Почему важно осмысление пройденного пути. Сочинения по русскому языку и литературе

Путь, пройденный человеком, привёл к экологическим нарушениям Законов Вселенных! Осознание этого привело Космический Разум к тому, что жизнь на Земле должна прекратиться! У человечества есть единственный выход из создавшейся ситуации – это пересмотреть своё отношение к реальности своего понимания действительного своего предназначения. Его предназначение – любить, а не разрушать!

Возможность для человечества построения Рая на Земле в бесконечности, а затем и других космических мирах и пространствах.

Рай, это не сказка, а необходимая реальность. Переход в другое измерение начнётся в 2012 году по земному календарю.

Новая эпоха даст возможность изменить полярность земли, осмыслить пройденное. Даст возможность уравновесить создавшийся дисбаланс во вселенных.

Гармония и равновесие во вселенных возможны и без участия человека!

Космический Разум готов создать новые формы жизни на Земле, не похожие на человеческие.
Это право выбора человека! Всё в его руках! Если хочет, чтобы его потомки гордились сегодняшним поколением людей, то изменяйте своё отношение к Земле и Космосу. Нет, будете стёрты с лица Земли и Вселенных!

Мудрость жизни в самой жизни, а не в её смерти!

Строительство Рая на Земле в бесконечности.

Для того, чтобы изменить созданный дисбаланс на Земле и в Космосе, необходимо создать мечту и любовь!
Это даст возможность человечеству осуществить безболезненный переход в новое измерение и даст возможность людям стать сотворцами, быть счастливыми и долгожителями. Вы приобретёте статус Земных и Космических Богов.

Яков Быль 6.03.2009

Рецензии

Рай на Земле возможен!!! (ассоциация с «Эпоха Рая на Земле» В.А. Шемшука)

Друзья, выставляю на ваше обсуждение мою идею. Надеюсь, что она доступна, понятна и близка каждому, кто любит нашу Родину и хочет ей процветания и будущего. Постарался выразить её понятным языком. Пока это всё у меня в голове и на бумаге. Для запуска проекта нужны программисты, математики, дизайнеры, разработчики и просто люди с идеями, кто за это может взяться и сделать для этого сайт – сервер. Надеюсь, что у вас есть такие друзья, которые загорятся этой идеей. Милости прошу таких инициативных пассионариев ко мне в друзья. Программа рассчитана на весь мир. Это только часть задуманного, но то, с чего, по моему мнению, нужно начинать.

Строительство Рая на земле в бесконечности и других комических мирах и пространствах. (Игра)

Задачи и объяснение игры:

1. Привлечение идей, разработок, специалистов, единомышленников, ресурсов, средств для осуществления жизни на земле, как земли обетованной - райской.
2. Этот сайт – игровая программа. Саму игру можно назвать «Земля обетованная». Это платформа для полёта фантазии, но где присутствует всё, чтобы воплотить её в реальную жизнь.
Это даёт участникам игры возможность довести задуманное самим до того, чтобы придуманное могли понять, поддержать, дополнить и принять на вооружение другие участники проекта. Всё необходимое для этого будет в этом сайте: люди, идеи, разработки, открытия, финансирование, образовательные программы, экологическая составляющая, законы, формы социальных взаимоотношений.
3. Для определения значимости любой идеи создаётся математический алгоритм, который находит лучшее решение из всех предложений, которые близки данной теме.
Тем много и по всем спектрам нашей жизни. Презентация лучшего варианта выражается в гармоничном визуальном эффекте. Как пример: Цветок, его красота, развитие и цветение. Если гармонии и красоты нет, то сами увидите, что получится из этого цветка и каким он станет. Или дом, участок, земля.
4. Система фильтров алгоритма будет отсекать разрушающие идеи. Главное в этой игре – математическая модель проекта, которая с помощью цифр даст возможность выразить совершенную гармонию идей человека с окружающим его миром и найти путь их воплощения. За какой срок, какими ресурсами, с кем и какими затратами. Это виртуальность, но ведущая к реальности и воплощению задуманного в жизнь, но лучшего из придуманного.

Прекрасное, найди сердца!
http://www.stihi.ru/2012/11/08/3321

В любви и радости всегда,
Род рядом, да и Боги Ра.
Улыбка, освети глаза,
Прекрасное, найди сердца!

Все регионы страны.

Время











Дом



223. Что такое чувство дома?







Любовь











Путь











"Год литературы"











Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

123. Почему время называют лучшим лекарем?
229. «Мой дом – моя крепость»?
333. Помогает ли любовь понять себя?
426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
525. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

126. Что такое нравственные уроки истории?
221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?
331. Любовь – это счастье или страдание?
431. Чем путешествия обогащают личность?
523. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

122. История и современность: нужен ли взгляд назад?
224. Когда Дом становится нравственной опорой человека?
332. Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
422. Почему важно осмысление пройденного пути?
531. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

Уральский федеральный округ

128. Существует ли что-то, неподвластное времени?
232. Когда жилище становится Домом?
325. В чём разница между любовью и влюблённостью?
429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Томская область

130. Временное и вечное в нашей жизни.
227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»?
323. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
533. Кто из современных писателей Вам особенно близок?

Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

131. Забвение прошлого губительно для человека?
230. Когда Дом нуждается в защите?
326. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
524. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?

Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область

132. Что такое «связь времён»?
228. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?
321. Требует ли любовь от человека работы над собой?
433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
529. Книга, которую я прочту своим детям.

Дальневосточный федеральный округ

Амурская область

121. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?
226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
327. В чём проявляется любовь к Родине?
424. Любовь как путь самопознания.
532. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?

Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

125. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
222. Устарело ли понятие «домашнего очага»?
329. Когда любовь становится испытанием?
427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
530. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?

Северо-Курильский городской округ

127. Что нужно, чтобы стать героем времени?
233. Почему так важна связь человека с семьёй и домом?
322. Опасен ли эгоизм для любви?
430. Каким путём человек идёт к самому себе?
528. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

124. Когда человек забывает о времени?
223. Что такое чувство дома?
330. В чём проявляется любовь к жизни?
428. Выбор пути как жизненная проблема.
522. Как история отражается в литературном произведении?

