«Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам» Гегель (ЕГЭ обществознание). Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и наро

Подготовка к ЕГЭ. Сочинение по русскому языку. ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ. ИСКУССТВО.

НАСТОЯЩЕЕ, ПОДЛИННОЕ, ИСТИННОЕ ИСКУССТВО И МНИМОЕ, ЛОЖНОЕ ИСКУССТВО, АНТИИСКУССТВО, ПСЕВДОИСКУССТВО.

Для написания АРГУМЕНТА и ВЫВОДА можно использовать ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.

1.Легче всего оформлять высказывания (цитаты) в виде предложения с прямой речью. Для этого необходимо знать высказывание наизусть.

2.Фрагменты лирических произведений, расположенных в соответствии со стихотворными строками, оформляются без кавычек.

  • опорные слова, которые в высказывании выделены жирным шрифтом; их необходимо заключить в кавычки ;
  • сведения об авторе высказывания
  • клише для оформления высказываний (для оформления предложения с косвенной речью)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы ввести в сочинение высказывание (цитату) в качестве аргумента, используйте КЛИШЕ.

Вспоминаются слова…

По словам…

… сказал, говорил, утверждал, считал, писал…

Обратимся к высказыванию…

Можно привести высказывание…

Своё мнение могу подтвердить высказыванием…

Чтобы подтвердить мнение …, я приведу высказывание…

В этом легко убедиться, обратившись к высказыванию…

Моя точка зрения находит подтверждение в высказывании…

Для доказательства приведу высказывание…

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрите примеры интерпретации высказывания № 7 для аргументации.

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и . (Г.Гегель)

Вспоминаются слова немецкого философа конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегеля о том, что подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

По словам немецкого философа конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегеля, подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

Немецкий философ конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегель говорил о том, что подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

Обратимся к высказыванию немецкого философа конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегеля о том, что подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

Можно привести высказывание немецкого философа конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегеля о том, что подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

Своё мнение могу подтвердить высказыванием немецкого философа конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегеля о том, что подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

Чтобы подтвердить мнение …, я приведу высказывание немецкого философа конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегеля о том, что подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

В этом легко убедиться, обратившись к словам немецкого философа конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегеля о том, что подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

Моя точка зрения находит подтверждение в высказывании немецкого философа конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегеля о том, что подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

Для доказательства приведу мнение немецкого философа конца ХVIII -начала ХIХ вв. Г.Гегеля о том, что подлинные произведения искусства «доставляют наслаждение всем временам и народам».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основой искусства в глазах реальной критики является живая жизнь. (В.Г.Белинский)

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) - русский мыслитель, писатель, литературный критик.

О русской повести и повестях г.Гоголя («Арабески» и «Миргород»)

Основания русской грамматики

Сочинения Александра Пушкина

«Герой нашего времени». Сочинения М.Лермонтова

Русская литература в 1840 году

Стихотворения М.Лермонтова

Письмо Н.В.Гоголю

Задача литературы и искусства - находить в разнообразных явлениях жизни выражение «единой вечной идеи », воспроизводить его, показывать цель - изображать в слове и звуке. (В.Г.Белинский)

Последняя цель искусства - пересоздание жизни . (Андрей Белый)

Андрей Белый (псевдоним)(1880-1934) - русский писатель, поэт, критик, один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма.

Сборники стихотворений:

Золото в лазури

Серебряный голубь

Петербург

Крещёный китаец

Трагедия творчества. Достоевский и Толстой

Революция и культура

Воспоминания о Блоке

На рубеже двух столетий

Начало века

Между двух революций

Исследования:

Ритм как диалектика и «Медный всадник»

Мастерство Гоголя

Всякое подлинное искусство есть путь к новому бытию , мост к иному миру. (Н.А. Бердяев)

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный и политический философ.

Духовный кризис интеллигенции

Философия свободы

Смысл творчества

О назначении человека

Самопознание

Истина и откровение

В защиту А.Блока

Восток и Запад

Древо жизни и древо познания

Познание и общение

Проблема человека

Социальный кризис культуры

Человеческая личность и сверхличные ценности

Что такое человек?

Искусство живо живою кровью принесенных жертв.
Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку , в глубоких и скрытных тайниках его души . (М.А.Волошин)

Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932) - русский поэт, переводчик, художественный и литературный критик.

Библиография:

Лики творчества

Усобица: Стихи о революции

Стихи о терроре

Пути России

Искусство должно идти к мысли через чувства . Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть. (Б.Л.Васильев)
Васильев Борис Львович (род. 1924) — российский писатель.

Основные произведения:

А зори здесь тихие

Иванов катер

Не стреляйте в белых лебедей

В списках не значился

Завтра была война

Рассказы

Великолепная шестерка

Вы чьё, старичьё?

