Катерина измайловой и ларисы огудаловой. Сочинение на тему « сходство между Ларисой Огудаловой и Катериной Кабановой»

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Бесприданница» и «Гроза». Лариса и Катерина. Главные героини, на первый взгляд, очень похожи, но, если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.

Итак, сравним Ларису и Катерину. Для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от "Грозы«,— это драма, поскольку в ней нет как таковой трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.

А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке...

Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина мечтают летать, как птицы. «Лариса» означает «чайка» — птица, умирающая в море. А Катерину можно сравнить с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а «Катерина», как известно, означает «чистая». Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните Слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину, А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается. В осозисиии каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя ее «лучом света в темном царстве». Но можно поспорить с Добролюбовым. И не потому, что Катерина недостойна этого, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. В отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.

Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и их протест против " темного царства". А главное их различие состоит в выражении этого протеста. Катерина натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.
Похожие сочинения:

Женский образ, его противоречивость и истинная красота всегда привлекали писателей-драматур- гов. Одной из основных черт русской литературы является внимание к женским образам, а зачастую и выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Несмотря на то что авторами произведений становились мужчины, они очень тонко чувствовали и крайне точно изображали силу и слабость женского характера.

Исключением не явился и А. Н. Островский - создатель национального русского театра. В своих пьесах писатель показывал жизнь купеческого общества и то, как время меняло его. Две, пожалуй, наиболее популярные пьесы писателя - «Гроза» и «Бесприданница» - разделены промежутком в двадцать лет. «Гроза», написанная в 1859 году, явилась вершиной творчества А. Н. Островского. Эта пьеса стала жемчужиной русской драматургии второй половины XIX века, потому что в ней явилась сила, которая решительно противостояла странному мертвящему порядку, гнетущей атмосфере. Строки же «Бесприданницы» легли на бумагу в 1879 году. В данной пьесе купцы - это уже не невежественные представители «темного царства», а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые на европейский лад люди. По своей идее пьесы очень похожи. На страницах обоих произведений находит отражение проблема женского бесправия, противостояния характера и внутреннего мира девушки порядкам и нравам того общества, в котором она живет.

IСудьбы Катерины и Ларисы Огудаловой схожи. А. Н. Островский демонстрирует то, что, когда в отношения людей вмешиваются деньги, разрушается то, что когда-то называлось любовью и доверием. Но мне кажется, что дело не только в непреодолимой власти денег. Я считаю, что если между двумя людьми возникли действительно высокие отношения, то ни один человек, стоящий перед выбором «деньги или любимая», ни на минуту не остановится на варианте «деньги». Но в пьесах Островского ни Борис, ни Паратов не смогли предпочесть деньгам, безбедному существованию любимых женщин. По моему мнению, в данном случае нельзя говорить о любви Бориса к Катерине и каких-либо истинных чувствах Паратова к Ларисе.

Характер Катерины формировался в атмосфере простой патриархальной купеческой семьи. Ее духовные потребности удовлетворялись рассказами странниц и богомолок наподобие Феклуши. Любовь в семье и предоставляемая ей свобода формировали характер Катерины, которая от природы наделена поэтической душой. Н. А. Добролюбов охарактеризовал Катерину как «луч света в темном царстве». Это действительно так. Она сияла неподдельной красотой души, искренностью и верой в то, что возможен иной образ жизни. Среди шаткой морали, которая стала последней каплей и толчком к измене, она была самой высоконравственной натурой. Ее измену мужу нельзя рассматривать как роковую ошибку и осуждать ее за это. Ведь героиня боролась со своими чувствами всеми способами, стараясь оградить себя от греха. В Борисе она видит своего защитника, ищет поддержки. Но и он уезжает и бросает Катерину, понимая, что самым лучшим выходом для нее является смерть. О том, сильна Катерина или слаба, нельзя говорить однозначно. С одной стороны, она сильный человек, потому что нашла в себе силы противостоять общественным устоям того времени, борется за счастье со своими чувствами.

Судьба подарила Катерине счастье любить, а любить по-настоящему может только сильная личность. С другой стороны, она хрупка, чувственна, слаба именно в силу своей чистоты и наивности. Героиня устает бороться, найдя выход из тупика- самоубийство. Несмотря на все противоречия, в характере Катерины выразились правдивость, совестливость, вольнолюбие и поэтичность русской женщины.