В контексте семейных и родовых ценностей, что является важной частью исторического прошлого народа, человек осмысливает и принимает внутри себя собственную жизнь. Основываясь на этой базе, люди переживают целостность и устойчивость временного отрезка собственного существования. К тому же, это еще и психологическая основа

Для возникновения истинного патриотизма, расцениваемого в качестве чувства причастности индивидуума к определенному роду и народности, а также ответственности за собственную жизнь и родовую память.

Началом жизненного

пути считается тот момент, когда человеком в самостоятельном порядке принимаются решения, касающиеся его жизни.

Рано или поздно их приходится людям начинать принимать, что и есть ознаменованием начала жизненного пути.

Дорога жизни не у всех одинакова. Многим людям удается ее проходить согласно установленным в обществе стереотипам и нормам без каких-то отступлений. Именно “масса” представлена такими людьми. Данному феномену в классических произведениях присвоили наименование “проблема серого человека”. Хорошо раскрыта эта тема классиками с рассказах “Шинель”, и “Человек в футляре”,

с которыми мы все знакомы. Однако войдя во взрослую жизнь, каждый начинает осознавать, что феномен этот и есть Наша жизнь.

Существует немало и таких индивидуумов, которые осмеливаются проходить иной путь, бросая вызов жизни, не оглядываясь в прошлое и выражая готовность вести борьбу с трудностями. Можно повести аналогию межу ними и орлами, взлетающими высоко и двигающимися до горизонта, одновременно, вымываясь вверх, и поочередно падая камнем вниз.

Задачей человека является правильный выбор жизненного пути со своими ценностями, мировоззрением, жизненными целями. Это своеобразная конституция для человека – анализ своих поступков и работа над ошибками.


Другие работы по этой теме:

  1. При бездумном движении вперед, когда не озадачиваешься вопросом, что остается позади, можно прийти в никуда. Такое положение дел напоминает человека заблудившегося в лесу, который, прежде...
  2. Проблема отцов и детей – извечная тема. Каждое поколение отличается от предыдущего: меняются приоритеты, нравы и сами люди. На смену старому приходит прогрессивное новое. Но...
  3. Почему важно беречь и любить нашу планету Почему нам надо беречь Землю? Она же большая, ее на всех хватит – так скажут некоторые. Да ответ...
  4. Человек так создан, что подвергает сомнению и критическому исследованию все, что его окружает. Без этого он не сможет двигаться вперед, и развиваться интеллектуально и духовно....
  5. Почему важно быть терпимым по отношению к окружающим – вот вопрос, которым задается Ю. Лотман. Размышляя над этой проблемой, автор сравнивает общество с оркестром, где...

Транскрипт

1 Темы итогового сочинения Год проведения итогового сочинения Код темы Тема Какого человека можно назвать героем своего времени? Зачем человеку заглядывать в будущее? Чему может научить опыт прошлого? Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? Как судьба человека связана с историей народа? Когда хочется остановить мгновение? Почему потеря времени считается невосполнимой потерей? Может ли человек влиять на ход истории? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»? Какие вопросы называют «вечными»? Почему важно знать «уроки истории»? Какую роль в становлении личности играют детство и юность? Какие проблемы ставит перед человеком военное время? История и современность: нужен ли взгляд назад? Почему время называют лучшим лекарем? Когда человек забывает о времени? Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему? Что такое нравственные уроки истории? Что нужно, чтобы стать героем времени? Существует ли что-то, неподвластное времени? Нужно ли стремиться «опередить своё время»? Временное и вечное в нашей жизни Забвение прошлого губительно для человека? Что такое «связь времён»? Какие проблемы ставит перед человеком революционное время? В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему? «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький) Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»? Влияет ли прошлое на настоящее? «Время драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Томас Манн) На какие дела не жалко тратить время? Всё меняется или всё повторяется в этом мире? Почему важно мудро распоряжаться своим временем? Когда кончается детство? Почему время называют драгоценным даром? Какое влияние оказывает на человека историческое время? «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин-Михайловский») Почему нельзя «убивать время»? «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В. Гёте)

2 Чем, по-вашему, следует наполнять свободное время? Что значит в жизни человека родительский дом? Что дом может рассказать о своём хозяине? Как связаны понятия «дом» и «отечество»? Война и дом Дом это место или люди? Хорош ли принцип «моя хата с краю»? Как дом и семья влияют на формирование личности? Можно ли считать дом отражением внутреннего мира человека? Может ли человек прожить без Дома? Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? В какой дом хочется приходить снова и снова? Какие нравственные ценности укрепляют семью? Что в доме самое главное? Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции? Устарело ли понятие «домашнего очага»? Что такое чувство дома? Когда Дом становится нравственной опорой человека? Кто Вам ближе: странник или домосед? Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»? Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой? «Мой дом моя крепость»? Когда Дом нуждается в защите? Семейный очаг как основа Дома Когда жилище становится Домом? Почему так важна связь человека с семьёй и домом? Когда дом становится местом встречи поколений? Прав ли Александр Дюма, отец, утверждавший: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо»? Почему человек страшится бездомности? Согласны ли Вы с тем, что дом может стать отражением человека, который в нём живёт? Способен ли дом защищать человека от внешнего мира? Что такое «добрососедство»? О чём может рассказать старый дом? Дом это место или состояние души? Дом это место, куда хочется возвращаться «Живите в доме и не рухнет дом» (А. Тарковский) Что входит в понятие «дом»? Что нужно, чтобы построить дом в собственной душе? Почему, путешествуя, человек тоскует по дому? Когда и почему человек нуждается в поддержке родных и близких? Какой семейный уклад кажется Вам идеальным? Какие качества раскрывает в человеке любовь? Какие ещё есть условия счастья, кроме любви? Что такое «любовь к жизни»? Почему в любви важно понимать и прощать?