Летят мои кони

Неопалимая купина

Экспонат №…

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам . (Г.Гегель)

Георг Гегель (1770-1831) - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

Основные сочинения:

Феноменология духа

Наука логики

Философия права

Философия природы

Философия духа

Философия истории

Наука и искусство принадлежат всему миру , перед ними исчезают межнациональные барьеры . (И.В.Гёте)

Гёте Иога́нн Во́льфганг (1749-1832) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Произведения:

Страдания юного Вертера

Лесной царь

Опыт о метаморфозе растений

Герман и Доротея

Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства . (К.Глюк).

Кристоф Глюк (1714-1787) - австрийский композитор.

Основные произведения:

Орфей и Эвридика

Парис и Елена

Эхо и Нарцисс

Семирамида

Альцеста

Искусство стремится непременно к добру , выставляет ли нам красоту всего лучшего , что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. (Н.В.Гоголь)

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) - русский писатель, признанный одним из классиков русской литературы.

Произведения:

Мёртвые души

Вечера на хуторе близ Диканьки

Миргород (Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Старосветские помещики. Тарас Бульба)

Петербургские повести (Невский проспект. Нос. Шинель. Записки сумасшедшего. Портрет. Коляска)

Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок . (Д. Дидро)

Дени Дидрό (1713-1784) - французский писатель, философ.

Произведения:

Жак Фаталист

Племянник Рамо

Монахиня

Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел

Искусство только тогда будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития. (Ф.М.Достоевский)

Достоевский Фёдор Михайлович (1821-1881) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Произведения:

Белые ночи

Подросток

Преступление и наказание

Униженные и оскорблённые

Братья Карамазовы

продолжение следует…

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».

Подробные инструкции как воспользоваться сборником или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам». (Г. Гегель)

C9.2 Экономика. «Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей‚ ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели». (Ф.А. фон Хайек)

C9.3 Социология, социальная психология. «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». (Ф. Бэкон)

C9.4 Политология. «Оппозиция - предохранительный клапан, через который выходит избыток народной силы и энергии, - клапан, который нельзя закрыть, не подвергаясь опасности взрыва». (Б. Констан)

C9.5 Правоведение. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)

Пояснение.

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.

По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.

Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.


В своем высказывании Г.Гегель поднимает проблему вечности искусства. Автор твёрдо убеждён в том, что истинное произведение творческой деятельности людей не утратит своей значимости и будет волновать людские сердца на протяжении всего человеческого существования.Нельзя не согласиться с мнением мыслителя. Я разделяю его позицию и считаю, что искусство, затрагивающее общечеловеческие ценности и нормы добродетели, никогда не сотрется в прах под давлением времени.

Для подтверждения вышеизложенного обратимся к теоретической аргументации. Из курса обществоведения нам известно, что искусство - это воплощение замысла творца, его внутреннего мира в художественных образах, служащее способом самовыражения, проявления самобытности созидателя, уникальности его творческой позиции. В обществе искусство выполняет следующие функции: гедоническую (доставляет удовольствие), мировоззренческую(формирует систему взглядов, норм и ценностей на на мир и положение человека в нем), коммуникативную(обеспечивает тесное взаимодействие людей в процессе совместной деятельности) интегративную(сближает людей с общими, сходными идеями, взглядами), социализации(способствует освоению социокультурного опыта, норм и правил поведения, накопленных предшествующими поколениями).

Главными особенностями искусства являются историчность - на протяжении человеческого развития творческая деятельность совершенствуется и претерпевает изменения под давлением времени и условий; субъективность- искусство не отражает общие законы развития, а является выражение творческой индивидуальности созидателя. Благодаря искусству человек может воплотить терзаемые переживания, волнующие эмоции впечатления, отразить собственную жизненную позицию и отношение окружающему миру, "познать свою истинную сущность, самого себя". На протяжении столетий вырабатывались следующие виды искусства: по степени самовыражения творца - народная, массовая, элитарная; по динамике- временное(музыка, литература) пространственное(архитектура) и пространственно-временное (цирк, театр) .

Для подтверждения моих рассуждениях обратимся к произведению Г.

Успенского" Выпрямила", в котором повествование идет от лица автора, преследуемого печальными мыслями и смутными тревогами, случайно забредшего в Лувр. Встреча со статуей Венеры Милосской пролила свет на душевный мир рассказчика, заставила рассеяться грустным думам и вдохнула мимолетную радость жизни в его сердце. Остановившись перед скульптурой в оцепенении, автор испытал внутреннее преображение, пробуждение души от долгого сна и ощущение веру в истинную красоту.

Следующем аргументом, подтверждающим мою позицию, послужит пример из Всемирной истории. Наиболее известным творением Леонардо да Винчи является картина "Мона Лиза", заставившая трепетать души современников и продолжающая будоражить сознание людей в настоящее время.Загадочная улыбка Джоконды- загадка создателя до сих пор остается неразгаданной. И сегодня " Мона Лиза" приковывает взгляды посетителей Лувра, не в силах оторвавших взгляд от подлинного произведения, излучающего живительную силы и энергию.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что подлинное искусство обращается к внутреннему миру каждого человека поднимая на поверхность души скрытые чувства и эмоции, отвечая на вечные вопросы, поиск которых занимает весь период жизни, отведённый человеку.

