Идеальный образ русской женщины в романе обломов. Простая и душевная Пшеницына Агафья

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» согрет двумя ис-ториями любви: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеев-ны Пшеницыной.

Знакомство Ильи Ильича с Ольгой перевернуло всю его жизнь. Эта девушка — деятельная, страстная натура — много сделала для спасения Обломова от его лени и апатии. Образом этой героини И. А. Гончаров решал проблему равенства женщины. Эта целеуст-ремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших ге-роинь русской литературы. Автор подчеркивает простоту и естественность своей героини: «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: «Теперь я подожму немного губу и задумаюсь - я так недурна». Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги»… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!». Внешность ее тоже не была примечательной: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи - со станом… Но образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые: признак непрерывно устремленной но что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.

Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройна, благородно покоившейся на тонкой гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо..."

Несмотря на такую непосредственность героини отношение к ней в обществе было неоднозначным: «...глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей

Одни считали ее простой, недальней, неглубокой потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентен-ции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слиш-ком мудреной и немного боялись»".

Зато Ольгу ценил Штольц, и именно ей он доверил своего друга Обломова. Ольга, стремясь к активной деятельности, желая принести пользу людям, свобод-ная от личных стремлений, с энтузиазмом взялась «пробуждать» Обломова от его вечной спячки. Ей нра-вилось устремлять на него любопытный взгляд, «доб-родушно уязвлять его насмешками над лежанием над ленью, над неловкостью... У ней, в умненькой го-ловке, развился уже подробный план... она мечтала как «прикажет» ему прочесть книги... потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, пи-сать письма в деревню, дописывать план устройства имении, приготовиться ехать заграницу...»

Девушке нравилось сознавать себя властной над Обломовым: «И все это чудо сделает она, такая роб-кая, молчаливая, которой до сих пор никто не слу-шался, которая еще не начала жить! Она — виновни-ца такого превращения!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

И ей удается пробудить Обломова к жизни Если раньше мы видели его в засаленном халате, постоянно лежащим на диване, обрюзгшим не по летам, то после знакомства с Ольгой его образ жизни резко изменился: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то кни-ги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности Халата не видать на нем... Обломов сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка-воротнички рубашки выпущены на галстук и бле-стят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сши-том, в щегольской шляпе... Он весел, напевает...»

Но изменился не только Обломов. Изменилась и Ольга: постоянно общаясь с Ильей Ильичом, она влюбляется.

«Она любит меня, в ней играет чувство ко мне. Воз-можно ли? Она обо мне мечтает; для меня пела она так страстно...» - такие мысли пробудили в Обломове гордость за себя. Но одновременно рождается мысль о том, что такого не может быть: «Любить меня, смеш-ного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками...»

Но Обломов, как в прежней своей службе и увлече-ниях, и в любви также не настойчив и не уверен в себе Стоило ему предположить, что Ольга равнодушна к нему, как он снова готов погрузиться в прежнюю спячку: «Нет, это тяжело, скучно! — заключил он. — Переду на Выборгскую сторону, буду читать, буду за-ниматься, читать, уеду в Обломовку... один! — приба-вил потом с глубоким унынием. — Без нее! Прощай, мои рай, мой светлый, тихий идеал жизни!»

Он не пошел ни на четвертый, ни на пятый день; не читал, не писал, отправился было погулять, вышел на пыльную дорогу, дальше надо в гору идти.

«Вот охота тащиться в жар!» — сказал он сам себе, зевнул и воротился, лег на диван и заснул тяжелым сном, как, бывало, сыпал в Гороховой улице, в запы-ленной комнате, с опущенными шторами».

Постепенно их взаимоотношения определились: «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность, явились взаим-ные права». Но вместе с тем оставалось и прежнее про-тивостояние: «... она перешла к деспотическому про-явлению воли, отважно напоминала ему цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспре-станно вызывала наружу его ум...

И он бился, ломал голову, изворачивался, чтоб не упасть тяжело в глазах ее...

Иногда только соберется он зевнуть, откроет рот — его поражает ее изумленный взгляд: он мгновенно сомкнет рот, так что зубы стукнут. Она преследовала малейшую тень сонливости даже у него на лице...

Еще сильнее, нежели от упреков, просыпалась в нем бодрость, когда он замечал, что от его усталости уставала и она, делалась небрежною, холодною. Тогда в нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельно-сти...»

Наконец Обломов приходит к мысли, что любовь Ольги к нему — ошибка, «... это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный, для опыта, по случаю...» Илья Ильич честно доносит свою мысль до Ольги в письме, заодно прощаясь с ней. Но и это испытание Ольга выдержала, сумев разобраться и в своих чувст-вах, и в чувствах Обломова. После объяснения в аллее наступило время безоблачного счастья, но Ольга ино-гда «впадала в тягостную задумчивость: что-то холод-ное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от меч-ты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день...

Она искала, отчего происходит эта неполнота, не-удовлетворенность счастья? Чего недостает ей? Что еще нужно?..

Что ж за дело, что не на всякий взгляд ее он отвеча-ет понятным взглядом, что не звучит иногда в его голосе, что ей как будто уже звучало однажды, не то во сне, не то наяву...»

А что же Обломов? А он «... не учился любви, он за-сыпал в своей сладостной дремоте... По временам он начинал веровать в постоянную безоблачность жиз-ни, и ему опять снилась Обломовка...» А если мы вспомним разговор Ильи Ильича со Штольцем, то увидим тот идеальный образ спутницы жизни, кото-рый рисуется в его воображении: «... Кругом его само-го резвятся его малютки, лезут к нему на колени, ве-шаются на шею; за самоваром сидит... царица всего окружающего, его божество... женщина! жена!.. По-том, обняв жену за талию, углубиться с ней в беско-нечную, темную аллею; идти с ней тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья как биение пульса; слушать, как сердце бьет-ся и замирает...» Мы видим, что идеал будущей жизни Обломова — созерцательный. Это та же Обломовка, но с нотами, книгами, роялем и изящной мебелью.

Как заметил Р. Рубинштейн, в идеале женщины, жены Обломова «два начала, причем одно из них встретиться в Ольге, другое — в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй. Но тут же: «Чай готов!»... нет здесь яркой страсти, кото-рой Обломов боялся, — лишь спокойная любовь».

Не думаю, что Ольгу устроил бы тот образ жизни, который виделся Обломову. Да он до женитьбы дело так и не довел. Даже те «странные» взгляды на него (как на жениха) со стороны гостей Ильинских наво-дят на него ужас. Обломов беспокоится о репутации Ольги, боится скомпрометировать ее, понимая при этом, что он должен сделать предложение. Ругая За-хара за то, что тот распространяет слухи о предстоя-щей женитьбе, Обломов описывает ему все те сложно-сти, которые связаны с этим шагом и... сам ужасается!

Безденежье, неустроенность имения, долги — все это представляется неразрешимым Илье Ильичу и поро-ждает уже другие мысли: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились?.. И что это за жизнь, все волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» Он «все доискивался... такого существования, которое было бы исполнено со-держания, и текло бы тихо, день за днем., капля по ка-пле, в немом созерцании природы и тихих, едва пол-зущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жиз-ни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как вообра-жал ее Штольц». Поэтому Обломов избегает встреч с Ольгой, незаметно возвращаясь к своему прежнему образу жизни, но теперь уже на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной; Ольга пони-мает, что ошиблась в Обломове, что ни сейчас, ни че-рез год он не устроит свои дела, и расстается с ним: «... Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер... Камень бы ожил от того, что я сделала... Я узнала недавно толь-ко, что я любила в тебе, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Агафья Матвеевна Пшеницына — полная противо-положность Ольге. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти со-всем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с высту-пившими наружу крупными узлами синих жил». Не-далекая, она находит счастье в хлопотах по дому, за-боте о детях и... Обломове. Она — воплощение той «об-ломовской» жены-хозяйки, одно из начал мечты Ильи Ильича: « Она все за работой, все что-нибудь гла-дит, толчет, трет...» Получив в свои руки еще и хозяй-ство Обломова, «Агафья Матвеевна выросла... и жизнь закипела и потекла рекой».

