 году в Париже было издано сочинение Кавоса «Руководство к постройке театров», принесшее автору большую популярность.

Проект восстановления здания московского театра был утвержден 14 мая 1855 года, и в том же месяце площадь покрылась строительными лесами. Новое театральное здание было построено за один год и четыре месяца.

От прежнего оставались лишь наружные стены и колонны переднего фасада, которые Кавос использовал в работе. В целом он сохранил планировку и объем здания Бове, увеличив высоту, изменив пропорции и полностью переработав архитектурный декор. Будучи крупным знатоком устройства зрительного зала и сцены, знакомый с архитектурой лучших театров Европы, Кавос смог существенно улучшить акустические, оптические возможности зала и его освещение.

Размеры здания, уже первоначально построенного в грандиозных по тому времени масштабах, после пожара были еще более увеличены: общая высота здания с 36,9 до 40,7 метра, высота портика с 23,5 до 24,5 метра. Правда, высота колонн стала несколько меньше - вместо 15 метров 14,8.

Восстановленный московский театр превзошел своими размерами самые крупные итальянские театры. Например, ширина занавеса, или величина рампы, Большого театра составила 30 аршин" протяжения, тогда как в неаполитанском «Сан Карло» - 24,5 аршина, в миланском «Ла Скала» - немногим более 23, а в венецианском «Фениче» достигает лишь 20 аршин.

По образцу римского Пантеона Кавос воздвиг второй большой фронтон, который, в сущности, явился повторением фронтона портика с видоизмененной скульптурной обработкой. В стенах по бокам портика были вырублены две ниши для скульптур.

Вместо большой ниши в центре, служившей раньше фоном для группы с Аполлоном, верхняя часть фасада была оформлена 10 мелкими пилястрами с 13 окнами между ними. Такими же окнами были заменены в боковых фасадах здания прежние полуциркульные окна.

Алебастровая группа Аполлона погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через Фонтанку в Петербурге. Следуя образцу квадриги скульптора С. Пимепова, установленной на фасаде Александрийского театра, Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она была отлита на заводах герцога Лихтен-бергского из металлического сплава, покрытого гальваническим путем красной медью. Размер группы стал па полтора метра больше прежней и достигает 6,5 метра в высоту. Она выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши портика. Четверка коней, расположенных в один ряд, несется вскачь, увлекая за собой квадригу - античную колесницу на двух колесах. Управляет ими стоя бог Аполлон, его голова увенчана лавровым венком, в левой руке лира.

По бокам театра сооружены стройные чугунные галереи, состоящие из тонких колонн, поддерживающих навесы, с лампами. Колонны эти были отлиты на заводе московского купца Соловьева. Современники отмечали общий приятный вид этой колоннады, особенно красивой вечерами, когда смотришь на нее издали и ряд горящих ламп представляется бриллиантовой нитью, идущей вдоль театра.

Все эти и многие другие подробности придавали внешнему облику вновь отстроенного театра характер, отличный от прежнего.

Для хранения декораций и других сценических принадлежностей за четыре недели было построено специальное каменное здание между Малым театром и тогдашним зданием цирка, впоследствии замененным пассажем.

Значительным изменениям подвергся и внутренний вид театра. Тогда, как и каждый вечер ныне, входили зрители в вестибюль и поднимались в фойе по белокаменным лестницам.

Всю среднюю часть здания над вестибюлем занимает главное (Белое) фойе, окнами выходящее к портику и перекрытое цилиндрическим сводом с орнаментальной росписью. Множество встроенных зеркал зрительно увеличивают объем зала. Первоначально фойе освещалось одной люстрой и бронзовыми канделябрами. С введением газового освещения канделябры были заменены бра, существующими поныне, а вместо одной люстры подвешены три с пышным хрустальным убранством.

К главному фойе примыкают четыре зала: с правой стороны два зала бывшего императорского фойе, а ныне Круглый и Бетховенский залы, а с левой - хоровой и экспозиционный залы.

При реконструкции зрительного зала Кавос стремился в первую очередь исправить его акустические и оптические недостатки, увеличить размеры, а также пышно украсить.

Для улучшения акустики Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, а также выполнил в дереве все конструкции балконов ярусов и облицовку каменных стен; сделал более плоским плафон, составив его из маленьких кусочков дерева, значительно углубил оркестровую яму, что способствовало также и удобству зрителей партера. Вследствие такого устройства малейший звук, произнесенный на сцене, ясно слышался в самых отдаленных уголках зала.

