Анализ сказки ф искандера кролики и удавы. Сатира в философской сказке Ф

Философско-сатирическая сказка «Кролики и удавы» Фазиля Искандера была написана в 1973 году. Однако рядовой читатель смог познакомиться с текстом произведения лишь спустя 13 лет. Многие литературоведы тогда довольно критично отнеслись к ней. Некоторые увидели в этой сказке антиутопию, не связанную с реальной жизни. Другие посчитали её небывалой клеветой на современное общество. Однако сегодня можно с уверенностью сказать, что «Кролики и удавы» – одно из лучших сатирических произведений со времён М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Все события происходят в далёкой африканской стране, где удавы поедают кроликов. Начинается сказка с диалога между удавом по имени Косой и его более юным собратом. Отсюда мы узнаём о том, как несчастный лишился глаза и главное – о самом царстве удавов во главе с Великим Питоном.

Разговор двух удавов подслушивает кролик Задумавшийся, который понимает, что «гипноз – это наш страх». Им удачно пользуются удавы, нападая на замерших без движения кроликов. Об этом он рассказывает Королю и остальным собратьям, но правителю такая новость приходится не по душе. По его мнению, на такую ужасную несправедливость как то, «что удавы глотают кроликов», они отвечают другой «маленькой, но очаровательной несправедливостью», воруя горох, капусту, фасоль и пр.

Задумавшийся остаётся героем в глазах других кроликов. Естественно, Королю это не нравится. Он идёт на довольно коварный поступок: подговаривает Находчивого, бывшего друга Задумавшегося предать того. В итоге все удавы узнают о местонахождении кролика, открывшего всем тайну про гипноз. Юный удав находит Задумавшегося, но рассказывает о том, что Король предал его. Кролик погибает, а осмелевший удав решает, что Великий Питон больше не должен править ими.

Находчивый и юный удав оказываются изгнанными в пустыню, где последнему приходит идея о том, что кроликов можно съедать через удушение. Такое «гениальное открытие» в дальнейшем помогает ему вернуться домой, заслужить прощение у Великого Питона и даже занять его место.

Теперь удавы по-прежнему едят кроликов, но уже не пользуются гипнозом, а предпочитают душить свою жертву. И те, и те с грустью вспоминают прошлое, а именно эпоху гипноза. Кроликам было не так больно умирать, а удавам легче ловить их.

Композиция философско-сатирической сказки имеет довольно сложную структуру. Она включает само повествование, диалоги, вставные рассказы, описание пейзажа и эпилог. Через разговоры персонажей и различные истории автору удаётся точнее передать абсурдность этого мира. Они намного чаще присутствуют в тексте произведения, чем голос самого повествователя.

Сказочный мир полностью перестаёт существовать в эпилоге, где автор как бы возвращает читателя к реальности. Правда, вся заключительная часть намекает, что такие кролики и удавы существуют по-настоящему. Читатель с самого начала произведения замечает подтекст и выстраивает определённые параллели с действительностью. Поэтому роль эпилога – ещё больше усилить эффект гротеска и сатиры. Из него мы узнаём, что есть «мрачнеющие слушатели» и слушатели-оптимисты, которые уж очень сильно напоминают кроликов.

В художественном мире сказки главными героями и действующими лицами оказываются животные. Естественно, большинство смыслов связано с парой кролики и удавы. Остальные звери – обезьяны, слоны и пр. введены автором как второстепенные персонажи.

Безжалостный питон
Кролики и удавы образуют интересную систему отношений между собой и внутри своего царства. Удавы олицетворяют тоталитарное государство, где вся власть принадлежит правителю – Великому Питону. Сам он не удав, но несмотря на это уже много лет управляет остальными. Его не уважают, а боятся. Во многом из-за жёстоких, несправедливых и вместе с тем глупых решений.

Например, тот, кто не встанет во время гимна в честь приветствия вожака, лишается жизни. Великий Питон правит лишь за счёт беспрекословного подчинения, пугая остальных кровожадными мерами наказаний. Он отправляет Косого на Слоновую Тропу, чтобы его затоптали, а кролика «утрамбовали». Юного удава Великий Питон наказываем изгнанием в пустыню. Другим змеям напоминает о том, что раньше существовала казнь в виде самопоедания. Хвост удава помещался ему в рот, и тот от голода и безысходности съедал сам себя до головы, которую потом расклевывали птицы.

В царстве удавов все друг друга предают и обманывают. Такие понятия как чувство жалости или совесть им недоступны. Исключение составляет Косой, который «старался глотать кроликов так, чтобы причинить им как можно меньше боли». За такую странную доброту он поплатился сначала глазом, а затем и жизнью. При этом сами удавы считают себя гуманными, а их гипноз перед поеданием кролика они расценивают, как способ избавить тех от мучительной смерти.

Как ни странно, но кролики мало отличаются от удавов. В их царстве есть Король, а также чёткая иерархия среди остальных. Приближённые к правителю – это Стол, затем следуют придворные или допущенные к Столу. Есть также и Стремящиеся, т. е. те, кто хочет стать выше на одну ступень в этой социально-иерархической лестнице.

Король в царстве кроликов правит не только с помощью страха, но и хитростью. Он пугает своих «граждан» удавами, а также вселяет в них ложную надежду о том, что где-то есть Цветная Капуста, выращиванием которой в засекреченной лаборатории занимаются туземцы и другие кролики. Как только появится Цветная капуста, то жизнь всех станет настоящим праздником.

Зачастую кролик, который становился неугодным Королю, пропадал. Тогда все остальным говорили, что он ушёл в ту секретную лабораторию и трудится вместе с остальными такими же «пропавшими» над выведением Цветной Капусты. «Если семья исчезнувшего кролика продолжала упорствовать» и пыталась узнать, что случилось с их родственником, «то она тоже исчезала…». Были в царстве кроликов и меры наказания. Например, «по вегетарианским законам королевства кроликов наказывали путём подвешивания за уши», но, к счастью, их не убивали.

В изображении подобной системы персонажей и взаимоотношений между ними автор применяет несколько художественных приёмов. Это и сатира, и гротеск, и аллегория. Тем самым, мир сказки обнажает острые проблемы современной действительности.

Во-первых, это тоталитаризм, в рамках которого человек становится способным только на жестокость, насилие и предательство. Во-вторых, под постоянными исчезновениями неугодных Королю кроликов подразумеваются репрессии, когда действительно талантливых и деятельных людей лишали жизни или отправляли в ссылку.

Главная идея произведения

Неслучайно «Кролики и Удавы» Ф.Искандера большинство литературоведов считают философско-сатирической сказкой. Мир произведения полон абсурда и алогизмов, «говорящих» образов и безжалостной иронии. Каждая страница повести проникнута сатирой на общество, которое слепо верит в тираническую власть, живёт в страхе и лжи. При таком политическом строе люди оказываются заложниками, пленниками системы. Они не способны на добрые поступки, ведь такой мир заставляет их предавать, доносить друг на друга, проявлять жестокость и завидовать остальным.