«Постепенная осадка дна морского, осыпанье гор, наносный ил, с прибавкой легких вулканических взрывов — все это совершилось всего более в судьбе Агафьи Матвеевны, и никто, всего менее она сама, не замечал это» — так пишет автор о зародившемся лю-бовном чувстве к Обломову этой героини. Хлопоты ее — это уже не просто заботы хозяйки о жильце. Она бурно переживает неудавшееся блюдо, не спит, если Илья Ильич задержался в театре или засиделся у Ива-на Герасимовича, просиживает ночи напролет у его постели, когда Обломов сделался болен; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней».

Причину любви Агафьи Матвеевны автор видит в том, что Илья Ильич не был похож на тех людей, кото-рых эта женщина видела прежде. «Илья Ильич ходит не так, как ходил ее покойный муж,., глядит он на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе. Лицо у него не грубое, не краснова-тое, а белое, нежное; руки не похожи на руки братца... Белье носит тонкое, меняет его каждый день, моется душистым мылом, ногти чистит — весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает... Он ба-рин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения... И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой... ». Теперь «все ее хо-зяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. — все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».

А Обломов с присущим ему «барским» эгоизмом как должное воспринимал заботы о нем хозяйки и «не понимал,.. какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки». «Его отношения к ней были гораз-до проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно дви-жущихся локтях,., во всезнании всех домашних и хо-зяйственных удобств воплощался идеал того необо-зримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей». Ему нравилось шу-тить с этой женщиной, смотреть на нее, но не было скучно, если он не видал ее. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он». Живя у Пшеницыной, «... у него не рождается ника-ких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозяба-ет». Именно к такой жизни всегда стремился наш ге-рой и, наверное, именно такая женщина нужна ему была после «воспитания» его требовательной Ольгой. Обломову не нужно было переживать о том, что поду-мает о нем Агафья Матвеевна, «... что сказать ей, как отвечать на ее вопросы, как она взглянет...»

Весь смысл жизни для Агафьи Матвеевны настоль-ко стал заключаться в Обломове, что в трудный период (когда все доходы уходили за долги братцу) она пере-живает не из-за своих детей, а о том, «... как вдруг ба-рин... станет кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форе-лей, янтарной осетрины — соленого судака, может быть, студень из лавочки...» Автор с неприкрытой иро-нией повествует о том, как Агафья Матвеевна решает-ся поехать к мужниной родне, чтобы взять у них денег. Она твердо уверена, что «они сейчас дадут, как узнают, что это для Ильи Ильича. Если б это было ей на кофе, на чай, детям на платье, на башмаки или на другие по-добные прихоти,... а то на крайнюю нужду, дозарезу: спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек...» Получив отказ, она решается заложить жемчуг, полученный в приданое, потом серебро, салоп... В лице Агафьи Матвеевны Об-ломов обрел свое счастье: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт.., он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществил-ся, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспеч-ное течение жизни...» После смерти Обломова жизнь Агафьи Матвеевны потеряла всякий смысл: «Она по-няла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вло-жил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда...»

И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна очень много сделали для Обломова. Но нельзя думать (при всей кажущейся бездеятельности Ильи Ильича), что он только брал. Он духовно обогатил Ольгу, помог ей повзрослеть, подготовил к будущим отношениям с Андреем; своим существованием Обломов составил тихое счастье Агафьи Матвеевны.

(362 слова)

И.А. Обломов в своем произведении создал масштабную картину общественных настроений своей эпохи, изобразил героя, которого осуждаешь, но все равно сочувствуешь. Также огромна заслуга этого писателя в мастерски нарисованных женских образах: не обобщенных и бледных, а ярких и живых. Часто именно женщины в его романах обладают подлинной силой характера и духа.

Несмотря на то, что Обломов всю жизнь провел на диване, он не был обделен женским вниманием. Друг Штольц познакомил главного героя с Ольгой Ильинской. Эта 20-летняя девушка полна изящества и гармонии. Она лишена кокетства, желания нравиться противоположному полу. Героиня талантлива: прекрасно поет. Все в ее облике говорит о том, что она постоянно мыслит, у нее кипучая жажда жить, действовать. Она самолюбивая, напористая, но при этом добрая и сострадательная. С такими качествами спустя 50 лет шли сестрами милосердия на войну. Миссионерская деятельность Ольги выразилась в том, что она хотела «исправить» Обломова, перекроить его на свой, деятельный лад во имя его собственного блага. Но главный герой не хочет гореть вместе с девушкой, потому, несмотря на их взаимную привязанность, расстается с ней. Ольга для Обломова – божество, идеал, до которого никогда не получится дотянуться. Героиня, хоть и не идеальная, вызывает симпатию, ее настойчивое желание перекроить возлюбленного связано с ее неопытностью и юношеским максимализмом: ради благих целей можно все переделать по-своему, не считаясь с жизненной правдой других.

Обломов переезжает на Выборгскую сторону, где зарождаются его отношения с хозяйкой дома, 30-летней Агафьей Пшеницыной. Она для героя – олицетворение родной Обломовки. И внешне: полная, здоровая, приятная. И внутренне: такая же спокойная, простодушная (даже туповатая в вопросах, не касающихся хозяйства), стыдливая, ласковая, домовитая. Агафья видит в хозяйстве главное свое назначение, поэтому отдается ему со страстью и всегда что-то делает, а об отвлеченных материях даже не задумывается. Героиня полюбила Обломова таким, какой он есть, не хотела его изменить, вот почему их отношения привели к счастливому концу. Он для нее божество и идеал, а также первая любовь (несмотря на покойного мужа). Илья Ильич полюбил ее за то, что Агафья земная и понятная, за ней не надо тянуться, ее не надо разгадывать.

В романе «Обломов» нарисованы два противоположных типа женщин, причем не двумя-тремя мазками, а глубоко и рельефно. Эти образы запоминаются и ничуть не уступают мужским. В этом новаторство автора и его огромная творческая удача.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Екатерина БОСИНА,
10-й класс,
школа № 57, Москва
(учитель -
Екатерина Владимировна
Вишневецкая)

Женские образы в романе Гончарова «Обломов»

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

«Обломов» всегда дарит читателю чувство какой-то неясности; в этом романе нет выводов. Когда мы чувствуем, что не можем самостоятельно ответить на вопросы, которые в той или иной мере являются “вечными”, мы обращаемся к литературным произведениям, надеясь найти ответы там. Что является истинно ценным? Что есть счастье? Кого считать “павшим”? Нужно ли человеку пытаться встать, вырваться из “бездны”, если он “падает”? И вот мы прочли последнюю страницу «Обломова» - и никаких выводов не видим. Зато получаем право выбрать из нескольких значимых истин одну - по своему собственному усмотрению (писатели так часто оставляют это право себе!). Большего и желать нельзя. Гончаров создаёт удивительные, почти осязаемые образы, помещает их в обычные обстоятельства, и мы сами примеряем к своей жизни эту литературную реальность и выносим оттуда зерно истины.

Истина относительна. Истина многолика - такой и показывает её Гончаров. Вот перед нами два женских образа - Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Не было бы их, и не узнали бы мы, что Обломов, этот апатичный “байбак”, способен искренне любить - любовь действительно преображает его, заставляет жить . В понимании Гончарова любовь - единственное, что может привести человека к счастью (вот истина), - но какая любовь? Ведь чувства двух женщин к Обломову абсолютно противоположны по сути. Как же иначе: Ольга Ильинская - “высший идеал” (в частности, в устах Добролюбова), Агафья Пшеницына - коллежская секретарша…

Ольга любит эгоистично . Ольга самолюбива, - впрочем, молодая, вполне красивая и умная девушка как раз и должна быть такой. Весь мир открыт для неё, она может черпать знания, может радоваться жизни, ей противна скука. Такова молодость, не омрачённая разочарованиями.

