Что такое мэри сью в фанфиках. Как избежать создания персонажа, похожего на «Мэри Сью

Учительница представила новоприбывшего. Ростом он выделялся среди всех ребят в классе. Красивые густые волосы были настолько чёрными, что отдавали синевато-металлическим оттенком. А выразительные глаза в обрамлении пушистых длинных ресниц смотрели спокойно и властно. При его появлении моё сердце забилось быстрее.

Приблизительно так выглядит типичное появление Марти Сью - завсегдатая фанфиков, а иногда и обладателя собственной полноценной оригинальной истории. Это имя стало нарицательным для героев, обладающих выдающейся внешностью, часто трагическим прошлым и неизменно великим будущим. Они с завидным постоянством спасают Землю (а то и всю Вселенную) от полного уничтожения, попутно влюбляя в себя всех особей противоположного пола, чудесным образом получают все мыслимые и немыслимые способности и невредимыми выходят из всех перипетий, не забывая при этом героическим усилием воли справиться с последствиями трудного детства.

У нашего героя есть и женская ипостась - Мэри Сью. Откуда они взялись? Почему получили такие имена? И можно ли любого персонажа обладающего привлекательной внешностью и особенными талантами автоматически заклеймить как Марти Сью?

Рождение образа

Первой в литературе появилась Мэри Сью. В далёком 1973 году она лёгкой поступью поднялась на мостик космического корабля во вселенной "Стар Трека" и с лёгкой руки автора фанфика Полы Смит осталась в анналах истории своеобразным эталоном безвкусного и аляпистого приукрашивания персонажа. Её героиня (англ. Mary Sue) пятнадцати лет от роду моментально покорила всех членов экипажа своей неземной красотой и экстраординарными способностями, порешала все проблемы, заткнув за пояс бывалых волков космических трасс, и трагически ушла из жизни во цвете тех же пятнадцати лет под скорбный плач влюблённых в неё мужчин.

Справедливости ради стоит отметить, что свой рассказ писала именно как пародию на набиравшие популярность фанфики, пестревшие не проработанными персонажами. Это получилось у неё настолько хорошо, что имя Мэри стали использовать, как пренебрежительное название главной героини. А персонажа мужского пола с подобными качествами прозвали Марти, сохранив ту же фамилию. Хотя в русском написании можно встретить и вариант Марти Стью.

Что в имени тебе моём?

Среди явных отличительных черт литературного Марти часто выделяется сложное, вычурное и нелогичное имя. Какой-нибудь Марк Антонио Хесус фон Киото запросто может обитать в затерянном селении или, на худой конец, быть ирландским переселенцем на Диком Западе. При этом близкие друзья будут звать его Ники. Бессвязность и непоследовательность в описании - это вообще главный отличительный признак Марти Сью.

Также автор часто использует своё личное имя или его производные. Происходит это по двум основным причинам: во-первых, так проще, а во-вторых, часто неопытный автор списывает главного героя с себя, и в этом случае собственное имя выглядит как нельзя более органично.

Редкое и запутанное генеалогическое древо

Подстать пышному имени прописывается и запутанная родословная главного героя. Он просто не может быть сыном простых смертных. Как минимум в роду должны оказаться аристократы с голубой кровью (ещё чаще он окажется прямым наследником престола). А в фэнтезийных мирах от смешения разной крови голова идёт кругом. Задуматься же об истории любви родителей, а ранее бабушек и дедушек этого самого героя и вовсе страшно. Потому что от союза вампира с дриадой каким-то образом происходит ангел, а в браке самки оборотня и полубога рождается маг, сыном которого и окажется наш Марти.

Чаще всего родители трагически гибнут на первых годах жизни своего чада, желательно на глазах этого самого чада. Так у него появляется смысл жизни (читай: навязчивая идея) - найти и отомстить обидчикам в особо жёсткой форме.

Ослепительная внешность

Выглядит Марти непременно сногсшибательно. Причём сшибаются буквально все в пределах видимости, часто независимо от половой принадлежности и сексуальной ориентации. Все положительные персонажи Марти боготворят, а отрицательные люто ненавидят. Ибо завидуют! Что же им бедолагам ещё делать остаётся?

Рост героя обязательно должен быть выше среднего. Фигура Аполлона, на теле ни единого шрама (однако допускаются татуировки, особенно если они со скрытым смыслом), плечи широкие. Глаза обязательно описываются особенно тщательно и подробно. Они непременно выразительные, пронзительные, мечтательные, а заодно и гипнотизирующие. Волосы, как правило, длинные и густые самых невообразимых оттенков от иссиня-чёрного до кислотно-жёлтого, но никоим образом не обычного русого или каштанового. Такой вот "аццкий" Марти Сью вырисовывается.

