Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого

  1. 1. Василий Макарович Шукшин «Охота жить».
  2. 2. Аннотация. Новелла «Охота жить» В. М. Шукшина рассказывает о встрече в тайге старика Никитича с бежавшим из тюрьмы молодым человеком. Пожилой мужчина помогает парню, а тот его убивает, чтобы не выдал милиции. Новелла «Охота жить» начинается зарисовкой, от которой веет теплом, уютом и спокойствием: «Поляна на взгорке, на поляне – избушка. Избушка – так себе, амбар, рядов в тринадцать – четырнадцать, в одно окно, без сеней, а то и без крыши. Кто их издревле рубит по тайге?.. Приходят по весне какие-то люди, валят сосняк поровней, ошкуривают…А ближе к осени погожими днями за какую- нибудь неделю в три – четыре топора срубят. Найдется и глина поблизости, и камни – собьют камелек, и трубу на крышу выведут, и нары сколотят – живи не хочу!»
  3. 3. Никитич Главный герой новеллы Никитич любит, пройдя по зимнему лесу, зайти в такую избушку, затопить камелек, сесть перед ним и думать. «Одному хорошо думается». А думать есть о чем: большая жизнь прожита. Всякое в жизни было, и хорошее, и плохое («я не святой»). Особенно корит себя Никитич за то, что девушку в «березник заманил», «лаской донял», «до ребенка дело дошло, а он уж женатый был». Жалеет старик, что «дитя пустил по свету», не воспитал, не помог. Вспоминает троих внуков, которые в большом городе живут. Редко приезжают они к деду: скучно здесь. Как Никитич ни пытается их развлечь, как ни водит по тайге с ружьем («ждет, что они просветлеют, отдохнут душой и проветрят мозги от ученья»), всё равно в город стремятся уехать. Он, житель российской глубинки («до району от нас ещё девяносто верст»), не понимает их, городских. «Да присмотрись хорошенько!... Посмотри, как, к примеру, муравей живет. Или - крот. Да любая животина!... Возьми приглядись для интереса. А потом подумай: много ты про жизнь знаешь или нет?» Одиночество «не гнетет, свободно делается; Никитич знал: он один безраздельный хозяин этого большого белого царства». Никитич любит тайгу, особенно зимой, хорошо знает жизнь природы, зверей, но, как выяснится дальше, совсем беззащитен перед человеческой жестокостью, наивен и доверчив.
  4. 4. Коля – профессор. Переночевать к старику в избушку попросился высокий парень «в подпоясанной стеганке, в ватных штанах, в старой солдатской шапке», «широкоплечий, статный». Никитич по разговору понял, что он из города, и внимательно рассмотрел незнакомца: «красивое бледное лицо с пушистыми ресницами…Бородка аккуратная, чуть кучерявится на скулах…Взгляд Никитичу запомнился: прямой, смелый…И какой – то «стылый» – так определил Никитич». Парень понравился старику улыбкой – «не «охальная», простецкая, сдержанная». Никитич любил городских людей за то, что слушали его внимательно («свои бы деревенские боталом обозвали, а эти слушают»), сами интересно рассказывали; но презирал их за беспомощность в тайге. Парень признался, что бежал из тюрьмы, и Никитич «представил вдруг, как ведут его, крупного, красивого, под ружьем. И жаль стало его молодость и красоту, и силу». Раньше парень занимался наукой, писал работу на тему «Что такое колорадский жук и как с ним бороться», потом работал агентом по снабжению. Заманили его «огни большого города», приучили к красивой, беззаботной жизни: «музыка, хорошие сигареты, шампанское, женщины». Ожидание постоянной опасности сделало его рисковым, смелым: «Пусть обмирает душа, пусть она дрожит, как овечий хвост, - я иду прямо, я не споткнусь и не поверну назад». Этого «не поверну назад» Никитич не услышал, не насторожился. Он вспомнил своих внуков, которые живут в городе и приезжают к нему только летом, сына, выросшего без него. Пожалел парня, посочувствовал ему. «Что за сила такая в этом городе! Ну ладно, я – старик, я бывал там три раза всего, я не понимаю…Согласен. Там весело и огней много…Сожрет он вас, город, с костями вместе. И жалко дураков. И ничего сделать нельзя. Не докажешь».
  5. 5. Из воспоминаний В. М. Шукшина: «Город напугал меня. Очень много людей, все куда-то спешат. И никто друг друга не знает. Это был большой, новый, неизведанный мир. Увидел высокую каланчу - решил стать пожарным, потом мне захотелось стать матросом и плавать на пароходе, а еще - шофером, чтобы проехать по мосту. А когда побывал на базаре, то окончательно решил стать... жуликом. Мне показалось, что в таком скопище людей и при таком обилии всякого добра здесь гораздо легче своровать арбуз, чем у нас в селе. Уголовного кодекса я тогда не знал..."