Ольга - любознательная, по натуре своей искренняя, чуждая всякому жеманству, не увлекающаяся блестящими светскими юношами и пустой мишурой, интересуется тем, что ей рассказывает Штольц о чудаке Обломове. Невинное любопытство, но позже к нему примешивается тайный восторг. Проницательная Ольга не может не видеть в Обломове его “честное, верное сердце”, “хрустальную, прозрачную душу” - как не протянуть руку такому человеку? Ольге приятно чувствовать себя “спасительницей” Обломова, “завещанного” ей Штольцем, виновницей “чудесного превращения”. Не хочет она принять Обломова таким, какой он есть; она ценит его доброту и честность, но не отступает от желания направить его на путь к совершенству, она любит “будущего Обломова”. Любовь для Ольги - долг; сердце её редко берёт верх над разумом. Она приезжает к Обломову, пренебрегая приличиями… для того, чтобы сказать ему: “Зачем ты пугаешь меня своей нерешительностью? Я цель твоя, говоришь ты и идёшь к ней так робко, медленно… а ты должен стать выше меня”.

Ольга не может понять, что нерешительность слишком глубоко укоренилась в Обломове, что так он создан… Боится он самого слова “долг”, боится неприглядной беспокойной реальности, боится ехать в деревню. “Долг” - свадьба, когда человек не Ильёй Ильичом зовётся, а женихом. И люди, люди кругом, с их глупыми сплетнями… Всё это так далеко от любви, от поэзии, от непостижимого и прекрасного. В любви Обломова к Ольге нет места логике, “долгу”. Обломов всего лишь поддаётся чувствам. Почему он любит Ольгу? За то, что она дала ему надежду и смысл существования, за её решительность и за искренность, которая проявляется во всём (в словах, даже в пении - вспомним, как выразительно поёт она арию «Casta diva», оживляя в Обломове чувства, которые он давно позабыл, спрятал в глубине, под всяким “хламом”).

Однако Ольга ранит Обломова своими упрёками, гордой логикой суждений, продиктованных раздражением (“Мне будет худо, пишете вы… Да ведь мне тогда будет хорошо, если я полюблю другого: значит, я буду счастлива!” - и так далее), и это только мешает ей добиться своей цели. Ведь насмешки и упрёки, пусть даже направленные на благое, всё равно остаются насмешками и упрёками. У Обломова, как он сам говорит, нет самолюбия, а в таком человеке даже язвительные замечания возлюбленной не могут зажечь ту смутную ярость, которая вызывает, в свою очередь, желание действовать, менять себя. Обломов ещё более утверждается в мыслях о собственной слабости. Ольга показывает ему, насколько он смешон, и, отразившись в зеркале этих безжалостных слов, Обломов только терзается, идёт скорее назад, чем вперёд. И вот уже он сидит перед Ольгой с улыбкой бессилия, взгляд его говорит: “Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, позорьте меня!..” - и отказывается он от всего, возвращается к дивану и халату, бесконечно усталый, смотрит на снег из окна дома Пшеницыной…

Агафья Матвеевна - женщина недалёкая, наивная, но в ней, как и в Ольге, нет никакой фальши, никакого надуманного кокетства. Она, в сущности, ничего не знает о жизни, не читает книг, смысл обыденной суеты и вовсе ускользает от неё. Когда Обломов спрашивает, где именно служит её брат, она говорит: “В канцелярии… Где мужиков записывают… я всё забываю, как она называется” - и простодушной усмешкой оправдывает своё незнание. Хлопоты по хозяйству, однообразная, бессмысленная, какая-то даже механическая жизнь. И в этой серой жизни вдруг появляется Обломов, удивительный человек, добрый, честный “барин”, не похож он ни на грубого кума Тарантьева, ни на покойного мужа, ходившего “мелкой, деловой прытью”, ни на братца с трясущимися, красными руками, - ни на кого не похож! - и “не глядит на всякого так, будто просит оседлать его и поехать”. Не рассуждая, не понимая себя, не думая, бескорыстно полюбила Агафья Матвеевна Обломова; обустраивать “покой и удобство Ильи Ильича” для неё не обязанность уже, а наслаждение. Она полюбила в Обломове всё, даже то, что так яростно осуждала Ольга, приняла его со всеми его недостатками (которых и не видит - полно, есть ли у него недостатки?). Обломов счастлив с Агафьей Матвеевной, он уже не чувствует себя никчёмным, не ощущает тревоги за будущее; в доме этой женщины он находит счастье. С удовольствием пьёт он кофе, приготовленный ею, смотрит, как она шьёт, как ловко управляется на кухне, смотрит на её круглые локти (“как у графини какой-нибудь”), и “ничего ему не надо, никуда не хочется, всё тут есть, что ему надо”. Трогательно заботится о нём Пшеницына и в счастливые, и в несчастные дни (закладывает даже свои вещи, когда не хватает денег). Её любовь - самопожертвование. И эта любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал. Плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства.

Деятельный Штольц видит во всём этом “грязный быт” и “удушливую атмосферу тупоумия”, презрительно говорит “фи”. И Обломов порой “просыпается”, оглядывается - горькая жалость к прошлому, полному несбывшихся надежд, по-прежнему бодрствует в душе. Но он спокоен и понимает, что нельзя было ему пойти иным путём… Штольц и Ольга придумали ему “крылья”, а на выдуманных крыльях не взлетишь… В Обломове появляется решимость, которой в нём не было никогда.

“Штольц отступил от него на шаг.

Ты ли это, Илья? <…> Как ты пал! Эта женщина… что она тебе…

Жена! - покойно произнёс Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребёнок - мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!..”

Счастлива ли Ольга со Штольцем? Вперёд, только вперёд по беспокойной дороге… Деятельность, труд… Пока Штольц заслуживает её любви, пока насыщает её пытливый ум и отвечает на её вопросы; но сомнения уже закрадываются в душу Ольги, она впервые сталкивается с неясностью, теряет былую решительность, часто вспоминает об Обломове; не может осмыслить своей странной тоски (“Куда идти?”), да ведь нельзя постигнуть умом эту грусть!

Пшеницына после смерти Обломова живёт в постоянной молчаливой скорби, далеко от пошлости, суеты, лжи, которые составляют мир братца и невестки, живёт, ясно осознавая , что её жизнь “просияла”, что никогда не вернётся к ней радость. Тем больше ценит Агафья Матвеевна воспоминания - “теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно”.

Так действительно ли пал Обломов? Можно ли назвать падшим человека, который, может, и не взлетел, не возвысился, но зато обрёл почву под ногами?.. Не счастье ли это?.. Нам решать…

Я опишу и раскрою главных женщин из романа Гончарова « Обломов», что связывает их между собой этих женщин. У женщины в этом романе совсем разные по жизни, полные противоположности объединяет их только переживания связанные с героем Обломовым.

Образ Ольги Ильинской

Первый образ Ольги Ильинской – это юная красивая, интеллигентная, целеустремленная девушка. Ее жизнь напоминает бурную реку, все время она все время продвигается вперед. Ольга – живет в гармонии со своим сердцем и свободой, при этом умна, и уверена в себе. Именно Ольга пробуждает Обломова и влюбляет в себя, к ней герой мчится на свидание, строит грандиозные планы на их совместное будущие. У них яркая и близкая душевная любовь, но не увенчалась она успехом. Из-за лени Обломова их отношения заканчиваются. Он встречает другого спутника для жизни, но все время вспоминает его, потому что им было всегда о чем поговорить, она в нем находила родственную душу.