Позади кресел партера, где раньше была галерея, Кавос устроил амфитеатр. Зрительный зал - партер, амфитеатр, ложи бенуара, бельэтаж и четыре яруса - стал вмещать 2300 зрителей. За счет уменьшения ширины коридоров па всех ярусах архитектор создал аванложи для отдыха публики во время антрактов.

Зрительный зал, декор которого сохранился до наших дней, был оформлен с исключительной торжественностью, хотя и отличался некоторой эклектичностью,характерной для архитектуры второй половины XIX века. Сам Кавос писал об архитектуре зала Большого театра следующее: «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренностей лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

«Достойно разукрасить московский храм муз» поручено было трем художникам. Скульптурные работы были выполнены Шварцем, резьба и лепнина барьеров с особым орнаментом - Ахтом и его двумя братьями, стенная живопись - академиком Титовым. Следует особо сказать о росписи Титовым подвесного плафона зрительного зала, общей площадью почти 1000 квадратных метров, посвященного Аполлону и музам, покровительницам различных видов искусства.

Весной и летом, повествует легенда, на склонах лесистого Геликона и на высоком Парнасе Аполлон водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемози-ны. Юные, прекрасные музы поют под звуки золотой кифары Аполлона. Величаво идет увенчанный лавровым венком Аполлон, а за ним следует хор муз: Каллиопа (с флейтой) - эпическая поэзия, Эвтерпа (с книгой и флейтой) - лирическая поэзия, Эрато (с лирой) - любовная поэзия, Мельпомена (с мечом) - трагедия, Талия (с маской) - комедия, Терпсихора (с тимпаном) - танец, Клио (с папирусом) - история, Урания (с глобусом) - астрономия, Полигимния - священные гимны, однако художник изобразил ее музой живописи - с кистью и красками. Когда Аполлон и музы появляются на Олимпе, все замолкает вокруг, не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Аполлона...

Интересно, что в 1940 году был объявлен конкурс на замену старой живописи плафона зрительного зала новой па тему: «Апофеоз искусств народов СССР». В конкурсе приняли участие крупнейшие мастера монументального искусства. К счастью, ни один из конкурсных проектов не был реализован в натуре. Бывший тогда заместителем директора Большого театра Ф. Петров рассказывал, что, когда он принес эскизы новых росписей на утверждение заместителю председателя Совнаркома СССР Р. С. Землячке, та внимательно рассмотрела их сначала с близкого, затем с дальнего расстояния и рекомендовала оставить старый плафон.

Одной из достопримечательностей театра Кавоса стал занавес, выполненный в совершенно новом стиле. Он был написан венецианским профессором живописи Козрое-Дузи и являлся уже не декорационной живописью, а скорее грандиозной картиной, отделанной во всех подробностях. По обычаю итальянских театров изображать иа главном театральном занавесе какое-либо событие из истории своего города для занавеса Большого театра также был выбран один из важнейших моментов истории Москвы, а именно 1612 год, запечатленный в опере М. Глинки «Жизнь за царя»,- торжественная минута встречи москвичами с хлебом и солью перед Спасскими воротами Кремля доблестного русского воинства во главе с Мининым и Пожарским. Этот занавес украшал сцену Большого театра в течение 40 лет и весной 1896 года был заменен новым- «Вид на Москву с Воробьевых гор»,- выполненным художником И. Андреевым по рисунку академика живописи М. Бочарова. Антрактный занавес - «Торжество муз» - был работы художника П. Ламбина.

Небезынтересна и дальнейшая история занавеса Большого театра. В 1907-1910 годах сцену украшал театральный занавес И. Савицкого с орнаментально-ландшафтным рисунком, затем до середины 20-х годов - запавес П. Ла-биша с музами и Аполлоном, мчавшимся на квадриге. Все эти занавесы были опускными.

6 февраля 1919 года в Малом Совнаркоме состоялось обсуждение ходатайства народного комиссара просвещения А. В. Луначарского «Об ассигновании в распоряжение Отдела государственных театров 40 тысяч рублей на изготовление нового революционного занавеса для Московского Большого Государственного театра». Постановили - протокол подписан В. И. Лениным - отпустить 26 тысяч на оплату труда художников по составлению эскизов. Исполнение эскиза было поручено пяти художникам: А. Бе-нуа, С. Коненкову, И. Машкову, К. Петрову-Водкину и В. Щуко, но в конкурсе могли принять участие все желающие. Однако ни один из эскизов не был принят к осуществлению.