Лариса Огудалова - девушка, которая получила достойное образование и воспитание. Она от природы наделена творческим воображением, хорошим музыкальным слухом и голосом, красотой, женственностью. В общих чертах образ Ларисы - это образ идеальной женщины. Но ее внутренний мг формировался совсем другими факторами, нежели у Катерины. Она была воспитана без отца корт толюбивой матерью, которая своей целью видела выгодное замужество дочери. И Лариса не сомневается в том, что, даже не имея приданого, она сможет выйти замуж за мужчину, в котором соединял и любовь, и богатство. Одна из главных черт характера Ларисы - вера в настоящую любовь. А. Н. 0стровский делает акцент на том, что его главная героиня готова бороться за нее. Ей все равно, что будут говорить люди о ней и об ее семье, если она будет с тем, кого любит: «Что мне за дело до разговоров Я могу быть с вами везде». В этом случае можно говорить о некоторой наивности Ларисы, любившей Паратова по-настоящему и Ставшей жертвой своей любви.

Сильна ли Лариса? И кто сильней: она или Катерина? Лариса не "страшится ничего, когда говорит Карандышеву о том, что она испытывает по отношению к нему: «Только я-то себя не прощаю, что вздумала связать судьбу с таким ничтожеством, как вы». Это может сделать только человек с сильный характером. В момент отчаяния Лариса задумывается о самоубийстве. Но она не решается на этот шаг. Не потому, что боится Бога и его суда, а просто из-за страха перед самим моментом падения в води «Ой, ой, как страшно... Расставаться с жизнью совсем не так легко, как я думала». Возможно, с этой точки зрения можно говорить о Ларисе как о человеке слабом по сравнению с Катериной. Но следя учитывать, что нравы Катерины и Ларисы формировались разным временем их жизни, различны! воспитанием. Но с полной уверенностью можно сказать, что Лариса - также «луч света в темной царстве». Смерть для нее стала освобождением от всех мук, которые она испытала и, возможно, испытывала бы еще на этой Земле. Безусловно, при всех различиях между Ларисой и Катериной есть много общего: и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и протест против «темного царства».

Итак, обе героини брошены и унижены. Но в обоих случаях девушка оказалась сильнее, чем любой из мужчин. И Лариса, и Катерина погибли личностями, смерть в их случае явилась спасением от потери достоинства. Обе героини представляют собирательный образ настоящей русской женщины. Хотелось бы, чтобы в настоящее время в современном мире было больше таких натур, как они, и меньше тех, кто подталкивает их к падению.

Между двумя произведениями, пьесой "Гроза" и драмой "Бесприданница", стоит двадцать лет. Страна за это время сильно изменилась, изменился и сам писатель. Все это можно проследить, проанализировав данные произведения. В этой статье нами будет проведена сравнительная и Ларисы, главных героинь двух пьес.

Особенности купечества в двух произведениях

В "Грозе" купцы лишь становятся буржуазией. Видно это из того, что для них отживают традиционные патриархальные отношения, утверждается лицемерие и обман (Варвара, Кабаниха), которые Катерине противны.

В "Бесприданнице", более позднем творении Островского, купцы - это уже не самодурные и невежественные представители так называемого "темного царства" а люди, претендующие на образованность, одетые по-европейски, читающие зарубежные газеты.

Это следует учитывать, когда проводится Катерины и Ларисы. Ведь купеческая среда во многом повлияла на развитие характеров и судеб этих девушек.

Социальное положение героинь

Наша сравнительная характеристика Катерины и Ларисы начинается с определения девушек. В двух пьесах главные героини существенно отличаются по этому критерию, зато трагическими судьбами они очень похожи. В "Грозе" Катерина - это жена слабовольного, но богатого купца, который находится всецело под влиянием своей деспотичной матери.