Агафья Пшеницына

Обсудим иной образ - Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем противоположный женский персонаж. Агафья настоящая русская, зрелая, добрая женщина 30 лет. Она простой человек и мудрая женщина, ей никогда в голову не придет мысль пренебречь или предать дорогого ей человека, Агафья не будет отстаивать свои позиции, есть мужчина и он лидер. Ради нее мужчины не совершают подвиги, но с этой женщиной мужчина всегда себя чувствует сильным и нужным. Между Агафьей и Обломовым не вспыхнула страсть и любовь с первого взгляда, но он изменил ее и вдохнул в нее душу и жили они в гармонии.

Также хочу отметить этих двух прекрасных женщин - объединяет простота и естественность, обе героини трудолюбивы, только проявляют каждая по своему усмотрению.

Роль женских образов

Итак, могу сделать вывод, что главные женские образы сыграли очень важную роль в романе Гончарова « Обломов». Они помогли раскрыть героя с разных сторон и взглянуть на жизнь иными глазами, и передать читателю переживания любовь, которую испытал каждый персонаж.

Кратко Женские образы в романе Обломов

Сочинение Женские образы в романе Обломов

Иван Гончаров написал замечательное произведение под названием «Обломов». В нем он раскрыл не только глобальные проблемы духовной и социальной жизни общества, но и затронул не менее важную тему среди людей – любовь.

Главными героинями произведения являются Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Обе женщины были влюблены в главного персонажа романа – Илью Обломова. Но любовь и трепетное отношение к молодому человеку у каждой из героинь носило свой, личный характер. Именно эта разность чувств сильно повлияло на судьбу Обломова. Эти две молодые женщины являются прямой противоположностью друг друга, у них разный темперамент, манера поведения и внутренний мир.

Ольга и Агафья – это положительные, приятные в общении девушки, притягивающие и вызывающие симпатию. Образ Ольги Ильинской являет перед читателем сильную духом, начитанную и целеустремленную женщину. Все в ее внешнем облике и в манере поведения говорит о стремлении познавать и добиваться поставленных задач. Ольга не была красавицей, но притягивала к себе взгляды благодаря грациозной походке, стройному телу, плавным, размеренным движениям, глубиной души и артистизму. Девушка была воспитана в семье дворян, любила читать, получила достойное образование. Ольга была серьезна и практична, очень любила петь. Агафья же прямая противоположность бодрой и активной Ольги Ильинской. Это молодая девушка, с пышной фигурой, округлыми формами и светлой кожей была наоборот, натурой кроткой, спокойной и послушной. Агафья считала своим долгом заботиться о ком-то, быть преданной и верной любимому человеку. Она выросла в простой семье, была менее образована, чем Ольга и считала тягу к знаниям менее важным. Для Агафьи главное – это домашний быт и ведение хозяйства.

Главные героини произведения Гончарова «Обломов» - это образ исконно русской женщины девятнадцатого столетия. Спокойная и покорная Агафья, она никогда не перечит желаниям своего супруга, всегда согласна с его мнением и поведением. С ней легко и просто, ее общество – это маленький мир, в котором можно расслабиться и не думать о насущных проблемах. Агафья, в отличие от Ольги довольна своей жизнью, не пытается изменить мир вокруг себя, она не стремиться к познанию чего-то нового и неизведанного. Большинству читателей может показаться, что Пшеницына глупа. Но это не так. Если Ольга постоянно пытается изменить и расшевелить Обломова, то Агафья, наоборот, всячески сохраняет его размеренный, рутинный ритм жизни, который близок ей по духу.

Образ Ольги Ильинской является прямой противоположностью образу Агафьи. Ее взгляд на мир походит на европейский, она стремиться изменить мир и постоянно совершенствуется в своих познаниях. Домашние дела и заботы о муже Ольга отставляет на второй план, ведь на первом месте у нее познание лучшей жизни и великого счастья в созданном ею мире. Но, несмотря на все стремление и противоборство с женскими обязанностями, в конце романа, Ольга начинает заниматься домашними делами и полностью погружается в семейную жизнь. Ее одолевает тоска и печаль от постоянства жизни со скучным супругом, но она не уходит от него.

Эти две женщины, хотя и разные по своему происхождению, характеру и жизненных целей, на самом деле прекрасно дополняют друг друга, отображая силу женской природы и красоты.

Вариант 3

Выдающийся роман «Обломов» российского классика Гончарова И.А. заслуживает внимания каждого из нас. В романе автор сочетает множество противоречивых образов. Герои его произведений совершенно разные люди, из разных слоев общества, с различными моральными и этическими ценностями. Такие противоречия позволяют читателю анализировать и принимать правильные решения относительно своей жизни тоже. Так как ситуации, с которыми сталкиваются герои, актуальны и в нынешнее время.

В романе описаны интересные и яркие женские образы. Образ женщины в романе всегда заслуживает огромного внимания, вот и это произведение не является исключением. В произведении фигурирует два основных женских образа, жизни, которых кардинально отличаются друг от друга. Однако каждая из женщин, хочет обрести истинное счастье в любви.

Особое место в романе занимает образ Ольги Ильинской. Это молодая изящная дворянка. Несмотря на свой юный возраст, всего лишь 20 лет, девушка умна и образована, ей присущи манеры истинной леди. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, она ведется себя всегда сдержанно и спокойно. С юных лет, молодая леди занимается музыкой и обладает прекрасным голосом, за что еще сильнее располагает к себе читателя. Девушка крайне любознательна, часто проводит время за книгами, ее жизнь не стоит на месте. Утонченности образу предает ее серьезность, подтверждением чего является описание ее портрета автором.

На жизненном пути юной леди встречается главный герой произведения – Обломов. Их встреча происходит благодаря общему знакомому Андрею Штольцу. Он приводит в дом Ольги Обломова, с первой минуты главный герой не может свести глаз с молодой и грациозной девушки. Ее пение завораживает Обломова, и он почти сразу признается ей в любви. Девушка возвращает его к жизни, он забывает об унылых буднях и готов меняться. Однако его стремления к переменам исчезают при первых трудностях. Несмотря на свою любовь, девушка не готова мириться с его недостатками. Она хочет видеть рядом с собой энергичного, веселого парня, готового на подвиги ради нее. Она искренне верит, что ради любви Обломов готов к переменам, однако должных перемен не происходит.

Главный герой устает от жизни, которой живет девушка, начинает сомневаться в ее чувствах. И решает первым закончить эти отношения, несмотря на то, что рядом с ней он необычайно счастлив, лень побеждает его. Через некоторое время они вновь встречаются и чувства переполняют их. Спустя время юная леди понимает, что даже ради любви Обломов не готов к переменам и решает закончить эти отношения.

Несмотря на то, что девушка очень сильна духом, разрыв с Обломовым сильно огорчает ее. Она тяжело переносит горесть от утраты любимого человека.

После не удавшихся отношений с Ильинской, главный герой сближается с Агафьей Пшеницыной. Агафья – полная противоположность Ольги. Это истинная домохозяйка, которая окружает Обломова заботой и вниманием. Она также как и главный персонаж живет спокойно и умеренной жизнью, воспитывает детей, делает дом уютным. Ей не важна светская жизнь, не интересна музыка и литература. Агафья в отличие от Ольги не стремиться изменить устоявшийся образ жизни Ильи Ильича, а наоборот создает вокруг него спокойную атмосферу. В скором времени Обломов женится на Агафье Пшеницыной и у них рождается сын Андрюша.

В романе сопоставлены два совершенно разных женских образа, однако каждый вызывает одобрение читателя, располагает к себе. Заставляет задуматься каждого, какой образ жизни ему предпочтительнее, какие жизненные ценности все же играют главную роль, возможно ли совместить в себе образ двух очаровательных дам?