Обновлено: 2018-06-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Г. Гегкль в данном высказывании поднимает проблему вечности искусства. В чем заключается его вечность? В том, что оно будет всегда и везде, даже спустя десятки, сотни, тысячи лет подлинные шедевры искусства не будут забыты.

Нужно ли искусство всем? Спорный вопрос. Кто-то может относиться к нему нейтрально, а кто-то может посвятить всю свою жизнь искусству.

Оно может принимать любые обличия. Но будет вечно.

Искусство воспитывает в людях чувство прекрасного, которое необходимо для развития моральных качеств человека. Ведь без чувства прекрасного люди начнут черстветь, духовно умирать. Без искусства мы перестали бы быть людьми. Поэтому оно так важно нашему обществу, поэтому будет вечно.

Во время Великой Отечественной войны люди боролись и погибали за искусство. Эрмитаж был крупнейшим собранием художественных и исторических ценностей. Хоть и была спланирована эвакуация произведений, но вывести удалось далеко не все. Тогда было решено укрыть их за стенами Исаакиевского собора, в его подвале.

Окна были заложены кирпичами и мешками с песком, чтобы защитить музейные коллекции. Во тьме и морозной сырости работали музейники, проверяли состояние картин. Жили они в подвале собора. В первую зиму 20 человек погибло от холода и голода. Остальные, уставшие и изнеможенные, боролись за шедевры искусства. Летом 1942 года могли работать только 12 сотрудников. Люди жертвовали своими жизнями, чтобы сохранить и передать произведения искусства будущему поколению.

Или же в произведении Рея Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", где люди просто бездумно существуют по инерции, ведь большинство помешано на спорте, примитивных увлечениях, сериалах, различных аттракционах. Но разве в этой деятельности есть духовное развитие? Ответ очевиден - нет. Данный "апокалипсис" случился из-за книгоненавистничества. Пожарники не тушили огонь, а наоборот, предавали пламени книги. Люди перестали читать, развиваться духовно. И в итоге стали похожи на роботов.

Именно поэтому искусство будет существовать вечно и никогда не исчезнет.

Обновлено: 2018-09-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Два ума знает Природа:
ум животных и от Бога!

Воду пьёт в реке осёл-
языком алкая.
Человек ладонь подставя-
стакан первый изобрел!

И вершиной красоты-
кратер найденный в Помпее:
века роспмсь не тускнеет
обнажённой немоты...

Чувства у зверей острее-
но что делать им в музее?

ИЗ ИНТЕРНЕТА

...............

Высказывания великих людей об искусстве

Гиппократ
- Жизнь коротка, искусство вечно!

Александр Дюма – сын
- Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.

Леонардо да Винчи
- Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

Джордано Бруно
- Искусство восполняет недостатки природы.

Сальвадор Дали
- Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх эстетических образцов конкретной иррациональности.

Л. Н. Толстой
- Простота - необходимое условие прекрасного.

Оноре де Бальзак
- Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.

Гегель
- Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Эмиль Золя
- Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.

Иоганн Иоахим Винкельман
- Рисунок для художника – то же, что для оратора у Демосфена: он должен быть на первом, на втором и на третьем месте.

Леонардо да Винчи
- Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.

Антон Семёнович Макаренко
- Отказаться от риска - значит отказаться от творчества.

Борис Пастернак
- Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Сенека
- Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.

Микеланджело

Т. Драйзер
- Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства.

А. Н. Толстой
- Воспринимать искусство... столь же трудно, как и творить его.

Цицерон
- Все прекрасное редко.

Г. Флобер
- Все цвета хороши, надо только уметь писать ими.

П.Пикассо
- Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица.

Еврипид
- Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства.

Л.Н.Толстой
- Искусство есть одно из средств единения людей.

В.Гете
- Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды.

Андре Жид
- Искусство - это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше.

Дени Дидро
- Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Микеланджело Буонаротти
- Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Г. Гегель
- Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.

Брехт Бертольт
- Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле.

Александров Георгий
- Высшее искусство – это срез времени, замороженный на века.

Малевич К
- Давно уже пришло время понять, что проблемы искусства и проблемы желудка очень далеки друг от друга.

Санд Жорж
- Дороги ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.

Леонардода Винчи
- Живопись спорит и соревнуется с природой.

Гельвеций Клод Адриан
- Задача искусства - волновать сердца.

Шиллер Иоганн Фридрих
- Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.

Анатоль Франс
- Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства - значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель - тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания.

Дмитрий Сергеевич Лихачев(1906-99)

Письма о Добром и прекрасном

Письмо тридцать второе
(фрагменты)

ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО

Итак, жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», - это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.

Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться - учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад - в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.

Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

?
Эстетика ницше. "Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины".