Роль лирических отступлений в произведении евгений онегин. Лирические отступления в романе А.С

ПЛАН ОТВЕТА

1. Особенности жанра романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Роль лирических отступлений в романе.

3. Тематика лирических отступлений в романе: взгляды поэта на культуру литературу, язык; воссоздание биографии поэта; воспоминания поэта о юности, друзьях; обращение к Музе и к читателю; пейзажные зарисовки; воспитание и времяпрепровождение молодежи; быт, мода; русская история.

4. Роман «Евгений Онегин» - лирический дневник автора.

1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - величайшее произведение, не имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а роман в стихах, как писал Пушкин, - «дьявольская разница». Роман «Евгений Онегин» является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, где Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно историческим размахом. В его романе слились два начала - лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим - авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях.

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «С ним подружился я в то время...», «Мой бедный Ленский...» Лирические отступления расширяют временные рамки сюжетного действия в романе, подключая к нему прошедшее.

3. Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, в которых он, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея «он безмятежно расцветал» и к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании - «придет ли час моей свободы?»

С автором как персонажем романа связано упоминание его друзей и знакомых: Каверина, Дельвига, Чаадаева, Державина, печальные и светлые слова о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...» В размышлениях о жизни, ее быстротечности, о времени поэта посещают философские мысли, с которыми он делится со своими читателями на страницах романа:

Ужель мне скоро тридцать лет...

……………………………………

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана.

……………………………………

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!


Поэта беспокоит судьба его творения, и он, постоянно обращаясь к читателю и представив ему «собрание пестрых глав», рассказывает со страниц своего романа, как он над ним работает:

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

……………………………

Пора мне сделаться умней,

В делах и в слоге поправляться,

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине» весьма разнообразна. Мы узнаем о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, быте «золотой» дворянской молодежи. Это и тема любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», и тема театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного дворянства, восходящее к устному народному творчеству, - сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, гадания.

Останавливаясь на описании быта поместного дворянства, в частности семьи Лариных, живущей в деревне, автор говорит:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

…………………………………

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы…

Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки.Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат морозы», весна:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

И соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие:

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор.

Еще одна тема лирических отступлений имеет важное значение в романе - это экскурс в русскую историю. Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

…………………………………

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

4. Роман «Евгений Онегин» - глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» столь высока, а содержащиеся в них сведения столь всеобъемлющи, что крупнейший литературный критик В. Г. Белинский сравнил это гениальное произведение о русской жизни с энциклопедией. Кроме того, он же считал это сочинение народным и самым лирическим из всех творений гения русской словесности. Действительно, лирические отступления в романе «Евгений Онегин» полны размышлений и выкладок автора о человеческих взаимоотношениях, об историческом пути России, о поэтическом творчестве, и о многом-многом другом.

Историческое свидетельство эпохи

В «Евгении Онегине» нашли отражения все события русской жизни первой трети позапрошлого века. А. С. Пушкин работал над своим произведением с 1823 по 1931 годы, а в романе описаны события, произошедшие с 1819 по 1925 годы. Кто не знаком с этим величайшим шедевром мировой литературы, кто не знает на зубок его сюжет и героев? Цитаты из романа вошли в повседневный язык. Прелести этому произведению добавила и гениальная музыка П. И. Чайковского из одноименной оперы. О популярности романса Ленского перед дуэлью говорить не приходится. И каждый русский знает знаменитые строки, посвященные Москве. Поэтому великий литературный критик и назвал это произведение народным - он не написан для узкого круга эстетов.

Отступления - источник сведений

Но знаменитым роман в стихах сделала не простая история любви, так прекрасно описанная автором, а именно лирические отступления. В романе «Евгений Онегин» девять глав. Многие жители старшего поколения знали наизусть начала почти каждой главы, а первую знать целиком вообще считалось чем-то замечательным. И уже в ней читатель сталкивается с первыми несюжетными элементами произведения. Это и воспоминания о его любви к с семьей которой он был дружен, находясь в ссылке в Одессе, и рассуждения о русском балете, его репертуаре, о таланте о театральных нравах, о публике. Александр Сергеевич называет имена всех крупных представителей литературы и искусства того времени.