В "Бесприданнице" Лариса - незамужняя красивая девушка, которая рано лишилась отца и воспитывается матерью, очень энергичной, небогатой женщиной, не склонной к самодурству. Кабаниха по-своему печется о счастье Тихона, своего сына. Огудалова Харита Игнатьевна так же ревностно заботится о благополучии Ларисы, своей дочери, по-своему понимая его. В результате этого Катерина бросается в Волгу, а Лариса гибнет от рук своего жениха. Героиням в обоих случаях суждено умереть, несмотря на то, что близкие и родные как будто желают им лишь добра.

Что объединяет этих девушек?

Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы выявляет и другие общие черты. Обе эти девушки стремились к свободе, но обрели ее не в нашем мире; обе являются светлыми и чистыми натурами и любят недостойных. Они показывают всей своей сущностью протест против так называемого темного царства (общество "Бесприданницы" подходит под данное определение так же, как и представители его в "Грозе").

Время и место действия двух пьес

Катерина Кабанова проживает в маленьком волжском городке, в котором быт во многом является еще патриархальным. Само действие "Грозы" происходит перед реформой, произошедшей в 1861 году, которая оказала на жизнь провинции огромное влияние. обитает в находящемся также на Волге, давно утратившем патриархальность в различных сферах, в том числе в семейных отношениях. Река Волга объединяет таких девушек, как Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь показывает, что она символизирует для обеих смерть и свободу: и Ларису, и Катерину смерть настигает именно на реке. Следует отметить и различия: Бряхимов открыт - сюда приезжают и отсюда уезжают. Река Волга в "Грозе" воспринимается в первую очередь как граница, а в пьесе "Бесприданница" становится своеобразным средством связи с внешним миром.

В драме "Бесприданница" действие происходит примерно в конце 1870-х годов, когда заканчивалось второе после отмены крепостного права десятилетие. В это время капитализм развивается бурно. Прежние купцы, как мы уже отмечали, становятся предпринимателями-миллионерами.

Отличия в воспитании и характере

Продолжаем сравнение Катерины и Ларисы в "Грозе" и "Бесприданнице". Небогато семейство Огудаловых, но настойчивость матери Ларисы помогает завести знакомство с состоятельными и влиятельными людьми. Она внушает своей дочери, что та должна выйти замуж непременно за богатого избранника. Выбор за Катерину сделали уже давно, выдав за безвольного, нелюбимого, но зато обеспеченного Тихона. Героиня "Бесприданницы" привыкла к непринужденной жизни "света" - танцам, музыке, вечеринкам. Она сама обладает способностями - девушка хорошо поет. В подобной обстановке представить себе Катерину невозможно. Она связана намного больше с народными поверьями, с природой, религиозна. В трудную минуту Лариса также вспоминает о Боге и мечтает, согласившись связать свою судьбу с Карандышевым, мелким чиновником, уехать в деревню с ним, подальше от состоятельных знакомых и городских соблазнов. В целом она является, однако, человеком иной среды и эпохи, чем главная героиня "Грозы". Катерина и Лариса, сравнительная характеристика которых нами проводится, по характеру различны. Ларисе присущ более тонкий психологический склад, она чувствует прекрасное более тонко, чем Катерина. Это же ее делает более беззащитной перед неблагоприятными обстоятельствами.

Лариса тоже является жертвой лицемерия и обмана, но у нее иные, которые для другой героини немыслимы. Исток их кроется, прежде всего, в воспитании. Героиня "Бесприданницы" получила европеизированное образование. Она жаждет найти красивую, возвышенную любовь и такую же жизнь. Ей для этого требуется, в конечном итоге, богатство. А вот цельности натуры, силы характера у этой девушки нет. Культурная и образованная Лариса, казалось бы, должна выразить, в отличие от Катерины, хоть какое-то подобие протеста. Но эта девушка - натура слабая. И помогает нам понять, какие разные они, Катерина и Лариса, сравнительная характеристика девушек.

Разные конфликты в произведениях

В драмах суть конфликта также разная. Столкновение в "Грозе" происходит между жертвами самодуров и самими тиранами. Очень сильны в пьесе мотивы замкнутости пространства, подавления, духоты, несвободы. Катерина не может себя подчинить законам того мира, в котором она оказалась после замужества. Трагично ее положение: любовь к Борису входит в противоречие с религиозностью героини, неспособностью этой девушки жить в грехе. Кульминация произведения - признание Катерины. Финал - гибель главной героини.