3 Почему любовь не всегда приносит счастье? Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить это не значит смотреть друг на друга, любить это значит вместе смотреть в одном направлении»? Всегда ли любовь условие счастья? Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить значит жить жизнью того, кого любишь»? Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу»? Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко это значит забыть о себе»? Светлые и трагические стороны любви Можно ли быть счастливым без любви? Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»? Требует ли любовь от человека работы над собой? Опасен ли эгоизм для любви? По каким признакам можно узнать настоящую любовь? Какие добрые качества в человеке пробуждает любовь? В чём разница между любовью и влюблённостью? Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны? В чём проявляется любовь к Родине? Почему первая любовь опоэтизирована человечеством? Когда любовь становится испытанием? В чём проявляется любовь к жизни? Любовь это счастье или страдание? Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым это всего лишь неудача, не любить вот несчастье»? Помогает ли любовь понять себя? Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше» Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями? Способна ли любовь изменить человека? Какую любовь можно назвать настоящей? Почему первая любовь опоэтизирована человечеством? Всегда ли любовь делает человека счастливым? Существует ли вечная любовь? «Спасибо, жизнь, за то, что я узнал любовь» (Р.И. Рождественский) Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь? Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»? Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь? Что такое самоотверженная любовь? Нуждается ли истинная любовь во взаимности? Что значит любить свою землю? Что противоположно любви? Что значит идти дорогой чести? Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? К чему может привести человека болезненное самолюбие? Что влияет на выбор человеком жизненного пути?

4 На пути к благородной цели все ли средства хороши? Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь это постоянный выбор? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? Нужно ли стремиться к познанию самого себя? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Что значит стоять на жизненном распутье? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Каким может быть путь к познанию самого себя? Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь? Путь к самому себе: взлёты и падения Почему важно осмысление пройденного пути? Почему человеческую жизнь сравнивают с дорогой? Любовь как путь самопознания Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает? Каким может быть путь к познанию самого себя? Что значит «идти по жизни своим путём»? Выбор пути как жизненная проблема Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь? Каким путём человек идёт к самому себе? Чем путешествия обогащают личность? Что значит найти в жизни свою дорогу? Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути? Что значит идти путём самосовершенствования? Возможен ли жизненный путь без ошибок? Путешествие способ познания себя и мира Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути? Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути? Почему говорят: «дорогу осилит идущий»? Какие опасности подстерегают человека на пути к славе? Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения? Какой путь ведёт человека к счастью? Какие цели важно ставить на жизненном пути? Что может исказить жизненный путь человека? Как характер человека влияет на его жизненный путь? Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути? Какие мысли и чувства вызывает дорога? Что может помочь в выборе правильного жизненного пути? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? Почему литературу часто называют «человековедением»? Чтение литературного произведения труд или отдых? Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок? Как чтение влияет на ум и сердце читателя? Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? Можно ли чтение литературного произведения заменить знакомством с его кратким содержанием?

5 Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? Помогает ли человеку книга лучше понять себя? Какие произведения становятся классическими? Какую книгу Вы бы хотели экранизировать? Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Почему некоторые книги люди перечитывают? Устарела ли классическая литература? Как история отражается в литературном произведении? Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать? Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени? «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин) Какие книги Вы читаете с удовольствием? С какой книгой Вы встретили Год литературы? Помогает ли литература сформировать жизненный идеал? Книга, которую я прочту своим детям Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу? Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными? Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе? Кто из современных писателей Вам особенно близок? «Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт) Ваши читательские открытия в Год литературы Какое место литература занимает в Вашей жизни? Литература и кино: соперничество или сотрудничество? Чего я жду от новой книги? Книги моего детства Способна ли книга сделать человека лучше? «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин) Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта литература»? Какие книги Вам особенно интересны? На какие важные жизненные вопросы ответили Вам книги? Какую книгу Вам хотелось бы перечитать? Какая тема в литературе кажется Вам вечной? Какие советы могут давать книги? Можно ли в жизни обойтись без книг? В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Чем творчество М.Ю Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Что Вам близко (или чуждо) в герое М.Ю Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Какие проблемы в произведениях М.Ю Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М.Ю

6 Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Есть ли среди героев М.Ю Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Почему герои М.Ю Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М.Ю Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) Мечты и реальность в произведениях М.Ю Лермонтова Произведение М.Ю Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором. Какой характер можно назвать противоречивым? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Какие нравственные проблемы, поднятые в произведениях М.Ю Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Какие проблемы общества, поднятые в произведениях М.Ю Лермонтова, кажутся Вам актуальными? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Какие проблемы личности, поднятые в произведениях М.Ю Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Что делает человека подлинно счастливым? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Любовь: поединок без победителей? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Что такое свобода? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Как связаны между собой эгоизм и одиночество? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М.Ю Лермонтова) Можно ли играть «на живых струнах сердца человеческого»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) Что значит любить Родину? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) Обижает ли Вас фраза человека старшего поколения: «Да, были люди в наше время»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) Человек в критических обстоятельствах: проблема выбора Одиночество: желанное или мучительное? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

7 Что может противопоставить незаурядная личность пошлому миру? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) Произведение М.Ю. Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с друзьями. Легко ли обрести подлинного друга? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) Какую опасность таит в себе индивидуализм? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) Может ли свобода быть безграничной? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) Какой опыт даёт человеку война? «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.В Друнина) Почему тема войны не уходит из литературы? Сохранить человечность на войне (По страницам литературы XIX- XXI вв.) «Жди меня, и я вернусь»: любовь и война Произведение о войне, которое Вас взволновало «Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа...» (М.В Кульчицкий) Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Согласны ли Вы с Л.Н Толстым, утверждающим, что война «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»? Война: преступление и подвиг Как влияет на сущность человека война? Тема долга и чести в литературе о войне Как на войне раскрывается характер человека? Какие испытания несет человеку война? Согласны ли Вы со словами А.С Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»? Каким бывает подвиг на войне? Как человек приходит к ратному подвигу? В чём сила фронтовой дружбы? Как становятся героями на войне? Есть ли место гуманизму на войне? Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? Память о войне ответственность перед прошлым и будущим Согласны ли Вы с утверждением Л.Н Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни»? Произведение о войне, которое Вам запомнилось Война проверка на мужество и человечность Горечь и величие военной победы Возможен ли мир без войн? Что такое истинная храбрость на войне? Почему война за Отечество сплачивает народ? «Война печальней нету слова./ Война святее нету слова» (А.Т. Твардовский)

8 Что такое подвиг на войне? Война Отечественная и война Гражданская в чём отличие? Почему нам необходима память о войне? В чём секрет популярности стихов и песен военных лет? Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс Что мешает человеку обрести гармонию с природой? Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека? Может ли природа помочь человеку понять себя? Способна ли природа воспитывать человека? Способна ли природа давать подсказки человеку? Чему человек может научиться у природы? Как природа помогает понять мир человеческих чувств? Почему картины зимы так интересны писателям? Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком? Как Вы понимаете слова Ф.И Тютчева о природе: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» Как мир человеческих чувств соотносится с временами года? Почему тема времён года так интересна писателям? Почему картины весны так интересны писателям? Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком? Почему картины осени так интересны писателям? Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему? Человек хозяин природы или её часть? Почему природа вечный источник вдохновения для писателей? Человек и «братья наши меньшие» в литературе Может ли общение с природой обогатить человека? Почему общение с природой важно для человека? Что может дать человеку общение с природой? Чем мир живой природы привлекателен для писателя? Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание? Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»? Почему тема весны так популярна у писателей? Гармония природы и несовершенство человека Почему мир природы часто противопоставляют миру людей? Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды? Случайно ли «природа» и «Родина» однокоренные слова? Почему в литературе так часто изображают море и горы? Человек и природная стихия.

9 Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Роль родительского наставления в жизни человека Почему так важно сохранять связь между поколениями? Согласны ли Вы с утверждением героя И.С Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Что может мешать отцам и детям понять друг друга? Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? Что такое семейные традиции и зачем они нужны? В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? Чем опасна слепая родительская любовь? «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие? Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»? Чем может быть ценен для отцов опыт детей? Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне? Является ли вечным спор поколений? Всегда ли ценны заветы отцов? «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»? Трудно ли быть взрослым? Какую роль в становлении личности может играть семья? Рождается ли истина в споре поколений? «Отцы» и «дети»: соперники или союзники? Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? Какое значение имеет пора юности в жизни человека? Почему «отцы и дети» вечная тема? Какую роль в становлении личности могут играть старшие? Что значит быть взрослым? Важно ли человеку получить родительское напутствие? В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? Родители и дети: спор или диалог? «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» (А.С. Пушкин) Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Что важнее: любить или быть любимым? Чем опасна свобода без ограничений? Кого можно считать счастливым человеком? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Чем опасно равнодушие? Что такое взаимопонимание? «Я люблю, и значит я живу» (В.С Высоцкий) Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?

10 Как Вы понимаете слово «долг»? «Птица сильна крыльями, а человек дружбой» (народная пословица) Как Вы понимаете слово «честь»? Как Вы понимаете слово «совесть»? Что такое справедливость и милосердие? Дружба в жизни человека Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания? «Одно слово правды весь мир перетянет» (пословица) Можно ли обойтись в жизни без творчества? Ради чего стоит жить? Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность? Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны? Почему человек решается идти наперекор судьбе? Какую роль в судьбе человека может сыграть самолюбие? Грех и раскаяние в жизни человека Трудно или легко делать добро? Что значит жить для людей? Свобода и ответственность в жизни человека Может ли любовь нести человеку несчастье? Как Вы понимаете утверждение Н.А Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»? Понимать человека или управлять им? Можно ли жить без цели? Что вкладывается в понятие «счастье»? Что делает человека подлинно счастливым?


Темы итогового сочинения Год проведения итогового сочинения Код темы Тема 2017 101 Какие чувства могут быть неподвластны разуму? 2017 102 Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Институт развития образования» Статистика основных показателей итогового сочинения (изложения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении

Сочинение на тему проблема отцов и детей в современном мире Самой важной, на мой взгляд, является проблема отцов и детей, иначе В современном мире, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, Сочинение

Проблема веры как проявления нравственной стойкости человека сочинение Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к

Как вы понимаете, что такое «равнодушие» и «отзывчивость»? В чѐм опасность равнодушия? Что такое эгоизм? Какого человека можно назвать отзывчивым? Какого человека можно назвать бескорыстным? Как вы понимаете

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе, 2016 2017 учебный год. Методические рекомендации. Общие комментарии тематических направлений. Материалы подготовила учитель русского

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

Сочинение понимание добра и правды в пьесе на дне Величие не там, где нет простоты, добра и правды, - утверждал писатель. На такой вопрос пытался ответить М. Горький в пьесе На дне. Кроме Умение вникать

Управление образования, спорта и туризма администрации Советского района г.минска Счастье жить в мирной стране Барташевич Полина Максимовна Государственное учреждение образования «Гимназия 15 г. Минска»

Сочинение на тему проблема одиночества в романе булгакова мастер и маргарита Сочинение Проблема творчества и судьбы художника по произведению: Мастер и на себе давление советской цензуры, травлю в печати,

Консультация для родителей: «Значение детской книги в развитии дошкольников» Подготовила: воспитатель Кувтырева М.А. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Роль читательского дневника в развитии читательской активности Учитель начальных классов Елсуфьева Е.В. «Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России» Направление это как палочкавыручалочка: если вы не знаете русской классической литературы пишите по этому направлению. То есть можно хоть

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» Проект в старшей группе «Книжкина неделя» Выполнили: воспитатель Пьянкова Н.С. г. Долинск 2016г. Продолжительность проекта:

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

Годовая промежуточная аттестация. Литература. 10 класс. Примерные темы итогового сочинения по литературе для аттестации по всем 5-ти официальным направлениям, опубликованными ФИПИ, на 2018/2019 учебный

Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне - одна из главных в творчестве выдающегося мастера литературы социалистического реализма Михаила Александровича Шолохова. "Они

Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод (заключение).

Выпускное сочинение в 11 классе. Результаты 2015-2016 года. 2016-2017 учебный год. Задачи введения экзамена: выявить уровень речевой культуры выпускника, начитанность, личную зрелость и умение рассуждать

Муниципальное бюджетное учреждение Централизованная библиотечная система городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Утверждаю Директор МБУ «ЦБС» Патрушева Е.А. 2018 г. Проект «Изгелек канаттары»

Проект «Книжкина неделя» для детей старшей группы Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-речевой. Участники проекта: дети старшей группы, их родители и воспитатель группы.

1 Итоговое сочинение 1 ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) Первым обязательным условием участия в ЕГЭ для выпускников текущего года является итоговое сочинение (изложение), которое является отправной точкой

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный институт искусств» Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических наук ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ

Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цель и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». «Верность и измена» В рамках

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КАДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ З.В.БЕРЕСНЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОАУ СОШ 70 Г.КИРОВА «Воспитание великое дело: им решается участь

Модуль «Светская этика» 1.Результаты освоения учебного предмета. Личностные УУД: Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном; Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость

1 1 ÿíâàðÿ Íîâûé ãîä Чего вы ожидаете от наступившего года? Какие цели ставите себе, какие у вас есть планы и желания? Чего ждёте от магического ежедневника? 8 Моя цель помочь вам приобрести главный магический

Итоговое сочинение 2015-2016 Направления итогового сочинения 2015-2016 Дом Время Путь Любовь Год литературы Основная информация Работы выпускников оцениваются по системе "зачет-незачет" и являются допуском

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы светской этики» Планирование составлено на основе государственной программы общеобразовательных

Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 19 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Согласовано Зам. директора Утверждаю Директор Л.С. Денисова РАБОЧАЯ

Министерство образования Республики Башкортостан ГОУ НПО ПЛ 128 Газизова А.Ф. Методическая разработка урока по русской литературе XX в. На тему: Романтический пафос ранних рассказов М. Горького /на примере

К и е в 2017 УДК ХХХ ББК ХХХ НХХ ЖИЗНЬ ЭТО... / Борисюк Л.И., Лазарук Н.Н., Нежура Н.Д. К.: ФОП Нежура Н.Д., 2017 208 с. Книга «Жизнь это» первая из серии книг «Жизненные ценности», написанных для подростков

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2017/2018 ГГ.. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая

ПАМЯТКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (350 слов) ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Сочинение состоит из трех основных частей: I. Вступление. II. Основная часть. 1. Первый тезис+аргумент. 2. Второй тезис+аргумент. 3. Третий

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа интернат» Исследовательская работа «Читают ли современные школьники книги о войне?» Выполнил: обучающийся 5 класса Поляков

Эффективные вопросы для коуч-сессий С помощью данных вопросов, коучу удается в процессе работы с клиентом повышать его осознанность, помогать клиенту находить выход из сложных ситуаций, принимать верные

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2019 году 1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и композиция произведения.

Сочинение на тему судьба человека в бесчеловечном мире сочинению по направлению Темы данного направления ориентируют обучающихся на войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе

Первая основа ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ Наивысшая ценность в этом мире жизнь человека. Жизнь любого человека нужно беречь как свою собственную, ибо она хоть и скоротечна, но даёт шанс каждому приумножить его главную

Как становятся героями. Цель: побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом. Задачи: - формировать

Будьте вежливы всегда Вежливость это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой Подготовила семья Ильи Федотова 2012 год Доброте и вежливости нужно учиться с детства. Вежливость и доброта

Планируемые результаты освоения учебного предмета) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ САД 5 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЮЖНО-СУХОКУМСК» РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН ЭССЕ ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Б» МКУДО ДЕТСКИЙ

Вежливость это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «культура» вытекает из нравственноморальных

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 класс Даты Кол-во Тема урока Плановая Фактическая п/п часов дата дата 1 Шедевры русской литературы 1 06.09 2 Истоки и начало древнерусской литературы.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат» Нам нужен мир Классный час для начальной школы, посвященный Международному дню мира Воспитатели:

Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г.долинск Сахалинской области «Роль книги в формировании духовно нравственного воспитания дошкольников» Выполнил: воспитатель

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Пояснительная записка Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год 1ч в неделю. Для реализации программного содержания используются: Культура и традиции народов дагестана: Книга для чтения в начальных

Сочинение на тему горе от ума жизненные идеалы фамусовского общества Чацкий и фамусовское общество (по комедии Грибоедова Горе от ума). Денис Поваров добавил сочинение, 29 апреля 2014, 18:22, 158 просм.

Закон Кармы (Закон Космической Справедливости или Причинно-следственной связи) Закон Кармы, Закон Космической справедливости, гласит любое событие в жизни человека это следствие его предыдущих мыслей и

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 2» Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе 68 часов Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Предложенная тема не раскрыта.

В работе присутствуют рассуждения общего характера, соответствующие теме, но нет глубины рассмотрения примеров на литературном материале; обращение к литературным произведениям приводится на примитивном уровне. Суждения уче­ника поверхностны. Литературный материал привлекается формально: ощутимо неумение ученика вникать в произведение и осмысливать его. Ученик не чувству­ет авторской позиции, подменяя её собственным пониманием на бытовом уровне, предлагает упрощённую трактовку образов.

В сочинении наблюдается неоднократное нарушение абзацного членения текста работы и логические ошибки.

Работе присущ низкий уровень речевой культуры: а сочинении допущены раз­ные типы речевых ошибок: неудачное словоупотребление, нарушение сочетаемо­сти слов, неверное употребление синонимов, плеоназм, бедность лексики, речевые штампы.

Сочинение изобилует орфографическими, пунктуационными, грамматическими ошибками.

№ 1 - орфографическая ошибка;

№ 2 - речевая ошибка (повтор слова);

№ 3 - речевая ошибка: неоправданная инверсия;

№ 4 - пунктуационная ошибка (пропуск тире);

№ 5 - пунктуационная ошибка (пропущенные запятые при вводном слове);

№ 6 - орфографическая ошибка;

№ 7 - грамматическая ошибка: не могут употребляться как однородные разнови­довые понятия: человек и место;

№ 8 - пунктуационная ошибка (пропущенные запятые при вводном слове);

№ 9 - грамматическая ошибка;

№ 10 - грамматическая и логическая;

№ 11 - пунктуационная ошибка (пропущенные запятые при вводном предложе­нии);

№ 12 - речевая ошибка: не понятен смысл высказывания;

№ 13 - логическая ошибка: высказывание не связано с предыдущим предложе­нием, так как предполагает, что в предыдущем тексте были рассмотрены другие случаи, а они рассмотрены не были;

№ 14 - орфографическая ошибка;

№ 15 - речевая: неполнота высказывания. Что именно «всё» ведёт?

№ 16 - речевая: из предложения не совсем понятно: «понять получше» что?

№ 17 - пунктуационная ошибка;

№ 18 - грамматическая: неправильное употребление предлога;

№ 19 - грамматическая ошибка: неправильный выбор формы слова;

№ 20 - орфографическая ошибка;

№ 21 - орфографическая ошибка;

№ 22 - речевая ошибка: повтор слов;

№ 23 - пунктуационная ошибка;

№ 24 - грамматическая ошибка: неправильный выбор формы слова;

№ 25 - фактическая ошибка;

№ 26 - речевая ошибка: повтор слов;

№ 27 - пунктуационная ошибка;

№ 28 - грамматическая и логическая ошибка;

№ 29 - речевая ошибка: было бы уместно употребление синонима без оценочной лексики;

№ 30 - пунктуационная ошибка;

№ 31 - речевая ошибка: непонимание слова «статная» приводит к его неправиль­ному употреблению;


№ 32 - орфографическая ошибка;

№ 33 - логическая ошибка: неуместное повторение мысли предыдущего пред­ложения;

№ 34 - пунктуационная ошибка;

№ 35 - речевая ошибка, лучше заменить речевой оборот более книжным словом, например, «удивлена»;

№ 36 - неоправданный повтор местоимения;

№ 37 - пунктуационная ошибка;

№ 38 - речевая ошибка: неожиданная замена лиц. В тексте сочинения речь шла о герое рассказа, который неожиданно заменяется местоимением «мы»; № 39 - пунктуационная ошибка;

№ 40 - орфографическая ошибка;

№ 41 - пунктуационная ошибка;

№ 42 - пунктуационная ошибка;

№ 43 - орфографическая ошибка;

№ 44 - пунктуационная ошибка;

№ 45 - пунктуационная ошибка.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ

Темы 2016-2017 года

Разум и чувства

1. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

2. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

3. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

4. Над какими чувствами разум может быть не властен?

5. Когда разум и чувство борются в человеке?

6. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?

7. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда - к чувствам?

8. Когда нужно сдерживать душевные порывы?

9. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

10. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

11. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?

12. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?

13. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?

14. Когда следовать чувствам неразумно?

15. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?

16. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?

17. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?

18. Могут ли чувства быть истинными и ложными?

19. Всегда ли разумный поступок является нравственным?

20. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?

21. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?

22. Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума?

23. Когда разум может оказаться сильнее чувств?

24. Достижима ли гармония чувства и разума?

25. Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою...»?

26. Всегда ли следует доверять доводам разума?

27. Можно ли выплёскивать чувства наружу?

28. Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума?

29. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и раз­умом?

30. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?

31. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порыва­ми»?

32. Какую роль в жизни человека играют чувства?

Честь и бесчестье

1. Какими качествами должен обладать человек чести?

2. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?

3. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

4. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужествен­ный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

5. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?

6. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?

7. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?

8. Почему человеку важно не запятнать свою честь?

9. Что может привести человека к бесчестному поступку?

10. Какой поступок можно назвать бесчестным?

13. Может ли честь оказаться дороже жизни?

14. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?

15. Как Вы понимаете выражение «дело чести»?

16. Как связаны понятия чести и долга?

17. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?

18. Кого можно назвать бесчестным человеком?

19. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?

20. Что такое честь?

21. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?

22.Честь и совесть: как связаны эти понятия?

23. Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок?

24. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?

25. Почему надо «беречь честь смолоду»?

26. Кого можно назвать человеком чести?

27. Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситу­ации?

28. Честь - это норма или принцип одиночек?

29. Актуально ли понятие чести для современного человека?

30. Что означает «идти дорогой чести?»

31. В чём разница между честным человеком и человеком чести?

32. Как Вы понимаете слово «честь»?

Победа и поражение

1. Что значит достойно пережить поражение?

2. Какие уроки можно извлечь из поражения?

3. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?

4. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?

5. Только ли горечь несут человеку поражения?

6. Всегда ли победа возвышает победителя?

7. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

8. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружи­ем, а любовью и великодушием»?

9. Можно ли добиваться победы любыми средствами?

10. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигры­вать»?

11. Легко ли быть победителем?

12. Когда поражение ценнее победы?

13. Чем можно пожертвовать ради победы?

14. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?

15. Почему говорят, что проигрывать надо достойно?

16. Согласны ли Вы с утверждением древнегреческого писателя Лукиана: «В гражданской войне всякая победа есть поражение»?

17. Как поражение может повлиять на человека?

18. Когда побеждённый достоин уважения?

19. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?

20. Важно ли уметь признавать собственное поражение?

21. Что важно победить в самом себе?

22. Можно ли прийти к победе, не испытав поражений?

23. Какой противник достоин уважения?

24. Что значит победа над самим собой?

25. Как Вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?

26. Когда нужно стремиться к победе любой ценой?

27. В чём проявляется великодушие победителя?

28. Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского: «Если хочешь победить весь мир, победи себя»?

29. Что можно и нужно побеждать в самом себе?

30. Всегда ли поражение - это трагедия для побеждённого?

31. Когда поражение закаляет характер человека?

32. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?

Опыт и ошибки

1. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

3. Хорош ли жизненный принцип - действовать методом проб и ошибок?

4. В чём ценность исторического опыта?

5. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

6. Что значит «учиться на горьком опыте»?

7. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».

8. Нужно ли анализировать свои ошибки?

9. В чём различие между ошибкой и преступлением?

10. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

11. От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?

12. Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

13. Какой опыт важнее: собственный или чужой?

14. Чем читательский опыт отличается от жизненного?

15. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опы­том?

16. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?

17. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?

18. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?

19. Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?

20. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?

21. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?

22. Почему важно уметь признавать свои ошибки?

23. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?

24. Какие ошибки можно назвать ценными?

25. Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?

26. Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?

27. Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?

28. Можно ли учиться на чужих ошибках?

29. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?

31. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

32. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?

Дружба и вражда

1. Может ли дружба принести человеку разочарование?

2. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

3. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?

4. Почему человек стремится обрести друзей?

5. В чём причины вражды между людьми?

6. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

7. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

8. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

9. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

10. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

11. В чем причины вражды между народами?

12. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?

13. Может ли быть неравенство в дружбе?

14. Познается ли друг в радости?

16. Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?

17. Можно ли дружить с эгоистом?

18. Что важнее в дружбе: получать или отдавать?

19. Можно ли уважать врага?

20. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?

21. Чем различаются дружба и приятельство?

22. Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»

23. Что значит уметь дружить?

24. Можно ли прожить без дружбы?

25. Что может помешать дружбе?

26. В каких обстоятельствах проверяется дружба?

27. Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения?

28. Зачем человеку друзья?

29. В чём разница между другом и приятелем?

30. Как отличить истинную дружбу от ложной?

31. Какие качества раскрывает в человеке дружба?

32. Может ли дружба обернуться враждой?

Темы 2015-2016 года

Время

1. Какого человека можно назвать героем своего времени?

2. Зачем человеку заглядывать в будущее?

3. Чему может научить опыт прошлого?

4. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

5. Как судьба человека связана с историей народа?

6. Когда хочется остановить мгновение?

7. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?

8. Может ли человек влиять на ход истории?

9. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?

10. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?

11. Какие вопросы называют «вечными»?

12. Почему важно знать «уроки истории»?

13. Какую роль в становлении личности играет детство и юность?

14. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?

15. История и современность: нужен ли взгляд назад?

16. Почему время называют лучшим лекарем?

17. Когда человек забывает о времени?

18. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?

19. Что такое нравственные уроки истории?

20. Что нужно, чтобы стать героем времени?

21. Существует ли что-то, неподвластное времени?

22. Нужно ли стремиться «опередить своё время»?

23. Временное и вечное в нашей жизни.

24. Забвение прошлого губительно для человека?

25. Что такое «связь времён»?

26. Какие проблемы ставит перед человеком революционное время?

27. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?

28. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький).

29. Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?

30. Влияет ли прошлое на настоящее?

31. «Время - драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, луч­ше, зрелее и совершеннее» (Томас Манн).

32. На какие дела не жалко тратить времени?

33. Всё меняется или всё повторяется в этом мире?

34. Почему важно мудро распоряжаться своим временем?

35. Когда кончается детство?

36. Почему время называют драгоценным даром?

37. Какое влияние оказывает на человека историческое время?

38. «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин- Михайловский).

39. Почему нельзя «убивать время»?

40. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В. Гёте)

41. Чем, по-вашему, следует наполнять свободное время?

1. Что значит в жизни человека родительский дом?

2. Что дом может рассказать о своём хозяине?

3. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?

4. Война и дом.

5. Дом - это место или люди?

6. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?

7. Как дом и семья влияют на формирование личности?

9. Может ли человек прожить без Дома?

10. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

11. В какой дом хочется приходить снова и снова?

12. Какие нравственные ценности укрепляют семью?

13. Что в доме самое главное?

14. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?

15. Устарело ли понятие «домашнего очага»?

16. Что такое чувство дома?

17. Когда дом становится нравственной опорой человека?

18. Кто вам ближе: странник или домосед?

19. Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?

20. Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»?

21. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?

22. «Мой дом - моя крепость»?

23. Когда Дом нуждается в защите?

24. Семейный очаг как основа Дома.

25. Когда жилище становится домом?

26. Почему так важна связь человека с семьёй и домом?

27. Когда дом становится местом встречи поколений?

28. Прав ли Александр Дюма-отец, утверждавший: «У домов, как у людей, есть своя душа и своё лицо...»?

29. Почему человек страшится бездомности?

30. Согласны ли Вы с тем, что дом может стать отражением человека, который в нём живёт?

31. Способен ли дом защищать человека от внешнего мира?

32.Что такое «добрососедство»?

33. о чём может рассказать старый дом?

34. Дом - это место или состояние души?

35. Дом - это место, куда хочется возвращаться...

36. «Живите в доме - и не рухнет дом» (А. Тарковский).

37. Что входит в понятие «дом»?

38. Что нужно, чтобы построить дом в собственной душе?

39. Почему, путешествуя, человек тоскует по дому?

40. Когда и почему человек нуждается в поддержке родных и близких?

41. Какой семейный уклад Вам кажется идеальным?

Любовь

1. Какие качества раскрывает в человеке любовь?

2. Какие ещё есть условия счастья, кроме любви?

3. Что такое «любовь к жизни»?

4. Почему в любви важно понимать и прощать?

5. Почему любовь не всегда приносит счастье?

6. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить - это не зна­чит смотреть друг на друга, любить - это значит вместе смотреть в одном направ­лении»?

7. Всегда ли любовь - условие счастья?

8. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить - значит жить жиз­нью того, кого любишь»?

9. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить - лишь только душу»?

10. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко - это значит забыть о себе»?

11. Светлые и трагические стороны любви.

12. Можно ли быть счастливым без любви?

13. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

14. Требует ли любовь от человека работы над собой?

15. Опасен ли эгоизм для любви?

16. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?

17. Какие добрые качества в человеке пробуждает любовь?

18. В чём разница между любовью и влюблённостью?

19. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?

20. В чём проявляется любовь к Родине?

21. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?

22. Когда любовь становится испытанием?

23. В чём проявляется любовь к жизни?

24. Любовь - это счастье или страдание?

25. Согласны ли вы с утверждением А.Камю: «Не быть любимым - это всего лишь неудача, не любить - вот несчастье»?

26. Помогает ли любовь понять себя?

27. Согласны ли вы с утверждением Л. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько человек становится лучше»?

28. Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?

29. Способна ли любовь изменить человека?

30. Какую любовь можно назвать настоящей?

31. Всегда ли любовь делает человека счастливым?

32. Существует ли вечная любовь?

33. «Спасибо, жизнь, за то, что я узнал любовь» (Р. Рождественский).

34. Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?

35. Справедлива ли поговорка: «Любовь слепа»?

36. Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?

37. Что такое самоотверженная любовь?

38. Нуждается ли истинная любовь во взаимности?

39. Что значит любить свою землю?

40. Чем прекрасна первая любовь?

41. Что противоположно любви?

Путь

1. Что значит идти дорогой чести?

2. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?

3. К чему может привести человека болезненное самолюбие?

4. Что влияет на выбор человеком жизненного пути?

5. На пути к благородной цели все ли средства хороши?

6. Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь - это постоянный выбор?

7. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

8. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?

9. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

10. Что значит стоять на жизненном распутье?

11. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

12. Каким может быть путь к познанию самого себя?

13. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

14. Путь к самому себе: взлёты и падения.

15. Почему важно осмысление пройденного пути?

16. Почему человеческую жизнь сравнивают с дорогой?

17. Любовь как путь самопознания.

18. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?

19. Каким может быть путь к познанию самого себя?

20. Что значит «идти по жизни своим путём»?

21. Выбор пути как жизненная проблема.

22. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?

23. Каким путём человек идёт к самому себе?

24. Чем путешествия обогащают личность?

25. Что значит найти в жизни свою дорогу?

26. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жиз­ненном пути?

27. Что значит идти путём самосовершенствования?

28. Возможен ли жизненный путь без ошибок?

29. Путешествие - способ познания себя и мира.

30. Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?

31. Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути?

32. Почему говорят: «Дорогу осилит идущий»?

33. Какие опасности подстерегают человека на пути к славе?

34. Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?

35. Какой путь ведёт человека к счастью?

36. Какие цели важно ставить на жизненном пути?

37. Что может исказить жизненный путь человека?

38. Как характер человека влияет на его жизненный путь?

39. Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?

40. Какие мысли и чувства вызывает дорога?

41. Что может помочь в выборе правильного жизненного пути?

Год литературы

1. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

2. Почему литературу часто называют «человековедением»?

3. Чтение литературного произведения - труд или отдых?

4. Согласны ли вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

5. Как чтение влияет на ум и сердце читателя?

6. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с тече­нием времени?

7. Можно ли чтение литературного произведения заменить знакомством с его кратким содержанием?

8. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении лично­сти?

9. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

10. Какие произведения становятся классическими?

11. Какую книгу вы бы хотели экранизировать?

12. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

13. Почему некоторые книги люди перечитывают?

14. Устарела ли классическая литература?

15. Как история отражается в литературном произведении?

16. Согласны ли вы с утверждением о том, что чтение учит думать?

17. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с те­чением времени?

18. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин).

19. Какие книги Вы читаете с удовольствием?

20. С какой книгой вы встретили Год литературы?

21. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?

22. Книга, которую я прочту своим детям.

24. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

25. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литерату­ре?

26. Кто из современных писателей вам особенно близок?

27. «Беседовать с писателями других веков - почти то же самое, что путешество­вать» (Р. Декарт).

28. Ваши читательские открытия в Год литературы.

29. Какое место литература занимает в Вашей жизни?

30. Литература или кино: соперничество или сотрудничество?

31. Чего я жду от новой книги?

32. Книги моего детства.

33. Способна ли книга сделать человека лучше?

34. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. При­швин).

35. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный замени­тель не прожитого нами опыта - литература»?

36. Какие книги Вам особенно интересны?

37. На какие важные жизненные вопросы ответили Вам книги?

39. Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

40. Какие советы могут давать книги?

41. Можно ли в жизни обойтись без книг?

Темы 2014-2015 года

«Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова).

1. Произведение М. Ю. Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором.

2. Какой характер можно назвать противоречивым? (По одному или несколь­ким произведениям М. Ю. Лермонтова)

3. Какие нравственные проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

4. Какие проблемы общества, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, ка­жутся Вам актуальными? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лер­монтова)

5. Какие проблемы личности, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

6. Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

7. Что делает человека подлинно счастливым? (По одному или нескольким про­изведениям М. Ю. Лермонтова)

8. Любовь: поединок без победителей? (По одному или нескольким произведе­ниям М. Ю. Лермонтова)

9. Что такое свобода? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лер­монтова)

10. Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

11. Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

12. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному чита­телю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

13. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

14. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведени­ям М. Ю. Лермонтова)

15. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

16. Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

17. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермон­това, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермон­това)

18. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или не­скольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

19. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

20. Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

21. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произ­ведениям М. Ю. Лермонтова)

22. Можно ли играть «на живых струнах сердца человеческого»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

23. Что значит любить Родину? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

24. Обижает ли Вас фраза человека старшего поколения: «Да, были люди в наше время...»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

25. Человек в критических обстоятельствах: проблема выбора. (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

26. Одиночество: желанное или мучительное? (По одному или нескольким произ­ведениям М.Ю. Лермонтова)

27. Что может противопоставить незаурядная личность пошлому миру? (По одно­му или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

28. Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

29. Произведение М.Ю. Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с друзья­ми.

30. Легко ли обрести подлинного друга? (По одному или нескольким произведе­ниям М.Ю. Лермонтова)

31. Какую опасность таит в себе индивидуализм? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

32. Может ли свобода быть безграничной? (По одному или нескольким произве­дениям М.Ю. Лермонтова)