  6. 6. Слова «отец» и «мать». Коля - профессор с начала встречи называет Никитича теплым словом «отец»: для него этот пожилой мужчина – человек старшего поколения, не понимающий желания его, молодого, сильного, красивого, жить беззаботно, как душа просит. Для Никитича слово «отец» несет другой смысл: он чувствует ответственность за судьбу этого оступившегося, заблудившегося в закоулках города молодого человека, пытается образумить, дать совет. Думает о его родителях, которых он своим приходом обманет. Когда в избушку вошли трое мужчин, один из которых – начальник районной милиции, Никитич не выдает беглеца, укрывает его: он живет по своим нравственным законам. Коля – профессор тоже живет по своим, волчьим законам: он уходит рано утром, прихватив с собой ружьё Никитича, без которого тот как без рук («Зла большого у старика не было. Обидно было: пригрел человека, а он взял и унес ружье. Ну не подлец после этого!»), и памятный кисет. Преступник привык брать от жизни все, не считаясь с интересами других людей. Старик бросился в погоню за парнем, испытывая странное желание увидеть ещё раз его красивое лицо. Догнав, пытается убедить, что «не дойдет он до своей воли все одно», потому что дорога пролегает через всю Сибирь. Парень удивлен великодушием старика: «Ты обо мне…прямо как родная мать заботишься». Хитрый и увертливый, он обещает Никитичу начать новую жизнь, и тот от этого обещания совершенно теряет всякую осторожность. Сам В. М. Шукшин говорил о матери: «Мать – самое уважаемое что ни на есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, - всю жизнь – жалеет». Никитич, жалея Колю – профессора, снова выручает его: доверяет ружье, договорившись, что тот оставит ружье в деревне у кума. Однако Коля не оправдал надежд старика: он убивает его, стреляя в спину, чтобы тот не выдал его милиции. В.М. Шукшина всегда привлекали натуры странные, наивные, так называемые чудики, Над которыми потешаются близкие и окружающие люди и которых считают почти что блаженными – божьими людьми. Убийство таких людей считалось особым грехом, который говорил о полном падении человеческой души.
  7. 7. Конфликт между Колей и Никитичем - это не только конфликт между городским жителем и человеком, живущим в близости к природе, но и конфликт между старшим поколением и молодежью, ищущей легкой судьбы. Они по-разному понимают значение одних и тех же слов, что говорит о невозможности между ними диалога. Никитич Коля - профессор Воля Ходить по лесу, наблюдать жизнь лесных жителей; размышлять перед камельком. «Про волю сказал – крепко, зло и напористо», так как из тюрьмы сбежал, не отсидев положенного срока. «Охота жить» Никитич – пожилой человек, вспоминает ушедшую молодость, когда влюблялся. Получать радость от жизни, потреблять, ничего не давая обществу взамен: красивая жизнь с музыкой, шампанским, сигаретами, женщинами. Отношение к Богу «За убивство тебя бог накажет, не люди. От людей можно побегать, а от него не уйдешь». «Не было бы добрых людей, жись бы давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались». «Если бы я встретил где-нибудь вашего Христа, я бы ему с ходу кишки выпустил».
  8. 8. Коля – профессор, выпив водки, называет Никитича «добрым человеком». Да, он был рад, что его судьба свела с таким бесхитростным, наивным стариком, потому что в нем самом добра было мало: «на миг глаза его заглянули куда – то далеко-далеко и опять «остыли»…И непонятно было, о чем он подумал, как будто что-то вспомнил. Но вспоминать это «что-то» не хотелось». Сам не способный на добро, он становится злобным зверем, оправдывающим своё преступление: «Добрых людей нет!...Не врите! Не обманывайте людей, святоши. Учили вас терпеть? Терпите!...Я бы сейчас нового Христа выдумал: чтоб по морде учил бить». Слова Никитича «Здесь - тайга: все одинаковые. Помни это. А то и до воли своей не добежишь – сломишь голову» вернули парня в реальность: затаился зверь в его душе, потому что нужно было получить помощь от деда. Когда Никитич пошел обратно к избушке, парень выстрелил в спину старику. И тем же белым снегом, по которому шла лыжня, он закидал убитого, сказав: «Так лучше, отец. Надежней». Парень заметает следы, подобно дикому зверю, который будет жить так, как привык, не станет на добро отвечать добром. Нет надежды на его нравственное выздоровление, о чем говорит пейзажная зарисовка в конце новеллы: «Когда солнышко вышло, парень был уже далеко от просеки. Он не видел солнца, шел, не оглядываясь, спиной к нему. Он смотрел вперед».
  9. 9. Новелла «Охота жить» В. М. Шукшина привлекла меня тем, что в ней автор показывает себя как мастер создания психологической характеристики героев. На протяжении всего произведения с тревогой смотришь, чем завершится их противостояние на маленьком клочке земли, что победит – добро или зло. Рассказы Шукшина, в основном, завершаются счастливо, редко кто из героев решается посягнуть на самое святое, что есть у человека, – жизнь. Произведение «Охота жить» в этом смысле – исключение. Новелла интересна композицией: начинается повествование описанием маленькой уютной, теплой избушки, где любому путнику, кем бы он ни был, найдется место, а завершается описанием тайги, огромного снежного поля, где нашел смерть добрый, беззлобный Никитич, приговор которому вынес человек, годившийся ему в сыновья. Мне искренне жаль старика, поплатившегося за излишнюю доверчивость, мои симпатии на стороне этого героя. Ещё и ещё раз задаешься вопросом: «Добро должно быть с кулаками»?
  10. 10. В. М. Шукшин оставил нам завещание: - Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее.
Данные об авторе