Яркая личность

Характер Марти заслуживает особого внимания. Средних значений и полутонов у этого персонажа просто не бывает. А как же иначе? Он ведь такой исключительный! Поэтому наш герой непременно либо невыносимо добр и внимателен ко всему сущему (кроме тех, кому должен отомстить, конечно же), либо злобен и жесток (но внутри всё равно невыносимо добр, просто до этой доброты докопаться нужно).

Подобная двойственность возникает часто из-за того, что автор чрезмерно сосредоточен на герое. У него всё должно быть самое-самое! А что до элементарной аргументации его действий или их логичной последовательности, всё списывается на неординарность и непогрешимость персонажа.

Мастер боевых искусств

Сражается Марти умело и со вкусом. Он умеет мастерски обращаться практически с любым оружием, а при необходимости превратит в оружие любые подручные средства. В рукопашном бою он также неизменно хорош. Кроме обычных техник, в его арсенале непременно найдутся секретные приёмы, передаваемые из поколения в поколение или показанные ему мудрым наставником. Если действие происходит в мире, где присутствует магия, то герой непременно будет в совершенстве владеть какой-нибудь из доступных сил, а в особо запущенных случаях - и всеми сразу.

Укротитель всего живого

Марти Сью без труда найдёт общий язык с любым представителем животного мира. Среди его спутников часто оказывается любимец, преданный исключительно своему хозяину и верно защищающий последнего от всего окружающего мира. Как минимум, это будет волк или другой экзотический хищник. Часто в роли зверька может выступать дракон или неизвестный гибрид совершенно несовместимых хищников.

Однако не всё то Марти, что обладает уникальными способностями или симпатией окружающих. Часто, для безошибочного определения в фанфике или оригинальном произведении Марти Сью, характеристика персонажа будет даже не самым важным, хотя и существенным фактором.

Главным отличием хорошего проработанного героя от картонного и непродуманного Марти является причинно-следственная связь (и, соответственно, её отсутствие). Например, если главный герой добился вершин мастерства фехтования благодаря годам упорных тренировок под руководством опытного учителя, то нет ничего удивительного, что он будет побеждать в сражениях. Но если очередной попаданец из нашего мира в фэнтезийный, в жизни не крутивший в руках ничего тяжелее шариковой ручки, впервые схватив меч, сходу разгоняет небольшой отряд регулярного войска, то перед вами классический случай «сьюшности» в её тяжёлом проявлении.

Гарри Поттер под подозрением

Бывает, среди фанатов разгораются горячие дискуссии в связи с любимыми героями. К примеру: является ли Гарри Поттер Марти Сью? И действительно, при беглом взгляде можно легко согласиться с этим утверждением.

Судите сами: простой школьник все семь лет тянет на себе сюжет, за ним упорно гоняется главный антагонист, но Гарри всегда удаётся выйти победителем. Но если разобраться внимательнее, то вырисовывается совсем другая картина.

Во-первых, Гарри далеко не идеал в учёбе. Да, в старших классах он обучает других учеников магическим приёмам, но знает он их не потому, что это пришло каким-то чудесным образом, а потому, что ему пришлось применять эти заклинания в реальной жизни. И его им специально обучали. Гарри допускает ошибки, у него есть свои слабости, а то, что он умеет, является результатом немалых усилий с его стороны.

Обвинение Гермионы

Ещё более ярые обвинения в «мэрисьюшности» выпадают на другую героиню этой вселенной - Гермиону Грейнджер. Мол, и умница, и красавица, и всезнайка… Да и сама Джоанна Роулинг не скрывает, что этого персонажа она писала с себя (а личная проекция автора на героя - один из явных показателей Мэри Сью).

Однако, опять-таки, просто каких-то отдельных единичных показателей мало для того, чтобы заклеймить героиню нелестным прозвищем Мэри Сью. Даже сама Роулинг отнюдь не идеализирует Грейнджер. Вспомните, в первой книге с маленькой зазнайкой вообще никто дружить не хотел, включая Гарри и Рона. Впоследствии Гермиона не раз откровенно садилась в лужу, ну а «обвинения» в красоте, вообще могут относиться только к актрисе Эмме Уотсон, потому что по книге первой красавицей Гермиона отнюдь не была. Даже её пресловутое всезнайство имеет твёрдое обоснование - девочка все каникулы тратит на подготовку к учебному году, чуть ли не наизусть зазубривая учебники.

Признаки «сьюшности» в Наруто

А вот во вселенной аниме «Наруто» Марти Сью - частые гости. К примеру, в Саске Учиха влюблены практически все особи женского пола. Причём сам он для этого ничего не делает. Кроме того, Саске отличается невероятными успехами в обучении. В первом же сражении с демонами совсем юный и неопытный ученик не просто вступает в бой и даёт достойный отпор врагам, но, по словам Наруто, делает это играючи, даже не вспотев.