В марте 1923 года во время постановки оперы Р. Вагнера «Лоэпгрин» прежний занавес был заменен раздвижным, сделанным из холста и золотящийся бронзой.

В 1935 году художник Ф. Федоровский, будущий автор проекта рубиновых кремлевских звезд, предложил иное оформление занавеса театра. На новом занавесе были вытканы три исторические даты: 1871 - год Парижской коммуны, 1905 - год первой русской революции и 1917 - год победы Великого Октября.

Прошло 15 лет, занавес Федоровского износился, и встал вопрос о его замене. В 1950 году было решено сделать новый занавес Большого театра, сохранив общий орнамент старого, но подчеркнуть в нем тему советской государственности. Эта задача была выполнена художником М. Петровским, взявшим за основу предварительные эскизы Федоровского. На полотнищах занавеса повторяется сложный орнамент. На нем изображен алый стяг и начертано - СССР, сверху - лира, нарисованная на фоне музыкальной фразы «Славься, славься, родная земля!», ниже - золотая звезда, серп и молот.

Занавес был изготовлен на московской фабрике «Декоративткань» из шелка и золотой нити, работа над его выполнением заняла около полутора лет. Общая его площадь около 500 квадратных метров, весит он более тонны.

Новый занавес Большого театра украсил сцену в апреле 1955 года и существует поныне.

Остается рассказать о вентиляции и освещении зрительного зала театра 1856 года. В первые десятилетия вентиляция его была весьма примитивна: «Для освежения воздуха сделано в крыше театра широкое отверстие, которое вытягивало и дым от ламп, и сгустившийся воздух в зале. Для пополнения воздуха двери лож, ведущие в коридоры, сделаны так, что на полвершка" не доходят до притолоки и дают приток воздуха. В стенах сделаны вентиляторы».

Кавос выполнил и эскиз центральной люстры зрительного зала. Она была трехъярусной - три золоченых круга, один меньше другого, свисали над залом. Переливаясь радужными искрами, хрустальные подвески, которых было более 15 тысяч, чуть-чуть покачивались под расписным плафоном зала. А среди них светились желтоватым пламенем 330 масляных ламп. Чтобы зажечь лампы, люстру поднимали вверх, в специально оборудованное помещение. В особо торжественные дни зажигали свечи в канделябрах.

В 1863 году люстра была заменена на новую, шестиметрового диаметра, дошедшую до нас, с 408 газовыми рожками и уже с 13 тысячами хрустальных подвесок. В 1893 году газ был заменен электролампами накаливания, а люстра осталась прежней.

Сцена театра Кавоса также отличалась от прежней своей вместительностью, хотя и уступала по размерам некоторым итальянским театрам. Вся механическая часть сцены, как-то: лестницы, подъемные полы, люки, машины и прочие приспособления - была устроена опытным машинистом Ф. Вальцем, отцом столь памятного в летописи театра декоратора и машиниста К. Вальца. В дальнейшем сцена постоянно механизировалась, ручной труд заменялся машинным.

Вот таким, уже не Большим Петровским, а просто Большим театром, здание было совершенно готово к лету 1856 года и открыто 20 августа оперой В. Беллини «Пуритане», прошедшей с огромным успехом.

Здание Большого театра, за исключением небольших переделок и с привнесением современной технической модернизации, сохранилось до наших дней. Правда, небольшие пожары случались еще не раз, например 27 декабря 1874 года во время антракта балета «Кащей», но без особого ущерба быстро ликвидировались.

В 1893 году было обращено внимание на значительные трещины в наружных и внутренних стенах здания театра. Причиной этого явилось постепенное загнивание деревянных свай, на которых были возведены стены, а также понижение уровня грунтовых вод, происшедшее вследствие заключения Неглинки в трубу и устройства водопроводных и канализационных линий.

Тогда же архитектором Э. Гернетом была сделана пристройка со стороны заднего фасада театра, и портик его оказался внутри здания. Сооружение пристройки было вызвано отсутствием элементарно необходимых помещений закулисной части. Однако эта пристройка лишь ухудшила архитектуру здания и очень незначительно улучшила условия работы артистов и технического персонала.

Первый капитальный ремонт театра прошел весной 1895 года: он был вызван осадкой здания и продолжавшимися появляться в его стенах трещинами. Под часть наружных стен был подведен каменный фундамент.

За период с 1898 по 1920 год никаких больших работ по зданию не проводилось, хотя появление трещин в стенах кольцевых коридоров и сводах продолжалось с нарастающей силой и быстротой.

В 1902 году во время спектакля произошла осадка стены зрительного зала, заклинившая все выходные двери лож средней части. Чтобы выйти из зала, публика вынуждена была перелезать через барьеры соседних лож, ближайших к сцене.

Однако в дореволюционный период работы по реставрации и ремонту здания Большого театра не проводились, и оно пришло в катастрофическое состояние.

Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы таких знаменитостей как Верди и Вагнер, Беллини и Доницетти, Берлиоз и Равель и других композиторов. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Аренского. Здесь дирижировал великий Рахманинов.

Большой театр в Москве – история

В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза. Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло. Новое здание, построенное под руководством К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.

По проекту А. Михайлова в 1821-1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.

Большой театр – архитектура

Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими. На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл - государственный герб России. На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.

Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены - 25 метров, ширина - 26,3 метра, высота - 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены - 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.

Реконструкция Большого театра

В 2005 году началась реконструкция театра и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.

Появилось 17 лифтов с кнопками этажей от 10-го до 4-го и дополнительно 2 расположенных ниже этажа заняты механикой. Зрительный зал вмещает 1768 человек, до реконструкции – 2100. Театральный буфет переехал на 4 этаж и это единственное помещение, где окна расположены по обеим сторонам. Интересно то, что плитка в центральном фойе сделана на том же заводе, что и в 19 веке. Особенно красива люстра диаметром более 6 метров с позолоченными подвесками. На новом занавесе расшиты двуглавый орел и слово Россия.

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Имена оперной и балетной школы – это достояние всей России и всего театрального мира. Более 80 артистов удостоены звания Народных артистов СССР в советский период. Звание Героя Социалистического труда получили восемь мастеров сцены - И. Архипова и Ю. Григорович, И. Козловский и Е. Нестеренко, Е. Светланов, а также известные всему миру балерины – Г. Уланова, М. Плисецкая и М.Семёнова. Многие артисты являются народными артистами Российской Федерации.

Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.

Пётр Клодт - выдающийся российсякий скульптор. Своё предпочтение он отдал коням. Его работы можно увидеть и в Кузьминках, и в Неаполе, и в Берлине, и в Петербурге. Одна из самых знаменитых его колесниц расположена на козырьке Большого театра .

Как известно, здание Большого театра выстроено в 1925 году по проекту Осипа Бове. Но, к несчастью, сильно пострадало во время очередного пожара. Так что всю конструкцию пришлось восстанавливать и даже перестраивать. Взялся за это архитектор Альберт Кавос.

В первоначальном варианте здания фонтон украшала алебастровая колесница. И располагалась она в арочной нише. После того, как то произведение погибло, Кавос решил пересмотреть первоначальный замысел.

Упряжку было решено разместить не в нише, а под открытым небом. И не перед глухой стеной, а на фоне окон. И выполнить их не в алебастре, а в металлическом сплаве, покрытом медью.

Для реализации проекта архитектор пригласил Клодта, выдающегося скульптора-анималиста. Ибо кто в России лучше него умел лепить коней? Они из-под рук скульптора выходили столь живыми, что того иногда даже критиковали за излишний реализм.

И вскоре над портиком Большого театра уже неслась квадрига Аполлона, созданная Клодтом

Квадрига Клодта мощнее предшественницы, массивнее, выше на полтора метра (в высоту достигает 6,5 метров). Вся композиция выдвинута вперёд, копыта коней как бы зависают в воздухе. Динамизм чрезвычайный. Меж тем Аполлон полон спокойствия, уверенности. В его руке - лира.

Реконструирован Большой театр был всего за 16 месяцев. И открылся в 1856 году, к коронации Александра II.

В настоящее время, в 2010 году, проходит очередная реконструкция Большого театра, которую планируется завершить к октябрю 2011 года. Помимо всего прочего, внимание было уделено и укреплению основания квадриги Клодта. Так что будет колесница стоять ещё прочнее, чем прежде.