Лаптева Елена Егоровна

Место работы, должность:

МОУ "Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М.Яналова"

Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемое оборудование:

компьютер, толковый словарь

Краткое описание:

1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности; 2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения; 3) способствовать формированию у обучающихся ответственности за судьбы других людей.

«…Жизнь - она особенный предмет…»

(урок внеклассного чтения по рассказу В.М.Шукшина «Охота жить» в 7 классе)

Вид урока : урок художественного восприятия.

Форма урока : урок-беседа.

Методы обучения : словесные (эвристическая беседа)

наглядные (презентация).

Оборудование : компьютер,

толковый словарь.

Цель урока: расширить представление обучающихся о творчестве Василия Шукшина. Совершенствовать формирование читательской компетенции через умение отбирать направления поиска анализа произведения.

Задачи:

1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;

2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;

3) способствовать формированию у обучающихся ответственности за судьбы других людей.

Подумаем

очень серьезно

на земле!

Р.Рождественский

Ход урока:

I . Слово учителя.

1) Из всех учебных предметов мы, взрослея, постепенно вырастаем, если они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет, который «впору» нам всегда, который мы изучаем постоянно, независимо от возраста. Название ему - жизнь. Постигая этот предмет, мы ищем ответы на многие вопросы: начиная от математического «сколько» и кончая нравственным «как».

(звучит фрагмент песни «Двести лет кукушка мне жить накуковала..» в исполнении В. Малежика)

Только ли количественную сторону учитываем мы, говоря «много» или «мало». Может, важнее все же не сколько, а как? Сколько жить - может прокуковать даже птица, а кто «прокукует» нам, «как жить на земле»?

2) Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф

3) Самые разные ответы на вопрос «как жить на земле» мы пытались найти в произведениях, изученных нами ранее. Вот одна сценка из жизни, увиденная глазами поэта и запечатленная М.Ю.Лермонтовым в стихотворении «Нищий» (чтение наизусть заранее подготовленным учащимся стихотворения)

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

1830

А зачем кто-то так поступил (люди стали равнодушными к чужому горю)

4) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов мораль, нравственность, равнодушие.

Равнодушие - это самая странная болезнь на свете. А.П.Чехов говорил: «Спешите делать добро». Может быть, вы подумаете что подобные сцены были запечатлены писателями и поэтами давным-давно и в нашей сегодняшней жизни ничего похожего не происходит. К сожалению, особенно сейчас стало необходимо чаще задумываться над проблемами добра и зла, смысла жизни, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.