Сам Наруто тоже не пасёт задних. Его успехи в обучении головокружительны, а количеству друзей позавидует любой герой. Популярность этого аниме-сериала, а также особенности прорисовки персонажей породили множество фанфиков, в которых Марти и Мэри Сью расцвели пышным цветом. Не исключение и пародийные жанры.

Мэри Сью в качестве комедийного персонажа

На благодатной почве фанфиков и самиздата проросли семена отдельного самостоятельного гротескного жанра, в котором персонажи намеренно прорисовываются с гипертрофированными признаками «сьюоидов». Талантливые авторы ухитряются даже ставить этих суперперсонажей в такие ситуации, которые не разруливают даже суперспособности, и это добавляет ещё больше комизма в представленный юмористический жанр.

Главные отличительные признаки

  • своим часто вычурным именем и громким прозвищем (приставки фон, де и прочие приветствуются, даже если речь идёт о сыне крестьянина);
  • невероятно эффектной внешностью без единого недостатка (загар обязательно ровный, никаких шрамов или мозолей);
  • сексуальные победы героя соперничают лишь со списком поверженных им врагов (ибо в Марти Сью обязаны влюбиться все);
  • уровень владения оружием чуть выше абсолютного совершенства (сюда смело можно включать все магические или сверхъестественные навыки);
  • с героем либо хотят дружить, либо яростно ненавидят (как правило, вследствие зависти к его способностям и успехам);
  • проблемы и трудности решаются либо непосредственно благодаря гениальности героя, либо в результате счастливого стечения обстоятельств;
  • герою прощается буквально всё (дерзость, жестокость и несправедливость);
  • многочисленные добродетели героя нередко противоречат сами себе (неизменная доброта ко всему живому мирно соседствует с решимостью уничтожить любого, посягнувшего на что-то дорогое для Марти).

«Мэри Сью» (или «Гэри Стю» для мужчин) является оригинальным персонажем в фанфиках, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть. Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны, неописуемо умны и нравятся всем, кроме читателей. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Продолжайте читать и вы узнаете подробные инструкции, как избежать появления столь раздражающего персонажа в вашем произведении.

Шаги

Часть 1

знайте свое произведение очень хорошо

Часть 2

описывайте свой персонаж правдоподобно

    Избегайте создания главного героя в качестве канонического персонажа. В то время как некоторые канонические персонажи имеют смутное прошлое, которым можно манипулировать, частая и легко распознаваемая (хотя не обязательно) черта Мэри Сью относится в том или ином роде к канону, особенно к такому, у которого уже есть крепко упрочнившееся прошлое. Вашим читателям может быть сложно поверить, что у вашего канонического персонажа есть сестра, о которой он никогда не упоминал или сын, которого она не помнит.

    Пусть ваш персонаж будет частью множества героев, может быть даже очень маленькой частью. Ваш главный герой не обязательно должен быть постоянно центром вселено. Отведите другим персонажам моменты вдали от главного героя, в которых они не будут говорить или думать о главном персонаже.

    Позвольте каноническим персонажам быть в центре внимания вместе с главным героем. Помните, зачем они существуют. Ваши читатели хотят читать о канонических персонажах, поэтому вы пишете фанфик.

    Выберите реалистичное имя. Убедитесь, что выбрали имя, которое согласуется с желаниями ваших поклонников. Например, не нужно называть персонаж Гарри Поттера именем Триксибелла Арвен или эльфа из властелина колец Джейн. Существует множество интернет веб-сайтов, которые позволят вам отыскать правильные имена в соответствии с выбранным вами сообществом фанатов.

    • Веб-сайты с именами для детей – хорошее начало, но не увлекайтесь этим до безумия. Такие имена, как «Анджелика Роанна Марибель Дэвениш» звучат смешно и не реалистично. Также не используйте такие характеристики, как цвет волос или черты лица, так как многие дети называются при рождении.
    • Не используйте свое собственное имя или разновидность его. Это будет кричать читателям «Мэри Сью».

Часть 3

пусть у вашего персонажа будут отрицательные качества
  1. Позвольте своему персонажу иметь реальные отрицательные черты. Несдержанность, склонность к проявлениям гнева и сложность заводить друзей являются хорошими примерами отрицательных качеств персонажа. Недостатки должны быть такими, которые имеют реальные последствия для персонажа в его или ее жизни и которые продвинут историю далеко вперед.

    Пусть вещи достаются персонажу упорным трудом. Одна из наиболее раздражающих вещей в Мэри Сью – как легко им все дается: бойцовские навыки, особые таланты, прочные отношения, суперспособности, которые появляются как раз во время для того, чтобы спасти весь мир, и т.д. Если вашему персонажу придется сражаться и иметь дело с реальными проблемами, ваши читатели станут сопереживать ей. Если же она будет идеальна без единого изъяна, они начнут ненавидеть ее.