Ф. Искандер выступает не просто как искусный сатирик, но и настоящий философ. Он говорит о том, что жизнь в условиях политической несвободы, массовых репрессий, мнимых идеалах и отсутствия морали обнажает в человеке самое плохое. Это зависть, предательство, эгоизм, глупость, невежество, жадность и многое другое. Трудно оставаться самим собой, сохранить порядочность, развиваться духовно и нравственно, если власть диктует собственные правила, основанные на тирании, корысти, страхе и жестокости.

Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости.

Ф.Искандер

По материалам сайта

В сказке Ф.Искандера «Кролики и удавы» пародируется ликвидация безграмотности в нашей стране. Король кроликов издал указ о всеобщей грамотности. Он приказал заготовить большое количество бочек с соком бузины, который использовался в качестве чернил.

Сок бузины выдавался небольшими склянками всем, кто в этом нуждался. Поскольку кролики не были любознательными и упорными, то скоро забыли о ликвидации безграмотности.

Так называемые чернила стояли и начали бродить, превратившись в крепкий напиток, удивительные свойства которого “открыл” поэт.

Узнав “свойства” сока бузины, все стали требовать его. После того, как королевские склады были опустошены, чиновники пришли к общему мнению, что в стране установилась всеобщая грамотность.

В конце 30-х годов было объявлено, что в Советском Союзе ликвидирована безграмотность, а на самом делеэ то оказалось фикцией, то есть не соответствовало правде жизни.

В сказке «Кролики и удавы» Ф.Искандер с помощью аллегории показывает тоталитарное государство трёх типов. Это государство кроликов, государство удавов и отношения между кроликами и удавами.

Удавы живут, как говорит автор, “в одной южной-преюжной стране” . Их царство – это тоталитарное государство, во главе которого стоит Великий Питон. При его дворе находятся глупые, бездарные удавы. Например, главный визирь “на все вопросы умел отвечать не задумываясь, за что и был назначен главным визирем царя...” В царстве удавов всё основано на страхе и беспрекословном подчинении. Здесь существуют жестокие законы и обычаи. Великий Питон, появляясь, неизменно произносит “боевой гимн”, который все удавы в знак верности “должны были выслушивать”, приподняв голову.

Гимн в царстве удавов – это приветствие, выражение верности Великому Питону. Не приподнявший во время приветствия головы лишался жизни как изменник.

Удавы питаются кроликами, гипнотизируя их, то есть совершая священный ритуал гипноза, о котором запрещено говорить, во время последнего запрещено вступать в дискуссию с кроликами. Нарушивший этот ритуал был сурово наказан: изгнан в пустыню.

В далёкие времена в царстве удавов существовало ещё более жестокое наказание: казнь –самопоедание удавов.

Жестокие, кровожадные, для них нет ничего святого. По образному выражению автора, душа каждого удава находится где-то в глубине его желудка, а родина для удава – это место, где он имеет прекрасную пищу.

Удавы беспощадны по отношению друг к другу, они предают друг друга, доносят друг на друга.

Царство удавов – это тоталитарное государство, но тоталитарный режим и его законы противоестественны природе любого общества, поэтому и в рядах удавов начинается постепенное разложение. Они становятся менее жестокими и кровожадными.

Появляются такие удавы, как Косой и Коротышка. Косой “для удава был чересчур добрый... он старался глотать кроликов так, чтобы причинить им как можно меньше боли, за что, в конце концов, поплатился” . За это он был наказан Великим Питоном, в результате чего лишился глаза.

Таким образом, в царстве удавов презиралась слабость, жалость, совесть, шло воспитание жестокости, а всех неугодных сурово наказывали.

Такие же законы царили и в государстве кроликов, которое называлось Королевством.

Глава его – Король и его приближённые составляют двор, в сказке он называется Столом, а придворные Допущенными к Столу. Те, кто хотел стать приближённым к Столу, назывались Стремящимися.

“Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавов) можно разумно управлять жизнью кроликов”. “...Ни один кролик никогда не видел Цветной Капусты. Правда, в кроличьей среде всегда жили слухи (хотя их и приходилось иногда взбадривать) о том, что местные туземцы вместе с засекреченными кроликами, работающие на тайной плантации по выведению Цветной Капусты, добились решительных успехов. Как только опыты, близкие к завершению, дадут возможность сажать Цветную Капусту на огородах, жизнь кроликов превратится в сплошной праздник плодородия и чревоугодия.


Время от времени сочетание цветов в изображении Цветной Капусты на знамени едва заметно менялось, и кролики видели в этом таинственную, но безостановочную работу истории на благо кроликов. Увидев на знамени слегка изменившийся узор цветов, они многозначительно кивали друг другу, делая для себя далеко идущие оптимистические выводы. Говорить об этом вслух считалось неприличным, нескромным, считалось, что эти внешние знаки внутренней работы истории появились случайно, по какому-то доброму недосмотру королевской администрации.

В ожидании этого счастливого времени кролики жили своей обычной жизнью, паслись в окружающих джунглях и пампасах, поворовывали в огородах туземцев горох, фасоль и обыкновенную капусту, высокие вкусовые качества которой оплодотворяли мечту о Цветной Капусте”.

“Великая мечта о Цветной Капусте помогала Королю держать племя кроликов в достаточно гибкой покорности... Если в жизни кроликов возникали стремления, неугодные Королю, и если он не мог эти стремления остановить обычным способом, он, Король, прибегал к последнему излюбленному средству, и, конечно, этим средством была Цветная Капуста ”.

Когда мы читаем о “великой мечт е” кроликов, то чувствуем иронию автора. Тоталитарное государство, в котором они жили, характеризуется репрессиями, насилием над личностью. И об этом Фазиль Искандер говорит, прибегая к аллегории, иронии, гротеску и сарказму.

“Если проявляющий стремления продолжал упорствовать, он неожиданно исчезал, и тогда кролики приходили к выводу, что его засекретили и отправили на тайную плантацию. Это было естественно, потому что те или иные стремления проявляли лучшие головы, которые, конечно, прежде всего нужны были для работы над выведением Цветной Капусты”.

“Если семья исчезнувшего кролика начинала наводить справки о своём родственнике, то ей намекали, что данный родственник теперь «далеко, в том краю, где Цветная Капуста цветёт»”.

“Если семья исчезнувшего кролика продолжала упорствовать, то она тоже исчезала...”; “...по вегетарианским законам королевства кроликов наказывали путём подвешивания за уши – но убивать не убивали...

В сказке «Кролики и удавы» писатель исследует психологию предательства. Оно совершается и в царстве удавов и в королевстве кроликов. Тоталитарный режим, не дающий возможности личности свободно раскрыться, способствует выявлению зависти, которая, как и страх, подталкивает к предательству.


Кролик Находчивый завидует другу своей юности Задумавшемуся, завидует его честности, смелости, независимости, поэтому второй “раздражает” первого, который, предав друга юности, пытается успокоить свою совесть рассуждениями о долге перед Королём и т.д. Ф.Искандер вложил в уста одного из героев свои мысли о предательстве: “...предательство – это всегда убийство чужими руками своего человека...” Находчивый не убивал Задумавшегося, но привёл его к гибели, а это почти одно и то же.

Предатель Находчивый тоже оказался предан Королём, которому служил, и “был потрясён грубостью того, как его предали...”

У героев сказки Ф.Искандера “говорящие” имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель даёт героям характеристику, в которую вкладывает своё отношение к ним.

Задумавшийся кролик назван этим именем, потому что задумался о смысле жизни, хотел найти истину, правду. Он говорит своему ученику Возжаждавшему : “...живая жизнь всё время движется и меняется, нам нужен ориентир алмазной прочности, а это и есть правда. Она может быть неполной, но она не может быть искажённой сознательно даже ради самой высокой цели...”

Возжаждавший кролик – стремящийся продолжить дело своего учителя, стремящийся к справедливости.

Находчивый . В имя этого героя вложена ирония, так как этот кролик “найдёт себя” всегда, он нашёл, то есть получил все блага жизни, нашёл расположение Короля и Королевы.

Старый Мудрый Кроли к. И в его имени звучит ирония. Небезынтересна история возвышения этого кролика... Однажды именно он “очутился под морковным дубом, когда с него слетел жёлудь, попавший ему в голову.

Он получил сотрясение мозга. Это был первый случай такого заболевания в кроличьем племени”. Кролик вылечился, и его назначили на должность Старого Мудрого Кролика.

Глубокий смысл заключён и в самой сказке Ф.Искандера «Кролики и удавы», смысл в том, чтобы оставаться личностью при любых обстоятельствах, то есть сохранить порядочность.

770руб.

Описание

Введение
1. История «Кроликов и удавов»
1.1. История создания произведения
1.2. Критика произведения
2. Специфика жанра
2.1. Понятие жанра
2.2. Проблема жанра в произведении Ф. Искандера
3. Жанровые признаки сказки и притчи в произведении Ф. Искандера
3.1. Черты волшебной сказки и сказки о животных
3.2. Черты притчи
4. Признаки утопии и антиутопии в «Кроликах и удавах»
5. Понятие «философская сказка»
Заключение
Список использованной литературы
...

«Кролики и удавы» были впервые опубликованы в 1982 году в США в журнале «Континент». За это произведение писатель был награжден премией Великое Кольцо (премия в области фантастики) в 1987. В СССР сказка была опубликована только в 1988 году в журнале «Юность». Произведение вызвало интерес читателей, а также стало предметом критических статей и научных исследований. Значительная часть наблюдений, сделанных критиками и литературоведами, касалась иносказательных образов сказки. Сказка «Кролики и удавы» - результат философских размышлений писателя. Эта книга повествует о природе любой власти, основанной на лжи, насилии, и о неподготовленности народа «жить правдой». «Кроликов и удавов» называли одним из наиболее сильных произведений Искандера.

Введение

Произведения Ф.А. Искандера на протяжении многих лет вызывают интерес отечественной и зарубежной критики. Его творчеству посвящены многочисленные рецензии и критические исследования. Однако какое-либо конкретное произведение автора редко становится объектом научного исследования. Большинство литературоведов, занимающихся творчеством Ф.А. Искандера, изучают особенности всей прозы автора в целом, а не одного конкретного произведения. В данной работе будет произведен анализ сказки Фазиля Искандера «Кролики и удавы».

Фрагмент работы для ознакомления

Литературная сказка - эпический жанр, ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с фольклорной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме. Литературная сказка часто подражает фольклорной. Литературная сказка вторична по отношению к сказке фольклорной. Она вобрала в себя то, что было выработано традиционным фольклором: представления человека о добре и зле, о справедливости, представления людей о мире, их мечты и идеалы. Первые зафиксированные на бумаге сказки представляли собой фольклорные сюжеты, подвергшиеся поверхностной литературной обработке. Сюда относятся сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Они были «промежуточным этапом» между народными, бытующими в устной форме сказками и литературными, авторскими сказками.Собственно литературная сказка возникает в период романтизма. Литературная сказка - это явление, созданное в синтезе фольклора и литературы, коллективного и индивидуального, соответственно, она будет хранить «память жанра» (т.е. сохранять черты фольклорной сказки). Разделение на сказку фольклорную и литературную связано, во-первых, с наличием личного авторства или его отсутствием (коллективное творчество) и, во-вторых, с действием законов фольклора, таких как бытование в устной форме, наличие множества вариантов одного и того же сюжета и т.д. Как заметил В.П. Аникин, «Каждый писатель, каким бы оригинальным ни было его собственное творчество, ощущал свою связь с фольклором» [В.П. Аникин, «Сказки русских писателей», 1985].На XIX-XX века приходится период расцвета литературной сказки. Поэтика и стиль сказки привлекали многих писателей. Авторы обращались к жанру сказки с целью художественного осмысления «вечных тем» человеческого бытия. Возрождению популярности жанр способствовали такие писатели как X.К. Андерсен, Ч. Диккенс, Л. Кэрролл и др., а в русской литературе – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие. Стоит отметить, что сказки А.С. Пушкина – это целая эпоха в истории развития авторской сказки, основа национальной литературно-сказочной традиции. Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него, и по-настоящему открыл ее для художественного творчества.В 20-80-х годах XX века развивалась советская литературная сказка. Такие сказки отражали проблемы того времени и «пристрастия» литературы. Так, например, сказочными средствами в 20-40-е годы изображалась революционная борьба и восстановление социальной справедливости, отрицание буржуазных ценностей; в 50-60-х годах - научно-фантастические инновации; в 80-90-е годы актуальными становятся вопросы гуманного отношения к человеку, утверждение вечных нравственных ценностей. Советская сказка нередко становилась предметом литературных споров, пристального внимания критиков. Сказку осуждали за уход от действительности и недостаточность социально-политических и революционных проблем. Несмотря на ориентацию на социальные проблемы, множество сказок советских авторов было написано для детей. Значительную роль в создании детских сказок сыграли С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Е.Л. Шварц, Ю.К. Олеша. Однако советская сказка для детей всегда предполагала подтекст, скрытый воспитательный «заказ» государства. Литературная сказка является одним из самых трудно поддающихся определению и классификации жанром. Сложность исследования жанра литературной сказки заключается в неопределенности и неоднозначности самого явления. Литературная сказка отталкивается от фольклорной, но, по мнению многих исследователей, противоречит ей и все дальше уходит от первоисточника. Сложность исследования жанра приводит к существованию различных точек зрения на природу литературной сказки.Фольклорные сказки первоначально были связаны с мифами. Миф - это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. В широком смысле миф - это особый вид сознания, представление человека о мире и своем месте в нем, основанное на вере в мистические свойства предметов, существ и явлений природы. Эта вера порождала убеждённость в правдивости и реальности мифа. Мифы возникают, когда человек вынужден объяснять себе явления действительности, не располагая научным знаниями о себе и окружающем мире. Наиболее ярко миф проявляется в первобытной культуре.Сказки обнаруживают отчётливую сюжетную связь с первобытными мифами, ритуалами, племенными обычаями. Происхождение сказок из мифа у многих исследователей не вызывает сомнения. Однако между сказкой и мифом есть определенные различия.Главные отличия сказки от мифа:1. Миф предполагает веру в истинность происходящего. Сказка ориентирована на вымысел. 2. Миф не имеет строгих канонов повествования. В сказках выдерживается строго определенная композиция с устойчивыми формообразующими элементами.3. Язык сказок максимально приближен к народному. Мифы отличаются особой торжественностью речи.4. В сказке человек вступает в противоборство с силами зла, чтобы достичь желаемого. В мифе повествуется о героях и богах, которые вершат судьбы простых смертных.5. Для мифа функцией является описание и объяснение мира. Сказка выполняет воспитательную функцию. 6. Миф заканчивается произвольно. Сюжет может быть продолжен в другом мифе про этого же, или другого героя. Для сказки характерно логичное завершение повествования, часто со счастливым концом.Сказки отражают мировоззрение народа на разных этапах его развития. В течение времени сказки меняются вместе с изменением порождающей их действительности. Во многих сказках находят отражение общественные отношения, первобытные представления о мире, тотемизм, обычаи и т.п. В сказках народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями жизни разных народов. Вместе с тем сказки имеют свои особые национальные черты, отражают уклад жизни того или иного народа, труд и быт людей. Сказка - одна из культурных форм становления духовности человека. С древнейших времен они бытуют у разных народов, в определенной степени приближены к сказаниям, сагам, преданиям, легендам. Издавна известны философские сказки-притчи.Существуют различные подходы к классификации сказок. Исследователь В.Ф. Миллер выделял три группы - сказки с волшебным содержанием, сказки бытовые, сказки о животных. Его классификация отчасти совпадает с классификацией мифологической школы (мифологическое направление в этнографии и фольклористике, зародившееся в XVIII веке), по которой выделяются сказки мифические, о животных и бытовые. Немецкий ученый В. Вундт выделял семь групп сказок: мифологические сказки-байки, чистые волшебные сказки, биологические сказки и басни, чистые басни о животных, сказки "о происхождении", шуточные сказки и басни; моральные басни. Эта классификация более подробная, но она вызывает возражения литературоведов.В творчестве любого народа можно выделить наиболее характерные группы сказок: о животных, волшебные, авантюрные и бытовые. «Кролики и удавы» сочетают в себе черты волшебной сказки и сказки о животных. Волшебная сказка отражает представлениями народа о добре и зле, его идеалы. Такая сказка заканчивается победой добра над злом и несет в себе определенную мораль. Сказки о животных были связаны с тотемизмом (культ тотема), т.к. животные являлись объектом поклонения. Любой предмет мог выступать в качестве тотема, но наиболее распространёнными тотемами были животные. Сказки о животных являются наиболее древним видом сказочной прозы. Одним из сопутствующих развитию сказки о животных исследователи называют жанр басни. Однако в баснях животные - это «маски», на самом деле они изображают людей с их пороками и недостатками. В сказках же персонажи являются животными, но ведут себя как люди. Иными словами, животные в басне – это аллегорические образы, а в сказке – антропоморфные животные.В произведении Ф. Искандера ярко выражены черты сказки о животных. Главными героями являются животные, что становится ясно уже из названия. Персонажи сказки сохраняют свои животные качества, хоть и наделены людскими повадками. Звери у Искандера основали свои государства: Королевство кроликов и Царство удавов. У кроликов и удавов есть свои законы и порядки, за нарушение которых предусмотрено наказание. У животных есть свои предводители (у кроликов - Король кроликов, у удавов - Великий Питон), все остальные должны подчиняться его власти. Животные в сказке Искандера живут по модели человеческого общества, но сохраняют свои природные инстинкты (например, удавы охотятся на кроликов). В то же время сказка «Кролики и удавы» аллюзией на реальную действительность. Сказка Ф. Искандера направлена на выявление и порицание человеческих пороков, социального неравенства, изъянов общества. В своем произведении автор показывает природу власти, основанной на лжи, насилии, страхе. Так, например, кролики живут в страхе не только перед удавами, но и перед властью собственного короля. И Король кроликов, и Великий Питон жестоко пытают и карают неугодных им граждан. Кроме того, персонажам сказки характерны человеческие пороки: чинопочитание, лицемерие, жадность и т.п. Таким образом, сказка Искандера является аллюзией на человеческое общество, и в то же время она аллегорична. Аллегоричность сказки заключается в том, что животные являются носителями людских пороков и недостатков. Автор демонстрирует нам все несовершенство общества. Отсюда следует, что в произведении «Кролики и удавы» присутствуют не только черты сказки о животных, но и черты басни.