5) Послушаем стихотворение современного поэта Василия Федорова «Слепой»

Людей не видя пред собой, Не замечая в сквере лавочки, По улице идет слепой, Потрагивая землю палочкой. Его толкнут, Пройдут вперед, И тотчас, торопясь вмешаться, Какой-то зрячий призовет Быть чуткими И не толкаться. Но слышу голос я его, Негромкий в человечьем гуде: - Толкайтесь... Это ничего... Я буду знать, Что рядом - люди.

Как вы понимаете последние строки стихотворения

Только ли таким способом можно дать человеку почувствовать, что рядом с ним люди? (многие, стремясь к собственному благополучию, забывают, что живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди)

Как вы считаете, содержится ли в услышанных произведениях совет «как жить на земле»?

Жить на земле - это строить свою жизнь на основах человеколюбия, упражняя в доброте свою душу и сердце. После потери доброты произойдет неминуемая потеря нравственности, такой человек уже будет способен на все.

II . Обратимся к рассказу В.М.Шукшина «Охота жить».

Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей — в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одно — труд. О нем говорили как о «деревенском» писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце — нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши…

Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу со злом — ни в литературе, ни в кино. «Нам бы про душу не забыть», — говорил он. Герои его книг часто говорят о душе. Что такое душа в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, понимание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты — бедность и богатство, добро и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает зло независимо от того, кто является его носителем. Писатель видит, что главное испытание сегодня не бедность, а богатство и сытость.

1) Выступление заранее подготовленного учащегося с презентацией о жизни и творчестве В.Шукшина

2) «Вечные» вопросы о жизни и смерти, о смысле жизни автор задает в небольшом рассказе «Охота жить» (1866-1867гг.)

3) Аналитическая беседа по рассказу.

Вопросы к рассказу:

  • Почему рассказ назван “Охота жить”;
  • О чем повествует автор;
  • Как писатель передает состояние парня? Каким оно было, что он испытывал;
  • Почему он испытывал страх;
  • На что и на кого был обозлен парень;
  • Что говорит о доброте, добрых людях Никитич;
  • Согласен ли он с утверждением парня, что добра нет;
  • Как вы оценивает поступок парня, когда он забрал у деда ружье;
  • Догадывался ли Никитич, что перед ним беглый заключенный;
  • Почему Никитич не разглядел в парне беглого заключенного;
  • Был ли благодарен парень за оказанную помощь? Как он поступил с дедом;
  • Осуждаете ли вы поступок парня;
  • Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ;
  • На вашем счету чего больше - добрых или злых дел;
  • Как вы считаете, на чем держится мир - на добре или зле;
  • Нужно ли делать добро?

III . Вывод:

1) Итак, в основе морали Никитича - такие народные ценности, как совестливость, трудолюбие, желание добра людям.

В основе морали незнакомца - красиво жить за чей-то счет, не трудиться, не задумываться о людях, живущих рядом; этот человек не верит в добрые начала, он способен на все.

Нет с нами большого писателя - В.М.Шукшина, но остались его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о поведении и поступках человека, о смысле жизни.

2) Вся наша жизнь - выбор: чему посвятить ее, как жить на земле. Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…»

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Домашнее задание: напишите сочинение - рассуждение «Как я хотел бы прожить свою жизнь.»

В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Ни­китич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога, который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором. С самого начала произведения диалог этих двух героев воспринимается как разговор деревенского жителя с горожанином. В.М. Шукшин постоянно это подчеркивает. Реплики Никитича перемежаются авторскими комментариями об отношении старика к горожанам. Кроме того, целым рядом намеков В.М. Шукшин дает читателю понять, что Коля-профессор - совсем не геолог, а скорее всего беглый заключенный: он с такой напористостью говорит о воле, напевает тюремные песни. А также поправляет Никитича, когда тот приглашает его садиться: «Так не говорят, отец. Говорят - присаживайся».

Ключевую для понимания рассказа фразу «Охота жить» герои тоже понимают по-разному. Никитич в этой связи дума­ет о возрасте. Он часто вспоминает ушедшую молодость, ко­гда на девушек заглядывался. А Коля ту жизнь с ее простыми радостями и близостью к природе, которую Никитич ведет в тайге, жизнью даже не считает. Коля рассказывает Никитичу о своих жизненных ценностях. Так возникает в произведении символический образ огней в большом городе - символ кра­сивой, безоглядной жизни с музыкой, шампанским и сигаре­тами. Коля не признает бога, ненавидит, когда его учат жить. Сам он когда-то занимался наукой. Потом работал агентом по снабжению, по культурным связям с зарубежными странами.