В первой главе А. С. Пушкин рассказывает о жизни и нравах Санкт-Петербурга, высшего света столицы, к которому принадлежал молодой красавец Евгений Онегин. Роль лирических отступлений в романе переоценить трудно. Всего их 27 и чуть меньше 50 лирических вставок. Именно в них дан срез общества того времени - подробно рассказано, как одевались люди всех сословий, что ели, о чем судачили, что читали или не читали вообще. Первая глава полностью посвящена главному герою, рассказывает о том, кто был отец, как он проматывал состояние, какое образование получил Онегин, с каким восторгом он вошел в свет и как спустя некоторое время нравы и образ жизни представителей высшего общества опротивели герою произведения. Попутно с сюжетной линией имеется достаточно отступлений, в которых А. С. Пушкин выражает свое отношение ко всему, с чем сталкивается молодой дворянин. Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» высоко ценили как современники поэта, узнавая в них себя, так и все последующие поколения, благодарные автору за столь ценные сведения.

Историческое полотно

Почему характеризует роман как исторический, если в нем отсутствуют исторические личности и события? Потому что именно в отступлениях А. С. Пушкин яркими и точными красками рисует картину жизни страны, победившей объединенную армию Европы под руководством Наполеона. Автор касается абсолютно всех тем, в том числе и экономики - он рассказывает о крепостничестве и налогообложении крестьян.

Это интересно, потому что действие романа заканчивается годом декабрьского восстания. Высоко оценена роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» в том числе и потому, что из них становятся известны мелкие подробности, складывающиеся в общую картину крепостнической России. Даже добрейшая сельская помещица, мать Татьяны Лариной, заставляла девушек, убирающих клубнику, петь песни, чтобы они не могли съесть ни одной ягодки. А Евгений Онегин, о котором с симпатией отзывается автор, по приезде в село заменил непосильные налоги легким оброком. Кто-то из исследователей романа даже предположил, что впоследствии главный герой станет декабристом.

Любимая героиня

Все симпатии автора на стороне главной героини. Если восторженного Ленского и даже Онегина, с которым был А. С. Пушкин дружен, он описывает с легкой иронией, то «милой» Татьяне в романе отводятся только теплые или восторженные строки. Именно с ней связаны те лирические отступления в романе А. С Пушкина «Евгений Онегин», которые посвящены русской природе. Автор проводит аналогии между простым и прямым нравом главной героини и горячо любимой Пушкиным в любое время года русской природой. Он говорит, что Татьяна любит зиму, и тут же идет прекрасная зарисовка зимнего дня, деревенских мальчишек, катающихся с горки, деревьев в снегу, яркого солнца. Все это написано таким изумительным языком, что картинка просто оживает, и кажется, вот-вот пахнет морозцем. Глубокий знаток жизни, тонкий наблюдатель, автор считал, что русский человек неразрывно и гармонично связан с природой, которой в произведении отведено очень много места.

Автор - один из героев романа

Рассуждения на тему природы читатель встречает на протяжении всего шедевра, название которому - «Евгений Онегин». Роль лирических отступлений в романе значительна еще и тем, что Пушкин, рассказывая о чем-либо, делится с читателем своими взглядами на этот предмет или явление, высказывает свою точку зрения. Надо отметить, что беседа автора с читателем проходит в непринужденной форме, а произведение написано изумительным языком, который близок и понятен жителям XXI века, и поэтому читается легко и свободно. Постепенно, благодаря отступлениям, автор становится одним из главных героев произведения. Перед нами возникает образ человека эрудированного, мудрого и бесконечно любящего Россию.

Великий преобразователь

Необходимо отметить, что это произведение было и новаторским, и единственным в своем роде - и в этом большая роль лирических отступлений. В романе «Евгений Онегин» всё, что не касается основной сюжетной линии, все сведения о нравах, чувствах, взаимоотношениях людей, судьба народа - все, что делает это творение гения уникальным, все это сведения содержатся в отступлениях. Сам А. С. Пушкин говорил о «дьявольской разнице» между крупными литературными формами, написанными в стихах и прозе. Но чтобы роман в стихах читался с такой легкостью, история настоящей, большой любви так плавно разворачивалась, так захватывала читателя, да еще при всем при этом присутствовала такая познавательная составляющая - ничего подобного не было ни до, ни после этого произведения. Гениальное, ни с чем не сравнимое творение стоит особняком. В связи с вышесказанным, необходимо признать громаднейшую роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин». Пушкин А. С. был великим реформатором литературных форм, талантливым преобразователем русского языка. И в описываемом произведении этой теме отводится довольно места. Пушкин даже иронизирует о трудностях правописания, говоря о том, что как прекрасные губы невозможно представить без улыбки, так и русский язык без Автор «Евгения Онегина» сделал литературный язык народным. Отступления в этом романе занимают наибольшее место и придают ему философскую глубину. Диапазон их так обширен, что даже в XXI веке понятна справедливость слов В. Г. Белинского об энциклопедичности произведения. Действительно, в отступлениях содержатся сведения о русской жизни от A до Я.

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.

Лирические отступления - это один из стилистических приемов, выражающийся отступлением автора от сюжета произведения. Это авторское размышление, имеющее отношение к написанному, прямое или косвенное. Отступлениями могут быть воспоминания, обращениями писателя к читателям. Чаще всего можно встретить в лирических произведениях.

Для чего нужны?

Роль лирических отступлений важна, т.к. они позволяют посмотреть на произведение под другим углом, увидеть идейный замысел. При помощи них автор как бы "замедляет" развитие событий в повествовании, что дает возможность читателю задуматься о важных жизненных ценностях.

Лирические отступления - это и возможность автора непосредственно общаться с читателями, как бы приоткрывая свои мысли. Так у людей возникает ощущение того, что смогли понять по-настоящему произведение; ощущение того, что писатель поделился с ними чем-то важным.

Лирические отступления - это мысли, наполненные философским смыслом, которые помогают настроить читателей на более серьезное восприятие произведения. Или же они могут отражать гражданскую позицию автора, звучать как призыв к действиям. Эти размышления могут быть и органично вплетены в канву произведения, т.к. связаны непосредственно с самим сюжетом произведения.

Виды лирических отступлений

Они подразделяются на несколько групп:

  • авторские - они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;
  • критико-публицистические - писатель ими "комментирует" произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;
  • разговоры на житейские темы - писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;
  • пейзажные - красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;
  • на гражданскую тему - авторские высказывания о важных исторических событиях.

Отступления в "Евгении Онегине"

Лирическое отступление в романе - это не просто размышления о жизни, писатель при помощи данного приема создает впечатление, что он является непосредственным участником событий. Такие размышления стали отличительным признаком романа "Евгений Онегин". Темы лирических отступлений в данном произведении обширны:

  • Любовная тема - это одна из важных основ самого романа, а для автора - животрепещущая. Для поэта жизнь и любовь - неразделимы.
  • Рассуждения о свободе - отношение к ней у автора менялось на протяжении всего романа: в начале это лишь внешняя сторона жизни, а к окончанию - свобода как состояние души, независимость от общественного мнения.
  • О творчестве - благодаря размышлениям поэта о творческой составляющей романа, у читателя возникает ощущение, что он для Пушкина - друг, который сможет оценить его шутки, который может поддержать любую светскую беседу.
  • Размышления о жизни - это рассуждения о смысле, назначении ее, как она меняется.
  • Природа - простота слога отражает простоту природы России. Большая часть таких описаний дана в восприятии Татьяны и самого поэта.
  • Духовная жизнь русского общества - театральные представления, литература, искусство - это все неотъемлемая часть светских людей, к которым относился Евгений Онегин. Поэтому рассуждения поэта на эту тему органично вплетаются в роман.

Лирические отступления в "Мертвых душах"

Еще одним известным произведением, в котором используется этот стилистический прием, является поэма "Мертвые души". В этих отступлениях писатель размышляет о России, о том, что ее ждет в будущем, об отличительных особенностях русского народа. В "Мертвых душах" их можно разделить на две группы:

  • лирические отступления развернутого плана, в которых автор рассуждает о России и ее будущем;
  • характеристика отдельных особенностей русского народа или черт характера.

Развернутые отступления

  1. О силе русского слова и о том, как талантлив русский народ.
  2. Лирическое отступление о юности и о том, каким было восприятие автора в юношеские годы, которое открывает шестую главу.
  3. Рассуждения о творческой судьбе писателя. В этих отступлениях автор высказывает свои взгляды на творчество.
  4. О любви автора к Руси и о ее будущем - это отступление в 11 главе является, пожалуй, самым известным из всей поэмы. С помощью описания дороги и летящей тройки рисуются картины русской природы. Но самый главный для Гоголя вопрос о том, что будет в будущем с Россией, остается без ответа. И такой открытый финал заставляет читателя самого поразмыслить на тему будущего русского народа.

Другие отступления в поэме

Более короткие размышления позволяют читателю лучше представить образ героев поэмы, в которых можно увидеть слабости человеческого характера. В "Мертвых душах" короткие лирические отступления - это размышления автора о человеческой природе, о причинах каких-либо поступках людей. Они органично вплетаются в поэму, делая ее еще более выразительной, и погружают читателя в мир Чичикова и помещиков. Эти небольшие отступления не философского характера, а больше рассуждения на жизненные темы и о творчестве.

Анализ лирического отступления позволит понять, для чего автор ввел его в том или ином месте произведения. Читатель может порассуждать о том, насколько естественным и уместным оно является. Также во время подробного разбора отступления нужно определить, к какой теме оно относится. Лирическое отступление - это возможность автора стать настоящим участником повествования и общаться с читателем. Такой прием позволяет понять всю глубину творения, расширить границы повествования, чтобы читатель смог увидеть, каким многогранным может быть литературное творение.

Что мы называем лирическим отступлением? Может быть, с точки зрения развития сюжета, это вообще лишнее в произведении? Во-первых, отвлекает от главной линии. Во-вторых, - лирика, а нам события и конфликты подавай, рассказ о поступках главных героев или, на худой конец, описание природы. Но такое мнение - поверхностно. Если вдуматься, то цель любого произведения - не развитие сюжета, а реализация связанных с ним идей автора, его отклик на события исторических или современных автору взглядов на жизнь.

Пушкин и сам шагнул на страницы романа «Евгений Онегин», стал рядом с героями, рассказывая о личных с ними встречах и беседах. Именно со слов автора мы во многом узнаем характер Онегина, именно его воспоминания и оценки становятся для читателя приметами времени. Лирические отступления в романе - не просто милые воспоминания из жизни автора, не только вспышки его яркой личности, а правдивейшие и ярчайшие иллюстрации русской жизни первой четверти XIX столетия, написанные величайшим художником, ростки, из которых, чудно переплетаясь, складывались, вырастали картины жизни.

Например, лирическое отступление о женских ножках - вроде шуточное, забавное, словно наброски на полях черновика, которые нечувствительно чертит рука, пока разум рождает мысль, пока складывается строка. Но его окончание о юношеской влюбленности: Я помню море перед грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурною чредою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я хотел тогда с волнами

Коснуться милых ног твоих! -

Не случайная вспышка-видение юной Марии Раевской, а важная деталь повествования, потому что именно к трагической судьбе этой гордой и отважной женщины Пушкин вернется не раз. Разве не ее самоотверженность и уважение к мужу зазвучат в последнем ответе любимой героини Пушкина - Татьяны! Именно ее верность и самопожертвование, умение жить долгом перед близкими символизирует для поэта душу русской женщины. Или лирическое отступление о Москве, о наполеоновском нашествии 1812 года, пронизанное чувством гордости за то, что

…не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Гордость за свою столицу, за свою родину, чувство сопричастности к ее истории, ощущение себя ее неотъемлемою частицей свойственны русскому характеру пушкинского современника и единомышленника. С этого-то и выросло желание изменить государственные устои, отсюда декабристы проложили путь на Сенатскую площадь и на рудники Сибири. В лирических отступлениях мы видим сплетение личного с общественным, голоса сердца и души и призывы разума. Вот еще одно лирическое отступление - в начале VIII главы. Итог отдельного отрезка жизни и творчества, когда муза

Воспела <…>

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны,

Когда поэт гордо говорит:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Сразу вспоминаешь, что у Державина и Пушкина много общих тем в поэзии и одна из них - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ». Нет, не лишни лирические отступления. В гениальном романе гениального русского поэта нет ничего «лишнего», потому что «энциклопедия русской жизни», написанная великим поэтом и яркой личностью, сложена из событий, осмысленных его разумом, и чувств, будораживших его душу.