Менее ярко в «Кроликах и удавах» выражены черты волшебной сказки, так как автор нарушает каноны данного вида сказки. Волшебные сказки зачастую повествуют о борьбе добра и зла и заканчиваются победой добра. В произведении Искандера сражение со злом показано (условно), во-первых, в противостоянии удавам, а во-вторых, в борьбе против власти и принятых порядков. Но, в отличие от волшебной сказки, у Искандера зло не побеждено. В первом случае кролики лишь временно одерживают вверх над удавами. Задумавшийся находит способ противостоять гипнозу, что лишает удавов возможности управлять кроликом. Но вскоре удавы придумывают новый способ охотиться на кроликов, и все возвращается на круги своя. Во втором случае победа также была недолгой. Когда Задумавшийся, делает открытие, что гипноз удавов - это всего лишь страх кроликов, он пытается изменить жизнь своего общества. Сначала ему удается заинтересовать кроликов. Однако позже выясняется, что кролики не готовы принять эту новость, потому что тогда им придется отказаться от мечты о Цветной Капусте. Король же увидел в действиях Задумавшегося угрозу своей власти. Поэтому он дискредитировал Задумавшегося в глазах народа. В конце концов у Задумавшегося остался лишь один последователь – Возжаждавший, но тот ничего не мог изменить в одиночку. Таким образом Ф. Искандер развивает мысль о гипнотической силе надежды, позволяющей управлять «кроликами». Автор сказки проводит параллель между подчинением кроликов королевской власти и их подчинением гипнозу удавов. И власть Короля, и гипноз зиждутся на страхе. Кролики не способны побороть свой страх, следовательно, не способны побороть зло. Поэтому в конце сказки зло не побеждено, не происходит никаких перемен, «жизнь удавов и кроликов вошла в новую, но уже более глубокую и ровную колею» [Ф.А. Искандер, «Кролики и удавы», 1987]. Показывая жизнь кроликов, автор демонстрирует, что народу не нужна свобода и правда. Кроликам нравится стабильная жизнь, какой бы она ни была.Отметим также, что в сказке Искандера нет четкого разделения на добрых и злых героев. Неверно считать всех кроликов хорошими, а удавов плохими. С первого взгляда, удавы и кролики вроде бы противопоставлены друг другу. Может показаться, что кролики, по аналогии с другими сказками, положительные герои, т.к. они слабее. Хищнике же обычно бывают злодеями. Создается впечатление, что кролики превосходят удавов в нравственном отношении. У кроликов есть наука, культура, возвышенные мечты и цели. Удавы же просто «ползающие желудки». Однако постепенно становится ясно, что кролики не лучше удавов. Им также свойственны отрицательные черты: жадность, трусость, лицемерие. Они способны на предательство. Но вины самих кроликов в это нет. Автор не осуждает своих героев, ведь они лишь заложники системы. Король поощряет действия кроликов, т.к. это помогает ему удержать власть. И кролики, и удавы живут по правилам тоталитарного строя.М.Н. Липовецкий в своей статье «Знаменитое чегемское лукавство: странная идиллия Фазиля Искандера» пишет, что «структура “Кроликов и удавов” парадоксальным образом возрождает структурную схему волшебной сказки <…> которая под пером Искандера трансформируется в антисказку», но в то же время отмечает, что текст «напоминает о традиции животной сказки, басни». Действительно, образы зверей, наделенных человеческими качествами, напоминают басенные и сказочные сюжеты. Что касается структурной схемы волшебной сказки, здесь имеется в виду структура, которую обнаружил В.Я. Пропп. Он писал, что все волшебные сказки характеризуются единообразием своей композиции. Структура волшебной сказки такова:1.Завязка («В некотором царстве, в некотором государстве…»);2.Перечисление действующих лиц («жили себе дед да баба»);3.Начальная ситуация. Обычно действие же начинается с того, что происходит какое-нибудь несчастье. Элементы, «подготавливающие» беду - временная отлучка, нарушение запрета;4.Дорога - герой отправляется в путь, его ждут приключения;5.Путешествие в загробный мир (встреча с Бабой-Ягой);6.Испытания и награждения героя;7.Развязка – свадьба, воцарение героя, преображение героя и др.Кратко сюжет волшебной сказки можно описать так: в начале происходит ситуация нарушения благополучия героя (козни злой мачехи, похищение невесты и т.д.), затем следуют многочисленные испытания героя, символически воспроизводящие ситуацию временной смерти (путешествия в загробный мир), и результате этого испытания герою удается добыть средства для восстановления порядка. Данная схема применима и к сказке Ф. Искандера. Открытие Задумавшегося нарушает устоявшиеся порядки (ситуация нарушения благополучия). В результате этого удавы и кролики переживают ситуацию «временной смерти»: удавы ослабевают от голода, а кролики переживают тяжкие испытания. Исчезновение порядка приводит к хаосу. Поэтому Король, предает Задумавшегося, но это не помогает. В конце концов, кризис разрешается тем, что Удав-Пустынник находит новый способ охотиться на кроликов. Таким образом восстанавливается гармония в мире «Кроликов и удавов». Герой находит способ вернуть прежний порядок, и все возвращается на круги своя. Как мы видим, схема волшебной сказки у Искандера будто вывернута наизнанку. Законы устоявшегося режима являются своеобразным порядком для кроликов и удавов, попытка изменить режим – нарушение порядка. Поэтому Липовецкий прав, когда пишет, что произведение Ф. Искандера превращается в антисказку.На близость к сказке указывает еще одна деталь - начало «Кроликов и удавов», схожее с традиционным сказочным зачином: «Это случилось в далекие-предалекие времена в одной южной-преюжной стране» [Ф.А. Искандер, «Кролики и удавы», 1987]. Такой зачин определяет время произведения - условное прошлое. Так же условно пространство сказки: «в одной южной-преюжной стране, короче говоря, в Африке». Данные признаки указывают на то, что Искандер в своем произведении обращается к сказочной традиции. В то же время, автор нарушает эту традиции, т.к. нарушается сказочное время. В самом начале удав Косой рассказывает юному удаву историю, которая случилась с ним семьдесят лет назад. Получается, что события в рассказе Косого происходят за семьдесят лет до «далеких-предалеких времен». История кроликов и удавов не вписывается в условное время сказки. Таким образом, писатель вновь нарушает сказочный канон.Сказочная литература обнаруживает бесконечное жанровое многообразие: сказки-романы, сказки-новеллы, сказки-рассказы, сказки-повести, сказки-легенды, сказки-предания, сказки-аллегории; малые формы, приближающиеся к притчам, басням, лирическим стихотворениям. Отношение к сказкам всегда было двойственное: с одной стороны, сказки воспринимались как произведения для детей; с другой стороны, сказки были «носителями» народной, житейской мудрости. Мнение о том, что сказки предназначены исключительно для детей, глубоко ошибочно. Это подтверждается тем, что многие писатели в своем творчестве обращались к данному жанру. Особенно актуален в литературе жанр сказки стал в XIX и XX веках. 3.2. Черты притчиЛитературоведы определяют жанр «Кроликов и удавов» как «философская сказка». Сам же Ф. Искандер называл свое произведение притчей. Притча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Притчу понимают как:1. Жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. 2. Эпический жанр в литературе XIX-XX веков, характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. Отметим, что в литературе притча может быть как самостоятельным жанром, так и вставочным элементом, т.е. «вплетаться» в основное повествование другого произведения (например, герой произведения рассказывает притчу). Мы рассматриваем притчу как жанр.Притча - древнейший жанр, восходящий к мифологии и фольклору и сохраняющий на всем протяжении длительного исторического развития глубинные связи со своими истоками. Мало изучена теория жанра, его эволюция на протяжении веков, особенности притчи, ее место в системе жанров литературы. Происхождение многих фольклорных жанров, в том числе и притчи, еще полностью до конца не исследовано. Исключением являются жанры басни и сказки, которые уже вполне изучены. Условно развитие жанра притчи можно разделить на четыре этапа: 1.Формирование «зачатков» притчи;2.Становления притча как фольклорного жанра;3.Первые письменные фиксациями притчевых сюжетов без литературной обработки;4.Образование притчи как самостоятельного жанра литературы.На начальном этапе своего существования притча еще не имела определенного круга тем и проблематик. На втором этапе развития еще не сложилась система поэтики в целом. На третьем этапе притча проходит свое становление в письменном виде, но еще литературно не обрабатывается; определяются глубина и философичность ее содержания. В период литературного закрепления жанра притчи (четвертый этап) определяются важнейшие признаки формы: символичность и иносказательность, наличие двух главных (иногда единственных) персонажей, при котором четко устанавливаются их роли "учителя" и "ученика", лаконичность повествования.Многие исследователи считают, что жанровые признаки притчи изначально сложились в восточной литературе, а в европейской и древнерусской литературах притча появилась несколько позже. В древнерусской культуре притча приобрела особое распространение в эпоху средневековья, когда было велико влияние церкви. Бытует мнение, что притча возникает вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. Характерным признаком притчи является иносказательный поучительный смысл религиозно-нравственного характера. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием, например, «Притчи Соломона». Наиболее известны «Притчи Иисуса Христа» - изложенные в Евангелиях назидательные истории, рассказанные Иисусом Христом. Притча - дидактико-аллегорический жанр. Она близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Притча исключает «описательность»: природа и вещи упоминаются лишь в общих чертах; действующие лица, как правило, не имеют индивидуальных внешних черт. Притча неспособна к обособленному бытованию и возникает лишь в некотором контексте. Сюжеты притч заимствованы из окружающей действительности, понятной слушателям.Притчу часто сравнивают с басней. Однако притча и басня сходны лишь по формальным признакам, хотя и здесь встречаются определенные различия.

Список литературы

1. Аникин, Владимир Прокопьевич. Сказки русских писателей. М.: Детская литература, 1996.
2. Бахтин, Михаил Михайлович. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
3. Бахтин, Михаил Михайлович. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.
4. Бобурова, А.А. Сказка и миф: различия и единство. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 5. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2011. – С. 12-18.
5. Выгон, Наталья Семеновна. «Энергия мифа»: философская сказка Ф. Искандера «Кролики и удавы» // Наука и школа, 2012. С. 76-79.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Добрый день, уважаемые коллеги!
А у вас так бывало? Произведение нравится, ждешь уроков по его изучению, книгу прочитали, обсудили, а расставаться жаль. Остается что-то недосказанное, недодуманное. А ведь на уроке русского языка можно к нему вернуться вновь, предложив словарный диктант, карточки для пунктуационного разбора. Но, по-моему, более эффективный метод – это предварить изучение произведения уроком русского языка, на котором ребята, еще не читавшие книгу, будут работать с текстом произведения.
Еще один путь – интегрированный урок русского языка и литературы, который решает на практике несколько задач: помогает понять язык, стиль писателя; готовит к комплексному анализу текста; развивает творческие способности учащихся и, наконец, повышает интерес как к литературе, так и к русскому языку.
Предлагаю вашему вниманию такой урок по книге Ф.Искандера.

О.С. Баранова,
г. Полярные Зори,
Мурманская обл,
гимназия № 1

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(русский язык и литература)

по повести Фазиля Искандера "Кролики удавы"

10 класс

Тема по литературе: «Сатирические приемы в повести Ф.Искандера “Кролики и удавы”».

Тема по русскому языку: «Повторительно-обобщающие упражнения по орфографии и пунктуации на основе указанного текста».

Сатира – это оскорбленная любовь: к людям ли,
к родине, может быть, к человечеству в целом.

Ф.Искандер

Вы не задумывались, зачем писатель прибегает к эзопову языку, сатирическим приемам, фантастике? Главная причина – прибегая к фантастике, объяснить реальный мир. Преувеличивая, фантастика показывает, к чему можем мы прийти, если... Но не будем торопиться.
«Это случилось в далекие-предалекие времена в одной южной-преюжной стране, короче говоря, в Африке...» – так с традиционного сказочного зачина начинается книга Ф.Искандера «Кролики и удавы».
Попадая в Королевство Кроликов и во владения Великого Питона, мы вскоре забываем, что речь идет о представителях фауны. Людские взлеты и падения, муки, страхи, тревоги описаны так узнаваемо, что создается эффект личного присутствия.

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

Карточка № 1
Словарный диктант

(Не)смотря (на)молодость, ра(с, сс)тилались тр_пические леса, пр_увеличе(н, нн)ые опасения, усвоили (в)последстви_, таинстве(н, нн)ая работа, засекре-
че(н, нн)ая плантац_я, допуще(н, нн)ые к столу, пр_глядываться, пр_слушиваться, сотр_сение мозга, вышеизложе(н, нн)ые причины, приходит(?)ся вертет(?)ся, пр_дворная жизнь, горес_ный с_рказм, исти(н, нн)ая правда, р_флекс подчинения, га(л, лл)ерея дворца, изгна(н, нн)ый из племени, (не)совершив предательства, мысленно владееш_, п_родия, пр_увеличение це(н, нн)ости жизни, крольч_нок, вынужден пр_рвать гимн, эспонаты кол_екции, пр_зрительная
увере(н, нн)ость.

Задание

Спишите, расставьте знаки препинания (см. карточки № 2–5).

Карточка № 2

Примерно с месяц Находчивый жил в числе Допущенных к Столу припеваючи попиваючи лучшие королевские напитки не говоря о самых свежих овощах доставляемых с огородов туземцев.
Все здесь Находчивому нравилось и только одно удивляло что когда собираются Допущенные к Столу почему-то ни Король ни остальные не говорят о Цветной Капусте. Это было очень странно потому что Король при каждой встрече с рядовыми кроликами так или иначе касался вопроса о Цветной Капусте.
А здесь почему-то не принято было о ней говорить.

Карточка № 3

Раздумывая об этом он решил что вероятно среди Допущенных к Столу есть еще более узкий круг посвященных то есть Сверхдопущенных к Столику и они вероятно не только говорят о Цветной Капусте но хотя бы раз в неделю пробуют ее. Так думал Находчивый а спросить ни у кого не решался потому что не знал кто именно среди Допущенных к Столу допущен к Столику. Спросить думал Находчивый значит признаться что ты сам к этому Столику не допущен. Он решил дождаться случая и спросить обо всем самого Короля.

Карточка № 4

Находчивый сразу же понял что пропеть этот куплет значит выдать удавам своего брата Задумавшегося. И он сразу же решил отказаться от королевского Стола и уйти в рядовые кролики. Ведь все-таки он был от природы не злой хотя и очень честолюбивый. Но тут был один щекотливый момент. По принятому придворному этикету кролик, разжалованный в рядовые обязан был возвратить Королю все полученные награды.
Значит он должен был возвратить и тот капустный лист который ему когда-то подарила Королева и с которого началось его возвышение. Но дело в том что на обратном пути домой он на радостях съел пол капустного листа хотя никак не должен был его есть ибо сам же обещал засушить его на память.

Карточка № 5

Как и всякий преданный предатель он был потрясен грубостью того как его предали. Он не мог понять что грубость всякого предательства ощущает только сам преданный а предатель его не может ощутить во всяком случае с такой силой. Поэтому любой преданный предатель вспоминая свои ощущения когда он предавал и сравнивая их а он предан с полной искренностью думает все-таки у меня это было не так низко.

Карточка № 6

Исследуйте синтаксис повести, сделайте выводы (в качестве материала для исследования можно использовать карточки № 2–5).
(Преобладают сложноподчиненные предложения над сложносочиненными и бессоюзными сложными, используются вводные слова, обособленные определения и обстоятельства.)

Карточка № 7

Понаблюдайте над текстом и докажите, что в разных эпизодах автор использует разные языковые средства и в его повести есть образцы и официально-делового стиля, и публицистического, и разговорного, и художественного, и научного. Приведите примеры таких эпизодов.

Вопросы и задания

1. Выделите основные проблемы, затронутые писателем в книге. Какие из них кажутся вам главными?
2. Расскажите, как было устроено Королевство Кроликов. Постройте иерархическую лестницу.
3. Некоторые герои повести имеют имена (клички). Расскажите, почему их так назвали.
4. Сравните Короля Кроликов и Великого Питона. Что между ними общего? Что помогает им удерживать власть в своих руках?
5. Какой мечтой жил Поэт? Почему она не осуществилась? Что хотел сказать автор его судьбой?
6. Как вы поняли последние страницы повести? (Рассуждения о читателе.)
7. Какие приемы сатиры взял на вооружение Ф.Искандер?
Проиллюстрируйте примерами из текста. Какие человеческие пороки автору особенно неприятны? А вам?

СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ

Фазиль Искандер – наш современник, известный писатель. Как-то А.П. Чехов сравнил прозу И.А. Бунина с двойным бульоном: так насыщенна была она, богата и совершенна. Читая Искандера, хочется остановиться, подумать, подивиться мудрости, смелости, точности слога. Поражает также афористичность изложения.
(Интересный материал о писателе учитель найдет в журнале «Литература в школе» № 1, 1992. В нем напечатан автобиографический рассказ Ф.Искандера «Начало». С неподражаемым юмором вспоминает он о юности, встрече с Москвой, поступлении в вуз, учебе, начале писательского пути.)

Беседа по вопросам

1. В своей книге Ф.Искандер говорит о многих очень важных вещах, в которых вам пора учиться разбираться. Назовите проблемы, о которых рассуждает он со страниц книги. (Проблема власти, смысла жизни, судьбы художника в тоталитарном государстве, социального неравенства, личности и общества и др. Но главная проблема, о которой говорит автор, – это, конечно, проблема нравственного выбора.

2. Строгая иерархия, существовавшая в Королевстве Кроликов, позволяет нам представить ее схематично (рисуется на доске):

Король и Королева

придворные кролики (Допущенные к Столу)

Стремящиеся быть Допущенными к Столу

рядовые кролики

Как живут Кролики, стоящие на разных ступеньках этой лестницы? Вспомните и расскажите о тех, кто допущен к Королевскому Столу.

Анализ ключевых сцен

а) Размышления о предательстве и о предателях (судьба кролика Находчивого). Ф.Искандер выводит формулу: «Предавать – это убивать чужими руками». Предателя презирают все: собратья кролики, мартышки, сами удавы. Читая, как Находчивый кончил свою жизнь, видишь слишком дорогую цену Королевского Стола.

б) Выступление Короля Кроликов перед подданными – пример актерского мастерства вождя, который мастерски манипулирует толпой и опять остается во главе государства.

в) История жизни королевского Поэта – история художника, который продал и предал свой талант за блага придворной жизни.

Итак, кто же допущен к Столу Короля? (Поэт, который пишет по указке Короля, предатель Находчивый, который стал таким по просьбе Короля. Значит, те, которые стремятся быть Допущенными, стремятся к Столу Короля, зная, какую плату с них спросят, и они заранее готовы к ней. Только рядовые кролики никуда не стремятся и живут хуже всех: их обманывают, влекут ложной мечтой. И каждый должен сделать свой выбор: где ему быть, куда стремиться.)
Следующая очень важная проблема – проблема власти. И Королю Кроликов, и Великому Питону удается в течение продолжительного времени держать власть в своих руках. Каким образом? (Это мечта о Цветной Капусте у кроликов и теория о гипнозе, которая якобы парализует кроликов, помогая удавам.)
Что же происходит с разуверившимися кроликами и удавами? (Смеются над королями, погрязли в пьянстве, потеряли веру.)
Кролики – жертвы удавов, но у них, хищников, есть свои изгои. Расскажите о них. (Это Коротышка, про которого автор говорит так: «Среди удавов он был известен своей неутомимой любознательностью», ел бананы вместо кроликов, и Великому Питону он «был неприятен, как моральный урод». Значит, плох тот, кто не такой, как все?
Это и Косой, который когда-то проглотил кролика, а тот не умер, а вещал из нутра Косого. Он тоже неугоден Великому Питону: «Удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен». Кролик выскочил, но судьба Косого была предрешена: «Его не трогали, но и почти не говорили с ним. Косой от этого страдал, потому что у каждого живого существа есть неистребимая потребность общаться с подобными себе».) Грустные строки...
Трагична и судьба кролика Задумавшегося. Если большинство его собратьев свято верит в мечту о Цветной Капусте, то Задумавшийся размышляет и задает непростые вопросы. Он неудобен Королю, и тот убирает его чужими руками, при этом назначая пенсию детям своей жертвы.
История кроликов и удавов подошла к концу. Какие человеческие качества особенно отвратительны автору? Какие сатирические приемы особенно удались Искандеру? (Это пародия, ирония, гипербола, сарказм. Приведите примеры.)
И, наконец, последний вопрос. Как вы определите жанр произведения? Мы называли его и философской сказкой, и фантастической повестью. А еще эту книгу можно назвать антиутопией .
Закончите мысль: «Антиутопия – это произведение – предупреждение о том, во что может превратиться человек, если... (перестанет задумываться об окружающем мире; запятнает себя предательством; продаст свой талант или будет творить по указке и т.д.).

События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики поддаются гипнозу и не было ли попыток бунта. Тогда другой удав, по прозвищу Косой, хотя на самом деле он одноглазый, решается поведать своему юному другу «удивительный рассказ» о том, как проглоченный им кролик внезапно взбунтовался прямо у него в животе, не желал там «утрамбовываться» и «не переставая вопил» из его живота всякие дерзости. Тогда глава удавов, Великий Питон, приказал выволочь Косого на Слоновую Тропу, чтобы слоны «утрамбовали» дерзкого кролика, пусть ценой здоровья и даже жизни «жалкого» удава Косого, ибо «удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен». Очнулся несчастный удав лишь через две недели и уже одноглазым, не помня, в какой момент из него выпрыгнул дерзкий кролик.

Рассказ Косого подслушивает кролик, которого зовут Задумавшийся, так как он много думает; в результате длительных размышлений этот кролик приходит к смелому выводу и сообщает о нем потрясенным удавам: «Ваш гипноз — это наш страх. Наш страх — это ваш гипноз». С этой сенсационной новостью Задумавшийся спешит к другим кроликам. Рядовые кролики в восторге от идеи Задумавшегося, однако Королю кроликов такое свободомыслие не по вкусу, и он напоминает кроликам, что хотя «то, что удавы глотают кроликов, — это ужасная несправедливость», но за эту несправедливость кролики пользуются «маленькой, но очаровательной несправедливостью, присваивая нежнейшие продукты питания, выращенные туземцами»: горох, капусту, фасоль, и если отменить одну несправедливость, то необходимо отменить и вторую. Опасаясь разрушительной силы всего нового, а также утраты собственного авторитета в глазах рядовых кроликов, Король призывает кроликов довольствоваться тем, что есть, а также вечной мечтой о выращивании в ближайшем будущем вкуснейшей Цветной Капусты. Кролики чувствуют, что «в словах Задумавшегося есть какая-то соблазнительная, но чересчур тревожащая истина, а в словах Короля какая-то скучная, но зато успокаивающая правда».