    Не стоит также наделять персонажа качествами, свойственными вам. Если вы это сделаете, вы можете с тем же успехом начать вести дневник, так как каждый имеет свою индивидуальность и должны иметь свободу выбирать, что им делать, поэтому не основывайте их решения на своем собственном мнении, вере и т.д. Это сделает историю куда более интересней и также сделает написание произведения более интересным путешествием для вас, расширяя ваши навыки писателя.

Часть 4

развивайте свой персонаж

    Пусть у каждого персонажа будет разная реакция на главного героя. Посмотрите на оригинальную работу, которую вы берете за основу. Все ли главные герои всегда соглашаются или ведут себя одинаково? Конечно, нет. Берите в расчет индивидуальность канонических персонажей и создайте правдоподобную реакцию и отношения с вашим новичком.

    Не позволяйте своему новому персонажу быть единственным, кто решает основные неразрешенные конфликты оригинального произведения. Позвольте минуту славы уже имеющимся персонажам или сделайте из этого реальную командную работу.

    Осторожно с романтикой вокруг. Мэри Сью всегда любимы персонажами, которые очень нравятся автору или воссоединяют двух ранее никак не связанных персонажей, которые по мнению автора должны быть вместе. Романтика возможна в фанфиках, но дайте немного времени, чтобы все выглядело правдоподобно.

    Попридержите коней. Одна из наиболее негативных черт в рассказах о Мэри Сью – все происходит слишком быстро. Возможно, потребуется некоторое время, чтобы ваш новый персонаж стал близок с каноническими персонажами. Или же он должен быть в состоянии выполнять множество потрясающих вещей. Не торопитесь. Вы всегда можете написать продолжение.

  • Вредные привычки, такие как грызть ногти, могут быть интересными причудами, но при этом они не являются недостатками. Одна или две вредные привычки сделают ваш персонаж более глубоким и интересным, но не забывайте о реальных недостатках.
  • Неспособность к чему-либо никак не влияющему на обыденную жизнь персонажа или неспособность делать то, что она когда-либо делала, не является недостатком. Пилот звездолета, который не умеет хорошо петь все еще остается хорошим пилотом звездолета. Участник группы кочующих исполнителей негритянских песен, который не умеет петь – вот это реальная проблема.
  • Создание Мэри Сью не является восьмым смертным грехом. Многие писатели фанфиков начинают с того, что представляют с каким персонажем из их любимого ТВ-шоу, книги, комиксов или видео-игры они хотели бы встретиться и пообщаться. Но то, что привлекательно для вас не обязательно будет привлекательным для читателей. Не стоит слишком сильно ругать себя за то, что создали рассказ о Мэри Сью; просто посмотрите, что вы можете исправить и чего вы можете избежать в будущем, так чтобы ваш персонаж стал похожим на реальный и понравился всем.
  • Хорошее золотое правило – в вашем персонаже на каждые два-три достоинства должен приходиться один маленький недостаток. На каждые шесть – девять достоинств – один большущий недостаток. Таким образом ваш персонаж будет сбалансирован.
  • Мэри Сью встречаются не только в фанфиках. И хотя чаще всего они встречаются и легко распознаются, когда писатель играет на уже созданном пространстве, Мэри Сью также можно обнаружить в полностью оригинальной работе. Хотя вышеуказанные шаги не применяются к Мэри Сью в оригинальных произведениях, все же они могут помочь. Конечно, некоторые новые персонажи будут вашими главными героями, потому что они все новые. Но если ваши главные герои будут забирать все внимание и славу, получать всех парней и никогда не делать ничего плохого, вы можете получить Мэри Сью в чистом виде.
  • Балансируйте сильные и слабые стороны. Например, если ваш персонаж красивый молодой человек с голубыми волосами, прекрасно владеющий мечом и стреляющий из лука, танцующий и очаровывающий других своей игрой на гитаре, обожаемый почти всеми девушками вокруг, то сделайте его комически неуклюжим, боящимся пауков, а также добавьте ему немного личных недостатков, таких как высокомерие, что сделает его ненавидимым своими сверстниками и/или зависимость от курения, которая плохо влияет на его здоровье. Только убедитесь, что эти недостатки имеют реальные негативные последствия для него, а не являются просто милыми маленькими причудами.
  • Недостатки возникшие из лучших побуждений, например «слишком много делает» или «очень много работает» могут быть полноценными недостатками, только если приводят вашего персонажа к проблемам. Если ваш персонаж слишком сильно заботится о другом человеке или о группе людей, то такая забота может быть во вред ее миссии или из-за этого она не сможет принять решений, которые могут негативно отразиться на них, но послужить высшему добру.
  • Тесты на определение Мэри Сью могут помочь вам определить, заходит ли ваш персонаж на территорию, принадлежащую Мэри Сью. Просто помните о том, что большинство оригинальных персонажей, будь то Мэри Сью или нет, наберут по несколько баллов.
  • Если вы заметили, что у вас получилась вылитая Мэри Сью, но вы не хотите загонять ее в маленькую коробочку, измените род вашего произведения на пародию. Если вы пишете пародию, то тогда создание Мэри Сью будет очень даже кстати, но только если ваша пародия веселая.
  • Недостатки не являются проблемами, которые должны быть решены к концу истории и не должны быть маленькими неудачами, которые исчезают в важные моменты. Ваш персонаж может постепенно преодолевать некоторые из своих проблемных вопросов, но он никогда не должен становиться идеальным. Если ваш персонаж с рождения неуклюж, он должен быть неуклюжим и во время сражений, а не только тогда, когда его падение предполагает быть веселым. Если у него склонность к трусости, не нужно, чтобы он ее преодолевал в первую или вторую (или даже третью или четвертую) битву. Он может сжиматься от страха много раз и со временем научиться преодолевать его. Однако его склонность к трусости в момент, когда он думает, что уже полностью избавился от нее, может внезапно обрушиться на него, когда он меньше всего этого ожидает. Если ваш персонаж груб к своим руководителям, они будут грубы постоянно и они будут постоянно наказываться за свои недостатки.