С самого начала парень называет Никитича отцом. И это не просто дань народной традиции. Конфликт между Колей и Никитичем - это не только конфликт между городским жи­телем и человеком, живущим в близости к природе, но и кон­фликт между старшим поколением и молодежью, ищущей легкой судьбы. Не случайно Шукшин подчеркивает, что внуки Никитича тоже живут в городе, а когда приезжают к нему ле­том погостить, то им скучно.

Уложив парня спать, старик долго рассуждает о городе и приходит к выводу, что городская жизнь развращает людей, а желание форсить и шиковать подталкивает их к преступле­нию. «Сожрет он вас, город, с костями вместе», - делает вы­вод Никитич.

Даже узнав о том, что парень сбежал из тюрьмы, старик не выдает его милиции. Он действует согласно своему нравствен­ному кодексу. Коля же не способен на благородные поступки: ночью он тайком убегает из избушки, прихватив ружье и па­мятный кисет. Догнавший его Никитич не принимает всерьез ворчание старика. Он привык брать от жизни все, что ему надо, при этом не согласовывая свои планы с другими людьми.

Оставаясь в душе добрым, бесхитростным человеком, Ни­китич, вновь желая помочь парню, отдает Коле ружье, доверяя ему, просит оставить ружье в деревне у кума Ефима. Однако Коля не оправдал надежд старика: он убивает его, стреляя в спину, чтобы тот не выдал его милиции.

Конечно, отчасти Никитич сам виноват в своей гибели. Будучи знатоком природы, жизни того же лесного муравья, он оказывается беспомощно наивным в сфере человеческого об­щения. По внешним признакам (красивому лицу, аккуратной бородке) он принимает Колю за человека хорошего, но запу­тавшегося, оступившегося. В своем искреннем желании по­мочь парню он заходит так далеко, что не задумывается о соб­ственной безопасности, не понимает, что. вооружив беглого преступника, тоже нарушает закон. Никитич живет по своему собственному нравственному кодексу, который не позволяет ему стать предателем и выдать Колю. В.М. Шукшин прямо не пишет об этом. Но в шестидесятые годы в народе еще живы воспоминания о сталинской эпохе. Когда в заключение массо­во попадали невиновные люди, а за украденную с производст­ва катушку ниток можно было получить огромный тюремный срок. В менталитете русского человека издавна был заложен жизненный принцип: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Никитич и сам не чувствует себя святым. В молодости, буду­чи уже женатым, он соблазнил девушку из религиозной семьи, та родила от него незаконного сына. Возможно, что эта вина, которую Никитич ощущает всю жизнь, а под старость чувст­вует еще острее, подталкивает героя в его желании помочь Коле, молодому парню, который обращается к нему теплым словом «отец». Однако логика поведения Никитича так до конца и не ясна читателю: В.М. Шукшина всегда привлекали натуры странные, наивные, так называемые чудики. Удивляет великодушие старика и самого Колю, который восклицает: «Ты обо мне... прямо как родная мать заботишься». Хитрый и увертливый, он обещает Никитичу начать новую жизнь, и тот от этого обещания совершенно теряет всякую осторожность. В финале произведения тем самым свежим снегом, который, по тонкому наблюдению старика, заметет все следы, Коля зака­пывает его самого. Никитич поплатился за свою безмерную доверчивость жизнью, которую так любил, но читательские симпатии все равно остаются на стороне этого благородного человека, настоящего хозяина тайги. Дальнейшая судьба Коли в произведении не прояснена. Но после убийства старика ста­новится ясно, что он уже никогда не вернется к той честной трудовой жизни, о которой они говорили с Никитичем. В фи­нале новеллы Коле кружит голову «весенний густой запах ле­са» (символ жизни). Выходит солнце, но парень не видит его. Он идет спиной к нему, и взгляд его устремлен вперед, на­встречу той красивой в его понимании жизни, ради которой он способен на все.


«Нравственность есть Правда» - так называется статья известного русского писателя Василия Макаровича Шукшина. В своих небольших по объёму рассказах автор исследует нравственные проблемы добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности. Жить по правде – это значит следовать нравственным законам, веками выработанным народом. Чтобы быть настоящим человеком, нужно жить народными радостями и горестями, думать, как народ, потому что народ всегда знает правду.

Этот нравственный критерий народной жизни и является основой творчества писателя.

В. М. Шукшин убеждён в том, что главной темой искусства является «необходимость добра». Он исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, совестливость.

В рассказе «Охота жить» изображено столкновение двух людей, противоположных во всём: в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на труд, на нравственные ценности.

В начале повествования мы знакомимся со старым охотником Никитичем. Это простой человек, близкий к природе, живущий вдали от городской цивилизации, в глухой тайге. Быт его неприхотлив и скромен, лишён комфорта. Его дом – избушка на взгорке «в одно оконце» и тайга, в которой он чувствует себя как дома. Холодной зимой уют создаёт камелёк с разгоревшимися дровами. В морозные вечера Никитичу хорошо думается в одиночестве.

На душе у него легко, очевидно, потому, что никогда и никому он не делал зла. Прошлое старика небогато событиями. «С малых лет таскался он по тайге – промышлял», - сообщает о нём автор.

Но вот в избушке появляется незнакомый человек, которого Никитич принимает за отставшего от своей партии геолога. Парень понравился охотнику красивым лицом, прямым и смелым взглядом. Одно насторожило: взгляд какой-то «стылый», которому не хватает доброты и человечности.

Постепенно из беседы героев выясняется, что у них разное отношение к жизни, к людям, разные нравственные ценности. «Охота жить!» - это нравственное правило незнакомого парня. «Жить всем охота», - возражает старик. Парень руководствуется в своих поступках только страстным желанием жить самому, «жить красиво», не считаясь с другими людьми. Охотник признаёт право на жизнь за каждым человеком. Испытывая доверие к Никитичу, молодой человек признаётся, что сбежал из тюрьмы. Старик не одобряет поступка «Коли – профессора», но жалеет молодого человека.

Между героями разгорается спор о добре. Озлобленный на весь мир лагерник убеждён: «Добрых людей нет!» Но старик твёрдо стоит на своём: «Не было бы добрых людей, жись ба давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались».

Ситуация обостряется, когда в избушку приходят охотники, один из которых – начальник районной милиции. Парень притворяется спящим, а ночью, захватив ружьё Никитича, уходит. Старик не держит зла на беглеца, но ему обидно, что на добро лагерник отвечает злом. «Последнее ружьишко у старика взять» - это «ни стыда, ни совести» не иметь. Опытный художник, хорошо знающий тайгу, преграждает путь вору. Жалея парня, который без ружья в тайге может погибнуть, он оставляет ему ружьё с уговором, что тот оставит его в деревне у знакомого. За свою доброту старик получает выстрел в спину. Парню так «охота жить», что он решает убрать лишнего свидетеля: «Так лучше, отец. Надёжней».

Добро и зло в рассказе разграничены. Человек из народа Никитич отличается высокой нравственностью, порядочностью, совестливостью, он верит в силу добра, не предполагает, что на добро можно ответить злом. За эту веру в добро старик поплатился жизнью. Лагерник живёт по волчьим законам, не верит в добро. Им руководит животное желание жить. Он не способен понять право другого человека на жизнь.

Рассказ заставляет задуматься над многими нравственными проблемами. Почему зло одерживает победу над добром? Почему в наше время остро ощущается дефицит добра? Что нужно делать, чтобы в мире было больше честности, порядочности? Тревога за будущее страны вызвала к жизни этот рассказ. Он и является доказательством того, что «искусство стремится непременно к добру». Свой долг писатель видел в том, чтобы утверждать высокие нравственные ценности, убеждать людей в необходимости добра.

«Охота жить»


В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Никитич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором. С самого начала произведения диалог этих двух героев воспринимается как разговор деревенского жителя с горожанином. В.М. Шукшин постоянно это подчеркивает. Реплики Никитича перемежаются авторскими комментариями об отношении старика к горожанам. Кроме того, целым рядом намеков В.М. Шукшин дает читателю понять, что Коля-профессор - совсем не геолог, а скорее всего беглый заключенный: он с такой напористостью говорит о воле, напевает тюремные песни. А также поправляет Никитича, когда тот приглашает его садиться: «Так не говорят, отец. Говорят - присаживайся».