Аполлону на квадриге приделали фиговый листок и вернули лавровый венок/раньше Аполлон был в венке и с фиговым листом/

Читаю Лермонтова и глазам своим не верю. В небольшом прозаическом произведении "Панорама Москвы" он описывает вид на Москву с колокольни Петра Великого, которая была в то время самым высоким строением в Москве. Описывая Большой театр, недавно отстроенный после пожара 1812 года, он пишет:

"Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!.."

Вроде ж там четыре коня, а не три. Неужто Лермонтов обсчитался, или меня память подводить стала? Да и не алебастровые они, вроде, а… бронзовые?

Оказывается, после этого театр еще раз горел, в 1853 году. За три года отремонтировали, а алебастровую скульптуру Аполлона заменили на бронзовую квадригу.

Несмотря на то, что квадригу делали из прочных материалов, в XX веке она не раз могла быть утрачена. Немногие знают, что колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой В начале прошлого века скульптурная группа пострадала из-за осадки фундамента. На довоенных фотографиях отчетливо видно, что поверхность скульптурной группы повреждена. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига Аполлона была существенно искорежена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены, - это во многом ослабило ударную волну.Тем не менее, кони и колесница понесли серьезный урон, осколок от бомбы попал в голову Аполлона. Реставраторы сразу же приступили к восстановлению композиции. Кроме того, скульптурная группа была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея - чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. Вероятнее всего, тогда медная композиция и приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Прошли годы - и уже не война, но время предъявляет квадриге свой суровый счет. Стареет здание Большого, стареет и колесница Аполлона. В 1 958 году известный мастер литейных дел Владимир Лукьянов начинает работу по реставрации квадриги. Работа имела чисто косметический характер и не касалась конструктивной части скульптурной группы - ее каркаса и металлических балок подиума.Только в 1987 году комиссия из представителей научно-исследовательских институтов и проектных организаций констатировала, что металлические балки, на которых покоятся чугунные плиты основания скульптурной группы Аполлона, настолько разрушились, что требуется их безотлагательная замена. За дело взялись реставраторы Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из коней был опоясан специальной сбруей и укреплен на фасадной стене здания, а для защиты всей группы от атмосферных осадков соорудили специальный фонарь. Однако результаты этой реставрации также быстро сошли на нет. Уже в 2007 году при натурном обследовании были выявлены деформации во многих местах по всей поверхности композиции, в том числе трещины и вмятины на оболочках скульптур. Несущие конструкции подиума имели значительные коррозионные повреждения, особенно в местах заделки балок несущего каркаса в стену.

Квадрига святого Марка - квадрига из позолоченной бронзы. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.

Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло.
Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252-1268 годы). Первым документальным свидетельством о её появлении в Венеции является её изображение на мозаике круглой ниши портала Сант Алипио, датируемое 1265 годом. Квадрига поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка писал о ней:
« …красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание. »
Квадрига стала одним из символов города. Так, в 1370 году, когда венецианцы предложили заключить мир с Генуей, генуэзский адмирал Дориа Пьетро ответил, что генуэзцы «не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка».

После завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году квадрига по указанию императора была вывезена в Париж и установлена на арке на площади Каррузель. Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году при содействии Антонио Кановы

Во время второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло. В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.

1812 тройка коней пожар--колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой- 1853 поставили квадригу-осколок от бомбы попал в голову Аполлона в 1941 году

Квадрига святого Марка-завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году-скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году-картина евангелиста Марка с головой льва возвратилась в Россию 2013

Большой театр расположен в центре Москвы по адресу , д. 1.

Официальное название Большого театра - Государственный академический театр оперы и балета России.

Большой театр называют так же, как "Большой".

Ближайшая станция метро "Театральная".

Большой театр - крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. Большой театр является театром оперы и балета. Здесь можно посмотреть балет, оперу, оперетту. Драматические спектакли здесь не проходят.

Большой театр является символом столицы и России. Большой театр, на протяжении многих лет, считается модным местом. Каждый, кто посетил Москву, стремится хотя бы раз побывать в Большом.

Большой театр один из старейших театров России. Датой основания театра считается (17-го по ст. стилю) 1776 г.

Историческое здание Большого театра

Историческое здание Большого театра ( , д. 1) было открыто 1856 г. в дни коронации императора Александра II.

Здание построено архитектором Альбертом Кавосом, сыном Катерино Кавоса, который написал оперу "Иван Сусанин".