Предупреждения

  • Если кажется что ваш Оригинальный персонаж – Мэри Сью, просто примите это. Не старайтесь убедить себя, что она ей не является. Потому что она, возможно как раз таки и является ею. Помните, Мэри Сью в руках хорошего писателя, могут быть хороши. Очень много популярных канонических персонажей страдают от переизбытка присутствия Сью, но у них все равно есть индивидуальность.
  • Если кто-то оскорбляет ваш оригинальный персонаж за то, что он является Мэри Сью, не воспринимайте это слишком лично. Просмотрите свой персонаж еще раз, и не стоит думать, что ваш персонаж самый лучший и что другие писатели вам просто завидуют.

Мэри Сью (англ. Mary Sue) - пренебрежительное название главной героини какого-либо произведения (изначально англоязычных фанфиков), которая наделена гипертрофированными сверхспособностями. С этой героиней автор, как правило, ассоциирует себя.

Обычно Мэри Сью появляется неожиданно, и сразу вызывает всеобщее восхищение. Мэри Сью обладает абсолютно всеми достоинствами, как внешними, так и внутренними, в невероятных, гротескных и смешных количествах. Мэри-Сью легко вычислить, так как она всегда сногсшибательно красива и неописуемо умна. Как правило, у нее необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Противоречащие друг другу качества вынуждены чередоваться (так, у девушки может быть - среди множества прочих - сверхспособность усилием воли менять цвет глаз). Вокруг Мэри Сью вертится весь мир, угрожающие человечеству проблемы она разрешает одним махом. Вслед за спасением мира она либо выходит за облюбованного автором канонического героя замуж, либо погибает героической смертью под дружные рыдания остальных персонажей.

Сам термин «мерисьюизм» произошел от ранних фанфикшенов по сериалу Star Trek.

Мэри Сью — веселое, яркое, полезное шестнадцатилетнее создание, лучик света на корабле. Весь корабль любит Мэри Сью, потому что Мэри Сью хороша во всем. Мэри Сью — инженер, врач, хороший лидер, превосходный повар и, как правило, прекрасная певица. У Мэри Сью часто проявляются особые дарования, например телепатия, предвидение или магические способности. Если Мэри Сью очень юна, она часто дочь одного или двух известных персонажей. Если она постарше, то она обычно оказывается к концу в постели с любимым героем автора. Ее имя — часто первое или второе имя автора, или его ник в интернете, или любимое прозвище. В конце истории Мэри Сью выходит замуж за выбранного героя, принимая всеобщие поздравления и восхищения, либо же умирает, сопровождаемая глубоким трауром. Читатель, со своей стороны, только рад.
Мужского персонажа с похожими характеристиками называют Марти Стью (Marty Stu).

Марти-Сью — задумчивый, любящий уединение тип, совершенно не обращающий внимание на славу, от которой у него одни неприятности. Притом что у него прекрасно получается все начинания, даже когда он игнорирует общепринятые правила. В конце он получает уважение всех авторитетных фигур.

У Марти Сью также случаются ужасные приступы вины из-за вещей, в которых не было его ошибки и которые он вообще не мог контролировать. Все вокруг знают, что он ни в чем не виноват, но он настаивает на своих мучениях и тоскует все ночи напролет. Это дешевая уловка, чтобы найти причину для тоски, переоценки ценностей и глубокой задумчивости совершенно без причины, только чтобы наложить на героя ответственность за что-то неправильное. Часто это используется, чтобы герой стал необщительным и презираемым, из-за того что он замучен виной или морально травмирован.

В произведениях неумелых авторов (часто это подростки), неосознанно кладущих на страницы собственные фрустрации по поводу того, что они не родились Суперменами или хотя бы Бэтменами, персонаж Мэри Сью возникает неосознанно. Указание на то, что героиня/герой является Мэри Сью, является весьма серьёзной пощёчиной автору.

Мэри Сью не может сделать ничего даже отдаленно плохого без целой кучи объяснений и оправданий.

Некоторые авторы думают, что они могут избежать обвинения в мэрисьюизме, заставляя своих героев страдать. Частый результат — утомительные мучения, сопровождаемые потоками жалости к себе и сочувствия других персонажей. Читателям это надоедает так же, как и постоянное исполнение желаний героя, потому что по существу это одно и то же. Во всех этих «страданиях» отражается старая добрая фантазия: «Когда я умру, вы все пожалеете, что плохо ко мне относились».

Другое характерное оправдание «мэрисьюистов»: «Эта героиня не я, она просто напоминает меня, разговаривает как я, носит мое имя и делает все то, что мне хотелось бы делать» (Да, это именно так). Или: «Моя героиня не идеализированное олицетворение — она переняла кучу недостатков». Или: «Она не совершенна — есть очень много вещей, которых она не умеет». К сожалению, под «недостатками» часто понимается: «Она слишком сильно заботится о своих друзьях» или «Он пытается все делать как можно лучше, на грани возможностей». И под вещами, которые она «не умеет делать», понимается неумение играть на банджо, чтобы спасти свою жизнь, и другие навыки, которые не играют роли в сюжете.

Проблема с явным самоописанием состоит в том, что в многих случаях автор использует его, потому что он или она просто больше ничего не умеют. И автор, у которого не хватает воображения создать персонаж иной, чем собственная копия (слегка улучшенная, конечно) скорее всего попадет в западню мэрисьюизма. Самоописание — это не причина появления плохих рассказов, но обычно у них один общий источник.
Это также означает, что автор, который знает, что делает, может использовать самоописание, и его рассказ необязательно получится плохим. Я читала несколько очень хороших рассказов с явным самоописанием, но оно было управляемым, и мэрисьюизм там не вызывал раздражения.

Автор приключений Мэри Сью работает на простом принципе: он хочет, чтобы его любили, так что он делает любимым своего героя. Все главные персонажи хотят быть его друзьями, и автор ожидает, что читатели почувствуют то же самое. К сожалению, этого не происходит. Читателям не нужен персонаж, которого они могут любить, им нужен тот, с кем они могут себя отождествлять. Причина, почему мэрисьюизм так раздражает, в том, что никому не нравится видеть кого-то, чьи мечты всегда и во всем сбываются. Наиболее успешные истории — те, где читатель может поставить себя самого на место главного героя. Но Мэри Сью создана не для них, а для автора — такой, какой хочет видеть себя автор со стороны.

Как побочный эффект, Мэри Сью часто отодвигает на задний план главных персонажей. Через секунду после появления Мэри все вокруг превращаются в ее поклонников. Жизнь остальных персонажей показывается постольку, поскольку это касается Мэри, и никакого развития характеров не происходит без того, чтобы это ее каким-либо образом не касалось. Главные герои становятся фоном, кроме разве что особых симпатий автора — им позволительно стать близкими друзьями (или возлюбленными) Мэри Сью.

В фанфиках

В фанфиках «Мэри Сью» чаще всего является новым персонажем, отсутствующим в исходном произведении. Реже в неё «превращается» один из оригинальных персонажей, поведение которого очень сильно изменяется. Обычно «Мэри Сью» появляется неожиданно и сразу вызывает восхищение окружающих. Она одновременно сочетает в себе все возможные достоинства в настолько гипертрофированных объёмах, что для читателя это выглядит гротескно и нелепо. Зачастую положительные качества «Мэри Сью» противоречат друг другу и сменяют друг друга в зависимости от ситуации - на ходу в повествовании может меняться внешность, характер, производимое персонажем впечатление и так далее. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, а угрожающие человечеству проблемы она разрешает одним махом.

Часто, но не обязательно, у «Мэри Сью» бывает очень длинное и красивое (по мнению автора) имя. Также она может оказаться родственницей одного из главных персонажей исходного произведения и носить его фамилию. Почти всегда некоторые детали биографии «Мэри Сью» (например, родной город или любимая музыкальная группа) взяты из жизни самого автора.

Персонаж типа «Мэри Сью» чаще всего возникает у автора неосознанно. Указание на то, что героиня/герой является «Мэри Сью», может казаться автору весьма серьёзным оскорблением. В некоторых случаях, однако, «Мэри Сью» специально вводится в произведение ради комизма и гротеска . Как правило, в этих случаях «мэрисьюшность» доводится до абсурда , но «развернуться» персонажу не дают какие-то обстоятельства (коими являются другие «Мэри Сью», чаще это ближайшие родственники главных героев).

В настольных ролевых играх

См. также

Примечания

Ссылки

  • Paula Smith. A Trekkie’s tale (англ.) первый фанфик с упоминанием имени Мэри-Сью

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мэри Сью" в других словарях:

    - (англ. Mary Sue) принятое в англоязычной среде название главного персонажа, наделённого автором гипертрофированными сверхспособностями, с которым автор, как правило, ассоциирует себя. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, вселенские или… … Википедия

    - (англ. Mary Sue Hubbard) (17 июня 1931–25 ноября 2002) третья жена писателя фантаста и основателя саентологии Рона Хаббарда. Она участвовала в создании первой Церкви саентологии в 1953 году. Её называли «первой леди» саентологии. У Мэри и Рона … Википедия

    Мэри Сью Хаббард (англ. Mary Sue Hubbard) (17 июня 1931 25 ноября 2002) третья жена писателя фантаста и основателя саентологии Рона Хаббарда. Она участвовала в создании первой Церкви саентологии в 1953 году. Её называли… … Википедия

    Мэри Сью Хаббард (англ. Mary Sue Hubbard) (17 июня 1931–25 ноября 2002) третья жена писателя фантаста и основателя саентологии Рона Хаббарда. Она участвовала в создании первой Церкви саентологии в 1953 году. Её называли «первой леди»… … Википедия

    Сью: Сью, Арлен (? 1975) никарагуанская революционерка китайского происхождения, первая и самая молодая женщина мученица СФНО, символ никарагуанского женского движения. Сью, Сьюзи (род. 1957) британская певица и автор песен. См. также … Википедия

    Sue Ellen Ewing Линда Грэй в роли Сью Эллен Юинг в 2012 году. Появление 1.01. Digger s Daughter (2 апреля 1978) Информация Пол женский Возраст 65 Дата рождения 1947 Род занятий Кандидат на пост Губернатора Техаса (20 … Википедия

    Mary Pickford Имя при рождении: Глэдис Луиза Смит Дата рождения: 8 апреля 1892 … Википедия

    Mary Kate Olsen and Ashley Olsen Эшли и Мэри Кейт на кинофестивале Трайбека в апреле 2011 Имя при рождении … Википедия

    Мэри Сью (англ. Mary Sue) принятое в англоязычной среде название главного персонажа, наделённого автором гипертрофированными сверхспособностями, с которым автор, как правило, ассоциирует себя. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, вселенские или… … Википедия

За появление данного труда следует благодарить Шрайка и его сообщников по Fantasy_proda . А также легионы юных писателей, щедро предоставляющих материал для анализа.

Составитель ни в коей мере не претендует на оригинальность и первооткрывательство.

Некоторые термины, которые могут вызвать вопросы.

Аффтар - индивид, чьи писательские амбиции существенно превосходят литературный талант (и, увы, знание русского языка).

Бронелифчик - часть униформы Мэри-Сью. Считается, что бронелифчик - это вершина эволюции топика. Лучшие изделия выковывают из сплава либидо, комплексов и штампов (1:3:6). Простейший бронелифчик собирается в домашних условиях из канцелярских скрепок.

Великий Роман - любое произведение аффтара независимо от формы, жанра и объема.

Иномирье - в узком смысле - сказочная вселенная, куда попадает Мэри-Сью. В широком смысле - любая картина мира, в которой извращаются законы природы, логика и правила родной речи (например, у человека внезапно вырастают крылья, пэтэушница становится королевой, а слово "пальто" - склоняется).

Мэри-Сью (МС) - живая легенда Иномирья. Безупречная героиня небезупречных аффтаров. Всегда носит при себе зеркало, которое отражает ее бесчисленные достоинства, и мемориальную табличку, где записаны все подвиги и свершения.

Мэри Сью верхом

Mary Sue Vulgarius

Огромными лучистыми глазами

взирают на тентакли махо-сёдзё.

И нервно поправляют сейлор-фуку.

Прекрасный источник вдохновения для юных аффтаров. И замечательный рассадник комплексов. Ведь, при всем желании, не получится заиметь глазищи в пол-лица (запущенные случаи базедовой болезни в расчет не берем) и ноги длиной в 2/3 роста.

Из аниме в произведения аффтаров прорвались толпы сексапильных демонов с волосами и глазами психоделической окраски. Также японскую мультипликацию следует благодарить за двухметровые мечи, которыми теперь размахивает кто ни попадя. И, конечно, за обилие ехидных героев. Нынче каждая аффтарица считает своим долгом поселить в Великом Романе как минимум одного персонального Алукарда, Шульдиха или Мураки.