Ключевую для понимания рассказа фразу «Охота жить» герои тоже понимают по-разному. Никитич в этой связи думает о возрасте. Он часто вспоминает ушедшую молодость, когда на девушек заглядывался. А Коля ту жизнь с ее простыми радостями и близостью к природе, которую Никитич ведет в тайге, жизнью даже не считает. Коля рассказывает Никитичу о своих жизненных ценностях. Так возникает в произведении символический образ огней в большом городе - символ красивой, безоглядной жизни с музыкой, шампанским и сигаретами. Коля не признает бога, ненавидит, когда его учат жить. Сам он когда-то занимался наукой. Потом работал агентом по снабжению, по культурным связям с зарубежными странами.

С самого начала парень называет Никитича отцом. И это не просто дань народной традиции. Конфликт между Колей и Никитичем - это не только конфликт между городским жителем и человеком, живущим в близости к природе, но и конфликт между старшим поколением и молодежью, ищущей легкой судьбы. Не случайно Шукшин подчеркивает, что внуки Никитича тоже живут в городе, а когда приезжают к нему летом погостить, то им скучно.

Уложив парня спать, старик долго рассуждает о городе и приходит к выводу, что городская жизнь развращает людей, а желание форсить и шиковать подталкивает их к преступлению. «Сожрет он вас, город, с костями вместе», - делает вывод 11икитич.

Даже узнав о том, что парень сбежал из тюрьмы, старик не выдает его милиции. Он действует согласно своему нравственному кодексу. Коля же не способен на благородные поступки: ночью он тайком убегает из избушки, прихватив ружье и памятный кисет. Догнавший его Никитич не принимает всерьез ворчание старика. Он привык брать от жизни все, что ему надо, при этом не согласовывая свои планы с другими людьми.

Оставаясь в душе добрым, бесхитростным человеком, Никитич, вновь желая помочь парню, отдает Коле ружье, доверяя ему, просит оставить ружье в деревне у кума Ефима. Однако Коля не оправдал надежд старика: он убивает его, стреляя в спину, чтобы тот не выдал его милиции.

Конечно, отчасти Никитич сам виноват в своей гибели. Будучи знатоком природы, жизни того же лесного муравья, он оказывается беспомощно наивным в сфере человеческого общения. По внешним признакам (красивому лицу, аккуратной бородке) он принимает Колю за человека хорошего, но запутавшегося, оступившегося. В своем искреннем желании помочь парню он заходит так далеко, что не задумывается о собственной безопасности, не понимает, что, вооружив беглого преступника, тоже нарушает закон. Никитич живет по своему собственному нравственному кодексу, который не позволяет ему стать предателем и выдать Колю. В.М. Шукшин прямо не пишет об этом. Но в шестидесятые годы в народе еще живы воспоминания о сталинской эпохе. Когда в заключение массово попадали невиновные люди, а за украденную с производства катушку ниток можно было получить огромный тюремный срок. В менталитете русского человека издавна был заложен жизненный принцип: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Никитич и сам не чувствует себя святым. В молодости, будучи уже женатым, он соблазнил девушку из религиозной семьи, та родила от него незаконного сына. Возможно, что эта вина, которую Никитич ощущает всю жизнь, а под старость чувствует еще острее, подталкивает героя в его желании помочь Коле, молодому парню, который обращается к нему теплым словом «отец». Однако логика поведения Никитича так до конца и не ясна читателю: В.М. Шукшина всегда привлекали натуры странные, наивные, так называемые чудики. Удивляет великодушие старика и самого Колю, который восклицает: «Ты обо мне... прямо как родная мать заботишься». Хитрый и увертливый, он обещает Никитичу начать новую жизнь, и тот от этого обещания совершенно теряет всякую осторожность. В финале произведения тем самым свежим снегом, который, по тонкому наблюдению старика, заметет все следы, Коля закапывает его самого. Никитич поплатился за свою безмерную доверчивость жизнью, которую так любил, но читательские симпатии все равно остаются на стороне этого благородного человека, настоящего хозяина тайги. Дальнейшая судьба Коли в произведении не прояснена. Но после убийства старика становится ясно, что он уже никогда не вернется к той честной трудовой жизни, о которой они говорили с Никитичем. В финале новеллы Коле кружит голову «весенний густой запах леса» (символ жизни). Выходит солнце, но парень не видит его. Он идет спиной к нему, и взгляд его устремлен вперед, навстречу той красивой в его понимании жизни, ради которой он способен на все.