Несколько интересных сочинений

  • История создания повести Очарованный странник Лескова

    Идея написания произведения о простом русском путешественнике родилась у автора в 1872 году. Лесков, решивший совершить путешествие по островам Валаам, прожив некоторое время среди монахов

МОУ «Яйская СОШ№2»

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов»

Работа на XIII Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Научное творчество молодёжи»

Выполнила работу:

Некрасова А.Г.

10 Б класс.

Руководитель:

Черкашина Г. Г.,

учитель литературы и русского языка

МОУ «СОШ №2» в п.г.т.Яя.

I.ВВЕДЕНИЕ.

2. Задача.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Первая встреча.

2. Сходства и отличия двух героинь романа.

3.Признание Ольги Ильинской

4. Признание Агафьи Пшеницыной

5.Образы в произведении

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение.

Поразительное свойство классической литературы в том, что каждый раз, перечитывая её заново, открываешь что-то новое и удивляешься: «Как я не увидела? Почему не отозвалось?»

Вот и с Обломовым так же. Прочитав его раз, лишь потому что проходят в школе, мало понимаешь тонкий смысл, спрятанный между строк, заботливым автором. Лишь прочитав его ещё раз во второй, в третий начинаешь вникать и понимать подтекстную суть произведения.

Безусловно: в истории «добряка-ленивца Обломова отразилась русская жизнь, в ней предстаёт живой современный русский тип». Выделив это определение, я имею в виду не XIX век, а наше настоящее, нашу эпоху.

Да, Обломов современен, потому что он, по-моему, выражение одной из национальных черт русского характера . В нас до сих пор живёт вера в сказки о том, какая прекрасная жизнь ждёт нас в будущем. Но стоит столкнуться с действительностью, наступает социальная апатия, страх перемен, то есть обломовское лежание, как способ ухода от реальности.

Обломов помогает нам понять себя. Поэтому чувство, охватывающее нас, когда прочитана последняя страница,- жалость. И это нам не Обломова жалко, а себя. Об этом рассуждает и автор книги об «Обломове»: « Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, молоизвиняемые или неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека.»

Более всего в жизни этого героя мне стало интересно его детство и эпизоды из личной жизни. Ничто не раскрывает человека так, как испытание любовью. Очень интересны в этом случае его поступки, действия, слова, ощущения переживания, да и многое другое, что сопутствует герою в этом нелёгком испытании. Именно поэтому я взяла эту тему для исследования.

Цель моей работы сопоставление образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной и их роли в жизни Обломова.

Задачи:

Проанализировать 1 главу 4 части и 6 главу 2 части романа Гончарова И. А. «Обломов»;

Сопоставить образы героинь Гончарова Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной;

Сделать выводы о роли героинь и их участие в судьбе Ильи Обломова.

В своей работе я руководствовалась сравнительно-сопоставительным методом.

Основная часть(сопоставление).

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе он говорил о том, что «любовь силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может измениться внутренне, обрести цель в жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет её поэзией6. Значимость этой темы в произведение и определили выбор двух последующих эпизодов: объяснения с Ольгой Ильинской и объяснение с Агафьей Пшеницыной. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа, понять героя и оценить его натуру.

Итак, начнём, прежде всего, с момента встречи Обломова и двух героинь . Сначала Обломов встречается с Ольгой Ильинской- натурой деятельной и динамичной.Его друг детства- Штольц, уезжая, поручает ей следить за другом, чтобы он не лежал целый день напролёт. Ольга воодушевилась этим и уже предвкушала свою победу над леностью Ильи. Она видела несомненные перемены героя, когда он был с ней рядом: апатия сменилась активностью, и она, возможно, понимала, что такая перемена исходит из влюблённости Обломова к ней. Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «… Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами»4. Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина»4 .

Что касается Агафьи Пшеницыной, то с ней Обломов знакомится тоже по средством другого человека и это уже теперь кум Агафьи- Тарантьев, человек бесцеремонный и неопрятный, который за плату обещает Обломову сменить квартиру. Агафья видит в герое приятного барина и старается всеми возможными способами улучшить его жизнь. Она видела, что Обломов во всём противоположен её покойному мужу - коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности к себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; Манеры его покойны и красивы; разговор умён и прекрасен; бельё он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини: «Он барин! Он сияет и блещет! Притом, он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат…..<…> И глядит он, и говорит так же мягко, с такой добротой…».

Сходства и отличия

Таким герой представляется героиням, а какими же они представляются читателю и герою? Для начала выделим сходства героинь, так как их меньше чем отличий. Сходственным в этих женщинах будет то, что они обе были влюблены в Обломова и были им любимы, обе по самой своей сущности не случайны в его жизни и сыграли в ней значимые роли. В остальном же, прослеживаются их явные отличия друг от друга. Они

антиподы, если Ольга сильная, деятельная натура, её облик удивительно гармоничен: она похожа на античную статую, воплощение грации ума, с полной гармонией души и тела, то Агафья полная, круглая с мягким характером женщина, прикреплённая к очагу.

Для Обломова Ольга совершенная женщина, наделённая талантами мужчины. Она небесное создание, прекрасный цветок, нечто недосягаемое для него. Агафья же, более земная, обыкновенная, всегда находящаяся рядом, готовая угодить. Между тем называя нам Ольгу Ильинскую, автор указывает прямую её причастность к Обломову. Она, во-первых, носит фамилию, образованную от его имени, во –вторых, имя её означает «факел»6, «святая»7, нечто излучающее свет и сияние. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнём.4 В народных представлениях Илья-пророк, громовик, бог-громовержец- «могучий, седой старик», который разъезжает на огненной колеснице и сыплет огненными стрелами.5 Планета, которой принадлежит Ольга Луна8, источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил9. Ольга является постоянным двигателем для героя, тем самым Пигмалионом, который наставлял Галатею. Все поступки Ильи были напрямую связаны с Ольгой- от того, что делала она зависело то, что делал он.

На Выборгской же стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая для героя является «доброй» «Божьим даром» (именно так прочитывается её имя), горит очаг, и сама она его хранит. Служение огню и служение Обломову сливаются воедино. За опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет её: «Сама опрятность!» В её доме жизнь движется по кругу, и она счастлива этой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела и покруглела Агафья, даже предметы на кухне и то круглые: пузатые и миниатюрные чайники, кастрюльки, чашки, банки, судки.

Ещё известен тот факт, что Илья-пророк осмыслен славянами и как Бог, творящий урожай. « С Ильи начинали жатву и заканчивали уборку. «Петр с колоском, Илья с пирогом»,- говорит народ». 24 А потому важным в контексте является то, что Агафья печёт пироги, ватрушки, пирожные. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Она почитает героя и теплица в его лучах.

Узнав героинь, их сходства и принципиальные отличия можно перейти, непосредственно к сопоставлению их признаний с Обломовым.

Признание Ольги

И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Гончаров показывает Обломова, способным глубоко переживать и поэтизировать события жизни. Душе героя с детства была подвластна поэзии: его захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый….момент жизни, расцветания сил,… желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности».4

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов остаётся юношей, Штольц называет его «поэтом». Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было ему душить радостный, готовый вырваться из души крик. Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг»4. Но автор знает о мимолётности этого явления и иронически замечает: «Он в эту минуту даже уехал бы за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать».4

Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «… Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами»4. Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными и думами и чувствами, устанавливается понятное, только им двоим, душевное общение, воспетое в творчестве Жуковского В. А., других поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из неё, думал он,- из неё что-то переходит в меня!» Она: « Не смотрите же, так на меня …. мне неловко! Как будто что-то добываете из моей души!» Любовь Ольги и Ильи – огонь, который горит в их душах, сближающий их: «Оба она, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом, в глазах стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением»4. Активная, динамичная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости души.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина»4 .