Охотник на вампиров Ди заслуживает отдельной благодарности (с занесением в личное дело) за адского коня, любезно сдаваемого напрокат.

Schreik: но вперед него ехидного коня успела сдать напрокат ВБП.

Аристократизм

Смотрите, как поблескивает гордо

фамильный вензель в пирсинге пупка!

Очень важен для МС, и должен всячески подчеркиваться.

Основные черты аристократа: тонкие длинные пальцы, горделивая посадка головы, уменье ездить верхом и презрение к простолюдинам (читатели по умолчанию попадают в число последних).

Настоящий аристократизм не скроют ни слои косметики, ни пудовый пирсинг в разных интересных местах, ни мини-юбка (с ее помощью что-либо скрыть трудновато), ни топик с декольте (см. про мини-юбку).

Артефакты

Добуду я волшебный Медный Таз,

и мир от зла и бедствий им накрою!

Имеют труднопроизносимые названия и труднодоступные места укрывания. По-настоящему сильный артефакт не может храниться в местном краеведческом музее под присмотром вечно дремлющих бабушек и называться "Деревянная ложка. XIX в.".

Понятно, что стоящий артефакт нельзя выпилить лобзиком из фанеры. Зато, хороший артефакт стопудово выйдет из платины, инкрустированной лунным светом, из берцовой кости мухокрылого дракона, или из черепа Розенталя.

Барды и нутрии

Бесшумно, словно тень, речной зверек

с ножом в зубах спускался по портьере...

А голый бард стоял в кустах на стреме.

Самые несчастные существа в Иномирье.

Барды тратили слишком много времени на занятия музыкой и не уделяли должного внимания физической подготовке. В результате, любая иномирская старушка способна побить и ограбить хиляка-барда.

Статистика показывает, что среди бардов много трансвеститов. Во всяком случае, у некоторых Мэри-Сью к концу Великого Романа скапливается ворох бардовых чулок, корсетов и бижутерии.

Иногда бардов используют в декоративно-прикладных целях. Например, делают из них так ценимые аффтарами деревянные гобелены.

Нутриям повезло еще меньше. Их то и дело начиняют всякой гадостью вроде переживаний героини.

Благородное происхождение

Он из низов: в тайге воспитан гнусом.

Важный атрибут Мэри-Сью. Лучше всего, конечно, быть прямым потомком местного бога. Но и монарх вполне сойдет.

В классическом варианте "Папа - король, дочка - бунтарка", МС всячески борется с придворным этикетом, модой и дворянскими обычаями. Все это (особенно, наряды и прически) любовно описывается, чтобы читатель твердо уяснил, с чем именно МС ведет незримый бой.

Происхождение героини может до самого конца держаться в тайне, но читатель все поймет по нехилым намекам.

Боевые искусства

К ней за автографом Чак Норрис прилетал.

А Джеки Чан молил о мастер-классе.

Казалось бы - крутая магичка Мэри-Сью должна спокойненько долбить вражин из надежного блиндажа. Или - с высокой башни. Но нет! Героиня (под бодрящие клевки некой жареной птички) лезет в рукопашную. И не боится, что плохие дяди сделают ей бо-бо.

Кто может тягаться с Мэри-Сью, которую обучил премудростям мордобоя сам великий учитель Малокаши Ела? А еще у героини врожденные способности к кёкусинкай-карате, айкидо и молдавской борьбе трынтэ-дряптэ. И от природы хорошо поставлен крик "Ки-и-йя!".

Чтобы не потерять боевую форму, Мэри-Сью время от времени шатается по разным злачным местам. Уложив в штабеля посетителей таверны, посмевших глазеть в вырез бронелифчика, героиня отправляется в портовый кабак - приструнивать пьяную матросню. А после - бродит по ночным улицам, кокетливо подмигивая потенциальным насильникам.

Большая Любовь

А, может, лучше вздохи на скамейке?

МС - существо жадное. Простой любви ей недостаточно. Любовь должна быть Большой и Эпохальной. Словом, достойной занесения в летописи, анналы истории и протокол осмотра места происшествия.

Большая Любовь либо возникает с первого взгляда, либо постепенно вырастает, как пушок плесени на ржаной горбушке. Быстрый вариант сопровождается тахикардией, усиленным слюноотделением и рвущимся из глубин души воплем "Это он!". У оглушенного любовным криком Объекта нет иных вариантов, кроме немедленного ответного чувства.

Во втором случае, Большая Любовь эволюционирует из взаимного недовольства, мелких подколок и неоднократного спасения друг друга от верной гибели. После третьего-четвертого спасения героиня понимает, что имеет место какой-то подвох. Страниц через 200-300 до Мэри-Сью доходит, в чем именно дело. Ну а далее вступает в силу схема для любви с первого взгляда.