На здании была установлена знаменитая квадрига (четыре коня), управляемая Аполлоном, изготовленная скульптором Петром Клодтом (именно он создал и квадригу на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).

Новая сцена Большого театра

Новая сцена Большого театра расположена рядом с историческим зданием театра, по адресу: улица Большая Дмитровка, дом 4, стр. 2.ф.

Новая сцена Большого театра была официально открыта 2002 г.

Первое представление на новой сцене прошло 2002 года - опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

В оформлении плафона зрительного зала использованы эскизы Леона Бакста в редакции Зураба Церетели.

Сквер у Большого театра

Возле Большого театра расположен уютный сквер, с фонтаном. Летом, в сквере высаживают сорта тюльпанов "Галина Уланова" и "Большой театр" (оба сорта красного цвета). Эти сорта тюльпанов вывел посетивший в 1950-х годах Москву голландец Лефебр. Он был потрясен балетом Большого театра и вывел два новых сорта в честь нашей уникальной достопримечательности.

Большой и Малый театры

Большой театр является театром оперы и балета. Расположенный рядом - театр драматический.

Долгое время обе труппы артистов входили в состав одного Императорского театра. Малый театр был открыт в 1776 году. Вскоре на базе Малого драматического театра появилась оперная труппа. В сезоне 1824-1825 гг. труппа была разделена на два самостоятельных коллектива - драматический и оперный и каждая их них получила своё отдельное здание. Большое здание стали именовать Большим театром, а здание поменьше - Малым театром. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом.

Слова "большой" и "малый" сначала даже не писали с заглавной буквы. Но вскоре эти слова стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.

Большой театр на банкноте 100 рублей

Большой театр изображен на банкноте номиналом 100 рублей образца 1997 года (банк России).

На лицевой стороне изображена квадрига на портике здания Большого театра.

На обратной стороне банкноты изображено здание Большого театра в Москве.

1) Большой театр изображен на купюре 100 рублей образца 1997 года. На лицевой стороне изображено здание Большого театра, а на оборотной стороне - Аполлон, управляющей колесницей - статуя, расположенная на фронтальной стороне здания.

До реставрации Большого театра в 2000-х годах Аполлон из статуи на фронтальной стороне здания был изображен с неприкрытыми мужскими половыми органами. Именно в таком виде это изображение и попало на 100 рублевую купюру образца 1997 года. В 2014 году ряд депутатов государственной Думы выступило с инициативой заменить изображение на этой купюре на что-либо иное.

2) Посетивший в 1950-х годах Москву голландец Лефебр был так потрясен балетом Большого театра, что он вывел новые сорта тюльпанов "Галина Уланова" и "Большой театр". Именно эти два сорта высаживают каждый год на Театральной площади перед зданием Большого.

3) Считается, что император Александр II издал указ, по которому Большой театр содержался за счет части доходов от Московского ипподрома.

4) Первым драматическим представлением на Руси была русская «комедь» «Баба - Яга, костяная нога», поставленная в 1671 году

Историческая справка

Датой основания Большого театра считается (17-го по ст. стилю) 1776 г. В этот день Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.

Основное здание Большого театра ( , д. 1) открылось 1856 г. в дни коронации императора Александра II.

Большую роль в создании Большого театра сыграл англичанин (учитель математики и физики Павла I). В 1776 году он был принят в товарищи Московского публичного театра (по приглашению князя Урусова). Медокс и Урусов арендовали этот театр (был расположен на Воздвиженке). Но вскоре театр сгорел. Князь Урусов вышел из дела и оставил дела Медоксу. Англичанин начал строительство нового каменного здания театра, который получил название Петровский, по улице, на которую выходил главный фасад здания. Петровский театр был открыт в 1780 году.

Родился в Англии, преподавал математику в Оксфордском университете. В 1766 году приехал в Россию преподавать математику и физику сыну ЕкатериныII - Павлу (будущему императору ПавлуI). С 1776 года стал антрепренером театра в Москве.

Следует отметить, что Медокс, положив большую часть жизни на российский театр, на этом ничего не заработал. Даже более того, когда в 1796 году окончился срок его аренды театра, его долги были так велики, что было продано все его имущество, включая личный дом. Спасла от банкротства его императрица Мария Федоровна, которая помогла оплатить все долги, выдала ему 10 тыс. рублей единовременно и назначила пенсию в 3000 рублей ежегодно.

Изображения

Большой театр на гравюре середины 19 века

- гостиницы Москвы