Герои по-разному понимают любовь. Обломов - весь чувство. В каждом шаге он предельно искренен. Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. Но после нечаянного признания Ильи они оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама должна быть сдержана и в рамках приличия. Обломов знает, что нужен будет решительный поступок: либо подтвердить признание, либо опровергнуть,- но он не готов, ни к тому, ни к другому. Идя в парк, он так и не решил, что сделать, хотя точно знал, что встретит Ольгу.

Гончаров великий мастер-психолог- самое начало сцены объяснения героев в конце 6-й главы 2-й части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идёт, слышит она. «Идёт кто-то…»-подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

Ольга Сергеевна! - сказал он, трясясь, как осиновый лист.

Илья Ильич!- отвечала она робко, и оба остановились.

Здравствуйте, - сказал он.

Здравствуйте, - говорила она.»

Также доказательством того, что Илья живёт только чувством, а Ольга ещё и разумом служит то, что при объяснении Илья активно использует восторженные и огорчённые восклицания, реплики наполненные раздумьем «Ужо… нет, завтра…как сберусь». « Поверьте мне, это было невольно… я не мог удержаться…». В репликах и небольших по объёмам внутренних монологах Обломова часты многоточия, срывающие переполнявшие героя чувства, но в то же время нерешительность, неясность, новизну для него самого испытываемых им чувств. Перед Ольгой он не уверен, он не знает, подарит ли она ему нежный взгляд или отпустит колкость, что заставит его воскликнуть «про себя»: «О, злая!»

При описании Ольги автор использует метод внешней характеристики, который описывает жесты, интонации, взгляд. И это само по себе даёт понять, что Ольга- само движение и действие. Те реплики, которые она произносит «про себя» полны краткости, энергии, движения и действий. Она либо побуждает к чему-либо, либо спрашивает: «Что он пишет?»; «Что ж вы?»; «Понюхайте, как хорошо пахнет!». В речи героини проявляется стремительность её натуры, внутренний огонь пятнами горит на щеках. Ольге приходиться намеренно скрывать движения души.

Гончаров строит сцену подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку. Завязкой её являются слова Обломова о том, что его признание в любви было случайным, «только от музыки». Ольгу это извинение глубоко огорчает, она выпрямляется и роняет цветы, глаза тускнеют, на щеках пропадают два розовых пятна, она «с силой рванула мимоходом ветку с дерева… тотчас же бросила… на дорожку», «у ней в горле стояли слёзы». Она стремительно направилась к дому. Обломов пытается удержать Ольгу, он удивлён тем, что его признание так расстроило Ольгу. Теперь для него важно не извинение за нечаянное признание, а прощение за то, что огорчил её своим извинением, тем более что в нем была неправда. Удерживаю героиню, он искренен и не стыдиться открыть своё сердце: «… ради Бога, не уходите так, а то у меня на душе останется камень».

Почувствовав в Обломове любящую душу, Ольга начинает добиваться нового признания. Она добывает его своими неотступными вопросами «Отчего?»; «Что в нём?». Она нетерпеливо ждёт, медленно, будто с трудом, поднимаясь по ступеням. И Обломов вновь говорит о любви. На энергичное требование Ольги, он отвечает неопределённо, медлительно: «Я и сам не знаю… <…> Стыд у меня прошёл теперь: мне не стыдно от моего слова… Мне кажется в нём..»; «….То же…волнение… то же чув… простите, простите-ей- богу, не могу сладить с собой..». Эти его слова являются кульминацией признания. Развязка её- призыв героини: «….вперёд! Только вперёд!» В этой, в последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою «вперёд» быть более осторожным в своих речах. И всё же думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выраженная жизненная позиция героини, её динамика, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают и жесты: она «мгновенно впорхнуло в стеклянную дверь, а он остался стоять, как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги.

В сцене объяснения, как и вообще в отношениях с Ильёй Ольга берёт на себя роль мужчины. В романе есть мифологический подтекст: Ольга думала о Обломове, как о какой-то Галатее, «с которой ей самой приходилось быть бы Пигмалионом».3 Действительно, на какой-то момент ей удалось «вдохнуть душу» в Обломова: она увлекает его любящим взглядом, улыбкой, шёпотом, «говорила, и пела для него, чтоб он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб всё говорило и пело в нём». А когда он останется на Выборгской стороне, Ольга тайком встретиться с ним в Летнем саду, на Неве, приедет к нему на квартиру. Обломов и сам понимал, что только рядом с Ольгой он живёт. Не будет её, он- мертвый человек. Об этом он предупреждает её ещё тогда, когда Ольга не думала о разлуке. Но чувство Ольги самолюбиво и разумно… Любовь к Обломову постепенно превращается в обременительную обязанность. Она поймёт, что ему не достать до её, и срабатывает чувство самосохранения и она его бросает. В сцене их последнего объяснения она скажет: «Камень ожил бы от того, что я сделала…». Полюбив Штольца она будет стыдиться героя своего первого романа, назовет его словом Сонечки и Тарантьева - мешок. Роль Пигмалиона оказалась не под силу героине.

Любовные отношения Ольги и Обломова развиваются на фоне природы, сердца их открыты к ней. Момент наивысшего духовного взлёта, расцвета чувств- встрача и объяснение героев- сомкнут с наиболее поэтическим моментом жизни природы-с весной и началом лета, порой цветения трав и деревьев. Свидания происходят в прекрасном благоуханном саду. В объяснении героев участвует сама природа, которая помогает раскрыться их душам. Впоследствии любовь Ольги и Обломова из душевного общения перерастает в страсть. Но вот Обломов сделал предложение, и любовь превращается в тяжкий долг. Он сравнивает её с «оспой», которую им с Ольгой привил Штольц. В душе Ольги тоже растет неудовлетворение по отношению к Обломову: «…Она впадала в тягостную задумчивость: что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло её мечты, и тёплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день, когда все предметы кажутся в сером цвете». Происходит это тогда, когда «лето подвигаясь, уходило. Утра и вечера становились темны и сыры». Расстанутся они, когда Нева покроется льдом. Вернувшись на Выборгскую сторону после разрыва с Ольгой, Обломов увидит снег: « Снег, снег, снег! <….>Всё засыпал!»

Признание Агафьи

В чём проявляется любовь Обломова к Агафье? Чувство героя к вдове Пшеницыной Гончаров не хочет называть любовью, говорит о нём с неизменным юмором. Чувство это нечем не похоже на то, которое питал Обломов к Ольге. То- романтическое, духовное чувство- будило сознание, самолюбивые желания и тревоги, стремления на подвиги, мучительные терзания о том, «что время уходит, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни добра, ни зла, что празден он, и не живёт, а прозябает». Но та любовь была подобна оспе, кори, горячке, едва не погубившей героя. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней». После пережитой горячки «Илья Ильич был мрачен, по целым часам подвергался в болезненную задумчивость…<…>хозяйка…. заставала его в слезах. Потом, мало-помалу, место живого горя заступило немое равнодушие». Обломов постепенно приобретает неподвижность, каменеет. Даже во время любовного объяснения с Агафьей, «глаза его не блистали».

Чувство к вдове Пшеницыной несёт ему долгожданный покой. Это доказывают его слова, передающие его переживания и действия: «охотно оставался»; «останавливал глаза»; «потихоньку ногой отворял дверь»; «шутил с хозяйкой», «всё это делалось покойно»;«не волновался тревогой»; ему хотелось «сесть на диван и не спускать глаз с её локтей»; «как будто какая то невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя и ухаживает за ним, лелеет». Гончаров характеризует лишь внешние проявления чувств: душу, сердце, ум Обломова с утратой любви Ольги замолчали.