На первый взгляд, в "Бесприданнице" все наоборот. Ларису все боготворят, ей восхищаются, она не противопоставлена героям, окружающим ее. Не может быть и речи о деспотизме и подавлении. Однако в пьесе очень силен мотив, которого в "Грозе" не было - мотив денег. Конфликт драмы формирует именно он. Лариса является бесприданницей, чем и определяется в драме ее положение. Все окружающие говорят лишь о деньгах, купле-продаже, прибыли, выгоде. в этом мире становится тоже предметом торговли. К трагическому финалу приводит столкновение материальных, денежных интересов с личными чувствами героини.

Катерина и Лариса: две женщины - одна судьба. "Гроза" (Островский) и "Бесприданница" (этот же автор) показывают, что судьба девушек трагична как до отмены крепостного права, так и после него. Островский предлагает нам задуматься о многих вечных и насущных вопросах современности.

Катерина и Лариса Огудалова - главные героини двух знаменитых пьес А. Н. Островского, «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.). Произведения отделяют девятнадцать лет, однако в этих драмах можно найти много общего.

Две героини - схожая судьба

Действие происходит в небольшом провинциальном городке, в купеческо-мещанской среде, второстепенные персонажи - представители так называемого третьего сословия. Воссоздание бытовой жизни занимает центральное место в сюжете, служа фоном для конкретизации и развития образов действующих лиц, а также создавая резкий контраст между Ларисой Огудаловой и Катериной с одной стороны и окружающей обстановкой - с другой. Характеристика Ларисы Огудаловой и сравнение героини с Катериной Кабановой являются предметом настоящего обзора.

Общие черты в характерах Ларисы и Катерины

Образы героинь имеют много общего. Девушки никак не вписываются в купеческо-мещанский мир, несмотря на то что родились, росли и воспитывались в нем. Обе мечтают о свободе и счастливой любви и всячески противятся нормам, правилам и установкам, которых придерживаются их семьи, знакомые и, наконец, обыватели города. Обе несчастны в любви: Катерина страдала в семье Тихона Кабанова, а помолка Ларисы с Карандышевым закончилась трагедией. Не сложились у девушки отношения и с Паратовым: последний, хотя и был к ней неравнодушен, счел для себя более выгодным жениться на богатой невесте. Обе тяжело переживали эти потрясения: для их чувствительных, нежных и мягких натур это был слишком тяжелый удар.

Протест героинь против патриархального уклада

Каждая по-своему выражает протест против патриархального уклада: Лариса Огудалова всеми силами пытается противиться усилиям матери, Хариты Игнатьевны, выгодно выдать ее замуж за богатого и влиятельного жениха. Катерина прямо заявляет о неприятии того образа жизни, который она ведет в доме своей свекрови Кабановой. При этом следует отметить, что Катерина более решительно и смело выражает свою позицию, чем Лариса: она в принципе не может ужиться в той новой обстановке, в которой очутилась после замужества. В семье мужа все ей кажется чужим, и она еще до рокового свидания с Борисом прямо заявляет Варваре о том, что ничто ей не мило в семье супруга. Протест же Ларисы проявился только тогда, когда она всерьез увлеклась Сергеем Сергеевичем Паратовым: девушка неожиданно проявляет такие черты характера, которые, казалось, никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Впрочем, уже по первым репликам героини читатель может судить о ее решительном нраве: она довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает в сравнении с Паратовым.

Характер Ларисы

Лариса Огудалова, бесприданница, очень горда: так, ей стыдно за себя и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угождая богатым гостям, которые толпами являются в их дом посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее, Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых тут же становится известно всему городу. Однако когда затронутыми оказались ее чувства, героиня презрела все условности и бежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, расположен на берегу Волги). После возвращения домой героиня продолжает жить привычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева - брак неравный во всех отношениях. И если бы не повторное появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через некоторое время на лоне природы нашла бы в себе силы продолжать вести привычное существование.