Хотя для рядовых кроликов Задумавшийся все же герой, Король решает тайком устранить его и подговаривает бывшего друга Задумавшегося, а ныне — приближенного ко двору и фаворита Королевы по имени Находчивый предать опального кролика, для чего необходимо громко прочитать в джунглях сочиненный придворным Поэтом стих с «намеками» на местонахождение Задумавшегося. Находчивый соглашается, и однажды, когда Задумавшийся и его ученик по имени Возжаждавший размышляют, как устранить несправедливость из жизни кроликов, к ним подползает юный удав.

Задумавшийся решает поставить эксперимент, чтобы доказать свою теорию об отсутствии гипноза, и действительно не поддается гипнозу удава. Раздосадованный удав рассказывает кроликам о предательстве Находчивого, и Задумавшийся, искренне любящий родных кроликов и глубоко потрясенный подлостью Короля и самим фактом предательства, решает принести себя в жертву удаву, чей инстинкт
оказывается сильнее доводов рассудка, и юный удав, к ужасу Возжаждавшего, помимо собственной воли съедает «Великого кролика». Задумавшийся перед смертью завещает верному ученику свое дело, как бы передавая ему «весь свой опыт изучения удавов».

Тем временем юный удав, осмелев после поедания Задумавшегося, приходит к выводу, что удавами должен править удав, а не какой-то там инородный Питон. За такую дерзкую мысль удава ссылают в пустыню. Туда же за предательство ссылают и Находчивого (Король открестился от него). Изголодавшийся удав вскоре придумывает новый метод поедания кроликов — через удушение — и глотает изумленного Находчивого. Удав логично решает, что с «таким гениальным открытием» Великий Питон его «примет с распростертыми объятиями», и возвращается из пустыни.


А между тем в джунглях Возжаждавший ведет огромную воспитательную работу среди кроликов — он даже готов в качестве эксперимента пробежать по телу удава в обе стороны. В эпоху умирания гипноза царит полный хаос: «открытие Задумавшегося относительно гипноза да еще обещания Возжаждавшего пробежать по удаву туда и обратно во многом расшатали сложившиеся веками отношения между кроликами и удавами». В результате появляется «огромное количество анархически настроенных кроликов, слабо или совсем не поддающихся гипнозу». Но королевство кроликов не разваливается именно благодаря возвращению Удава-Пустынника. Он предлагает метод удушения кроликов и демонстрирует его на Косом, так что тот испускает дух. После этого Великий Питон прощает Пустынника и назначает его своим заместителем. Вскоре Пустынник сообщает удавам о смерти Великого Питона и о том, что, согласно воле покойного, он, Великий Пустынник, будет управлять ими. Пока удавы совершенствуются в технике удушения, прославляя нового правителя, Король кроликов догадывается и оповещает кроликов о надвигающейся опасности, предлагая старый, но единственный метод борьбы с удавами — «размножаться с опережением».

Интересно, что и кролики, и удавы сожалеют о старых добрых временах. Деятельность Возжаждавшего теперь, когда удавы душат всех подряд, имеет «все меньше и меньше успеха». Кролики идеализируют эпоху гипноза, потому что тогда умирающий не чувствовал боли и не сопротивлялся, удавы — потому что было легче ловить кроликов, но и те и другие сходятся на том, что раньше был порядок.

Р. S. Позднее автору суждено было убедиться в научной правоте наблюдений Задумавшегося: один знакомый змеевед «с презрительной уверенностью» сообщил ему, «что никакого гипноза нет, что все это легенды, дошедшие до нас от первобытных дикарей».

Фантастичный мир сказки Искандера представлен далекой африканской страной, где удавы традицион-но поедают кроликов, кролики принимают это как данность, считая, однако, несправедливостью, а обезьяны, слоны и туземцы придерживаются сторон-ней позиции. Изображая два таких, на первый взгляд, разных общества, писатель показывает не-ожиданный их симбиоз: «...кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе го-воря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы», — разъясняет правитель удавов Великий Питон своим подопечным. Их сходство этим не ограничива-ется, и те и другие представляют собой модель тотали-тарного идеологизированного общества со всеми со-путствующими атрибутами: гимнами, флагами, мая-чащим впереди образом светлого будущего, в данном случае его роль играет Цветная Капуста у кроликов. И в том и в другом мире царствует лживое раболепие, основывающееся на страхе перед вождем, которое поддерживается суровыми наказаниями любого сво-бодомыслия. «Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавы) можно разумно управлять жизнью кроликов». Жизнь кро-ликов и удавов наполнена бесконечными предатель-ствами и доносами на себе подобных, часто оказыва-ясь на их месте, причем, «...любой преданный преда-тель, вспоминая свои ощущения, когда он предавал, и сравнивая их со своими ощущениями, когда он пре-дан, с полной искренностью думает: все-таки у меня это было не так низко». А насколько философична фраза о том, что «тот, кто раздумывает над вопросом, донести или не донести, в конце концов обязательно донесет, потому что всякая мысль стремится к завер-шению заложенных в ней возможностей».

Удавы, поглощающие кроликов, гордятся своей гуманностью, которая, по их мнению, проявляется в том, что они, гипнотизируя кроликов, избавляют их от мучительной смерти. Кролик, объявивший, что «...их гипноз — это наш страх. А наш страх — это их гипноз», создал, по сути, революционную ситуацию, опасную как для удавов, так и для кроликов. Одним это грозит голодом, другим - анархией. Предложенный удавом Пустынником новый метод убиения кроли-ков — удушение, заставляет и тех, и других сожалеть о старых добрых временах, забыв о прежних возму-щениях: «Интересно, что некоторые престарелые кролики, рассказывая молодым о прежней жизни в гипнотический период, сильно идеализировали его».

«Удивительно, что и старые удавы, делясь воспо-минаниями с молодыми, говорили, что раньше было лучше. При этом они тоже, как водится, многое пре-увеличивали». Итак, благие намерения Задумавше-гося закончились всеобщим разочарованием, что опять позволяет провести параллель с историей на-шей страны, пережившей революцию, последствия которой оказались непредсказуемы. Ассоциации с прошлым нашей страны вызывает и обилие бессмыс-ленных лозунгов, провозглашаемых как кроликами, так и удавами: «Удав, из которого говорит кролик, — это не тот удав, который нам нужен». «Шипите шепо-том, не забывайте, что враг внутри нас», «чем лучше запасной выход, тем меньше шансов, что он потребу-ется» , «на образование кроликов чернил не жалеть» и тому подобное.

Но «Кроликов и удавов» нельзя назвать только са-тирическим произведением, ведь темы, затрагивае-мые писателем, относятся к категории вечных и переосмысливаются не одним поколением: предательство, трусость, измена своим идеалам за право быть «допу-щенным» , судьба личности, восставшей против обще-ства, психология власти — все это повторяется из века в век, порождая новых героев и тиранов.