Любит ли Агафья Илью? В её жизни до встречи с ним не происходило ничего подобного. Гончаров иронически сравнивает зарождение любви в душе героини, как образование осадка не дне морском, с осыпанием гор, с простудой. Чувства Агафьи он передаёт с юмором, как бы не веря самому себе, позволяет себе лишь догадываться о них. О чувстве своём героиня не спрашивала себя, оно не имеет для неё имени, и нашло как бы само по себе. И тут же она стала сама не своя: она «перешла под это сладостное иго, безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры музыки и нерв». Внешний облик Агафьи, её поведение зависят теперь, непосредственно, от Обломова. После разрыва с Ольгой он болен, мрачен, едва говорит с ней,- она худеет, становится точно каменная, в хозяйстве заметны изъяны; Обломов оживает, у него появляется радостная улыбка, он «стал смотреть на неё по-прежнему ласково, заглядывать к ней в дверь, шутить- она опять пополнела, опять хозяйство её пошло живо, бодро, весело….». При этом «она не в силах была только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит, но она …никогда не осознавала и не понимала этого…».

Любовь Агафьи Матвеевны проявлялась, как любовь русской крестьянки, в преданности до гроба. Она добровольно надела на себя этот хомут, заботы везти этот воз с радостями. Смыслом её жизни стали забота и покой Ильи Ильича. Вся её любовь проявляется в действии: «сделает замечание», если подгорит жаркое или переварится уха; не спит, «ворочается с боку на бок, креститься, вздыхает», если Ильи Ильича нет долго вечером; «вскочит с пастели, отворит форточку, накинет юбку, бежит в кухню», расталкивает Захара, Анисью и посылает отворить ворота, если он приедет поздно; «в три прыжка является на кухню», чтобы проследить, хорошо ли сварен кофе для Ильи Ильича. Бескорыстная преданность её выражается в том, что при болезни Обломова, она просиживала ночи напролёт с ним, забыв про детей, бежала в церковь молиться за его здоровье. Она «бросалась на колени и долго лежала на полу…». Тайно от всего дома она продала последнее- жемчуг, меха, одежду- только бы накормить Илью Ильича, когда братец обобрал их обоих. После удара, который случился с Обломовым, стараниями Агафьи Матвеевны герой был возвращён к жизни.

Сцену объяснения Гончаров во всём противопоставляет объяснению с Ольгой. Любовные признания Ольги и Обломова случились весной, в цветущем парке, объяснение вторых же, случается на кухне, где времена года не важны: жизнь на Выборгской стороне течёт также ровно, как в Обломовке, одинаково зимой или летом- это жизнь в циклическом времени. Календарное время здесь заменено бытовым. В руках у героини не ветка сирени, а пестик со ступкою. Герои одинаково говорят о корице, халате, перспективе будущей жизни, о поцелуе и любви.

Первое признание заканчивалось энергичным признанием Ольги, второе призывом Обломова: «Поедемте в деревню!». Обломов зовёт Агафью в Обломовку, в свой идеальный мир. В ответ же она говорит: « Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо.» В этих словах и выразилась вся жизненная философия Пшеницыной. Она не знает иной и, поэтому призыв её во всём противоположен ольгиному. И герой согласен с героиней, т.к. они оба герои идиллии, в которой обязательна привязанность к месту.

Если в отношениях с Ольгой «мужскую» роль на себя взяла именно она, то в отношениях с Агафьей Обломов являлся «силой». Он чувствует превосходство над героиней, поведение которой всегда предсказуемо. В сцене объяснения он уверен в себе, его слова кратки и энергичны: «А если я вам помешаю?»; «А если я вас поцелую?»; «Ну целуйте же меня!». В речи героя отсутствуют те частые многоточия, олицетворяющие невысказанное, противоречивое чувство. Ольга вся порыв и чувство, Агафья же спокойна. Единственное выражение её- это усмешка, она усмехается даже тогда, когда Обломов целует её. Казалось бы, никогда не оживить «каменную Галатею», но это не так. После смерти Обломова она понимает, что потеряла важное ценное в своей жизни.

Чувства Ольги чисты, она для Обломова божественна и неприкосновенна, образ её соотнесён в его мечте с образом идеальной женщины, жены. Агафья- тоже из мечты. Это та «краснощёкая прислужница, с загорелыми локтями, робко опущенными глазами, но лукавыми глазами».Обломов сам заводит разговор, берёт её под руки, мешая толочь корицу. А она лишь позволяет оказывать знаки внимания, при этом чуть-чуть обороняясь от барской ласки: «Вот смотрите просыплю корицу, вам же нечего будет в пироги класть!» Вся эта сцена представляется классической барской любовью. Вот поэтому автор с таким юмором говорит о их чувствах: «Он подвигался к ней как к тёплому очагу», а «она принимала поцелуй неподвижно, как лошадь, на которую одевают хомут.»

Образы

В сценах любовных свиданий Ольги и Обломова присутствуют повторяющиеся образы: ветка сирени, огонь как символы жизни. Им будут противостоять и другие образы: холод, тьма, снег- символы смерти.

Один из символических образов, проходящий через весь роман-образ огня. Образ огня, присутствующий в сцене объяснения, -это огонь любви. Он горит в душах героев и определяет их внешнее и внутреннее преображение. «В славянских обрядах и заговорах нашло отражение уподобление огня любовному пожару»10. Любовь Обломова и Ольги- это горение сердец: жизнь жжёт, кипение сердца. «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём…». Палящие лучи любви для Обломова и желанны, и губительна. Огонь соотносится с поэтическим образом «сердечного пыла», можно сгореть в огне страстей.11 Уже при первых встречах с Ольгой Илья Ильич жалуется: «Мне отчего-то больно, неловко, жжёт меня», но в тоже время и просит: «Ах, если б этот же огонь жег меня, такой теперь жжёт,- завтра и всегда! А то нет тебя -я гасну, падаю!» Ольга для него- желанный источник этого огня: «Мне всё противно, всё скучно; я машина: хожу, делаю и не замечаю, что делаю. Ты огонь и сила этой машины….» Но под палящими лучами страсти выгорело сердце Обломова: он устал от неестественной для себя роли и просит у Ольги отдыха: «…Весь организм мой потрясён: он немеет, требует хоть временного успокоения…» За разрывом с Ольгой последовала болезнь героя, горячка. Огненные стрелы Ильи, бога- громовика, достигли цели: Ольга тоже полюбила Илью Ильича. В сцене любовного объяснения с Обломовым, когда она чувствует себя любимой, на её щеках горят два розовых пятна. Когда же Обломов говорит о том, что его слова были неправдой, а только от музыки, «она изменилась в лице: пропали два розовых пятна и глаза потускнели». Герой повторяет своё признание и пятна вновь появляются, как два свидетеля внутреннего огня. Влияние чувства любви к Обломову плодотворно для героини. Как под лучами горячего солнца созревает каждый плод, так и Ольга, по наблюдению Штольца «созрела», «развилась». Но и Ольга, как и Обломов, испытала губительность огня-страсти, он опалил и героиню, как опалил героя. Штольц едва узнал Ольгу в Париже: «Черты её, но она бледна, глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности». Во второй сцене также присутствует этот образ. Однако в этом случае это не огонь страсти, а пламя семейного очага. По народным преданиям, бог-громовержец послал молнию на землю и разжег им пламя очага. Обломов воспитывался как раз в условиях домашнего тепла, в его мечтах живёт его образ, вокруг которого строилась бы вся его жизнь, жизнь друзей, родных.

Гончаров использует в произведении символику цветов. Обломов предлагает Ольге ландыш. В книге Н. Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» об этом цветке говориться как о символе душевных излияний, любви и счастья.16 Ольга же сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос.

–Понюхайте, как хорошо пахнет!- сказала она и закрыла нос и ему.

Ветка сирени появится в романе ещё не раз. Ольга с большой любовью будет вышивать сирень в знак памяти о первом свидании. Расстанутся герои когда зима сменит лето и «сирени отошли, пропали». Н. Ф. Золотницкий пишет об этом цветке: «На востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюблённый вручает её обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда».16 Избирая сирень как эмблему любви, герои заранее обрекают себя на вечное расставание. Обломов говорит: «Ни роз, ни резеды не люблю,»-и не предполагает, что отказывается от тех цветов, которые являются символами любви и любовного влечения.18

Во второй сцене объяснения также существует ещё один образ-халат. Он для героя становится судьбой: Обломов надел его 12 лет назад, когда бросил службу, закрылся в собственной квартире и лёг на диван. Он восторгается собственным халатом, видит в нём только лучшие качества: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; послушный раб своего хозяина. Кутаясь в халат, Обломов пытается укрыться от неурядиц в жизни. Халат исчезает из его жизни, когда он встречает Ольгу (Тарантьев увозит его с другими вещами на Выборгскую сторону). С Ольгой жизнь Обломова вырывается на свет. Но как только Илья начинает прирастать к Выборгской стороне, Агафья напомнит ему о халате: починит и почистит его. Халат станет неизменным атрибутом семейных отношений: «Что у вас на халате пятно?»-заботливо восклицает она в сцене любовного объяснения.- Скиньте да дайте скорее, я замою его» Героиня, может быть и говорит о халате с такой любовью и заботой, что он является для неё своеобразной гарантией того, что Обломов принадлежит ей и только ей: Ольга оставила претензии на него; облаченный в халат, он ей не нужен.

Вывод: Сопоставление данных эпизодов привело к определённым выводам. Безусловно, героини отличаются и представляются Обломову в разном свете.

Автор заведомо погружает, в случае с Ольгой, героя в необъятную, всепоглощающую, сжигающую его изнутри, любовь. В случае с Агафьей, напротив, делает любовь тихой гаванью, пристанищем, в котором замечательно, тепло и очень уютно. И мы нехотя задумываемся: «А что лучше?». И действительно, с первого раза и не разберёшь, что приятнее: любить, но для этого отдавать всего себя, стремиться к идеалам, постоянно находиться в движении, «гореть» в любви, или быть любимым и при этом ничего не делать, лежать вместо того, чтобы жить, полнеть и круглеть, в итоге чего быть заласканным и совсем облениться. Но на этот случай заботливый автор даёт урок: надо жить, двигаться и непременно любить. И конечно же быть любимым, но не так, что вскоре устанешь вставать с кровати. И в этом, я считаю, его великая заслуга.

Ещё лично для читателя, это произведение служит универсальным пособием поступков в жизни. Да-да именно поступков. Автор чётко говорит, а точнее прописывает нам, что можно делать, а чем не стоит злоупотреблять. Наш герой, по сути своей, ведёт себя как ребёнок: не может решиться на поступок, признание, а если его делает, то случайно. Постоянно пребывает в грёзах. Потому что Обломов - типичный мечтатель, путающий реальность и мечту. И он эти понятия смешивает в единую массу, а нужно чётко и правильно их разграничивать. Мечтать, конечно, никому не запрещено, но не стоит с головой уходить в параллельный мир грёз и утопий.

Также, немаловажна тема воспитания детей в этом произведении. О ней говориться не так много, но Гончаров резко высказывается по этому поводу словами своего героя Штольца: «Всё это обломовщина!», тем самым давая понять читателю откуда идёт это восприятие мира Обломовым, кто его научил так жить. И все пути, конечно же, ведут в семью, к родительскому очагу, тому самому, что так яростно почитал Обломов и его домочадцы. «Залелеяли, залюбили» Обломова, превратили его в лентяя, хотя в самом раннем детстве он был весёлым и подвижным ребёнком, и как пишет сам автор: «спешил убежать от няньки», но вскоре «…все проявления внешней силы обращались внутрь, и никли, увядая». И сейчас таких Обломовых много. Родители не имеют больше одного ребёнка, и поэтому вся забота уходит ему одному. Это неплохо, но всё должно быть в меру и не доходить до того, что избалованный ребёнок, в порыве каприза, подает на пол и начинает быть ногами. Хотя, в принципе, этот ребёнок и не виноват, что родители исполняют каждую его блажь, также как и Обломов не был виноват в том, что его воспитывали только няньки. И в целом в произведении автор представляет нам героя хрустально чистым человеком, с прозрачной душой и способностью любить, как любят дети- бескорыстно, просто так. Вот этому и следует поучиться, вот поэтому я брала как основу не Онегина, не Печорина, а Обломова- последнего и, на мой взгляд, более чистого лишнего человека.

Существует и другая, тоже важная функция романа - автор посредством него рассказывает нашему поколению о сложившейся ситуации в 50-60 е годы XIX столетия, о лености и невозможности противостояния возникшим проблемам тогдашнего поколения страны. Через образы посетителей Обломова и его самого, Гончаров создаёт нам представление о жизни и её перспективах на то время.

Я считаю, что классическая литература должна представляться нам ни мукой, ни вынужденной для прочтения, а особым наслаждением. Из неё молодое поколение должно извлекать массу вещей, заложенных автором, о которых читатель и не подозревает, но обязательно научится их находить. Ведь подумать только- множество ошибок в жизни можно и не совершить, если внимательно вчитываться в строки и учиться на ошибках героев. Вот такое волшебное свойство литературы, вот такая гениальность рядом. Ведь не только Гончаров отобразил великолепные и мудрые выходы из жизненных ситуаций, не только он преподал нам урок, но и все классики этим занимались. Потому я считаю, что это направление в изучение литературы может и должно продолжаться.

Поэтому я считаю Гончарова великим мастером-психологом, настоящим инженером человеческих душ. Он замечательно сумел описать такие нестареющие ситуации. Именно поэтому Гончаров- классик, именно поэтому Обломов - каждый из нас.

Литература.

1.Лощиц Ю. Феномен Гончарова//Огонёк.-1982.

3.Подробнее о стиле Гончарова см.: Бельчиков Ю. А. «Я увлекаюсь больше всего …своей способностью рисовать….»// Русский язык в школе.-1991.-№4.-С.48-56.

4.Гончаров И.А. Обломов.-М.-1996.

5. Цит. по: Шевцова Л.О критике А.В. Дружинина// Литература в школе.-2005.-№1.-С.10.

6. См.: Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и русская философия любви// Русская литература.-1993.-№1.-С.-48-60.

7. См.: Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров-романист и художник.-М.,1992.-С.97.

8.См.: Славянская мифология.-М.,1995.-С.205

9.Максимов С.В. Литературные путешествия.-М.,1986.-С.347.

10.СуперанскаяА.В. Словарь русских личных имён.-2003.- С.421

11.Жития святых.-М.,1999.-с.690.

12.См.: Имени тайная власть.-М.,1998.-С.240

13.См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-М.,1994.-Т.2.-С.72.

14.Славянская мифология.-С.284.

15.Бидерман Г. Энциклопедия символов.-М.,1996.-С.185.

16.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях.-Киев,1994.-С.62-69.

17.Там же.-С.252.

18.См.: Грачёва И.В. «Каждый цвет- уже намёк»// Литература в школе.-1997.-№3.-С.50-51.

19.Отрадин М. «Сон Обломова» как художественное целое: Некоторые предварительные замечания// Русская литература.-1993.-№1.-С.5

20. См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу.-М.,1994.-С.75,70.

21.Афанасьев А. Н. Религиозно-языческое значение избы славянина// Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература.-М.,1986.-С.66

22. Жития святых.-М.,1999.-с.689.

23.. См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-М.,1994.-Т.2.-С.13.

24.Славянская мифология.-С.206.

24. Основной материал из: Ермолаева Н. Л. Объяснение в любви в романе И.А.Гончарова Обломов, Голышева Г.Э. О Пользе перечитывания классики// Литература в школе.-2006.-№8.-С.19-23,28-31.

25. Добролюбов Н. А. Указ. соч. -С. 483