Характер Катерины

Однако такой сценарий трудно предположить применительно к Катерине: вряд ли последняя смирилась бы с подобным существованием. К характеристике Ларисы Огудаловой следует добавить, что героиня чрезвычайно замкнута в себе: при своем первом появлении на сцене она ограничивается лишь несколькими репликами, в то время как Катерина с самого начала откровенничает с сестрой своего мужа Варварой. Она охотно делится с ней воспоминаниями детства, признается, как ей нелегко в новой обстановке. В свете сказанного есть смысл сравнить образы героинь с Татьяной Лариной, с которой у них, на первый взгляд, можно найти много общего: все трое отличаются импульсивностью и непосредственностью восприятия окружающего мира. Однако и Катерина, и Лариса слишком оторваны от действительности: обе живут точно во сне, и, кажется, все время пребывают в каком-то своем внутреннем мире.

Сравнение Ларисы и Катерины

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского нет», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви или даже хотя бы какой-нибудь привязанности к родной матери. Разумеется, с нравственной точки зрения портрет Хариты Игнатьевны далек от идеала, однако эта женщина, как-никак, заботится о дочери, озабочена ее судьбой и, безусловно, заслуживает некоторой почтительности. Лариса производит впечатление отчужденной от жизни барышни: ее образ, если можно так выразиться, бестелесен и оторван от исторической и социальной почвы. В этом отношении Катерина более реалистична: она живо и остро реагирует на происходящее вокруг; она живет полнокровной, насыщенной, хотя и более трагической, жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты.

Сопоставление героинь с Татьяной Лариной

Не такова Татьяна Ларина - она прочно привязана к своему родному уголку в деревне, о чем и говорит Евгению в финале романа. Пушкинская героиня твердо стоит на своей почве, что и придает ей нравственную силу выдержать выпавшие на ее долю испытания. Именно поэтому она вызывает уважение, а Лариса и Катерина - сострадание и жалость. Несомненно, сочинение "Лариса Огудалова" должно проводить параллель между ее драмой, трагедией Катерины Кабановой и историей Татьяны Лариной.

Что сближает главных героинь пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница»? Лариса Огудалова и Катерина Кабанова на первый взгляд кажутся очень похожими как внешне, так и внутренне, но если рассмотреть этот вопрос подробнее, то можно найти не только много общего между героинями, но и множество различий между ними.

У Ларисы с Катериной общая беда – неудачный брак, брак по расчёту. Но если Катерина была представлена нам уже замужней, Лариса же только готовилась стать женой Карандышева. У Ларисы был выбор в отличии от Кати. Главная героиня «Бесприданницы» сама согласилась на предложение Карандышева, несмотря даже на то, что её мать была против этого брака. Катерине же повезло куда меньше, её мнение о замужестве не спрашивали вообще и выдали её за Тихона Кабанова из-за денег.

По своему социальному положению героини Островского значительно отличались. Катерина – жена богатого купца, который всегда подчинялся воле своей матери. Лариса – бесприданница, которая по воле случая решается выйти замуж за нелюбимого человека, небогатого, да ещё и к тому же полного неудачника. У этих женщин могло быть счастливое будущее, но в их несчастии во многом виноваты мужья.

Огудалова и Кабанова хотели сбежать, хотели уйти от ненавистной им жизни, просили об этом они свои мужей, но, к сожалению, чувства своих жён их совсем не волновали.

И когда героини поймут, что не смогут найти спасения, они придут к единому решению - оборвать свою собственную жизнь. Это представляется им единственным возможным выходом избавить себя от страданий. Катя – девушка более решительная и смелая, она решится на самоубийство, а Лариса не сможет этого сделать. Огудалову убьёт Карандышев, но это не будет похоже на преступление. Она примет грех Карандышева на себя, она не будет винить его или бороться за свою жизнь. Лариса хотела, чтобы её убили. И это ничем не лучше суицида.

Я считаю, что больше всего сближает Катерину и Ларису именно их страдания, чувство беспомощности, у них не было возможности изменить свою жизнь.

Женские образы имеют центральную роль в драмах Островского. В произведениях «Гроза» и «Бесприданница» хорошо показана дискриминация женщин в то время. Несмотря на то, что эти пьесы были написаны в разное время (разница почти в двадцать лет), положение женщин не улучшилось, а в традиционной семье отношение было ещё хуже.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -